УДК 005.21 DOI 10.12737/24700
Получено 20.12.2016 Одобрено 19.01.2017 Опубликовано 22.03.2017
Хайкин М.М.
д-р экон. наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский горный университет», Санкт-Петербург
e-mail: [email protected]
Проблемы управления хозяйственной деятельностью домохозяйства
Аннотация
В статье исследованы основные составляющие хозяйственной деятельности домохозяйства - правовая; управленческая; производственная; маркетинговая; коммерческая; финансовая; инфраструктурная виды деятельности. Особый акцент сделан на роль современных процессов трансформации институциональной среды в содержании и характере принимаемых решений в секторе домохо-зяйств.
Ключевые слова:
хозяйственная деятельность домохозяйства, институциональная среда, инвестирование человека, информационное общество, качество жизни.
Khaykin M.M.
Doctor of Economic Sciences, Professor, Head of the Department of Economic Theory, Saint Petersburg Mining University, Saint Petersburg
e-mail: [email protected]
Problems of Economic Activity Management of Household
Abstract
The article considers the basic constituents of economic activity of household: legal; administrative; production; marketing; commercial; financial; infrastructural types of activity. The special attention is paid to the role of modern processes of transformation of institutional environment in maintenance and character of made decision in the sector of household.
Keywords:
economic activity of household, institutional environment, investing of man, information society, quality of life.
Домохозяйство — организация особого рода. Оно выступает одновременно и объектом и субъектом управления. Предмет управления домохозяйством — его хозяйственная деятельность во всех ее формах проявления.
Для обеспечения эффективного менеджмента домохозяйства, превращения его в эффективный механизм координации деятельности каждого его члена важно создание единого информационного пространства, соблюдение принципа гласности и открытости информации о вырабатываемых частных целях и задачах, их значении, а также средствах и направлениях достижения.
Во всех случаях выбор цели (главной или частной) — это действие, направленное на определение будущего состояния домохозяйства или его членов с учетом воздействия факторов возможного, невозможного и необходимого, а принимая во внимание закономерное, случайное и желаемое. Однако в реальной жизни семьи на бытовом уровне в управлении домохозяйством рациональный подход к принятию решений нередко уступает интуитивному подходу, часто доминирующему.
Заданная работа, которая должна быть выполнена определенным образом и в установленный заранее срок, представляет собой задачу. На уровне домохозяйства задачи следует рассматривать в области социального взаимодействия его членов (с учетом социального статуса каждого члена домохозяйства), на работу с материальными ценностями, находящимися, как правило, в личной собственности, и информацией разного вида и рода.
В противоречии с общим правилом менеджмента, в соответствии с которым задачи должны устанавливаться не конкретным личностям, а должностям, внутри домохозяйства задачи должны устанавливаться конкретным личностям. Именно это обеспечивает возможность реализации принципа системности в менеджменте домохозяйства.
Семья — это не только социальный и общественный институт, который с правовой точки зрения является образованием некоммерческого типа, но и хозяйствующий субъект, коммерческая и некоммерческая составляющие которого детерминированы и соотносятся в разных пропорциях.
Хозяйственную деятельность домохозяйства условно представим следующими ее составными частями: правовой, управленческой, производственной, маркетинговой, коммерческой, финансовой, инфраструктурной. В их реализации велика роль социального капитала, создающего для этого необходимые условия [5, с. 629].
Семья в лице ее дееспособных членов выступает равноправным партнером в заключении всех договоров, контрактов, соглашений. В условиях современной экономики юридическое сопровождение соответствующих хозяйственных сделок становится необходимым условием эффективного ведения домашнего хозяйства.
Управленческая деятельность в рамках ведения домашнего хозяйства — это деятельность по принятию управленческих решений, т.е. тех решений, которые направлены на реализацию определенных идей и связанных с ними действий в рамках существующих целей и задач непосредственно генератором этих идей или другим субъектом — членом или не членом домохозяйства. В случае не члена домохозяйства таким субъектом может выступать юридическое лицо.
Искусство семейной жизни — это, в первую очередь, искусство принятия решений (в том числе управленческих) в рамках жизнедеятельности семьи. Наряду с традиционными наиболее ценными качествами, которыми должен обладать менеджер организации, в случае домохозяйства пристрастность и компромиссность являются важными, сопровождающими процессы управления домохозяйством по целям.
Значимым элементом внутренней среды домохозяйства является его организационная структура — сосуществование определенным образом скоординированных между собой физических лиц — членов домохозяйства. Для домохозяйств обычно характерны простые формы организационных структур, однако их степень сложности различна. Она варьируется в зависимости от состава и структуры членов семьи, особенностей сложившихся между ними социальных взаимодействий и других факторов.
