оптимизационный подход при размещении логистических объектов в стратегии развития российских регионов
(НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
о.н. рожко,
доцент кафедры автомобильных двигателей и сервиса Казанского национального исследовательского технического университета (КАИ) им. А.Н. Туполева,
кандидат технических наук oxana.rozhcko@yandex.ru
В статье представлены результаты решения комплексной научно-практической задачи — выбора мест размещения логистических объектов различного класса и назначения на территории муниципальных районов региона. При решении задачи разработан методический подход, базирующийся на многокритериальной рейтинговой оценке логистического потенциала каждой административно-территориальной единицы республики. Его реализация позволила разработать рекомендации по расположению объектов логистической инфраструктуры.
Ключевые слова: логистический потенциал, логистическая инфраструктура, критериальная рейтинговая оценка, логистический центр
УДК 332.14 ББК 65.9(2Рос)-5
На сегодняшний день одной из актуальных проблем транс-портно-логистического комплекса России является региональная неравномерность распределения транспортно-логистиче-ской инфраструктуры, что ведет к росту транспортных издержек как производственных, так и торговых компаний [10]. В основе формирования транспортно-логистической системы страны на данный момент заложена инвестиционная модель, которая, в отличие от модели государственно-частного партнерства, руководствуется лишь доходностью и быстрой окупаемостью проектов [1]. Данная модель не учитывает региональные производственные и транспортные локалитеты, сочетание которых и образует региональную транспортно-логистическую систему [2]. Предлагаемый оптимизационный подход позволит сделать обоснованный выбор мест размещения логистических объектов на внутрирегиональном и межрегиональном уровне, вне зависимости от различий регионов в уровне экономического развития, возможности реализации логистического потенциала и стратегии развития логистической инфраструктуры.
Предлагаемый подход был реализован в рамках проекта — совершенствования логистической инфраструктуры региона путем создания и оптимизации мест размещения логистических объектов различного класса и назначения на территории муниципальных районов Республики Татарстан. Сложность в решении комплексной научно-практической задачи заключалась в том, что логистические объекты требовалось разместить в крупной экономической зоне, следовательно, имелось множество сравнимых вариантов мест расположения, число которых при выборе возрастало не только по причине наличия большого количества пунктов размещения, но и за счет возможности многовариантной рационализации управления материальными потоками. Для решения задачи реализован подход комбинаторного экономико-математического моделирования [8, 9], согласно которому первоначально был произведен обоснованный выбор основных критериев оценки логистического потенциала каждого из 43 районов региона, описание методического подхода и выбора критериев представлены в публи-
Баллы
70 60 50 40 30 20 10 0
Место района в шкале рейтинговой оценки
рис. 1. Комплексный рейтинг районов рт при структурированных критериальных показателях (в условных баллах)
кации [3], разработана методика расчета рейтинговой оценки потенциала каждого района посредством реализации многокритериальной задачи принятия решений, подробное ее описание представлено в монографии [4]. В результате решения в условных баллах был определен комплексный рейтинг районов Республики Татарстан при равновесных и взвешенных критериальных показателях, который затем был скорректирован при структурированных критериальных показателях. Рейтинг выявил 20 административно-территориальных единиц (районов) — лидеров оценки логистического потенциала (рис.1).
Для лидирующих по оценке логистического потенциала районов было выполнено статистическое прогнозирование объемов перевозок наземными видами транспорта, а также производственного потенциала районов экстраполятивными методами и на основе обучаемых нейронных интеллектуальных сетей на трехлетний горизонт прогнозирования. Прогноз выявил положительную динамику по основным показателям: производственному потенциалу и объемам грузовых перевозок наземными видами транспорта, что окончательно подтвердило лидирующие позиции районов и позволило рекомендовать размещение на их территории логистических объектов.
