СФОРМИРОВАНИЕ ОНЛАЙН-СООБЩЕСТВА ВОЛОНТЁРОВ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19:
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
УДК 374:004.738.5
https://doi.org/10.24412/1997-0803-2020-698-122-128 Н. И. Горлова
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Аннотация: Вспышка пандемии COVID-19 стала причиной коренных изменений в традиционных моделях работы учреждений культуры с волонтёрским сообществом. В рамках исследования особое внимание было уделено рассмотрению волонтёрских онлайн-программ и их реализации на базе зарубежных музеев и библиотек в Великобритании и США в условиях самоизоляции населения. Один из наиболее важных выводов заключается в том, что во время карантина и постпандемического периода многие учреждения культуры пересмотрели имевшиеся подходы и сформулировали принципиально новые ключевые стандарты деятельности волонтёров в виртуальном пространстве.
Ключевые слова: онлайн-волонтёрство, волонтёры, учреждения культуры, музеи, библиотеки, взаимопомощь, пандемия COVID-19, постпандемический период.
Для цитирования: Горлова Н. И. Формирование онлайн-сообщества волонтёров учреждений культуры в период пандемии COVID-19: зарубежный опыт // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 6 (98). С. 122-128. https://doi.org/: 10.24412/1997-0803-2020-698-122-128
FORMATION OF AN ONLINE COMMUNITY OF VOLUNTEERS OF CULTURAL INSTITUTIONS DURING THE COVID-19 PANDEMIC: FOREIGN EXPERIENCE
Natalia I. Gorlova
Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Abstract: The outbreak of the COVID-19 pandemic has caused fundamental changes in the traditional working models of cultural institutions working with the volunteer community. Within the framework of the study, special attention was paid to the consideration of online volunteer programs and their implementation on the basis of foreign museums and libraries in the UK and the USA in the conditions of self-isolation of the population. One of the most important conclusions is that during the quarantine and post-pandemic period, many organizations reviewed existing approaches and formulated
ГОРЛОВА НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА - кандидат исторических наук, доцент Российского экономического
университета имени Г. В. Плеханова GORLOVA NATALIA IVANOVNA - PhD in Historical Sciences, Associate Professor at the Plekhanov Russian University of Economics
© Горлова Н. И., 2020
fundamentally new key standards for organizing the work of volunteers in cultural institutions, including remote format.
Keywords: online volunteering, volunteers, cultural institutions, museums, libraries, mutual assistance, COVID-19 pandemic, post-pandemic period.
For citation: Gorlova N. I. Formation of an online community of volunteers of cultural institutions during the COVID-19 pandemic: foreign experience. The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2020, no. 6 (98), pp. 122-128. (In Russ.). https://doi.org/ 10.24412/1997-0803-2020-698-122-128
Потребность в исследовании определена отсутствием системности в реализации волонтёрского менеджмента в учреждениях культуры, а также необходимостью структурирования процесса привлечения добровольных помощников к участию в проектах музеев и библиотек в условиях распространения коронавирусной инфекции СОУГО-19 и в постпандемический период.
Кроме того, как показал анализ, у большинства российских учреждений культуры в настоящее время отсутствует опыт реализации программ онлайн-волонтёрства. Этим объясняется актуальность изучения деятельности зарубежных культурных институций, направленной на организацию волонтёрского сообщества в дистанционном формате в условиях новой реальности.
Онлайн-волонтёрство - это одно из направлений добровольческой деятельности на площадках учреждений культуры Великобритании, США, Франции и других стран. В России данная сфера появилась относительно недавно. На Западе волонтёрская работа в музеях и библиотеках в виртуальном пространстве уже долгое время является неотъемлемой частью труда добровольных помощников.
Онлайн-волонтёрство (виртуальное во-лонтёрство) подразумевает под собой различные виды добровольческой деятельности, которые осуществляются удалённо с помощью Интернета, такие как пере-
вод и сканирование документов, создание базы данных, ведение профилей в социальных сетях, написание и редактирование статей, пресс-релизов, консультирование по различным вопросам, репетиторство и обучение и другие [1; 4; 9]. Таким образом, добровольные помощники могут принимать участие в многочисленных проектах учреждений культуры без физического присутствия, в дистанционном формате. К ключевым преимуществам волонтёрства в виртуальном пространстве организаторы добровольческой деятельности относят гибкий график работы, комфорт, удобство и простоту, экономию денег (на проезд, питание), отсутствие необходимости тратить время на дорогу и логистику [2].
