Оптимизация платежей за жилищно-коммунальные услуги: методы учета субъективных
факторов Дата: 30/09/2010 Номер: (23) УЭкС, 3/2010
Аннотация: Повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги значительно превышает уровень инфляции, который составил 13%. Авторы полагают, что данный факт, мнению, является демотивирующим фактором для плательщиков. Установлен «интервал безразличия», определяющий границу доходов плательщиков, в пределах которого влияние повышения тарифов на ЖКУ на мотивацию субъектов не значительно. В статье рассматриваются механизмы повышения собираемости платежей за ЖКУ на основе сближения объективной и субъективной оценок их стоимости.
The summary: Increase of tariffs for housing-and-municipal services considerably exceeds a rate of inflation which has made 13 %. Authors believe that the given fact, to opinion, is not the motivational the factor for payers. «The indifference interval», defining border of incomes of payers, in which limits influence of increase of tariffs on ЖКУ on motivation of subjects not considerably is established. In article mechanisms of increase of a collecting of payments for housing-and-municipal services on the basis of rapprochement of objective and subjective estimations of their cost are considered.
Ключевые слова: оптимизация тарифов на жилищно-коммунальные услуги, граница чувствительности плательщика, интервал безразличия
Keywords: optimisation of tariffs for housing-and-municipal services, border of sensitivity of the payer, the indifference interval
Миронова Маргарита Давыдовна кандидат педагогических наук, доцент [email protected]
Федорова Светлана Фаридовна ассистент
Монетова Елена Михайловна соискатель
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Выходные данные статьи: Миронова М.Д., Федорова С.Ф., Монетова Е.М. Оптимизация платежей за жилищно-коммунальные услуги: методы учета субъективных факторов // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2010. - № 3 (23). - № гос. рег. статьи 0421000034/0030. - Режим доступа к журн.: http://uecs.mcnip.ru.
В настоящее время обстановка в сфере ЖКХ остается достаточно сложной. Наряду с регулярно возникающими авариями, являющимися результатом существенного износа инженерно-коммунальной инфраструктуры, значительной проблемой является проблема неплатежей за ЖКУ[1]. Повышение тарифов на ЖКУ в 2009 году на 22% значительно превысило уровень инфляции, который составил 13%.
Превышение роста тарифов на ЖКУ над ростом инфляции ведет к увеличению расходной нагрузки на регулярных плательщиков. Этот факт, по нашему мнению, является демотивирующим фактором для плательщиков, некоторые из которых также, как и неплательщики, полностью или частично перестают оплачивать стоимость ЖКУ, предоставленные в счетах-фактурах управляющих организаций.
Таким образом, мы полагаем, что прямое необоснованное и непрерывное повышение тарифов не обеспечивает формирование необходимых для поддержания и реконструкции отрасли ЖКХ финансовых потоков в полном объеме.
На наш взгляд актуальной проблемой является нахождение таких методов оптимизации тарифов на ЖКУ, которые должны обеспечить формирование тарифов на оплату ЖКУ с учетом субъективной оценки и готовности граждан к их оплате [2].
С целью определения отношения населения к уровню начисленной оплаты за ЖКУ в соответствии с тарифами на октябрь 2009 года, в октябре 2009 г. авторами статьи была разработана анкета и проведено анкетирование более 200 собственников жилья г. Казани. В анкету были включены вопросы, касающиеся сведений об уровне совокупного дохода семьи, величины начисленной платы за жилищно-коммунальные услуги. Последние два вопроса анкеты были направлены на выяснение субъективного (индивидуального) мнения плательщиков об уровне начисленной платы за ЖКУ согласно установленным тарифам и
Р
определения субъективно оцениваемой величины стоимости ЖКУ 1 , которую готовы платить граждане исходя из уровня доходов, качества и количества предоставляемых ЖКУ.
(1)
где
•! начисл
- начисленная стоимость ЖКУ;
! - субъективно оцениваемое пороговое значение оплаты ЖКУ.
По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы:
1. Максимальный разрыв между установленным уровнем оплаты за ЖКУ и возможно приемлемым для собственника жилья наблюдается в интервале доходов на 1 человека в семье (см. табл. 1).
^=^=0Д9 тыс. руб.
* ' " (максимальное значение интервала расхождения).
2. Минимальный разрыв между установленным уровнем оплаты за ЖКУ и возможно приемлемым для собственника жилья наблюдается в интервале совокупных доходов свыше 16 тыс. руб.
= 0 = А/|0 — А Р\\ср
* - (минимальное значение интервала расхождения)
Таблица 1 - Зависимость интервала расхождения значений оплаты за ЖКУ и среднего значения
интервала доходов граждан ( ! )
№ п/п Интервал доходов населения, руб. [ сред». ^ средИ.
