Научная статья на тему 'Сфера досуга молодежи в современном мире'

Сфера досуга молодежи в современном мире Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3532
354
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСУГ / МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ДОСУГ МОЛОДЕЖИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фролова Евгения Васильевна

В статье представлен обзор зарубежных и отечественных исследований, посвященных проблеме досуга. Также статья освещает результаты эмпирического исследования для изучения содержания и специфики досуга молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сфера досуга молодежи в современном мире»

Сфера досуга молодежи в современном мире Фролова Е. В.

Фролова Евгения Васильевна /Frolova Evgeniya Vasilevna - студент, направление «Организация работы с молодежью», специализация «Государственная молодежная политика»,

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, г. Москва

Аннотация: в статье представлен обзор зарубежных и отечественных исследований, посвященных проблеме досуга. Также статья освещает результаты эмпирического исследования для изучения содержания и специфики досуга молодежи.

Ключевые слова: досуг, молодежь, социальные представления, досуг молодежи.

В последнее время большое внимание стало уделяться досугу молодого поколения. Данная тема весьма актуальна на территории Российской Федерации и всего постсоветского пространства.

Досуг молодёжи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу неординарных потребностей и присущих ей социально-психологических особенностей «молодёжного сознания», повышенной эмоциональностью восприятия и реакций. Ценностные ориентации на культурно-досуговую деятельность зависят от возможности удовлетворения личных потребностей.

В условиях наличия большего количества свободного времени, плодотворные, зиждительные формы проведения досуга должны популяризироваться, так как они формируют и развивают личность, положительно влияя как на отдельного индивида, так и на и социум в целом.

В зарубежной науке имеется большой опыт теоретического обоснования термина «досуг». Обратимся к терминологии, чтобы дать определение понятию, которое будет оперировать в данной статье.

У зарубежных ученых, авторов социологического словаря Аберкромби Н., Хилла С., Тернера Б. С. досуг - часть свободного времени, используемая для удовлетворения личных физических, духовных и социальных потребностей; тем не менее, в образцах досуга существуют значительные гендерные и классовые различия, а также различия, связанные с жизненным циклом.

Социологический аспект исследования досуга представлен в работах К. Ройек, Э. Фромма, П. Бурдье. Аристотель трактовал тему досуга как времени, свободного от каких-либо материально-необходимых занятий, как неотъемлемого свойства гражданского состояния [1].

Английский писатель-гуманист, философ, юрист Томас Мор первый поставил вопрос о понятии свободного времени. По мнению профессора В. Н. Лавриненко, никому более точно охарактеризовать досуг не удалось: «По сути говоря, содержание свободного времени, как общественного явления, было указано Т. Мором столь чётко, что все последующие философы и социологи ничего принципиально нового и не внесли» [2].

Анализируя проблему данной статьи, видим, что важным аспектом выступает интеграция понятия досуга и свободного времени. Особенно ярко это выражается в работах отечественных ученых.

В исследованиях И. В. Саркисовой «свободное время» понимается как часть внерабочего времени, свободная от необходимых затрат и реализуемая в соответствии с потребностями, уровнем развития, направленностью личности, возможностью свободно располагать собой и своим временем [3].

В. Д. Патрушев «свободное время» описывает как часть времени суток, свободную от труда в общественном хозяйстве и связанного с ним времени удовлетворения физиологических и бытовых потребностей и домашнего труда, а «досуг» характеризует как часть свободного времени, которая служит как отдыху, таки развитию личности [3].

По мнению Г. А. Пруденского, «свободное время - это часть внерабочего времени, которая затрачивается на учебу, повышение квалификации, общественную работу, отдых и т. д., то есть то время, которое люди используют за пределами рабочего дня для своего всестороннего развития» [3].

М. А. Ариарский свободное время личности определяет как «часть общего бюджета времени, остающуюся у человека после выполнения им профессионально трудовых, гражданских, семейных обязанностей, удовлетворения физиологических, санитарно-гигиенических и иных непреложных потребностей, которое он может использовать по своему усмотрению в соответствии со своими интересами и возможностями» [3].

