Научная статья на тему 'СФЕРА КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ'

СФЕРА КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
3937
438
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ / КОРОНАВИРУС / САМОИЗОЛЯЦИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ / ОНЛАЙН-ФОРМАТ / ЦИФРОВАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ипатова Светлана Сергеевна

Пандемия коронавирусной инфекции, возникшая в 2020 г., повлияла на все сферы жизнедеятельности, в том числе и на культуру. В сложившихся условиях органами власти было принято решение об отмене или переносе на неопределенный срок множества массовых мероприятий во избежание быстрого распространения вируса. Населению же было рекомендовано соблюдать режим самоизоляции. В итоге это привело к тому, что большинство организаций стали активно использовать возможности цифровой среды и переводить предоставление своих услуг в онлайн-формат, чтобы не потерять потребителя, обеспечить занятость сотрудников и оставаться на плаву в столь сложный период. В данной статье рассматриваются проблемы и возможности развития сферы культуры, возникающие на фоне процессов самоизоляции во время пандемии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPHERE OF CULTURE DURING THE РANDEMIC: PROBLEMS AND ОPPORTUNITIES

The coronavirus pandemic that emerged in 2020 has affected all spheres of life, including culture. Under these conditions, the authorities decided to cancel or postpone many public events for an indefinite period to avoid the virus’s rapid spread. The population was also advised to observe the self-isolation regime. As a result, this led to the fact that most organisations began to actively use the possibilities of the digital environment and transfer the provision of their services to an online format so as not to lose a consumer, to ensure the employment of employees and stay afloat in such a difficult period. This article examines the problems and opportunities for developing the sphere of culture, arising against the background of self-isolation processes during a pandemic.

Текст научной работы на тему «СФЕРА КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

УДК 304.2(045) © Ипатова С. С., 2021

Сфера культуры в условиях пандемии: проблемы и возможности

Светлана Сергеевна Ипатова, студентка магистратуры Института педагогики, психологии и физического воспитания, Вологодский государственный университет, г. Вологда, Россия Svetlana S. Ipatova, master's student, Institute of Pedagogy, Psychology, and Physical Education, Vologda State University, Russia, Vologda svetlanka.8102@mail.ru

АННОТАЦИЯ

Пандемия коронавирусной инфекции, возникшая в 2020 г., повлияла на все сферы жизнедеятельности, в том числе и на культуру. В сложившихся условиях органами власти было принято решение об отмене или переносе на неопределенный срок множества массовых мероприятий во избежание быстрого распространения вируса. Населению же было рекомендовано соблюдать режим самоизоляции. В итоге это привело к тому, что большинство организаций стали активно использовать возможности цифровой среды и переводить предоставление своих услуг в онлайн-формат, чтобы не потерять потребителя, обеспечить занятость сотрудников и оставаться на плаву в столь сложный период. В данной статье рассматриваются проблемы и возможности развития сферы культуры, возникающие на фоне процессов самоизоляции во время пандемии. Ключевые слова: учреждения культуры; коронавирус; самоизоляция; цифровизация культуры; он-лайн-формат; цифровая среда; социальные сети

Для цитирования: Ипатова С. С. Сфера культуры в условиях пандемии: проблемы и возможности. Научные записки молодых исследователей. 2021;9(1):31-40.

ORIGINAL PAPER

The Sphere of Culture During the Pandemic: Problems and Opportunities

ABSTRACT

The coronavirus pandemic that emerged in 2020 has affected all spheres of life, including culture. Under these conditions, the authorities decided to cancel or postpone many public events for an indefinite period to avoid the virus's rapid spread. The population was also advised to observe the self-isolation regime. As a result, this led to the fact that most organisations began to actively use the possibilities of the digital environment and transfer the provision of their services to an online format so as not to lose a consumer, to ensure the employment of employees and stay afloat in such a difficult period. This article examines the problems and opportunities for developing the sphere of culture, arising against the background of self-isolation processes during a pandemic.

Keywords: cultural institutions; coronavirus; self-isolation; digitalisation of culture; online-format; digital medium; social networks

For citation: Ipatova S. S. The sphere of culture during the pandemic: Problems and opportunities. Nauchnye zapiski molodykh issledovatelei = Scientific notes of young researchers. 2021;9(1):31-40.

