Научная статья на тему 'Сферы использования стратегии мистификации в речевом общении'

Сферы использования стратегии мистификации в речевом общении Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
214
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шустрова Е. Н.

В статье рассматриваются виды мистификации и смежных явлений, используемые в различных сферах общения. Проводится разграничение мистификации, иронии, пародии и манипулирования. Достаточно полно стратегия мистификации используется в научной и культурно-исторической сферах, где она выражается в виде использования псевдонимов, плагиатов и т.п. В других сферах общения она принимает иные формы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сферы использования стратегии мистификации в речевом общении»

Сер. 9. 2007. Вып. 4. Ч. II

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

E.H. Шустрое а

СФЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТРАТЕГИИ МИСТИФИКАЦИИ В РЕЧЕВОМ ОБЩЕНИИ

Н.И. Формановская перечисляет ряд сфер общения, определяемых социальной ситуацией. Это общественно-политическая, культурно-историческая, научная, административно-юридическая и деловая, обиходно-бытовая и другие сферы (1). В настоящей статье рассматривается вопрос о видах коммуникативного акта мистификации, используемых в некоторых из этих сфер. Как особая форма неискренней непрямой коммуникации мистификация представляет определенный интерес для теории речевого общения.

Мистификация - это намеренное введение в заблуждение, искажение действительного состояния дел ради своих корыстных интересов, шутки или иных целей. Намеренное введение в заблуждение - это тот признак, который отличает мистификацию от таких неискренних речевых образований, как ирония и пародия.

Проблема иронии нередко затрагивается в связи с вопросами нарушения постулата истинности, обмана, лжи. Так, X. Вайнрих говорит о том, что ироническая речь - это речевой акт между говорящим и слушающим (2). В работе приводится определение В. Кайзера: «При иронии подразумевается противоположное тому, что говорится словами» (следовательно, есть нарушение постулата истинности), но, ссылаясь на античных авторов, X. Вайнрих упоминает сигнал иронии: некто уничижается и одновременно дает об этом всем знать (следовательно, нет намеренного введения в заблуждение. - Е.Ш). П.Х. Ноуэлл-Смит называет предложения, произнесенные с иронией, вторичными и подчеркивает, что для различных вторичных употреблений предложений фактически нет логических ограничений. Для достижения своей цели человек может преднамеренно употребить предложение необычным образом или даже в смысле, противоположном обычному, иронически (3).

Вероятно, для объяснения природы иронии в тех случаях, когда адресат понимает, что высказывание партнера по коммуникации надо понимать в противоположном смысле, вполне можно принять теорию импликатур П. Грайса. Приводится пример, где все присутствующие знают, что X, который в дружеских отношениях с А, выдал коммерческую тайну его конкуренту. Когда А произносит слова «X is a fine friend», все понимают, что формально здесь нарушается постулат истинности, и прочитывают иронический смысл (4).

Итак, ирония при достаточном общем фонде знаний коммуникантов не может рассматриваться как намеренное введение в заблуждение.

Аналогичную картину представляет пародия. М.М. Бахтин отмечает следующую характерную черту: слово в пародии имеет двоякое направление - и на предмет речи как обычное слово, и на другое слово, на чужую речь. Пародия не будет понята, если этот второй контекст чужой речи неизвестен адресату. В этом случае пародия будет понята как плохое произведение (5).

Поскольку говорящий, сочиняя пародию, не заинтересован в том, чтобы ее приняли за плохое произведение, а хочет, чтобы слушатели ее поняли и оценили, здесь нет намеренного введения в заблуждение, хотя и есть формальное нарушение постулата истинности.

О E.H. Шустрова, 2007

Особым видом неискренних речевых актов, вызывающих интерес исследователей, являются манипулятивные речевые действия (6). В.И. Карасик подчеркивает важность изучения манипуляций как особого вида общения, представляющего собой «двойную игру», где наблюдаются расхождения между внешним положительным и внутренним отрицательным отношением отправителя речи к адресату. Обман тоже упоминается как один из видов «двойной игры», но, с точки зрения автора, именно манипулирование представляет наибольший интерес для исследователей. Отличительной чертой этого вида является то, что манипулирующий всегда преследует свои корыстные цели, раскрытие которых поставило бы его перед адресатом в невыгодном свете (7).

Представляется необходимым различать манипулирование и мистификацию, хотя это разграничение обычно четко не проводится. Различия между данными коммуникативными актами заключаются в следующем:

1. Мистификация носит «творческий» характер и всегда выходит за рамки одного высказывания. Манипулирование же нередко ограничивается одним высказыванием.

