Научная статья на тему 'КЛАССИФИКАЦИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ БЛАГОУСТРОЙСТВА ЖИЛФОНДА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РОССИИ'

КЛАССИФИКАЦИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ БЛАГОУСТРОЙСТВА ЖИЛФОНДА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

203
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / СОВРЕМЕННОЕ ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / КЛАССИФИКАЦИЯ УСЛУГ / БЛАГОУСТРОЙСТВО ЖИЛФОНДА / ЛИФТОВОЕ ХОЗЯЙСТВО / УСЛУГИ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ ПРИБОРОВ УЧЕТА / ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / МНОГОКВАРТИРНЫЕ ДОМА (МКД)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Леонова Л. Б., Мокроносов А. Г.

В работе авторами изучены теоретические аспекты и подходы к сфере услуг ЖКХ. Следует отметить, что работы связанные с сектором ЖКУ посвящены в основном вопросам качества услуг, а также государственного управления. В условиях цифровой экономики многие авторы освещают вопросы комплексного подхода к цифровизации и создания единой информационной базы для предоставления ЖКУ. Для более эффективного управления отраслью ЖКУ в условиях современного жилищного строительства и расселения 90% населения РФ в многоквартирных домах, авторы предлагают новую классификацию ЖКУ в зависимости от благоустройства жилфонда и строительства высотных домов с этажностью 24-32. В статье рассматривается существующие классификации жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению, Жилищным кодексом РФ, Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 28.12.2021) В результате анализа благоустройства жилфонда РФ и степени износа основных фондов в сферах ресурсоснабжения ЖКХ и строительства, авторы приходят к выводу, что необходима новая классификация услуг ЖКХ в условиях цифровизации экономики страны и строительства высотных и «умных домов», а также необходимости энергосбережения. В результате предложенная новая классификация ЖКУ может быть дополнена степенью благоустройства жилья с добавлением таких жилищных услуг, как «Содержание и ремонт лифтов», и коммунальных услуг «Установление приборов учета и датчиков для энергосбережения для «умных домов» и «Оказание услуг поверки, ремонта и сервисного обслуживания энергосберегающего оборудования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Леонова Л. Б., Мокроносов А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES DEPENDING ON THE IMPROVEMENT OF THE HOUSING FUND IN THE CONDITIONS OF MODERN CONSTRUCTION IN RUSSIA

The authors of the article studied the theoretical aspects and approaches of the housing and communal services. It should be noted that the work related to the housing and communal services is mainly devoted to the quality of services, as well as public administration. In the digital economy, many authors highlight the issues of an integrated approach to digitalization and the creation of a unified information base for the provision of housing and communal services. For more effective management of the housing and communal services industry in the conditions of modern housing construction and the resettlement of 90% of the population of the Russian Federation in apartment buildings, the authors propose a new classification of housing and communal services, depending on the improvement of the housing stock and the construction of high-rise buildings with a 24-32 storey. The article discusses the existing classifications of housing and communal services in accordance with the All-Russian classifier of services to the population, the Housing Code of the Russian Federation, Decree of the Government of the Russian Federation dated 05/06/2011 No. 354 (as amended on 12/28/2021) As a result of the analysis of the improvement of the housing stock of the Russian Federation and the degree of depreciation of fixed assets in the areas of resource supply of housing and communal services and construction, the authors come to the conclusion that a new classification of housing and communal services is necessary in the context of the digitalization of the country's economy and the construction of high-rise and "smart houses", as well as the need for energy saving. As a result, the proposed new classification of housing and communal services can be supplemented by the degree of housing improvement with the addition of such housing services as “Maintenance and repair of elevators”, and utilities “Installation of metering devices and sensors for energy saving for smart homes” and “Provision of verification, repair and service maintenance of energy-saving equipment.

Текст научной работы на тему «КЛАССИФИКАЦИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ БЛАГОУСТРОЙСТВА ЖИЛФОНДА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РОССИИ»

Классификация жилищно-коммунальных услуг в зависимости от благоустройства жилфонда в условиях современного жилищного строительства в России_

Леонова Лейла Борисовна

кандидат технических наук, доцент кафедры экономики и управления строительством и рынком недвижимости, ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», [email protected]

Мокроносов Александр Германович

доктор экономических наук кафедры экономики предприятия, ФГАОУ ВО «Уральский экономический университет», [email protected]

В работе авторами изучены теоретические аспекты и подходы к сфере услуг ЖКХ. Следует отметить, что работы связанные с сектором ЖКУ посвящены в основном вопросам качества услуг, а также государственного управления. В условиях цифровой экономики многие авторы освещают вопросы комплексного подхода к цифровизации и создания единой информационной базы для предоставления ЖКУ.