макроэкономика / macroeconomics

Введение

В каждом историческом периоде мирового общественного развития для сферы культуры были характерны определенные черты и тенденции, создававшие общую картину времени. Современный этап характеризуется существенным влиянием на него процессов цифровиза-ции, которая все больше и больше затрагивает различные сферы нашей жизни, в том числе и культурную, тем самым повышая ее доступность и прозрачность, обеспечивая сохранность культурного наследия для населения. Вследствие этого тема внедрения цифровых технологий и их влияния на сферу культуры вызывает глубокий интерес и анализируется в трудах ученых в области философии, культурологии, социологии [1-5].

Наступление глобальной проблемы в новом десятилетии, а именно мировой пандемии COVID-191, привело к тому, что большинство учреждений, оказывающих услуги, в том числе культурные, были вынуждены закрыться на неопределенный срок во избежание быстрого распространения вируса. В сложившихся обстоятельствах большинство организаций были вынуждены выводить свои услуги в онлайн-формат в ускоренном темпе. Производилось это для того, чтобы не потерять потребителя, обеспечить устойчивый интерес, занятость сотрудников. Таким образом, пандемия стала не только угрозой, но и выступила в роли катализатора, сподвигнувшего учреждения предоставлять онлайн-услуги. Возможно, без такого сильного влияния внешних условий процесс перехода в цифровую среду занял бы намного больше времени. Ввиду этого актуальными стали исследования, посвященные новым формам взаимодействия учреждений со своими потребителями через цифровые технологии, цифровую среду. Востребованность подтверждается также и внедрением нацпро-екта, который направлен на трансформацию сферы культуры [6].

Целью данного исследования является изучение проблем и возможностей развития сферы культуры на фоне процессов самоизоляции

1 СОУЮ-19 - ранее коронавирусная инфекция 2019-пСоУ -потенциально тяжелая острая респираторная инфекция, вызываемая коронавирусом SARS-CoV-2 (2019-пСо^.

во время пандемии коронавирусной инфекции в 2020 г.

Период исследования охватывает 20002018 гг. и обусловливается наличием и доступностью исходных статистических данных.

Объект исследования - Вологодская область, использованы сравнения со средними значениями по России и Северо-Западному федеральному округу (далее - СЗФО).

В работе мы будем опираться на данные официальной и ведомственной статистики(Рос-стат, Вологдастат и электронная база ЕМИСС).

Анализ сферы культуры Вологодской области

Стоит отметить, что сфера культуры уже давно находится в стадии трансформации [7]. В регионе развитие отрасли также сопровождается определенными изменениями, а именно сокращением числа учреждений и мест в них. Снижается число культурно-досуговых учреждений, библиотек, киноустановок как в городской, так и в сельской местности (табл. 1). На территории муниципальных образований региона сокращение идет более значительными темпами. За период с начала двухтысячных годов увеличилось только число музеев (на 54%).

Как уже говорилось выше, цифровизация постепенно проникает и в учреждения культуры. Согласно плану Министерства культуры РФ на 2016-2021 гг. до 90% учреждений культуры должны иметь собственный интернет-сайт с целью повышения уровня информированности граждан о культурной жизни. В свою очередь, учреждения культуры демонстрируют готовность к внедрению современных технологий. Можно оценить это на примере представленности современных музеев в сети Интернет. Они начинают активно взаимодействовать с аудиторией дистанционно: дают возможность приобретать и бронировать билеты онлайн, предоставляют виртуальные туры. Некоторые музеи реализуют свою продукцию (сувениры, каталоги, книги) через онлайн-магазины. Представленность сайтов музеев Вологодской области за последние 5 лет увеличилась практически в 4 раза (табл. 2). Если в 2013 г. лишь 24% музеев имели собственный сайт, то в 2018 г. их доля возросла до 93% и стала выше общероссийского уровня.

