Научная статья на тему 'СФЕРА УСЛУГ ЖКХ КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА'

СФЕРА УСЛУГ ЖКХ КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / БЛАГО / ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПЕКА / СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнягин Николай Сергеевич

В статье представлен анализ сферы жилищно-коммунальных услуг как полиаспектной категории, трактующейся в науке в различных контекстах. Актуальность исследования обусловлена отсутствием единообразия в научных подходах, а также различием практической интерпретации места сферы ЖКУ в системе общественного производства. В работе проведена систематизация взглядов и уточнены дефиниции ряда ключевых концептов исследуемой сферы. Отмечено, что, являясь важнейшим сегментом экономики, сфера жилищно-коммунальных услуг обладает рядом специфических особенностей, позиционирующих ее на стыке частного и общественного сектора. Формируя уникальную институциональную среду, сфера ЖКУ имеет собственную систему стейкхолдеров. Спрос и предложение на рынке ЖКУ обладают отличительными свойствами, обусловленными одновременным воздействием государственных и рыночных регуляторов. Услуга ЖКХ обладает совокупностью свойств, порождающих широчайшие дискуссии о ее отнесении к общественным или частным благам. С опорой на идентифицированные характеристики сферы ЖКУ установлено, что понятия сфера услуг, социальная сфера и сфера услуг жилищно-коммунального хозяйства являются вложенными и соотносятся как общее и частное. Полученные в ходе исследования результаты показывают высокую интенсивность развития общественных отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг, что актуализирует разработку новейшей методологии анализа и включения в нее всего спектра современных функций и характеристик исследуемой отрасли экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HOUSING AND COMMUNAL SERVICES SECTOR AS A SPECIFIC SUBSYSTEM OF PUBLIC PRODUCTION

The article presents an analysis of the sphere of housing and communal services as a polyaspect category, interpreted in science in different contexts. The relevance of the research is due to the lack of uniformity in scientific approaches, as well as the difference in practical interpretation of the place of housing and communal services in the system of social production. The paper systematizes views and clarifies definitions of a number of key concepts of the studied sphere. It is noted that, being the most important segment of the economy, the sphere of housing and communal services has a number of specific features, positioning it at the junction of private and public sectors. Having a unique institutional environment, the sphere of housing and utility services has its own system of stakeholders. Demand and supply in the housing and utility services market have distinctive features determined by the simultaneous impact of state and market regulators. Housing and utility services have a totality of features enabling a wide discussion of their classification as public or private goods. Based on the identified characteristics of the housing and utility sector, it was found that the concepts of service, social sphere and housing and utility services are nested and correlate as the common and the private. The results received in the course of research shows high intensity of development of social relations in sphere of housing and communal services which actualizes development of the newest methodology of analysis and inclusion of all spectrum of modern functions and characteristics of investigated branch of economy.

Текст научной работы на тему «СФЕРА УСЛУГ ЖКХ КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА»

УЖ П1 l/^i (Т\ 1©2022 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4,0

JJ^-UJ- |(сс) (JjCs) Irhis is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOJ. |() 57 145/27128482 2022 11 02 14 lfcae^K^ehttps://creativecoimnons.org/licenses/by-nc/4.0/)

СФЕРА УСЛУГ ЖКХ КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

© Автор(ы) 2022

СМИРНЯГИН Николай Сергеевич, аспирант кафедры Государственного и муниципального управления

Уральский государственный экономический университет 620144, Россия, Екатеринбург, [email protected]

SPIN: 2480-4530

AuthorlD: 1143698

ORCID 0000-0001-9427-1490

Аннотация. В статье представлен анализ сферы жилищно-коммунальных услуг как полиаспектной категории, трактующейся в науке в различных контекстах. Актуальность исследования обусловлена отсутствием единообразия в научных подходах, а также различием практической интерпретации места сферы ЖКУ в системе общественного производства. В работе проведена систематизация взглядов и уточнены дефиниции ряда ключевых концептов исследуемой сферы. Отмечено, что, являясь важнейшим сегментом экономики, сфера жилищно-коммунальных услуг обладает рядом специфических особенностей, позиционирующих ее на стыке частного и общественного сектора. Формируя уникальную институциональную среду, сфера ЖКУ имеет собственную систему стейкхолдеров. Спрос и предложение на рынке ЖКУ обладают отличительными свойствами, обусловленными одновременным воздействием государственных и рыночных регуляторов. Услуга ЖКХ обладает совокупностью свойств, порождающих широчайшие дискуссии о ее отнесении к общественным или частным благам. С опорой на идентифицированные характеристики сферы ЖКУ установлено, что понятия сфера услуг, социальная сфера и сфера услуг жилищно-коммунального хозяйства являются вложенными и соотносятся как общее и частное. Полученные в ходе исследования результаты показывают высокую интенсивность развития общественных отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг, что актуализирует разработку новейшей методологии анализа и включения в нее всего спектра современных функций и характеристик исследуемой отрасли экономики.

Ключевые слова: сфера жилищно-коммунальных услуг, социальная сфера, благо, общественная опека, социальная значимость.

