Научная статья на тему 'ОНЛАЙН-ФЕСТИВАЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ'

ОНЛАЙН-ФЕСТИВАЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
342
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / ПАЗЛ-ФЕСТИВАЛЬ / ОНЛАЙН-ФЕСТИВАЛЬ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / ГОД ПАМЯТИ И СЛАВЫ / ПАНДЕМИЯ / САМОИЗОЛЯЦИЯ / TECHNOLOGY / PUZZLE FESTIVAL / ONLINE FESTIVAL / ARTISTIC CREATION / YEAR OF REMEMBRANCE AND GLORY / PANDEMIC / SELF-ISOLATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ежов Павел Юрьевич, Куликова Надежда Алексеевна

В 2020 г. мировое сообщество пережило культурный шок. В марте в связи с пандемией коронавируса во многих странах был введен режим карантина. Были закрыты для посещения учреждения культуры, отменились многие культурные события. Единственно возможной стала онлайн-форма массовой коммуникации. Востребованной и результативной оказалась и форма онлайн-фестиваля. Для реализации и получения запланированных результатов онлайн-фестиваля была разработана технология. Она включает последовательность логически обоснованных технологических шагов. Технология описана на материале онлайн пазл-фестиваля художественного творчества, посвященного Году памяти и славы «1418 (Мы память бережно храним)». Фестиваль прошел с марта по апрель 2020 г. Сроки его проведения совпали с режимом самоизоляции, во время которого были отменены все культурно-массовые мероприятия не только в России, но и за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONLINE FESTIVAL OF ARTISTIC CREATIVITY IN THE CONTEXT OF A PANDEMIC

In 2020, the global community experienced a culture shock. In March, in connection with the coronavirus pandemic, a quarantine regime was introduced in many countries. Cultural institutions were closed for visiting, many cultural events were canceled. The only possible cultural event was the online form. The form of the online festival was also popular and effective. To implement and receive the planned results of the online festival, it is proposed to use the author’s technology for creating and holding an online festival. The described technology includes a sequence of logically justified technological steps necessary for its implementation. The technology is described on the material of the online puzzle festival of artistic creativity, dedicated to the Year of Memory and Glory «1418 (We cherish memory)». The festival ran from March to April 2020. The timing of it coincided with the beginning of the self-isolation regime

Текст научной работы на тему «ОНЛАЙН-ФЕСТИВАЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ»

УДК [7.079:004.031.43]:616-036.21

П. Ю. Ежов, Н. А. Куликова Онлайн-фестиваль художественного творчества в условиях пандемии

В 2020 г. мировое сообщество пережило культурный шок. В марте в связи с пандемией коронавируса во многих странах был введен режим карантина. Были закрыты для посещения учреждения культуры, отменились многие культурные события. Единственно возможной стала онлайн-форма массовой коммуникации. Востребованной и результативной оказалась и форма онлайн-фестиваля. Для реализации и получения запланированных результатов онлайн-фестиваля была разработана технология. Она включает последовательность логически обоснованных технологических шагов. Технология описана на материале онлайн пазл-фестиваля художественного творчества, посвященного Году памяти и славы «1418 (Мы память бережно храним)». Фестиваль прошел с марта по апрель 2020 г. Сроки его проведения совпали с режимом самоизоляции, во время которого были отменены все культурно-массовые мероприятия не только в России, но и за рубежом.

Ключевые слова: технология, пазл-фестиваль, онлайн-фестиваль, художественное творчество, Год памяти и славы, пандемия, самоизоляция

Pavel Yu. Ezhov, Nadezhda А. Kulikova Online festival of artistic creativity in the context of a pandemic

In 2020, the global community experienced a culture shock. In March, in connection with the coronavirus pandemic, a quarantine regime was introduced in many countries. Cultural institutions were closed for visiting, many cultural events were canceled. The only possible cultural event was the online form. The form of the online festival was also popular and effective. To implement and receive the planned results of the online festival, it is proposed to use the author's technology for creating and holding an online festival. The described technology includes a sequence of logically justified technological steps necessary for its implementation. The technology is described on the material of the online puzzle festival of artistic creativity, dedicated to the Year of Memory and Glory «1418 (We cherish memory)». The festival ran from March to April 2020. The timing of it coincided with the beginning of the self-isolation regime.

