Научная статья на тему 'ЦИФРОВОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО КОНТЕНТА В УСЛОВИЯХ «НОВОЙ НОРМЫ» ДИСТАНЦИРОВАННОГО МИРА'

ЦИФРОВОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО КОНТЕНТА В УСЛОВИЯХ «НОВОЙ НОРМЫ» ДИСТАНЦИРОВАННОГО МИРА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1038
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ / НОВЫЙ КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕНТ / КУЛЬТУРА НА КАРАНТИНЕ / НОРМЫ ДИСТАНЦИРОВАННОГО МИРА / DIGITAL CONSUMPTION / NEW CULTURAL CONTENT / QUARANTINED CULTURE / NORMS OF THE DISTANCED WORLD

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шлыкова Ольга Владимировна

В работе поднимается тема связи «аналоговых» пользователей с технологиями цифровой цивилизации в условиях вынужденной нормы дистанцированного мира. Отмечены, с одной стороны, процессы активизации использования открытых ресурсов, с другой – производства нового типа контента культурно-досуговой деятельности и социального взаимодействия. Приводится статистика ущерба, нанесённого пандемией COVID-19 для сферы развлечений и досуга, а также показатели потребления цифровых культурных ресурсов и сервисов, онлайновых трансляций в условиях неопределённости. Утверждается, что именно учреждения культуры, выполняя свою высокую гуманистическую миссию, в чрезвычайно сложных обстоятельствах проявили свою мобильность в создании и разработке востребованного контента, его продвижении в дистанционном режиме. Материал подкреплён результатами экспертных опросов и пилотных исследований, проведённых на начальном этапе пандемийного периода аналитическим центром НАФИ, Mediascope и другими. Автор акцентирует внимание на таких трендах, как разнообразие мобильного и интерактивного потребления, расширение границ и круга пользователей за счёт онлайн-взаимодействия, получение новых знаний и навыков овладения цифровых компетенций у сотрудников учреждений культуры, транслирующих новые типы контента, и у его публики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Шлыкова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL CONSUMPTION OF CULTURAL CONTENT IN THE CONTEXT OF THE “NEW NORMAL” OF THE DISTANCED WORLD

The paper raises the topic of the connection of “analog” users with the technologies of digital civilization in the conditions of the forced norm of the distanced world. On the one hand, the processes of increasing the use of open resources are noted, on the other, the production of a new type of content for cultural and leisure activities and social interaction. The article provides statistics on the damage caused by the COVID-19 pandemic to the entertainment and leisure sector, as well as indicators of the consumption of digital cultural resources and services, online broadcasts in conditions of uncertainty. It is argued that cultural institutions, fulfilling their high humanistic mission, in extremely difficult circumstances showed their mobility in creating and developing popular content, promoting it remotely. The material is supported by the results of expert surveys and pilot studies conducted at the initial stage of the pandemic period by analytic centers of Mediascope, NAFI and others. The author focuses on such trends as the diversity of mobile and interactive consumption, the expansion of the boundaries and the circle of users through online interaction, the acquisition of new knowledge and skills of mastering digital competencies among employees of cultural institutions that broadcast new types of content, and its public.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО КОНТЕНТА В УСЛОВИЯХ «НОВОЙ НОРМЫ» ДИСТАНЦИРОВАННОГО МИРА»

ИФРОВОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО КОНТЕНТА

В УСЛОВИЯХ «НОВОЙ НОРМЫ» ДИСТАНЦИРОВАННОГО МИРА УДК 351.85+124.5

https://doi.org/10.24412/1997-0803-2020-597-160-169 О. В. Шлыкова

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), Москва, Российская Федерация, ORCID: 0000-0002-2568-3624, e-mail: olgashlykova@yandex.ru