Таблица 1

Основные показатели развития сферы культуры Вологодской области

2000 2005 2011 2012 2013 2016 2018 Темп прироста, %

Число библиотек, всего в том числе: 733 711 648 633 616 479 1) 468 -36

в городах и поселках городского типа 120 113 103 103 103 - -14

в сельской местности 613 598 545 530 513 - -16

Число организаций культурно-досугового типа, всего в том числе: 802 751 319 319 317 213 2) 458 -43

в городах и поселках городского типа 82 69 55 55 54 - -34

в сельской местности 720 682 264 264 263 - -63

Число киноустановок с платным показом, всего в том числе: 510 229 65 65 41 22 -96

в сельской местности 459 199 45 40 32 - -93

Число профессиональных театров, ед. 6 6 5 5 5 5 5 -17

Число музеев, единиц 26 28 42 40 40 40 40 +54

Примечание: 1) уменьшение в связи с оптимизацией объектов; 2) системы Минкультуры России.

Источник: Статистический ежегодник Вологодской области. Вологдастат. Вологда; 2018.

В свою очередь, увеличение темпов включенности учреждений в цифровую среду является своеобразным ответом на востребованность цифровых услуг среди населения. Так, современный этап развития России и ее регионов, впрочем, как и других стран мира, характеризуется существенными темпами роста доступа к сети Интернет, в том числе через мобильные сети. На конец 2018 г. 73,2% домохозяйств имели доступ к всемирной сети, в Вологодской области - 69% (см. рисунок).

Данные опросов НИУ «Высшая школа экономики» также фиксируют рост числа активных пользователей в целом интернета и социальных сетей в частности, а также развития цифровых навыков [8]. По статистическим данным 2017 г., более 86% городского населения и 74% сельского населения являлись постоянными пользователями сети Интернет. Среди целей его

использования есть и связанные с получением в той или иной степени культурных услуг. Так, поиском информации об объектах культурного наследия и культурных мероприятиях, а также прохождением виртуальных туров по музеям и галереям и другим объектам в сети Интернет занимались 16,1% городских жителей и только 5,9% сельских жителей, имеющих доступ к сети (табл. 3). Другие цели использования, которые косвенно могут быть связаны с получением культурных услуг, такие как получение новой информации из онлайн-энциклопедий, скачивание изданий, фильмов, музыки и поиск информации о курсах, занимают большую долю в целях обращения к интернету от 13 до 40%. Это позволяет судить, что в целом ряд услуг, предоставляемых учреждениями культуры, пользуется популярностью в онлайн-среде. Безусловно, говорить приходится только об

макроэкономика / macroeconomics

Таблица 2

доля музеев, имеющих сайт в сети интернет, в общем количестве музеев рФ

2013 2018 темп прироста, п.п.

Российская Федерация 59,4 82,8 23,4

Северо-Западный федеральный округ 73,1 93,0 19,9

Республика Карелия 94,7 100,0 5,3

Республика Коми 60,9 100,0 39,1

Мурманская обл. 83,3 100,0 16,7

Ненецкий автономный округ 100,0 100,0 0

Калининградская обл. 76,5 94,4 17,9

Архангельская обл. 72,4 93,5 21,1

Ленинградская обл. 85,7 92,9 7,2

Вологодская обл. 24,4 92,7 68,3

Новгородская обл. 70,8 90,5 19,7

г. Санкт-Петербург 91,5 90,0 -1,5

Псковская обл. 52,9 83,3 30,4

Алтайский край 39,7 78,9 39,2

Источник: Единая межведомственная информационная система. URL: http://www.fedstat.ru.

Мурманская область Северо-Западный федеральный округ Ленинградская область Калининградская область Вологодская область Новгородская область

0

20

40

60

Рис. домашние хозяйства, имеющие доступ к сети интернет, в субъектах рФ, в % от общего числа домашних хозяйств

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели: стат. сб. Росстат. М.; 2001-2019.

80

усеченном объеме и качестве услуг, но это не мешает оценить готовность сферы культуры к изменяющимся условиям.

Можно заметить более низкую заинтересованность в сельских территориях как в офлайн-, так и в онлайн-культурных услугах, вероятно, это связано с другими условиями жизни, необходимостью больше усилий прилагать

34

к ведению домашнего хозяйства и физической трудовой деятельности [9]. Существуют и субъективные причины отказа от пользования цифровыми благами сельскими жителями ввиду низкого уровня образования и материального благосостояния.

Еще одно ограничение для сельской местности связано с технической стороной вопроса.

Таблица 3

Цели использования сети интернет населением, в % от общей численности населения, использующего сеть интернет

Показатель Городская местность сельская местность

год

2015 2016 2017 2018 темп прироста п.п. 2015 2016 2017 2018 темп прироста п.п.