Keywords: technology, puzzle festival, online festival, artistic creation, Year of remembrance and glory, pandemic, self-isolation DOI 10.30725/2619-0303-2020-4-26-32

В 2020 г. мировое сообщество пережило культурный шок. В марте 2020 г. из-за пандемии коронавируса закрылись музеи, театры, филармонии, цирки. Были отменены антрепризные спектакли, концерты и другие культурные события. Конкурсы и фестивали, к которым готовились артисты, также не состоялись. В России и многих странах мира был введен режим самоизоляции. Оказались под запретом все культурно-массовые мероприятия. Согласно заявлению заместителя председателя Правительства Российской Федерации Д. Чернышенко, потери учреждений культуры России составили 8 миллиардов рублей [1]. Деятельность организаций социально-культурной сферы вынужденно перешла в интернет-пространство. Онлайн-форма коммуникации с целевой аудиторией оказалась единственно возможной. Культурные лидеры страны отметили в данных обстоятельствах не только деструктивные моменты, но и возможность саморазвития, поиска новых способов коммуникации со зрительской аудиторией. На-

пример, Евгений Миронов сообщил, что период «в онлайне» оказался весьма полезным для Театра Наций, а министр культуры Ольга Любимова озвучила данные, согласно которым на конец мая, например, онлайн-зрителями Мариинского театра стал 21 млн человек, а спектакли Большого театра посмотрели в Сети жители 134 стран [2].

К счастью, технологически возможности осуществления социально-культурной деятельности в интернет-пространстве уже прочно вошли в нашу жизнь. Стремительное развитие цифровых технологий привело к значительным изменениям в образе мышления, способах коммуникации и поведения, получении образования и самообразования большинства людей, и особенно наиболее отзывчивой на такие изменения социальной общности, как молодежь. По данным агентства медиаизме-рений Digital 2020, сетью Internet во всем мире уже пользуются более 4 миллиардов человек. Постоянно наблюдается рост аудитории социальных сетей. Агентство констатировало, что

только за прошедший год количество новых пользователей, зарегистрировавшихся на популярных социальных площадках, увеличилось на 1 миллион. Каждый месяц с соцсетями взаимодействуют более 3 миллиардов человек. 90% людей используют для интернет-серфинга мобильные телефоны [3].

В условиях всеобщей изоляции от организаторов культурных событий требуется качественное освоение информационно-коммуникативных и гаджет-технологий, создание на их основе таких способов дистанционной трансляции культурного контента, которые могли бы обеспечить максимальное соответствие непосредственному восприятию художественного произведения, компенсацию негативного влияние вынужденной изоляции на индивидуальную и коллективную творческую активность людей, педагогическую составляющую мероприятия.

Публикации по методологии социально-культурной деятельности убедительно показывают, что педагогически направленное социально-культурное мероприятие должно базироваться на ряде принципов [4]. Во-первых, педагогический эффект может достигаться включением в канву действия воспитательных образов. В таком мероприятии развлекательный элемент должен гармонично уравновешиваться содержательно-воспитательным. Художественно-воспитательное воздействие мероприятия на отдельного индивидуума может усиливаться его сотворчеством с другими участниками действия. Данный вектор предлагает смещение внимания от индивидуальной социально-художественной активности человека к коллективному творчеству. Подобный эффект раскрывается и в трудах А. А. Коновича и Д. И. Генкина, описывающих его как «эмоциональный резонанс», когда эмоция одного человека многократно усиливается эмоциональными реакциями остальных участников действия, значительно укрупняя индивидуальный педагогический эффект. Эффективными в педагогическом плане становятся методики с достаточно большим объемом активных форм взаимодействия участников события. Для активных форм культурно-массовой работы характерно движение роли участника действия от объекта воздействия (пассивная позиция зрителя) к взаимодействию и активному творчеству (позиция аудитории как коллективного участника действия). Как значимый фактор педагогического воздействия, в литературе, посвященной художественной педагогике, часто выделяется событийная основа действия, которая порождает внутреннюю мотивацию к активности его участников [5].

В качестве показателей педагогической ценности культурно-массового действия можно отметить его интересность для аудитории, полезность и доступность [6]. Классическое триединство места, времени и действия в условиях изоляции может обеспечить включение в разработку современных гаджет-технологий. Проектирование мероприятия должно быть полным, т. е. включать все элементы временной и логической организационной структуры [7, с. 24]. При проектировании мероприятия можно руководствоваться технологической структурой социально-культурного мероприятия, описанной нами ранее [8]. Комплекс приведенных ориентиров может быть использован в проектировании культурно-массовой воспитательной работы в условиях изоляции.