2. Ведя «двойную игру», мистификатор, в отличие от манипулятора, не обязательно имеет целью свои корыстные интересы, хотя такие случаи нередки.

3. Выдвигаемые адресантом цели рассчитаны на воздействие, которое носит опосредованный характер и ориентировано на определенные поступки или поведение адресата в будущем, за рамками речевого взаимодействия. Манипулирование же рассчитано на непосредственное быстрое воздействие. В целом осуществляется воздействие через убеждение, основанное на искажении передаваемой информации. Мистификация успешна, если адресат принял эту искаженную информацию и составил нужную для говорящего ментальную картину, т.е. мистификация, в отличие от манипуляции, скорее констатив-на, чем директивна по своей природе. В этом она сходна с научным текстом, в связи с чем метод убеждения, описанный Е.И.Варгиной (8) для научного текста (убеждение через информирование), оказался применим для данного коммуникативного акта.

Обратимся к сферам общения, где мистификация находит свое применение.

Научная и культурно-историческая сферы. В этих сферах встречаются довольно многочисленные ситуации, в которых, на наш взгляд, действует стратегия мистификации. Это, во-первых, использование псевдонимов. В литературе и науке известно множество случаев использования псевдонимов. Цели могли быть разные, как корыстные, так и благородные. Если работа была по какой-то причине «непроходная» под настоящей фамилией, то для того, чтобы ее опубликовать, автор иногда брал псевдоним (женщины-писательницы Жорж Санд, Джордж Элиот), или ученый, который был в опале, мог опубликовать статью или книгу под фамилией коллеги.

В литературе хорошо известна история публикации работ Джонатана Свифта: в целях собственной безопасности он не ставил своего имени под памфлетами и другими произведениями, так как автору-сатирику в то время грозило, как минимум, тюремное заключение. Свифт имел свыше 70 псевдонимов (9).

Есть авторы, которые, выступая под маской, создали даже новое направление в литературе. В 1762 году шотландский учитель Джеймс Макферсон опубликовал поэмы легендарного шотландского барда Оссиана, жившего, по преданию, в Ш веке. Впоследствии было установлено, что написал их сам Макферсон по мотивам древнего кельтского эпоса. Эта талантливая стилизация оказала большое влияние на европейскую литературу, а сам автор считается родоначальником литературного направления романтизма (10).

Второй вид мистификации в науке и литературе - плагиат. Если в первом случае соотношение чужое имя/свои идеи, то здесь мы имеем чужие идеи/свое имя. Плагиат - это использование части чужой работы без ссылок или выдача чужой работы за свою. Нередко витиеватый, псевдонаучный стиль играет важную роль, прикрывая отсутствие новых мыслей в работе. Используется плагиат в корыстных целях: произвести впечатление, добиться публикации, сделать карьеру.

С.Г. Бернатосян описывает знаменитую историю плагиата древнегреческого астронома Клавдия Птоломея, который выдал за свои астрономические данные и таблицы, принадлежавшие Гиппарху, жившему за 278 лет до этого. Это были птоломеевы таблицы, которыми руководствовались многие поколения астрономов (11).

Третий вид мистификации в науке, близкий ко второму - создание теории на базе подтасовки фактов. Книга В.П, Козлова посвящена подделкам русских письменных исторических источников. Фальсификация заключалась как в создании не существовавших, так и поправке подлинных документов. Автор считает, что целью фальсификации являлось с помощью выдуманных фактов подправить историю. Налицо сознательный умысел (12).

Общественное мнение в науке играет не последнюю роль, ведь наука - профессиональный вид деятельности, подвластный законам жизни социума. Тому, кто не считается с мнением других, грозит жесткое наказание. Ученый может солгать ненамеренно, но при этом заслужить всеобщее презрение и осуждение. Австрийский зоолог П. Каммерер, доверяясь своему лаборанту в проведении опытов, опубликовал работу, в которой доказывалось наследование приобретенных признаков. Когда другие ученые провели проверку, оказалось, что в опытах присутствует тонкая подделка. На Каммерера посыпались обвинения, и он в результате покончил с собой (13). Истинным мистификатором был лаборант, но результаты опытов научный мир узнал из работы Каммерера. Подобные случаи можно назвать опосредованной мистификацией.

Общественно-политическая сфера. Можно согласиться с теми авторами, которые подчеркивают большую роль манипулирования в политике. Безусловно, в манипуляцию могут вплетаться элементы мистификации, но, на наш взгляд, в большинстве случаев доминирует манипулирование с его мощной воздействующей силой.