Удалённая работа стала предвестником масштабных изменений в организации волонтёрского сообщества зарубежных музеев и библиотек. Пандемия заставила многих штатных сотрудников учреждений культуры овладевать новыми технологиями и учиться не только работать дистанционно, но и реализовывать проекты с участием волонтёров в виртуальном формате. Из-за самоизоляции вместо проведения экскурсий, приветствия на информационных стойках посетителей музеев, консультирования читателей библиотек добровольные помощники весной 2020 года активно осваивали веб-дизайн и перевод, работу с клиентами в онлайн-режиме. Однако карантин предо-
ставил учреждениям культуры и новые перспективы: современные условия позволяют использовать виртуальные технологии для продвижения своей организации, привлекать новых онлайн-посетителей, дистанционно осуществлять многочисленные проекты: от онлайн-лекций по искусству до виртуальных экскурсий.
Во время пандемии многие зарубежные учреждения культуры были закрыты на несколько месяцев, что привело и к приостановке волонтёрских программ. Чтобы выявить возможности восстановления (ремоби-лизации) волонтёрской деятельности в секторе наследия после пандемии COVID-19, обратимся к опубликованным результатам исследования сообщества волонтёров наследия Великобритании (Heritage Volunteering Group), проведённого в мае 2020 года. В исследовании приняли участие 62 организации, работающие в сфере культуры Великобритании и привлекающие к своей деятельности волонтёров. Вопросы касались готовности организаций оптимизировать взаимодействие с волонтёрами в постпандемический период, а также «пересобрать» необходимые для этого ресурсы, которыми организации обладают и в которых нуждаются [5].
Согласно результатам исследования, 10% организаций заявили, что смогут работать без участия волонтёров; 45% констатировали, что продолжение их деятельности без волонтёров невозможно; более 60% планируют увеличивать количество волонтёров и степень их влияния; более 50% будут развивать модели вовлечения волонтёров в свою деятельность; более 40% готовы разнообразить роли членов волонтёрской команды.
Несомненно, у учреждений культуры появилось больше возможностей для твор-
ческого взаимодействия со своей целевой аудиторией, используя при этом более безопасные способы коммуникации. Онлайн-технологии позволили организациям стать более доступными и инклюзивными как для посетителей, так и для потенциальных добровольных помощников.
Принимая во внимание значительные преимущества удалённой работы, можно предположить, что многие библиотеки и музеи продолжат работать в этом режиме и после снятия ограничений, что, на наш взгляд, потенциально может привести к серьёзным преобразованиям, таким как развитие цифровизации и систематизации процессов волонтёрского менеджмента; расширение географии участников проектов; использование смешанного формата работы; отсутствие необходимости выделять индивидуальные рабочие места для волонтёров; зонирование пространства под конкретные офлайн-активности учреждений культуры. Между тем непосредственные контакты штатного персонала музеев и библиотек со своими волонтёрами также останутся актуальны и востребованы, возрастёт ценность живых встреч и мероприятий.
Во время пандемии COVID-19 Лондонская публичная библиотека (London Public Library, Великобритания) активно оказывала поддержку местному сообществу в рамках реализуемой волонтёрской программы в виртуальном пространстве [7]. Лондонской публичной библиотекой накоплен значительный опыт применения образовательных и познавательных моделей, с помощью которых волонтёры обучают различные целевые аудитории (детей, мигрантов и других). Сегодня наставничество в библиотеках Великобритании стало распространённой и востребованной образовательной практикой. Учреждение культуры в усло-
виях изоляции адаптировало под дистанционный формат деятельности некоторые офлайн-роли добровольных помощников. За несколько месяцев координаторами волонтёров был осуществлён набор виртуальных добровольцев на две программы.
