Сфера услуг жилищно-коммунального хозяйства - социальный вектор развития экономики России
Леонова Лейла Борисовна
кандидат технических наук, доцент кафедры экономики и управления строительством и рынком недвижимости, ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», [email protected]
Мокроносов Александр Германович
доктор экономических наук кафедры экономики предприятия, ФГАОУ ВО «Уральский экономический университет», [email protected]
Данная статья рассматривает проблему устранения неравенства в доступности к услугам сферы жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Также уточняется особая роль данных услуг как общественных благ, необходимых для удовлетворения потребностей населения России. С 2021 года в России наметился социальный вектор развития экономики. В сфере услуг ЖКХ существует противоречие между постоянным ростом тарифов на ЖКУ и доходами населения. В работе приводится подробный анализ динамики и характера изменения факторов устойчивого развития сферы ЖКУ за последние 20 лет.
Устранить данную проблему, по мнению авторов статьи, возможно на основе формировании и функционировании социально-экономического кластера в данной сфере.
Ключевые слова: жилищно-коммунальные услуги, социальная направленность экономики, социальный вектор развития, социально-экономический кластер.
Сфера жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) в России - является показателем развитости, как отдельного региона, так и страны в целом. ЖКУ относятся к общественным благам, поскольку главными их признаками являются доступность, многократность использования, всеобщий характер. Кроме того, сфера ЖКУ и ее устойчивое функционирование и развитие являются важными факторами социальной безопасности населения. С учетом особой значимости сферы ЖКУ руководство страны постоянно предпринимает масштабные меры, направленные на модернизацию сферы жилищно-коммунальных услуг. Так, в 2021 году разработана и принята «Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2035 года», подготовленная в соответствии с планом мероприятий («дорожной картой») по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.
В рамках реализации Стратегии развития ЖКХ Минстрой России реализует ряд проектов:
1) Повышение эффективности работы управляющих компаний и формирование конкурентного рынка управления жильем. Благодаря введению лицензирования управляющих компаний рынок значительно очищен от недобросовестных компаний, следующим шагом необходимо сделать сферу управления жильем абсо-
лютно прозрачной. Для этого Минстрой будет дополнительно ужесточать лицензионный контроль, а поэтапное внедрение функционала ГИС ЖКХ повысит прозрачность услуг ЖКХ, и сделает более комфортным общение потребителя с поставщиками услуг.
2) Модернизация коммунальной инфраструктуры за счет частных инвестиций. Оптимальным инструментом привлечения частного бизнеса в отрасль была признана концессия - коммунальные объекты остаются в собственности у государства, но переходят в управление частному оператору.
Действующие концессии показывают рост эффективности коммунальных предприятий - снижается число аварий и претензий потребителей, при этом государство экономит деньги, так как бюджетные дотации замещаются частным капиталом. К сожалению, последние пять лет наблюдается тренд постепенного снижения числа запускаемых в течение года проектов государственно-частного партнерства (ГЧП), при этом проекты становятся более капиталоемкими.
3) Обеспечение качества жилищного фонда. Запущен капитальный ремонт жилых домов - самая масштабная модернизация жилья в истории страны. Благодаря капремонту повышается безопасность и комфорт жизни в многоквартирных домах, снижаются расходы потребителей на жилищно-коммунальные услуги за счет повышения энергоэффективности. Продолжается расселение аварийного жилья
- до завершения программы расселено более 5,5 млн. квадратных метров [1].
4) Возможность приобретения жилья в новостройках по программам «Льготная ипотека» и по договорам долевого строительства.
В работах [2 - 4] также отмечается, что индикатором благосостояния общества, предпосылкой к социальной и экономической стабильности является возможность улучшить жилищные условия населения. В настоящее время более 40% российских семей хотят улучшить свои жилищные условия. Для удовлетворения такого спроса необходимо построить порядка 1,2 млрд. кв. м. жилья и искать новые подходы и поиск эффективных финансово-кредитных отношений. Сюда можно отнести такие подходы, как строительство жилья за счет привлечения средств граждан в рамках договора долевого строительства и предоставления льготной ипотеки. Программа «Льготная ипотека» принята весной 2020 года под 6,5 - 8% для покупателей жилья в новостройках. Она продлена до 1 июля 2024 года, хотя изначально планировалось, что она продлится всего один год.
