Научная статья на тему 'Современные тенденции исследования туризма и рекреационно-анимационной деятельности в контексте социологии досуга'

Современные тенденции исследования туризма и рекреационно-анимационной деятельности в контексте социологии досуга Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
895
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ / СОЦИОЛОГИЯ ДОСУГА / ТУРИЗМ / РЕКРЕАЦИОННО-АНИМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LEISURE ACTIVITY / SOCIOLOGY OF CULTURE / SOCIOLOGY OF LEISURE / TOURISM / RECREATIONAL AND ANIMATION ACTIVITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Холодова Татьяна Алексеевна

В статье рассматриваются теоретические особенности досуговой деятельности. Анализируются междисциплинарные показатели социологии культуры и индустрии досуга. Рассматриваются социальные и культурные тенденции развития туризма в современном обществе. Особое внимание уделено вопросам повышения качества жизни населения в контексте развития туризма. Концептуализировано понятие рекреационно-анимационной деятельности. Проведен сравнительный анализ рекреационноанимационной и досуговой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The trends of the research of tourism and recreational and animation activity in sociology of leisure

In the article the theoretical features of leisure activity are considered. Interdisciplinary indicators of sociology of culture and the industry of leisure are analyzed. Social and cultural tendencies of tourism development in modern society are considered. Special attention is paid to the issues of improvement of quality of life of the population in the context of tourism development. The concept of recreational and animationactivityis conceptualized. The comparative analysis of recreational and animation activity and leisure activity is made.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции исследования туризма и рекреационно-анимационной деятельности в контексте социологии досуга»

УДК 316.7

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУРИЗМА И РЕКРЕАЦИОННО-АНИМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОЛОГИИ ДОСУГА

THE TRENDS OF THE RESEARCH OF TOURISM AND RECREATIONAL AND ANIMATION ACTIVITY IN SOCIOLOGY OF LEISURE

Холодова Татьяна Алексеевна

Аспирантка Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского государственного технического университета в г. Шахты Ростовской обл., e-mail: tholodova@bk.ru

В статье рассматриваются теоретические особенности досуговой деятельности. Анализируются междисциплинарные показатели социологии культуры и индустрии досуга. Рассматриваются социальные и культурные тенденции развития туризма в современном обществе. Особое внимание уделено вопросам повышения качества жизни населения в контексте развития туризма. Концептуализировано понятие рекреацион-но-анимационной деятельности. Проведен сравнительный анализ рекреационно-анимационной и досуговой деятельности.

Ключевые слова: досуговая деятельность, социология культуры, социология досуга, туризм, рекреационно-анимационная деятельность.

Kholodova Tatyana A.

Post-Graduate student, Institute of Entrepreneurship and Service sector (branch) of Don State Technical University,

Shakhty, e-mail: tholodova@bk.ru

In the article the theoretical features of leisure activity are considered. Interdisciplinary indicators of sociology of culture and the industry of leisure are analyzed. Social and cultural tendencies of tourism development in modern society are considered. Special attention is paid to the issues of improvement of quality of life of the population in the context of tourism development. The concept ofrecreationalandanimatio-nactivityis conceptualized. The comparative analysis of recreational and animation activity and leisure activity is made.

Keywords: leisure activity, sociology of culture, sociologyof leisure, tourism, recreational and animation activity.

В настоящее время уделяется все большее внимание культурному досугу населения. В рамках нашего исследования проводить анализ досуговой деятельности представляется необходимым в контексте социологии досуга.

Социология досуга является направлением социологической науки и относится к социологии культуры. В досуговой деятельности постоянно происходят изменения и внедрения в связи с научно-техническим прогрессом. В настоящее время все чаще используются инновационные технологии, что помогает в работе и привлечению потребителей инфраструктуры досуга. Организация подобной деятельности является долгим и кропотливым трудом, который усложняется без проведения социологических исследований. Для внедрения новой услуги или усовершенствования уже введенной необходимо определить целевую аудиторию, на которую она будет рассчитана. Таким образом, предприятие будет нести меньшие убытки и впоследствии станет окупаемым, а потому вполне уместно говорить о социологической экспертизе предприятий сферы досуга.