Анализ рынка аутсорсинга логистических услуг региона позволил сделать вывод — в настоящее время в республике большинство как федеральных, так и региональных игроков транспортно-логистического бизнеса оказывают лишь 2Р1_ услуги, которые пользуются наибольшим спросом у заказчика, тоесть предоставляют лишь традиционный перечень мероприятий по транспортировке грузов и управлению складскими помещениями. Однако в современных условиях развития межрегиональных и международных кооперационных связей предприятиям Республики Татарстан неизбежно станут востребованы более совершенные принципы работы в логистике: 3Р_, 4Р_ и 5Р_ операторы, являющиеся интеграторами логистических процессов высокого уровня, когда вся цепочка поставок контролируется и управляется одним высококвалифицированным логистическим провайдером.
Предлагаемые к размещению логистические объекты могут полностью или в большей части принять на себя функций комплексного логистического оператора. В таблице 1 представлены функционирующие на территории Татарстана логистические центры.
Однако, следует отметить, что, за исключением корпоративных логистических центров, имеющиеся в Татарстане логистические объекты, оборудованные складскими комплексами клас-
са А, являются лишь пунктами накапливания крупных отправок в структуре централизованных перевозок, что можно наглядно наблюдать на примере таких производственно-терминальных площадок международного уровня как «Биек Тау», <^-Рагк Казань» и комплекс «Константиновский». Хотя изначально эти крупные логистические терминалы задумывались как центры региональной дистрибуции — «последняя миля» до конечного потребителя, что объясняет их местоположение на федеральной трассе М7, по которой идет поток грузов в Поволжье, Урал и Сибирь. Такая позиция управляющих логистическими центрами компаний понятна — клиентам необходимы склады для хранения своего груза, и они готовы платить за складские услуги. Однако в этом случае складированием подменяется значение логистической терминальной технологии, призванной максимально сократить издержки средств обращения на организацию перевозок. Поэтому сегодня остро стоит вопрос эффективного использования мощностей, уже строящихся в настоящее время согласно «Схеме территориального планирования Республики Татарстан» [5] крупных логистических объектов:
- Международный Свияжский межрегиональный мультимо-дальный логистический центр (СММЛЦ), 244,5 га (242,7 тыс. м2 — открытые площадки; 505,2 тыс. м2 — застройка). Многофункциональный, мультимодальный ЛЦ. Склады классов А+, А и В+. Расположен у пгт. Нижние Вязовые в Зеленодольском районе на пересечении железнодорожных, автомобильных и водных путей, в непосредственной близости к маршруту перспективного транспортного коридора «Европа-Западный Китай»;
- Терминально-логистический центр «Восточный ветер». ТЛЦ «Восточный ветер» располагается в промышленной зоне г. Набережные Челны на территории индустриального парка «Челны».
- Многопрофильная оптово-логистическая платформа сельскохозяйственной продукции «Агромир Казань». Пестре-чинский район.
При определении мест расположения логистических объектов на территории муниципальных районов-лидеров критериальной оценки, как на начальной, так и на финальной стадии реализации проекта, предусмотрено участие лиц, заинтересованных в их размещении: администрации региона, района, инвесторов, представителей бизнес-структур. Предлагаемый нами комплекс программного обеспечения предполагает ускоренный выбор вариантов размещения, через влияния на ряд критериальных показателей (как в количественном, так и в стоимостном выражении), например, увеличение производс-
Таблица 1
Логистические объекты, функционирующие на территории региона
№ п/п Наименование района / городской агломерации Логистический центр/площадь/ тип/ расположение Класс складских помещений / по размеру занимаемой территории
1 Нижнекамский Корпоративные производственные логистические центры ТАНЕ-КО, включая ЖД терминал грузовой станции «Предкомбинатс-кая», грузовые речные терминалы порта «Кама» (пос. Бетьки). В и С, открытые площадки для хранения / Малый до 50 га
2 Альметьевский Корпоративные производственные логистические центры ПАО ТАТНЕФТЬ, включая нефтебазы с наливными грузами для мелкооптовой торговли. склады В и С классов / Малый до 50 га
3 Высокогорский «Биек-Тау» 260 тыс. м2, Республиканский Транспортно-логисти-ческий (унимодальный — автомобильный), д. Макаровка. склад класса А / Малый до 50 га
4 Лаишевский <^-Рагк Казань» (200 тыс.м2 — открытые площадки; 505,2 тыс. м2 — застройка) / Республиканский Транспортно-логистический (унимодальный — автомобильный) Лц / село Столбище. склады класса А / Небольшие и средний ЛЦ до 100 га
5 Зеленодольский Корпоративный распределительный центр оптовой сети «Магнит» (22,5 тыс. м2), специализированные склады класса А склады классов А+, А, В+ / Крупный от 100 до 800 га
6 Елабужский Логистические площадки индустриальных парков «Синергия» и «А Плюс Парк Алабуга» ОЭЗ ППТ «Алабуга» (200 тыс. м2 — открытые площадки; 200,2 тыс. м2 — застройка), ж/д терминал с перегрузочной и контейнерной площадками. А, А+, открытые площадки / Средний ЛЦ до 100 га.