Мистификацией в этой сфере являются «розыгрыши» развлекательного характера, которые могут появляться в СМИ в праздничные дни. Например, первого апреля в газете может появиться сообщение о крушении летающей тарелки и найденном инопланетянине. Публикация при этом сопровождается фотографией, и часть доверчивых читателей верит ей. На следующий день в печати появляется пояснение-опровержение.

Административно-юридическая и деловая сфера. При обсуждении юридической области уместно сослаться на высказывание Д. Морриса, который включает адвокатов и юристов в список профессиональных лжецов (14). Иллюстрацию ситуации мистификации, на которой строит свою защиту адвокат, способный заставить «черное казаться белым, а белое черным» можно найти в рассказе Х.Нильсен «Свидетель больше не нужен». Прибегая к дискредитации единственного свидетеля, к подтасовке фактов, адвокат создает образ человека, не способного дать надежные свидетельские показания. В результате присяжные выносят вердикт не виновен его клиенту (Nielsen).

С деловой коммуникацией связана и такая специфическая по используемым методам и языковым средствам область, как реклама, поскольку, с одной стороны, она обслуживает торговлю, а с другой - превратилась в самостоятельный рекламный бизнес.

Исследователи, занимающиеся манипуляцией и обманом, проявляют к этой области значительный интерес. Высказывалось мнение, что это один из видов группового обмана. Реклама отчасти дает полезную информацию, и в то же время, хорошо сделанная реклама учитывает все особенности психологии человека и использует малейшие его слабости, чтобы навязать ему рекламируемый товар (15). В этом плане реклама действительно носит манипулятивный характер. Ближе к мистификации те виды рекламы, которые нацелены на создание у человека новых убеждений и изменение уже существующих привычек и стереотипов поведения. Они рассчитаны на отодвинутую во времени, долгосрочную реакцию. Для этого, в частности, могут использоваться приемы нейролингвистического программирования (16).

C.B. Шилова в диссертации, посвященной изучению соблюдения и нарушения принципов речевого общения в деловой коммуникации, указывает на широкое распространение случаев нарушения постулата истинности в деловом общении. Автор связывает это с двумя целями, которые ставит адресант: ввести собеседника в заблуждение с тем, чтобы убедить его в выгодности заключения сделки, либо чтобы избежать опасных ситуаций (17). Как справедливо замечает Ю. Щербатых, любая коммерческая операция может быть разделена на три фазы: заключение сделки, сама сделка и выход из нее (расплата), и на любом этапе возможен обман. Рассматриваемые им случаи - это в основном жульничество и манипулирование (Щербатых 1997, с.288-308).

Следующая сфера - обиходно-бытовая. В некоторых случаях она может пересекаться с перечисленными сферами, поскольку коммуниканты, выполняя разные социальные функции, вступают в различные статусно-ролевые отношения. Как показал материал, в обиходно-бытовой сфере (и примыкающих к ней сферах) коммуниканты нередко прибегают в общении к стратегии мистификации. Этот вопрос заслуживает специального рассмотрения.

Литература

1. Формановская Н.И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика. М., 2007.

2. ВайнрихX. Лингвистика лжи // Язык и моделирование социального взаимодействия. М.? 1987.

3. Ноуэлл-Смит П.Х. Логика прилагательных // Новое в зарубежной лингвистике, вып. XVI, Лингвистическая прагматика. М, 1985.

4. Grice R Logic and conversation H Syntax and semantics. Vol. 3. Speech acts. New York, 1975.

5. Бахтин MM. Проблемы поэтики Достоевского. M., 1972.

в, Дементьев B.B. Основы теории непрямой коммуникации. Автореф. дис. ... докт. филол. наук. Саратов, 2001.

7.Карасик В.К Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград, 2002.

8. Варгина Е.И. Научный текст и его воздействие (на материале английского языка). СПб., 2004.

9. Дмитриев В.Г. Скрывшие свое имя. М., 1980.

10. Дмитриев В.Г. Замаскированная литература. М., 1973.

И. Бернатосян СТ. Воровство и обман в науке. СПб., 1998.

12. Козлов В.П. Тайны фальсификации. М., 1996.

13. Гранин Д. Зубр // Чужой дневник. Повести и рассказы. M., 1988.

14. Morris D. Nonverbal leakage: how you can tell if someone's lying // Exploiting language. Glenview; Illinois; Boston; London, 1989.

15. Щербатых Ю. Искусство обмана. СПб., 1997.

16. Дилтс Р: Фокусы языка. СПб.; М, и др., 2001.

17. Шилова C.B. Соблюдение и нарушение принципов деловой коммуникации (на материале английского языка). Автореф. дис.... канд. филол. наук. СПб., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.