Традиционно под производственной деятельностью хозяйствующего субъекта понимается непосредственная деятельность по созданию продукта — материального продукта, работы, услуги. Домохозяйство — это хозяйствующий субъект, в котором осуществляется, главным образом, процесс оказания услуг в рамках его внутренней среды, выполнения работ и в более редких случаях, производства нового продукта в материально-вещественной форме. Продукция, созданная в домохозяй-
стве, часто не имеет товарной формы, поскольку предназначена для потребления самими членами семьи. Однако в ряде случаев, в ситуациях поставки того или иного продукта домохозяйства на рынок, она является товаром.
«Производственная программа» домохозяйства весьма разнородна по составу и структуре продукции. В одних семьях приоритетны быт, досуг, развлечение и туризм, в других — физическая культура и спорт, в третьих — культура и искусство и т.д. Особенности и объем потребляемых домохозяйством товаров, работ, услуг определяет его «производственную программу». Это, в свою очередь, влияет на содержание и структуру семейного бюджета, следовательно, финансовую деятельность домохозяйства.
Под маркетинговой деятельностью домохозяйства мы будем понимать деятельность домохозяйства по управлению ее спросом. Таким образом, эта деятельность органически взаимосвязана с другими составными частями хозяйственной деятельности домохозяйства и содержательно охватывает практически все элементы комплекса маркетинга с учетом особенностей домохозяйства как организации.
Домохозяйство как открытая система выступает во внешней среде как потребитель (не всегда покупатель) материальных и духовных благ и как поставщик (не всегда продавец) материальных и духовных благ. В первом случае речь идет о маркетинге потребителя, во втором — о маркетинге поставщика.
В Конституции СССР законодательно провозглашалась личная собственность [3]. Сфера ее распространения была строго ограничена. На личную собственность четко определялись перечень субъектов, источники образования, цели пользования. В настоящее время речь идет о частной собственности граждан.
Семья как общественный и социальный институт взаимодействует с внешней средой не только на рыночной, но и нерыночной основе. В последнем случае речь идет об «изъянах» («ошибках» или «провалах») рынка — ситуациях, когда рынок отсутствует в принципе или деформирован под углом социально-ориентированных факторов. Отсюда видно, что домохозяйство как особый вид хозяйствующего субъекта может выполнять функции как коммерческого, так и некоммерческого маркетинга.
Совокупность экономических отношений (которые часто носят правовой характер) по поводу образования, движения и использования фондов денежных средств домохозяйства в процессе их кругооборота представляют собой финансы домохозяйства. Область и сила их действия коренным
образом изменились в условиях сервизации и коммерциализации экономики России.
В условиях глобализации общества, развития и углубления межотраслевых и межсекторальных связей в социальной сфере финансовые отношения домохозяйства охватывают отношения с экономическими субъектами — резидентами и нерезидентами разных отраслей и секторов экономики.
Финансы домохозяйства — это часть экономических отношений, в которой в стоимостной оценке выражаются экономические связи между домохозяйством и другими хозяйствующими субъектами. Эти отношения складываются между домохозяйством и элементами его внешней и внутренней среды. Во внешней среде домохозяйство вступает в финансовые отношения с такими ее субъектами, как управленческие (в том числе государственные) структуры, прочие юридические лица (в том числе сферы услуг), финансовые институты, государственные бюджетные и внебюджетные фонды, население.
В связи с тем, что в СССР услуги оказывались преимущественно на принципах остаточного финансирования, понятие «финансы домохозяйства» экономическими науками практически не исследовалось, а сами финансы находились в неразвитом состоянии и не могли быть определяющими в функционировании и развитии домохозяйства как общественного и социального института.
Содержание финансовых отношений домохозяйства раскрывается через такие категории, как доходы и расходы, налоги, дотации, социальная помощь в денежной форме, гранты, льготные кредиты и инвестиции, смешанное финансирование и т.п. Все они характеризуют различные виды движения финансовых ресурсов через экономические связи между домохозяйством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой, а также самими членами домохозяйства.
Важным вопросом функционирования финансов семьи является бюджет. Очевидно, что в бюджете семьи именно доходы определяют направления использования средств. Однако потребительское поведение семьи в большей степени зависит от жизненных стандартов и желаемого уровня потребления и в меньшей степени — от величины текущих доходов. Устойчивый дефицит бюджета (жизнь в долг) и его профицит во многом определяются конкретными стадиями жизненного цикла семьи [1].