Поиск информации об объектах культурного наследия и культурных мероприятиях, прохождение виртуальных туров по музеям и галереям и др. 12,6 14,0 16,7 16,1 3,5 5,4 5,9 6,4 5,9 0,5

Получение знаний и справок на любую тему с использованием Википедии, онлайн-энциклопедий и т.д. 39,6 43,1 47,9 43,5 3,9 26,3 31,2 32,7 26,5 0,2

Чтение или скачивание онлайн-газет или журналов, электронных книг 23,3 24,2 28,0 25,9 2,6 12,5 13,9 14,1 12,5 0,0

Скачивание фильмов, изображений, музыки; просмотр видео; прослушивание музыки или радио 51,3 52,6 55,2 45,3 -6,0 43,0 46,8 46,2 41,4 -1,6

Источник: Сабельникова М.А., Абдрахманова Г. И., Гохберг Л. М., Дудорова О. Ю. и др. Информационное общество в Российской Федерации. 2018: статистический сборник. Росстат; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ; 2018.

Можно предположить, что внедрение цифровых технологий формируется по островному признаку, т.е. основное их сосредоточение -крупные города. Не каждый человек, проживающий в сельской местности, имеет такие же возможности в подключении интернета, как горожане. Если в городских условиях провайдеры в многоэтажных домах прокладывают сети, давая возможность иметь высокоскоростной интернет, то в селе такой услуги нет. Сельским жителям приходится довольствоваться более дорогими способами осуществления интернет-связи с меньшими возможностями (скоростью

и лимитным подключением). Это связь через мобильных операторов (GPRS/EDGE/CDMA). Все это влияет на выбор и качество потребляемых услуг [10].

И хотя сфера культуры изменяется, циф-ровизация идет быстрыми темпами, а следом увеличивается и доступ домохозяйств к всемирной сети, однако большую выраженность эти процессы приобретают в городах, где более развитая инфраструктура, более развиты необходимые компетенции у населения. Тем не менее, несмотря на комплекс ограничивающих факторов, сельское население не остается

в стороне, а лишь несколько уступает городскому. Поэтому большая часть населения в целом готова к потреблению цифровых услуг, в том числе культурных. Более того, именно этот формат потребления может оказаться единственно доступным для ряда отдаленных территорий, не имеющих отдельных элементов культурной инфраструктуры. Цифровое развитие может стереть границы и снизить различные аспекты неравенства, ставшие привычными для большой территории России.

События последних месяцев, связанные со стремительным распространением коронави-руса, вынужденной изоляцией и прекращением очной работы,заставили многих сменить приоритеты. Учреждения, традиционно предоставлявшие услуги в режиме офлайн, пытались адаптировать свои сервисы под условия новой реальности. Поэтому, несмотря на губительное влияние пандемии на культурную сферу страны, для развития ее цифровой составляющей вирус, возможно, является скорее плюсом, чем минусом.

Первая адекватная реакция в российской культурной сфере на пандемию коронавиру-са - медиапроект #RussianCuLtureVsCOVID19. Это акция, в рамках которой различные деятели культуры в социальных сетях делятся опытом выживания в ситуации пандемии. На время карантина представители отрасли культуры сами идут навстречу своим потребителям и предоставляют различные онлайн-программы: виртуальные выставки, спектакли, экскурсии, онлайн-мастер-классы, вебинары, акции, киноклубы, чтобы разнообразить ежедневный культурный досуг, не выходя при этом из дома. Вот наиболее яркие примеры на глобальном уровне: платформа Okko представила новый формат «Искусство-онлайн» на бесплатной основе; пятичасовое путешествие по Эрмитажу, снятое на iphone 11 Pro одним дублем в 4к; Метрополитен и Венская оперы проводят бесплатные стрим представления Live in HD; Британский музей - виртуальные экскурсии по музею и экспозициям на официальном канале Youtube; серия онлайн-концертов, проводимая многими музыкальными исполнителями;образовательные порталы «Нетология», «GeekBrains», «Arzamas» предоставляют бесплатный доступ к своим курсам и т.д. На региональном уровне:

интернет-проект «Школа творчества "А^-он-лайн"»; проект «Вологодские культурные каникулы»; видеопроект «Экспонат»; «Ночь музеев» в онлайн-формате; содружественный проект «Вологодчина-Коми»; видеопроект «OLDлайн»; проект «#Остаемсядома с театром»; проект «#Остаемсядома с музыкой» и т.д.

