Вестник Челябинского государственного университета. 2016. № 6 (388). Экономические науки. Вып. 53. С. 68—76.
УДК 332.012.334 ББК У441.3
МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ КОММУНАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
В. В. Чаадаева
Самарский государственный экономический университет, Самара, Россия
Разработана модель управления устойчивым развитием коммунального сектора экономики в условиях государственного регулирования, целью которой является оптимизация системы управления взаимоотношениями с клиентами для реализации такой тарифно-ценовой политики, при которой предполагается достижение собираемости денежных средств за оказанные услуги на уровне до 100 % и при этом будут минимизированы издержки операционной деятельности организаций коммунального комплекса при возможных изменениях законодательства. Отличие предлагаемой модели функционирования коммунального сектора от существующих состоит в изменении форм и методов контроля участников, наделении дополнительными функциями некоторых из них и введении новых, таких как оператор коммерческого учета и оператор информационных ресурсов.
Ключевые слова: модель, управление, коммунальные услуги, оператор коммерческого учета, оператор информационных ресурсов, бизнес-процессы, информационный обмен.
Среднегодовой объем рынка жилищно-коммунальных услуг составляет более 4 трлн р., при этом из-за кризиса неплатежей по цепочке «потребитель — исполнитель услуг — поставщик энергоресурсов — производитель энергоресурсов» сумма задолженности по оплате услуг достигает около 1 трлн р., а темпы ее роста — 15—20 % ежегодно [7; 24].
Основная причина — разбалансированность рынка коммунального сектора:
— экономически не обоснованные тарифы и не соответствующие реальным объемам потребления нормативы;
— отсутствие учета потребления коммунальных услуг в реальном масштабе времени;
— разные сроки снятия показаний приборов учета и формирования объемов предоставленных коммунальных ресурсов и услуг на оптовом и розничных рынках;
— различающиеся по срокам начисления и размерам штрафы и пени на розничном и оптовом рынках.
В результате из-за несопоставимости используемых для начислений и расчетов данных (использование неактуальных информационных баз данных) зачастую возникают ситуации, когда размер платежа, начисляемый конечному потребителю, ниже, чем размер отпущенного ему ресурса [19].
Ситуация усугубляется несовершенством действующего законодательства, когда невозможно прекратить (ограничить) предоставление услуг
отдельным категориям потребителей, даже если они являются злостными нарушителями платежной дисциплины. К этому можно добавить и существующее несанкционированное потребление энергоресурсов (воровство), что естественным образом следует из описанной ситуации, — непрозрачная и несбалансированная система.
В этих условиях все большую актуальность приобретают ключевые вопросы качества управления, которые формируют принципы поддержания баланса экономических интересов всех участников рынка при наличии конфликта интересов государства и предприятий.
Предлагаемая в статье разработка модели управления устойчивым развитием предприятий коммунального сектора в условиях государственного регулирования и соблюдение принципов эффективности ее реализации будут способствовать бесконфликтному достижению баланса интересов между производителями и регулятором, что существенно снизит риски привлечения инвестиций.
В данной работе под моделью будут пониматься формы управления сбытом, учетом ресурсов и услуг, информационными и финансовыми потоками.
Для разрабатываемой модели определена следующая цель: оптимизация системы управления взаимоотношениями с клиентами для реализации такой тарифно-ценовой политики, при которой будет достигнута собираемость денежных
средств за оказанные услуги на уровне до 100 % и при этом будут минимизированы издержки операционной деятельности при возможных изменениях законодательства.
В соответствии с поставленной целью модель должна предполагать решение следующих задач:
— организация действенного мониторинга и контроля со стороны органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
— учет основных параметров для обеспечения корректных расчетов за коммунальные услуги;
— организация информационного обмена между участниками рынка и формирование актуальных и достоверных информационных ресурсов (баз данных);
— минимизация рисков накопления задолженности потребителей за предоставленные услуги;
— гарантированно верное измерение и учет ко -личественных и качественных параметров потребления энергетических ресурсов;
— организация гарантированно верных начислений и расчетов;
— доступ к актуальной и полной информации об объектах и субъектах ЖКХ, необходимой для осуществления финансово-хозяйственной деятельности со стороны организаций, предоставляющих коммунальные услуги;
— организация информирования населения по вопросам предоставления коммунальных услуг.