Возникает вопрос, посредствам чего может осуществляться такого рода деятельность? В качестве инструмента предлагается технология создания и реализации онлайн-фестиваля художественного творчества.

Резюмируя вышесказанное возможно предположить, что технология может стать достаточно эффективной, если в ней будет учтен ряд основных позиций:

• во-первых, соблюдение технологической структуры проектирования мероприятия;

• во-вторых, использование информационно-коммуникационного потенциала интернет-пространства и современных гаджетов;

• в-третьих, наличие социально-значимой событийной основы;

• в-четвертых, предъявление аудитории мероприятия и пропаганда общественных культурных ценностей;

• в-пятых, активное социальное взаимодействие всех участников проектируемой деятельности - организаторов, руководителей и аудитории;

• в-шестых, организована обратная связь в виде оценки педагогической ценности мероприятия его участниками.

Технология была разработана для международного онлайн пазл-фестиваля художественного творчества, посвященного Году памяти и славы «1418 (Мы память бережно храним)». Данный фестиваль был осуществлен в рамках вне-учебной деятельности Центра академического взаимодействия Уральского государственного педагогического университета, образовательного проекта для студентов «Педагогическая интернатура», образовательного проекта обучающихся образовательных учреждений Свердловской области «Педагогические классы», календарного плана культурно-массовых мероприятий Детско-юношеского центра «Вариант»

города Екатеринбурга, Свердловской региональной общественной организации «Общество русской культуры и развития дружбы народов «Мое отечество». В организационный комитет фестиваля вошли студенты, обучающиеся и волонтеры вышеперечисленных организаций. Его реализация пришлась на период самоизоляции - март-апрель 2020 г. При работе над созданием фестиваля был использован опыт проведения двух онлайн-акций по профилактике зависимостей среди молодежи «Уже не модно» и онлайн-фестиваля художественного культурного наследия России «И светла от берез Россия» [9-12].

Технология фестиваля включила следующие содержательные блоки.

1. Выбор тематики фестиваля. Выбор темы был обусловлен Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 2019 г. № 327 «О проведении в Российской Федерации Года памяти и славы» [13].

2. Определение формы проведения. Он-лайн-форма стала единственно возможной для реализации фестиваля.

3. Формулирование принципов. При создании фестиваля был выдвинут ряд принципов. Принцип «бесплатности» подразумевал как бесплатность участия в фестивале, так и нулевой бюджет на проведение фестиваля. Принцип «близости» понимался как «стирание» физического и временного расстояния между организаторами и участниками. Важна была «комфортность» участия, использование продуктивного потенциала популярных современных средств коммуникации (смартфонов) и социальных сетей.

4. Формулирование названия и формата. Для создания названия и определения формата был организован мозговой штурм. В результате была выбрана такая формулировка: Международный онлайн пазл-фестиваль художественного творчества, посвященный Году памяти и славы «1418 (Мы память бережно храним)». Определение «пазл-фестиваль» стало весьма удачной придумкой. Пазл - популярная и любимая с детства игра. Это и головоломка, и картинка. Для того чтобы картина получилась полной, нужно собрать все ее элементы в строго определенном порядке. Без отдельного элемента целой картины не получится [14, с. 483]. Приведенные в названии цифра и определение «пазл» стали привлекательными для сторон-участников мероприятия (участников, партнеров, особенно средств массовой информации). Эти части заголовка потребовали расшифровки в Положении о проведении фестиваля и рекламной продукции. Нами были даны следующие пояснения: 1418 - продолжительность Великой Отечествен-

ной войны в днях. Определение «пазл» призвано указать на важность каждой творческой работы в раскрытии художественных образов Стойкости, Доблести, Героизма, Победы в Великой Отечественной войне, как без одного пазла картина уже не является полной.

5. Постановка цели. Цель фестиваля была определена как «сохранение и популяризация исторической памяти в многообразии и полноте художественных образов Стойкости, Доблести, Героизма, Победы в Великой Отечественной войне при помощи современных средств коммуникации», что вполне коррелирует со смысловым содержанием событийной основы фестиваля.

6. Планирование результатов. Позднее были сформулированы ожидаемые результаты от реализации фестиваля. Данный пункт стал необходимым, поскольку в январе 2020 г. фестиваль был представлен на городском конкурсе молодежных проектов «Твоя патриотическая инициатива» на территории города Екатеринбурга в 2020 г. и стал победителем. Были конкретизированы количественные показатели: число участников фестиваля - не менее 1418 (по числу дней Великой Отечественной войны); средняя оценка фестиваля участниками по шкалам «приемлемость данной формы», «доступность» и «полезность» - не менее 4 по 5-ти-балльной шкале; не менее 80% положительных отзывов участников о фестивале. Качественные показатели: освещение фестиваля на сайтах организаторов и партнеров; освещение фестиваля в средствах массовой информации.

