ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
И.О. Щепеткова, аспирант, кафедра туризма,
Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь, Россия, [email protected]
ДОСУГ КАК НАУЧНАЯ КАТЕГОРИЯ: РАЗНООБРАЗИЕ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ
В статье рассматривается понятие «досуг» в связи с близкими ему научными категориями — отдых, рекреация, свободное время, туризм. Определяется сходство и различие этих понятий. С античного времени досуг играл существенную роль в общественной жизни греков. В средние века он был практически исключен из жизни людей из-за нехватки свободного времени. Эпоха Возрождения и Просвещения были временем его существенного развития. А на современном этапе можно наблюдать укрепление его роли в жизни человека. Современные условия жизни требуют уже не просто наличия свободного времени. Становятся важными его качественное наполнение, временные, территориальные и экономические пределы. В статье дается обзор научных исследований — преимущественно отечественных авторов — о сущности этого термина. Описываются специфика, структура и функции досуга. Уделяется внимание изменению понимания досуга на разных этапах развития общества и при разных типах государственного строя. Особое внимание обращено на особенности досуговой деятельности и возможность ее изучения с разных позиций. Рассматривается видение понятия «досуг» в разных науках. Предпринята попытка обосновать необходимость изучения досуга и свободного времени и выделить основные направления исследований.
Ключевые слова: досуг, рекреационная деятельность, свободное время, рекреация, досуговая деятельность, рекреационная география, функции досуга, структура досуговой деятельности.
Под влиянием процессов гуманизации общественной жизни в современной науке сложилась тенденция к практически полному отождествлению понятий свободного времени и досуга. Так, под досугом часто понимается время, которое остается у человека после окончания работы и выполнения непреложных обязанностей (домашний труд, быт, воспитание детей, естественные физиологические потребности — еда, сон и прочее), то есть свободное время.
Необходимость изучения свободного времени обусловлена социально. Количество именно свободного времени отдельного человека зависит не только от того, сколько его остается после работы и выполнения непреложных обязанностей, но и от уровня развития социальной инфраструк-
туры (медицина, образование, спорт, сфера обслуживания и пр.) и современных технологий (бытовая техника, связь), которые существенно его увеличивают. Но прежде всего количество свободного времени зависит от того временного отрезка, который не поглощается производством. И в разных странах протяженность этого периода сильно разнится, как разнится количество дней и часов в трудовой неделе. Если говорить об отпускном интервале, то в большинстве азиатских стран отпуск составляет 5—10 дней в год, а во многих европейских государствах отпуск около одного календарного месяца считается нормой.
Свободное время становится основным показателем не только уровня, но и качества жизни общества, и в современный период
развития человечества превращается в явление, которое, без сомнения, является необходимым компонентом жизнедеятельности каждого человека.
Теперь мало просто иметь достаточно свободного времени, важно, как, с какими целями и где его провести. Таким образом, существующая социально-экономическая система общества, которая подразумевает прежде всего производство и разнообразные способы потребления материальных и нематериальных благ, ресурсов, товаров и услуг, постепенно трансформируется в иную систему, все чаще называемую обществом досуга. В зарубежной литературе сложилось целое направление — «социология досуга», центральная идея которого состоит в переносе акцента жизни общества с «цивилизации труда» на «цивилизацию досуга».
В настоящее время выделяются два основных подхода к изучению свободного времени.
♦ Экономический — время как расширение внерабочей силы, средство, превращающее индивида в более развитую личность.
♦ Социологический — всестороннее исследование самого феномена социального времени, исследование зависимости свободного времени от социально-исторических и индивидуальных особенностей1.
Однако даже поверхностное знакомство с этой темой предполагает большее разнообразие подходов к ее изучению.
Как отмечено многими отечественными и зарубежными учеными, понятие «досуг» по смысловому наполнению естественным образом ставится на одну ступень с такими понятиями, как «отдых», «рекреация» и «туризм». Эти термины, часто употребляясь в повседневной жизни, быту, средствах массовой информации, не являются новыми в научном лексиконе. Слабо различимые по смыслу в повседневном использовании, они имеют специфику и четкое различение в научной литературе.