7 Казань «Константиновский» 44 тыс. м2 / Транспортно-логистический (унимодальный — автомобильный) / Советский район, пос. Константиновский склады класса А / Малый до 50 га
8 Набережные Челны «Логикам»; «Восточный ветер» (51,6 тыс. м2—открытые площадки; 53 тыс. м2 — застройка) / Транспортно-логистический универсальный (автомобильный с ж/д веткой) склады А и В+ / Малый до 50 га
твенного потенциала района, объемов перевозок различными видами транспорта, протяженность и качество путей сообщения и ряд других, в улучшении которых будет заинтересована администрация и инвесторы. В настоящее время ведется работа по отображению на географической карте в диалоговом режиме возможного расположения логистических объектов внутри лидирующих районов и районов, обладающих наибольшим потенциалом производственного роста. Определены ориентировочные координаты расположения. Для этого экспертно, с учетом опроса всех ответственных лиц, принимающих решения в лидирующих по результатам рейтинговой оценки административно-территориальных единицах (официальный опрос проводился при содействии руководства Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан), а также с учетом оценок экспертов рабочей группы по всем изначально установленным критериям, определены места расположения логистических объектов на территории конкретных районов. Экспертами учитывались следующие факторы, влияющие на выбор типа и класса логистического объекта, а также производственных мощностей размещаемых на нем складов:
- производственный потенциал района и перспективы его экономического развития с ориентированием на имеющиеся и вводимые в эксплуатацию промышленные и сельскохозяйственные производства;
- близость либо наличие международных и межрегиональных транспортных коридоров;
- близость или пересечение крупных автомобильных, железнодорожных, речных или авиационных коммуникаций для обеспечения мультимодальности перевозок, близость значимых поставщиков и потребителей грузов;
- показатели уровня экономически активного населения и внутренней трудовой миграции;
- взаимовлияние на расположение уже существующих и планируемых центров на территории республики и ближайших регионов.
Результаты решения многокритериальной задачи размещения логистических объектов и анализ экспертных заключений позволили выработать следующие рекомендации по каждому району-лидеру оценки логистического потенциала.
