Научная статья на тему 'Совершенствование системы платежей населения за жилищно-коммунальные услуги'

Совершенствование системы платежей населения за жилищно-коммунальные услуги Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
401
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА / TARIFF POLICIES / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / СИСТЕМА ОПЛАТЫ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ / SOCIAL SUPPORT OF POPULATION / PAYMENTS FOR COMMUNAL SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федорова Светлана Фаридовна, Рыков Андрей Львович

Ускоренное повышение тарифов на ЖКУ ведет к увеличению расходной нагрузки на регулярных плательщиков. Авторы, сопоставляя растущую оплату за ЖКУ со средним доходом граждан, выявляют группу населения, наиболее чувствительную к росту коммунальных платежей. На этом основании предлагаются способы оптимизации расчета тарифов на ЖКУ с целью совмещения необходимого уровня оплаты с реально возможным в соответствии с доходами жильцов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Федорова Светлана Фаридовна, Рыков Андрей Львович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the System of Payments for Housing and Communal Utility Services

Accelerating rise in tariffs for housing and communal services results in increasing expenditure burden on the part of regular payers. The writers compare the growing housing and communal services rates with the average citizen's income and thereby reveal the most vulnerable population group in terms of the tariff rise in question. On that basis, they suggest ways to optimize the calculation of tariffs for housing and communal services, so that the amounts needed should correspond with the sums people can really afford to pay.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы платежей населения за жилищно-коммунальные услуги»

как оптимизировать оплату

за жку?

совершенствование системы платежей населения

за жилищно-коммунальные услуги

__Аннотация

Ускоренное повышение тарифов на ЖКУ ведет к увеличению расходной нагрузки на регулярных плательщиков. Авторы, сопоставляя растущую оплату за ЖКУ со средним доходом граждан, выявляют группу населения, наиболее чувствительную к росту коммунальных платежей. На этом основании предлагаются способы оптимизации расчета тарифов на ЖКУ с целью совмещения необходимого уровня оплаты с реально возможным в соответствии с доходами жильцов.

_Ключевые слова: тарифная политика, жилищно-коммунальное хо-

_зяйство, система оплаты коммунальных услуг, социальная поддержка

_населения

Федорова Светлана Фаридовна

канд. экон. наук, ст. преподаватель кафедры экономики и управления в городском хозяйстве fsvetlana-82@yandex.ru

Рыков Андрей Львович

доцент кафедры экономики и управления в городском хозяйстве fsvetlana-82@yandex.ru

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Реальная обстановка в сфере ЖКХ остается в настоящее время достаточно сложной. Наряду с регулярно возникающими авариями, являющимися результатом существенного износа инженерно-коммунальной инфраструктуры, значительной проблемой является проблема неплатежей за ЖКУ. Известно, что в период экономического кризиса при непрерывном росте цен на товары и услуги первой необходимости резко падает реальный уровень доходов населения. Особенно болезненно этот процесс отражается на наиболее бедных (наименее социально защищенных) слоях населения: пенсионерах, бюджетниках, учащихся, безработных.

Оплата за ЖКУ и средний доход граждан

Повышение тарифов на ЖКУ в 2010 году на 22% значительно превысило уровень инфляции, который составил 13%. Очевидно, что столь существенное повышение тарифов должно хотя бы частично решить проблему погашения коммунальщиками части долгов за ЖКУ, особенно перед предприятия-

ми, обеспечивающими население теплом, электроэнергией, водой, газом.

Таким образом, актуальной является задача оптимизации тарифов на ЖКУ, которая должна проходить с учетом субъективного (индивидуального) мнения плательщиков об уровне начисленной стоимости ЖКУ согласно установленным тарифам и определения субъективно оцениваемой величины стоимости ЖКУ , которую готовы платить граждане исходя из уровня доходов, качества и количества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг [1].

ДР. = Р. _ р. (1)

^ I 1 I начисл 1 I■> V-1-/

где

Р^ начисл - начисленная стоимость ЖКУ; Р. - субъективно оцениваемое пороговое значение оплаты ЖКУ.

Максимальный разрыв между установленным уровнем оплаты за ЖКУ и возможно приемлемым для собственника жилья наблюдается в интервале доходов на 1 человека в семье (см. табл. 1 ниже).