Так, отдых чаще трактуется как биологическая категория, частично или полно-
стью включающая в себя понятия «рекреация», «досуг», «туризм», и противопоставляется труду как социальной категории23.
Рекреация (в переводе с греч. recreatio — восстановление) несет больше медицинскую, нежели биологическую, смысловую нагрузку. Восстановление необходимо практически после любой деятельностной активности человека: физической, умственной, психологической, эмоциональной и даже досуговой, оно необходимо для нормальной жизни человека и восстановления сил, внимания, памяти и многого другого в виде смены условий и форм деятельности (их последовательности, нагрузок или видов). Именно поэтому рекреационную деятельность связывают больше с медициной, обосновывая это тем, что рекреационная деятельность — это деятельность, посвященная восстановлению физического и психологического состояния человека до медицинской нормы.
Тем не менее широкое понимание рекреационной деятельности, включающей микрорекреационную активность (паузы в работе мышц или моргание глаз), кратковременную рекреационную активность («перекуры» на работе, перемены в школах и вузах), рекреационную деятельность средней продолжительности (выходные, вечерние прогулки) и долговременную рекреационную деятельность (ежегодные отпуска и каникулы) — дает основание исследовать эту активность человека не только медицине, но и многим наукам социально-экономического и пространственного характера.
Так, существенный вклад в изучение этого вида деятельности внесла советская школа рекреационной географии, определяющая ключевое понятие «рекреационная деятельность» как «деятельность человека в свободное время, осуществляемая с целью восстановления физических сил человека, а также для его всестороннего развития и характеризующаяся, по сравнению с другими направлениями деятельности, относительным разнообразием поведения людей и самоценностью ее процесса»4. Еще одна
Свободное время становится основным показателем не только уровня, но и качества жизни общества, и в современный период развития человечества превращается в явление, которое, без сомнения, является необходимым компонентом жизнедеятельности каждого человека.
близкая к теме географическая дисциплина — география туризма (дочерняя и относительно молодая дисциплина общественной географии) — изучает пространственную организацию преимущественно долговременной рекреационной деятельности.
Досуг является в еще большей степени социальной категорией, отражая общественную и духовную сущность человека. Уже во времена античности досуг рассматривался как высшее благо. Так, Аристотель писал: «Вся человеческая жизнь распадается на занятия и досуг ... досуг заключается уже в самом себе ... и удовольствие, и счастье, и блаженство, и все это выпадает на долю незанятых людей . в государстве, которое желает иметь прекрасный строй, граждане должны быть свободны от забот о предметах первой необходимости»5.
Французский философ Р. Декарт писал: «Свобода и досуг ... этими двумя вещами я обладаю в такой полноте и ценю их в такой степени, что нет в мире монарха, который был бы настолько богат, чтобы купить их у меня»6.
Древнеславянское слово «досуг» происходит от глагола «досягать», то есть достигнуть чего-либо, на что требуются усилия. А.С. Пушкин писал о времени «вдохновенного досуга» и «вдохновенного труда». По мнению А.В. Соколова, досуг — всегда свободное время, но свободное время не всегда есть досуг. Свободное время может быть потрачено на сверхурочную работу, дополнительные обязанности и т. п. А досуг — это самодеятельная активность в свободное время. Именно активность, а не безделье7.
Таким образом, ученые еще с давних времен отмечали, что смысловое наполнение понятия «досуг» зависит от историко-культурных условий, системы ценностей, менталитета, уклада жизнедеятельности людей, традиций и обычаев, социальных норм и правил и ориентиро-
ван на саморазвитие личности в свободное от работы время8.