Для более эффективного управления отраслью ЖКУ в условиях современного жилищного строительства и расселения 90% населения РФ в многоквартирных домах, авторы предлагают новую классификацию ЖКУ в зависимости от благоустройства жилфонда и строительства высотных домов с этажностью 24-32. В статье рассматривается существующие классификации жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению, Жилищным кодексом РФ, Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 28.12.2021)

В результате анализа благоустройства жилфонда РФ и степени износа основных фондов в сферах ресурсоснабжения ЖКХ и строительства, авторы приходят к выводу, что необходима новая классификация услуг ЖКХ в условиях цифровизации экономики страны и строительства высотных и «умных домов», а также необходимости энергосбережения. В результате предложенная новая классификация ЖКУ может быть дополнена степенью благоустройства жилья с добавлением таких жилищных услуг, как «Содержание и ремонт лифтов», и коммунальных услуг «Установление приборов учета и датчиков для энергосбережения для «умных домов» и «Оказание услуг поверки, ремонта и сервисного обслуживания энергосберегающего оборудования». Ключевые слова: сфера услуг, жилищно-коммунальное хозяйство, современное жилищное строительство, классификация услуг, благоустройство жилфонда, лифтовое хозяйство, услуги по установлению приборов учета, энергосбережение, многоквартирные дома (МКД).

(0

сч

о

сч

(0

01

2

34

Введение. В соответствии с Посланием президента РФ Федеральному Собранию от 21 февраля 2023 года, а также в соответствии со «Стратегией развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2035 года» и Планом мероприятий («дорожной картой») необходимо уделять более пристальное внимание развитию сферы жилищного строительства и модернизации сферы предоставления коммунальных услуг населению.

Cфера жилищно-коммунальных услуг является чрезвычайно важной для населения страны, предприятий и экономики страны в целом. Тем более, что сфера строительства и производства стройматериалов и сфера ЖКУ составляют почти 15% ВВП, количество работающих составляет почти 10% трудоспособного населения страны. В ней в настоящее время функционируют более 420 тысяч предприятий, в том числе и малого бизнеса. Сферы ЖКУ и строительства обеспечивают также социальную безопасность страны. При этом сфера ЖКУ имеет многочисленные проблемы и не является конкурентоспособной на рынке услуг, поскольку ресурсос-набжающие компании в основном являются монополистами (локальные естественные монополии). В то время как строительные организации работают в условиях конкурентной рыночной борьбы и получают право на строительство жилых комплексов после участия в тендерах в соответствии с законодательством РФ.

Целью работы является анализ существующих классификаций жилищно-коммунальных услуг на современном этапе экономики и представление новой классификации ЖКУ в зависимости от благоустройства жилищного фонда.

В современной экономике, когда общество прошло индустриальный путь развития (от материало-емких и фондоемких отраслей) через неоиндустриальный (развитие инновационных отраслей через модернизацию и обновление отраслей материального производства и переход на высокотехнологичные и ресурсосберегающие отрасли) к постиндустриальному пути, когда наряду с развитием материального производства большую роль начинают играть наукоемкие цифровые технологии. Сфера услуг начинает приобретать все большее значение, поскольку от нее зависит качество жизни населения, его благосостояние. В свою очередь, за материальными объектами необходимо следить, обслуживать при их эксплуатации с дальнейшей утилизацией ненужных и потребленных продуктов).[1]

При постиндустриальной экономике развитие сферы ЖКУ, которая является многофункциональной, многоуровневой социально значимой следует придавать все большее значение.

Авторы статьи считают, что сферу услуг ЖКХ надо выделить в отдельную отрасль. Однако в соответствии с новым Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) от 2022 года к сфере ЖКУ можно отнести:

Раздел Р: Обеспечение электроэнергией, газом и паром, кондиционирование воздуха

Раздел Е: Водоснабжение,водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений; п. 39 - Предоставление услуг в области загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов.

Раздел S: Предоставление прочих услуг. П. 96. Деятельность по предоставлению прочих персональных услуг.

Между тем сфера ЖКУ является социально значимой, значит сюда можно отнести социальные услуги (Раздел ОКВЭД Q, к которым по настоящему Классификатору относятся только п.п. 86, 87, 88 -здравоохранение, деятельность по уходу с обеспечением проживания, предоставление услуг без предоставления проживания).

По мнению авторов статьи для улучшения ситуации в сфере ЖКУ и решении ее многочисленных проблем необходимо упорядочить и структуризиро-вать услуги в ЖКХ, а также выделить ее в отдельную Отрасль сферы жилищных и коммунальных услуг, поскольку она является жизнеобеспечивающей, социальной и инфраструктурной.[2]

Попробуем разобраться в самом понятии услуга и ее отличии от любого товара Данные занесем в таблицу 1.

Таблица 1

Существующие определения понятия «Услуга» (составлена на основе [3])

Формирование и развитие рынка жилищно-коммунальных услуг/ В.А. Крылов, А.Г. Мокроносов, Т.К. Руткаускас.-Екатеринбург: Изд-во «Екатеринбург». 2000.- 308 с.

