ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА
СФЕРА УСЛУг В экономических системах: политэкономический подход
М.М. Хайкин,
зав. кафедрой экономической теории, Санкт-Петербургского горного университета,
доктор экономических наук, профессор [email protected]
В статье анализируются роль и место сферы услуг в процессах трансформации экономических систем. Особый акцент делается на развитии человеческого капитала общества как условия качественного изменения в социально-экономических системах. Автором рассматривается системообразующая роль сферы услуг в хозяйственной жизни на уровне государства, предприятий, домохозяйств.
Ключевые слова: экономическая система, экономическая школа, сфера услуг, человеческий капитал, сервизация хозяйственной системы
УДК 330.342.146 ББК 65.01
современная экономика — это совокупность функционирующих экономических систем различного вида и уровня, тем или иным образом взаимосвязанных, взаимодействующих друг с другом.
в макроэкономическом разрезе традиционно под экономической системой обычно понимают «исторически возникшую или законодательно установленную, действующую в стране совокупность принципов, правил, норм, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта» [1]. из этого определения следует два заключения. во-первых, любая экономическая система того или иного вида и рода представляет собой совокупность взаимозависимых экономических элементов, которые образуют определенную в обществе целостность, экономическую структуру. во-вторых, экономическая система всегда функционирует в рамках отношений, складывающихся в производстве, распределении, обмене и потреблении каких-либо экономических благ — как материальных, так и нематериальных.
экономические системы функционируют в экономической среде и, главным образом, в ее основной структурной составляющей — сфере услуг. Услуга имеет разные формы проявления, которым соответствуют и различные определения и формы их интерпретации. Услуга часто рассматривается, с одной стороны, с позиции процессного подхода, особенно в менеджменте и в маркетинге. с другой — в экономической деятельности субъектов хозяйствования как вид экономического блага — в качестве ресурса и в качестве результата трудовой деятельности в нематериально-вещественной форме. в свою очередь этот результат может быть конечным — потребляемым конечным пользователем, и промежуточным — используемым как промежуточный продукт, а также ресурс, необходимый для дальнейшего использования в производственном процессе [2].
в любой экономической системе ключевую, основополагающую роль играют производственные отношения между экономическими агентами по поводу производства, распределения, обмена и потребления. во всех экономических системах производство требует использования экономических ресурсов в форме услуг, а результаты хозяйственной деятель-
ности потребляются в форме произведенных услуг в качестве конечной продукции.
экономические системы отличаются друг от друга экономическими связями между субъектами хозяйственной деятельности, которые определяются рядом элементов — отношениями к собственности, хозяйственным механизмом, социально-экономическими отношениями, организационно-правовыми формами хозяйствования, системой стимулов и мотиваций экономических агентов. связи между экономическими агентами приобретают форму тех или иных материальных и нематериальных услуг.
в экономической науке существует множество определений понятия «услуга». в экономической деятельности, в отличие от управленческой, «услуга» — это вид продукции и поэтому является не процессом, а результатом трудовой деятельности, который создан в нематериально-вещественной форме. это объясняет и то, что финансово-экономическая оценка услуги есть оценка не процесса ее производства-потребления, а оценка результата деятельности соответствующих субъектов, производящих и потребляющих услуги.
Услуга может являться общественным и частным благом, выступать экономическим ресурсом и результатом деятельности, быть самостоятельным продуктом и выступать его составной неразрывной частью, стимулировать и сдерживать производство и потребление чего-либо, быть объектом и субъектом управления социально-экономическими системами и процессами, быть коммерческой и некоммерческой.
провести финансово-экономическую оценку услуги, как результата деятельности субъекта, нередко является весьма непростой задачей. во-первых, процесс оказания услуг нередко предшествует их финансово-экономической оценке. во-вторых, тесная технологическая взаимосвязь структурных элементов воспроизводства продукта в материально-вещественной форме, включающего услуги в качестве составных частей осложняет или делает невозможной эту оценку.
Услуги играют качественно разную роль в формировании макроэкономических показателей национальных экономик. это объясняется тем, что услуга может выступать самостоятельным ресурсом и продуктом и поэтому быть способной учитываться экономической статистикой, а может и не быть
28
© ПСЭ, 2017
таковыми — выполнять обеспечивающую роль в процессе потребления основных факторов производства или создания и поставки какого-либо продукта потребителю. Таким образом, организованный учет услуг не является абсолютно сплошным и всеобъемлющим. Это означает, что, выступая в одних хозяйственных процессах объектом, а в других — субъектом управления, услуги «растворяются», частично попадая в «теневую» экономику. Этот факт объективен и закономерен — услуги далеко не всегда абсолютно самостоятельны по отношению к другим элементам социально-экономических процессов и, как следствие, имеют независимую субстанцию. В последнем случае их нельзя исследовать в отрыве от основного ресурса или продукта.