7. Привлечение организаторов и партнеров. Для реализации сформулированных принципов, цели и показателей было организовано партнерство. В качестве партнеров выступили 6 организаций, в том числе одна иностранная: ФГБОУВО «Уральский государственный педагогический университет», Екатеринбург, Россия; Russian Language and Culture school «TeremOK», Darlington, United Kingdom; Свердловская региональная ассоциация общественных объединений «Ассоциация национально-культурных объединений Свердловской области», Екатеринбург, Россия; Свердловская региональная общественная организация русской культуры и развития дружбы народов «Мое Отечество», Екатеринбург, Россия; Комитет по молодежной политике администрации Екатеринбурга, Екатеринбург, Россия; МБОУДО «Детско-юношеский центр «Вариант», Екатеринбург, Россия.

Для наибольшего охвата участников организационным комитетом было предложено опубликовать в Положении о проведении фестиваля и рекламной продукции приглашение

партнеров-организаций и частных лиц, оказывающих поддержку фестивалю (размещение информации на веб-сайте организации, привлечение участников).

8. Определение направлений фестиваля. Для широты жанрового охвата конкурсных работ были определены такие направления фестиваля, как танец, песня, слово, рукоделие, рисунок, игра на народном музыкальном инструменте, обряд, народная игра и т. д. Были предложены различные варианты количественного состава конкурсантов - от соло до большого ансамбля.

9. Планирование порядка проведения фестиваля. Порядок проведения фестиваля охватывал три этапа. 1-й этап - приглашение партнеров, размещение конкурсных работ в социальных сетях «Инстаграм» (1пБ1адгат), «ВКонтакте» ^К), или видео хостинге «Ютьюб» ^оиТиЬе) - по 22 апреля (включительно). 2-й этап - подведение итогов фестиваля - с 23 до 27 апреля. 3-й этап -итоговое мероприятие (с онлайн-трансляцией), объявление итогов и награждение - 28 апреля 2020 г.

10. Определение последовательности размещения конкурсных работ. Конкурсную работу предлагалось разместить в социальной сети «Инстаграм» (1пБ1адгат), или «ВКонтакте» ^К), или видеохостинге «Ютьюб» ^оиТиЬе) (аккаунт должен быть в открытом доступе), затем подать заявку. В заявке заполнить форму-описание, анкетные данные, дать оценку фестивалю и написать отзыв.

11. Разработка Положения о проведении фестиваля. Создание сайта фестиваля. Разработанный алгоритм реализации лег в основу Положения о проведении фестиваля [15], после его согласования с организаторами началось создание сайта фестиваля на платформе Гугл [16]. Созданный сайт состоял из следующих страниц: «Главная страница», «Организаторы», «Партнеры», «Порядок проведения», «Уже приняли участие», «Результаты», «Контакты».

На Главной странице были размещены приветствие участников фестиваля, предложение принять участие, табло - счетчик принятых работ, кнопка для «скачивания» Положения о проведении фестиваля, кнопка «Подать заявку». Клавиша «Подать заявку» открывала регистрационную форму участника, поле для размещения электронного адреса работы, форму оценки фестиваля и обратной связи. На следующих двух страницах были расположены логотипы и активные ссылки на сайты организаторов и партнеров соответственно. На странице «Порядок проведения» было дано подробное описание последовательности фестиваля. Страница «Уже

приняли участие» была создана для того, чтобы участники могли убедиться в том, что их работа принята и в правильности поданных данных. Вкладка «Результаты» активизировалась в последнюю неделю фестиваля - после подведения итогов.

12. Популяризация и продвижение фестиваля в сети Интернет. Анализ и корректировка реализации технологии. К моменту начала фестиваля на сайтах организаторов была размещена афиша и приглашение к участию. Началась работа по привлечению потенциальных участников, а именно приглашение участников и партнеров посредством социальных сетей. Так получилось, что объявление о начале фестиваля состоялось в марте и практически совпало с инициализацией процессов, связанных с введением режима изоляции и самоизоляции. И поначалу объявление о фестивале не принесло практических результатов.

