Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 4
Экономика
УДК 332.87
Снижение стоимости оплаты жилищно-коммунальных услуг при внедрении энергосберегающих технологий
Федорова С.Ф.
Кандидат экономических наук,
старший преподаватель кафедры муниципального менеджмента Казанского государственного архитектурно-строительного университета
Рассмотрены проблемы и перспективы внедрения ресурсосберегающих технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве. Выявлены возможности снижения стоимости услуг при использовании приборов учета энергоносителей.
Ключевые слова: тарифная политика, жилищно-коммунальное хозяйство, энергоэффективность, система оплаты коммунальных услуг, социальная поддержка населения.
Из всех проблем, существующих в настоящее время в отрасли жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), с точки зрения населения города как потребителей жилищно-коммунальных услуг, можно выделить две основные. Первая связана с ростом стоимости жилищно-коммунальных услуг для населения и других потребителей и как следствие с тарифной политикой, проводимой муниципальными органами власти. Проблема стоит достаточно остро, поскольку специфика жилищно-коммунальных услуг заключается в том, что население не может полностью отказаться от потребления жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Единственное, на чем могут сэкономить потребители, это на коммунальных услугах при условии наличия или установки приборов учета ресурсов. Для экономии за счет снижения платы за жилищные услуги потребителю придется сменить квартиру на меньшую по площади, но такое недопустимо. Вторая проблема является следствием первой и заключается в обеспечении социальной поддержки населения при оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
На потребительском рынке жилищно-коммунальные услуги занимают особое место и требуют особого учета. В соответствии с существующей в Российской Федерации системой оценки деятельности субъектов, одним из индикаторов является доля отпуска коммунальных услуг по показаниям приборов учета. И Республика Татарстан находится по этому показателю далеко не на первом месте.
Жилищно-коммунальное хозяйство города является особенной сферой экономики, результаты развития и реформирования которой значительно влияют на уровень жизни населения.
Вместе с тем в условиях ежегодного роста тарифов на энергоресурсы переход на расчеты по показаниям приборов учета - не только требование законодательства, но и необходимая экономическая мера, позволяющая снизить расходы населения по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Однако при начислении платежей за услуги водоснабжения и водоотведения по общедомовым приборам учета расход воды, определенный по этим приборам, делится между всеми жителями, зарегистрированными в доме. Если жильцы не экономят воду или количество проживающих превышает число зарегистрированных, то платеж одного жителя, как бы он ни старался, не уменьшится.
Очевидно, что показания приборов учета значительно отличаются от нормативов в пользу населения, поскольку разница между платежами по нормативам и по приборам учета - это реальная экономия населения по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Повысить эффективность потребления жилищно-коммунальных услуг и, как следствие, оптимизировать стоимость оплаты за предоставленные услуги можно двумя путями: 1) потребитель осуществляет комплекс мероприятий по снижению расходов тепла, электроэнергии, воды в своей квартире: приобретение и своевременная замена
137
Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 4
Экономика
приборов учета энергоносителей, установка энергосберегающих ламп, современных окон, дверей, приобретение техники с высоким классом энергоэффективности и т.д.; 2) обслуживающая организация обеспечивает повышение энергоэффективности дома в целом: установка общедомовых приборов учета энергоресурсов, модернизация устаревшего оборудования. Еще одним способом роста энергоэффективности является заключение энергосервисного договора между жильцами дома и соответствующей организацией, в котором прописываются основные параметры энергоэффективности, которые должны быть достигнуты, и сроки достижения этих параметров. Стоимость договора может быть поставлена в зависимость от стоимости сэкономленных энергетических ресурсов [1].
Как показывает практика последних лет, все больше потребителей принимают решения об установке приборов учета в своих квартирах и общедомовых счетчиков, несмотря на первоначальные затраты на их приобретение и установку. Для определенной категории населения, не имеющих финансовой возможности покупки приборов учета потребляемых ресурсов, органы власти устанавливают счетчики за счет бюджетных средств. К таким потребителям относятся, например, одинокие пенсионеры.
