Научная статья на тему 'СЭЗ как фактор развития интеграционных процессов в рамках ЕАЭС'

СЭЗ как фактор развития интеграционных процессов в рамках ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
447
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / FREE ECONOMIC ZONES / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / INTEGRATION PROCESSES / ЕАЭС / EAEU

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Огнева Наталья Федоровна

Одним из эффективных способов развития регионов и страны в целом является развитие свободных экономических зон (СЭЗ). В каждом государстве ЕАЭС работают СЭЗ и преследуют цель повышение эффективности регионов, обеспечение рабочими местами и привлечение дополнительных инвестиций. В статье проанализирована деятельность СЭЗ стран ЕАЭС, выявлены существующие проблемы и определены приоритеты дальнейшего развития в рамках интеграционных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

One of the most effective ways of developing regions and countries is the development of free economic zones (FEZ). Each government of EAEU have FEZ and pursues the goal of increasing the efficiency of regions, providing jobs and attracting additional investments. The article analyzes the activity of the FEZ of the EAEU countries, identifies the existing problems and identifies the priorities for further development in the framework of integration processes.

Текст научной работы на тему «СЭЗ как фактор развития интеграционных процессов в рамках ЕАЭС»

уставного капитала общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, руководитель должника). [1]

Применение подобной нормы в Типовом законе ЮНСИТРАЛ «О трансграничной несостоятельности», Регламенте ЕС № 2015/848, проекте Федерального закона «О трансграничной несостоятельности (банкротстве)» позволяющей открывать основное и (неосновное) параллельное производство по делу о трансграничной несостоятельности на основании критерия инкорпорации контролирующих лиц может стать эффективным механизмом для проведения процедуры банкротства любой консолидированной группы лиц и любых организаций финансового рынка. Положив в модель территориальности или модифицированного универсализма, критерий инкорпорации контролирующих лиц при возбуждении основного или вторичного (параллельного) производства, возможно снизить манипуляции и злоупотребления юрисдикциями при определении центра основного интереса (СОМ1-стандарта), исключить ликвидационную направленность конкурсного производства и позволить в большей степени контролировать лиц которые определяют действия консолидированной группы лиц включая финансовые инструменты и торговую систему в целом.

Список использованных источников

1. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // [Электр. ресурс].

2. Регламент ЕС от 29.05.2000 № 1346/2000 о производстве по делам о несостоятельности. // [Электр. ресурс] // URL: http://eur-lex.europa.eu (дата обращения: 27.09.2017).

3. Регламент ЕС от 20.05.2015 № 2015/848 о производстве по делам о несостоятельности. // [Электр. ресурс] // URL: http://eur-lex.europa.eu (дата обращения: 27.09.2017).

4. Кулешов В.В. «Специфика правового регулирования несостоятельности (банкротства) в Европейском союзе» // [Электр. ресурс] // Закон. 2007. № 3.

5. Мохова Е.В. «Обеспечение "изначальной предсказуемости" при определении "базовой страны должника" в случаях трансграничной несостоятельности юридических лиц» // Северокавказский юридический вестник. // [Электр. ресурс] // 2007. № 2.

6. Мохова Е.В. Центр основных интересов должника при трансграничной несостоятельности: перспективы введения в России новых правовых конструкций // Закон // [Электр. ресурс] // 2012. № 10.

7. Рягузов А.А. «Методы регулирования трансграничной несостоятельности» // Международное публичное и частное право // [Электр. ресурс] // 2007. № 3 (36).

8. Собина Л.Ю. «Признание иностранных банкротств в международном частном праве» // Статут // [Электр. ресурс] // 2012.