За период пандемии в российской экономике произошли значительные перемены
- снизились доходы населения, произошел спад производства, уменьшилось количество малых и средних предприятий. Оказавшись в новых реалиях, российская власть, в том числе при формировании бюджета на 2022-2024 планирует почти 9 трлн. рублей направить на достижение национальных целей. Причем, в первую очередь деньги пойдут на решение вопросов здравоохранения, жилищной сферы, поддержки семей с детьми и нуждающихся категорий граждан [5].
Социальный вектор в экономике — это норма для российских бюджетов последнего времени. В целом мы видим усиление крена на перераспределение богатства от компаний и людей с высокими доходами в сторону малообеспеченных. Кажется, что этот тренд на социальную справедливость становится главным вектором развития экономики страны [5]. Данные тенденции не обойдут стороной и сферу общественных благ - жилищно-коммунальных услуг, так как среди главных потребностей населения наиболее жизненно-важными являются услуги по обеспечению жильем,
его содержанию и ремонту, а также обеспечение водоснабжением, отоплением, во-доотведением, газоснабжением, электроснабжением и вывозу твердых коммунальных отходов.
Однако результаты анализа роста платы за ЖКУ показывают, что с начала реформ (с 1991 года) тарифы увеличились практически в 40 раз, а с начала «мусорной реформы» в стране с 2018 года тарифы за вывоз и транспортировку твердых коммунальных отходов (ТКО) в некоторых регионах повысились в 20-60 раз.
Таблица 1
Год 2001 2002 2003 2004 2005 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
Тарифы ЖКУ 55 42 28 21 27 12 7 10 9 10 5 5 4 4 4 5
ИПЦ 19 15 12 12 5 6 7 6 11 13 5 3 4 3 5 8
Первой причиной роста платежей населения является рост расходов предприятий жилищно-коммунального комплекса по производству и
предоставлению ЖКУ. В структуре расходов предприятий основную часть занимают материальные затраты (57-60% в целом по всем видам ЖКУ, от 35% по жилищным услугам до 80% по услуге газоснабжения).
Второй причиной роста величины платежа за ЖКУ является повышение установленного уровня оплаты населением потребленных ЖКУ [7]
Более подробный анализ ИПЦ и жилищно-коммунальных услуг за последние 10 лет представим в таблице 2.
Таблица 2
уги (проценты)
2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
I квар- I квар- I квар- I квар- I квар- I квар- I квар- I квар- I квар- I квар- I квар-
тал тал тал тал тал тал тал тал тал тал тал
Все товары и услуги 110,35 103,85 108,13 106,73 116,39 108,79 104,93 101,89 104,87 102,49 105,53
Базовый индекс потребитель- 108,03 105,75 106,39 106,23 116,98 109,68 105,08 101,36 103,95 102,76 105,12
ских цен
Жилищно-коммунальные 112,9 101,01 111,48 114,44 108,79 109,26 104,94 104,5 107,42 101,97 104,18
услуги
Коммунальные услуги 113,69 100,61 111,49 113,11 104,37 111 106,86 106,44 108,79 100,97 104,43
Водоснабжение горячее, м3 114,92 101,41 112,25 112,34 103,58 112,13 107,11 114,49 105,59 101,81 103,55
Отопление, Гкал 112,25 113,31 104,81 111,17 106,35 105,52 104,87 102,18 103,66
Водоснабжение холодное, м3 100 114,37 111,74 102,72 116,08 105,04 106,23 105,89 101,58 102,81
Водоотведение, м3 100 111,87 112 105,06 114,4 114,56 107,2 106,8 105,05 106,73
Газоснабжение 121,83 107,29 114,35 115,32 105,16 107,46 101,02 102,6 103,33 100,69 101,87
Услуги по снабжению электро- 110,12 100 106,1 114,86 103,99 107,47 107,3 104,81 106,67 103,11 104,9
энергией
Жилищные услуги 111,88 101,7 111,65 109,86 118,49 106,76 101,82 102,22 105,94 103,48 102,89
Ремонт жилищ 102,22 102,19 105,52 107,58 115,96 108,18 98,83 100,27 107,06 103,41 110,18
Услуги организаций ЖКХ, ока- 113,3 100,89 111,75 111,97 109,3 109,68 105,38 104,97 107,79 101,97 104,15
зываемые населению
Содержание, ремонт жилья для 112,29 100 110,62 106,68 118,4 108,96 101,05 103,77 106,2 105,16 104,52
граждан-собственников жилья в
результате приватизации, граждан-собственников жилых по-
мещений по иным основаниям,
м2 общей площади
Услуги по организации и выполнению работ по эксплуатации домов ЖК, ЖСК, ТСЖ, м2 общей площади 114,16 104,97 117,25 108,02 120,35 100,96 100 103,2 105,25 100,45 101,64
Взносы на капитальный ремонт, м2 110,67 100 104 103,85 104,01
Обращение с твердыми коммунальными отходами, с человека 265,66 172,23 115,01
В таблице 2 основным трендом является тот факт, что ИПЦ растет более медленными темпами, чем рост на оплату услуг ЖКХ, причем в первую очередь это относится к росту платы естественных монополий по водоснабжению, газоснабжению, электроснабжению. Такая ниже ИПЦ картина наблюдается вплоть до 2021 года, когда произошел спад роста платы за ЖКУ. То есть, учитывая общую социальную ситуацию в стране, естественные монополии под влиянием государственной социальной политики несколько «умерили свои аппетиты». Замедлился также рост тарифов за вывоз ТКО с 265 в 2019 до 115% в 2021 году. Хотя работы по управлению вывозом ТКО осуществляют частные компании.