Все это говорит о том, что, несмотря на сложную ситуацию, культурная жизнь не останавливается, а наоборот - находит новые формы. Так, по мнению ряда специалистов, цифровые ресурсы - это большая возможность в продвижении услуг культурно-досуговых учреждений. Они дают возможность каждому человеку выстраивать траекторию своего культурного развития, делают сферу культуры более открытой и доступной [11, 12]. В то же время часть экспертов считает невозможным полностью заменить «живое» искусство цифрой с эмоциональной точки зрения, тем самым, не давая человеку насладиться им в полной мере, хотя технически это и стало допустимо. А сама «мас-совизация» искусства может в итоге привести к его деградации [13, 14]. При существующих разногласиях в экспертном поле сложилось единое понимание того, что онлайн-среда становится незаменимой частью культурной жизни, но полностью офлайн-присутствие она на данном этапе заменить не сможет.

Выводы

Таким образом, пандемия COVID-19 сформировала как новые вызовы, так и возможности для сферы культуры, для ее потребителей и органов управления отраслью (табл. 4).

Таким образом, современная ситуация сформировала ряд вызовов и возможностей для развития сферы культуры:

• Защита авторских прав. В сложившихся условиях почти все отдают права бесплатно, но это закончится, и все захотят вернуться к вопросу прав на виртуальную реальность, тема пиратства будет так или иначе возникать. Необходимо найти оптимальный баланс между пользователями интернет-контента, его зрителями и государственным регулированием.

• Необходимость в новых кадрах. Внедрение медиатехнологий в работу потребует привлечения новых специалистов в сферу культуры. Также следует принять во внимание

Таблица 4

БШОТ-анализ сферы культуры в условиях пандемии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Субъект Возможности Ограничения

Учреждения культуры - Увеличение аудитории; - новый опыт; - творческий подъем - Недостаток специалистов, готовых отвечать новым вызовам; - необходимость защиты авторских прав; - инфраструктура и низкая доступность; - финансовые потери; - узкий спектр предоставляемых услуг

Потребители учреждений культуры - Бесплатный доступ к ранее платным услугам; - доступ к ранее недоступным услугам; - снижение транспортных затрат; - расширение кругозора; - раскрытие творческого потенциала - Потеря энергетического контактного взаимодействия; - рост цен на тарифы связи; - рост интернет-трафика; - отсутствие необходимых навыков у возрастной аудитории

Органы власти, курирующие вопросы управления сферой культуры - Достижение целевых показателей в рамках нацпроекта «Культура» - Необходимость организации статистического наблюдения; - необходимость совершенствования законодательства и инструментов управления и контроля

Источник: составлено автором.

невысокий уровень владения цифровыми навыками работы у населения [15]. Как показывает практика, должность специалиста может занимать работник без профильного образования и квалификации, что, в свою очередь, может негативно влиять на качество предоставляемых услуг, поэтому необходима подготовка кадров, обладающих широкими возможностями применения информационно-коммуникационных технологий. Так, например, в России уже появилась новая профессия «цифровой куратор». Ее цель - обучать пожилых людей пользоваться цифровыми ресурсами.

• Совершенствование законодательства. Развитие цифровых технологий происходит быстрыми темпами, и правовые нормы не дают возможности предусмотреть возможные риски [16].

• Финансовые потери. Не стоит забывать, что оказание любой услуги в онлайн-форма-та - это значительные расходы. Необходимы

техника, расходные материалы, специалисты, которые будут заниматься оцифровкой и монтажом.

• Контактное взаимодействие. Концерты, театры, музеи, лекции, выставки - все это контактный, в первую очередь энергетический вид взаимодействия со зрителями. Поэтому передать ту атмосферу и мастерство артистов с помощью технических средств не всегда возможно.

• Жизнь в самоизоляции, когда люди были вынуждены свой досуг и рабочее время проводить дома, привела к значительным нагрузкам на интернет-трафик, что сказалось на качестве интернет-соединения и привело к некоторым сбоям в подключении. В связи с этим вполне закономерно ожидать удорожания услуг связи и интернета [17].