Понятие же «экономическая система» определяется в зависимости от того, представителями какой экономической школы оно дается. Общеизвестно, что в соответствии с неоклассической экономической теорией основная проблема экономики — редкость ресурсов с позиции индивида как потребителя, а основными элементами экономической системы выступают домохозяйства, предприятия, государство. В целях рассмотрения роли и места сферы услуг в трехуровневой схеме «социально-экономическая система — сфера услуг — индивид» человек и сфера услуг искусственно выделены в качестве первого и второго уровня, по существу являющиеся элементами социально-экономической системы. Они взаимодействуют между собой, а также с другими элементами системы.
Механизм взаимопроникновения внешней среды и жизнедеятельности индивида посредством сферы услуг реализуется системой, охватывающей шесть видов взаимодействий.
1. Формирование типа поведения индивида. Под влиянием внутренних и внешних факторов становления и развития личности у индивида формируется конкретный тип поведения, характерный для него и имеющий определенные особенности. В сущности, эти факторы являются поведенческими предпосылками человека. Данная область исследований предметно находится в сферах психологии, социологии, права, политологии и т.д. — вне экономической науки. Однако, с позиции институциональной экономической теории вопросы, связанные с формированием и развитием поведения индивида, включаются в поле исследований ученых-экономистов. Многочисленные публикации зарубежных и российских ученых — представителей институционального и неоинституционального направлений экономической науки являются этому подтверждением. В частности, в последние годы получило развитие новое направление в экономике — поведенческая экономика. Она изучает влияние социальных, когнитивных, эмоциональных факторов на принятие экономических решений отдельными субъектами хозяйствования — физическими лицами, предприятиями и учреждениями во взаимосвязи с последствиями этого влияния на экономические индикаторы и показатели [3].
2. Формирование сферы услуг в рамках поведения индивида. Поведение человека обусловливает содержание и характер его взаимосвязей с внешней средой. Взаимосвязи в качестве социально-экономических взаимодействий с субъектами внешнего окружения практически реализуются в форме услуг. При этом услуги могут поставляться-потребляться в формальной и неформальной экономике, на рыночной и внерыночной основе. В соответствии с концепцией развития человека каждый вид услуги занимает особое место в развитии человека и роста качества жизни [4].
3. Влияние сферы услуг на социально-экономическую систему. Количественные и качественные характеристики услуг, посредством которых совершаются взаимодействия человека с внешним окружением: объемы и частота поставки-потребления; содержание, формы и способы предоставления и др. — оказывают непосредственное и (или) косвенное влияние на «модель» социально-экономического пространства — формы сосуществования субъектов социально-экономических систем разных типов, характер специализации и конкуренции, координации и интеграции, автономизации.
Рассмотренные связи в рамках трехуровневой схемы анализа не являются исчерпывающими. Они лишь отражают дви-
жение направления воздействия «снизу вверх», т.е. от индивида к системе и отражают надстроечные влияния на содержание экономического базиса. В действительности существуют воздействия на элементы системы в противоположном направлении — в направлении «сверху вниз» и отражающие роль экономического базиса на содержание надстроечных отношений: влияния социально-экономической системы на сферу услуг, сферы услуг на человека и социально-экономической системы на человека.
4. Влияние социально-экономической системы на сферу услуг. В настоящее время накоплен солидный научный потенциал в области исследования процессов сервизации социально-экономических систем. Он свидетельствует о том, что условия развития экономики, находящейся на постиндустриальной стадии, являются глубинными причинами ускорения темпов роста сферы услуг. «Модель» экономики определяет содержание и особенности процессов сервизации, масштабы сферы услуг, ее количественные и качественные характеристики. Тип социально-экономической системы «задает определенные правила игры» его субъектам. Он регламентирует масштабы сферы услуг и определяет ее место и роль в экономике.
5. Влияние сферы услуг на человека. Оно непосредственно связано с производством, сохранением и накоплением человеческого капитала. Существуют весьма сложные группировка и виды услуг, участвующие в процессах развития человека [5]. Эффективность участия сферы услуг в этих процессах во многом зависит как от самого индивида, так и от содержания самих услуг, ему предоставляемых, их количественных и качественных характеристик.