THE HOUSING AND COMMUNAL SERVICES SECTOR AS A SPECIFIC SUBSYSTEM OF PUBLIC PRODUCTION

© The Author(s) 2022

SMIRNYAGIN Nikolay Sergeevich, postgraduate student Department of State and Municipal Governance Urals State University of Economics 620144, Russia, Ekaterinburg, [email protected]

Abstract. The article presents an analysis of the sphere of housing and communal services as a polyaspect category, interpreted in science in different contexts. The relevance of the research is due to the lack of uniformity in scientific approaches, as well as the difference in practical interpretation of the place of housing and communal services in the system of social production. The paper systematizes views and clarifies definitions of a number of key concepts of the studied sphere. It is noted that, being the most important segment of the economy, the sphere of housing and communal services has a number of specific features, positioning it at the junction of private and public sectors. Having a unique institutional environment, the sphere of housing and utility services has its own system of stakeholders. Demand and supply in the housing and utility services market have distinctive features determined by the simultaneous impact of state and market regulators. Housing and utility services have a totality of features enabling a wide discussion of their classification as public or private goods. Based on the identified characteristics of the housing and utility sector, it was found that the concepts of service, social sphere and housing and utility services are nested and correlate as the common and the private. The results received in the course of research shows high intensity of development of social relations in sphere of housing and communal services which actualizes development of the newest methodology of analysis and inclusion of all spectrum of modern functions and characteristics of investigated branch of economy.

Keywords: sphere of housing and communal services, social sphere, good, public trusteeship, social significance.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Следует отметить, что сфера ЖКХ является полиаспектной категорией, в связи с чем в науке ее рассматривают с различных точек зрения. При наличии широкого употребления термина «жилищно-коммунальное хозяйство» как в литературе, так и в нормативных правовых актах в настоящее время она не имеет однозначного толкования. В связи со сказанным в исследованиях жилищно-коммунальной сферы задействован широкий спектр методов, а также методологических и теоретических подходов, применение которых дает различающиеся результаты и формирует высокий уровень дискуссион-ности.

С целью определения терминологических основ исследования уточним дефиниции ряда ключевых концептов, используемых в работе.

Исследование построено на анализе широкого спектра теоретико-методологических подходов к интерпретации категории «сфера жилищно-коммунальных ус-

луг».

В качестве базового определения, под «сферой» будем понимать совокупность отраслей и/или видов деятельности со схожими объектами и сущностными характеристиками. При этом, концепт «сфера ЖКХ» не имеет ни нормативного, ни научного закрепления. В качестве примера использования данного словосочетания можно привести формулировку Закона РФ от 24.12.1992 N 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики», утратившего силу, который трактовал жилищную сферу как область народного хозяйства, включающую строительство и реконструкцию жилища, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание и ремонт [1].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Анализ подходов к понятию «жилищно-коммунальное хозяйство» в научных источниках показывает их

разнообразие. Ряд ученых дают определение через перечисление жилищно-коммунальных услуг (А.В. Стукалов [2], Е.М. Черняева [3]), другие трактуют ЖКХ как многоотраслевой комплекс, включающий в себя совокупность видов деятельности и хозяйствующих субъектов. Указание на ключевой вид деятельности - «обеспечение населения жизненно важными услугами, а промышленность - необходимой инженерной инфраструктурой» -содержит Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года [4]. Признавая социально-экономическое значение ЖКХ, некоторые ученые формулируют понятие анализируемого концепта, указывая на его роль как «системы жизнеобеспечения и безопасности населения» [5]. Подчеркивается значение ЖКХ как «важнейшей части территориальной инфраструктуры, определяющей условия жизнедеятельности человека» [6], сложность управления ЖКХ акцентируется в определениях Д.М. Жукова [7] и А.И. Безлюдова [8]. Большинство подходов к понятию ЖКХ строится исходя из описания структуры и функций данной категории, в частности в формулировках О.Г. Тимчук, Л. Г. Никитюк [9], М.А. Винокурова, А.А. Суходолова [10] и других.

Обращаясь к новейшим исследованиям жилищно-коммунального хозяйства, обратим внимание на то, что отмеченные подходы к пониманию ЖКХ не изменились, в работах 2020-2021 годов наблюдаются интерпретации ЖКХ в качестве многоотраслевого народнохозяйственного комплекса (Е.А. Скрыпникова, Л.Т. Тринеева [11], А.З. Арсланбекова, Ф.А. Мурсалов [12]), комплекса отраслей или отрасли [13], как совокупность «организационно и технологически взаимосвязанных видов производственно-экономической деятельности» [14], в качестве социально-экономической или экономической системы (М.А. Мещерякова [15], А.Н. Веселков [16]), подчеркивается сложность, многофункциональность, неравновесность системы ЖКХ (Д.Б. Литвинцев [17], А.М. Ивакина [18]). Также можно наблюдать использование по отношению к концепту ЖКХ слов «комплекс», «система», «сфера» и др.

Оценка новейших зарубежных источников литературы, позволяет отметить, что в подавляющем большинстве случаев ученые из стран, не относящихся к постсоветскому пространству, изучают объект исследования данной статьи в «сервисном» контексте. В частности, большая группа работ посвящена анализу качественных характеристик конкретных видов услуг, в том числе с учетом современных процессов цифровизации [19; 20; 21].