Аннотация: В работе поднимается тема связи «аналоговых» пользователей с технологиями цифровой цивилизации в условиях вынужденной нормы дистанцированного мира. Отмечены, с одной стороны, процессы активизации использования открытых ресурсов, с другой -производства нового типа контента культурно-досуговой деятельности и социального взаимодействия. Приводится статистика ущерба, нанесённого пандемией COVID-19 для сферы развлечений и досуга, а также показатели потребления цифровых культурных ресурсов и сервисов, онлайновых трансляций в условиях неопределённости. Утверждается, что именно учреждения культуры, выполняя свою высокую гуманистическую миссию, в чрезвычайно сложных обстоятельствах проявили свою мобильность в создании и разработке востребованного контента, его продвижении в дистанционном режиме. Материал подкреплён результатами экспертных опросов и пилотных исследований, проведённых на начальном этапе пандемийного периода аналитическим центром НАФИ, Mediascope и другими. Автор акцентирует внимание на таких трендах, как разнообразие мобильного и интерактивного потребления, расширение границ и круга пользователей за счёт онлайн-взаимодействия, получение новых знаний и навыков овладения цифровых компетенций у сотрудников учреждений культуры, транслирующих новые типы контента, и у его публики.

Ключевые слова: цифровое потребление, новый культурный контент, культура на карантине, нормы дистанцированного мира.

Благодарности: Статья подготовлена в Государственном академическом университете гуманитарных наук в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (тема № FZNF-2020-0001 «Историко-культурные традиции и ценности в контексте глобальной истории»).

Для цитирования: Шлыкова О. В. Цифровое потребление культурного контента в условиях «новой нормы» дистанцированного мира // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 5 (97). С. 160-169. https://doi.org/: 10.24412/ 1997-0803-2020-597-160-169

ШЛЫКОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА - доктор культурологии, профессор, заместитель директора Научно-образовательного центра «Гражданское общество и социальные коммуникации» Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) SHLYKOVA OLGA VLADIMIROVNA - D.Sc. in Cultural Studies, Full Professor, Vice-Director of Research and Education Center for Civil Society and Social Communication, Institute of Public Administration and Civil Service, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA)

© Шлыкова О. В., 2020

DIGITAL CONSUMPTION OF CULTURAL CONTENT IN THE CONTEXT OF THE "NEW NORMAL" OF THE DISTANCED WORLD

Olga V. Shlykova

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Moscow, Russian Federation, ORCID: 0000-0002-2568-3624, e-mail: olgashlykova@yandex.ru

Abstract: The paper raises the topic of the connection of "analog" users with the technologies of digital civilization in the conditions of the forced norm of the distanced world. On the one hand, the processes of increasing the use of open resources are noted, on the other, the production of a new type of content for cultural and leisure activities and social interaction. The article provides statistics on the damage caused by the COVID-19 pandemic to the entertainment and leisure sector, as well as indicators of the consumption of digital cultural resources and services, online broadcasts in conditions of uncertainty. It is argued that cultural institutions, fulfilling their high humanistic mission, in extremely difficult circumstances showed their mobility in creating and developing popular content, promoting it remotely. The material is supported by the results of expert surveys and pilot studies conducted at the initial stage of the pandemic period by analytic centers of Mediascope, NAFI and others. The author focuses on such trends as the diversity of mobile and interactive consumption, the expansion of the boundaries and the circle of users through online interaction, the acquisition of new knowledge and skills of mastering digital competencies among employees of cultural institutions that broadcast new types of content, and its public.

Keywords: digital consumption, new cultural content, quarantined culture, norms of the distanced world.

Acknowledgements: The work was prepared at the State Academic University for the Humanities (GAUGN) within the framework of the state assignment of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation (topic number FZNF-2020-0001 "Historical and cultural traditions and values in the context of global history").

For citation: Shlykova O. V. Digital consumption of cultural content in the context of the "new normal" of the distanced world. The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2020, no. 5 (97), pp. 160-169. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1997-0803-2020-597-160-169

Современная эпоха характеризуется сменой парадигм в сфере культуры, что влечёт за собой изменение основных функций культуры и искусства, переход от традиционной просветительской функции к доминанте культурно-развлекательной, от общества массового потребления вещей и услуг к обществу потребления новых переживаний и энергии впечатлений средствами прежде всего цифровых коммуникаций и современных медиаплатформ [5]. Это определённым образом влияет и на формат ме-диапотребления как способ социализации, форму саморазвития.