Далее рассмотрим более подробно структуру платежей за ЖКУ, где наблюдается следующая картина (табл. 3)
Таблица 3
Структура платежей за ЖКУ
Вид услуги Доля услуги в платежах ЖКУ, %
Теплоснабжение 41-48
Электроснабжение 9-13
Газоснабжение 8-12
Водоснабжение и водоотведение 13-15
Жилищные услуги 19-22
Всего 100
Источник: составлено авторами по [6].
Самый большой удельный вес в структуре платежей занимают услуги по теплоснабжению (от 41 до 48%), это и понятно, ведь отопительный сезон в России в некоторых регионах длится 8-9 месяцев.
До 2006 года в соответствии с федеральным законодательством регулирование тарифов по оплате ЖКУ для населения осуществлялось на двух уровнях:
• органы местного самоуправления осуществляли регулирование тарифов по оплате услуг содержания и обслуживания жилфонда, водоснабжения и водоотведения;
• органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляли регулирование тарифов по оплате услуг теплоснабжения (отопления и горячего водоснабжения), электроснабжения и газоснабжения.
С 2006 года по настоящее время определять размеры тарифов за услуги ЖКУ предоставлено органам субъектов федерации, но не выше предела, установленного федеральным правительством.
В соответствии с положениями нового Жилищного Кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления устанавливают размер платежа за жилищные услуги только в определенном количестве случаев, их влияние на величину платежа за ЖКУ, в конечном счете, сводится к установлению тарифов на услуги муниципальных предприятий водоснабжения и водоотведения, «вклад» которых в прирост платежа населения составил всего лишь 13-15%.
Таким образом, лишь треть прироста платежа населения связана с тарифным регулированием на муниципальном уровне, остальная доля платежей и рост тарифов зависят от субъекта федерации.
Однако в ряде регионов тарифы растут более быстрыми темпами, чем уровень инфляции в стране. В таблице 4 покажем такие регионы РФ.
Таблица 4
Регионы с максимальным ростом цен за ЖКУ в 2020 в России [8]
Регион Рост тарифов ЖКУ, %
Коми 16,2
Воронежская область 7,8
Забайкальский край 7,1
Кемеровская область 6,7
Удмуртия 6,6
Тыва 5,8
Архангельская область 5,4
Амурская область 5,1
Якутия 5
Белгородская область 5
Санкт-Петербург 4,6
Москва 3,6
Далее более подробно рассмотрим рост тарифов на ЖКУ по вывозу ТКО. Годовой рост тарифов на вывоз твердых коммунальных отходов в России в 2021 году составил 4,05% — это больше, чем рост тарифов на ЖКУ. Самое существенное повышение расценок — в Новосибирской и Омской областях и Татарстане. В таблице 5 приведем регионы с максимальным ростом тарифов за вывоз ТКО
Таблица 5
Регионы РФ с максимальным ростом тарифов за вывоз ТКО в 2021 году [9]
Регион РФ Рост тарифов , %
Новосибирская область 39,2
Татарстан 24,8
Омская область 20,9
Приморский край 17
Свердловская область 15
Алтай 11,8
Пермский край 9,9
Астраханская область 9,7
Кировская область 8
Башкортостан 7,1
Тарифы на ТКО наиболее существенно поднялись для жителей Татарстана, Омской области, Приморского края, Свердловской области и Республики Алтай. Одновременно заметно снизились они в Северной Осетии (-18,5%, до 54,9 руб./чел.), Адыгее (-9,9%, до 76,9 руб./чел.), Магаданской области (-9,2%, до 73,9 руб./чел.), Саратовской области (-9,1%, до 3,1 руб./кв. м, или примерно до 92,7 руб. с человека), Кабардино-Балкарии (-7,3%, до 57,8 руб./чел.). В результате стоимость вывоза мусора в разных российских регионах может различаться более чем в шесть раз.