Такого рода исследование мы провели на территории Ростовской области. Исследование было направлено на определение необходимости создания на территории области тематического парка. Были проведены опрос студентов различных вузов, анкетирование сотрудников на различных предприятиях по области, а также анализ уже существующих развлекательных центров и предприятий, предоставляющих аналогичные виды услуг [1]. Было выявлено, что тематические парки в Ростовской области не являются масштабными проектами, включающими в себя большой ассортимент различных развлекательных услуг. Каждый из них рассчитан на обслуживание небольшого количества посетителей, в основном на туристов, живущих в ближайших районах. Направлен на предоставление определенной группы услуг, различающихся по своим характеристикам. Например, разделяется детская и взрослая зоны отдыха. В комплексах, где есть аквапарк или парк аттракционов, можно найти 8РЛ-центры или экозоны. Такое разнообразие услуг позволит удовлетворить большое количество потребностей населения в отдыхе и досуге.

Досуговая деятельность тесно связана с качеством жизни населения. В настоящее время существуют различные взгляды на характеристику качества жизни человека. Есть необходимость упорядочить понятийный аппарат и систему знаний об условиях, динамике, факторах, влияющих на качество жизни. Нередко это понятие ограничивают уровнем жизни и характеристикой уровня удовлетворения потребно-

стей материальных благ и услуг (концепция благосостояния). Это упрощенный подход, не полностью учитывающий социальное, духовное развитие человека [2, с. 691].

Мало чем отличаются другие подходы к определению качества жизни: обобщающая социально-экономическая категория включает в себя не только уровень потребления материальных благ и услуг (уровень жизни), но и удовлетворение духовных потребностей, здоровье, продолжительность жизни, условия окружающей человека среды, морально-психологический климат, душевный комфорт [3].

Восстановление и улучшение качества жизни населения являются не только экономической категорией, но и социальной. В этом заинтересовано Правительство Российской Федерации. Это обосновано тем, что выделяются средства на развитие малого и среднего бизнеса, при этом входящие в социологические категории предприятия имеют большую конкурентоспособность и финансовую обеспеченность. В настоящее время выделяются также финансовые средства на одноразовые социальные проекты [4]. Примером могут являться экскурсии в честь праздника.

Различные социальные проекты имеют новые формы и усовершенствуются в связи с научно-техническим прогрессом, в том числе и досуговой деятельности. В условиях современной российской действительности важнейшим стимулом развития инноваций выступает государственное регулирование инновационного процесса. Государство может стимулировать значительные капиталовложения в процесс создания инновационных товаров, услуг, технологий и т.д., которые будут способствовать последующему устойчивому развитию в экономике и других важнейших сферах [5]. Новейшие формы социальных проектов зависят от инновационной деятельности правительства, а потому являются одними из самых популярных и эффективных. Новым веянием является внедрение социологии досуга. Формы досуговой деятельности развиваются еще из первобытного общества, однако таковыми не признавались. В Древнем мире это были просто отдельные развлекательные мероприятия. Как такового определения досуговой деятельности еще не существовало. К настоящему времени классического определения досуговой деятельности не существует, и в нормативно-правовых документах данная деятельность не указана, а потому каждый трактует ее как считает нужным.

Досуговая деятельность включает в себя индустрию туризма и гостеприимства, являющуюся одним из институтов современного общества. Услуги в развлекательном комплексе относятся к семейному

туризму, под которым понимаются временные путешествия семьи (с детьми или без) или группы, состоящей из нескольких семей в местность, отличную от места постоянного жительства, совершаемые в свободное время. Главной чертой семейного туризма, как и любой формы семейного досуга, является взаимодействие всех членов семьи [6]. Такой вид отдыха позволяет сплотить семью, а совместные развлечения и участия в конкурсах объединяют и увеличивают количество общих интересов. В связи с будничной суетой некоторые члены семьи редко видятся. Это обосновано тем, что у родителей могут быть различные графики работы, а дети заняты учебой и дополнительными секциями. Населению необходимо место, в котором могут объединиться интересы всей семьи воедино. Такой показатель поможет улучшить качество жизни населения [7].

Отличительной чертой современного туризма является его социальная направленность. Развитие туриндустрии в последние годы происходит быстрыми темпами. Человек, путешествуя по стране и миру, познает новое. Развитие и обогащение человеческого интеллекта, мировоззрения, совершенствование духовно-нравственных отношений становятся необходимым условием воспроизводства общества. Это приводит к перестройке механизмов социокультурной идентификации личности [8].