Ниже на рисунке представлена разработанная в соответствии с изложенными требованиями модель взаимодействия участников рынка ЖКХ.
Участники модели:
1. Потребитель услуг — лицо, пользующееся на правах собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением и потребляющее коммунальные услуги [6. Ст. 2].
2. Управляющая компания — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирным домом.
Модель взаимодействия участников рынка ЖКХ
3. Исполнитель коммунальных услуг — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги [6. Ст. 2]. В качестве исполнителя коммунальных услуг может выступать:
— сбытовая компания, предоставляющая коммунальные услуги, например «энергосбыты» — реализация электрической энергии или газовые сбытовые компании;
— непосредственно ресурсоснабжающая организация, в составе которой есть выделенное структурное подразделение, наделенное сбытовыми функциями.
4. Кредитно-финансовое учреждение, банк, в том числе платежный агент [8. Ст. 2].
5. Специализированная организация (расчетный центр), выполняющая функции расчетного, сервисного и информационного обслуживания потребителей услуг, отвечающая всем требованиям государства и рынка [9; 2]. В настоящее время во многих регионах работают информационно-расчетные и/или кассовые центры, частично реализующие требуемые государством функции информационного обмена, а также необходимые рынку принципы автоматического распределения, однако во многих случаях подобные центры без соответствующего управления и регулирования стали «черной дырой», в которой деньги, не доходя до исполнителей, пропадают, серьезно осложняя и без того непростую экономическую ситуацию [22; 23; 25].
6. Специализированная организация (оператор информационных ресурсов ЖКХ), уполномоченная органами исполнительной власти или органами местного самоуправления на формирование и поддержку информационных ресурсов ЖКХ в соответствии с требованиями действующего законодательства [9].
7. Специализированная организация, выполняющая функции оператора коммерческого учета потребления коммунальных услуг и ресурсов [12; 13; 14; 17; 21].
8. Поставщики энергоресурсов, используемых для предоставления коммунальных услуг — электроэнергии, холодной и горячей воды, тепло -вой энергии и газа.
9. Региональные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и/или подведомственные структуры и/или организации, выполняющие функции контроля деятельности организаций коммунального комплекса, в том
числе Государственная жилищная инспекция, муниципальный жилищный надзор.
10. Уполномоченные органы тарифного регулирования.
Основные и поддерживающие бизнес-процессы, реализующие договорные и функциональные отношения в организационной модели [15; 16]
Основные бизнес-процессы:
1. Договор обслуживания общедомовой собственности или управления общим имуществом многоквартирного дома, при этом перечень услуг управления не должен включать в себя предоставление коммунальных услуг.
2. Договор предоставления коммунальных услуг в помещениях (жилых, нежилых) многоквартирного дома.
3. Договор предоставления коммунальных услуг для общедомовых нужд и обслуживания общедомовой собственности. Существенным условием договора является порядок однозначного определения объема потребленных коммунальных ресурсов и порядок их оплаты.
4. Договор поставки энергоресурсов, содержащий условия для автоматического распределения («расщепления») поступивших платежей от потребителей коммунальных услуг по их поставщикам.
5. Договор расчетного, сервисного и информационного обслуживания потребителей услуг.
6. Договор обслуживания расчетного счета, услуг платежного агента и прочих услуг по согласованию сторон, в том числе услуг по автоматическому распределению («расщеплению») поступивших платежей от потребителей коммунальных услуг по их поставщикам.
7. Договор на выполнение услуг автоматизированного информационно-измерительного коммерческого учета, обработки и предоставления сведений об объемах поставки и потребления коммунальных ресурсов и услуг.
Поддерживающие бизнес-процессы:
1. Организация мониторинга и контроля деятельности организаций жилищно-коммунального комплекса, а также организаций, выполняющих функции начисления, расчета и автоматического распределения («расщепления») платежей.
2. Организация и контроль исполнения возложенных функций на оператора информационных ресурсов ЖКХ по их формированию и актуализации, в том числе электронных паспортов многоквартирных и жилых домов, учета зарегистриро-
ванных граждан в помещениях многоквартирных и жилых домов.