• Отсутствие необходимых навыков у аудитории старших возрастов. Учреждения культуры уходят в онлайн и готовы показывать свои

проекты, виртуальные концерты на огромную аудиторию. Но не стоит забывать о пожилых зрителях, которые не обладают достаточными навыками работы в интернете и просто не сумеют найти и включить нужную им трансляцию [18].

• Сбор статистических данных. На данный момент эффективность деятельности учреждений оценивается только по очным посещениям. Исследователям и управленцам предстоит предложить новые основы оценки, соответствующие запросам времени.

Возможности:

• Увеличение аудитории. Онлайн-форматы позволили большому количеству людей увидеть культурные программы, которые в обычной жизни для многих были недоступны по той или иной причине (местонахождение, материальные трудности, отсутствие свободного времени, проблемы со здоровьем, социофобия и т.д.).

• Творческий подъем. Пока ученые борются с распространением коронавируса и занимаются поиском вакцины, для деятелей культуры это время творческого подъема. Вирус COVID-19 послужил неким катализатором. О нем уже успели снять несколько фильмов и сериалов; выпустить музыкальные композиции, мюзиклы; создать картины и различные фотопроекты. Все это в итоге отразит своеобразный срез нынешней эпохи в будущем.

• Опыт. В условиях пандемии учреждения культуры приобрели неоценимый опыт работы онлайн, за прошедшие месяцы многие организации из сферы культуры и досуга совершили значительный «цифровой скачок».

• Раскрытие творческого потенциала. В условиях самоизоляции люди стали придумывать для себя самые разные развлечения. Одним из ярких примеров является флешмоб, распространившийся по всему миру, который запустил музей «Гетти» в США. Идея заключается в том, чтобы воспроизвести всемирно известные произведения искусства с помощью подручных средств. Также был запущен конкурс «Истории карантина», где нужно снять небольшое видео в формате скринлайф. Победитель в итоге сможет реализовать свою идею с компанией Бекмамбетова Bazelevs. Не менее интересный проект «Театр без билета»

был запущен сервисом по продаже электронных театральных билетов Тicketland.ru. Задача участника: записать небольшой видеофрагмент любимого спектакля (оперы, балета, циркового представления или концерта) в собственном исполнении. Данные акции, так или иначе, приобщают человека к культуре. Для того чтобы воплотить свои идеи, людям придется изучить альбомы репродукций, вспомнить любимые театральные постановки и т. д.

• Достижение целевых показателей. Количество обращений к цифровым ресурсам культуры - это один из двух основных показателей национального проекта. Согласно данным на I квартал число обращений составило около 20,5 млн при общем плане на 2020 г. - 32 млн. Учитывая динамику последних месяцев, к концу года данный показатель может быть перевыполнен в несколько раз [19].

Можно говорить о том, что отрасль культуры переживает в пандемию определенный кризис. С одной стороны, это начало чего-то нового. Театры делятся видеозаписями и транслируют спектакли без зрителей, но зато на гигантскую онлайн-аудиторию. Независимые художники придумывают инстаграм-спектакли, акции, скайп-воркшопы. Предложения о бесплатных подписках и пробных периодах на различные аудио-видеоплатформы окружают население со всех сторон. С другой - люди, привыкшие к свободному передвижению, оказались заперты в своих же квартирах, отменились различные спортивные соревнования, концерты, премьеры фильмов, фестивали и другие столь любимые и привычные развлечения. В учреждениях культуры огромные дефициты бюджетов, актеры берут отпуска за свой счет, негосударственным площадкам нечем платить аренду [20].

Уже сейчас можно говорить о том, что после снятия всех ограничений начнется жесткая конкуренция среди культурных учреждений [21]. Из-за большого количества отложенных премьер ключевые события будут накладываться друг на друга, что, в свою очередь, приведет к культурному подъему, а значение культурной программы оффлайн значительно увеличится. Поэтому происходящие трансформации в условиях пандемии требуют дополнительных исследований изменений спроса и предложения в сфере потребления культуры.

Список источников

1. Пронина Л. А. Информация, информационное общество и человек. Аналитика культурологии. 2008;(11):251-257.