Определение Источник

Услуга - это работа, выполняемая для удовлетворения чьих-либо нужд,потребностей Большой толковый словарь русского языка/ Сост. И гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб: «Но-ринг», 1998. 1536 с

Услуга - это деятельность, результаты которой удовлетворяют какие-либо потребности людей Экономика и бизнес / Под ред. В.Д. Камаева. М.: Изд-во МГТУ, 1993. 464 с.

Услуги - это нечто нематериальное, но обладающее определенной ценностью Крылов В.А. Формирование и развитие рынка жилищно-коммунальных услуг/ В.А. Крылов, А.Г. Мокроносов, Т.К. Руткаускас. - Екатеринбург. Изд=во «Екатеринбург», 2000. - 308 с.

Услуга - это то, что неосязаемо (невидимо) и в обмен на что потребитель, фирма или правительство готовы предоставить что либо ценное Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 110го изд.. Т.2. М.:Респуб-лика, 1992. 400с.

Услуга - специфический продукт труда, который не приобретает вещной формы и потребительская стоимость которого в отличие от вещного продукта труда заключается в полезном эффекте живого труда Экономическая энциклопедия / Нач. ред. Совет изд-ва «Экономика»; Ин-т экон. РАН; Гл. ред. Л.И. Абалкин. М.:ОАО «Издательство «Экономика», 1999.1055 с.

Услуга - полезное действие потребительной стоимости товара (если она осуществляется в материально-вещественной форме) или непосредственно труда в его конкретной форме (услуга в нематериальной форме), направленного на удовлетворение специфической потребности человека

Следует отметить, что в работах [6, 7] сфера ЖКХ рассматривается как исключительно сфера услуг, а также доказана необходимость публичного управления в сфере услуг жилищно-коммунального назначения в России и предлложены пути их решения в соответствии с программой реформирования данной сферы на государственном уровне. В работе [8] предложено создание единой информационной базы на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства, что позволит ускорить принятие управленческих решений. В работе [9] проведен анализ основных направлений повышения качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг населению.

В работе Ворониной, В.М., Тваури Р.Г. рассмотрены вопросы состояния и перспектив развития системы жилищно-коммунального хозяйства России [10]. В работе Мутолапова Р.Х. приведены понятия и сущности жилищно-коммунальных услуг в условиях реформирования и преобразования отраслевых производственно-экономических отношений в национальной экономике России на современном этапе [11]. В целом, большинство авторов ограничиваются тем, что дают понятия жилищно-коммунального хозяйства и жилищно-коммунальных услуг, а также упоминают о незамедлительном проведении комплексной модернизации коммунальной инфраструктуры [12, 13]. Рассматривается также необходимость государственного регулирования экономических отношений отрасли ЖКХ с помощью правовых и административных регуляторов [14].

В некоторых работах в условиях цифровизации экономики уделено внимание вопросам, связанным с формированием цифровой экосистемы жилищно-коммунального комплекса [15].

Что касается публикаций в зарубежных журналах, то в основном рассматриваются вопросы по классификации жилищно-коммунальных услуг, основанным критерием которой стала обязательность/необязательность их предоставления. Данный критерий должен позволить потребителю свободно ориентироваться в широком спектре жилищно-коммунальных услуг, избегая навязывания со стороны производителя дополнительных услуг в комплексе с основными [16]. Рассмотрены также вопросы реформирования сферы ЖКУ в странах ближнего зарубежья, например, в Узбекистане [17].

Таким образом, в современной отечественной литературе практически не рассматриваются вопросы классификации ЖКУ, и это делает актуальным вопрос, связанный с их классификацией. Что касается зарубежных публикаций, то статьи, как правило, написаны российскими авторами или авто-

О *

О X

о

3 *

8)

с т

"С О

Т Ф

а г

о

Т 09 8)

сч о сч

рами стран ближнего зарубежья. Похоже, что проблематика, связанная с услугами ЖКХ это приоритет интересов исключительно РФ.

Анализ. Именно переориентация производства с простого создания материальных благ на предоставление услуг является фундаментальным признаком перехода общества от индустриального к постиндустриальному уровню развития. Одним из внешних проявлений технологической революции стало зафиксированное еще в 1960—1970-е гг. вытеснение человека из сферы непосредственно материального производства. Соответственно, происходит изменение структуры занятости, в валовом национальном продукте сокращается доля промышленности и растет доля отраслей третичного сектора. Таким образом, индустриальный уклад воплотился в системе массового производства товаров; приметой же постиндустриального общества является экспансия сферы, предоставляющей индивидуализированные услуги и информацию.

В рамках постиндустриальной теории предпринят развернутый анализ изменения структуры общественного производства в послевоенный период. Его методологической базой служит предложенная в 1940-х гг. К. Кларком (К. Clark) трехсекторная модель, согласно которой народное хозяйство подразделяется на три сферы, к первой из которых относятся добывающие отрасли и сельское хозяйство, ко второй — отрасли обрабатывающей промышленности и строительство, а к третьей — производительные и личные услуги.