Проект многопрофильного унимодального оптово-торго-вого логистического центра «Агромир Казань» предусматривает оказание всего спектра логистических услуг от доставки грузов до предпродажной их подготовки, частичной переработки продукции при расфасовке (для чего предусмотрены соответствующие цеха) и оптовой реализации товарной продукции. Планируется задействовать 148,7 га (504,4 тыс. м2) под застройку [7]. Выбранная для строительства площадка в непосредственной близости (8 км) от Казани в селе Кощаково
Пестречинского района, действительно имеет удачные координаты расположения по отношению и к мегаполису и к организаторам транзитных перевозок сельхозгрузов и к крупным оптовым покупателям (3 км от трассы М 7), однако, по расположению она оказывается трудно доступна большинству сельхозпроизводителей самой республики, особенно фермерским и индивидуальным хозяйствам. Транспортные издержки на доставку продукции из традиционно сельскохозяйственных районов региона сделают экономически нецелесообразной отправку мелких партий груза в республиканский оптово-логис-тический центр, следовательно, острые вопросы переработки и сбыта не будут сняты, хотя в приоритетных интересах именно фермерских хозяйств и заявляется строительство данного центра, крупные агрохолдинги республики имеют свою отлаженную систему переработки и логистики. В качестве одного из вариантов решения данного вопроса предлагается разместить на территории ряда выявленных при оценке логистического потенциала районов-лидеров специализированные логистические объекты малых классов, позволяющие организовывать и координировать доставку мелкопартионных сборных грузов сельхозпроизводителей на объекты многопрофильной опто-во-логистической платформы «Агромир Казань». Создание подобных центров позволит:
- решить проблемы реализации продукции как крупным, так и мелким фермерским хозяйствам, частным производителям;
- передать непрофильные для сельхозпроизводителя вопросы транспортировки и логистического управления цепями поставок его продукции на аутсорсинг профессионалов;
- внедрить единую автоматизированную систему управления перевозок сельскохозяйственных грузов, с единым программным обеспечением;
- организовывать грузоперевозки по гибкому графику доставок с учетом специфики и типа груза, а также сезонности отправок по видам сельхозпродукции;
- ликвидировать пробелы в учете грузопотоков и грузооборота сельхозпродукции;
- предоставит дополнительные возможности для кооперации фермерских хозяйств как между собой, так и с другими сельскохозяйственными и промышленными предприятиями, осуществляющими заготовку, переработку и реализацию продукции, транспортное и сервисное обслуживание.
- осуществлять контроль и надзор за качеством и безопасностью продукции еще до стадии приема к переработке;
- укрепить кооперационные связи с приграничными районами соседних республик и областей, сельхозпроизводители которых получат прямой выход на оптово-торговую логистическую площадку.
Таблица 2
Логистические объекты специализированного назначения, предлагаемые к размещению
№ п/п Наименование района Тип предлагаемых логистических объектов / расположение Класс складских помещений
1 Нижнекамский Республиканский, унимодальный (автомобильный) распределительный логистический центр, универсальный: со специализированными терминалами по хранению и переработке с/х грузов, а также в целях интенсификации развития индустриального парка «Камские Поляны» /пгт Камские Поляны в непосредственной близости от индустриального парка «Камские Поляны» (трасса 16К-1236, входящая в состав проекта «умной дороги» «Чистый путь» — Казань — Набережные Челны и трасса 16К-1251 — на соседние районы) В и С, открытые площадки для хранения.
2 Мамадышский Межрайонный, унимодальный распределительный ЛЦ, специализированный с элементами оптовой и розничной торговли / район пересечения автодорог М7, 16К-1131, 16К-1150 у пос. Совхоз Мамадышский. С и открытые складские площадки.
3 Арский Межрайонный, унимодальный распределительный ЛЦ, специализированный с элементами оптовой и розничной торговли / район ж/д ст. Арск, автодороги: М7, 16К-0396. С и открытые складские площадки.
4 Бавлинский Региональный (для кооперации с/х производителей РТ с соседними регионами), унимодальный (автомобильный) транспортно-распределительный, специализированный по виду обрабатываемых грузов / г. Бавлы, в близи пересечения М5 и Р239. С и открытые складские площадки.
5 Чистопольский Межрайонный, унимодальный распределительный ЛЦ, универсальный с элементами оптовой и розничной торговли / пересечение автодорог Р239 и 16К-0098 (Нурлатский тракт) В и С, открытые складские площадки.
6 Мензелинский Межрайонный, унимодальный распределительный ЛЦ. специализированный с элементами оптовой и розничной торговли / у села Юртово (трасса М7) С и открытые складские площадки.
7 Апастовский Межрайонный, унимодальный распределительный ЛЦ, специализированный с элементами оптовой и розничной торговли / у д. Старые Енали, пересечение автодорог Р-241, 16К-0369 С и открытые складские площадки.
С учетом указанных выше критериев оценки рекомендованы к размещению межрайонные, унимодальные (автомобильный транспорт) распределительные логистические объекты малого класса (по размеру занимаемой территории до 50 га), с элементами оптовой и розничной торговли, специализированный по виду обрабатываемых сельскохозяйственных грузов, имеющие в своем составе терминалы по хранению и переработке. Районы и места размещения представлены в табл. 2.