3. Формирование тарифно-ценовой политики, позволяющей управлять структурой тарифов на коммунальные услуги в целях обеспечения не -обходимых и достаточных условий для автоматического распределения («расщепления») платежей по всем уровням цепочки — от исполнителей коммунальных услуг до первичных поставщиков энергоресурсов. Здесь под первичным поставщиком энергоресурсов понимается поставщик базового энергоносителя, необходимого для генерации коммунальных ресурсов, например газа для производства тепловой и электрической энер -гии, которая, в свою очередь, требуется для производства воды.
4. Организация информационного обмена между участниками рынка, в первую очередь доведение до них сведений, необходимых для автоматического распределения («расщепления») платежей, а также сведений об установленных составляющих энергоресурсов в структуре тарифов.
Цели и задачи специализированных организаций (операторов)
Оператор информационных ресурсов ЖКХ
В настоящее время отсутствуют единые правила формирования сведений, влияющих на расчеты за жилищные и коммунальные услуги, что непосредственно сказывается на корректности расчетов и эффективности управления взаимоотношениями с потребителями [1; 11].
В целях ликвидации приведенных негативных факторов предлагается создание единой региональной информационной базы данных ЖКХ и, соответственно, организации — оператора информационных ресурсов со следующими основными функциями:
1. Ведение реестра организаций, предоставляющих на обслуживаемой территории жилищные и коммунальные услуги.
2. Контроль предоставления информации организациями в соответствии с установленными регламентами [9].
3. Сбор, консолидация, обработка, хранение информации, предоставляемой в соответствии с регламентами.
4. Поддержка единой системы нормативно-справочной информации и централизованных картотек данных для ее использования всеми по -
ставщиками информации в соответствии с регламентами.
5. Формирование отчетных и аналитических документов для региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
6. Организация доступа к оперативной и отчетной сводной информации всем заинтересованным участникам рынка ЖКХ.
7. Предоставление информационных сервисов для потребителей жилищных и коммунальных услуг, поддержка порталов самообслуживания «Личный кабинет».
8. Предоставление информации, необходимой для начисления платы за коммунальные услуги и автоматического распределения («расщепления») поступивших платежей от потребителей коммунальных услуг по их поставщикам.
Оператор коммерческого учета
Качественное управление тарифами невозможно в современных условиях, которые характеризуются разрозненностью информации, несогласованностью действий ресурсоснабжающих и управляющих организаций, в том числе из-за противоположных интересов, отсутствия унифицированных и типизированных прикладных решений, которые обеспечили бы возможность оперативного и достоверного учета параметров предоставления энергетических ресурсов [17].
В то же время в рамках реализации ряда федеральных нормативно-правовых актов в многоквартирные дома устанавливаются приборы учета коммунальных ресурсов исходя из их стоимости и не всегда с учетом их качества и функциональных возможностей. Возникает ситуация, когда:
— в одном доме могут быть установлены приборы учета разных производителей и разного класса точности;
— установленные приборы учета могут не предусматривать возможности подключения к автоматизированным системам сбора данных.
Указанные ситуации образуют определенные сложности при создании автоматизированных информационно-измерительных систем коммерческого учета энергоресурсов, в наличии которых заинтересованы организации коммунального комплекса (поставщики энергетических ресур -сов и исполнители коммунальных услуг), в том числе для взаиморасчетов по договорам поставки энергоресурсов. Не менее значимой для этих организаций является необходимость оптимизации издержек на обслуживание приборов учета,
организации сбора данных с них и единообразия регистрации, обработки и хранения результатов измерений.
При создании собственных автоматизированных систем расходы включаются в тарифы, а использование данных ограничивается исключительно собственными коммерческими интересами. В результате наблюдается увеличение тариф -ной нагрузки на потребителей и создается ситуация, при которой невозможно построить энергетические балансы, в том числе из-за технической несопоставимости общедомовых и индивидуальных приборов учета.
В целом назрела необходимость формирования достоверной информации о параметрах предоставления энергетических ресурсов для планирования мероприятий по энергоэффективности и сокращению потерь энергетических ресурсов при их потреблении [3; 4].
Зарубежная практика свидетельствует о том, что создание оператора коммерческого учета потребления позволит гарантировать финансовую безопасность жителей и поставщиков услуг, исключить возможность социальной напряженности и недоверия к рыночным преобразованиям ЖКХ, практически устранить вероятность исков добросовестных плательщиков к поставщикам услуг, а также существенно сократить потери энергоресурсов [5. Гл. 12].