В реальности семейный бюджет планируется в меньшей степени в сравнении с государственными бюджета и бюджетами предприятия. Многие финансовые решения в семье принимаются спонтанно — по фактически полученным суммам дохода и
под влиянием факторов внеэкономического характера.
Особое место в семейном бюджете занимают безвозмездные дары в денежной и неденежной формах. Традиционно дети, отделившись от родителей, систематически им помогали. Однако в 70—80 гг. прошлого столетия выявлена противоположная тенденция: родители до конца жизни осуществляют посильную помощь своим детям. В отличие от России в бюджете семьи стран развитой экономики значительную роль играет государство: налоговая и трансфертная составляющая бюджета весьма значительны.
Рассмотрим содержание инфраструктурной составляющей менеджмента семьи, которая является обеспечивающей ведение ее производственной деятельности. Инфраструктура семьи включает совокупность материально-технических ресурсов (движимого и недвижимого имущества), которые участвуют в создании членами семьи конечного продукта внутреннего потребления или создают условия для этого. Например, к инфраструктуре семьи относятся инструменты, хозяйственный блок, гараж, сельскохозяйственная техника, находящиеся в личной собственности или арендованные на длительный срок. Принципиальным условием здесь является использование подобного рода средств в неосновной деятельности семьи: отсутствие потребления этих средств в профессиональной деятельности членов семьи и деятельности, в целом определяющей специализацию семьи.
Вопрос оптимального соотношения производственных и инфраструктурных средств семьи весьма непростой. Он связан с изменением масштабов его инфраструктурной деятельности: их расширением или сокращением. На этот процесс оказывают влияние факторы объективного и субъективного характера. К объективным факторам относятся: емкость конкретных ресурсных и продуктовых рынков, в которых семья выступает потенциальным участником; развитость инфраструктуры соответствующей территории; уровень развития производительных сил в отраслевом и секторальном разрезах; факторы неэкономические (мода, реклама, общественное мнение, географическая среда, национальные особенности, обычаи, традиции и др.) — в ряде случаев они оказываются определяющими.
К субъективным факторам относятся те, которые формируются и действуют в рамках внутренней среды семьи: демографические, мотивационные, профессиональные, факторы структуры времени членов семьи (рабочего, свободного, личного) и др.
Функционирование семьи в экономическом аспекте всегда связано с проблемой выбора, которая имеет три конкретные формы проявления, сосуществующие друг с другом: выбор между занятостью и досугом; выбор между текущим и будущим потреблением; выбор вида сбережений. Проблема выбора между занятостью и досугом возникает в условиях рыночного хозяйства, в котором отсутствует внеэкономическая зависимость трудоспособной части населения и реально существует личная свобода гражданина.
Большой вклад в развитие теории потребительского поведения внесли И. Фишер, Ф. Модильяни, М. Фридман [6, 8, 9]. Выбор между текущим и будущим потреблением предполагает расчленение полученных доходов домохозяйства на потребление и сбережения. Фактически, полученные доходы могут направляться не только на потребление, но и на сбережения при условии превышения полученных текущих доходов над полученными текущими расходами. В этом случае возникает задача выбора «портфеля» сбережений: определение соотношения между образованием сбережений в наличной форме и инвестированием сбережений; определение направлений инвестирования и соотношения объемов инвестирования по направлениям — вложения в недвижимость, ценные бумаги, инвалюту, депозит в банке и т.д.
Процессы развития человеческого капитала на уровне домохозяйства во многом зависят от особенностей проводимой им инвестиционной политики. Под инвестиционной деятельностью домохозяйства мы понимаем процесс вложения домохозяйством и его членами каких-либо активов в определенную сферу в целях получения какого-либо эффекта. Эффект может быть социальным и экономическим. Некоммерческие инвестиции преследуют получение социального эффекта, коммерческие инвестиции — социально-экономического эффекта [7].
Инвестиции в человека на уровне домохозяйства возможны при необходимых для этого объективных и субъективных условиях. В наиболее общем виде эти условия следующие: достаточный уровень материального благосостояния семьи и общества; понимание обществом и семьей необходимости инвестирования человека; высокая приоритетность инвестирования средств в человека по отношению к другим формам вложения.
Субъектами инвестирования человека являются: домохозяйство, государство, бизнес, НКО. Данный перечень представлен по признаку степени убывания объемов инвестирования в России. Основным же субъектом инвестирования человеческого капи-
тала в макроэкономических системах следует считать государство. Оно всегда должно быть «строителем» и «реализатором» социально-экономической политики на макро- и мезоуровнях управления, регулятором инвестиционной деятельности в человеческий капитал всех секторов экономики, в том числе и сектора домохозяйств.