Досуговая деятельность относится к рекреационно-анимационной деятельности, которую как вид науки в настоящее время не выделяют, да и разработок, относящихся к индустрии гостеприимства, также практически нет. В результате и социологи, и специалисты по туризму могут относить это понятие к своей деятельности, но в разных контекстах. Официального понятия рекреационно-анимационной деятельности нет. Однако если провести анализ этих определений по отдельности, то можно прийти к выводу, что это работа по организации отдыха и развлечений как в рамках одной территории, так и как отдельный вид предоставляемых услуг. Так как рекреа-ционно-анимационная деятельность относится к социологии туризма, можно отметить, что одной из разновидностей является индустрия развлечений. Одним из ярких примеров индустрии развлечений являются развлекательные комплексы [9]. Они могут изучаться в контексте социологии досуга и социологии культуры. Развлекательные комплексы способны вобрать в себя несколько различных элементов рекреаци-онно-анимационной деятельности. И хотя в Российской Федерации принято, чтобы элементы индустрии развлечений пересекались с торговыми предприятиями, тенденции к развитию целых комплексов раз-

влечений набирают стремительные темпы. Среди торгово-развлекательных и развлекательных центров возникает большая конкурентная борьба. И если администрация областей и районов будет уделять внимание именно рекреационно-анимационной деятельности, то такой подход будет направлен на удовлетворение потребностей обычного населения, которое не может или не хочет посещать зарубежные парки развлечений. Удовлетворение желаний населения в отдыхе должно быть одной из первоначальных задач администрации и городов, и областей, и страны в целом. Во время и после отдыха у людей поднимается настроение и появляется больше сил для новых свершений, что побуждает к новым действиям и рождает новые идеи. Такой подход будет положительно сказываться на работе в дальнейшем. Это выгодно и удобно не только сотрудникам, но и руководству.

Рекреационно-анимационную деятельность нельзя ассоциировать только с развлечением, предоставляемым за деньги и созданным на закрытом предприятии. Так, например, в Норвегии находится большое количество фьордов, полюбоваться которыми можно абсолютно бесплатно. Таким образом, можно прийти к выводу, что природные ресурсы тоже относятся к рекреационно-анимационной деятельности. В данном случае необходимо учитывать, что анимация - это не мультипликационная программа, которую показывают специально подготовленные люди, а движение и эмоции, которые присутствуют у человека во время посещения той или иной достопримечательности, в частности природной. Рекреация рассматривается как отдых, в данном случае отдых может быть экстремальным и с большими физическими нагрузками, а в другом - это тихие и спокойные посиделки на лавочке или за столом на пикнике.

Большинство людей не понимают сущность понятия «рекреаци-онно-анимационная деятельность», в том числе и отдельные элементы понятия, а потому, в особенности у предпринимателей, возникает недопонимание и впоследствии некачественное предоставление услуг. Некачественность услуг объясняется не только характеристиками ГОСТов и нормативно-правовых актов, но и неоправданием ожиданий населения. Примером может являться большинство развлекательных комплексов в Ростовской области, которые по своим показателям предоставляют две или максимум три услуги на весь комплекс. Так, например, предприятие, в котором есть боулинг, аэрохоккей и мини-бар, относят к развлекательным центрам, в то время как комплекс услуг должен иметь от пяти услуг разнопланового характера. В настоящее время нормативные документы указывают на то, что любой комплекс

должен быть адаптирован под доступную среду. Большинство предпринимателей не хотят переделывать проекты, чем уменьшают сегмент потребителей.

Таким образом, стоит отметить, что формы досуговой деятельности постепенно стали элементами рекреационной деятельности, которая в связи с научно-техническим прогрессом стала развиваться активными темпами [10, 11]. Нельзя забывать о том, что рекреационно-анимационная деятельность не всегда имеет финансовый характер, а потому удобна для большого количества населения. Для удовлетворения большого количества потребностей в отдыхе и посещения за один небольшой промежуток времени нескольких элементов рекреационно-анимационной деятельности создаются развлекательные центры. Популярным является создание тематических парков. В настоящее время в России такие комплексы создаются только в крупных городах и в областных центрах, однако в Ростовской области крупномасштабного не существует. В результате проведенных исследований можно подвести итог, что создание подобного комплекса для населения является необходимым.

Даже платные услуги рекреационно-анимационной деятельности могут быть доступными для различных слоев населения. Для этого создаются системы дисконтов и акций, которые и привлекают посети-

с ____с _

телей на предприятия индустрии развлечений. В данном случае можно сделать вывод, что, только разрабатывая новые элементы и предлагая различные системы скидок, рекреационно-анимационная деятельность будет развиваться. Без развития не может быть деятельности.