Разумеется, сама сфера услуг не является однородной. Если в доиндустриальном обществе преобладали домашние или личные услуги, то в индустриальном - акцент сместился в сторону услуг, игравших вспомогательную роль по отношению к производству, а также финансовых услуг. В постиндустриальном обществе, сохраняющем все ранее существовавшие виды услуг, появляются качественно новые их типы, быстро начинающие доминировать в структуре профессиональной деятельности. В нынешних условиях как никогда ранее справедливы слова Д. Белла, который, говоря о третичном секторе, отмечал: слово «услуга» не должно вызывать вводящих в заблуждение образов быстро приготовленной еды и низкооплачиваемых работников; основными являются финансовые, профессиональные и конструкторские услуги, здравоохранение, образование и социальная сфера, и лишь на последнем месте этой шкалы стоят бытовые услуги

Исходя из этого, сторонники теории постиндустриализма дополнили выдвинутую в 1940-е гг. К. Кларком трехсекторную модель общественного производства еще двумя секторами: четвертичным (quaternary), включающим торговлю, финансовые услуги, страхование и операции с недвижимостью, и пятеричным (quinary), к которому отнесены здравоохранение, образование, научные исследования, индустрия отдыха и сфера государственного управления.

В рамках такого подхода услуги сферы ЖКХ можно отнести к четвертому и пятому уровням, поскольку они являются социальными, а в условиях

перехода к устойчивому и «умному» экономическому развитию они должны войти в единую информационную экосистему.

Далее остановимся более подробно на авторской классификации ЖКУ. Жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) предоставляются управляющими компаниями для обеспечения комфортного проживания и поддержания жилого фонда в исправном техническом состоянии. Документы, регулирующие правила их предоставления и оплаты, — это Постановление правительства России о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и Жилищный кодекс Российской Федерации [4, 5]

Коммунальные услуги и жилищные — разные вещи. Коммунальное обслуживание — это деятельность управляющей компании (УК) по поставке ресурсов надлежащего качества в установленный срок. А жилищный сервис — это деятельность управляющей компании, направленная на поддержание чистоты общего имущества, обеспечение его сохранности и поддержание в нормальном состоянии всех устройств в многоквартирном доме.

В список ЖКУ, которые предлагают жильцам, входят [18, 19]:

• подача холодной воды;

• подача горячей воды;

• обеспечение тепловой энергией;

• водоотведение;

• электроснабжение;

• газоснабжение, в том числе бытовой газ в баллонах;

• отопление;

• твердое топливо при наличии печного отопления;

• содержание и ремонт общего имущества;

• вывоз мусора.

Под коммунальными услугами подразумеваются те услуги, которые направлены на обеспечение проживания жителей в многоквартирном доме, непосредственно в своих квартирах, в то время как жилищные услуги направлены на содержание, управление и ремонт общего домового имущества, принадлежащего жителям многоквартирного дома по праву долевой собственности. Коммунальные услуги включают в себя холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и электроснабжение. Жилищные услуги включают в себя содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества многоквартирного дома, капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома и вывоз бытовых отходов.

Граждане и организации обязаны оплачивать коммунальные услуги за помещение, которое они занимают. Обязанность оплачивать ЖКУ у собственника, нанимателя или арендатора появляется с момента возникновения права собственности или заключения соответствующего договора. Тот, кто принял квартиру от застройщика по передаточному акту, но право собственности еще не установил, обязан оплачивать коммунальные услуги с момента подписания акта.

Главной нормативной базой для определения платы за коммунальные услуги является ЖК РФ раздел 7 (статьи 153-157), в которых рассматривается размер и структура платы за ЖКУ [5].

Согласно определению к коммунальным услугам относятся - энергоснабжение (электричество, газ), теплоснабжение, водоснабжение и канализация. Состав предоставляемых услуг определяется степенью благоустройства жилого помещения.

Важным документом в сфере предоставления ЖКУ является Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. от 28.12.2021) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»), которое рассматривает общие положения, порядок предоставления и порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги [4].

Данное Постановление определяет коммунальные услуги следующим образом. «Коммунальные услуги» - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или два и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме (МКД) в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами;

В указанном Постановлении дается также понятие «коммунальные ресурсы» - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.

В работе Руткаускас Т.К. [20] Также приводится классификация ЖКУ. В частности к жилищным услугам относятся услуги по содержанию и ремонту жилья (техническое обслуживание), включающее содержание и эксплуатацию жилого помещения, содержание и ремонт лифтового хозяйства, содержание и ремонт мусоропровода, сбор и вывоз мусора, уборка мест общего пользования, уборка придомовой территории, капитальный ремонт и найм жилых помещений. К коммунальным услугам относятся: водоснабжение и водоотведение, ГВС, отопление, электроснабжение и газоснабжение.