Различие столь близких понятий времяпрепровождения — отдыха, досуга и рекреации — объясняется главным образом разным соотношением биологического и социального в их содержании и проистекает из дуализма сущности человека как биологической единицы и социального индивида. При усилении экономического компонента досуг будет стремиться к еще одной категории свободного времяпрепровождения — туризму, который часто называют «индустрией досуга»9.
Как пишет проф. В.Н. Лавриненко, первым, кто поставил вопрос о понятии свободное время, был Томас Мор: «По сути говоря, содержание свободного времени, как общественного явления было указанно Т. Мором столь четко, что все последующие философы и социологи ничего принципиально нового и не внесли»10.
В трудах одного из основоположников научного коммунизма К. Маркса понятие свободного времени используется для характеристики экономических и социальных проблем. В его работах существует четкое различение свободного времени в буржуазном и коммунистическом типах общества, выведенное на основе конкретно-исторического и классового подходов11. Несомненно, в то время такое разделение свободного времени произошло по причине разницы в идеологии. Способы проведения свободного времени коммунистического рабочего существенно отличались и даже противопоставлялись капиталистическим. Однако такой анализ и выделение разных видов свободного времени дали еще больше разнообразия его форм по сравнению с существовавшими в доин-дустриальный период.
Сегодня формы проведения и инфраструктура досуга многообразны. Существовавшие с древних времен заведения общественного питания сейчас являются
Понятие «досуг» по смысловому наполнению естественным образом ставится на одну ступень
с такими понятиями, как «отдых», «рекреация» и «туризм». Эти термины, часто употребляясь
в повседневной жизни, быту, средствах массовой информации, не являются новыми в научном лексиконе. Слабо различимые по смыслу в повседневном использовании, они имеют специфику и четкое различение в научной литературе.
не только помещением для приема пищи, но и полноценным местом отдыха и межличностного общения с помощью развлекательных шоу-программ, музыкального сопровождения, экзотической обстановки. Взамен утраченной культурно-просветительской функции городских парков отдыха эпохи СССР постепенно стали реализо-вываться его развлекательная и рекреационная функции в виде тематических парков, сегодня широко распространенных. Связь досуга и просвещения обеспечивают такие досуговые формы, как национальные парки, зоопарки, этнографические городки, учреждения культуры и искусства (кинотеатры, музеи, библиотеки, планетарии, театры и т. д.), традиционное понимание функций которых проходит тотальное переосмысление, и они непосредственно включаются в современную жизнь.
Особую роль в инфраструктуре досуга играют спортивные учреждения, которые помимо своей прямой функции — поддержания физического состояния человека — воспринимаются как неотъемлемый элемент здорового образа жизни.
Коренным образом преобразовалась такая форма проведения досуга, как посещение клуба. Клубы представляют собой общества людей, объединенных различными тематическими интересами: игрой в азартные игры, бильярдом, боулингом, танцами и другими.
Изменения как в функциональной составляющей досуга дополнительно «усложняется» различными социально-экономическими факторами и неодинаковыми потребностями в свободном времяпрепровождении мужчин и женщин, людей разного возраста, а также зависит от уровня образования, семейного положения, культурных традиций, уровня доходов, образа жизни (в том числе городского и сельского). Поэтому на современном этапе развития общества требуется еще более всестороннее изучение этого явления, прежде всего общественными и гуманитарными науками, а также науками, «работающими» с пространством.
Так, рекреационная география изучает досуг с точки зрения его территориальной организации, играющей важную роль в жизнедеятельности человека. Развитие дорожной сети и транспорта позволяет не только провести свободное время недалеко от дома, но и выехать на значительное расстояние от него. Главным образом это относится к выходным дням и в меньшей степени — к будням.
Таким образом, можно говорить об изменении не только функциональной составляющей досуга, но и пространственной.
В настоящее время деятельностная активность человека все еще не свободна от забот о предметах первой необходимости и от социальных обязанностей, а различимость свободного времени по степени
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
его свободы все еще носит существенный характер. Поэтому свободная деятельность в идеальном, рафинированном понимании продолжает оставаться общественным идеалом. Занятия на досуге = представляют собой особый вид деятельности — досуговую деятельность, обладающую некоторой спецификой.
