Научная статья на тему 'Досуг: теоретические аспекты, структура, содержание'

Досуг: теоретические аспекты, структура, содержание Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15098
2448
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСУГ / ДОСУГОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПОТЕНЦИАЛ / КРЕАТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярошевич Татьяна Михайловна

Статья представляет собой анализ различных научных подходов к понятию «досуг». Автор рассматривает его качественные характеристики и функции, соотношение с категорией «свободное время», классифицируются его виды и формы, раскрывается педагогический потенциал досуга как средства формирования креативности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Досуг: теоретические аспекты, структура, содержание»

УДК 159

Ярошевич Татьяна Михайловна

аспирант кафедры педагогики высшей школы и современных воспитательных технологий учреждения образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, г. Минск Tanushka_8181@ inbox.ru Yaroshevich Tatyana Mikhaelovna graduate student of chair of pedagogics of the higher school and modern educational technologies of establishment of formation of the Belarusian state pedagogical university of a name of Maxim Tank, Minsk Tanushka_8181@ inbox.ru

Досуг: теоретические аспекты, структура, содержание Leisure: theoretical aspects, structure, content

Аннотация. Статья представляет собой анализ различных научных подходов к понятию «досуг». Автор рассматривает его качественные характеристики и функции, соотношение с категорией «свободное время», классифицируются его виды и формы, раскрывается педагогический потенциал досуга как средства формирования креативности

Ключевые слова: досуг, досуговое пространство, потенциал, креативность социально- культурная деятельность, личность.

Annotation. The article presents the analysis of different scientific approaches to the notion 'leisure'. The author looks into its qualitative characteristics and functions, its correlation with the category 'spare time ', its aspects and forms are classified, pedagogic potential of leisure as a means of creativity formation is revealed.

Key words: leisure, spare time, leisure environment, potential, creativity, socio-cultural activity, personality.

Рассматривая вопросы формирования и развития креативности личности, мы всегда обращаемся к рассмотрению области реализации данного феномена. И здесь сфера досуга обладает огромным развивающим и воспитательным потенциалом, выступает неограниченным пространством самореализации, индивидуализации личности, раскрытия ее сущностных сил.

Проблема досуга имеет длительную историю рассмотрения, в процессе которой предложены различные трактовки этого явления как по содержанию, так и по соотношению с категорией занятого и свободного времени.

В современной российской научной литературе значительный вклад в теорию досуговой деятельности внесли М.А. Ариарский, Э.В. Соколов, В.Я Суртаев, Л.Н. Коган, Г.П. Орлов, А.Ф. Воловик, В.А. Воловик, Г.А. Евтеева. Но отметим, что на сегодняшний день отсутствует единое определение понятия «досуг».

По мнению российского исследователя Г.П. Орлова, «досуг - это совокупность занятий человека в свободное время, с помощью которых удовлетворяются непосредственные физические, психические и духовные потребности, в основном восстанавливающего характера, а также специфический социальный способ дальнейшего развития человеческих сил [3,с 46.]. В исследованиях Э.В. Соколова досуг рассматривается как особое время, когда возможен свободный выбор занятий, в которых отдых перемежается с физической и умственной активностью»[4, с.180].

Ю.А. Стрельцов определяет «досуг» как часть внерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающуюся у человека (группы, общества) за вычетом разного рода непреложных дел, необходимых затрат. [5, с.5].

На основе теоретического анализа можно условно разделить определения досуга на 3 группы: одни исследователи считают, что досуг - это синоним понятия «свободное время», вторые считают, что это активная часть свободного времени, третий подход - досуг это деятельность, совершаемая на основе свободного выбора, носящая развивающий характер.

В своей работе мы определяем досуг как время, свободное от работы (учебы) и других обязательств, которое наполнено деятельностью, обусловленную мотивами и потребностями.

В настоящее время происходит существенная переоценка значения досуга как социально-культурной категории в жизни общества. Выполнявший в течение многих лет роль придатка производственной сферы, досуг становится все более широкой сферой социально-культурной деятельности, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала общества.[2, с. 12]

Досуг в современных работах выступает как сфера саморазвития личности, проявления ее сущности, способностей; как возможность самореализации и самоактуализации каждого человека, как сфера воспитания личностных и гражданских качеств, сфера расширения культурного кругозора и обмена духовными ценностями.

Анализируя различные подходы к характеристикам досуга, выделим основные: свободу от жестких социальных требований, возможность выбора, гедонистичность досугового поведения (личность находится в поисках радости, наслаждения), компенсационность (активность направлена на возмещение того, что люди недополучают в других сферах своей жизнедеятельности).

Стрельцов Ю.А. выделяет три основные социокультурные функции досуговой деятельности. Первая из них - рекреация, включающая в себя регенерацию как восстановление растраченных физических сил, и релаксацию, направленных главным образом на снятие психического утомления. Вторая функция - развлечение, понимаемое как особый род досуговых занятий, призванных дать человеку возможность повеселиться, прилично провести время, поднять настроение, снять накопившееся психическое напряжение, получить требующуюся эмоциональную подзарядку. Сущность третьей функции правомерно эксплицировать через ключевое понятие - развитие: в сфере досуга люди не только отдыхают и развлекаются, но и совершенствуют себя в культурном отношении [8].