Однако, данная классификация услуг коррели-руется с Общероссийским классификатором услуг населению, который был принят в 1993 году. Однако

в 2013 году данная классификация ЖКУ утратила силу.

Далее посмотрим, как обстоит дело с благоустройством жилищного фонда в России с 2016 по 2021 годы (табл. 2)

Таблица 2

Благоустройство жилфонда^ в России [9]

Год Водо- Кана- Отоп- Ванна и Газ ГВС Наполь-

про- лиза- ление душ (сете- ные элек-

вод ция вой) троплиты

2016 82 77 86 70 66 69 23

2017 82 78 86 70 67 69 23

2018 83 78 86 71 66 70 23

2019 84 79 87 72 67 72 25

2020 85 80 87 72 67 72 25

2021 86 80 87 73 69 72 27

По данным таблицы 2 мы видим, что благоустройство жилфонда в РФ остается явно недостаточным, у 14 жилых домов нет водопровода, у 20 % домов нет канализации, а отопление отсутствует у 13% жилых домов, в основном такая картина наблюдается в сельской местности. С газоснабжением, наличием ванны и душа, а также ГВС дела обстоят еще сложнее. У 31, 27 и 28% населения соответственно отсутствуют и эти виды благоустройства. То есть практически третья часть населения лишена услуг, столь важных в XXI веке.

Что касается наличия напольных электроплит, то в последние годы все больше новых МКД строится именно с такими плитами в связи с опасностью использования газовых плит в квартирах жилых домов и многочисленными аварийными ситуациями: взрывами и пожарами, которые произошли за последние годы в связи с их эксплуатацией.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важным моментом, который следует отметить, является тот факт, что в последние годы жилищная строительная политика имеет тенденцию строительства многоэтажных жилых комплексов, в которых количество этажей составляет от 26 до 34. И в классификации коммунальных услуг и определении степени благоустройства «услуга по обслуживанию лифта» по данным статистики не приводится. В домах с этажностью 9-10 этажей, построенных еще в 1980-е годы (знаменитые «брежневки») есть лифтовое хозяйство, а в настоящее время, когда этажность домов возросла, и в каждом подъезде вообще функционируют 2 - 3 лифта: пассажирские и грузовые, то данную услугу по «Обслуживанию лифта» также необходимо, по мнению авторов статьи, включить в «жилищные услуги». Так как эта услуга являются общедомовой. Кроме того, лифты требуют ремонта и технического обслуживания, а в случае износа, замены. Также для работы лифта используется электроэнергия.

Далее рассмотрим износ основных фондов в сферах строительства и ЖКХ, которые и предоставляют жилищные и коммунальные услуги соответственно (табл. 3).

По данным таблицы 3 следует, что ситуация по степени износа основных фондов крайне неблагоприятно складывается особенно для сферы строительства - 55 %. Более или менее позитивный тренд

О *

О X

о

3 *

8) с

Т

■и о

5

Т

о а г о

Т 09 8)

наметился для систем водообеспечения и водоот-ведения, а также в сфере утилизации коммунальных отходов, где износ составляет порядка 27%. По-видимому, это можно объяснить реализацией многочисленных проектов по модернизации систем водоснабжения и водоотведения по концессионным соглашениям с привлечением механизма ГЧП (государственно-частного партнерства) [22, 23]. А также проведением «мусорной реформы» в России с 2018 года. Что касается систем электроснабжения, то за последние 5 лет износ составляет порядка 44%.