Одной из первых и, пожалуй, самых значимых специфических черт досуговой деятельности является множественность возможностей = ее реализации. Так, японские социологи насчитывают более полумиллиона предметов досуговой деятельности. Поэтому нет такой единой, исчерпывающей их характеристики, которая могла бы служить системообразующей для моделирования любого организационного процесса в сфере досуга. Сравнить предметы досуговой деятельности — например, хоровое пение, техническое конструирование, туризм, спорт, встречи с друзьями — практически невозможно.
Другими особенностями досуговой деятельности, совокупно выделенными разными авторами, являются:
— действительный мотив, то есть потребность личности в самом процессе этой деятельности;
— цель и содержание досуговой деятельности избирается человеком в зависимости от его менталитета (нравственного развития, культурного уровня, традиций и прочего) и возможностей (в том числе финансовых, семейных, временных);
— досуговая деятельность может носить социально полезный характер, характер социально нейтральный, быть замкнутой в системе узкогрупповых ценностей и приобретать характер социально отрицательный, асоциальный12 или даже аморальный;
— досуговую деятельность можно представить в виде пассивного (просмотр телепередач, прием гостей, застолье), активного (прогулки, посещение театров) и целенаправленного (спорт, охота, путешествия) потребления;
— цикличность досуговой деятельности выражается во временных пределах, которые
Смысловое наполнение понятия «досуг» зависит от историко-культурных условий, системы ценностей, менталитета, уклада жизнедеятельности людей, традиций и обычаев, социальных норм и правил и ориентирован на саморазвитие личности в свободное от работы время.
изначально были определены национальным календарем праздников, а сейчас, помимо праздников, более актуальны такие временные пределы для проведения досуга, как повседневный (время обеда на работе или домашние вечера), недельный (как правило, это конец недели, начиная с вечера пятницы и заканчивая воскресеньем) и «отпускное» время;
— территориальное распространение досуговой деятельности об-= условливается, а точнее ограничивается, многими факторами (например, временем, высвобождающимся на ее реализацию, — чем меньше времени, тем существеннее территориальное ограничение).
Не менее подробно изучен вопрос о структуре свободного времени. Так, в работах Г.А. Пруденского структура внерабочего времени трудящихся выглядит следующим образом: затраты времени, связанные с работой на производстве (например, поездка до места работы и обратно, подготовка рабочего места и другие), затраты времени на домашний труд и самообслуживание, затраты времени на сон и еду, свободное время13.
В свое время коллективом кафедры научного коммунизма Академии общественных наук при ЦК КПСС общий фонд времени трудящихся рассматривался как две части. Первая — необходимое время, в которое, кроме собственно рабочего времени, где учитываются производственная гимнастика, время матерям для кормления грудью, выделяется внерабочее время (в том числе обеденный перерыв), время на домашний труд (в том числе уход за детьми) и время, необходимое для удовлетворения естественных физиологических потребностей. Вторая часть — собственно свободное время — это та часть общего бюджета времени, которую человек может тратить по своему усмотрению, в зависимости от своего культурного уровня, материальных доходов и физического состояния14.
В работе Б.А. Грушина, на основании результатов обширного анкетирования, приведено серьезное обоснование изменения структуры свободного времени жителей го-
родов СССР, которое произошло в период с 20-х по 60-е годы прошлого века15.
В начале 80-х годов структура досуговой деятельность «среднего» человека в СССР выглядела следующим образом: 1. Участие в культурной деятельности: индивидуальное потребление культуры (чтение газет и журналов, слушание радио и прочее), публично-зрелищное потребление культуры (посещение спортивных зрелищ, театров и тому подобное), = повышение квалификации, общественно-политическое развитие, непрофессиональное творчество (участие в художественной самодеятельности, коллекционирование и прочее). 2. Активное физическое развитие и общение с природой: занятия физкультурой, спортом, туризмом, рыбалка, охота, сбор грибов и ягод, работа в саду и огороде. 3. Семейное общение: игры, занятия с детьми. 4. Избирательное внесемейное общение: прогулки, посещение вечеров отдыха, ресторанов, баров, кафе, танцы, настольные игры, хождение в гости и прием гостей. 5. Пассивный отдых16.