До проведения реформы тарифы на вывоз ТКО по регионам страны составляли от 2-3 рублей на человека.
Что касается доходов населения страны, то с 2014 года применяется новая методология их расчета, в соответствии с которой среднедушевые доходы увеличиваются. В таблице 6 покажем среднедушевой рост доходов.
Таблица 6
Среднедушевой рост доходов^населения* РФ, %
Год 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
Абсолютный размер, руб. 27412 30254 30865 31897 33266 35338 36073 39854
Относительный Рост доходов, % 106,7 111,2 102,0 103,3 104,3 106,2 102,1 110,5
*В соответствии с Методологическими положениями по расчету показателей денежных доходов и расходов населения, утвержденными приказом Росстата от 02.07.2014 № 465 с изменениями от 20.11.2018 №680
Для социально ориентированной экономики важным является распределение денежных доходов среди групп населения и дифференциация доходов, а также показатели уровня бедности. Данные занесем в таблицу 7 и 8.
Таблица 7
Распределение общего объема денежных доходов и характеристики дифференциации денежных доходов населения РФ с 1970 по 2020.
Год Денеж- в том числе по 20-процентным группам населения, в Децильны Коэффи-
ный до- %: коэффи циент
ход Всего первая (с наименьшими доходами) вторая третья четвертая пятая (с наибольшими доходами) циент фондов, в разах Джини
1970 100 7,8 14,8 18,0 22,6 36,8
1980 100 10,1 14,8 18,6 23,1 33,4
1990 100 9,8 14,9 18,8 23,8 32,7
1995 100 6,1 10,8 15,2 21,6 46,3 13,5 0,387
1996 100 6,1 10,7 15,2 21,6 46,4 13,3 0,387
1997 100 5,9 10,5 15,3 22,2 46,1 13,6 0,390
1998 100 6,0 10,6 15,0 21,5 46,9 13,8 0,394
1999 100 6,0 10,5 14,8 21,1 47,6 14,1 0,400
2000 100 5,9 10,4 15,1 21,9 46,7 13,9 0,395
2001 100 5,7 10,4 15,4 22,8 45,7 13,9 0,397
2002 100 5,7 10,4 15,4 22,7 45,8 14,0 0,397
2003 100 5,5 10,3 15,3 22,7 46,2 14,5 0,403
2004 100 5,4 10,1 15,1 22,7 46,7 15,2 0,409
2005 100 5,4 10,1 15,1 22,7 46,7 15,2 0,409
2006 100 5,3 9,9 15,0 22,6 47,2 15,9 0,415
2007 100 5,1 9,8 14,8 22,5 47,8 16,7 0,422
2008 100 5,1 9,8 14,8 22,5 47,8 16,6 0,421
2009 100 5,2 9,8 14,8 22,5 47,7 16,6 0,421
2010 100 5,2 9,8 14,8 22,5 47,7 16,6 0,421
2011 100 5,2 9,9 14,9 22,6 47,4 16,2 0,417
2012 100 5,2 9,8 14,9 22,5 47,6 16,4 0,420
2013 100 5,2 9,9 14,9 22,6 47,4 16,1 0,417
2014 100 5,3 9,9 15,0 22,6 47,2 15,8 0,415
2015 100 5,3 10,1 15,0 22,6 47,0 15,5 0,412
2016 100 5,3 10,1 15,0 22,6 47,0 15,5 0,412
2017 100 5,3 10,1 15,1 22,6 46,9 15,4 0,411
2018 100 5,3 10,0 15,0 22,6 47,1 15,7 0,413
2019 100 5,3 10,1 15,0 22,6 47,0 15,5 0,412
2020 100 5,5 10,2 15,2 22,7 46,4 14,8 0,406
Источник: Росстат. Электронный ресурс. URL: Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/13397
Таблица 8
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума
Численность населения с де- Дефицит денежного дохода: Величина
нежными доходами ниже вели- прожиточ-
чины прожиточного минимума: ного мини-
млн.человек в процентах от общей числен- млрд. руб. (до 1998 г. - трлн. в процентах от общего объема де- мума1' рублей в месяц;
ности населе- руб.) нежных доходов до 1998 г. -
ния населения тыс. руб.