Таблица 3

Степень износа основных фондов в сфере ЖКУ (ресурсоснаб-

Вид экономи- 2017 2018 2019 2020 2021

ческой дея-

тельности

Обеспечение 46,8 41,0 41,2 45,0 44,0

электрической

энергией, газом

и паром; конди-

ционирование

воздуха

Обеспечение 46,8 41,0 41,2 45,0 44.0

электрической

энергией, газом

и паром; конди-

ционирование

воздуха

Водоснабже- 41,7 43,7 39,9 33,9 34,0

ние; водоотве-

дение, организация сбора и

утилизации от-

ходов, деятель-

ность по ликви-

дации загрязне-

ний

Забор, очистка 48,9 53,3 45,2 27,5 26,5

и распределе-

ние воды

Сбор и обра- 21,9 22,4 27,8 28,6 26,7

ботка сточных

вод

Сбор, обра- 49,1 50,0 55,9 32,3 31,0

ботка и утили-

зация отходов; обработка вто-

ричного сырья

Предоставле- 42,0 46,0 55,9 63,4 62,0

ние услуг в об-

ласти ликвида-

ции послед-

ствий загрязне-

ний и прочих

услуг, связан-

ных с удале-

нием отходов

СТРОИТЕЛЬ- 42,2 48,7 35,8 54,9 55,0

СТВО

Строительство 48,2 52,8 56,9 55,7 54,0

зданий

Строительство 40,0 46,8 29,1 55,8 54,1

инженерных со-

оружений

Работы строи- 54,9 52,1 41,2 36,5 36,2

тельные специ-

ализированные

включения в жилищные услуги - услугу по «Обслуживанию лифтов» в многоэтажном доме и услуги «Установление приборов учета и датчиков для энергосбережения для «умных домов»» и «Оказание услуг поверки, ремонта и сервисного обслуживания энергосберегающего оборудования». Стоимость лифта составляет от 700 тысяч до 5 млн. рублей в зависимости от комплектации и этажности дома. При этом техническое обслуживание лифта грузоподъмностью до 320 кг составляет порядка 5000, а более 2000 кг - около 10 000 рублей в месяц. Расходы по поверке и эксплуатации приборов учета могут составить от 1250 до 4000 рублей. Установка 1 прибора учета (теплосчетчика) может составить от 12500 до 32000 руб.

В таблице 4 приведем предлагаемую авторами классификацию ЖКУ

Таблица 4

Классификация ЖКУ по степени благоустройства жилфонда

Благоустроенный жилфонд Неблагоустроенный жилфонд

Жилищные услуги Коммунальные услуги Жилищные услуги Коммунальные услуги

Содержание и ремонт общего имущества дома Водоснабжение холодной водой (ХВС) Капитальный ремонт дома Водоснабжение холодной водой (ХВС)

Содержание и ремонт лифтов Водоотведе-ние (канализация) Вывоз и транспортировка твердых коммунальных отходов Водоотведение (канализация)

Капитальный ремонт дома Отопление Отопление централизованное или Обеспечение твердым топливом при наличии печного отопления

Вывоз и транспортировка твердых коммунальных отходов Газоснабжение Газоснабжение, в том числе бытовой газ в баллонах;

Электроснабжение Электроснабжение

Горячее водоснабжение (ГВС)

Установление приборов учета и датчиков для энергосбережения для «умных домов» Установление приборов учета и датчиков для энергосбережения

Оказание услуг поверки, ремонта и сервисного обслуживания энергосберегающего оборудования Оказание услуг поверки, ремонта и сервисного обслуживания энергосберегающего оборудования

3

СЧ

0 сч

01

Заключение. Таким образом, можно отметить следующее - необходима новая классификация услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства с учетом благоустройства жилищного фонда, а также

Также необходимо использовать дифференцированные тарифы в зависимости от степени благоустройства жилфонда.

Таким образом, ЖКУ, предоставляемые с точки зрения благоустройства, можно дополнить авторской классификацией. Что касается, фундаментальных исследований, то ЖКУ относятся к четвертому

и пятому уровням развития постиндустриального общества, наряду с социальными и информационными отраслями.

Литература

1. Писарская О.В. Механизм неоиндустиализа-ции экономики: структурная модель, условия и технологии реализации. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст к.э.н. Ростов-на-Дону, 2017

2. Леонова Л.Б., Руткаускас Т.К. Методологический подход для управления сферами строительства и ЖКХ в России. Вестник УГНТУ, № 2 (42), 2018 с. 15-23.

3. Формирование и развитие рынка жилищно-коммунальных услуг/ В.А. Крылов, А.Г. Мокроносов, Т.К. Руткаускас.- Екатеринбург: Изд-во «Екатеринбург». 2000.- 308 с.

4. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 28.12.2021) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»). URL. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11 4247/ (Дата обращения 26.04.2022)

5. Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 30.12.2021). URL. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51 057/ (Дата обращения 26.04.2022)

6. Жилищно-коммунальное хозяйство как отрасль сферы услуг. Пардаева Г.П. Мировая наука. 2020. № 8 (41). С. 119-122.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Основные направления развития публичного управления в сфере предоставления услуг жилищно-коммунального хозяйства. Кузнецова Г.Г., Федотовская Е.Ю. Путеводитель предпринимателя. 2011. № 10. С. 114-120

8. Создание на предприятии сферы жилищно-коммунального хозяйства единой информационной базы для улучшения качества предоставляемых услуг. Гребенюк Д. РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2011. № 2. С. 528-531.

9. Современный подход в управлении качеством жилищно-коммунальных услуг. Шиляева Д.П. В сборнике: Проблемы социально-экономической устойчивости региона. Сборник статей XIX Международной научно-практической конференции. Под редакцией Г.А. Резник. Пенза, 2022. С. 256-260.

10. Воронина, В.М., Тваури Р.Г. Исследование тенденций развития российской системы жилищно-коммунального хозяйства // Вестник евразийской науки. - 2017. - №1 (38).

11. Теоретические аспекты современных жилищно-коммунальных услуг в условиях развития отраслевого рынка Российской Федерации. Мутолапов Р.Х. Вестник Академии знаний. 2022. № 48 (1). С. 225-232.