Из переписки с потенциальными участниками стало понятно, что, хотя фестиваль и был рассчитан на форму онлайн-реализации, перед участниками возникли серьезные проблемы. Под угрозу «срыва» попали коллективные номера и номера, требующие сценического исполнения, поскольку данные формы деятельности оказались под запретом. У исполнителей других направлений возникли трудности, связанные с еще неорганизованной онлайн-коммуникацией, с взаимодействием руководителя и участников творческих коллективов. Кроме всего прочего, в стране с 23 марта по 12 апреля для школьников были объявлены внеочередные каникулы, что также представило опасность срыва реализации фестиваля в определенные ранее сроки.

Несмотря на возникшие трудности, организационным комитетом фестиваля было принято решение продолжить его реализацию в формах и объемах, близких к запланированным.

Была организована адресная рассылка обращений к потенциальным участникам и партнерам. Предложено в зачет конкурсных работ направить рабочие репетиционные записи, сделанные прежде, устное описание работы, видеомонтаж, эскизы и т. д.

В домашних условиях были записаны видеоролики, разъясняющие цели и задачи фестиваля, а также возможные способы участия в нем. Интересным оказалось взаимодействие с телевизионной программой «Национальное измерение» канала «Областное телевидение» (ОТВ). Поскольку сотрудники телевидения не имели возможности работать на своем рабочем месте и использовать профессиональное оборудование, потенциальным новостным информаторам было предложено самим снимать и монтировать

видеосюжеты. При этом определялись некоторые технические параметры к таким роликам: продолжительность не более 3-4 минут, съемка разных планов, камера не должна «трястись» и т. д. Оказалось, что эти условия достаточно легко выполнить при помощи обыкновенного мобильного телефона, селфи-палки, скотча и бесплатных программ для видеомонтажа в телефоне. Для программы Областного телевидения «Национальное измерения» был снят селфи-ре-портаж «Как стать победителем международного фестиваля, оставаясь дома», где в доступной форме было рассказано и показано, какие творческие работы могут принять участие в фестивале, как оформить заявку и стать победителем фестиваля, оставаясь дома.

На сайтах организаторов были размещены дополнительные материалы, связанные с популяризацией фестиваля и освещением его хода, разъяснениями условий онлайн-участия: «Оставайся дома и становись участником Международного онлайн пазл-фестиваля «1418 (Мы память бережно храним)!», «Авторы от Екатеринбурга до Кемерово готовят творческие работы о Великой Отечественной войне», «Как, оставаясь дома, стать лауреатом международного фестиваля?», «На канале ОТВ доцент УрГПУ поделился рецептом, как стать лауреатом международного фестиваля, оставаясь дома», «На онлайн-фестиваль УрГПУ подано 310 заявок. Присоединяйтесь!» и др.

13. Создание итогового мероприятия. Финальное мероприятие было представлено в формате нон-стоп фильма-концерта, файл которого был «выложен» на главной странице сайта фестиваля. В двухчасовой фильм вошли 59 работ участников. Интересной оказалась идея особого монтажа обращений к участникам фестиваля от организаторов. Их видеоролики были вмонтированы в финальный фильм не в виде отдельных видеофрагментов, а «наложены» на концертный видеоряд. Причем в общий видеоряд были вставлены видео выступающих, «обрезанные» по силуэту выступающего (видеоэффект «маска»). Такой способ монтажа, с одной стороны, позволил технически вырезать фон, совершенно не относящийся к концерту, с другой - создать эффект присутствия выступающих на концерте. С видеообращениями выступили ректор Уральского государственного педагогического университета, профессор С. А. Минюрова, председатель правления Свердловской региональной общественной организации «Ассоциация национально-культурных объединений Свердловской области» Ф. М. Мир-зоев, председатель правления Свердловской региональной общественной организации русской культуры и развития дружбы народов

«Мое Отечество» Л. Б. Ушакова, director of the Russian Language and Culture school «TeremOK», Darlington, United Kingdom Inna Merdi, директор фестиваля Н. Куликова. Интересной оказалась и идея создания Программы гала-концерта фестиваля. Она была организована в виде таблицы, где в правом столбце были вписано название фестивальной работы, исполнители, география работы. А в левом - электронная ссылка на расположение работы в Сети. В случае необходимости можно было посмотреть творческую работу непосредственно на интернет-странице автора [17].

14. Размещение дипломов и благодарственных писем. Дипломы для участников фестиваля, благодарственные письма организаторам и партнерам фестиваля были также размещены на сайте фестиваля.