Первая адаптированная волонтёрская программа - «Онлайн-наставники (английский и французский язык)» - рассчитана на 6 месяцев и предусматривает возможность общения волонтёров с маленькими читателями посредством использования электронных писем, видеочатов, Zoom-конферен-ций, а также предполагает проведение различных интерактивов для онлайн-чтения. В данном случае можно говорить о распространённой модели наставничества старших над младшими (cross-age peer tutoring): более взрослые волонтёры опекают юных учеников. Кандидаты на роль онлайн-настав-ников должны быть старше 16 лет, свободно говорить на английском языке, обладать отличными коммуникативными навыками, быть организованными, уметь работать с компьютером.
Вторая программа предназначена для обучения взрослого населения разговорному английскому языку в дистанционном формате. Идеальный кандидат в волонтёры: старше 19 лет, пунктуальный, дружелюбный, приветливый, опыт преподавательской деятельности не требуется. Для попадания в программу необходимо пройти собеседование и испытательный срок. Утверждённые добровольные помощники проводят несколько занятий в неделю.
С момента реализации программы он-лайн-волонтёрства в Лондонской публичной библиотеке сформировалась команда людей, преданных своей работе и разделяющих ценности учреждения культуры. В состав волонтёров входят представители
разных национальностей, возрастов и профессий: студенты, лингвисты, учителя, менеджеры. На наш взгляд, по мере осуществления подобных программ онлайн-обу-чение или комбинация «онлайн/офлайн» в скором времени станут нормой для культурных институций.
Период разбушевавшейся с первых месяцев 2020 года пандемии СОУГО-19 привёл к пересмотру учреждениями культуры стратегии коммуникации с волонтёрским сообществом в виртуальном пространстве, стал толчком для тестирования, применения и совершенствования различных средств взаимодействия и методов работы с добровольными помощниками. В связи с этим многие библиотеки Великобритании перенесли часть активностей с участием волонтёров в интернет-среду, используя различные платформы для проведения видеоконференций, вебинаров и других подобных онлайн-мероприятий.
Например, волонтёры реализуют интерактивный и увлекательный шахматный онлайн-курс для детей и взрослых. Кроме того, во время пандемии многие учреждения культуры особое внимание уделяли волонтёрской программе «Онлайн-помощ-ник», направленной на повышение качества жизни пенсионеров путём обучения их компьютерной грамотности, простейшим навыкам взаимодействия с компьютером, Интернетом и гаджетами. По мнению авторов программы, это помогает пожилым людям преодолеть страх и неуверенность в отношении современных ИТ-технологий, что позволяет им избежать информационного, социального вакуума и одиночества, особенно в условиях самоизоляции.
Ещё одна онлайн-программа, заслуживающая внимания, - «Читающие друзья». Волонтёры выступают в качестве фасили-
таторов - организаторов групповой работы, обеспечивающих успешную коммуникацию всех участников программы. Фасилитатор предлагает определённого автора, книгу которого все желающие, заявившие о своём участии, обязуются прочитать до установленного срока. Основная активность группы сводится к обсуждению произведений. Именно дискуссии помогают участникам программы развиваться как читателям: лучше понимать прочитанное, запоминать факты, анализировать эмоции.
В условиях пандемии режим удалённой работы не только коснулся штатных сотрудников учреждений культуры, но и отразился на образе жизни и деятельности самих волонтёров. Так, библиотека Pikes Peak (Pikes Peak Library, Великобритания) предлагает своим онлайн-посетителям заниматься виртуальной йогой, практиковать иностранные языки, консультироваться по вопросам домашнего обучения - и всё это при участии добровольных помощников. В рамках программы «Репетиторы по математике» волонтёры проводят для учащихся индивидуальные и групповые занятия по алгебре и геометрии. Волонтёры-репетиторы самостоятельно готовят материалы урока, опираясь на запрос и потребности учеников в зависимости от уровня их подготовки. В назначенный день и время проводится онлайн-занятие.