СЭЗ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В _РАМКАХ ЕАЭС_

Огнева Наталья Федоровна

Канд. экон. наук, доцент кафедры таможенного дела Западного филиала РАНХиГС, г. Калининград

Аннотация

Одним из эффективных способов развития регионов и страны в целом является развитие свободных экономических зон (СЭЗ). В каждом государстве ЕАЭС работают СЭЗ и преследуют цель - повышение эффективности регионов, обеспечение рабочими местами и привлечение дополнительных инвестиций. В статье проанализирована деятельность СЭЗ стран ЕАЭС, выявлены существующие проблемы и определены приоритеты дальнейшего развития в рамках интеграционных процессов.

Abstract

One of the most effective ways of developing regions and countries is the development of free economic zones (FEZ). Each government of EAEU have FEZ and pursues the goal of increasing the efficiency of regions, providing jobs and attracting additional investments. The article analyzes the activity of the FEZ of the EAEU countries, identifies the existing problems and identifies the priorities for further development in the framework of integration processes.

Ключевые слова: свободные экономические зоны, интеграционные процессы, ЕАЭС.

Key words: free economic zones, integration processes, EAEU.

Развитие интеграционных процессов является одним из способов сохранения и укрепления своих позиций для стран и регионов на мировой арене. Углубление интеграционных процессов зависит от многих факторов, к числу которых можно отнести и процессы формирования свободных экономических зон (СЭЗ).

СЭЗ работают в каждом члене-государстве ЕАЭС, которые, в свою очередь, имеют собственную историю развития и специфику функционирования. Однако все эти зоны созданы с похожими целями активации внешнеэкономических связей, ускоренного развития региона, поддержки отраслей экономики, решения социальных проблем, привлечения дополнительных инвестиций, развития

технологии и менеджмента, создания высокопродуктивных и конкурентоспособных производств.

В рамках ЕАЭС деятельность СЭЗ регламентируется следующими документами:

1. Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможен-нои территории и таможеннои процедуры свобод-ноИ таможенной зоны от 18.06.2010 г.

2. Соглашение о свободных складах и таможенной процедуре свободного склада от 18.06.2016 г.

3. Положение об особенностях определения таможенной стоимости товаров при завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны и таможенной процедуры свободного склада

4. Таможенный кодекс Таможенного союза от 27.11.2009 г. В ближайшее время ожидается вступления в силу новой редакции Таможенного кодекса.

5. Национальные нормативно-правовые акты (НПА) стран-участниц ЕАЭС. [8]

Ведение, формирование и публикация реестров резидентов (участников) свободных (специальных, особых) экономических зон предусмотрено статьями 398 (ведение реестра) и 455 («Особенности применения таможенной процедуры таможенной зоны в отдельных СЭЗ государств-членов») Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и осуществляется в соответствии с решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 11.12.2017 №271 «О формировании общих реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, владельцев свободных складов, резидентов (участников) свободных (специальных, особых) экономических зон».

Как было указано ранее, каждое государство-участник ЕАЭС имеет свои СЭЗ, количество которых постоянно меняется. Более подробно рассмотрим количество и структуру СЭЗ государств-членов ЕАЭС за 2016 год (рисунок 1).

35

26

30 25 20 15 10 5 0

10

| - 2

Россия Беларусь Казахстан Кыргызстан Армения

Рисунок 1. Количество СЭЗ государств-членов ЕАЭС в 2016 году [6]

6

Согласно рисунку 1 наибольшее количество СЭЗ находится в России (26), а наименьшее - в Армении (2). Также стоит отметить, что в России и Казахстане работают СЭЗ промышленного, технологического, туристического и логистического типов, в Беларуси - промышленного и технологического типов, в Кыргызстане - промышленного типа и в

Армении - технологического типа. Таким образом, только Россия и Казахстан обеспечены СЭЗ всех типов, а Кыргызстан лишь одним.

На рисунке 2 представлена динамика изменения количества резидентов СЭЗ стран ЕАЭС в период с 2015 по 2017 годы (рисунок 2).