Очевидно, что данные трансформации фиксируют принципиально иное состояние и уровень развития информационного общества, в основе которого высвечиваются новая методология, информационное мировоззрение, соответствующие цифровой эпохе, меняющие образ жизни и типы коммуникативных практик, формы соответствующего потребительского поведения.

Как отмечают ведущие исследователи в области медиа, современная культура всё больше отличается приматом аудиовизуальной, «звукозрительной» коммуникации [1].

Технологические достижения времени (комфорт в управлении, использовании информации, оперативности коммуникации и трансляции цифровых потоков) также существенно отражают свойства как социального, так и антропологического характера, имея прямое отношение к человеку и его бытию. «Это позволяет рассматривать современную эпоху как особую среду обитания и среду созидания человека, пространство, в котором аудиовизуальные и коммуникационно-цифровые технологии не просто влияют на характер и направленность деятельности человека и социума, но становятся основными, определяющими цели и смыслы этой деятельности и человеческой жизни» [4, с. 47].

Развитие аудиовизуальных коммуникативных инструментов - особенно кино, телевидения и разнообразных аудиовизуальных форм коммуникации, раскрученных эпохой Интернета, не только принципиально изменило возможности работы с аудиовизуальным контентом. Оно стремительно трансформировало механизмы воспроизводства культуры [1, с. 14], показав, что мы имеем дело не с цифровым фасадом, а с кардинальными трансформациями культуры цифровой эпохи.

Тотальная трансграничность и данных, и технологий стала вызовом и с точки зрения безопасности, и с точки зрения уровня компетенций, необходимых для овладения информационно-коммуникативными потоками [12, с. 20].

Аудиовизуальные, «звукозрительные» формы коммуникации, некогда считавшиеся принципиально новыми формами существования культуры и человека в культуре, стали привычным явлением, в котором есть свои ярко выраженные специфические черты:

1) они комфортны в плане восприятия информации, схватываются мгновенно, не требуют глубокого «вдумчивого чтения»;

2) если традиционный текст требует «расшифровки» материала и включённости читателя в процесс погружения и считывания информации, аудиовизуальная форма коммуникации менее притязательна, зрителю достаточно слушать и получать впечатления от увиденного. Поскольку «сам текст отсылает к тому, что субъект должен "декодировать", аудиовизуальная форма не требует декодирования, она понятна ... всё уже представлено за субъекта (перед субъектом)» [4, с. 22];

3) подвергаясь воздействию потоков больших данных, человек не всегда может ориентироваться в изобилии легкодоступных фактов и сведений, отличить нужные знания от информационного спама.

Такая ситуация позволяет рассматривать новые формы на медиарынке в качестве накопителей преимущественно эмоционального опыта, но при этом фиксировать риски развития у зрителя приглушённой активности и отсутствие полноценной ответной реакции в режиме реального времени, фрагментарность смешанной информации. Поэтому двойственность аудиовизуальных форм, вызывает, с одной стороны, эффект «расширения органов чувств» (по М. Маклюэну), с другой - тормозит формирование компетенций созидательного, деятельного участия зрителя, его органичной включённости в процессы социализации, познания картины мира.

Растущий потенциал глобального Интернета и социальных сетей представляет угрозу для традиционных институций культуры. В связи с этим новым научным направлением современных исследований является осмысление логики когнитивных

процессов под воздействием новой цифровой среды. «Междисциплинарный подход позволяет понять и раскрыть типы культур, которые "схлестнулись", но в ускользающей реальности всё же продолжают функционировать то параллельно, то время от времени перетекая друг в друга» [13, с. 119].

Принципиальным отличием турбулентного общества со смешанными технологиями, «ускользающей» методологией исследования является культурная среда, существенно меняющаяся под воздействием информационных потоков, которые порождают новые типы контента: виртуальные туры, онлайн-коллекции, оцифрованные книжные ресурсы и т.д. Растущая актуальность проблем отвечает динамично растущей сложности культурных и информационных потребностей современных пользователей, задачам регулирования трансграничных потоков информации и данных, формирования ответственного отношения к созданию, использованию и распространению информации.