Современные исследования иностранных авторов содержат широкий спектр разработок методологии оценки качества коммунальных услуг посредством различных аналитических моделей или методик [22; 23].

Следует обратить внимание, что для стран, где финансирование ЖКХ осуществляется общественными финансами, анализируемая сфера изучается в терминах экономики общественного сектора [24; 25], рассматриваются рыночно-государственные координаты коммунального сектора [26; 27]. Отдельно исследуются процессы налаживания связей акторов коммунальной отрасли в муниципалитетах [28].

Таким образом, по результатам анализа научной литературы констатируем отсутствие единообразия теоретических подходов к интерпретации сектора ЖКХ, а также различие практической интерпретации места сферы ЖКУ в системе общественного производства.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи.

Целью настоящей статьи является уточнение места сферы жилищно-коммунальных услуг в системе общественного производства на основе идентификации ее характеристик.

Используемые методы, методики и технологии.

В работе на основе анализа научных источников ли-

тературы, правового и стратегического регулирования жилищной сферы идентифицируются ее характеристики как подсистемы общественного производства, а также уточняются теоретические подходы к ее интерпретации.

В основу авторских рассуждений легла следующая совокупность общих моментов в существующих дефинициях жилищно-коммунального хозяйства:

- подавляющее большинство определений содержит указание, отсылку или перечень жилищных и коммунальных услуг, подчеркивая тем самым ключевую функцию ЖКХ. При этом разница между определениями заключается, в основном, в перечне видов услуг или деятельности;

- зачастую в понятиях ЖКХ отмечается сложность его управления, многоаспектность, комплексность, по-лисубъектность и т.д.;

- большая часть определений позиционирует жилищно-коммунальное хозяйство в качестве структурного элемента города, территории, национальной экономики, социально-экономической или жизнеобеспечивающей инфраструктуры;

- отмечается социальная ориентированность отрасли жилищно-коммунального хозяйства.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

В настоящее время очевидно отсутствие единого взгляда ученых на место ЖКХ в социально-экономической системе общества. В связи со сказанным актуализируется необходимость уточнения позиции жилищно-коммунального хозяйства относительно понятий «социальная сфера», «сфера услуг», «сфера ЖКУ».

Соотнесем указанные понятия. В рамках данной задачи конкретизируем теоретический подход к понятию жилищно-коммунального хозяйства, который будет положен в основу дальнейшего исследования.

С целью уточнения дефиниции ЖКХ интерпретируем концепт «хозяйство», поскольку именно он обуславливает природу анализируемого понятия, тем более что в большинстве случаев идентификация отдельных категорий реализуется на основе понятий более общего порядка.

Согласимся с Д.Н. Ганченко [29] в том, что понятия «сфера» и «хозяйство» различаются и их использование в качестве синонимов некорректно, в связи со сказанным сфера услуг ЖКХ и собственно ЖКХ - это разные понятия. Также верно отмечает А.П. Ермилов [30], что понятие «хозяйство» рассматривается как сопряженное, выводимое из понятия «хозяйственная деятельность». Как отмечает Н.Н. Ярош [31], хозяйство как экономическая категория может быть интерпретирована в качестве организованной деятельности субъекта по использованию ресурсов для получения определенного результата. Упомянем также слова Р. Штаммлера о социальном хозяйстве как совместной деятельности людей, направленной к удовлетворению их потребностей [32], «хозяйство есть материя общественного бытия». По словам ученого, принципом хозяйства является «затрата усилий на удовлетворение потребностей». В свою очередь, С.Ю. Витте также под хозяйственной деятельностью понимал деятельность, направленную на удовлетворение потребностей [33].

Исходя из вышеприведенных рассуждений, определим жилищно-коммунальное хозяйство в качестве отрасли народного хозяйства, включающей совокупность субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность, обеспечивающую реализацию регулируемых видов деятельности в сфере поставки коммунальных ресурсов, деятельности, направленной на обеспечение функционирования жилого фонда, жилищной инфраструктуры путем предоставления населению широкого спектра жилищно-коммунальных услуг.

Обобщая проведенный анализ теоретических подходов к категории «хозяйство» отметим, что это достаточ-

но широкая категория, включающая в себя всю деятельность, направленную на получение результата, удовлетворяющего потребности. С этой точки зрения, концепт «жилищно-коммунальное хозяйство» охватывает совокупность хозяйствующих субъектов, их основной вид деятельности и объект этой деятельности, что говорит о неравнозначности категорий ЖКХ и сфера услуг ЖКХ и невозможности их использования в качестве синонимов или однопорядковых понятий.

Эволюция содержания хозяйственной деятельности в качестве производственной поставила вопрос о выделении во всей совокупности благ только «вещественных» и имеющих свойство «нематериальности», т.е. услуг. Зачастую при анализе производственной деятельности используется концепт «работа». При этом также значимым представляется разграничение понимания «работы» как процесса и как результата. Согласимся с В.А. Перепелкиным [34] в том, что работа как процесс описывает производственную сторону, а работа как результат сторону потребления. Подчеркнем здесь ключевое отличие производства товаров от производства услуг. При производстве товаров сторона потребления незначительно влияет на процесс производства, в отличие от создания услуг, где потребитель является непосредственным участником реализации услуги.