янв.17

3158

421 441

янв.16 2625 445 469

2

янв.15 2528 506 498

0 1000 2000 3000 4000 5000

■ Россия ■ Беларусь ■ Казахстан ■ Кыргызстан ■ Армения

Рисунок 2. Динамика изменения числа резидентов (участников) СЭЗ ЕАЭС [1]

Согласно данным рисунка 2 количество резидентов СЭЗ ЕАЭС за три рассматриваемых года увеличилось и на 01.01.2017 составило 4418, что на 24% больше, чем 01.01.2016 и на 25% больше 2014 года. Заметное увеличение наблюдается в России и Кыргызстане. Немного снизилось количество резидентов в Беларуси и Казахстане.

Более подробно рассмотрим СЭЗ каждого государства-члена ЕАЭС.

В Российской Федерации на 2017 год действует 26 ОЭЗ, в том числе 10 промышленно-про-изводственных, 9 туристско-рекреационных, 6 технико-внедренческих и 1 портовая [4]. Также действует 525 резидентов, создано 21 тыс. рабочих мест, объём заявленных инвестиций - более 655 млрд рублей, фактически осуществлённых - 218 млрд рублей, объём налоговых отчислений - 20 млрд рублей, объём таможенных отчислений -около 26 млрд рублей.

10000 9297

8198

8000 6000

Некоторые российские экономические зоны отмечены в ежегодном глобальном рейтинге «Свободные экономические зоны - 2017» по версии международного журнала fDi, входящего в группу Financial Times. Всего отмечено 4 ОЭЗ, среди которых «Алабуга», «Липецк», «Тольятти» и «Титановая долина» [6].

В Республике Беларусь действует 6 СЭЗ, в том числе 5 промышленно -производственных и 1 технико-внедренческая, в рамках которых зарегистрировано 419 резидентов.

В последние годы СЭЗ Республики Беларусь не смогли выполнить стратегические цели в полном объеме, о чем свидетельствуют наличие убыточных резидентов (около 40,4%), снижение темпов роста инвестиций (рисунок 3); высокая импортоемкость производства.

5790 5967

4000 2000 0

1452

1943

1101

674

1

2013

4

2016

2014 2015

• Выручка от реализации • Инвестиции • в т.ч. Иностранные

Рисунок 3. Показатели выручки и инвестиций, млн долл

К последним достижениям можно отнести от- торгового оборудования. Также в Минске дей-крытие завода Modern-Expo Group по производству ствует ООО «Оборонные инициативы», который

является производителем поездов STADLER.

В Республике Казахстан действуют 10 СЭЗ, в том числе 7 промышленно-производственных, 1 ту-ристско-рекреационная, 1 технико-внедренческая и 1 портовая. На 1 января 2017 года зарегистрировано 468 резидентов. Согласно данным на территории всех СЭЗ запущено 157 проектов, среди которых 32 - с иностранным участием. [2]

В Кыргызской Республике представлено 5 СЭЗ промышленно-производственного типа, но в рамках ЕАЭС действует лишь одна СЭЗ «Бишкек». Лишь она соответствует требованиям Таможенного союза относительно СЭЗ. В СЭЗ «Бишкек» зарегистрировано 332 резидента, вложено инвестиций на сумму 419 млн. руб.

В Республике Армения действуют 2 СЭЗ в сфере высоких технологий и ювелирной отрасли. В данных СЭЗ зарегистрированы 10 предприятий, создано 450 рабочих мест. На сегодняшний день планируется создание СЭЗ «Сюник», резидентами которой по плану могут стать более 100 компаний. Создание данной СЭЗ положительно скажется на деятельности не только Армении, но и других стран ЕАЭС.

Если соотносить основные приоритеты развития ЕАЭС и цели СЭЗ, то можно найти общие закономерности и выявить необходимость дальнейшего развития зон.

На сегодняшний день для более эффективного функционирования СЭЗ необходимо решить некоторые проблемы:

• совершенствование и унификация законодательной базы;

• ведение льготной политики для участников СЭЗ;

• привлечение дополнительных иностранных инвестиций в каждую страну, способствующих развитию и формированию экономических зон.