тыс.руб. тыс.руб.
й?0 <$\ ^
1 2000-4000 3 0,19
2 4001-6000 5 0,18
3 6001-8000 7 0,15
4 8001-10000 9 0,11
5 10001-12000 12 0,07
6 12001-14000 13,5 0,04
7 14001-16000 15 0,02
8 16001-20000 18 0,015
9 20001-25000 22,5 0,002
10 25001-30000 27,5 0,001
11 Более 30000 32,5 — 0
АР.
Между величинами * и '' имеется значительная обратная связь (г ).
АР.
Таким образом, уменьшение средней величины интервала расхождения 1 субъективного и начисленного уровней оплаты за ЖКУ прямо пропорционально уровню доходов плательщика.
АР
Мы полагаем, что уровень дохода, при котором значение 1 близко к 0, можно назвать границей чувствительности плательщика. По результатам наших исследований граница
чувствительности 1 соответствует среднему доходу (на 1 работающего человека) 20 тысяч рублей. Следовательно, нечувствительны к повышению тарифов на ЖКУ граждане с уровнем доходов 20 тысяч рублей и более.
і Интервал «Зона беэразл ичии» ЖМММЖЖ\
Ь чувствительности
Граница
чувствительности
Рис.1 Шкала чувствительности плательщика к повышению тарифов на ЖКУ
При распределении уровня доходов граждан, приведенных Госкомстатом в 2009 г.,
относительная доля населения с доходом % ~ ^ тъ1С РУ& составляет 25-30%. Таким образом, около 75% от общего числа плательщиков имеют субъективную оценку пороговой стоимости оплаты за ЖКУ, значительно более низкую по сравнению с тем значением, которое начислено в соответствии с тарифами и нормативами и представлено к оплате по счет-фактурам..
Именно эта группа граждан содержит абсолютное большинство от общего числа неплательщиков.
Решением проблемы неплатежей, на наш взгляд, будет оптимизация расчета тарифов на ЖКУ, основанная на сближении расчетного и субъективного уровней оплаты за ЖКУ при сохранении
их качественных и количественных параметров, что в свою очередь будет являться фактором повышения мотивации плательщиков за ЖКУ.
Математическая модель данной экономической задачи будет иметь вид:
АР —япіп
>Ь
(2)
(3)
аи А
- коэффициенты и свободные члены неравенств, выражающих требования к сохранению качественных и количественных характеристик ЖКУ в обобщенно-абстрактном виде.
■' - количество обслуживаемых жильцов, чел.
АР
Средняя величина расхождения оплаты за ЖКУ 1 'г имеет следующий смысл: если
^гср ср начиск ЛТГТГ.. , , ч
, то рассчитанная величина оплаты за ЖКУ (в соответствии с тарифами)
является демотивирующим фактором для собственника. Чем выше величина
^-^гср ср начиск ср „
, тем выше относительная доля неплатежей граждан с
фиксированным уровнем доходов, тем шире «интервал чувствительности» и дальше граница
тт Г ^ср ср начисп.
чувствительности». Чем ближе величины и , тем выше вероятность
своевременной оплаты собственником или нанимателем жилищно-коммунальных услуг, то есть
больше «зона безразличия» и ближе «граница чувствительности».
Будем считать, что доля неплатежей в каждом из интервалов
пропорциональна величине
АР
I ср
Относительное количество неплательщиков на каждом интервале величины доходов населения (табл.2).
Таблица 2 - Определение доли неплатежей в зависимости от интервала «чувствительности» плательщиков ЖКУ
№ интервала Интервал доходов, руб. Доля неплательщиков от их общего числа
1 2000-4000 24,45 %
2 4001-6000 23,17 %
3 6001-8000 19,3 %
4 8001-10000 14,16 %
5 10001-12000 9 %
6 12001-14000 5,15 %
7 14001-16000 2,57 %
8 16001-20000 1,93 %
9 20001-25000 0,3 %
10 25001-30000 0,2 %
11 Более 30000 0 %
Суммарная доля неплатежей распределяется неравномерно по интервалам дохода населения. Так, 90,08 % неплательщиков от их общего количества находятся в интервале доходов [2000;12000] рублей на человека;
9,92 % неплательщиков от их общего числа - в интервале доходов свыше 12 тыс. рублей на человека.
А&
Снижение ' на участках 1-5 с помощью субсидий, изменения тарифов, способа
АР
АР
начисления тарифов и т.д. на 10% от 1 приведет к изменению значений Тогда имеем:
АР =0,171
АД =0,162
я?