Выполнение коммерческого учета потребления всех коммунальных услуг в многоквартирных домах одной организацией потребует значительно меньше инвестиций на создание инфраструктуры сбора и хранения данных, чем в ситуации, когда каждая ресурсосбытовая организация будет создавать инфраструктуры для тех видов услуг, которые предоставляет.
Таким образом, введение в организационную модель выделенного оператора коммерческого учета — это не просто ответ на требования времени, а прямое исполнение принципов социально-экономической политики, даже несмотря на то, что далеко не всегда организации и предприятия коммунального комплекса бывают заинтересованы в прозрачности [18; 20].
Итак, оператор коммерческого учета — это независимая организация, оказывающая заинтересованным участникам рынка следующие услуги:
— сбор, хранение и обработка показаний приборов учета, необходимых для определения взаимных финансовых обязательств субъектов рынка коммунальных услуг;
— учет и обработка данных о нештатных ситуациях при поставке коммунальных услуг;
— формирование энергетических балансов;
— информирование населения об объемах и качественных параметрах потребленных услуг;
— установка и техническое обслуживание средств измерений.
Задачи оператора коммерческого учета:
1. Обеспечение единства измерений между производителями и потребителями коммунальных ресурсов, упорядочивание взаимоотношений между поставщиками коммунальных ресурсов и конечными потребителями — гражданами.
2. Защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц, а также организаций бюджетной сферы от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений, используемых в сфере энергоснабжения.
3. Организация эффективной системы управления бизнес-процессами предоставления коммунальных услуг.
4. Оптимизация затрат организаций бюджетного сектора на оплату коммунальных услуг.
Таким образом, разработанная модель включает:
1) предложения по формированию договорного окружения, предусматривающие исключение посредников при предоставлении коммунальных ресурсов и услуг для непосредственного получения денежных средств минуя третьих лиц;
2) предложения по созданию и использованию единых информационных ресурсов ЖКХ, необходимых:
— для формирования централизованной региональной базы данных электронных паспортов многоквартирных и жилых домов, электронных паспортов систем коммунальной инфраструктуры и электронных платежных документов за предоставленные коммунальные услуги;
— для доступа исполнителей коммунальных услуг к информации, необходимой для организации расчетно-сервисного обслуживания потребителей;
— для информирования граждан по вопросам ЖКХ, в том числе в режиме самообслуживания;
3) предложения по созданию инфраструктуры для измерения и учета объемов потребления коммунальных услуг;
4) предложения по созданию механизма автоматического перечисления денежных средств, собранных за коммунальные услуги, одновременно в адрес исполнителей коммунальных услуг и в адрес поставщиков энергоресурсов в том слу-
чае, когда они используются для производства коммунальных услуг;
5) предложения по организации электронного обмена информацией по заявкам (жалобам, претензиям) граждан, касающимся предоставления коммунальных услуг, между организациями, обслуживающими общедомовую инфраструктуру, исполнителями коммунальных услуг и поставщиками энергоресурсов.
Отличие предлагаемой модели функционирования рынка ЖКХ от существующих:
— изменение форм и методов контроля участников, наделение дополнительными функциями некоторых из них;
— введение новых участников, таких как оператор коммерческого учета и оператор информационных ресурсов;
— формирование тарифно-ценовой политики, позволяющей управлять структурой тарифов на коммунальные услуги в целях обеспечения не -обходимых и достаточных условий для автоматического распределения («расщепления») платежей.
В совокупности предлагаемые дополнения и изменения должны обеспечить прозрачность денежных потоков, повысить платежную дисциплину, улучшить платежный баланс всех участников рынка, устранить возможные злоупотребления, дать возможность всем работать в единой стандартизированной базе данных, что в целом сформирует необходимые предпосылки для устойчивого развития предприятий коммунального сектора экономики.
Список литературы
1. Булатова, А. И. Актуальные проблемы и анализ отношения населения к сфере жилищно-коммунального хозяйства России / А. И. Булатова // Вестн. УГАЭС. Наука, образование, экономика. Сер.: Экономика. — 2014. — № 1 (7). — С. 89—93.