При этом великое разнообразие потребностей людей обуславливает широкий спектр услуг и соответственно многообразие отраслевого деления данной сферы также не имеющего однозначного представления в науке относительно его структуры.

Не углубляясь в дискуссии и не ставя задачу формулирования определения сферы услуг, примем в качестве рабочего и наиболее общего определения сферы услуг формулировку совокупность отраслей экономики, продукция которых выступает в виде услуг.

При этом, поскольку услуга опосредуется взаимодействием производителя, потребителя и других акторов, а ее оказание регулируется совокупностью правил, сферу услуг можно интерпретировать, в том числе, как совокупность общественных отношений, а услугу как общественное отношение.

Анализ научных подходов к классификации отраслей, включенных в сферу услуг позволяет отметить единодушное упоминание услуг жилищно-коммунального хозяйства в качестве отраслевой составляющей указанной сферы.

Опираясь на философскую трактовку оснований дифференциации общественных отношений в зависимости от сфер жизнедеятельности людей (или способов деятельности индивидов) [35], интерпретируем сферу услуг ЖКХ в качестве самостоятельного общественного отношения. Такое позиционирование изучаемого концепта позволит отразить в дефиниции как структуру его субъектов, так и условные группировки направлений хозяйственной деятельности. Таким образом, сфера услуг жилищно-коммунального хозяйства - это совокупность общественных отношений между государством, бизнесом и потребителями по поводу воспроизводства, содержания и управления жилищным фондом и инфраструктурой многоквартирного дома, общественной инфраструктурой, ресурсоснабжения, а также иных сопутствующих видов деятельности удовлетворяющих интересы его участников.

Подчеркнем, что в совокупность видов деятельности в сфере услуг ЖКХ нами были включены не только собственно услуги в общепринятом понимании (нематериальные, неосязаемые, трудно обособляемые и неотделимые от источника, синхронно оказываемые и получаемые), но и деятельность, которая по своему наполнению может быть отнесена к работам, согласно Гражданскому кодексу РФ. При этом, нормативно закреплены критерии услуги в ст. 38 НК РФ: «Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой (1) не имеют материального выражения. (2) реализуются

и потребляются в процессе осуществления этой деятельности». Ст. 702 ГК РФ позволяет разграничить услуги от работы, закрепив необходимость исполнителя сдать результат заказчику при выполнении работы. Сказанное указывает на признак материальности работы и нематериальности услуги (ремонт чего-либо в данном смысле следует отнести к работам, а не услугам).

Здесь воспользуемся критерием, выделенным К. Марксом, - услуга представляет собой особую потребительскую стоимость, «поскольку она полезна не как вещь, а как деятельность» [36]. Отметим, что в науке присутствует мнение о разделении сферы услуг и сферы обслуживания по критерию «материальности», направленности деятельности на имущество/человека или результата услуги. Если деятельность направлена на имущество (вещь), воплощается в нем, она является материальной по выражению отдельных ученых (например, установка кондиционера, домофона, радиатора и т.п.) и такую деятельность, согласно гражданско-правовой доктрине, относят к работам. В свою очередь, если деятельность одновременно является и процессом, и продуктом труда (результатом), она может быть отнесена к нематериальному производству. При этом, сказанное отмечается рядом ученых, которые соглашаются с тем, что результатом ЖКУ может быть товар, действие или деятельность [37; 38]. Следует отметить, что данное деление весьма условно, поэтому в настоящей работе будет сделано допущение, что работы (в смысле ГК РФ) включены в сферу услуг ЖКХ. Сказанное позволило обозначить проблему несовпадения практического осмысления концептов «услуга» и «работа» в экономике и юриспруденции.

Упомянем также термин «непроизводственная сфера», уходящий сегодня в прошлое, но все же изредка используемый в литературе. В контексте нашего исследования представляется, что данный концепт возможно использовать в качестве синонима сферы услуг: согласно Общесоюзному классификатору «Отрасли народного хозяйства» (не действует) [39] в нее включались виды деятельности, в процессе которых не создаются материальные блага. Другой вопрос, что понимать под результатом нематериального производства и какие отрасли входят в его структуру - по данным вопросам нет единства мнений. Более того, существуют разные взгляды на тождественность понятий «непроизводственная сфера» и «нематериальное производство» [40]. В контексте нашего исследования укажем на единодушное отнесение сферы услуг ЖКХ к непроизводственной сфере (или нематериальному производству) как в научных источниках, так и практике, например, в отечественном статистическом учете, осуществлявшемся на основе общесоюзного ОКОНХа.

Интенсивное изменение соотношения производственного и непроизводственного (сферы услуг) секторов экономики, а также быстрый рост спектра услуг обусловили необходимость смены методологии структурирования общественного производства. Так, в его структуре появились третичный (К. Кларк), четвертичный и пятеричный (Д. Белл) секторы, исключающие признак «материальности» из классификации секторов экономики и дающие более объективную картину хозяйственной деятельности середины прошлого века. Данный подход, отчасти, решал проблему отношения услуговой деятельности к материальному и нематериальному производству в силу роста их взаимопроникновения. Выделение третичного сектора экономики (сферы услуг) подчеркнуло рост ее роли и дало более адекватный инструментарий для анализа.