Рекреационно-анимационная деятельность очень динамична и становится отдельным общественным институтом. Данный институт можно отнести как к индустрии гостеприимства, так и к социологии культуры. Рекреационно-анимационная деятельность является практически новым проектом для социальных проектов, которые выполняют услуги отдыха для населения. Институционализация такой деятельности способна ввести особый дисциплинарный контекст, что впоследствии увеличит количество изучаемого материла и в итоге стандартизирует рекреационно-анимационную деятельность в совокупности.

Литература

1. Холодова Т.А., Елисеева О.В. Разработка проекта межрегионального тематического парка. LAP, 2015.

2. Трифонов В.А. Управление качеством жизни населения в России // Совре-

References

1. Kholodova T.A., Eliseeva O.V. Razra-botka proekta mezhregional'nogo temati-cheskogo parka. LAP, 2015.

2. Trifonov V.A. Upravlenie kachest-vom zhizni naseleniya v Rossii // Sovre-

менные проблемы науки и образования. 2014. № 4.

3. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш. Современный экономический словарь. 6-е изд., перераб. и доп. М., 2008.

4. Материалы сайта Агентства инвестиционного развития Ростовской области [Электронный ресурс]. URL: http:// www.ipa-don.ru/karta/recreational (дата обращения: 22.02.2015).

5. Кононов В.М. Инновационная политика России в условиях новых вызовов глобального развития // Социология и социальные технологии. Сер. 7. 2015. № 1 (27).

6. Беляков О.И., Мещерякова И.В. Общественные науки // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 28.

7. Холодова Т.А., Жирнов А.Н., Елисеева О.В. К вопросу о развитии инфраструктуры развлечений в Ростовской области // Туризм в современном мире: направления и тенденции развития. Хабаровск, 2013.

8. Дусенко С.В. Социология туризма: социально-культурный аспект // Сервис plus. 2011. № 4.

9. Холодова Т.А., Елисеева О.В. Создание межрегионального тематического парка // Инновационные процессы в развитии социально-культурного сервиса и туризма в современном мире : материалы II Всерос. науч.-практ. конф. 2012.

10. Кудрявцева О.В., Твердохлебо-ва М.Д. Тематические развлекательные парки: зарубежный опыт и российские перспективы // ЭКОREAL. 2008. № 6.

11. Шевченко А.А. Креативные практики в рекреационном пространстве современного российского города // Гуманитарий Юга России. 2015. № 4. С. 292-298.

mennye problem nauki i obrazovaniya. 2014. № 4.

3. Rayzberg B.A., Lozovskiy L.Sh. Sovremennyy ekonomicheskiy slovar'. 6-e izd., pererab. I dop. M., 2008.

4. Materialy sayta Agentstva investi-cionnogo razvitiya Rostovskoy oblasti. URL: http://www.ipa-don.ru/karta/ recreational (data obrascheniya: 22.02.2015).

5. Kononov V.M. Innovacionnaya politi-ka Rossii v usloviyakh novykh vyzovov glob-al'nogo razvitiya // Sociologiya i social'nye tekhnologii. Ser. 7. 2015. № 1 (27).

6. Belyakov O.I., Mescheryakova I.V. Obschestvennye nauki // Izvestiya Penzenskogo gosudarstvennogo pedago-gicheskogo universiteta im. V.G. Belinskogo. 2012. № 28.

7. Kholodova T.A., Zhirnov A.N., Eliseeva O.V. K voprosu o razvitii infrastruktury razvlecheniy v Rostovskoy oblasti // Turizm v sovremennom mire: napravleniya i tendencii razvitiya. Habarovsk, 2013.

8. Dusenko S.V. Sociologiya turizma: so-cial'no-kul'turnyy aspekt // Servis plus. 2011. № 4.

9. Kholodova T.A., Eliseeva O.V. Sozdanie mezhregional'nogo tematicheskogo parka // Innovacionnye processy v razvitii social'no-kul'turnogo servisa i turizma v sovremennom mire : materialy II Vseros. nauch.-prakt. konf. 2012.

10. Kudryavceva O.V., Tverdokhle-bova M.D. Tematicheskie razvlekatel'nye parki: zarubezhnyy opyt i rossiyskie perspektivy // YEKOREAL. 2008. № 6.

11. Shevchenko A.A. Kreativnye praktiki v rekreacionnom prostranstve sovremennogo rossiyskogo goroda // GumanitariyYuga Ros-sii. 2015. № 4. S. 292-298.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.