1992 49,3 33,5 0,4 6,2 1,9
1993 46,1 31,3 4,3 5,4 20,6
1994 32,9 22,4 11,1 3,1 86,6
1995 36,5 24,8 34,9 3,9 264,1
1996 32,5 22,1 42,8 3,2 369,4
1997 30,5 20,8 46,2 2,8 411,2
1998 34,3 23,4 61,5 3,5 493,3
1999 41,6 28,4 141,3 4,9 907,8
2000 42,3 29,0 199,2 5,0 1210
2001 40,0 27,5 238,6 4,5 1500
2002 35,6 24,6 250,5 3,7 1808
2003 29,3 20,3 235,3 2,6 2112
2004 25,2 17,6 225,7 2,1 2376
2005 25,4 17,8 288,7 2,1 3018
2006 21,6 15,2 277,1 1,6 3422
2007 18,8 13,3 272,1 1,3 3847
2008 19,0 13,4 326,7 1,3 4593
2009 18,4 13,0 354,8 1,2 5153
2010 17,7 12,5 375,0 1,2 5688
2011 17,9 12,7 424,1 1,2 6369
2012 15,4 10,7 370,5 0,9 6510
2013 15,5 10,8 417,1 0,9 7306
2014 16,3 11,3 482,7 1,0 8050
2015 19,6 13,4 701,7 1,3 9701
2016 19,4 13,2 701,8 1,3 9828
2017 18,9 12,9 702,5 1,3 10088
2018 18,4 12,6 699,8 1,2 10287
2019 18,1 12,3 722,3 1,2 10890
2020 17,8 12,1 730,3 1,1 11312
Источник: оценка на основании данных выборочных обследований домашних хозяйств и макроэкономического показателя денежных доходов населения.
Анализ таблиц 7 и 8 показывает, что децильный коэффициент в постреформенный период составляет 13,3 - 16,7, что значительно выше данного показателя в странах ЕС. Что касается уровня бедности, то порядка 18% или 12 млн. человек имеют доход ниже прожиточного минимума. Поэтому закономерным является переход РФ к социально-ориентированной экономике.
По стратегической инициативе Фонда Росконгресс в настоящее время создана специальная социальная платформа, направленная на установление и поддержание стабильного диалога между структурами бизнеса, власти и гражданского общества, создаются инструменты обратной связи в рамках существующих форумов, на постоянной основе продвигается социальная повестка, которая способствует развитию здоровой социальной среды и благотворительности в России.
По мнению авторов статьи развитие социальной платформы сферы ЖКУ — один из ключевых факторов ее устойчивого развития.
Реализовать социальный вектор в сфере ЖКУ возможно и необходимо с помощью социально-экономического кластера, который представляет собой локально территориальный феномен - сеть независимых организаций, включая поставщиков ресурсов, создателей технологий и ноу-хау (высшие учебные заведения, научно-исследовательские институты, инжиниринговые компании), связующих рыночных институтов (финансовые учреждения, консалтинговые фирмы) и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания услуги, дополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний, видов экономической деятельности и региона в целом, что позволяет управлять сферой ЖКХ как динамической системой и формировать ее функциональную структуру для достижения цели - повышения качества жизни населения [10].
Литература
1. Соблюдение и защита прав граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Российская газета. 2017. URL: [Электронный ресурс.] Режим доступа: https://rg.ru/2017/07/26/upolnomochen-dok.html (дата обращения 27.02.2022
2. Смирнова Т.А., Демидова Е.А. Новые подходы и решения старых проблем обманутых дольщиков. /Т.А. Смирнова, Е.А. Демидова //Экономика строительства. -2020. - №1 (61). с. 11-20.
3. Пухова В.В. Рыночная и социальная доступность жилой недвижимости как инструменты оценки удовлетворения жилищной потребности населения /В.В. Пухова, В. Д. Тисленко, К. В. Чепелева// Фундаментальные исследования. - 2018. - №7. - с. 152-157.
4. Смирнова Т.А. Проблемы и перспективы развития долевого строительства в жилищной сфере / Т.А. Смирнова // Экономика строительства. - 2019. - № 3 (57). - с. 51-62.