Период тотального погружения современного общества в цифровые, онлайн-ком-муникации в условиях пандемии СОУГО-19 особенно остро обнажил вынужденные тренды и новые культурные нормы, выступил импульсом для беспрецедентных по своему масштабу изменений и неопределённостей, которые повально охватили все стороны жизни общества, продолжая корректировать систему связей культуры повседневности, деловых и политических практик. Достаточно устойчивая по своей природе сфера культуры и искусства оказалась обречённой на поиски адекватных запросам времени способов сокращения дистанции со своими зрителями - потребителями культурных ресурсов и услуг. Иными словами, «... самоизоляция стала неким кон-

центратом, сформировавшим новую реальность бытия, направившую рефлексию масс в русло освоения инновационных технологий. Эти признаки проявились не только в росте потребления информации традиционных и новых видов медиа, но и в массовом освоении информационно-коммуникативных технологий, компьютерных программ, обеспечивающих как личностную, так и массовую коммуникацию» [11, с. 144]. В связи с этим активизировались и стремительно вмонтировались в реальную реальность онлайн-кабинеты, технологии виртуальной, дополненной и смешанной реальности, платформенные решения, основанные на блокчейне, программы для онлайнового общения, проведения видеоконференций и учебных занятий, такие как Zoom, Microsoft Teams и многие другие. Стала злободневной проблема, как связать «аналоговых» граждан с открытым правительством, с культурными услугами и ресурсами средствами цифровых технологий, платформ, онлайновых коммуникаций.

Потребление цифровой информации, по данным Mediascope, в первую неделю карантина значительно увеличилось. В крупных городах с населением более 100 тыс. человек наблюдался некий всплеск медиа-потребления, время обращения к новостным лентам Интернета выросло на 73% [2]. Однако если в первое время люди готовы были потреблять всю имеющуюся информацию в больших количествах (и независимо от источников), то в последующие этапы пандемийного периода пользователи научились отсеивать нужную информацию.

Во Всероссийской онлайн-конферен-ции «Адаптация учреждений культуры к работе в период пандемии. Возможности расширения их присутствия в онлайн-сре-де», которая была инициирована лабора-

торией «Территория культуры» Госкорпорации Росатом и состоялась в апреле 2020 года, приняли участие более 136 экспертов: министры культуры и первые заместители министров Калужской, Московской, Мурманской, Пензенской, Свердловской областей, Ямало-Ненецкого округа, Республики Бурятия, Республики Саха (Якутия), а также начальники управлений и департаментов культуры, зам. глав городов, руководители учреждений культуры и ведущие специалисты почти из 20 регионов России, в том числе городов закрытых административно-территориальных образований. На ней в ходе пятичасового обсуждения была дана культурологическая оценка «вызовов» современного мира, высвечены нормативно-правовые барьеры, особенно ощутимые в период пандемии СОУГО-19, организационно-технологические проблемы учреждений культуры регионов в форс-мажорных обстоятельствах и стресса, обобщены первые действенные шаги и выходы из тупиков, онлайн-взаи-модействия учреждений культуры с аудиторией на начальном этапе самоизоляции. Отмечено, что именно учреждения культуры, выполняя свою высокую гуманистическую миссию, в чрезвычайно сложных обстоятельствах проявили мобильность в создании и разработке цифровых ресурсов культуры, их продвижении в дистанционном режиме1.

Каждая сфера культуры, искусства, досуга и развлечений в поисках способов выживания начала с инвентаризации своих ресурсов, оптимизации деятельности и выявления резервов для другого, ранее малоизвестного формата взаимодействия.

1 См.: https://www.youtube.com/watch?v= pmDjvkgieH4; https://www.youtube.com/watch?v= m_YtO4yw7nc

Среди таких форм можно назвать он-лайн-интервью с актёрами, прямой эфир в «сторис» с подключениями коллег, заготовленными вопросами и онлайн-вопро-сами в чате, доступ к архивам спектаклей прошлых лет на сайтах театров, видеовоспоминания, онлайновые концерты, литературные чтения на «удалёнке» и т.п. Онлайн кинотеатры стали лидерами в сфере развлечений и досуга. Российские зрители в период самоизоляции привыкли к легальному просмотру кино и сериалов, предоставленных бесплатно в Сети, различным лекциям и мастер-классам, тем более что доступ к ресурсам был простимулирован многочисленными промоакциями онлайн-кинотеатров и тем, что на интернет-платформах появилось огромное количество высококачественных онлайн-транс-ляций, оригинальные шоу, дополняющих продукцию официального телевидения. Например, сатирический «Последний министр» на «Кинопоиске HD» или откровенный разговор о жизни в провинции «Чики» на more.tv.