Направления инвестирования в человеческий капитал общеизвестны: инвестирования в общие знания, профессиональную подготовку, физический капитал (капитал здоровья, витальный капитал), капитал культуры [2]. Содержание инвестиционной деятельности домохозяйства как открытой системы зависит от факторов внешнего и внутреннего окружения. К внутренним факторам следует отнести: тип домохозяйства, его численность и состав; стадия жизненного цикла домохозяйства; уровень материального положения домохозяйства; стратегии развития домохозяйства в долго-, средне и краткосрочном временном интервале; мировоззренческие позиции членов домохозяйства, их жизненные ценности.
Внешние факторы, определяющие характер инвестиционной деятельности домохозяйства — это факторы инвестиционной активности на мега-, макро- и мезоуровнях управления социально-экономическими системами. Они связаны с современными закономерностями функционирования мировой, национальной и региональной экономики, экономическими циклами и их стадиями, потребительскими ожиданиями домохозяйств в макросистеме.
Процесс принятия инвестиционных решений домохозяйством — весьма сложное явление, требующее глубокого комплексного изучения.
Ниже приведены в общем виде этапы процесса принятия инвестиционного решения в рамках развития домохозяйства:
1. Формирование долго- и краткосрочной стратегии.
2. Формирование инвестиционной стратегии.
3. Формирование инвестиционной политики.
4. Принятие инвестиционных решений.
Заметим, что представленный выше формализованный подход к процессу принятия инвестиционных решений на уровне домохозяйства, как правило, некая абстракция, не имеющая реальных способов реализации. Это объясняется тем, что содержание инвестиционных решений, принимаемых членами домохозяйства, часто формируется в соответствии с интуитивным подходом, а не рациональным. Рациональное потребительское поведение в секторе домохозяйств имеет незначительную составляющую [11]. Подавляющее число домохозяйств в России принимают инвестиционные решения (или
не принимают их) в соответствии с существующими у них представлениях о качестве жизни, жизненном успехе, организации жизнедеятельности, с темпераментом, мотивацией, потребительскими предпочтениями членов домохозяйства, с социально-экономической ситуацией в макросреде.
Рациональностью в принятии решений, в том числе инвестиционных, «не страдает» подавляющее большинство домохозяйств во многих регионах России. Поэтому обретение «инвестиционной грамотности», «здорового инвестиционного рационализма» с нашей точки зрения — необходимые условия расширенного воспроизводства человеческого капитала.
Современный тип социально-экономического развития общества характеризуется все возрастающей ролью информации и информационных технологий. Глобальные закономерности информатизации социально-экономических систем действуют во всех отраслях и секторах экономики, в том числе и в секторе домохозяйств. Процессы информатизации общества, их роль и последствия исследуются в «разрезах»: философском, социальном, физико-математическом, инженерно-техническом и т.п. В данном случае интересен экономический аспект: анализ процессов информатизации в рамках хозяйственной деятельности домохозяйства как открытой системы и роль информационного общества в выполнении тех функций домохозяйства, которые прямо или косвенно связаны с воспроизводством человеческого капитала.
Рост темпов информатизации, пронизывающих все стороны общественной жизни, неуклонно приводит к тому, что человек также становится «информационным». Рассмотрим более подробно, что
мы понимаем под «информационным» человеком, его характерные признаки.
«Информационный» человек (человек информационного общества) — индивид, который в процессе принятия решений активно использует информационный ресурс посредством современных информационных технологий. В хозяйственной деятельности домохозяйства к основной экономической проблеме — проблеме редкости ресурсов — домохозяйство и его члены подходят на основе имеющейся у них информации, ее количественных и качественных характеристик [4]. При этом роль информации в принятии решений устойчиво растет. Информация становится условием формирования и развития принципиально нового качества жизни, его сопутствующей составляющей и характерным важнейшим признаком [10].
Информационный ресурс всегда выступает как предмет и как средство труда. В данном случае определяющим фактором в оценке сущности информации в той или иной хозяйственной ситуации в жизнедеятельности домохозяйства является содержание функции, которую выполняет информация в процессе принятия решений.
На основании изложенного сформулируем некоторые выводы. Домохозяйство — это организация и, следовательно, системный подход, присущий любой организации, «работает» и в случае домохозяйства. Домохозяйство — это организация особого рода, содержание хозяйственной деятельности которой имеет принципиальные особенности. Развитие теории и методологии менеджмента домохозяйства является одним из определяющих необходимых условий социально-экономического роста, в частности, развития социальной сферы экономики.