ДР1ср = ДРтах = 0,19 тыс. руб (максимальное значение

интервала расхождения).

Таблица 1

Зависимость интервала расхождения значений оплаты за ЖКУ и среднего значения интервала доходов граждан (й)

№ п/п Интервал доходов населения, руб. [й0 , й. ] й1 среди , ТЫС. РУб. ДР.средн , ТЫС. РУб.

1 2000-4000 3 0,19

2 4001-6000 5 0,18

3 6001-8000 7 0,15

4 8001-10000 9 0,11

5 10001-12000 12 0,07

6 12001-14000 13,5 0,04

7 14001-16000 15 0,02

8 16001-20000 18 0,015

9 20001-25000 22,5 0,002

10 25001-30000 27,5 0,001

11 Более 30000 32,5 ~ 0

повышение тарифов наЖКУ в 2010 году _на 22% значительно

_превысило уровень

_:инфляции, который

Минимальный разрыв между установленным уровнем оплаты за ЖКУ и возможно приемлемым для собственника жилья наблюдается в интервале совокупных доходов свыше 16 тыс. руб.

составил 13% ДР„

-- 0 = ДРюср = ДРцср (минимальное значение интервала расхождения)

Таким образом, графически зависимость расхождения величины оплаты за ЖКУ от среднего значения доходов в каждом интервале ДР1ср = / (йСср) имеет вид, представленный на рис. 1 (см. ниже). При обработке данных экономической статистки наиболее распространенным методом является приближение эмпирической формулой в виде линейной функции одной переменной. При этом эмпирическая формула имеет вид у = а х х + Ь . Неизвестные параметры а и Ь находим методом наименьших квадратов. Имеем количественные данные представленные в табл. 2 (см. на с. 131).

где х1=4 ср , у=АР1 ср.

Имеем значительную корреляцию. Следовательно, между величинами х и у (4 ср и АР{ ср ) имеется значительная обратная связь.

Таким образом, уменьшение средней величины интервала расхождения ДР; ср уровня оплаты за ЖКУ

Таблица 2

Таблица значений интервала расхождений значений оплаты за ЖКУ и среднего значения интервала доходов граждан

7

12

13,5

15

18

22,5

27,5

32,5

0,19

0,18

0,15

0,11

0,07

0,04

0,02

0,015

0,002

Рис. 2. Шкала чувствительности плательщика к повышению тарифов на ЖКУ

прямо пропорционально уровню доходов плательщика [1].

Уровень дохода, при котором значение ДР{ ср близко к 0, можно назвать границей чувствительности плательщика. По результатам наших исследований граница чувствительности й. ср соответствует среднему доходу (на 1 работающего человека) 20 тысяч рублей. Следовательно, нечувствительны к повышению тарифов граждане с уровнем доходов 20 тыс. рублей и более.

При распределении уровня доходов граждан, приведенных Госкомстатом, относительная доля населения с доходомД> 20 тыс.руб. составляет 25-30%. Таким образом, 75% от общего числа плательщиков имеют субъективную оценку пороговой стоимости оплаты за ЖКУ, значительно более низкую по сравнению с тем значением, которое начислено в соответствии с тарифами и нормативами. Именно эта группа граждан содержит абсолютное число неплательщиков.

Решением проблемы неплатежей, на наш взгляд, будет оптимизация расчета тарифов на ЖКУ, основанная на сближении расчетного и субъективного уровней оплаты за ЖКУ при сохранении их качественных и количественных параметров.

Как оптимизировать расчет тарифов на ЖКУ?

Математическая модель данной экономической задачи будет иметь вид:

...нечувствительны к повышению тарифов граждане с уровнем доходов 20 тыс. рублей и более

х

0

0

У

...75% от общего числа плательщиков имеют _(субъективную оценку пороговой стоимости

оплаты заЖКУ, где

-> ш (2)

_значительно более

низкую по сравнению

с тем значением,

которое начислено _в соответствии

с тарифами

и нормативами

Зи оп

--ще!