Некоторые учреждения культуры с успехом расширяют диапазон применения современных инноваций, для того чтобы облегчить доступ целевой аудитории к своим услугам в условиях пандемии. «Измени жизнь! Помоги взрослому стать грамотнее» - именно под таким девизом библиотека Sand Creek (Sand Creek Library, Великобритания) призывает волонтёров стать онлайн-репетиторами для взрослых лю-
дей с целью повысить общий уровень грамотности, улучшить владение английским языком. Учреждение культуры ищет добровольных помощников, готовых уделять в течение недели несколько часов репетиторству, использовать и адаптировать предоставленные материалы под определённый стиль обучения, ежемесячно направлять отчёты о проделанной работе по электронной почте. Репетиторы должны отличаться ответственностью, пунктуальностью, дружелюбием, коммуникабельностью, умением общаться с людьми разного возраста, происхождения и социального статуса. Волонтёры обязуются пройти специальное обучение в дистанционном режиме.
Вот уже на протяжении нескольких лет Королевский музей Британской Колумбии (Royal British Columbia Museum, Великобритания) активно привлекает добровольных помощников в формате онлайн-волонтёр-ства к участию в проекте по расшифровке различных документов (правительственных бумаг и стенограмм совещаний, дневников и писем, написанных жителями Британской Колумбии во время Первой мировой войны, и других) [11]. Подобная работа волонтёров даёт возможность сделать обширные коллекции музея более доступными для виртуальных посетителей, которые могут посмотреть экспозиции, не выходя из дома. На сайте музея содержится пошаговая инструкция для онлайн-помощников учреждения, с которой может ознакомиться каждый, желающий стать частью масштабного проекта [10].
Развитое сообщество онлайн-волонтё-ров действует при Библиотеке Конгресса (Library of Congress, США) [6]. Добровольным помощникам предлагается осуществление нескольких функций в рамках проекта по расшифровке различных докумен-
тов учреждения. Во-первых, волонтёры могут заниматься набором текстов, то есть просто перепечатывать документацию. Во-вторых, добровольцы имеют возможность тегировать документы - подбирать дополнительные ключевые слова (фразы) со схожим набором параметров для более удобного поиска на сайте библиотеки, чтобы пользователям было гораздо проще и быстрее найти нужную информацию.
В-третьих, волонтёры просматривают уже расшифрованные документы для исправления ошибок, завершая тем самым процесс декодирования. Весь объём документов рубрицируется по тематическим областям и историческим личностям. Каждый добровольный онлайн-помощник в зависимости от своих интересов самостоятельно определяется с видом документа, с которым ему предстоит работать, и временем, которое он готов потратить на обработку текста. Например, по состоянию на декабрь 2020 года 600 волонтёров приняли участие в расшифровке документов «Письма к Теордо-ру Рузвельту». Около 10 092 документа было обработано силами волонтёров, 3 287 документов находятся в работе. Более чем для 10 000 документов ещё только планируется провести обзор, то есть расшифровать их.
Библиотека Конгресса хранит одну из крупнейших в мире коллекций материалов о Гражданской войне, где содержатся документы, свидетельствующие об ожесточённой борьбе между Севером и Югом. Обращаясь к статистике, можно отметить, что данная тематическая рубрика наиболее востребована среди онлайн-волонтёров. В настоящее время на сайте библиотеки указано, что 41 335 документов находятся в статусе «завершено», более 170 документов - «в процессе обработки», «требуется обзор» -746 документов.
11 695 документов Анны Элизабет Ди-кинсон - американской писательницы, феминистки и суфражистки, члена Республиканской партии - было обработано благодаря онлайн-волонтёрам [3]. Несколько сотен виртуальных помощников приняли участие в работе над документами Уолта Уитмена (5 192 шт.), известного американского поэта и публициста, автора произведения «Листья травы».
Онлайн-волонтёрство - важная составляющая Цифровой библиотеки Университета Айовы (США) [8]. Добровольные помощники занимаются расшифровкой рукописей, связанных с историей первых жителей Айовы. Потенциальным кандидатам в волонтёры требуется только подключение к Интернету и регистрация на сайте. Примечательно, что проект по формированию волонтёрского онлайн-сообщества начался в 2011 году с привлечения всех желающих к работе с дневниками и письмами участников Гражданской войны 1861-1865 годов. Только за первый год работы волонтёры обработали сотни документов.