15. Подведение итогов фестиваля. После завершения фестиваля отчеты о его результатах были опубликованы на сайтах организаторов. По итогам фестиваля был смонтирован селфи-видеорепортаж для программы «Национальное измерение» областного телевидения.

Основными результатами фестиваля стали следующие. Были поданы 572 заявки. С учетом массовости многих коллективов число участников превысило запланированную цифру 1418 - по количеству дней Великой Отечественной войны. Фестиваль не предусматривал организационных взносов. Достаточно широкой оказалась география фестиваля: Свердловская, Челябинская, Новгородская области, Чувашия, Карачаево-Черкесия, Башкортостан, Москва, Санкт-Петербург, Тула, Курган, Кемерово, Белая Калитва, а также Кипр, Монголия, Китай, Белоруссия, Украина, Великобритания, Туркменистан. Богатым стал и национальный колорит. Русские, казахи, цыгане, армяне, чуваши, коми, таджики, грузины, башкиры, татары, карачаевцы, монголы, китайцы, киприоты и другие народы мира объединились почтить память солдат, офицеров, тружеников тыла - героев Великой Отечественной войны [18].В форме обратной связи участникам было предложено оценить фестиваль по шкалам: интересность, полезность и доступность данной формы мероприятия. Оценки участников распределились следующим образом. По шкале «интересность» на «5» оценили 95,6%, 3,5% поставили «4»; 0,7% поставили «3»; 0,2% поставили «2». Полезность: 97,9% поставили «5»; 1,8% поставили «4»; 0,4% поставили «2». Доступность - 95,4% поставили «5»; 3,5% поставили «4»; 0,9% поставили «3»; 0,2% поставили «2».

Для дальнейшего совершенствования технологии был проведен контент-анализ от-

зывов участников фестиваля. Организаторы получили весьма полезную обратную связь. По мнению участников, следует доработать информационную составляющую технологии: «Информационное обеспечение данного мероприятия оставляет желать лучшего»; «пожелание: делать рассылку на данный конкурс по образовательным организациям, для того чтобы можно было бы большему количеству детей поучаствовать»; «можно сделать более сильную рекламу фестиваля»; «можно при выкладывании работ указывать хештег фестиваля».

Отзывы участников подтвердили его доступность: «Спасибо за возможность участия тех, кто живет и учится не в столице области!»; «здорово, что в такое непростое время есть возможность поучаствовать в онлайн-конкурсе, да еще и конкурс, посвященный Великой победе!!! Спасибо». Отражена интересность проведенного фестиваля: «Данный формат фестиваля очень понравился. Важная тематика, доступность участия».

Участники написали и о полезности фестиваля: «Очень нужное, значимое и важное мероприятие, особенно в данной обстановке»; «полезный и нужный в такой знаменательный год фестиваль. Большое спасибо организаторам фестиваля»; «хочется сказать спасибо за возможность поучаствовать в таком фестивале, который дает возможность проявить себя и выразить таким способом благодарность нашим ветеранам за мирное небо над головой!».

Заканчивая статью, можно сделать такие выводы.

1. Разработанная технология оказалась достаточно эффективной в условиях изоляции, что выразилось в массовости организованного мероприятия, ширине географического охвата, высокой оценке участников.

2. Технология позволяет обеспечить доступность участия в мероприятии (географическую, финансовую, техническую).

3. Форма онлайн-фестиваля является интересной, особенно для молодежной аудитории благодаря использованию гаджет-технологий.

4. Отзывы участников свидетельствуют о педагогической полезности фестиваля, что также программируется технологией.

5. Технология показала свою состоятельность в условиях изоляции.

6. Предложенная технология вызвала живой интерес аудитории фестиваля и может помочь коллективам художественного творчества, самодеятельным артистам и художникам не останавливаться в своем творческом развитии, а продолжить художественное совершенствование даже в условиях изоляции и самоизоляции.

Список литературы

1. Потери учреждений культуры в РФ за время пандемии оценили в 8 млрд рублей // Интерфакс. 2020. 26 июля. URL: https://www.interfax.ru/culture/714832 (дата обращения: 21.08.2020).

2. Альперина С. Искусство доставки на дом: как культура сохраняет здоровье нации во время пандемии //Российская газета. 2020.22 мая. С. 1,8. URL: https:// rg.ru/2020/05/21/kak-kultura-sohraniaet-zdorove-nacii-vo-vremia-pandemii.html (дата обращения: 21.08.2020).