Первым разрушительным действием для кинематографистов стали отмены весенних фестивалей - «South by Southwest» в США, Каннского фестиваля во Франции и многих других. В истории Каннского фестиваля были перерывы, связанные с военными событиями, трудностями политического и экономического характера (намеченный на 1939 год фестиваль не состоялся из-за начала Второй мировой войны, в 1968 году - из-за общенациональных забастовок, которые парализовали французскую экономику), но в 2020 году глобальное распространение COVID-19 нанесло удар всей системе социальных коммуникаций. Масштабы потерь трудно измерить и прогнозировать в ближайшей перспективе.

По расчётам экспертов, кризис на начало марта 2020 года только для киноиндустрии должен был обойтись в 5 млрд долларов США, но совокупный объём потерь для кинотеатральной индустрии приближается к 40 млрд [3]. И если в Ухане в 2019 году за 20 новогодних дней китайские кинотеатры заработали 1,5 млрд долларов США, то в 2020-м прибыль составила всего 3,9 млн [15]. Примерно аналогичные потери и в других странах - в Италии, Испании, затем на Ближнем Востоке.

В целом же, по оценкам ЮНЕСКО, капитализация мировой культуры составляет 2,25 трлн. долларов США. Всего в отрасли занято почти 30 млн человек, которые предпринимали самые различные меры в разных странах, чтобы поддержать эту сферу экономики и население в период эпидемии [7].

Закрытие кинотеатров способствовало выходу фильмов на стриминговых платформах и сервисах видео по запросу. Студия Universal сделала возможным домашний просмотр лент «Человек-невидимка», «Охота» и «Эмма», когда они ещё шли в пока работающих кинотеатрах, а комедию Джад-да Апатоу «Король Стейтен-Айленда» сразу выпустила онлайн. Этому примеру последовали и многие независимые студии. На выпуск картин сразу в Сети решились и российские производители, несмотря на традиционно «токсичное» отношение к онлайновым показам из-за пиратства.

Пандемия простимулировала дальнейшее укрепление позиций стриминговых платформ в современной киноиндустрии, а также в практике музеев и галерей, театрах. В регионах России, как показывает опрос руководителей учреждений культуры, спрос на электронные ресурсы вырос в первые недели пандемии на 100-120 % [14].

Нельзя не отметить, что в период пандемии именно библиотеки, которые, имея опыт цифровизации, предоставили свои ресурсы и услуги, первыми отреагировав на информационные потребности населения. Три четверти национальных библиотек в мире обновили свои цифровые сервисы.

Государственная библиотека Нового Южного Уэльса провела опрос публичных библиотек штата относительно их он-лайн-активности во время карантина, отметив, что доля библиотек, предлагающих онлайн-курсы программирования, возросла с 12% до 86%. Доступ к оцифрованным книгам и виртуальным выставка предоставили библиотеки Франции, Испании и других стран.

В период пандемии одни библиотеки (а в федеральных и региональных библиотеках 44 субъектов России имеются электронные каталоги на собственные фонды) предоставляли зарегистрированным читателям право удалённого доступа ко всем документам из собственной электронной библиотеки, другие - строго соблюдали авторское право. Бесплатный доступ к документам Национальной электронной библиотеки получили пользователи портала «Госуслуги».

С конца марта 2020 года народ, сидящий в изоляции, массово обратился к искусству. Французский музей Лувр, который является наиболее посещаемым в мире (до 10 млн посетителей в год, рекордная цифра 2018 года), благодаря проведению онлайн-выста-вок, столкнулся с четырёхкратным увеличением онлайн-подключений, число которых возросло до 400 тысяч в день [6]. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина зафиксировал увеличение посетителей на главной странице сайта на 65%, а длительность посещений - на 38%. Только за первый карантинный

месяц обращение к виртуальным турам музея составило 1 521% в сопоставлении до-пандемийным периодом [7, с. 28].

