Досуг как неотъемлемая сфера жизни современного молодого человека Бессонова А.С.
Бессонова Александра Сергеевна /Bessonova Aleksandra Sergeevna - студент, кафедра государственного и муниципального управления и права, направление подготовки «Организация работы с молодежью», Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, г. Владивосток
Аннотация: проблема досуга актуальна для современной России, так как конструктивные способы проведения свободного времени положительно сказываются на личностных качествах молодого поколения.
Abstract: activity is important for modern Russian youth because constructive ways to spend their free time have a positive impact on the personal qualities of the younger generation.
Ключевые слова: молодежь, досуг, свободное время, конструктивный досуг, молодежь России, культурно-досуговая деятельность. Keywords: youth, leisure, free time, constructive leisure time, young people in Russia, cultural and leisure activities.
В настоящее время, большое внимание стало уделяться досугу молодого поколения. Данная проблема весьма актуальна на территории Российской Федерации и всего постсоветского пространства. В условиях наличия большего количества свободного времени (переход немалого числа молодых людей на удаленную работу или же фриланс), конструктивные, созидательные формы проведения досуга должны популяризироваться, так как они формируют и развивают личность, положительно влияя как на отдельного индивида, так и на общество в целом.
Для начала дадим определение понятиям, которыми мы будем оперировать в данной статье.
В учебной литературе, нормативно-правовых документах, а также толковых словарях понятия «досуг», «отдых», «свободное время» тесно связаны между собой, а зачастую и вовсе трактуются синонимично. Но мы считаем, что данные термины относятся к различным категориям знания.
Свободное время - это время, свободное от работы и других обязательных занятий и дел, используемое полностью по своему усмотрению. Такое определение дает экономический словарь. Однако, данное понятие, на наш взгляд, не дает достаточно точного описания термина. В качестве основного определения мы будем использовать дефиницию, данную в Большой Советской Энциклопедии. Свободное время - часть внерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающаяся у человека (группы, общества) за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат. Границы свободного времени определяются на основе различения в составе общего времени жизнедеятельности людей собственно рабочего (включая дополнительный труд с целью заработка) и внерабочего времени и выделения в составе последнего различных элементов занятого (несвободного) времени [1]. Как мы видим, термин «свободное время» относится социально-экономической категории, так как непосредственно связан с рабочей деятельностью индивида, и кроме того включает социальную составляющую - внерабочее время, которое человек вправе провести согласно своим потребностям и нуждам.
Термин «отдых» следует отнести к психофизиологической категории, так как данное определение обычно используется относительно психологического или физического состояния человека. Данное понятие встречается в основном в медицинских и психологических словарях и энциклопедиях. Отдых - процесс восстановления работоспособности, протекающий в условиях перерыва или прекращения деятельности, вызвавшей утомление [2].
Досуг время, свободное от обязательной нормативной деятельности (учения, работы) и занимаемое занятиями по личному усмотрению, добровольному выбору. Виды досуга (досуговой деятельности) следующие: отдых, развлечения, самообразование, творчество [3]. Понятие досуг относится к социальной и педагогической деятельности, что также видно из определения. В педагогике выделяется особый вид науки - «педагогика досуга», в которой рассматриваются различные способы проведения свободного времени, положительно влияющие на развитие и воспитание подрастающего поколения. Рассматриваются механизмы, способствующие конструктивному, созидательному действу. Кроме того, педагогика досуга выделяет причины, приводящие к деструктивным формам проведения детьми и молодежью своего свободного времени.
Весь багаж времени человека можно условно разделить на 3 составляющие: рабочее время, необходимое внерабочее время и свободное время. Эти составляющие находятся в постоянной взаимосвязи, однако, они различны качественно [4].
Рабочее время (студентов и школьников — учебное время) — это часть общего бюджета времени (выше мы называли эту категорию «багаж времени человека»), выраженная уставами, правилами распорядка и иными обязательными предписаниями, которые четко определяют параметры трудовой, учебной или иной изначально регламентированной деятельности. Помимо рабочего распорядка, которому необходимо следовать, из общего багажа времени необходимо отнимать внерабочее время, которое человек тратит на неотъемлемые потребности. Эта часть называется необходимое внерабочее время, которое также можно разделить на 3 составляющих.
Необходимое внерабочее время складывается из следующих составляющих:
• из времени, затраченного на удовлетворение санитарно-гигиенических, а также физиологических потребностей, таких как сон, приготовление и прием пищи, физическая активность, уход за собой и так далее;
• времени, необходимого для работы на дому, подготовке к работе, или же выполнение заданий для учебы. В эту же категорию включают временные затраты на дорогу к месту работы или учебы, а также обратный путь домой;
• времени для самообслуживания, помощи родным и друзьям или для других видов хозяйственно-бытовой деятельности.
Свободное время — это часть общего бюджета времени, остающегося у человека после выполнения им профессионально-трудовых,
гражданских, семейных обязанностей, удовлетворения физиологических, санитарно-гигиенических и иных непреложных потребностей, которое он может использовать по своему усмотрению в соответствии со своими интересами и возможностями.
Именно со свободным временем связано личностное развитие человека, самореализация в сферах деятельности, отличных от учебы и работы - самообразование, хобби, любительский спорт.
В рамках исследования нами были опрошены 60 человек в возрасте от 14 до 35 лет. Респондентам был задан всего 1 вопрос, на который им предлагалось выбрать либо один из указанных вариантов ответа, либо же указать свой вариант.
Вопрос звучал следующим образом «Как Вы проводите свое свободное время?». Вариантов ответа 14: просмотр телепередач, музыка, чтение периодики, домашние дела, «ленивый отдых на диване», клубы и концерты, кафе и рестораны, спорт, хобби, религия, политика, компьютерные игры (видеоигры) и другое. Результаты опроса показаны на графике.
спорт
2%
Предпочтительные виды проведения свободного времени
выезд на природу
зо/ домашние дела
Исходя из результатов опроса, можно сделать вывод, что сегодня для молодежи Приморского края наиболее актуальным видом досуга являются хобби и увлечения, а также чтение непериодической литературы. Лишь 4 человека из 60 предпочитают «ленивый отдых» -отдых в тишине и спокойствии, не занимаясь какой-либо деятельностью. Редки были и ответы, связанные с проведением досуга в интернете, а также за просмотром ТВ. Данные исследования позволяют сделать вывод о том, что молодежь в настоящее время склоняется в сторону конструктивного, созидательного досуга, направленного на саморазвитие.
Литература
1. Большая Советская Энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/130699/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B5 (дата обращения 12.05.15).
2. Дудьев В.П. Психомоторика: словарь-справочник, 2008 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://books.academic.ru/book.nsf/60754219/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%8 0%D0%B8%D0%BA%D0%B0.+%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C-%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA (дата обращения 12.05.15) .
3 БезруковаВ.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).//Екатеринбург-2000 -2000. - C. 154-155.
4 Асанова И. М., Дерябина С. О. Организация культурно-досуговой деятельности //Издательский центр «Академия» - 2011. - С. 6-12