При этом, в настоящее время наблюдается формирование принципиально иного подхода к классификации сфер общественного производства, где в качестве критерия выделяется социальный аспект.

В свою очередь, характеризуя концепт «сфера услуг жилищно-коммунального хозяйства», обратимся

к дискуссиям о разграничении понятий сферы услуг и социальной сферы. Ключевая дилемма в дискуссиях о соотнесении указанных понятий: должна ли сфера услуг в целом и сфера услуг жилищно-коммунального хозяйства, в частности, развиваться по пути все большей коммерциализации и, таким образом, быть исключенной из состава социальной сферы.

ОБСУЖДЕНИЕ

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях.

Анализ научных работ в сфере соотношения сферы услуг и социальной сферы позволяет констатировать отсутствие единообразия мнений.

При этом изрядное влияние на разноголосицу в анализируемом контексте внес классик политической экономии А. Смит, отнеся социальную сферу к системе непроизводственных отраслей, не производящих материальных ценностей. Данный подход был положен в основу многочисленных классификаций, в структуре которых лежит деление отраслей на непроизводственную сферу услуг и материальное производство. Таким образом, появилась версия, согласно которой социальная сфера, производящая в основном социальные услуги, была отнесена к сфере услуг.

Однако существует и другой подход, согласно которому социальная сфера и сфера услуг не тождественны, и второе понятие шире с точки зрения спектра услуг, но уже с точки зрения возможности включения материального производства.

Сказанное актуализирует еще один дискуссионный вопрос о возможности включения в социальную сферу отраслей материального производства. Не вдаваясь в обозначенную дискуссию, определимся с трактовкой социальной сферы в рамках настоящего исследования. Присоединяясь к мнению В.М. Юрьева, Я.Ю. Радюковой [41], И.И. Барсуковой, А.В. Саяпина [42] и многих других, интерпретируем социальную сферу в качестве совокупности отраслей народного хозяйства, целью которых является воспроизводство человеческого капитала и достижение общественного благосостояния. При этом согласимся с авторами (А.С. Яковлев [43], A.M. Бабич и Е.В. Егоров [44] и др.) в том, что подавляющее большинство видов деятельности в данной сфере реализуется в виде услуг. Следует отметить, что ретроспективно понятия сфера услуг и социальная сфера дистанцируются и начинают существенно отличаться друг от друга. Их трактовка в советское время, когда в социальную сферу, помимо образования, здравоохранения, ЖКХ, включалась наука, туризм и бытовые услуги (непроизводственная сфера), сливала данные понятия. В настоящее время большинство авторов соглашаются с тем, что сфера услуг шире и включает в себя коммерциализированные отрасли (туризм, бытовые услуги, общественное питание и т.п.).

Также подчеркнем, понятия социальная услуга и услуга в социальной сфере не тождественны. Определение социальной услуги формализовано в ст. 3, ФЗ № 442: «социальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности» [40], где суть выражается в словосочетании «деятельность по оказанию помощи». Таким образом, услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства нельзя отнести к социальным услугам в контексте ФЗ № 442. Постепенная эволюция сферы услуг от предоставления социальной услуги ограниченному кругу нуждающихся лиц к расширению как спектра, так и реципиентов услуг в социальной сфере и наконец их доступности для значительной части общества позволяет разграничить рассматриваемые понятия. Расширению анализируемой сферы и линейки социальных услуг спо-

собствовало ее разгосударствление. Представляется, что ключевым критерием отнесения услуги к социальной, является сфера социально-значимых интересов индивида, которые она удовлетворяет. Вместе с тем, под услугой в социальной сфере будем понимать общественное отношение, в рамках которого удовлетворяются потребности индивида в развитии человеческого капитала и потенциала, а также обеспечении качества жизни.

Таким образом, в структуре социальной сферы выделяются услуги по социальной помощи (социальные услуги) и услуги в социальной сфере, к которым с уверенностью можно отнести услуги жилищно-коммунального хозяйства.

При этом, формулируя подход к позиционированию сферы услуг ЖКХ относительно социальной сферы, отметим, что стратегические документы, закрепляя ключевые направления ее развития, в ряду основных целей указывают повышение качества жизни граждан (например, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации [45]). Согласимся с А.Г. Малиновой в том, что «качество жизни определяется достигнутым уровнем физического, душевного и социального благополучия человека» [46].

В свою очередь, в нормативно-правовом регулировании повышение качества жизни населения увязывается с обеспечением качества и комфортности жилья. Так, Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 N 3683-р «Об утверждении плана законопроектной деятельности Правительства РФ на 2021 год» [47] в главе IV «Развитие институтов социальной сферы и повышение качества жизни» планирует принять меры по совершенствованию законодательства в сфере развития информационной составляющей ЖКХ, в частности, усовершенствовать регулирование отношений, связанных с проведением капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

При этом социальное значение ЖКХ подчеркивается в Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года путем закрепления в определении жилищно-коммунального хозяйства указания на жизненную важность услуг.