6. Влияние социально-экономической системы на человека. Непосредственное влияние на человека оказывает сфера услуг, косвенное же влияние оказывает то внешнее окружение, в котором он находится. Внешнее окружение индивида — это совокупность социально-экономических систем разного вида и рода: семья и домохозяйство; социум в конкретных формах проявления, зависящих от характера и особенностей жизнедеятельности человека; существующая экономическая система, институциональная среда. Внешнее окружение, как правило, влияет на индивида, его внутренний мир и, как следствие, активно участвует в формировании мировоззрения, системы ценностей, жизненных целевых установок. А это, в свою очередь, оказывает косвенное воздействие на взаимопроникновение сферы услуг и человека.
Процессы формирования человеческого капитала, его накопления и использования всегда основаны на взаимодействиях индивида с субъектами внешнего окружения. Социально-экономическая природа, сущность сферы услуг в развитии человеческого капитала состоит в том, что в самом широком, комплексном понимании она рассматривается в качестве «особого посредника» (механизма), тем или иным способом связывающего индивида с субъектами экономического пространства.
В соответствии с институциональной экономической теорией в исследовании экономических систем проводится попытка разделить организации и институты [6]. Представители неоинституциональной экономической теории особенности экономических систем обосновывают особыми механизмами координации экономических агентов, в которых формируются и реализуются системы прав собственности и контрактов, а также трансакционные издержки [7].
Весьма значительна роль сферы услуг в процессах развития человеческого капитала. Сектор услуг функционирует на всех уровнях управления экономикой. Он оказывает непосредственное и опосредованное влияние на экономические системы и, в частности, на развитие индивидуального и совокупного человеческого капитала.
В рамках функционирования и трансформации социально-экономических систем и, в частности, особого их элемента — сектора домохозяйств особое место и роль принадлежит сфере услуг.
Во всех типах экономических систем взаимодействие экономических агентов в сфере услуг происходит благодаря услугам и посредством услуг.
На базе собственности домохозяйства функционируют формальные и неформальные экономические институты, которые принимают активное участие в развитии человеческого капитала. Многие формы взаимодействия, участниками которого являются домохозяйства, формируются и развиваются на основе собственности домохозяйства. велика роль фактора собственности и в принятии решений во внутренней среде домохозяйства.
Достоверная информация о собственности домохозяйства выступает в его внешней среде особым информационным ресурсом, который используется в качестве средства труда. Субъекты внешней среды домохозяйства используют подобную информацию в процессе принятия определенных решений. в таблице 1 отражена далеко не исчерпывающая классификация субъектов внешнего окружения домохозяйства и области принимаемых ими решений. Из нее видно, что области принимаемых решений во внешней среде домохозяйства весьма обширны. «Привлекательность» домохозяйства: инвестиционная, социальная, партнерская и т.п. — факторы, определяющие характер функционирования домохозяйства в его взаимодействии с внешним окружением.
в рамках сектора домохозяйств особое значение имеют социальные взаимодействия, по сути, являющиеся специфическими социальными услугами. Эти взаимодействия характеризуются: преобладанием неформальных отношений, содержание которых трудно идентифицируется и оценивается специфическими методами; абсолютным исключением коммерческих отношений или незначительной их ролью в реализации целей участников взаимодействий; наличием признаков особой экономики внутри сектора домохозяйств: личностной природой формирования и развития социальных взаимодействий домохозяйства и его членов; нерыночной природой преобладающей доли социальных взаимодействий домохозяйств и индивидов друг с другом; распространением на многие домохозяйства всех признаков нерационального потребительского поведения; преобладанием роли статуса семьи и ее отдельных членов, принадлежности домохозяйства к определенной социальной общности, влиянием ближайшего окружения родственников, этнокультурных, исторических, других факторов внеэкономического характера.
Таблица 1
Области принимаемых решений во внешней среде домохозяйства
Виды субъектов внешней среды домохозяйства Области принимаемых решений
Государство Налоги, социальное обеспечение, кредитование, инвестирование
Поставщики продукции (в том числе услуг) Степень льготности и ужесточения условий поставки, принятие решения в области заключения договора о выполнении комплексной нестандартизированной услуги или отказа от данного решения, формирование особой политики в области работы с постоянным клиентом и др.
Некоммерческие организации Определение «своего» клиента, партнера, участника проекта и т.д.
Домохозяйства Социальные контакты различного вида и рода, социальные сети, реализация функции социализации и др.
Субъекты других государств выявление социального статуса домохозяйства для принятия решений по широкому кругу вопросов (трудоустройство, благотворительность, участие в совместных проектах, экспорт-импорт социальных услуг и т.п.)