Подводя итог, необходимо отметить, что в период пандемии испытаниям на прочность подверглись многие аспекты деятельности зарубежных учреждений культуры, оказавшихся в условиях определённого кризиса: управленческие навыки волонтёрским сообществом, умение принимать творческие решения для оказания полноценных услуг своей целевой аудитории и правильной организации коммуникации, навыки использования цифровых технологий. Удалённая работа стала масштабным следствием пандемии и одновременно выходом из сложившейся ситуации, позволив многим зарубежным культурным институциям выжить, а сотрудникам и волонтёрам - опробовать дистанционный формат деятельности.
Рассмотренный опыт зарубежных учреждений культуры в сфере формирования волонтёрского онлайн-сообщества может стать практическим руководством, с помощью которого российские музеи и
библиотеки, не имеющие опыта реализации подобных проектов в постпандемический период, смогут качественно организовать работу виртуальных добровольных помощников.
Список литературы
1. Кульминская А. В. Добровольчество в сети Интернет : проблемы идентификации // Вестник
Сургутского государственного педагогического университета. 2019. № 5 (62). С. 169-178. DOI: 10.26105/SSPU.2019.62.5.016
2. Ackermann K., Manatschal A. (2018) Online volunteering as a means to overcome unequal participation?
The profiles of online and offline volunteers compared. New media & society, vol. 20, no.12, pp. 4453-4472.
3. Dickinson A. E. Papers. Available at: https://crowd.loc.gov/campaigns/anna-e-dickinson-papers/
4. Hu Y., Janowicz K., Couclelis H. (2017) Prioritizing disaster mapping tasks for online volunteers based on
information value theory. Geographical analysis, vol. 49, pp. 175-198.
5. HVG survey on rebuilding volunteering capacity in the heritage sector. Available at: https://ru.surveymonkey.
com/stories/SM-G8V5SXKD/
6. Library of Congress. Available at: https://volunteerabroadforfree.org/online-volunteering-with-library-
of-congress/
7. London Public Library. Available at: https://www.londonpubliclibrary.ca/about-my-library/volunteer
8. Online volunteering with DIYHistory. Available at: https://volunteerabroadforfree.org/online-volunteering-
with-diy-history/
9. Postigo H. (2009) America online volunteer. Lessons from an early co-production community.
International journal of cultural studies, vol. 12, no. 5, pp. 451-469.
10. Royal British Columbia Museum. Available at: http://transcribe.royalbcmuseum.bc.ca/
11. Volunteer Royal British Columbia Museum. Available at: https://volunteerabroadforfree.org/online-
volunteering-with-royal-british-columbia-museum-transcribe-project/
References
1. Kulminskaia A. V. Volunteering in the Internet: identification problems. The Surgut State Pedagogical
University Bulletin. 2019, no. 5 (62), pp. 169-178. DOI: 10.26105/SSPU.2019.62.5.016 (In Russ.).
2. Ackermann K., Manatschal A. (2018) Online volunteering as a means to overcome unequal participation?
The profiles of online and offline volunteers compared. New media & society, vol. 20, no.12, pp. 4453-4472.
3. Dickinson A. E. Papers. Available at: https://crowd.loc.gov/campaigns/anna-e-dickinson-papers/
4. Hu Y., Janowicz K., Couclelis H. (2017) Prioritizing disaster mapping tasks for online volunteers based on
information value theory. Geographical analysis, vol. 49, pp. 175-198.
5. HVG survey on rebuilding volunteering capacity in the heritage sector. Available at: https://ru.surveymonkey.
com/stories/SM-G8V5SXKD/
6. Library of Congress. Available at: https://volunteerabroadforfree.org/online-volunteering-with-library-
of-congress/
7. London Public Library. Available at: https://www.londonpubliclibrary.ca/about-my-library/volunteer
8. Online volunteering with DIY History. Available at: https://volunteerabroadforfree.org/online-volunteering-
with-diy-history/
9. Postigo H. (2009) America online volunteer. Lessons from an early co-production community.
International journal of cultural studies, vol. 12, no. 5, pp. 451-469.
10. Royal British Columbia Museum. Available at: http://transcribe.royalbcmuseum.bc.ca/
11. Volunteer Royal British Columbia Museum. Available at: https://volunteerabroadforfree.org/online-
volunteering-with-royal-british-columbia-museum-transcribe-project/
*