12. Повышение качества жилищно-коммунальных услуг как основная цель комплексной модернизации сферы жилищно-коммунального хозяйства.

Ларин С.Н., Хрусталёв Е.Ю. Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2017. № 126. С. 91-108.

13.Сущность, классификация и факторы, влияющие на качество услуг ЖКХ. Омирханова М.Е. Академическая публицистика. 2021. № 5. С. 88-95.

14.Основные направления государственной политики в сфере ЖКХ. Ларионова Ю.В. Недвижимость: экономика, управление. 2018. № 3. С. 18-22.

15. Разработка научно-обоснованных подходов к формированию цифровой экосистемы жилищно-коммунального комплекса. Опарина Л.А., Сёмуш-кина С.С. Современные проблемы гражданской защиты. 2021. № 4 (41). С. 155-161.

16. Provalenova N. V. Classification of housing and communal services // Modern Science. - 2016. - № 6 - с. 64-67.

17. Kakhramonov, Khurshidjon Shukhrat ugli . Comprehensive assessment and methods of increasing the efficiency of housing and communal services management in the republic of Uzbekistan. // Theoretical & applied science - №3. - 2021. - С. 123126.

18. РБК: URL. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://realty.rbc.ru/news/60c88eb19a79470c28c0420b (Дата обращения 15.05.2022)

19.Шагиахметова Л.Х. Понятие и виды коммунальных услуг. Актуальные вопросы экономики и права. 2011, № 2 URL. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https ://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-vidy-kommunalnyh-uslug/viewer (дата обращения 20.02.2022)

20. Руткаускас Т.К. Формирование и развитие рыночных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве: теория, методология и практика. Екатеринбург: Издательство ГОУ ВПО «Рос. Гос. Проф.-пед. Ун-т». 2006.419 с.

21. Благоустройство жилфонда в России. URL. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ruxpert.ru/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%8 2%D0%B8%D1%81%D1 %82%D0%B8%D0%BA%D0 %B0:%D0%91%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE %D1%83%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0% B9%D1%81 %D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%B6% D0%B8%D0%BB%D0%B8% D1%89%D0%BD%D0% BE%D0%B3%D0%BE_%D1%84%D0%BE%D0%BD %D0%B4%D0%B0_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1 %81%D0%B8%D0%B8 (Дата обращения 15.05.2022)

22.Леонова Л.Б., Кондюкова Е.С., Никитина О.М., Леонов Р.А. Концессия - антикризисный шаг в модели менеджмента городского хозяйства. Вестник УГНТУ, Наука, образование, экономика. Серия Эко-номика.№ 2 (20), 2017 с. 38-48.

23.Леонова Л.Б. Новые эффективные рыночные механизмы и инструменты для реализации Концепции реформирования ЖКХ Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия экономика. Номер 1 2016, с.64-74 http://www.ugues.ru/_files/vak/11.pdf

О *

О X

о

s

s *

8)

с т ■и о s т о а г

о т

и 8)

Classification of housing and communal services depending on the improvement of the housing fund in the conditions of modern construction in Russia

Leonova L.B., Mokronosov A.G.

Ural State University of Economics

The authors of the article studied the theoretical aspects and approaches of the housing and communal services. It should be noted that the work related to the housing and communal services is mainly devoted to the quality of services, as well as public administration. In the digital economy, many authors highlight the issues of an integrated approach to digitalization and the creation of a unified information base for the provision of housing and communal services.

For more effective management of the housing and communal services industry in the conditions of modern housing construction and the resettlement of 90% of the population of the Russian Federation in apartment buildings, the authors propose a new classification of housing and communal services, depending on the improvement of the housing stock and the construction of high-rise buildings with a 24-32 storey.

The article discusses the existing classifications of housing and communal services in accordance with the All-Russian classifier of services to the population, the Housing Code of the Russian Federation, Decree of the Government of the Russian Federation dated 05/06/2011 No. 354 (as amended on 12/28/2021)

As a result of the analysis of the improvement of the housing stock of the Russian Federation and the degree of depreciation of fixed assets in the areas of resource supply of housing and communal services and construction, the authors come to the conclusion that a new classification of housing and communal services is necessary in the context of the digitalization of the country's economy and the construction of high-rise and "smart houses", as well as the need for energy saving. As a result, the proposed new classification of housing and communal services can be supplemented by the degree of housing improvement with the addition of such housing services as "Maintenance and repair of elevators", and utilities "Installation of metering devices and sensors for energy saving for smart homes" and "Provision of verification, repair and service maintenance of energy-saving equipment.

Keywords: services, housing and communal services, modern housing construction, classification of services. improvement of housing stock, elevator facilities, services for the installation of metering devices, energy saving, apartment buildings (MKD).