Литература
1. Гантер Б. Типы потребителей: введение в психографику [Текст]: пер. с англ. под ред. И.В. Андреевой / Б. Гантер, А. Фернхам. — СПб.: Питер, 2001. — 304 с.
2. Ильинский И.В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве [Текст] / И.В. Ильинский. - СПб.: СПбУЭФ, 1996. - 163 с.
3. Конституция (Основной Закон) СССР (принята ВС СССР 07.10.1977). Ред. от 14.03.1990 // Свод законов СССР, т. 3, с. 14, 1990. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/ cnst1977.htm
4. Корнейчук Б.В. Концептуальные основы менеджмента домохозяйства [Текст] / Б.В. Корнейчук, М.М. Хайкин // Научно-технические ведомости СПбГПУ. — 2007. — № 3. — Т. 2 (Экономические науки).
References
1. Ganter B., Fernkham A. Tipy potrebiteley: vvedenie v psikhografiku [Types of consumers: an introduction to psihografiku]. St. Petersburg, Piter Publ., 2001. 304 p.
2. Il'inskiy I.V. Investitsii v budushchee: obrazovanie v innovatsionnom vosproizvodstve [Investing in the future: education in innovative reproduction]. St. Petersburg, SPbUEF Publ., 1996. 163 p.
3. Konstitutsiya (Osnovnoy Zakon) SSSR (prinyata VS SSSR 07.10.1977) [The Constitution (Fundamental Law) of the Soviet Union (USSR Supreme Soviet adopted 07.10.1977)]. Svodzakonov SSSR [Code of laws of the USSR]. 1990, V. 3, p. 14. Available at: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/ cnst1977.htm
4. Korneychuk B.V., Khaykin M.M. Kontseptual'nye osnovy menedzhmenta domokhozyaystva [Conceptual bases of
5. Paldam, Martin. Social Capital: One or Many? Definition and Measurement // Journal of Economic Surveys, 2000, Vol. 14, Issue 5, pp. 629-654, p. 629.
6. Role ofAnticipations and Plans in Economic Behavior and Their Use in Economic Analysis and Forecastings, 1961.
7. Тютиков Ю.П. Инвестиционное проектирование в социальной сфере [Текст] / Ю.П. Тютиков, М.М. Хай-кин, Г.Е. Чернов. - СПб.: СПбГУЭФ, 2000. - 142 с.
8. Фишер И. Покупательная сила денег: ее определение, отношение к кредиту, проценту и кризисам [Текст] / И. Фишер. — М.: Финансовое изд-во НКФ, 1926. — 254 с.
9. Фридман М. Свобода выбирать: наша позиция [Текст] / М. Фридман, Р. Фридман. — М.: Новое издательство, 2007. - 356 с.
10. Хайкин М.М. Сервисный капитал [Текст] / М.М. Хай-кин. - Германия: LAP LAMBERT Academic Pablishing, 2011. - 401 с.
11. Хайкин М.М. Управление сферой услуг: роль домохозяйства [Текст] / М.М. Хайкин // Известия РГПУ им. А. И. Герцена (Общественные и гуманитарные науки). - 2007. - № 8. - С. 126-136.
management household]. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti SPbGPU [Scientific and technical information STU]. 2007, I. 3, V. 2.
5. Paldam, Martin. Social Capital: One or Many? Definition and Measurement // Journal of Economic Surveys, 2000, Vol. 14, Issue 5, pp. 629-654, p. 629.).
6. Role ofAnticipations and Plans in Economic Behavior and Their Use in Economic Analysis and Forecastings, 1961.
7. Tyutikov Yu.P., Khaykin M.M., Chernov G.E. Investitsionnoeproektirovanie vsotsial'noy sfere [Investment Planning Chernov GE in the social sphere]. St. Petersburg, SPbGUEF Publ., 2000. 142 p.
8. Fisher I. Pokupatel'nayasila deneg: ee opredelenie, otnoshenie k kreditu, protsentu i krizisam [The purchasing power of money: its definition, related to the loan, interest and crises]. NKF Publ., 1925. 254 p.
9. Fridman M., Fridman R. Svoboda vybirat': nasha pozitsiya [Freedom of choice: our position]. Moscow, Novoe izdatel'stvo Publ., 2007. 356 p.
10. Khaykin M.M. Servisnyy capital [capital service]. LAP LAMBERT Academic Publ., 2011. 401 p.
11. Khaykin M.M. Upravlenie sferoy uslug: rol' domokhozyaystva [Management Service Area: the role of the household]. Izvestiya RGPU im. A.I. Gertsena [News WPC. Herzen. (Obschestv. Humanity. Science)]. 2007, I. 8, pp. 126-136.