Флешмоб #tussenkunstenquarantaine, который был инициирован в карантинном марте Музеем Гетти (Калифорния), открыл для публики новый формат выставочной деятельности, связанный с воссозданием известных картин на основе использования доступных дома предметов. Эта акция захватила многие страны, в том числе и Россию.

Отметим, что в этой связи обострилась тема, связанная с построением целостной и вместе с тем многоаспектной системы показателей-индикаторов, отражающей реальное состояние дел в области цифрового потребления ресурсов культуры, которая в том числе позволит выявить уязвимые маркетинговые стратегии, открыть новые горизонты продвижения востребованных форм культурно-досуговой деятельности и социального взаимодействия.

Вынужденная изоляция доказала и то, что предлагаемые в онлайн культурные ресурсы и услуги вполне можно создавать без сложных логистических процессов и многочисленной команды. Проекты, транслируемые на карантине при помощи Zoom и мобильных камер, вышли далеко за пределы географических границ и стен привычных учреждений. Это касается не только мега-полисных проектов, но и небольших и даже закрытых городов.

Так, за 8 дней карантина в Ново-уральске Свердловской области состоялось 949 мероприятий с охватом посетителей в 320 032 человек1.

1 Программа «Культурный акцент» Новоуральской вещательной компании от 16 апреля 2020 года. Режим доступа: https://www.youtube.com/ watch?v=VHOBS3Wr0J0

Запущенный новоуральцами проект «Культурный Новоуральск» в режиме нон-стоп (в котором утром зарядка, а на ночь сказка с актёрами из театра «в домашних тапочках» и многие другие инновации) доказал, что можно за один день выполнить норму годового муниципального задания и создать в городе атмосферу эмоционального заряда и информационного наслаждения.

Пандемия заметно простимулировала дальнейшее укрепление позиций стри-минговых платформ в современной арт-индустрии.

С развитием нового этапа цифрового потребления культурных ресурсов и услуг музеям, галереям, экспозиционным центрам, научным лабораториям цифровой гу-манитаристики приходится разрабатывать стратегии привлечения и сохранения аудитории в условиях неопределённости, стремительно развивающихся новых форматов досуговых и творческих институций. Учреждения столкнулись с проблемой повышенных ожиданий и усложняющихся информационных капризов всё более технически подкованной публики и снижающейся способностью осваивать подлинные ценности из-за информационного перенасыщения среды.

Коммуникационные смыслы культурных практик, их ценностно-смысловая нагрузка актуализировали проблему формирования медиаграмотности и цифровых компетенций как у специалистов сферы культуры, создающих и транслирующих новые форматы взаимодействия, так и у пользователей культурных ресурсов и сервисов.

Как показывают результаты исследований, проведённых Аналитическим центром НАФИ, каждый третий россиянин на самоизоляции посвятил свободное время обра-

зованию или саморазвитию. Больше других обучались молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет (59% против 36% в допандемий-ный период в среднем по стране). При этом акцент был сделан на освоение или повышение цифровых компетенций (отдельных платформ, образовательных онлайн-серви-сов, программ по созданию уникального контента и других) [8, с. 53].

Стимулируя появление новых технологий, привлекательность инвестиций в культуру и искусство, человеческий капитал в виде приобретённых качеств, знаний и информации, образованности и квалификации кадров выступает эффективным фактором устойчивого развития страны, её успешного экономического роста и процветания. При этом компетенции становятся стратегическим ресурсом, ориентированным на удовлетворение возрастаю-

щих культурных потребностей и творческую реализацию человека в различных видах деятельности (научной, образовательной, производственной, профессиональной, досуговой и пр.).

Онлайновые коммуникации в сфере культуры стали одним из основных трендов периода пандемии СОУГО-19. Библиотеки, музеи, театры, кино проявили высокий уровень мобильности в кризисных условиях и удержали своих пользователей, расширив границы распространения своих сервисов за счёт онлайновых коммуникаций, формирования нового контента, актуального потребностям времени. Помимо заметного тренда к получению новых знаний и навыков овладения цифровыми компетенциями, пользователи стали осваивать способы выживания и эффективной адаптации к реалиям.