ных отношениях и сложившейся у соответствующих индивидов системе человеческих ценностей. Социально-экономические аспекты такого взаимодействия домохозяйства с внешней средой находятся в рамках теневой экономики и поэтому формы и механизмы этих взаимодействий не являются абсолютно «прозрачными» и, как следствие, непосредственно управляемыми.
Деятельность домохозяйств в кардинально трансформируемом институциональном пространстве постоянно адаптируется к изменению социально-экономических условий. Эти формы адаптации различны. Они носят регрессивный и прогрессивный характер с присущими им различным содержанием и сочетанием внутренних составляющих и определяются множеством факторов.
Роль и место домохозяйства в экономической системе как социально-экономического института постоянно меняются в условиях трансформации формальных и неформальных институтов в России (табл. 2).
во взаимосвязи с характером и особенностями трансформационного процесса в институциональной среде вызывает особый интерес поведение трех социальных групп домохозяйств: среднего класса, «формальных строителей и регуляторов» институциональных изменений и прочего населения. Различные социальные слои общества играют свою особую роль в трансформационных процессах развития социально-экономических систем. Наличие «гремучей смеси» в системе общественных интересов, сложность состава и структуры этих интересов осложняют процедуру общественного выбора, точную оценку варианта сценария развития событий в будущем в институциональном пространстве, направление социально-экономического развития страны и регионов.
Таблица 2
Влияние трансформационных процессов институциональной среды на экономическую деятельность домохозяйства
Трансформационные процессы в экономической системе Закономерности в изменении места и роли домохозяйства в экономике Негативные тенденции в национальной экономике
Развитие продуктовых рынков (товаров и услуг), финансового рынка, рынка труда, международного рынка и др. Рационализация процесса принятия решений в условиях выбора Усиление «защитных» функций домохозяйства — выживания и адаптации в условиях низкого качества жизни
Усиление «защитной» роли государства в области частной собственности и предпринимательства Самостоятельность домохозяйства в управлении собственными доходами и ресурсами Снижение функции максимизации полезности в условиях низких значений показателей доходности домохозяйства
Перенос цент ра ответственности за судьбу индивида от государства в сторону домохозяйства Усиление роли функций домохозяйства в воспроизводстве человеческого капитала Отрицательные реалии российской мен-тальности на уровне домохозяйств (в области морали, образования, здоровья)
Домохозяйства как самостоятельные партнеры вступают в особые формальные отношения с субъектами внешнего окружения разного вида и рода: государством, организациями, физическими лицами. Эти отношения, как правило, носят финансово-правовой и (или) непосредственно правовой характер. Существуют и неформальные отношения домохозяйств с элементами его внешнего окружения. Они основаны на межличност-
Марксистской политической экономии присущ диалектический историзм. в рамках марксизма трансформация экономических систем рассматривается под углом действующей системы противоречий в качестве основы объективного движения экономики в сторону изменения способов производства [8]. Но и марксизм социально-экономический прогресс признает результатом научно-технических достижений, которые первично формируются в нереальном секторе экономики — в сфере соответствующих услуг и далее реализуются, в значительной мере, в материальном производстве.
Экономическая теория постиндустриального общества, базируясь на теории технологических укладов, сфере нематериального производства отводит особую роль. Сфера услуг в экономических системах рассматривается в качестве основной их структурной составляющей. Поскольку для постиндустриального общества — информационного общества, общества
знании, инновации и т.д. творческая деятельность выступает «тяжелой артиллерией» его развития, то уровню развития совокупного человеческого капитала и эффективности его использования следует уделять особое внимание.
В информационной экономике производство услуги и ее потребление могут не совпадать во времени. Процессы сервизации экономики начинают функционировать не только в реальном времени, но и виртуальным образом на дистанционной основе. Известное свойство услуги «неразрывность производства и потребления» деформируется и становится неабсолютным свойством, характерным для услуг вообще.
Сфера услуг выполняет координационную роль, связывая элементы экономической системы друг с другом. В экономической системе того или иного типа и уровня она играет системообразующую роль, осуществляя движение экономической системы в направлении ее развития. Последние заключения дают основания для определения одной из важнейших характеристик экономической системы — ее сервизации, которая характерна для любого типа современного общества и любой экономики независимо от национальных особенностей [9].
Сфера услуг выступает центральным звеном в решении проблемы общественного выбора, смягчения и преодоления глобальных экономических проблем, определения (с точки зрения социально-экономического развития) оптимальных соотношений плана и рынка, достижения целей роста качества жизни. В то же время с началом рыночных реформ в России
абсолютизация роли сферы нематериального производства в условиях постиндустриальной экономики сыграла «злую шутку». Это создало благоприятную почву для обоснования целесообразности сокращения и уничтожения реального сектора в национальной экономике в конце прошлого — начале нынешнего столетий [10].