Разграничивая сферу услуг и социальную сферу, отметим, что вторая обладает специфическими особенностями:

- наличием многоканального финансирования, в том числе общественные источники;

- особый и единственный реципиент социальных услуг - население [48];

- услуги социальной сферы удовлетворяют не все потребности, а лишь общественно признанные;

- высокая интенсивность участия государства в управлении и регулировании.

Таким образом, понятие социальной сферы значительно уже сферы услуг. При этом, вопреки существующим взглядам о коммерциализированности ЖКХ и соответственно ретроспективном снижении социальной значимости данной отрасли хозяйства, в науке можно обнаружить достаточное количество авторов, включающих услуги ЖКХ в социальную сферу, в частности, Е.Н. Жильцов [49], Е.В. Горшенина [50], А.С. Яковлев [43], М.С. Сюпова, М.С. Слезко [51] и др. Нормативно отнесение ЖКХ к социальной сфере зафиксировано в ст. 40 Конституции РФ путем закрепления права на жилище и государственную поддержку этого права. При этом, неэластичность спроса на услуги ЖКХ обуславливает государственную заботу о гражданах в данной сфере. Также подчеркнем, что в Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства в РФ на период до 2020 года включена глава 7 - Социальная политика, а также выделяется социальное значение услуг ЖКХ и необходимость учета социальных факторов.

Подытоживая данную часть исследования, отметим, что понятия «сфера услуг», «социальная сфера» и «сфера услуг жилищно-коммунального хозяйства» являются

вложенными и соотносятся как общее и частное (рисунок 1).

Сфера услуг

Сфера услуг ЖКХ

Социальная сфера

Рисунок 1 - Позиция сферы услуг жилищно-коммунального хозяйства относительно сферы услуг и социальной сферы

В качестве пояснения к рисунку 1 подчеркнем, что социальная сфера включает в себя как производство товаров, так и услуг (большую долю). В свою очередь, сфера услуг ЖКХ включает в себя большую долю социально-ориентированных услуг, однако в рамках данной сферы оказываются и «коммерческие» услуги, т.е. услуги, финансируемые исключительно из бюджетов домашних хозяйств и удовлетворяющие интересы, которые нельзя отнести к общественно (социально) значимым (например, установка домофона, видеонаблюдение, работа консьержа и др.).

ВЫВОДЫ

Выводы исследования.

В заключение определим позицию сферы услуг ЖКХ в системе общественного производства. Здесь следует указать на существование полярных взглядов на роль сферы услуг в общественном производстве. В частности, начиная с работ Д. Белла, рост масштабов сферы услуг и сокращение доли материального производства рядом ученых позиционируются в качестве единственно-верного сценария развития общества постиндустриального типа. Однако довольно скоро данный подход подвергся критике (например, Ю.В. Мелешко [52] и многие другие). Не углубляясь в упомянутую дискуссию, отметим только, что ретроспективно сфера услуг увеличивает свои масштабы.

Отметим рост доли сферы услуг в структуре общественного производства, темп роста составляет 111 % за последние десять лет. В свою очередь доля сферы услуг в структуре потребительских расходов составила 27 %, что представляется весьма значительным.

В настоящее время сфера ЖКХ является одним из крупнейших секторов национальной экономики России. По данным Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ [53], в 2018 году годовой оборот сферы составил более 5,4 трлн руб., что составляет порядка 5,5 % ВВП страны. В анализируемой сфере работает 118,8 тыс. организаций и занято более 2 млн человек, что составляет около 3 % от общего количества занятых в экономике.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении.

Таким образом, важнейший сегмент экономики, являясь узловым сектором социальной сферы, ЖКХ обла-

дает рядом специфических особенностей, позиционирующих его на стыке частного и общественного сектора. В свою очередь, обладая уникальной институциональной средой, сфера ЖКУ имеет собственную систему стейк-холдеров. Спрос и предложение на рынке ЖКУ обладают отличительными свойствами, обусловленными одновременным воздействием государственных и рыночных регуляторов.

При этом, сфера услуг и материального производства могут рассматриваться как сектора экономики, в первом из которых сосредоточены отрасли, обеспечивающие производство услуг, а во втором - производство материальных продуктов. Однако в одних и тех же отраслях могут тесно переплетаться процессы оказания услуг и создания материальных продуктов, что характерно для ЖКХ.

Исходя из проведенного анализа очевидна необходимость дальнейшего мониторинга развития сферы услуг жилищно-коммунального хозяйства в социально-экономических координаиах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Об основах федеральной жилищной политики: Закон РФ от 24.12.1992 N4218-1 (ред. от 22.08.2004). URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 08.09.2022).

2. Стукалов А. В. Компетенция органов местного самоуправления в области жилищно-коммунального хозяйства // Административное и муниципальное право. 2010. № 12. С. 32.

3. Черняева Е. М. Понятие жилищно-коммунального хозяйства: вопросы правового регулирования //Сибирский юридический вестник. 2011. №. 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-zhilischno-kommunalnogo-hozyaystva-voprosy-pravovogo-regulirovaniya (дата обращения: 08.09.2022).

4. Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 26 января 2016 г. № 80-р. — URL: http://ba.se. consultant.ru (дата обращения: 08.09.2022).