3. Digital 2020: ежегодное глобальное исследование от We Are Social и Hootsuite // Ex Libris. 2020. 5 февр. URL: https://exlibris.ru/news/digital-2020-ezhegodnoe-globalnoe-issledovanie-ot-we-are-social-i-hootsuite/ (дата обращения: 21.08.2020).

4. Ариарский М. А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления. СПб.: Арт-студия Концерт, 2008. 792 с.

5. Конович А. А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. М.: Высш. шк., 1990. 208 с.

6. Ежов П. Ю. Критерии включения игры в детскую игровую программу // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2016. № 2 (150). С. 158-163.

7. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. М.: СИНТЕГ, 2007. 668 с.

8. Ежов П. Ю. Педагогический потенциал театрализованного действия в работе с детским коллективом // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2013. Т. 200. С. 83-94.

9. Ежов П. Ю., Крамаренко Н. А. Опыт проектирования международного онлайн-фестиваля художественного культурного наследия России «И светла от берез Россия» как инновационной формы развития гражданского потенциала современной молодежи // Гражданский потенциал современной молодежи: материалы всерос. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 26 окт. 2018 г.). Екатеринбург, 2018. С. 58-62.

10. Ежов П. Ю., Куликова Н. А. Международная онлайн-акция по профилактике табачной зависимости среди молодежи «Уже не модно!»: опыт создания и реализации // Наука и перспективы: электрон. науч. журн. 2018. № 2. URL: http://nip.esrae.ru/ru/18 (дата обращения: 21.08.2020).

11. Ежов П. Ю., Куликова Н. А. Международная онлайн-акция по пропаганде трезвости среди молодежи «Уже не модно» (опыт проведения) // Трезвость и проблемы современной России: материалы XVII Всерос. науч.-практ. конф. обществен. движения «Союз утверждения и сохранения Трезвости «Трезвый Урал» (Южноуральск, 23-24 февр. 2019 г.). Тюмень, 2019. С. 196-203.

12. Ezhov P. Yu., Smirnov A. V. «Creative Participation» -Technology for the Prevention of Youth Addictions, Using Modern Gadget Technologies // Proceedings of the International Scientific Conference «Digitalization of Education: History, Trends and Prospects» (DETP 2020). Yekaterinburg, 2020. P. 501-506. (Advances in Social Science, Education and

Humanities Research; vol. 437). URL: https://www.atlantis-press.com/proceedings/detp-20/125940231 (дата обращения: 21.08.2020).

13. Указ Президента РФ № 327 от 8 июля 2019 г. «О проведении в Российской Федерации Года памяти и славы» // Президент России: сайт. URL: http://prezident.org/articles/ ukaz-prezidenta-rf-327-ot-8-iyulja-2019-goda-10-07-2019. html (дата обращения: 21.08.2020).

14. Егорова Т. В. Словарь иностранных слов современного русского языка. М.: «Аделант», 2014. 800 с.

15. Положение о проведении международного онлайн пазл-фестиваля художественного творчества, посвященного Году памяти и славы «1418 (мы память бережно храним)» // 1418 (мы память бережно храним): сайт. URL: https://www.sites.google.com/view/1418pamyat (дата обращения: 21.08.2020).

16. 1418 (мы память бережно храним): сайт / Урал. гос. пед. ун-т. URL: https://www.sites.google.com/ view/1418pamyat (дата обращения: 21.08.2020).

17. Гала-концерт // 1418 (мы память бережно храним): сайт. URL: https://www.sites.google.com/view/1418pamyat/ результаты (дата обращения: 21.08.2020).

18. Шадрина К. Организованный УрГПУ фестиваль «1418 — мы память бережно храним» завершился онлайн-концертом // Уральский государственный педагогический университет: [сайт]. 2020. 1 мая. URL: https://uspu.ru/news/ organizovannyy-urgpu-festival-1418-my-pamyat-berezhno-khranim-zavershilsya-onlayn-kontsertom/ (дата обращения: 21.08.2020).

References

1. The loss of cultural institutions in the Russian Federation during the pandemic was estimated at 8 billion rubles. Interfaks. 2020. July 26. URL: https://www.interfax.ru/ culture/714832 (accessed: Aug. 21.2020) (in Russ.).

2. Alperina S. The art of home delivery: how culture preserves the health of the nation during a pandemic. Russian newspaper. 2020. May 22. 1, 8. URL: https://rg.ru/2020/05/21/ kak-kultura-sohraniaet-zdorove-nacii-vo-vremia-pandemii. html (accessed: Aug. 21.2020) (in Russ.).