В связи с активным привлечением руководством региона резидентов к освоению производственных площадей индустриального парка «Чистополь» предлагается создание универсального торгово-распределительного логистического центра в Чистопольском районе. Это позволит решить проблему отсутствия оптового распределительного центра как сельхозпроизводителям, так и расширит складские мощности индустриального парка (на данный момент один склад класса В).
В Нижнекамском районе, согласно «Стратегии экономического развития Республики Татарстан до 2030 года» [6], планируется активнее задействовать мощности индустриального парка «Камские Поляны», в связи с чем предлагаем расширить возможности логистического обслуживания парка за счет создания на уже имеющихся производственных мощностях республиканского, унимодального (автомобильный транспорт) распределительного логистического центра, универсального типа, включающего не только складские площади, но и специализированные терминалы по хранению и переработке сельскохозяйственных грузов, за счет расположения складов класса С, цеха первичной переработки (упаковки, укрупнения, разукрупнения груза, маркировки и т.д.) и открытой площадки хранения.
В настоящее время в правительстве республики рассматривается вопрос о возможном строительстве распределительного логистического центра в Альметьевском районе [6], который действительно обладает высоким производственным потенциалом за счет нефтехимического производства (ТАНЕКО), однако профильные логистические центры полностью удовлетворяют корпоративные потребности. Стратегически наиболее целесообразно рассмотреть перенос проекта ЛЦ «Восточные ворота» в соседний с Альметьевским — Лениногорский район. Смещение координат места расположения менее чем на 30 км в район железнодорожной станции Письмянка, позволит организовывать не только автомобильные, как планируется, но и интермодальные перевозки грузов без пересечения с корпоративной логистической сетью ТАНЕКО, но самое главное — это позволит расположить ЛЦ «Восточные ворота» непосредственно на пути транспортного коридора Восточная Европа — Западный Китай с подъездом по строящейся автодороге Шали — Бавлы (Шалты), автодорогам Р239; 16К-0606; 16К-0346. Универсальный, комплексный, со специализированными терминалами по хранению и переработке отдельных классов грузов с интермодальной системой доставки грузов логистический центр примет на себя обслуживание грузопотоков восточного направления коридора и будет активно способствовать укреплению кооперационных связей и экономического взаимодействия с граничащими регионами (Башкирией, Оренбургской областью) и ближайшими Уральским регионом и Казахстаном.
Бугульминский район, занимающий десятое место в рейтинге логистического потенциала (рис.1) также находится на пути транспортного коридора Восточная Европа — Западный Китай. Стратегия развития района до 2030 года [7] направлена на поддержку среднего и малого бизнеса, запланировано строительство технопарка медицинских технологий и реконструкция ряда предприятий. В связи с чем предлагается расмот-реть возможность размещения на территории района вблизи железнодорожной станции Акбаш на пересечении с участком международного транспортного коридора (дорога «Шали-Бав-лы») транспортно-распределительного центра с элементами оптовой торговли.
Тукаевский район занял первое место в проводимой нами оценке логистического потенциала районов (рис.1), и не только из-за высокого производственного потенциала (в основном сельхозпроизводства), но благодаря удачному месту расположения вблизи крупных экономически развитых промышленных территорий — городской агломерации Набережные Челны и особой зоны экономического развития «Алабуга», а также на пересечении железнодорожных (станция «Круглое поле»), автомобильных (автодорога 16А-0003 — Альметьевское шоссе) и водных (с подъездом по автодороге 16К-1564 от порта ООО «Кама» село Бетьки) путей перемещения грузов. Размещение площадей логистического парка «Круглое поле» предполагается на территории Мелекесского сельского поселения Тукаевс-кого муниципального района, в непосредственной близости от п. Круглое Поле. Это может быть средний или крупный (до 100га) многофункциональный мультимодальный логистический центр федерального значения, универсального типа, включая обслуживание контейнерных и наливных грузов. Предлагается размещение складов класса А, А+, В+, открытых складских и погрузочно-разгрузочных площадок, стоянок, станции техобслуживания грузовых автомобилей и спецтехники, офисных, гостиничных и административных сооружений. В структуру центра необходимо включить «Железнодорожный логистический терминал» компании «Транссервис ЛТД» общей площадью 6 га, находящийся в центре узловой железнодорожной станции «Круглое поле», самого крупного железнодорожного узла За-камского региона. В основу проекта логистического центра могут быть заложены проектные решения ООО «Камграждан-проект» по развитию логистической инфраструктуры в составе грузового порта у села Бетьки, строительство которого предусмотрено до конца 2035 года [7].