2. Еляков А. Д. Информационная перегрузка людей. Социологические исследования. 2005;(5):114-121.

3. Соколова Н. Л. Цифровая культура или культура в цифровую эпоху. Международный журнал исследований культуры. 2012;(8):6-10.

4. Лазар М. Г. Цифровизация общества, ее последствия и контроль. Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. 2018;(4):170-181.

5. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. Ю. А. Здоровый, ред. М.: Медиум; 1996. 240 с.

6. Национальные проекты 2019-2024 гг.: анализ и ключевые риски их реализации. Социальная сфера: науч.-аналит. издание. Коллектив авторов под науч. рук. чл.- корр. РАН В. А. Ильина. Вологда: ФГБУН ВолНЦ РАН; 2019. 68 с.

7. Музычук В. Ю. О новой культурной политике России: упущенные возможности и ориентиры на будущее. В кн.: «Модернизация культуры: от культурной политики к власти культуры». IV Междунар. науч.-практ. конф. В 2 ч. С. В. Соловьева, В. И. Ионесов, Л. М. Артамонова, ред. Ч. I. Самара; 2016. 474 с.

8. Сабельникова М. А., Абдрахманова Г. И., Гохберг Л. М., Дудорова О. Ю. и др. Информационное общество в Российской Федерации. 2018: статистический сборник. Росстат; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ; 2018.

9. Калачикова О. Н., Груздева М. А. Социокультурные характеристики сельского населения. Социальное пространство. 2016;4(6). URL: http://sociaLarea-journaL.ru/articLe/2013 (дата обращения: 24.06.2020).

10. Шабунова А. А., Груздева М. А., Калачикова О. Н. Поселенческий аспект цифрового неравенства в современной России. Проблемы развития территории. 2020;4(108):7-19. DOI: 10.15838/ ptd.2020.4.108.1

11. Альперина С. Искусство доставки на дом. Российская газета. 2020. № 109. С. 9.

12. Мызникова Д. Цифровой ландшафт культуры: как меняется диалог человека и культуры. Rusbase. URL: https://rb.ru/story/onLine-cuLture-and-museums/ (дата обращения: 26.06.2020).

13. Сидельникова М. Картины с экрана никогда не заменят настоящих картин. Комерсантъ. 2020. № 72. С. 8.

14. Отдельнова Т. Опасность взаимодействия искусства и медиа. Nation news. URL: https://nation-news. ru/485455-bogomoLov-rasskazaL-ob-opasnostyakh-vzaimodeistviya-iskusstva-i-media (дата обращения: 09.06.2020).

15. Соловьева Т. С. К вопросу о кадровом потенциале социально-культурной подсистемы региона. Социальное пространство. 2016;3(5). URL: http://sociaLarea-journaL.ru/articLe/1944 (дата обращения: 28.06.2020).

16. Дугужева М. Х., Симаева Е. П. Трансформация законодательства о культуре в условиях цифровизации. Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2019;(44):190-208. DOI: 10.17072/199541902019-44-190-208

17. Кривотулова К. Сокрушительный удар. Lenta.ru. URL: https://Lenta.ru/articLes/2020/03/25/broken/ (дата обращения: 17.06.2020).

18. Корнилова М. В. Интернет как адаптационный ресурс пожилых пользователей. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2018;18(3):250-259. DOI: https://doi. org/10.18500/1818-9601-2018-18-3-250-259

19. Минкультуры РФ перевыполнит план нацпроекта «Культура» по цифровизации в условиях пандемии. URL: https://futurerussia.gov.ru/ (дата обращения: 04.08.2020).

20. Петров С. Как выживает культура на карантине и что ее ждет. Федеральное агентство новостей. URL: https://riafan.ru/1262176-kak-vyzhivaet-kuLtura-na-karantine-i-chto-ee-zhdet-fan-tv (дата обращения: 06.08.2020).

21. Суриков В. Кинотеатры: как выйти из «долины смерти». Эксперт. 2020. № 30. С. 60.

References

1. Pronina L. A. Information, information society, and people. Analitika kul'turologii. 2008;(11):251-257. (In Russ.).

2. Elyakov A. D. Information overload of people. Sotsiologicheskiye issledovaniya. 2005;(5):114-121. (In Russ.).

3. Sokolova N. L. Digital culture or culture in the digital age. Mezhdunarodnyy zhurnal issledovaniy kul'tury. 2012;(8):6-10. (In Russ.).