Список литературы

1. Аудиовизуальная платформа современной культуры : материалы Международной научной

конференции (в рамках XV Колосницынских чтений), 20-21 ноября 2020 года / Уральский федеральный университет имени Б. Н. Ельцина, Уральский государственный педагогический университет ; под редакцией Н. Б. Кирилловой, ответственный редактор Н. А. Симбирцева. Екатеринбург, 2020. 376 с.

2. Ачкасова К. Об изменениях медиапотребления на Digital Brand Day 2020 [Электронный ресурс].

URL: https://mediascope.net/news/1177564/

3. Березин О. Четверть кинотеатров не переживут кризис [Электронный ресурс] / Огонёкъ : [сайт].

13.04.2020. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4316366

4. Вархотов Т. А. Аудиовизуальные средства коммуникации в образовании: потенциал и ограничения

[Электронный ресурс] // Кинообразование и медиапедагогика в отечественной и зарубежной системе образования: проблемы и перспективы развития : сборник материалов и научных статей экспертного семинара. Москва : ФИРО, 2018. URL: https://www.ranepa.ru/images/News/2018-12/26-12-2018-verkhotov.pdf

5. Глобальная нестабильность и цифровые технологии: реалии XXI века [Электронный

ресурс] : международная конференция (27.11.2020, РУДН). URL: https://www.youtube.com/ watch?v=wxMbpR8Rctg&feature=emb_logo

6. Как коронавирус меняет сферу культуры: балет онлайн и аплодисменты миллионов невидимых

зрителей [Электронный ресурс] / Счётная палата Российской Федерации : [сайт]. URL:

https://ach.gov.ru/news/kak-koronavirus-menyaet-sferu-kultury-balet-onlayn-i-aplodismenty-

millionov-nevidimykh-zriteley

7. Культура в условиях пандемии COVID-19: Дайджест подготовлен Департаментом международного

и регионального сотрудничества [Электронный ресурс] / Счётная палата Российской Федерации. Москва, 2020. 49 с. URL: https://ach.gov.ru/upload/pdf/Covid-19-culture.pdf

líílllS 1 ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2020 ♦ 5 (97) сентябрь - октябрь ^

8. Новая нормальность. Образ жизни, рынки, инфраструктура и коммуникации после пандемии

[Электронный ресурс] / Аналитический центр НАФИ, авторы : Т. А. Аймалетдинов, И. А. Гильдебрандт, Е. Н. Никишова, Д. С. Рассадина. Москва : Издательство НАФИ, 2020. 73 с. URL: https://nafi.ru/upload/New%20normal_NAFI%20project.pdf

9. Онлайн и офлайн-образование. Методология и принятие решений : материалы круглого стола

/ В. В. Миронов, Г. В. Сорина, В. Ю. Перов и другие // Проблемы современного образования. 2019. № 4. С. 9-49.

10. Социологический нарратив 2020. Общество в эпоху турбулентности: поиски, угрозы и

перспективы : сборник статей по материалам XIX Всероссийской научной конференции студентов и аспирантов [Электронный ресурс] / РГГУ, Социологический факультет ; под общей редакцией Р. И. Анисимова ; составитель Р. И. Анисимов. Москва : РГГУ, 2020. 463 с. URL: https:// www.rsuh.ru/upload/main/sf/sbornik_2020_soc_narrativ.pdf

11. Уразова С. Л. Медиатизация как модус бытия в свете самоизоляции // Вестник ВГИК. 2020. Том 12.

№ 2 (44). С. 142-151.

12. Цифровая повестка: вызовы и законодательные решения (Совместное заседание Президиума

Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации и правления Интеграционного клуба при Председателе Совета Федерации) // Аналитический вестник / Аналитическое управление Аппарата Совета Федерации. 2018. № 1 (690). 126 с.

13. Шлыкова О. В. Динамика культурных практик в современном музее // Художественное

образование и наука. 2019. № 3. С. 118-123.