АЯ = 0,135
->ср
А Р4 =0,099
АЕ = 0,063
'(Г
Рассчитаем общее количество неплательщиков ^1после начисления субсидий.
^ = 0,91-АТ
Следовательно, количество неплательщиков в этом случае уменьшится на 9% от его первоначального числа.
АР
Проведение оптимизации подразумевает, что ‘ ср производится только в тех интервалах доходов населения (интервалы 1-5), где !
и является весьма значимой
величиной.
Таким образом, снижение * На ~иС“" на 10% увеличит собираемость платежей на 9,1%.
Снижение 1 начисп на 10% увеличит собираемость платежей на 9,1%.
Рассчитанная величина влияния субсидий на собираемость платежей по группам доходов населения представлена в таблице 3.
Таблица 3 - Влияние оптимизации тарифов на собираемость платежей
№ п/п 1 Интервал доходов, тыс.руб. Ср. величина субсидий, тыс.руб. Изменение величины субсидий, % Изменение собираемости платежей *''1
1 2000-4000 0,019 +10% +9,1%
2 4001-6000 0,018
3 6001-8000 0,015
4 8001-10000 0,011
5 10001-12000 0,007
1 2000-4000 0,0095 +5% +3,65%
2 4001-6000 0,009
3 6001-8000 0,0075
4 8001-10000 0,0055
5 10001-12000 0,0035
1 2000-4000 - 0,0095 -5% -5,4%
2 4001-6000 - 0,009
3 6001-8000 - 0,0075
4 8001-10000 - 0,0055
5 10001-12000 - 0,0035
Незначительное увеличение субсидий (на 10 %) приведет, таким образом, к сужению «интервала чувствительности» и увеличит существенно «зону безразличия», что приведет к росту собираемости платежей.
АР
С учетом начисленных субсидий, уменьшающих средний интервал расхождения ' ,
относительное увеличение поступающих денежных средств составит 8,2 %.
Рассматриваемое незначительное увеличение субсидий (на 10 %) приведет, таким образом, к сужению «интервала чувствительности» и увеличит существенно «зону безразличия», что
ЛР
2 СV
приведет к росту собираемости платежей. Увеличение субсидий на 5% от ' гражданам 1-5 групп доходов изменит количество неплательщиков (табл.4).
Таблица 4 - Изменение количества неплательщиков в связи с ростом субсидирования
№ п/п АРщ ^•100%
1 0,18 23,1%
2 0,17 21,9%
3 0,14 18%
4 0,11 14,2%
5 0,07 9%
6 0,04 5,15%
7 0,02 2,57%
8 0,015 1,93%
9 0,002 0,3%
10 0,001 0,2%
11 0 0
Изменение количества неплательщиков в связи с уменьшением субсидирования представлено в таблице 5.
Таблица 5 - Изменение количества неплательщиков в связи с уменьшением субсидирования
№ п/п А
1 0,2 25,74%
2 0,19 24,45%
3 0,16 20,6%
4 0,12 15,44%
5 0,07 9%
6 0,04 5,15%
7 0,02 2,57%
8 0,015 1,93%
9 0,002 0,3%
10 0,001 0,2%
11 0 0
Относительное количество неплательщиков составит 105,4%. Увеличение количества неплательщиков составит 5,4%. С учетом налогов относительная величина уменьшения поступающих платежей за ЖКУ составит около 5,1%.
Обобщенные результаты расчетов представлены на рис.2
Рис.2. Изменение границы чувствительности плательщика в зависимости от уровня субсидирования
Таким образом, при переходе на 100% оплату ЖКУ, неплатежи населения провоцируют негативный вариант взаимоотношений поставщиков ЖКУ и собственников. Для достижения устойчивости состояния жилого фонда и возможности его развития оптимизация расчетов платежей незащищенных слоев населения за ЖКУ может быть осуществлена с помощью увеличения адресных субсидий населению данных групп, а также иных финансовых механизмов, положительно влияющих на мотивацию плательщика за ЖКУ.
Список литературы
1. Романова А.И., Миронова М.Д., Каримов М.А. Вопросы экономики и управления многоквартирными домами: Учебное пособие. - Казань, КГАСУ, 2007. - 105 с.
2. Федорова С.Ф. Формирование социально-ориентированной системы жилищнокоммунальных услуг в регионе.- Автореф. дисс. на соиск уч ст канд. эконом наук. -Казань, 2010.
№ гос. рег. статьи 0421000034/0030
Это статья Журнал ВАК :: Управление экономическими системами: электронный научный журнал
http://uecs.mcnip.ru
ЦКЬ этой статьи: http://uecs.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=206