Развитие экономических систем всегда имело и будет иметь материальную основу. Материальное производство есть экономический базис развития хозяйственной организации общества. Сфера же услуг при этом выполняет интеллектуальную и организационно-координирующую роль [11].
В условиях современной рыночной экономики смешанного типа, в том числе характерной и для России, государство должно эффективно регулировать хозяйство. От этого во многом зависит эффективность существующей в стране модели экономики. Следует особо подчеркнуть, что процессы государственного регулирования экономики протекают в сфере услуг и посредством соответствующих услуг. Более того, основные черты смешанной рыночной экономической системы: усиление межсекторальных, межотраслевых, межрегиональных связей, сохранение роли государства в социальной сфере, ускоренное развитие производственной и социальной инфраструктуры, гуманизация экономики, рост инвестиций в человеческий капитал, развитие креативности в трудовой деятельности, процессов информатизации и т.д. проявляются в сфере услуг и благодаря соответствующим услугам.
Литература
1. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003. — 895 с.
2. Хайкин М.М. К вопросу о развитии сферы услуг в современной системе экономических отношений // Европейский журнал социальных наук. — 2014. — № 2(41). — Т. 1. — С. 475-482.
3. Канеман Д. Думай медленно... решай быстро. — М.: АСТ, 2013. — 625 с.; Бернстайн Питер Фундаментальные идеи финансового мира. Эволюция = Capital Ideas Evolving. — М.: «Альпина Паблишер», 2009. — 256 с.
4. Бушуев В.В., Голубев B.C., Коробейников А.А., Селюков Ю.Г. Человеческий капитал для социогуманитарного развития. — М.: «ИАЦ Энергия», 2008. — 96 с.
5. Хайкин М.М. Сервисный капитал. Германия: Изд-во LAP LAMBERT Academic Pablishing, 2011. — 402 с.
6. Нуреев Р.М. Очерки по истории институционализма. — Ростов н/Д: Изд-во «Содействие — XXI век»; Гуманитарные перспективы, 2010. — 415 с.
7. Коуз Р. Фирма, рынок и право: сб. статей / Пер. с англ. Б. Пинскера; науч. ред. Р. Капелюшников. — М.: Новое издательство, 2007. — 224 с.
8. Маркс К. Письмо И. Вейдемейеру от 5 марта 1852 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 28. — С. 424-427.
9. Хайкин М.М. Сервизация экономических систем как условие и фактор развития инновационной экономики России // Инновационная экономика и промышленная политика региона (ЭК0ПР0М-2012): труды межд. научн.-практ. конф. 24 сент. — 3 окт 2012 / Под ред. А.В. Бабкина. — СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2012. — С. 114-117.
10. Хайкин М.М., Крутик А.Б. Государство и бизнес в развитии экономической системы России. — СПб.: Астерион, 2014. — 220 с.
11. Хайкин М.М. Экспортно-сырьевая модель национальной экономики как основа новой промышленной политики России // Государственное регулирование экономики: политико-экономические аспекты: сб. научн. трудов 2-й межд. научн.-практ. конф. — М.: ГУУ, 2015. — С. 35-41.
характер и роль труда в сфере услуг
А.Г. Гаджиева,
соискатель кафедры политической экономии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
В статье рассматривается изменение характера и роли труда в сфере услуг в экономической мысли XVIII — нач. XXI вв. Проводится анализ основных тенденций занятости в секторе услуг, обосновывается необходимость развития человеческого капитала и знания, ставшего основным фактором экономического роста в современной экономике. Анализируется состояние и перспективы рынка труда в результате ускорения технологического развития и роботизации, исследуется проблематика неравенства доходов между низкоквалифицированными и высококвалифицированными работниками. Предлагается оптимальный подход для достижения экономического прогресса без ущерба для занятости в долгосрочной перспективе.
Ключевые слова: сфера услуг, характер и роль труда, занятость в сфере услуг, человеческий капитал, образование, экономическое неравенство, роботизация, технологическое развитие.
УДК 331.5.024.5 ББК 65.012.22
Введение. Внедрение новых технологий в результате НТР необходимость осуществления квалифицированного техниче-
50-60-х гг. XX в. способствовало применению на производстве ского обслуживания новой техники во внутренних или внешних
новейшего оборудования и техники, вследствие чего возникла сервисных службах. Усложнение всех бизнес-процессов на