2. Дурново, Д. В. Прием платежей через платежных агентов / Д. В. Дурново // Жилищ.-коммун. хоз-во: бухгалт. учет и налогообложение. — 2014. — № 11.
3. Ливчак, В. И. Независимый оператор коммерческого учета должен измерять и анализировать //
B. И. Ливчак // Энергосбережение. — 2013. — № 1. — С. 45—53.
4. Ломакина, Э. Л. Оператор коммерческого учета — инструмент контроля энергоэффективности в РФ / Э. Л. Ломакина // Коммун. комплекс России. — 2014. — № 4 (118). — С. 16—18.
5. Осика, Л. К. Операторы коммерческого учета на рынках электроэнергии. Технология и организация деятельности / Л. К. Осика. — М. : ЭНАС, 2007. — 192 с.
6. Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
7. Прокофьев, К. Ю. Обзор состояния рынка жилищно-коммунальных услуг Российской Федерации / К. Ю. Прокофьев // Вестн. Псков. гос. ун-та. Сер.: Экон. и техн. науки. — 2013. — № 3. — С. 38—43.
8. Федеральный закон от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» : ред. от 5 мая 2014 г.
9. Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».
10. Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
11. Хайруллина, В. Г. Системный подход к решению проблем в сфере ЖКХ / В. Г. Хайруллина,
C. М. Шакирова, Р. Р. Зиннуров // Вестн. УГАЭС. Наука, образование, экономика. Сер.: Экономика. — 2014. — № 1 (7). — С. 42—45.
12. Чаадаев, В. К. Коммерческий учет — гарантия защиты от недостоверных результатов измерений / В. К. Чаадаев // Соц. науки. — 2016. — Т. 1, № 1-1 (11). — C. 61—70.
13. Чаадаев, В. К. Методологические подходы к созданию оператора коммерческого учета энергоресурсов / В. К. Чаадаев // Актуал. вопр. соврем. науки. — 2015. — № 3 (7). — С. 99—103.
14. Чаадаев, В. К. Оператор коммерческого учета — организация процессов управления потреблением энергоресурсов / В. К. Чаадаев // Новая наука: опыт, традиции, инновации. — 2016. — № 1-1 (59). — С. 192—194.
15. Чаадаев, В. К. Организационно-экономические условия и возможности реинжиниринга бизнес-процессов / В. К. Чаадаев // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2007. — № 19. — С. 139—146.
16. Чаадаев, В. К. Особенности реинжиниринга бизнес-процессов как метода проведения изменений / В. К. Чаадаев // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2007. — № 10. — С. 149—156.
17. Чаадаев, В. К. Проблемные зоны взаимодействия между участниками рынка коммунальных услуг при отсутствии оператора коммерческого учета / В. К. Чаадаев // Соврем. науч. исслед. и инновации. — 2015. — № 7. — С. 92—96.
18. Чаадаева В. В. Принципы функционирования коммунального сектора экономики как сложного системного объекта / В. В. Чаадаева // Экономика и предпринимательство. — 2015. — № 6-3 (59-3). — С. 190—193.
19. Чаадаева, В. В. Информационные технологии как базовый инструмент устойчивого развития коммунального сектора экономики / В. В. Чаадаева // Соврем. наука: актуал. проблемы теории и практики. Сер.: Экономика и право. — 2015. — № 11—12. — С. 79—81.
20. Чаадаева, В. В. Коммунальный сектор экономики как вид экономической деятельности / В. В. Чаадаева // Экономика и предпринимательство. — 2015. — № 7 (60). — С. 831—835.
21. Чаадаева, В. В. Целевая модель предприятия коммунального сектора экономики: разработка и управление бизнес-процессами / В. В. Чаадаева // Экон. и гуманитар. науки. — 2016. — № 2 (289). — С. 106—113.
22. Об итогах подготовки предприятий жилищно-коммунального хозяйства и субъектов электроэнергетики к работе в зимний период 2015—2016 годов [Электронный ресурс] // Правительство Российской Федерации : сайт. — URL: http://government.ru/news/20834/ (дата обращения: 25.02.2016).
23. Заседание Госсовета по вопросам ЖКХ [Электронный ресурс] // Президент России : сайт. — URL: http://kremlin.ru/events/president/news/18232 (дата обращения: 29.02.2016).
