Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РЫНКА ЖКХ И ВОЗМОЖНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ'

АНАЛИЗ РЫНКА ЖКХ И ВОЗМОЖНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

197
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SWOT-АНАЛИЗ ЖКХ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРИБОРЫ УЧЕТЫ / ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / СУЩНОСТЬ ЖКУ / АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Желнинский В.А., Микуляк И.Р., Солтыс Е.П.

В настоящее время сфера жилищно-коммунального хозяйства в России сталкивается с рядом проблем, которые приводят к росту стоимости ЖКУ. Увеличение расходов на обслуживание ЖКХ сказывается не только на потребителей, но и на государстве, поскольку растёт количество малоимущих семей, которым положены по закону льготы и субсидии. Современные информационные технологии способны оптимизировать процессы внутри сфер, за счёт облегчения контроля потребления ресурсов и оптимизации общения между потребителем и поставщиком услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Желнинский В.А., Микуляк И.Р., Солтыс Е.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE HOUSING AND COMMUNAL SERVICES MARKET AND THE POSSIBILITIES OF IMPLEMENTING INFORMATION TECHNOLOGIES ON THE EXAMPLE OF THE SVERDLOVSK REGION

Nowadays, the housing and utilities infrastructure sector in Russia is facing a number of problems that leading increase of its cost. The increase in spending on housing and communal services affects not only on consumers, but also on the goverment, as the number of poor families who are entitled to benefits and subsidies by law is growing. Modern information technologies are able to optimize processes within the spheres, by facilitating the control of resource consumption and optimizing communication between the consumer and the service provider.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РЫНКА ЖКХ И ВОЗМОЖНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Анализ рынка ЖКХ и возможности внедрения

информационных технологий

на примере Свердловской области_

Желнинский Владимир Александрович

старший преподаватель, без степени, кафедра ЖКК, НИУ МГСУ zhelninskiyva@mgsu.ru

Микуляк Иван Романович

студент, НИУ МГСУ mikulyak.ivan.02@gmail.com

Солтыс Евгений Павлович

студент, РТУ МИИТ soltys98@internet.ru

В настоящее время сфера жилищно-коммунального хозяйства в России сталкивается с рядом проблем, которые приводят к росту стоимости ЖКУ. Увеличение расходов на обслуживание ЖКХ сказывается не только на потребителей, но и на государстве, поскольку растёт количество малоимущих семей, которым положены по закону льготы и субсидии. Современные информационные технологии способны оптимизировать процессы внутри сфер, за счёт облегчения контроля потребления ресурсов и оптимизации общения между потребителем и поставщиком услуг.

Ключевые слова: SWOT-анализ ЖКХ, информационные технологии, эффективность, приборы учеты, единое информационное пространство, сущность ЖКУ, анализ.

Введение

Жилищно-коммунальное хозяйство является набором отраслей в экономической сфере, который обеспечивает беспрепятственное и налаженное функционирование зданий, сооружений, прочих объектов. За счет оказываемых населению жилищно-коммунальных услуг обеспечивается комфортное проживание их потребителей. В качестве оных выступают собственники помещений многоквартирных домов, домовладений, а также лица, пользующиеся этими помещениями на ином законном основании (арендаторы).

Услуги ЖКХ оказываются в многоквартирных домах любого поселения - поселка городского и рабочего типа, провинциального города, районного (областного) центра, столицы.

Актуальность темы заключается в необходимости развития рынка ЖКХ услуг в России для качественного удовлетворения спроса всего населения страны.

Предмет работы - рынок ЖКХ.

Цель работы - проанализировать сущность ЖКХ услуг и их современное состояние в Свердловской области для масштабирования на Российскую Федерацию.

В связи с этой целью ставятся задачи:

- раскрыть сущность ЖКХ услуг,

- выявить факторы, влияющие на рынок ЖКХ,

- выделить одну острую проблему ЖКХ,

- привести пример возможного решения.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.

Для раскрытия темы были использованы нормативно-правовые акты в области регулирования жилищно-коммунального хозяйства России, данные государственной статистики, Ресурсы Интернет.

Сущность услуг ЖКХ

Жилищно-коммунальными услугами называют сочетание разных типов деятельности, общей целью которых является ресурсоснабжение жилых домов, обеспечение функциональности и исправности их технических составляющих и разрешение прочих вопросов, связанных с удобным проживанием [6, с.8].

Коммунальными именуются те услуги, которые нельзя предоставить без участия монопольных организаций, которые обеспечивают жилище энергетическими и природными ресурсами. Оплата их подлежит тарифному регулированию. При этом выплата за предоставленные услуги может производиться как подушно, так и согласно установленным законом нормативам либо исходя из показаний специальных приборов учета [6, с.10].

Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, законодательно утвержденные российским Правительством, в частности п.3, относят к видам коммунальных услуг горячее и холодное водоснабжение, водоотвод, поставку газа и электричества, услуги отопления. Прочие услуги, как вывоз мусора, ремонт и содержание общего имущества, уборка прилежащей территории, относятся к услугам жилищным [2].

За оказание коммунальных услуг ответственны специализированные объединения, коими могут выступать управляющие компании, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные или жилищные кооперативы и непосредственные поставщики ресурсов[4, с.87].

Основными видами услуг ЖКХ являются подача электроэнергии, горячей и холодной воды, отопления. К основным видам также относятся вывоз мусора и канализация [4, с.92].

Ключевая задача жилищно-коммунального хозяйства - формирование комфортных условий для благоприятной жизнедеятельности человека, обеспечение его теплом, светом, водой, чистотой.

Факторы, влияющие на рынок ЖКХ

Предоставление качественных услуг ЖКХ связано со следующими тенденциями развития рынка ЖКХ:

- использование экономических методов стимулирования предоставления качественных услуг ЖКХ;

- реформирование в сфере ЖКХ, которое направлено на формирование дифференцированных систем оплат ЖКУ;

- совершенствование механизма сборов и расчетов по услугам ЖКХ;

- уменьшение задолженности в жилищно-коммунальной сфере;

- контроль органами власти вопросов ценового регулирования монополий на рынке;

- увеличение сфер энергосбережения и ресурсосбережения;

- формирование единых стандартов в стоимости и качестве оказания услуг ЖКХ.

Анализ проблем рынка ЖКХ

Одним из инструментов оценки факторов, влияющих на рынок ЖКХ, является SWOT-анализ. Название анализа под названием SWOT состоит из нескольких значений. В данном случае S является «силой» (Strenght), W - «слабостью» (Weakness), O - «возможностью» (Opportunities) и T - «проблемой» (Troubles).

Его применили в Свердловской области в 2019 году. В стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области до 2035 года при помощи SWOT анализируют стратегический потенциал области и внешней среды, что позволило выделить главные стратегические цели развития сферы ЖКХ в регионе.

Из SWOT-анализ жилищно-коммунального комплекса Свердловской области рассматривается слабая сторона сферы ЖКХ региона - задолженность по платежам за ЖКУ со стороны населения и других потребителей услуг [38].

Вопросы формирования тарифов ЖКХ регулирует Федеральное законодательство. Согласно закону о ЖКХ нормативы потребления коммунальных услуг, как и их тарификация, осуществляются органами государственной власти. Тарифы ЖКХ по областям устанавливаются муниципалитетами в регионах.

В Свердловской области в 2021 году тарифы выросли в среднем на 5,2% [7, с. 32].

Статистика ЖКХ показывает, что падение доходов населения, в том числе привело к увеличению задолженности перед жилищно-коммунальным сектором. В 2021 году сумма в Свердловской области достигла 12 млрд. руб. Из них около72%- долги населения [8].

Задолженности за ЖКУ возможны у незащищенных слоёв населения, которые не имеют средств к оплате ЖКУ. Государство уже помогает незащищенным слоям населения льготами и субсидиями. Однако, с нынешними темпами роста стоимости ЖКУ, в скором времени расходы на поддержку населения резко возрастут. Внедрение таких систем, как автоматизированные информационно-измерительные системы учета энергоресурсов, различных центров информирования потребителей, расчетно-сервисные системы, информационные порталы позволят оптимизировать процесс оплаты задолженностей за ЖКУ и снизят стоимость ЖКУ за счёт автоматизации.

Оптимальным решением может послужить внедрение единой цифровой площадки на базе системы "Госуслуги", где собраны практически все данные об определенном человеке (например, входит ли он в льготную категорию или нет), уже предоставляется возможность оплаты ЖКУ, однако, отсутствуют оповещения о задолженности по ним. Подобная площадка позволит решить проблему приказного судопроизводства, когда судье не хватает выделенного времени для проверки достоверности данных о месте жительства, дате рождения, и состояния задолженности у должника [10].

Заключение

Жилищно-коммунальными услугами называют сочетание разных типов деятельности, общей целью которых является ресурсоснабжение жилых домов, обеспечение функциональности и исправности их технических составляющих и разрешение прочих вопросов, связанных с удобным проживанием.

Главная особенность системы - это социальная значимость отрасли жизнеобеспечения. Важно, чтобы оплата за услуги ЖКУ происходила в полном объёме, для проведения более эффективных закупок материалов и ремонта инфраструктуры.