Отечественный исследователь Э. М. Коржева рассматривает термин «досуг» как синоним слова «свободное время», где свободное время представляется в целом как противоположный работе мир, в котором активность человека направлена на отдых [3].

Ю. А. Стрельцов также уравнивает между собой два этих понятия, определяя «досуг» как часть внерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающуюся у человека (группы, общества) за вычетом разного рода непреложных дел, необходимых затрат. В. А. Ядов обращает внимание на специфические черты досуга, такие как деятельность и саморазвитие личности: «В научном смысле досуг -часть свободного времени, которая связана с личным потреблением материальных и духовных благ, или «самоценная» деятельность, составляющая органический элемент быта и направленная на удовлетворение потребностей в отдыхе, развлечении, саморазвитии» [3].

В качестве методов эмпирического изучения содержания и специфики понятия досуга нами было проведено социологическое исследование под руководством Коростелевой Т. В. на тему «Хобби и увлечения современной молодежи». В исследовании главным методом стало анкетирование. Респондентами выступили студенты РГУФКСМиТ разных курсов, а также случайные люди разных возрастов.

Анализ результатов (см. табл. 1) показал, что большая часть молодежи той возрастной категории, которая была опрошена, предпочитает активный досуг. Они отдают предпочтение проводить свободное время, занимаясь спортом, гуляя на улице или находясь на свежем воздухе. Ночной образ жизни, а именно посещение ночных увеселительных заведений, не стоит в приоритете у нынешнего молодого поколения, но отрицательной огласки также не вызывает. Немалая часть респондентов считает за лучшее посвящать свой досуг интернету, предпочитая его саморазвитию. Другая часть уделяет своё свободное время домашним делам.

Вопрос Вариант ответа Итог

А. Заниматься домашними

делами А- 9 %

Как вы предпочитаете проводить свой досуг? Б. В ночных клубах В. Занятие спортом, на свежем воздухе. Б-13,7 % В-59,3 % Г-10 %

Г. В интернете Д. Саморазвитие Д-8 %

А. не более 2 часов А-12 % Б-35 % Г-40 %

Сколько времени в сутки Б. не более 3 часов

составляет ваш досуг? В. не более 4 часов Г. от 5 часов и больше Д-13 %

А. С семьей А-51,3 %

С кем вы предпочитаете Б. В одиночестве Б-12 %

проводить свой досуг? В. С друзьями В-18,7 %

Г. С любимым человеком Г-18,4 %

Опираясь на анализ результатов: большинство респондентов предпочитают проводить свой досуг в компании семьи. Для остальных главным объектом выступают друзья и любимый человек; а для малой доли лучшее времяпрепровождение происходит в одиночестве.

Так, по анализу результатов, досуг у молодежи в среднем занимает от 3 до 4 часов в сутки, у 12 % из опрошенных - не более 2 часов, а у 13 % - не более 5 часов.

Мы исследовали феномен досуга, опираясь на исследования отечественных и зарубежных ученных, а также изучили предпочтения времяпрепровождения молодежи, опираясь на анализ результатов, и пришли к выводу о том, что досуг воспринимается молодежью как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью молодого человека. Поэтому в настоящее время регламентирование досуга молодежи следует направить на комплектование такого типа досугового поведения, который одновременно отвечал бы потребностям социума в организации культурного досуга, содействующего развитию личности молодого человека, и социокультурным потребностям молодежи.

Литература

1. Фролов Э. Д. Парадоксы истории-парадоксы античности: Феномен досуга в античном мире. СПбГУ, 2004. 420 с.

2. Лавриненко В. Н. Социология. М.: 2004. стр. 290.

3. Головина Г. В. Культура досуга и культурное формирование личности. В.: Вестник МГУКИ, 2011, 103108 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.