5. Чернышов Л.Н. Экономика городского хозяйства. В 2 ч. Иркутск: Типография № 1, 1999. 332 с.

6. Симионов Ю.Ф. Жилищно-коммунальное хозяйство: справочник. 3-е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2010. 286 с

7. Жуков Д.М. Экономика и организация жилищно-коммунального хозяйства города: учебн. пособие для студ. вузов. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 96 с

8. Безлюдов А.И. Жилищно-коммунальное хозяйство: проблемы управления. М.: Стройиздат, 1990. 280 с.

9. Тимчук О. Г., Никитюк Л. Г. К вопросу о классификации жилищно-коммунального хозяйства РФ //Вестник Иркутского государственного технического университета. — 2015. — №. 1 (96). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-klassifikatsii-zhilischno-kommunalnogo-hozyaystva-rf (дата обращения: 08.09.2022).

10. Винокуров М.А., Суходолов А.П. Экономика Иркутской области. В 5 т. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2008. Т. 5. 292 с.

11. Скрыпникова Е. А., Тринеева Л. Т. Инновационное развитие жилищно-коммунального хозяйства в России //Инновационный дискурс развития современной науки. 2020. С. 50-53.

12. Арсланбекова А. З., Мурсалов Ф. А. Жилищно-коммунальное хозяйство как объект государственного управления и государственного регулирования //Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2020. Т. 33. №. 1. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/zhilischno-kommunalnoe-hozyaystvo-kak-obekt-gosudarstvennogo-upravleniya-i-gosudarstvennogo-regulirovaniya (дата обращения: 08.09.2022).

13. Пирожкова И. Г. Формирование правовой основы системы ЖКХ в России: начальный исторический этап //Право: история и современность. 2020. №. 3. С. 34-39.

14. Кузнецов, Н. В. Управление жилищно-коммунальным комплексом в современных условиях / Н. В. Кузнецов // Эффективность сферы товарного обращения и труда : сборник научных статей VI Писаренковских чтений, 20-21 октября 2020 г. : научное электронное текстовое издание / Белкоопсоюз, Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации ; под науч. ред. Т. В. Гасановой, А. З. Коробкина ; редкол.: С. Н. Лебедева [и др.]. — Гомель, 2020. С. 77—79.

15. Управление инновационным развитием сферы ЖКХ : диссертация ... доктора экономических наук : 08.00.05 /Мещерякова М.А.; [Место защиты: ФГБОУВО «Воронежский государственный технический университет»]. - Воронеж, 2020. 321 с.19

16. Веселков А. Н. К определению дефиниции «жилищно-коммунальное хозяйство» //Фундаментальные и прикладные проблемы эффективности научных. 2020. С. 66-68.

17. Литвинцев Д. Б. Жилищно-коммунальное хозяйство в России: социальные законы, гипотезы и теоремы в действии //Bulletin of the South-Russian state technical University (NPI) Series Socio-economic Sciences. 2020. Т. 13. №. 6. С. 81-88.

18. Ивакина, А. М. Современные проблемы жилищно-коммунального хозяйства // Молодой ученый. 2015. № 8 (88). С. 537-539. URL: https://moluch.ru/archive/88/17301/ (дата обращения: 08.09.2022).

19. Muthalif M. Z. A., Shojaei D., Khoshelham K. A review of augmented reality visualization methods for subsurface utilities //Advanced Engineering Informatics. 2022. Т. 51. С. 101498.

20. Fox-Penner P. Smart power climate change, the smart grid, and the future of electric utilities. 2022. URL:http://14.99.188.242:8080/ jspui/bitstream/123456789/15190/1/Smart%20Power%20Climate%20 Change%2C%20the%20Smart%20Grid%2C%20and%20the%20 Future%20of%20Electric%20Utilities%20by%20Peter%20Fox-Penner. pdf (дата обращения: 08.09.2022).

21. Foroutan S., Islamzadeh N. Evaluation of Citizen Satisfaction of Kordkuy Municipal Services by Urban Environmental Indicators Approach //Journal of Environmental Science Studies. 2022. Т. 7. №. 4. С. 5640-5649.

22. Yildirim B. F., Yildirim S. K. Evaluating the satisfaction level of citizens in municipality services by using picture fuzzy VIKOR method: 20142019 period analysis //Decision Making: Applications in Management and Engineering. 2022. Т. 5. №. 1. С. 50-66.

23. Yaffe D. P. Regulating Public Utility Performance: The Law of Market Structure, Pricing and Jurisdiction. 2022. URL:https:// heinonline. org/HOL/LandingPage?handle = hein.journals/ener-gy43&div=15&id=&page= (дата обращения: 08.09.2022).

24. McCurry W. et al. Defense Energy Resilience and the Role of State Public Utility Commissions //Journal of Critical Infrastructure Policy Volume. 2022. Т. 3. №. 1.

25. Kopin D. J., Bergh R. G. V. The Rationale for Reforming Utility Business Models //The Energy Journal. 2023. Т. 44. №. 3.

26. Ba Y. Non-state climate governance, corporate leadership, and governance performance: evidence from the US electric utility sector // Environmental Research Letters. 2022. Т. 17. №. 8. С. 084014.