References

1. Pisarskaya O.V. The mechanism of neo-industrialization of the economy:

structural model, conditions and implementation technologies. Abstract diss. for the competition uch. Ph.D. Rostov-on-Don, 2017

2. Leonova L.B., Rutkauskas T.K. Methodological approach to managing the

construction and housing and communal services sectors in Russia. Vestnik UGNTU, No. 2 (42), 2018 p. 15-23.

3. Formation and development of the housing and communal services market /

V.A. Krylov, A.G. Mokronosov, T.K. Rutkauskas. - Ekaterinburg: Publishing house "Ekaterinburg". 2000.- 308 p.

4. Decree of the Government of the Russian Federation of 05/06/2011 N 354

(as amended on 12/28/2021) "On the provision of utilities to owners and users of premises in apartment buildings and residential buildings" (together with the "Rules for the provision of utility services to owners and users of premises in apartment buildings and residential buildings). URL. [Electronic resource]. Access mode:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_114247/ (Accessed 04/26/2022)

5. Housing Code of the Russian Federation" dated December 29, 2004 N 188-

FZ (as amended on December 30, 2021). URL. [Electronic resource]. Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51057/ (Date appeals 26.04.2022)

6. 6. Housing and communal services as a branch of the service sector.

Pardaeva G.P. World science. 2020. No. 8 (41). pp. 119-122.

7. The main directions of development of public administration in the field of

providing housing and communal services. Kuznetsova G.G., Fedotovskaya E.Yu. Entrepreneur's Guide. 2011. No. 10. P. 114-120

8. Creation of a unified information base at the enterprise in the sphere of

housing and communal services to improve the quality of services provided. Grebenyuk D. RISK: Resources, Information, Supply, Competition. 2011. No. 2. S. 528-531.

9. A modern approach to managing the quality of housing and communal

services. Shilyaeva D.P. In the collection: Problems of socio-economic stability of the region. Collection of articles of the XIX International Scientific and Practical Conference. Edited by G.A. Reznik. Penza, 2022, pp. 256260.

10. Voronina V.M., Tvauri R.G. Study of trends in the development of the Russian system of housing and communal services // Bulletin of the Eurasian Science. - 2017. - No. 1 (38).

11. Theoretical aspects of modern housing and communal services in the context of the development of the sectoral market of the Russian Federation. Mutolapov R.Kh. Bulletin of the Academy of Knowledge. 2022. No. 48 (1). pp. 225-232.

12. Improving the quality of housing and communal services as the main goal of a comprehensive modernization of the sphere of housing and communal services. Larin S.N., Khrustalev E.Yu. Polythematic network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University. 2017. No. 126. P. 91-108.

13. Essence, classification and factors influencing the quality of housing and communal services. Omirkhanova M.E. Academic journalism. 2021. No. 5. S. 88-95.

14. The main directions of state policy in the field of housing and communal services. Larionova Yu.V. Real estate: economics, management. 2018. No. 3. S. 18-22.

15. Development of science-based approaches to the formation of a digital ecosystem of the housing and communal complex. Oparina L.A., Semushkina S.S. Modern problems of civil protection. 2021. No. 4 (41). pp. 155-161.

16. Provalenova N. V. Classification of housing and communal services // Modern Science. - 2016. - № 6 - c. 64-67.

17. Kakhramonov, Khurshidjon Shukhrat ugli . Comprehensive assessment and methods of increasing the efficiency of housing and communal services management in the republic of Uzbekistan. // Theoretical & applied science - №3. - 2021. - C. 123-126.18. RBC: URL. [Electronic resource]. Access mode: https://realty.rbc.ru/news/60c88eb19a79470c28c0420b (Accessed 05/15/2022)

19. Shagiakhmetova L.Kh. The concept and types of public services. Topical issues of economics and law. 2011, No. 2 URL. [Electronic resource]. Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-vidy-kommunalnyh-uslug/viewer (accessed 20.02.2022)

20. Rutkauskas T.K. Formation and development of market relations in housing and communal services: theory, methodology and practice. Ekaterinburg: Publishing house of GOU VPO "Ros. State. Prof.-ped. Univ. 2006.419 p.

21. Improvement of housing stock in Russia. URL. [Electronic resource]. Access

mode:

https://ruxpert.ru/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%8 1%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%

B0:%D0%91%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D1%83%D1%81% D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9%D1%81

%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%B6%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1 %89%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1 %84%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%B0_%D0%A0%D0%BE%D1%81 %D1%81%D0%B8%D0%B8 (Accessed 05/15/2022)

22. Leonova L.B., Kondyukova E.S., Nikitina O.M., Leonov R.A. The concession

is an anti-crisis step in the urban management model. Vestnik UGNTU, Science, education, economics. Series Economics. No. 2 (20), 2017 p. 3848.

23. Leonova L.B. New effective market mechanisms and tools for the implementation of the Concept of reforming housing and communal services Vestnik UGUES. Science, education, economics. Economics series. Issue 1 2016, p.64-74 http://www.ugues.ru/_files/vak/11.pdf

(0 C4 O C4

(0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.