Таким образом, потенциальному решению одной из проблем сферы ЖКХ возможна благодаря цифровизации. В перспективе контроль за использованием ресурсов возможен без участия человека: все данные будут передаваться непосредственно в единую информационную систему, где далее будет происходить процесс расчета и оптимизации ресурсов.

Литература

1. Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2025 года

2. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 23.02.2019) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов")// Консультант-Плюс

3. Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области до 2035 года

4. Д.С. Гребеннюк, Жилищно-коммунальные услуги и пути совершенствования системы управления// Экономика. - 2018. - №5. - с.9-14

5. О.П. Аринцева, Конкуренция на рынке услуг ЖКХ. - М.: Проспект, 2016. - 120 с.

6. А.А. Грудцынина, Анализ формирования тарифов в жилищно-коммунальной сфере. URL: http://sisupr.mrsu.ru/2013-4/PDF/grudcyna_a_a_1_.pdf

7. Индекс потребительских цен по Свердловской области, июль 2022 года.

8. Задолженность свердловчан за коммунальные услуги превышает 12 млрд руб.

9. URL: https://www.interfax-russia.ru/ural/news/zadolzhennost-sverdlovchan-za-kommunalnye-uslugi-prevyshaet-12-mlrd-rub

10. Основные проблемы в ЖКХ России.

11. URL: http://zhivemvrossii.com/kvartira/zhkh/problemi.html

12.А.М. Ильенко, Э.В. Малиненко, Оптимизация процесса взыскания долгов по ЖКХ// Вопросы студенческой науки - 2022 - №4(68).

13. И.А. Якименко, И.Ю. Козин, Е.В. Медведев, внедрение информационных технологий в деятельность предприятий ЖКХ// Инновационные технологии развития сферы ЖКХ - 2015 - №1(11);

14. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/optimizatsiya-protsessa-vzyskaniyadolgov-po-zhkh

Analysis of the housing and communal services market and the possibilities of implementing information technologies

on the example of the Sverdlovsk region. Zhelninsky V.A., Mikulyak I.R., Soltys E.P.

NRU MGSU

Nowadays, the housing and utilities infrastructure sector in Russia is facing a number of problems that leading increase of its cost. The increase in spending on housing and communal services affects not only on consumers, but also on the goverment, as the number of poor families who are entitled to benefits and subsidies by law is growing. Modern information technologies are able to optimize processes within the spheres, by facilitating the control of resource consumption and optimizing communication between the consumer and the service provider. Keywords: SWOT analysis of housing and utilities infrastructure, information technologies, efficiency, metering devices, unified information space, the essence of housing and utilities services, analysis.

References

1. Strategy for the development of housing and communal services in the Russian Federation for the period up to 2025

2. Decree of the Government of the Russian Federation of 05/06/2011 N 354 (as amended on 02/23/2019) "On the provision of

utility services to owners and users of premises in apartment buildings and residential buildings" (together with the "Rules for the provision of utility services to owners and users of premises in apartment buildings and residential buildings")// Consultant-Plus

3. Strategy for the development of housing and communal services of the Sverdlovsk region until 2035

4. D.S. Grebennyuk, Housing and communal services and ways to improve the management system// Economics. - 2018. - No. 5.

5. O.P. Arintseva, Competition in the housing and communal services market. - M.: Prospekt, 2016. - 120 p.

6. A.A. Grudtsynina, Analysis of the formation of tariffs in the housing and communal sector. URL: http://sisupr.mrsu.ru/2013-

4/PDF/grudcyna_a_a_1_.pdf

7. Consumer price index for the Sverdlovsk region, July 2022.

8. The debt of Sverdlovsk residents for utilities exceeds 12 billion rubles.

URL: https://www.interfax-russia.ru/ural/news/zadolzhennost-sverdlovchan-za-kommunalnye-uslugi-prevyshaet-12-mlrd-rub

9. The main problems in the housing and communal services of Russia. URL: http://zhivemvrossii.com/kvartira/zhkh/problemi.html

10. A.M. Ilyenko, E.V. Malinenko, Optimization of the debt collection process for housing and communal services// Questions of student science - 2022 - No. 4 (68).

11. I.A. Yakimenko, I.Yu. Kozin, E.V. Medvedev, introduction of information technologies in the activities of housing and communal services

enterprises// Innovative technologies for the development of the housing and communal services sector - 2015 - No. 1 (11); URL: https://cyberleninka.ru/article/n/optimizatsiya-protsessa-vzyskaniya-dolgov-po-zhkh

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.