С функциональной точки зрения досуг можно разделить на несколько основных видов: восстановление, развитие, воспитание, (социализация), творчество, коммуникация, разрушение (неорганизованный досуг приводит к асоциальному поведению и агрессии).
Между тем все функции досуга применительно к одному человеку невозможны одновременно. К тому же реализация тех или иных функций была востребована в разные исторические периоды, в неодинаковой степени, разными типами обществ в разных странах. Функции досуга меняются, усложняются с течением времени.
Данные свидетельствуют о том, что досуг является доминирующим полем, в котором происходит физическое и духовное развитие человека, а сфера досуга определенно является объектом научного интереса. Специфическая активность досуга реализуется в понятии досуговая деятельность,
В социологии свободное время рассматривается как фактор, включенный в характеристику общественных отношений, как социальный феномен, играющий заметную роль в развитии реальной личности, социальных групп, классов и общества в целом.
движущим мотивом которой является потребность личности в самом процессе этой деятельности, а результатом — ее осуществление. В процессе досуговой деятельности реализуется множество потребностей человека, которые не могли быть удовлетворены в условиях учебной, трудовой или служебной деятельности, при выполнении гражданских или общественных обязанностей и связанных с ними занятий, диктуемых необходимостью и внешней целесообразностью.
Современное общество, находящееся в процессе глобальной интеграции и перехода к информационному этапу развития, обусловливает новые тенденции в досуговой жизни людей. Проблемы организации досуга относятся к универсальным вопросам существования и функционирования общества. Находясь на одном уровне с такими категориями, как образование, здравоохранение, информация, культура, которые хотя и не носят глобального характера (не влияют решающим образом на то, быть человечеству или нет), но имеют общечеловеческое значение, организация досуга оказывает существенное и крайне противоречивое влияние на многие стороны жизнедеятельности.
В научной и популярной литературе встречаются разнообразные типологии современного досуга. Не останавливаясь на их подробном анализе, выделим наиболее значимые из них в плане предпринятой характеристики свободного времени. К ним можно отнести деление досуга на деятельный и бездеятельный; рекреационный и развивающий; ежедневный, еженедельный, праздничный, отпускной; домашний и вне-домашний; индивидуально организованный и коллективный.
У разных наук — свое видение понятия «досуг». В этнографии он учитывается при характеристике быта людей, в особенности организации национального календаря праздников. В экономических науках свободное время анализируется в связи с его влиянием на производительность труда, изучаются бюджеты, разделение труда
и хозяйственно-экономические отношения в семье с точки зрения фактора времени и денег. В психологии учитывается субъективное отношение людей к свободному времени, оно рассматривается как сфера формирования чувств, настроений и привычек людей, обращается внимание на мотивы, определяющие досуговое поведение человека. В педагогике свободное время — это прежде всего проблемы воспитания подрастающего поколения в школе, вне ее, в семье. Юридические науки изучают особенности правового регулирования внерабочего, в том числе свободного, времени. Ключевым параметром в рекреационной географии является деятельность человека в свободное время с целью восстановления физических сил и всестороннего развития. И, несмотря на то что большинство современных исследований не рассматривают географический аспект досуговой деятельности, изучение рекреационного пространства, формирующегося в конкретном временном аспекте, будет способствовать рациональной организации сферы досуга на территории, повышению качества и активности досуговой деятельности населения.