24. Козак: оборот рынка ЖКХ в России составляет 4 трлн рублей [Электронный ресурс] // ТАСС. Информационное агентство России. — URL: http://tass.ru/ekonomika/2312610 (дата обращения: 25.02.2016).
25. Варламов, И. Басаргин сдал «коммуналку» Вексельбергу? [Электронный ресурс] / И. Варламов // Общероссийский народный фронт : сайт. — URL: http://www.moscow-post.com/politics/basargin_sdal_ kommunalku_vekselbergu15088/ (дата обращения: 09.03.2016).
Сведения об авторе
Чаадаева Виктория Витальевна — аспирантка Самарского государственного экономического университета, Самара, Россия. [email protected]
Bulletin of Chelyabinsk State University.
2016. No. 6 (388). Economic Sciences. Iss. 53. Pp. 68—76.
THE MODEL OF PUBLIC SECTOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT
V.V. Chaadaeva
Samara state university of economics. [email protected]
Within the article the new model of sustainable development management of public utilities sector in the conditions of state regulation is proposed. The aim of the model is to optimize the management of customer relationship for the implementation of certain tariff and price policy, in which the achievement of cash collection is expected at the level of 100% while operating costs will be minimized in case of possible changes in legislation. The difference between the proposed model and any existing forms is that the new model allows changing control methods of participants, endowing with additional functions of some of them and introducing of new, such as a commercial account operator and the operator of information resources.
Keywords: model management, utilities, commercial account operator, an operator of information resources, business processes, communication, data exchange.
References
1. Bulatova A.I. Aktual'nye problemy i analiz otnosheniya naseleniya k sfere zhilishchno-kommunal'nogo hozyaystva Rossii [Actual problems and analysis of the relation of the population to the sphere of housing and communal services of Russia]. Vestnik UGAES. Nauka, obrazovaniye, ekonomika. Ekonomika. [Bulletin of Ufa State University of economy and service. Science, education, economy. Series Economy], 2014, no. 1 (7), pp. 89—93. (In Russ.).
2. Durnovo D.V. Priyom platezhey cherez platezhnykh agentov [Acceptance of payments through payment agents]. Zhilishchno-kommunal'noye khozyaystvo: bukhgalterskiy uchyot i nalogooblozheniye [Housing and communal services: accounting and taxation], 2014, no. 11. (In Russ.).
3. Livchak V.I. Nezavisimyy operator kommercheskogo uchyota dolzhen izmeryat' i analizirovat' [The independent operator of the commercial account has to measure and analyse]. Energosberezheniye [Energy saving], 2013, no. 1, pp. 45—53. (In Russ.).
4. Lomakina E.L. Operator kommercheskogo uchyota — instrument kontrolya energoeffektivnosti v RF [Operator of the commercial account is the instrument of control of energy saving in Russian Federation]. Kommunal'nyy kompleks Rossii [Municipal complex of Russia], 2014, no. 4 (118), pp. 16—18. (In Russ.).
5. Osika L.K. Operatory kommercheskogo uchyota na rynkakh elektroenergii. Tekhnologiya i organizatsiya deyatel 'nosti [Operators of the commercial account in the markets of the electric power. Technology and organization of activity]. Moscow, ENAS Publ., 2007. 192 p. (In Russ.).
6. About providing utilities to owners and users of rooms in apartment houses and houses. Resolution of the Government of the Russian Federation, no. 354, 05.06.2011. (In Russ.).
7. Prokofyev K.Y. Obzor sostoyaniya rynka zhilishchno-kommunal'nykh uslug Rossiyskoy Federatsii [Review of the condition of the market of housing-and-municipal services of Russian Federation]. Vestnik Pskovsk-ogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomicheskiye i tekhnicheskiye nauki [Bulletin of Pskov State University. Series: Economic and technical science], 2013, no. 3, pp. 38—43. (In Russ.).
8. About the activities for acceptance of payments of natural persons which are carried out by payment agents. The federal law, no. 103-FZ, 06.03.2009. (In Russ.).
9. About the state information system of housing and communal services. The federal law, no. 209-FZ, 21.07.2014. (In Russ.).
10. About energy saving and about increase of power efficiency and about modification of separate acts of the Russian Federation. The federal law, no. 261-FZ, 23.11.2009. (In Russ.).