К основным приоритетам экономического развития ЕАЭС до 2030 года Высшим Евразийским экономическим советом были определены:

1) обеспечение макроэкономической устойчивости;

2) создание условий для роста деловой активности и инвестиционной привлекательности;

3) стимулирование инновационного развития и модернизации экономики;

4) обеспечение финансовых ресурсов и формирование эффективного финансового рынка Союза;

5) инфраструктурное развитие и реализация транзитного потенциала;

6) развитие кадрового потенциала;

7) сотрудничество в целях ресурсосбережения и повышения энергоэффективности;

8) развитие регионов в рамках межрегионального и приграничного сотрудничества;

9) развитие внешнеторгового потенциала. [5]

Согласно перечисленным приоритетам можно

определить, что основную их часть выполняют СЭЗ стран-участниц ЕАЭС, что говорит о наличии мощного данного инструмента каждой страны в достижении как собственных, так и общих целей.

65

Таким образом, к основным преимуществам создания и развития СЭЗ можно отнести следующие позиции:

• Использование выгодных схем торговли для развития внешнеэкономических отношений.

• Создание привлекательности государства для важных иностранных инвесторов.

• Реструктуризация региональной экономической системы.

• Насыщение потребительского рынка новыми товарами и возникновение здоровой конкуренции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Рост инновационного производства, сопровождающийся переходом предприятий на новый технологический уровень.

• Активизация и повышение качества деятельности крупных и средних предпринимателей.

• Развитие инфраструктуры региона.

• Создание новых рабочих мест.

Формирование и осуществление деятельности

экономической зоны региона является одним из важных принципов функционирования экономического потенциала региона. Свободные экономические зоны представляют собой фактор ускоренного экономического роста за счет активизации товарооборота между странами, мобилизации инвестиций, обмена технологиями, информации, более глубоких интеграционных экономических процессов.

Фактически, СЭЗ выступают в роли полюсов экономического роста и, следовательно, выражают большое социально-экономическое воздействие как на регионы своей деятельности, так и на всю экономическую систему государства.

Список литературы:

1. Анализ состояния, динамики и тенденций развития таможенной инфраструктуры в местах перемещения товаров через таможенную границу стран Евразийского экономического союза. Аналитический обзор Евразийской экономической комиссии. 2017 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.eurasiancommission.org - (Дата обращения: 18.12.2017).

2. В Казахстане обсудили проблемы СЭЗ и индустриальных зон [Электронный ресурс] // Regnum Информационное агентство - URL: https://regnum.ru/news/2284843.html - (Дата обращения: 18.12.2017).

3. Доклад о реализации основных направлений интеграции в рамках Евразийского экономического союза. Москва. 2016 г. [Электронный ресурс]. -URL: http://www.eurasiancommission.org - (Дата обращения: 19.12.2017).

4. Особые экономические зоны. [Электронный ресурс] // Электронный ресурс Министерства экономического развития Российской Федерации -URL:

http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez/ -(Дата обращения: 19.12.2017).

5. Перспективы развития проекта ЕАЭС к 2025 году. Рабочая тетрадь. Спецвыпуск / 2017 / [Е.С. Алексеенкова, И.С. Глотова, А.В. Девятков и др.];

[гл. ред. И.С. Иванов]; Российский совет по международным делам (РСМД). - М.: НП РСМД, 2017. -92 с.

6. Российские ОЭЗ вошли в рейтинг лучших экономических зон мира. [Электронный ресурс] // Электронный ресурс Министерства экономического развития Российской Федерации - URL: http://economY.gov.ru/minec/about/structure/deposobe czone/201723104 - (Дата обращения: 24.12.2017).

7. Таможенная инфраструктура и субъекты рынка околотаможенных услуг стран Евразийского

экономического союза. Аналитический обзор. 2016 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.eurasiancommission.org - (Дата обращения: 18.12.2017).