5. «Сдвиг в сторону социальной сферы»: правительство внесло в Госдуму проект федерального бюджета на три года. URL: [Электронный ресурс.].Режим доступа: https://russian.rt.com/business/article/912720-proekt-byudzhet-pravitelstvo (дата обращения 15.02.2022)
6. Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2035 года. URL: [Электронный ресурс.].Режим доступа: https://strategy24.ru/rf/news/strategiya-razvitiya-stroitelnoy-otrasli-i-
zhilishchnokommunalnogo-khozyaystva-rossiyskoy-federatsii-do-2035-goda (дата обращения 26.04.2022)
7. Сиваев С.Б., Родионов А.Ю. Почему растут тарифы на жилищно-коммунальные услуги. URL: [Электронный ресурс.]. Режим доступа: https://www.hse.ru/data/732/667/1234/20060405_sivaev.doc (дата обращения 15.02.2022)
8. Рост цен на услуги ЖКХ оказался минимальным за 19 лет URL: [Электронный ресурс.]. Режим доступа: https://finexpertiza.ru/press-service/researches/2021/rost-tsen-gkh/Сдата обращения 15.02.2022)
9. РБК. URL: [Электронный ресурс.] Режим доступа: https://www.rbc.ru/society/03/03/2021/603cb7cb9a79475c8729c21e (дата обращения 15.02.2022)
10.Леонова Л.Б., Кокшаров В.А. Методологические подходы и критерии оценки формирования и функционирования социально-экономического кластера в сфере ЖКХ. Вестник УГНТУ № 2 (28), 2019. - с. 7-13.
The sphere of housing and communal services as a social vector of development of the economy in Russia Leonova L.B., Mokronosov A.G.
Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Ural State University of Economics This article considers the problem of eliminating inequality in the availability of housing and communal services (HCS). It also clarifies the special role of these services as public goods necessity of the Russian population. Since 2021, a social vector of economic development has been outlined in Russia. There is a contradiction between the constant growth of tariffs for housing and communal services and the income of the population we can see in the sphere of housing and communal services in Russia. The article provides a detailed analysis of the dynamics and nature of changes in the factors of sustainable development of the housing and communal services over the past 20 years. To avoid this problem, according to the authors of the article, is possible on the basis of the formation and functioning of a socioeconomic cluster in this area.
Keywords: housing and communal services, social orientation of the economy, social vector of development, socio-economic
cluster. References
1. Observance and protection of the rights of citizens in the field of housing and communal services. Report of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation. Russian newspaper. 2017. URL: [Electronic resource.] Access mode: https://rg.ru/2017/07/26/upolnomochen-dok.html (accessed 27.02.2022)
2. Smirnova T.A., Demidova E.A. New approaches and solutions to old problems of deceived equity holders. /T.A. Smirnova, E.A. Demidova //Construction Economics. - 2020. - No. 1 (61). p. 11-20.
3. Pukhova V.V. Market and social availability of residential real estate as tools for assessing the satisfaction of the housing needs of the population /V.V. Pukhova, V. D. Tislenko, K. V. Chepeleva// Fundamental research. - 2018. - No. 7. - p. 152-157.
4. Smirnova T.A. Problems and prospects for the development of equity construction in the housing sector / T.A. Smirnova // Construction Economics. - 2019. - No. 3 (57). - With. 51-62
5. "Shift towards the social sphere": the government submitted to the State Duma a draft federal budget for three years. URL: [Electronic resource]. Access mode: https://russian.rt.com/business/article/912720-proekt-byudzhet-pravitelstvo (Accessed 02/15/2022)
6. Strategy for the development of the construction industry and housing and communal services of the Russian Federation until 2035. URL: [Electronic resource.]. Access mode: https://strategy24.ru/rf/news/strategiya-razvitiya-stroitelnoy-otrasli-i-zhilishchnokommunalnogo-khozyaystva-rossiyskoy-federatsii-do-2035-goda (accessed 26.04 .2022)
7. Sivaev S.B., Rodionov A.Yu. Why are utility bills going up? URL: [Electronic resource.]. Access mode: https://www.hse.ru/data/732/667/1234/20060405_sivaev.doc (accessed 15.02.2022)
8. The rise in prices for housing and communal services turned out to be the lowest in 19 years. URL: [Electronic resource.]. Access mode: https://finexpertiza.ru/press-service/researches/2021/rost-tsen-gkh/ (accessed 15.02.2022)
9. RBC. URL: [Electronic resource.] Access mode: https://www.rbc.ru/society/03/03/2021/603cb7cb9a79475c8729c21e (Accessed 02/15/2022)
10. Leonova L.B., Koksharov V.A. Methodological approaches and criteria for assessing the formation and functioning of a socioeconomic cluster in the housing sector. Vestnik UGNTU No. 2 (28), 2019. - p. 7-13.