В качестве рекомендации предлагается рассмотреть возможность оптимизировать использование логистических площадей индустриальных парков «Синергия» и «А Плюс Парк Алабуга» ОЭЗ ППТ «Алабуга», а именно, 200 тыс. м2 — открытых площадок; 200,2 тыс. м2 — застройки, два склада класса А, железнодорожный терминал с перегрузочной и контейнерной площадками. Расширение спектра предоставляемых услуг логистического парка ОЭЗ ППТ «Алабуга» необходимо в связи с принятой на республиканском уровне стратегией развития производственного территориального кластера «ИнноКам» [7], кроме того предлагается рассмотреть возможности предоставления логистических услуг на основании синергетических связей с вводимыми в эксплуатацию площадями международного Свияжского межрегиональный мультимодального логистического центра, которые в настоящее время не налажены. Таким образом, после проведенной оптимизации, логистические объекты ОЭЗ ППТ «Алабуга», смогут выполнять не только функции складов-накопителей готовой продукции резидентов производственных площадок, но и транспортно-логистического (собственный автомобильный подвижной состав и ж/д вагоны) многофункционального мультимодального центра, интегрированного в индустриальный парк с организацией оптовой торговли.
Предложенный оптимизационный подход при выборе мест расположения логистических объектов на территории Республики Татарстан может быть реализован для решения стратегических задач оптимизации, совершенствования и проектирования логистической инфраструктуры любого российского региона. он позволяет оперативно решать реальные практические задачи, учитывая любую динамику изменения критериальных показателей логистической привлекательности территории района: от его площади до величины грузооборота (любым видом транспорта), изменения производственного потенциала и даже протяженности путей сообщения при непосредственном участии в проекте всех заинтересованных лиц, а именно, администрации, как региона в целом, так и каждой из составляющих его административно-территориальных единиц, представителей бизнес-структур, потенциальных инвесторов проектов.
Литература
1. Копылова О.А., А.Н. Рахмангулов. Размещение региональных логистических центров: монография. — Магнитогорск: МГТУ им. Г.И. Носова — 172 с.
2. Фрейдман О.А. Анализ логистического потенциала региона: монография. — Иркутск: ИрГУПС, 2013. — 164 с.
3. Рожко О.Н. Оценка логистического потенциала региона // Вестник экономики, права и социологии. — 2015. — № 3. — С. 72-75.
4. Рожко О.Н., В.В. Хоменко, А.М. Шихалев, И.М. Якимов. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры Республики Татарстан: монография. — Фэн Академия наук РТ: Казань, 2016. — 98 с.
5. Схема территориального планирования Республики Татарстан [Электронный ресурс] // URL: http://minstroy.tatarstan.ru/rus/file/ pub/pub_761709.pdf /http://minstroy.tatarstan.ru/shema.htm Режим доступа: свободный (дата последнего обращения 21.04.2017).
6. Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года. [Электронный ресурс] // URL: http:// tatarstan2030.ru/content1/ Режим доступа: свободный (дата последнего обращения 05.04.2017).
7. Стратегия социально-экономического развития административно-территориальных единиц Республики Татарстан до 2030 года. [Электронный ресурс] // URL: http://mert.tatarstan.ru/strategii-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya.htm?page=2 / Режим доступа: свободный (дата последнего обращения 05.04.2017)
8. Figuera, J. Multiple Criteria Decision Analysis: State of the Art Surveys: monograph / J. Figuera, S. Greco, M. Enrgott and other / Edited by Jose Figuera. — Boston: Springer Science + Business Media, Inc., 2005. — 1046 p.