Для того, чтобы выяснить, как современный потребитель услуг ЖКХ относится к стоимости потребляемых им ЖКУ, был проведен опрос в ходе выполнения работ по хоздоговору кафедры «Муниципальный менеджмент» Казанского ГАСУ по проблеме анализа роста тарифов в сфере ЖКХ, № 18/2-15 от 29.06.2015 г. было опрошено 250 человек (жители города Казань), в ходе которого задавались следующие вопросы: 1) площадь занимаемой квартиры; 2) общее количество членов семьи с указанием социального состава проживающих; 3) наличие или отсутствие индивидуальных приборов учета энергоносителей; 4) объем платежа за жилищно-коммунальные услуги в месяц; 5) совокупный доход домохозяйства и определялась субъективно оцениваемая величина стоимости ЖКУ (Р), которую готовы платить граждане, исходя из уровня доходов, качества и количества предоставляемых услуг. Далее определялся интервал расхождения по следующей формуле [2]:
АР=Р -Р, (1)
I I начисл V 47
где Р - начисленная стоимость ЖКУ;
Р - субъективно оцениваемое пороговое значение оплаты ЖКУ
По результатам проведенного опроса можно сделать следующие выводы:
1. Максимальное значение интервала расхождения составляет:
АР =0,19 тыс. руб. (2)
Такое значение интервала расхождения наблюдается у потребителей, находящихся в группе с доходами от 2000 до 4000 руб.
2. Минимальный разрыв между установленным уровнем оплаты за ЖКУ и возможно приемлемым для собственника жилья наблюдается в интервале совокупных доходов свыше 16 тыс. руб.
A Pmin = [0,015 - 0] (3)
Таким образом, графически зависимость расхождения величины оплаты за ЖКУ от среднего значения доходов в каждом интервале A P. = f (d. ) имеет вид (рис. 1).
Анализ статистической информации в области оплаты жилищно-коммунальных услуг подтвердил наличие возможности по снижению стоимости оплаты за жилищно-коммунальные услуги в целях совершенствования социальной защиты населения Республики Татарстан по двум основным позициям: повсеместное внедрение приборного учета энергоресурсов (в связи с большим ростом нормативов потребления услуг) и снижение установленного стандарта максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещении и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи с дифференциацией его в зависимости от среднедушевого дохода семьи [2].
Система ЖКХ - экономически многофункциональная, поэтому предположение об эффективном развитии малого предпринимательства по многим направлениям предоставления услуг для жизнеобеспечения населения, а также в связи с появлением альтернативных возможностей в обеспечении конкурентоспособной среды будет способствовать защите интересов потребителей жилищно-коммунальных услуг и собственников жилья в целом [3].
Одной из ключевых проблем функционирования и реформирования ЖКХ остается привлечение инвестиций с целью обеспечения конкурентоспособности отрасли. До настоящего времени не удалось перейти к рыночным механизмам функционирова-
Рис. 1. Зависимость расхождения величины оплаты за ЖКУ от среднего значения доходов
138
Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 4
Экономика
Литература:
ния. Сегодня инвестиции в коммунальную инфраструктуру по-прежнему сопряжены с высоким риском [4]. Региональная практика еще очень далека от совершенства.
В настоящее время финансирование мероприятий по развитию жилищно-коммунального комплекса осуществляется в основном за счет средств бюджета и организаций коммунального комплекса. Совершенствование системы финансирования ЖКХ представляет собой многофакторную задачу, успешное решение которой зависит от деятельности всех экономических субъектов рынка жилищно-коммунальных услуг, от действующей нормативно-законодательной базы, межбюджетных отношений, налоговой, кредитной, тарифной политики государства, а также от эффективности механизма планирования и распределения финансовых ресурсов и контроля за целевым и эффективным их использованием. Важнейшим при этом представляется разработка механизма, обеспечивающего баланс интересов всех субъектов рынка ЖКУ: государства, бюджетов всех уровней, потребителей услуг и производителей этих услуг.
1. Азбука для потребителей услуг ЖКХ. - М., 2015. - URL: http://minstroy.tatarstan.ru/file/Azbuka_ GKH.pdf
2. Федорова С.Ф. Формирование социально-ориентированной системы жилищно-коммунальных услуг в регионе: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. - Казань, 2010. - 27 с.
3. Романова А.И., Добросердова Е.А. Теоретические предпосылки оптимизации сферы жилищно-коммунальных услуг // Российское предпринимательство. - 2014. - № 17 (263). - С. 42-51.
4. Ильина Е.В. Управление рисками на предприятиях жилищно-коммунальных услуг // Инновации в науке. - 2013. - № 25. - С. 197-202.
Reduction of Utilities and Communal Payments in the Process of Implementing
the Energy Conservation Techniques
S.F. Fedorova
Kazan State University of Architecture and Engineering
The paper dwells upon the problems andprospects ofimplementing the energy conservation techniques in housing and utilities. The author reveals the possibility of reducing services costs using metering devices of energy carriers.
Key words: tariff policy, housing and utilities, energy efficiency, system of communal payments and social support of population.
139