В социологии свободное время рассматривается как фактор, включенный в характеристику общественных отношений, как социальный феномен, играющий заметную роль в развитии реальной личности, социальных групп, классов и общества в целом. Социологи исследуют характер, содержание свободного времени личности, деятельность институтов досуга по его наполнению, аксиологию досуга и осуществляют количественный и статистический анализ указанных процессов. «Социология свободного времени» — сложившаяся теория, обосновывающая диалектику перехода «общества труда» к «цивилизации досуга».
Современный подход к изучению этого вида жизнедеятельности должен объединять функции досуга с установками и требованиями современности: комплексностью, экономией, экологичностью, безопасностью, разнообразием выбора. Таким образом, к исследованию досуговой деятельности нужно подходить с разных точек зрения — сравнивая временные и финансовые затраты, личные и коллективные возможности и условия реализации, учитывая количество
людей, принимающих в ней участие, а также территорию, на которой она происходит.
Наиболее актуальным представляется анализ досуга и рекреации с точки зрения использования ресурсов территории — городского и пригородного пространства, связанных с экономической, социальной и общей культурной трансформацией пространства крупного российского города и активным темпом жизни современного человека.
Литература
1. Соколов А.В. Феномен социально-культурной деятельности. СПб.: СПбГУП, 2003. 204 с.
2. Орлов А.С. Социология рекреации. М.: Наука, 1995. C. 61.
3. География туризма: учебник / кол. авторов; под ред. А.Ю. Александровой. 3-е изд., испр. М.: КРО-НУС, 2010. С. 10-27.
4. Теоретические основы рекреационной географии / отв. ред. В.С. Преображенский. М.: Наука, 1975. С. 7-8.
5. Библиотека Михаила Грачева. Аристотель. [Электронный ресурс]. URL: http://grachev62. narod.ru/aristotel/contents.html (дата обращения: 05.11.2014).
6. ЛитМир. Электронная библиотека. [Электронный ресурс]. URL: http://www.litmir.net/ br/?b=212757&p=4 (дата обращения: 05.11.2014).
7. Соколов А.В. Феномен социально-культурной деятельности. СПб.: СПбГУП, 2003. С. 95.
8. Орлов А.С. Социология рекреации. М.: Наука, 1995. С. 18.
9. Александрова А.Ю. География туризма: теоретические основания и пути развития // География и туризм. 2005. Вып. 1. С. 7-9.
10. Социология: учеб. для студ. вузов/ В.Н. Лаври-ненко, Г.С. Лукашева, О.А. Останина и др.; под ред. В.Н. Лавриненко. М.: ЮНИТИ, 2004. С. 209.
11. Орлов Г.П. Свободное время как социологическая категория: учеб.пособие. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1973. 158 с.
12. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга: учеб.-метод. лит. М.: Флинта, 1998. С. 11.
13. Байкова В.Г. Свободное время и всестороннее развитие личности. М.: Мысль, 1965. С. 13.
14. Там же. С. 18.
15. Грушин Б.А. Свободное время. Актуальные проблемы. М.: Мысль, 1967. С. 21.
16. Сидоров С.А. Труд и досуг: и уму, и сердцу: Социально-творческая деятельность личности как фактор преодоления отчуждения при социализме. Л.: Лен-издат, 1989. С. 97-98.
LEISURE TIME AS A SCIENTIFIC CATEGORY: VARIETY OF APPROACHES TO STUDY
I.O. Shepetkova, postgraduate, The department of tourism, Perm State National Research University, Perm, Russia, [email protected]
This article considers the notion «leisure» in the connection with the close scientific categories of rest, recreation, spare time and tourism. This work identifies similarities and differences between them. Since antique times leisure time plays a key role of Greeks social life. In the middle of age leisure time was excluded because the lack of time. Renaissance and Enlightenment ages gave a development for this type of activity. Today we see formation of this notion and straightening of its role. The modern life conditions require not only spare time. More important thing is its qualitative content, time, territorial and economic limits. This article provides a review over scientific researches by domestic authors concerning this notion. The article describes the specificity, structure and functions of this activity. The author focuses on understanding change of leisure at different stages of society development and types of state organization. The special attention is paid to peculiarities of leisure activity and studies form different sides. There is a viewpoint over the term «leisure» in different sciences. The author tries to substantiate the study of leisure and spare time and to separate out the main ways of the research.