14. COVID-19 и глобальная библиотечная сфера. URL: https://www.ifla.org/node/93042

15. Seth Radnika Как эпидемия коронавируса повлияет на будущее киноиндустрии [Электронный

ресурс]. URL: https://www.vogue.ru/lifestyle/kak-epidemiya-koronavirusa-povliyaet-na-budushee-kinoindustrii

References

1. Kirillova N. B., ed. Audiovisual platform of contemporary culture: proceedings of the international scientific

conference (within the framework of the 15th Kolosnitsyn Readings), November 20-21, 2020. Ekaterinburg, 2020. 376 p. (In Russ.).

2. Achkasova K. About changes in media consumption at Digital Brand Day 2020. Available at: https://

mediascope.net/news/1177564/ (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Berezin O. A quarter of cinemas will not survive the crisis. Available at: https://www.kommersant.ru/

doc/4316366 (In Russ.).

4. Varkhotov T. A. Audiovisual means of communication in education: potential and limitations. In: Film

education and media pedagogy in the domestic and foreign education system: problems and development prospects: collection of materials and scientific articles of the expert seminar. Moscow, 2018. Available at: https://www.ranepa.ru/images/News/2018-12/26-12-2018-verkhotov.pdf (In Russ.).

5. Global instability and digital technologies: realities of the XXI century: international conference

(11/27/2020, People's Friendship University of Russia). Available at: https://www.youtube.com/ watch?v=wxMbpR8Rctg&feature=emb_logo (In Russ.).

6. How the coronavirus is changing culture: ballet online and applause from millions of invisible viewers.

Available at: https://ach.gov.ru/news/kak-koronavirus-menyaet-sferu-kultury-balet-onlayn-i-aplodismenty-millionov-nevidimykh-zriteley (In Russ.).

7. Culture in the context of the COVID-19 pandemic: Digest prepared by the Department of International and

Regional Cooperation. Available at: https://ach.gov.ru/upload/pdf/Covid-19-culture.pdf (In Russ.).

8. Aimaletdinov T. A., Gildebrandt I. A., Nikishova E. N., Rassadina D. S. New normalcy. Lifestyles, markets,

infrastructure and communications after the pandemic. Moscow, Published by NAFI Research Centre, 2020. Available at: https://nafi.ru/upload/New%20normal_NAFI%20project.pdf (In Russ.).

9. Mironov V. V., Sorina G. V., Perov V. Y. et al. Online and offline education: methodology and decision

making. Round table materials. Problems of Modern Education. 2019, no. 4, pp. 9-49. (In Russ.).

Si

^ Kynbrypa b эпоху uutypoBmauuH blliil I!) i

10. Sociological Narrative 2020. Society in the Age of Turbulence: Searches, Threats and Prospects: a collection

of articles based on the materials of the XIX All-Russian Scientific Conference of Students and Postgraduates. Moscow, Publishing House of the Russian State University for the Humanities, 2020. Available at: https://www.rsuh.ru/upload/main/sf/sbornik_2020_soc_narrativ.pdf (In Russ.).

11. Urazova S. L. Mediatization as a mode of being in the light of self-isolation. Vestnik VGIK (Journal of Film

Arts and Film Studies). 2020, vol. 12, no. 2 (44), pp. 142-151. (In Russ.).

12. Digital Agenda: Challenges and Legislative Decisions (Joint Meeting of the Presidium of the Scientific and

Expert Council under the Chairman of the Federation Council and the Board of the Integration Club under the Chairman of the Federation Council). Analytical Bulletin of the Federation Council. 2018, no. 1 (690), 126 p. (In Russ.).

13. Shlykova O. V. Modern museum cultural dynamics. Arts Education and Science. 2019, no. 3, pp. 118-123.

(In Russ.).

14. COVID-19 and the global library space. Available at: https://www.ifla.org/node/93042 (In Russ.).

15. Seth Radnika How the coronavirus epidemic will affect the future of the film industry. Available at: https://

www.vogue.ru/lifestyle/kak-epidemiya-koronavirusa-povliyaet-na-budushee-kinoindustrii (In Russ.).

*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.