4. Lazar M. G. Digitalisation of society, its consequences and control. Problemy deyatel'nosti uchenogo i nauchnykh kollektivov. 2018;(4):170-181. (In Russ.).

5. Benjamin V. A work of art in the era of its technical reproducibility. Selected essays. Yu. A. Zdorovyi, ed. Moscow: Medium; 1996. 240 p. (In Russ.).

6. National projects 2019-2024: Analysis and key risks of their implementation. Social sphere. V. A. Ilyin, Corresponding Member RAS, ed. Vologda: FGBUN VolRC RAS; 2019. 68 p. (In Russ.).

7. Muzychuk V. Yu. On the new cultural policy of Russia: missed opportunities and guidelines for the future. In: Modernisation of culture: from cultural policy to the power of culture. IV Intern. Scientific-practical Conf. S. V. Solovieva, V. I. Ionesova, L. M. Artamonova, eds. Samara; 2016. 474 p. (In Russ.).

8. Sabelnikova M. A., Abdrakhmanova G. I., Gokhberg L. M., Dudorov O. Yu. et al. Information society in the Russian Federation. 2018: Statistical collection. Rosstat; NRU Higher School of Economics. Moscow: NRU HSE; 2018. (In Russ.).

9. Kalachikova O. N., Gruzdeva M. A. Socio-cultural characteristics of the rural population. Sotsial'noye prostranstvo. 2016;4(6). URL: http://socialarea-journal.ru/article/2013 (accessed on 06.24.2020). (In Russ.).

10. Shabunova A. A., Gruzdeva M. A., Kalachikova O. N. The settlement aspect of digital inequality in modern Russia. Problemy razvitiya territorii. 2020;4(108):7-19. (In Russ.). DOI: 10.15838/ptd.2020.4.108.1

11. Alperina S. The art of home delivery. Rossiyskaya gazeta. 2020. № 109. (In Russ.).

12. Myznikova D. The digital landscape of culture: how the dialogue between man and culture is changing. Rusbase. URL: https://rb.ru/story/online-culture-and-museums/ (accessed on 26.06.2020). (In Russ.).

13. Sidelnikova M. Pictures from the screen will never replace real pictures, Kommersant. 2020;72:8. (In Russ.).

14. Otdelnova T. The danger of interaction between art and media. Nation news. URL: https://nation-news. ru/485455-bogomolov-rasskazal-ob-opasnostyakh-vzaimodeistviya-iskusstva-i-media (accessed on 06.09.2020). (In Russ.).

15. Solovieva T. S. On the question of the personnel potential of the socio-cultural subsystem of the region. Sotsial'noye prostranstvo. 2016;3(5). URL: http://socialarea-journal.ru/article/1944 (accessed on 28.06.2020). (In Russ.).

16. Duguzheva M. Kh., Simaeva E. P. Transformation of legislation on culture in the context of digitalisation. Vestnik Permskogo universiteta. Yuridicheskiye nauki. 2019;(44): 190-208. (In Russ.). DOI: 10.17072/19954190-2019-44-190-208

17. Krivotulova K. Crushing blow. Lenta.ru. URL: https://lenta.ru/articles/2020/03/25/broken/ (accessed on 17.06.2020). (In Russ.).

18. Kornilova M. V. Internet as an adaptive resource for elderly users. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Sotsiologiya. Politologiya. 2018;18(3):250-259. (In Russ.). DOI: https://doi. org/10.18500/1818-9601-2018-18-3-250-259

19. The Ministry of culture of the Russian Federation will exceed the plan of the national project "Culture" on digitalisation in the context of a pandemic. URL: https://futurerussia.gov.ru/ (accessed on 04.26.2020). (In Russ.).

20. Petrov S. How culture survives in quarantine and what awaits it. Federal News Agency. URL: https://riafan.ru/1262176-kak-vyzhivaet-kultura-na-karantine-i-chto-ee-zhdet-fan-tv (accessed on 06.08.2020). (In Russ.).

21. Surikov V. Cinemas: how to get out of the "valley of death". Expert. 2020;30:60. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.