8. Чекирова Г. Какова роль СЭЗ в странах ЕАЭС. [Электронный ресурс] // Электронный ресурс BizExpert - URL: http://www.bizexpert.kg -(Дата обращения: 18.12.2017).

АБЭНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ_

Дарья Николаевна Сенина,

соискатель кафедры «Банки, денежное обращение и кредит» Московского государственного института международных отношений

Министерства иностранных дел РФ Darya N. Senina,

Postgraduate student, "Banks, money supply and credit" sub-faculty, MGIMO

Статья описывает настоящее состояние экономики Японии, а также подводит итоги реализации программы «Абэномика». В работе приведены главные триггеры экономического оживления, которые тесно связаны с проводимой Банком Японии политикой.

The article describes the present status of the economy of Japan and the results of the implantation of Abe-nomics. It includes the main triggers of economic recovery, which are tightly connected with the Bank of Japan policy.

Ключевые слова: Абэномика, дефляция, экономический рост, ВВП, внутренний спрос, инфляция, экспорт, прямые иностранные инвестиции.

Key words: Abenomics, deflation, economic growth, GDP, internal demand, inflation, export, foreign direct investment.

Дефляционные процессы в экономике Японии стали результатом серьёзного банковского, а в дальнейшем и глобального экономического кризиса. Этот кризис начался в первой половине 1990-х гг. Он был частично купирован в начале 2000-х гг. В дальнейшем он принял форму стагнации, в рамках которой банковская система страны перестала выполнять свою основную функцию - трансмиссию денег в национальную экономику.

Основными причинами банковского кризиса являлись следующие: 1) экономический кризис в странах Юго-Восточной Азии в начале 1990-х гг. и ухудшение вследствие этого экономической ситуации в японской экономике, 2) падение цен на основные залоговые активы - ценные бумаги и недвижимость, 3) слабый пруденциальный надзор за банковской деятельностью в Японии, 4) медленная реакция на кризисные явления со стороны Банка Японии.

Более глубокой причиной дефляционных процессов можно считать кредитную экспансию, которая была характерна для экономики Японии, начиная с 1950-х гг. Темпы прироста банковского кредитования стали ограничиваться Банком Японии лишь в 1990-х гг. Это привело к обвалу цен на рынке акций. После повышения ключевой ставки в августе 1990 г. до 6 %, цены на недвижимость также резко упали. «Схлопывание» пузыря в 1991-1994 гг.

1 Сенина Д.Н. Абэномика и дефляция

Японии//Банковское дело.2015.№7.С. 32

спровоцировало рост токсичных активов в банковской системе, объём которых достиг 100 трлн. иен1. Ликвидация последствий экономического кризиса была сведена к национализации крупнейших банков, которые обанкротились в 1998-1999 гг., и вливанием в капитал этих банков государственных средств в обмен на акции. Проблема «плохих долгов» в банковской системе не была решена. Усилия правительства были направлены в основном на поиск источников экономического роста и повышение деловой активности. Экономика Японии попала в ловушку ликвидности, которая является следствием дефляции и ограничивает возможности выхода экономики на траекторию роста.

Следует добавить, что финансовое положение предприятий нефинансового сектора Японии также не улучшилось. В последние 25 лет они активно выплачивали накопленные долги, в которых присутствовала значительная доля «плохих». С 1991 по 2012 гг. соотношение собственных и заёмных средств уменьшилось в два раза. Японские производственные компании стали активно наращивать уровень запасов ликвидности и кредитную экспансию за пределами страны. Они уклонялись от инвестиций в самой Японии, что привело к значительному сжатию внутренних инвестиций. Относительная величина совокупных кредитов в экономике снизилась с 111 % ВВП в 1990 г. до 71% ВВП в 2012 г.2

2 Сенина Д.Н. Абэномика и дефляция в Японии//Банковское дело.2015.№7.С. 33

в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.