27. John M., Selaelo John M., Khutso Lavhelani K. F. The contemporary challenges municipalities face in effectively implementing municipal service partnerships //EUREKA: Social and Humanities. 2022. Т. 2. С. 5869.

28. Ганченко Д.Н. Совершенствование управления в сфере жилищно-коммунальных услуг на основе сетевого подхода: диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.05 / Ганченко Диана Николаевна; [Место защиты: Крым. федер. ун-т им. В.И. Вернадского]. - Симферополь, 2018. 227 с.

29. Ермилов А. П. Отсутствие единого понимания экономики в экономической науке и необходимость междисциплинарного подхода //Актуальные вопросы архитектуры и строительства. 2020. С. 302.

30. Ярош Н. Н. Влияние происхождения понятий «город» и «хозяйство» на формирование экономической категории «городское хозяйство» //Экономический журнал. 2010. №. 4. С. 87-99.

31. Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории / Рудольф Штеммлер; Пер. со 2 нем. изд. [М.К. Покровского, А.А. Мейера и И.А. Давыдова] под ред. и с вступ. ст. И.А. Давыдова. Т. 2. Санкт-Петербург : Начало, 1907. С. 213. С. 5

32. Витте С.Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве, читанных его Императорскому Высочеству Великому Князю Михаилу Александровичу в 1900—1902 гг. СПб.: АО Брокгауз-Ефрон, 1912. 354 с.

33. Перепелкин В. А. Понятие «услуга» в экономической теории //Вестник Самарского государственного университета. 2009. №. 69. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-usluga-v-ekonomicheskoy-teorii (дата обращения: 08.09.2022).

34. Кропачев Н. М., Прохоров В. С. О понятии правовых отношений //Известия высших учебных заведений. Правоведение. 1986. №. 3. С. 33-41.

35. Архив Маркса и Энгельса. М., 1948. Т. 2. URL: http://www. marx-engels.su/45.doc (дата обращения: 08.09.2022).

36. Кирсанов С. А. Жилищные и коммунальные услуги как вид экономической деятельности //Российский экономический интернет-журнал. 2008. №. 4. URL: https://www.e-rej.ru/Articles/2008/Kirsanov. pdf (дата обращения: 08.09.2022).

37. Руткаускас Т. К. Формирование и развитие рыночных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве: теория, методология и практика //Екатеринбург: Изд-во РГППУ. 2006. URL: https://elar. rsvpu.ru/bitstream/123456789/16570/1/rsvpu_thesis_00185.pdf (дата обращения: 08.09.2022).

38. Общесоюзный классификатор «Отрасли народного хозяйства», утв. Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР 01.01.1976. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_6198/. (дата обращения: 08.09.2022).

39. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 13.07.2020). URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 08.09.2022).

40. Юрьев В. М., Радюкова Я. Ю. [и др.] Политическая экономика. Экономические интересы и особенности их реализации в различных сферах современной экономики. Тамбов, 2009. Кн. 3. 392 с.

41. Барсукова И. И., Саяпин А. В. Социально-экономическое значение предприятий социальной сферы //Социально-экономические явления и процессы. 2014. Т. 9. №. 5.

42. Яковлев А. С. Роль социальной сферы в формировании постиндустриального общества в России //дисс. на соискание ученой степени кандидата экономических наук по спец. 2012. URL: https:// static.freereferats.ru/_avtoreferats/01005499646.pdf (дата обращения: 08.09.2022).

43. Бабич A.M., Егоров Е.В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. Казань, 2014. 189 с

44. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683. URL: http://

www.consultant.ru (дата обращения: 08.09.2022).

45. Малинова А.Г. Юридизация понятия «качество жизни» в спорах о компенсации морального вреда //Российский юридический журнал. 2020. N 4. С. 73 - 79.

46. Об утверждении плана законопроектной деятельности Правительства РФ на 2021 год: Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 N 3683-р. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 08.09.2022).

47. Лазарев В. А. К вопросу о соотношении понятий «сфера услуг», «непроизводственная сфера», «социальная сфера», «сфера обслуживания» и «сфера сервиса» //Вестник евразийской науки. 2016. Т. 8. №. 6 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-sootnoshenii-ponyatiy-sfera-uslug-neproizvodstvennaya-sfera-sotsialnaya-sfera-sfera-obsluzhivaniya-i-sfera-servisa (дата обращения: 08.09.2022).

48. Жильцов Е. Н. Основы формирования хозяйственного механизма в сфере услуг. Изд-во МГУ, 1991. 191 с.

49. Горшенина Е. В. Система основных социально-экономических индикаторов уровня жизни в регионе //Вопросы статистики. 1999. №. 4. С. 47-55.

50. Сюпова М. С., Слезко М. С. Сущность и отраслевая структура социальной сферы //Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ». 2015. Т. 6. №. 4. С. 790-793.

51. Мелешко Ю. В. Генезис исторических подходов к структурированию общественного производства и особенности секторальной структуры Индустрии 4.0. — 2020. С. 86-89.

52. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС) URL: https://www.fedstat.ru/ (дата обращения: 08.09.2022).

Received date: 11.09.2022 Revised date: 25.09.2022 Accepted date: 10.11.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.