Key words: leisure, recreational activities, leisure time, recreation, leisure activity, recreational geography, leisure functions, structure of leisure activity.
References
1. Sokolov A.V. Fenomen sotsial'no-kul'turnoi deiatel'nosti [The phenomenon of socio-cultural activities]. St. Petersburg, SPbGUP Publ., 2003. 204 p.
2. Orlov A.S. Sotsiologiia rekreatsii [Sociology of recreation]. Moscow, Nauka Publ., 1995. 146 p.
3. Geografiia turizma: uchebnik / kol. avtorov; pod red. A.Iu. Aleksandrovoi [Tourism geography: a textbook. Ed. by A.Y. Alexandrova]. Moscow, KRONUS Publ., 2010. 592 p.
4. Teoreticheskie osnovy rekreatsionnoi geografii / otv.red. V.S. Preobrazhenskii [Theoretical foundations of recreational geography. Ed. V.S. Preobrazhensky]. Moscow, Nauka Publ., 1975. 224 p.
5. Biblioteka Mikhaila Gracheva. Aristotel'. [Library Of Mikhail Grachev. Aristotle]. Available at: http:// grachev62.narod.ru/aristotel/contents.html (accessed 05.11.2014).
6. LitMir — Elektronnaia biblioteka. [Liter — Electronic library]. Available at: http://www.litmir.net/ br/?b=212757&p=4 (accessed 05.11.2014).
7. Sokolov A.V. Fenomen sotsial'no-kul'turnoi deiatel'nosti [The phenomenon of socio-cultural activities]. St. Petersburg, SPbGUP Publ., 2003. 204 p.
8. Orlov A.S. Sotsiologiia rekreatsii [Sociology of recreation]. Moscow, Nauka Publ., 1995. 146 p.
9. Aleksandrova A.Iu. Geografiia turizma: teoreticheskie osnovaniia i puti razvitiia [Geography of tourism: theoretical background and development path]. Geografiia i turizm — Geography and tourism, 2005, vol. 1, pp. 7-9.
10. Sotsiologiia: ucheb. dlia stud. vuzov/ V.N. Lavrinen-ko, G.S. Lukasheva, O.A. Ostanina i dr.; pod red. V.N. Lavrinenko [Sociology. Textbook for stud. of universities. Ed. by V.N. Lavrinenko]. Moscow, IuNITI Publ., 2004. 447 p.
11. Orlov G.P. Svobodnoe vremia kak sotsiologicheskaia kategoriia: ucheb.posobie [Free time as a sociological category: proc. manual]. Sverdlovsk, Sred.-Ural. kn. izd-vo Publ., 1973. 158 p.
12. Volovik A.F., Volovik V.A. Pedagogika dosuga: ucheb.-metod. lit [Pedagogy of leisure time: study.-method. lit.]. Moscow, Flinta Publ., 1998. 240 p.
13. Baikova V.G. Svobodnoe vremia i vsestoronnee razvitie lichnosti [Free time and all-round development of personality]. Moscow, Mysl' Publ., 1965.
14. Baikova V.G. Svobodnoe vremia i vsestoronnee razvitie lichnosti [Free time and all-round development of personality]. Moscow, Mysl' Publ., 1965.
15. Grushin B.A. Svobodnoe vremia. Aktual'nye problem [Free time. Actual problems]. Moscow, Mysl' Publ., 1967. 175 p.
16. Sidorov S.A. Trud i dosug: i umu, iserdtsu: Sotsial'no-tvorcheskaia deiatel'nost' lichnosti kak faktor preodole-niia otchuzhdeniia pri sotsializme [Work and leisure: and the mind and the heart: a Social and creative activity of the personality as a factor of overcoming alienation under socialism]. Leningrad, Lenizdat Publ., 1989. 189 p.