9. Shikhalev A.M., M.V. Panasyuk, A.R. Burilov Application of the Forfold Tables Method for Analysis of Dynamics of Social Systems // Mediterranean Journal of Social Sciences MCSER Publing, Rome-Italy. — 2014. — vol. 5. — № 18. — P. 335-339.
10. Velychko, O. Logistical system Fortschrittzahlen in the management of the supply chain of a multi-functional grain cooperative [Electronic resource] // Economics & Sociology. — 2015. — vol. 8. — №1. — P. 127 — 146. — URL: http://www.economics-sociology.eu/files/ ES_Vol8_1_Velychko.pdf
актуальность формирования стратегии повышения имиджа
И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
инструментария краудсорсинга
Г.Л. Багиев,
профессор кафедры маркетинга Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук, заслуженный деятель науки РФ
bagievgl@gmail.com
К.Д. Вайсбейн,
ассистент кафедры менеджмента и финансов производственных систем и технологического предпринимательства
Волгоградского государственного технического университета
vajsbejn90@mail.ru
Высокая динамичность развития социально-экономической среды затрудняет разработку и реализацию эффективной маркетинговой стратегии развития территории. В связи с этим все более актуальными становятся вопросы оперативного реагирования на изменения региональной среды и своевременного принятия необходимых управленческих решений, обеспечивающих повышение привлекательности территории и развитие положительной инвестиционной динамики. Авторы предлагают формировать маркетинговую стратегию территории с использованием инструментария имиджа и краудсорсинга. Обращается внимание на то, что для решения существующих проблем экономики в современных условиях хозяйствования требуется активное использование инструментария маркетинга территории.
Ключевые слова: маркетинговая стратегия, имидж территории, конкурентоспособность, привлекательность, имидж, краудсорсинг
УДК 332 65.291.3-21
Использование подходов маркетинга территории в управлении требуют развития инструментария разработки маркетинговых стратегий позиционирования и продвижения территорий, методик управления имиджем, что позволит на практике принимать наиболее эффективные управленческие решения в целях обеспечения роста конкурентоспособности и устойчивого социально-экономического развития территории [1, 2].
В условиях вводимых санкций и развития импортозаме-щения перед субъектами территории поставлена задача формирования и развития благоприятного имиджа территории, так как он становится эффективным фактором реализации потенциала территории. Организация благоприятного имиджа территории позволит обеспечить процесс реализации маркетинговой стратегии и достижения целей социально-экономического развития и взаимоотношений с различными целевыми аудиториями. Рост имиджа территории стимулирует устойчивое развитие территории, активизирует процессы привлечения новых экономических агентов, а, следовательно, способствует оптимизации потоков инвестиций, что приводит к наращиванию социально-экономического потенциала, укрепляет кооперационные связи, формирует высоко конкурентную предпринимательскую среду. В этой связи, создание и развитие благоприятного имиджа территории является актуальной
задачей, которая должна решаться на различных уровнях управления территориями. [2]
В этих условиях возрастает необходимость и эффективность маркетинга информационного менеджмента. То есть инструментария форсайт-технологий маркетинга в режиме онлайн с использованием системы краудсорсинга для качественного управления и организации диалога между представителями региональной и муниципальной власти, бизнеса и потребителями [3]. Использование такой системы позволит привлечь внимание общественности для обсуждения социальных вопросов, а также наращивать ресурсы для эффективного развития территории.
Как известно, краудсорсинг — это процесс активной мобилизации ресурсов людей посредством информационных технологий с целью решения задач, стоящих перед бизнесом и обществом в целом.
Краудсорсинг можно классифицировать по следующим категориям:
I. По сфере жизни (бизнес, социальный, политический)
II. По типу решаемых задач (создание продукта (контента), голосование, поиск решения, сбор информации, сбор мнений, тестирование, служба поддержки, сбор средств — кра-удфандинг).