3. Digital 2020: Annual Global Survey from We Are Social and Hootsuite. Ex Libris. 2020. Febr. 5. URL: https:// exlibris.ru/news/digital-2020-ezhegodnoe-globalnoe-issledovanie-ot-we-are-social-i-hootsuite/ (accessed: Aug. 21.2020) (in Russ.).

4. Ariarskij M. A. Socio-cultural activities as a subject of scientific understanding. SPb.: Art-studiya Koncert, 2008. 792 (in Russ.).

5. Konovich A. A. Theatrical holidays and rituals in the USSR. Moscow: Higher school, 1990.208 (in Russ.).

6. Ezhov P. Yu. Criteria for including games in the children's play program. Izvestiya Ural Federal University Journal. Ser. 1. Issues in Education, Science and Culture. 2016. 2 (150), 158-163 (in Russ.).

7. Novikov A. M., Novikov D. A. Methodology. M.: SINTEG, 2007. 668 (in Russ.).

8. Ezhov P. Yu. Pedagogical potential of a theatrical action in the work with children's groups. Proceedings of Saint Petersburg State University of Culture and Arts. 2013. 200, 83-94 (in Russ.).

9. Ezhov P. Yu., Kramarenko N. A. Experience in the design of the international online festival of artistic cultural heritage of Russia «I svetla ot berez Rossiya» as an innovative form of development of the civil potential of modern youth. Civic potential of modern youth: materials of the all-Russ. sci. and practical conf. (Yekaterinburg, Oct. 26.2018). Yekaterinburg. 2018. 58-62 (in Russ.).

10. Ezhov P. Yu., Kulikova N. A. International online campaign for the prevention of tobacco addiction among young people «It is no longer fashionable!»: experience of creation and implementation. Science and perspectives: electronic sci. j. 2018. 2. URL: http://nip.esrae.ru/ru/18 (accessed: Aug. 21.2020) (in Russ.).

11. Ezhov P. Yu., Kulikova N. A. The international online action on promotion of sobriety among youth «It is not fashionable anymore!» (experience of realization). Sobriety and the problems of modern Russia: materials of the XVII All-Russ. sci.-practical conf. of the public movement «Union for the approval and preservation of Sobriety «Sober Ural». (Yuzh-nouralsk, Febr. 23-24.2019). Tyumen, 2019. 196-203 (in Russ.).

12. Ezhov P. Yu., Smirnov A. V. «Creative Participation» -Technology for the Prevention of Youth Addictions, Using Modern Gadget Technologies. Proceedings of the International Scientific Conference «Digitalization of Education: History, Trends and Prospects»(DETP2020). Yekaterinburg, 2020. 501 -506. (Ser. Advances in Social Science, Education and Humanities Research; 437). URL: https://www.atlantis-press.com/proceed-ings/detp-20/125940231 (accessed: Aug. 21.2020) (in Russ.).

13. Decree of the President of the Russian Federation N 327 of July 8. 2019 «On holding the Year of Memory and Glory in the Russian Federation». President of Russia: website. URL: http://prezident.org/articles/ukaz-prezidenta-rf-327-ot-8-iyulja-2019-goda-10-07-2019.html (accessed: Aug. 21.2020) (in Russ.).

14. Egorova T. V. Dictionary of foreign words of the modern Russian language. M.: Adelant, 2014. 800 (in Russ.).

15. Regulations on the holding of the international online puzzle festival of artistic creativity dedicated to the Year of memory and glory «1418 (we cherish the memory)». 1418 (we cherish the memory): website. URL: https://www.sites.google. com/view/1418pamyat (accessed: Aug. 21.2020) (in Russ.).

16. 1418 (we cherish the memory): website / Ural state ped. univ. URL: https://www.sites.google.com/ view/1418pamyat (accessed: Aug. 21.2020) (in Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Gala-concert. 1418 (we cherish the memory): website. URL: https://www.sites.google.com/view/1418pamyat/pe-3ynwaTbi (accessed: Aug. 21.2020) (in Russ.).

18. The festival «1418 - we cherish the memory» organized by the Ural State Pedagogical University ended with an online concert. Ural state pedagogical university. 2020. May 1. URL: https://uspu.ru/news/organizovannyy-urgpu-festival-1418-my-pamyat-berezhno-khranim-zavershilsya-onlayn-kontsertom/ (accessed: Aug. 21.2020) (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.