11. Khayrullina V.G., Shakirova S.M., Zinnurov R.R. Sistemnyy podkhod k resheniyu problem v sfere ZhKKh [System approach to the solution of problems in housing sector]. Vestnik UGAES. Nauka, obrazovaniye, ekonomika. Ekonomika. [Bulletin of Ufa State University of economy and service. Science, education, economy. Series Economy], 2014, no. 1 (7), pp. 42—45. (In Russ.).
12. Chaadaev V.K. Kommercheskiy uchyot — garantiya zashchity ot nedostovernykh rezul'tatov izmereniy [Commercial account is a guarantee of protection against doubtful results of measurements]. Sotsial'nye nauki [Social sciences], 2016, no. 1-1 (11), pp. 61—70. (In Russ.).
13. Chaadaev V.K. Metodologicheskiye podkhody k sozdaniyu operatora kommercheskogo uchyota energ-oresursov [Methodological approaches to creation of the operator of the commercial accounting of energy resources]. Aktual'nye voprosy sovremennoy nauki [Topical issues of modern science], 2015, no. 3 (7), pp. 99— 103. (In Russ.).
14. Chaadaev V.K. Operator kommercheskogo uchyota — organizatsiya protsessov upravleniya potrebleniy-em energoresursov [Operator of the commercial account is an organization of management processes of energy resources consumption]. Novaya nauka: opyt, traditsii, innovatsii [New science: experience, traditions, innovations], 2016, no. 1-1 (59), pp. 192—194. (In Russ.).
15. Chaadaev V.K. Organizatsionno-ekonomicheskiye usloviya i vozmozhnosti reinzhiniringa biznes-protsessov [Organizational and economic conditions and possibilities of reengineering of business processes]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 2007, no. 19, pp. 139—146. (In Russ.).
16. Chaadaev V.K. Osobennosti reinzhiniringa biznes-protsessov kak metoda provedeniya izmeneniy [Features of reengineering of business processes as method of carrying out changes]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 2007, no. 10, pp. 149—156. (In Russ.).
17. Chaadaev V.K. Problemnye zony vzaimodeystviya mezhdu uchastnikami rynka kommunal'nykh uslug pri otsutstvii operatora kommercheskogo uchyota [Problem zones of interaction between participants of the market of utilities in the absence of the operator of the commercial account]. Sovremennye nauchnye issledo-vaniya i innovatsii [Modern scientific researches and innovations], 2015, no. 7, pp. 92—96. (In Russ.).
18. Chaadaeva V.V. Printsipy funktsionirovaniya kommunal'nogo sektora ekonomiki kak slozhnogo sistem-nogo ob''ekta [Principles of functioning of municipal sector of economy as difficult system object]. Ekonomika ipredprinimatel'stvo [Economy and business], 2015, no. 6-3 (59-3), pp. 190—193. (In Russ.).
19. Chaadaeva V.V. Informatsionnye tekhnologii kak bazovyy instrument ustoychivogo razvitiya kommunal'nogo sektora ekonomiki [Information technologies as basic tool of a sustainable development of municipal sector of economy]. Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Ekonomika i pravo [Modern science: actual problems of the theory and practice. Series: Economy and law], 2015, no. 11-12, pp. 79—81. (In Russ.).
20. Chaadaeva V.V. Kommunal'nyy sektor ekonomiki kak vid ekonomicheskoy deyatel'nosti [Municipal sector of economy as type of economic activity]. Ekonomika i predprinimatel'stvo [Economy and business], 2015, no. 7 (60), pp. 831—835. (In Russ.).
21. Chaadaeva V.V. Tselevaya model' predpriyatiya kommunal'nogo sektora ekonomiki: razrabotka i uprav-leniye biznes-protsessami [Target model of the enterprise of municipal sector of economy: development and management of business processes]. Ekonomicheskiye i gumanitarnye nauki [Economics and humanities], 2016, no. 2 (289), pp. 106—113. (In Russ.).
22. http://government.ru/news/20834, accessed 25.02.2016 (In Russ.).
23. http://kremlin.ru/events/president/news/18232, accessed 29.02.2016 (In Russ.).
24. http://tass.ru/ekonomika/2312610, accessed 25.02.2016 (In Russ.).
25. http://www.moscow-post.com/politics/basargin_sdal_kommunalku_vekselbergu15088/, accessed 09.03.2016 (In Russ.).