Далее исследователи расширяют перечень функций и выделяют коммуникативную, социализирующую, культуротворческую, информационно-просветительскую, духовную.

Богатство социокультурной действительности и средств ее проявления обуславливают многообразие форм досуговой деятельности, которые можно классифицировать по следующим основным признакам:

по содержанию (культурно-потребительский, творческий); по виду досугового творчества;

по количеству участников (индивидуалный, групповой, массовый); по времени (кратковременный, периодический, систематический); по степени устойчивости воспитательного воздействия (эпизодические и стабильные формы досуга);

• по сложности характера и строению.

Э.В. Соколов выделяет 6 видов досуга:

отдых, служащий для восстановления жизненных сил и душевного равновесия. Он может быть пассивным или включать в себя различные уровни и степени активности;

развлечение, исполняющее роль психической разрядки, эмоциональной разгрузки, создающее условия для реализации тех физических и духовных способностей и склонностей человека, которые в силу ряда причин не могут быть востребованы ни в труде, ни в обучении, ни в отдыхе,

праздник, связывающий всегда прошлое и настоящее путем торжественного, художественного по преимуществу, преображения действительности, служащей основанием для «смены времени», для обновления ценностных ориентиров в переломные моменты истории и индивидуальной жизни, созерцание, творчество, просвещение. [4,с. 46-88].

Исследователи в области педагогики досуга А.Ф. Воловик и В.А. Воловик выделяют следующие специфические особенности досуговой деятельности:

- ее действительный мотив - потребность личности в самом процессе этой деятельности;

- она может быть разнообразна по своему предмету;

- в отличие от прочих видов деятельности, цели и содержание которых заложены в них самих, цели и содержание досуговой деятельности избираются человеком в зависимости от его нравственного развития и культурного уровня;

- досуговая деятельность может носить социально полезный характер, характер социально нейтральный, быть замкнутой в системе узко-групповых ценностей и обретать характер социально отрицательный, асоциальный;

- особенности досуговой деятельности создают определенную структуру досуга, соответствующую прогрессивному усложнению и развитию потребностей в виде уровней, которые отличаются друг от друга своей психологической, культурной значимостью;

-педагогический процесс представляет собой целенаправленную организацию досуговой деятельности, планомерный перевод ее на более высокий уровень.

Критерием определения уровней досуговой деятельности, по определению исследователей, является отношение субъекта этой деятельности к ее процессу, пассивное или активное. На этом основании выделяются следующие уровни досуговой деятельности: потребление, творчество, экстериоризация. Данные уровни взаимосвязаны и взаимообусловлены, что позволяет осуществлять воспитательный процесс путем планомерной и систематической организации досуговой деятельности путем перевода ее на более высокий уровень[1, с. 11-12].

Итак, анализ основных теоретических источников отечественной и зарубежной литературы позволяет сделать вывод о том, что досуговая сфера - это пространство раскрытия творческих сил личности, реализации возможностей; сфера, где вырабатывается система ценностных ориентаций, происходит формирование личностных качеств.

Досуг позволяет раскрыть физический, духовно-нравственный, эстетический потенциал человека. Это путь его активного продвижения к культуре, освоению социокультурного наследия. А главный смысл педагогического управления досуговой деятельностью - создание благоприятных условий для того, чтобы она была социально полезна и личностно значима. Литература:

1. Воловик А.Ф., Воловик В.А., Педагогика досуга: Учебник.-М.: Флинта, 1998.-

240с.

2. Киселева Т.Г. Основы социально-культурной деятельности: учебное пособие/Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников; Рос. акад. образования, Центр соц. педагогики, Моск. гос. ун-т культуры. - М.,1995. 136с.

3. Орлов Г.П. Свободное время и личность.- Свердловск, 1983.-176с.

4. Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга.- Л. Лениздат, 1977. - 207 с.

5. Стрельцов Ю.А. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга: учеб. пособие. М.: МГУКИ, 2002

Literature:

1. Volovik A.F., Volovik V.A., Pedagogika dosuga: Uchebnik.-M.: Flinta, 1998.-240s.

2. Kiseleva T.G. Osnovy social'no-kul'turnoj dejatel'nosti: uchebnoe posobie/T.G. Kiseleva, Ju.D. Krasil'nikov; Ros. akad. obrazovanija, Centr soc. pedagogiki, Mosk. gos. un-t kul'tury. - M.,1995. 136s.

3. Orlov G.P. Svobodnoe vremja i lichnost'.- Sverdlovsk, 1983.-176s.

4. Sokolov Je.V. Svobodnoe vremja i kul'tura dosuga.- L. Lenizdat, 1977. - 207 s.

5. Strel'cov Ju.A. Strel'cov Ju.A. Kul'turologija dosuga: ucheb. posobie. M.: MGUKI,

2002

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.