а^ , Ь.1 - коэффициенты и свободные члены неравенств, выражающих требования к сохранению качественных и количественных характеристик ЖКУ в обобщенно-абстрактном виде; х^ - количество обслуживаемых жильцов, чел. Средняя величина расхождения оплаты за ЖКУ

Щср имеет следуюЩий смысл: если Л < Р1ср начисл ,

то рассчитанная величина оплаты за ЖКУ (в соответствии с тарифами) является демотивирующим фактором для собственника. Чем выше величина

ДРср = Р1ср начисл - % , тем выше относительная доля

неплатежей граждан с фиксированным уровнем доходов, тем шире «интервал чувствительности» и дальше «граница чувствительности». Чем ближе

величины Рср и Р1ср начисл , тем выше вероятность

своевременной оплаты собственником или нанимаем жилищно-коммунальных услуг, то есть боль-«зона безразличия» и ближе «граница чувствительности» [1].

тимизация расчетов платежей наименее защищенных слоев населения за ЖКУ может быть осуществлена с помощью увеличения адресных субсидий гражданам данных групп. обобщенные результаты расчетов систематизируем на рис. 3 (см. на с. 133).

#Реформирование ЖКХ предусматривает, прежде всего, переход на 100% оплату ЖКУ. Средства за ЖКУ, поступившие от собственников, идут на оплату воды, энергии, тепла, газа, обслуживания жилого фонда, водоотведения, вывоз ТБО и т.д. Предоставление ЖКУ происходит непрерывно, массово. Расчет с управляющей компанией за ЖКУ происходит регулярно, без задержек. особенно это касается расчетов с организациями, производящими и транспортирующими электро-, теплоэнергию, воду, газ [3].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Неплатежи населения провоцируют негативный вариант взаимоотношений поставщиков ЖКУ и собственников, что приводит к отключению (в крайнем случае) потребителей от инженерно-коммунальных сетей. В многоквартирных домах все

Рис. 3. Изменение границы чувствительности плательщика в зависимости от уровня субсидирования

жилые помещения образуют единую инженерно-коммунальную систему. Они все взаимосвязаны. Поэтому отключение помещений от тепла и электро- и водоснабжения негативно влияет на состояние многоквартирного дома в целом, его коммунальной инфраструктуры [2].

Заключение

Очевидно, что состояние и специфика ЖКХ, его функционирование на современном этапе требуют новых подходов к реформированию. И поскольку ЖКХ является сферой, непосредственно связанной с благосостоянием населения, удовлетворением

оптимизация

расчетов платежей наименее защищенных слоев населения

заЖКУможет быть осуществлена

с помощью увеличения адресных субсидий гражданам

жилищно-коммунальное

его жизнеобеспечивающих потребностей, главной задачей государства сейчас является достижение равновесия между интересами государства и человека, снятие социальной напряженности, достижение конечной цели - повышение качества жизни людей.

Литература

1. Федорова С.Ф. Оптимизация платежей за жилищно-коммунальные услуги: методы и средства / Федорова С.Ф., Миронова М.Д. // Управленческий учет. -2011. - № 1. - С. 46-56.

2. Федорова С.Ф. Совершенствование системы оплаты жилищно-коммунальных услуг в регионе // Российское предпринимательство. - 2009. - № 11 (2). - С. 130-134.

3. Инновационные подходы к стимулированию роста деловой активности на региональном рынке жилой недвижимости / Рыков А.Л., Ахметов Ш.Р., Харинкин Ю.А., Валеева Р.С., Ершова В.Ю. // Коллективная монография. - Казань: КГАСУ, 2011. - 110 с.

Svetlana F. Fyodorova

Cand. of Econ. Sci., Senior Lecturer, Department of Economics and Urban Management, Kazan State University of Architecture and Engineering Andrey L. Rykov

Associate Professor, Department of Economics and Urban Management, Kazan State University of Architecture and Engineering

Improving the System of Payments

for Housing and Communal Utility Services

_Abstract

Accelerating rise in tariffs for housing and communal services results in increasing expenditure burden on the part of regular payers. The writers compare the growing housing and communal services rates with the average citizen's income and thereby reveal the most vulnerable population group in terms of the tariff rise in question. On that basis, they suggest ways to optimize the calculation of tariffs for housing and communal services, so that the amounts needed should correspond with the sums people can really afford to pay.

Keywords: tariff policies, housing and communal services, payments for communal services, social support of population

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.