Субрегиональная асимметрия в условиях экономических санкций
About the authors
Dr N. Duplenko, Associate Professor, Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad.
E-mail: [email protected]
A. Zhuchkova, Postgraduate Student, Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad.
E-mail: [email protected]
УДК 339.923
О. В. Прохорова
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
69
Отмечается, что в новых геополитических условиях появляется все больше вопросов, связанных с дальнейшим развитием Особой экономической зоны Калининградской области в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Рассмотрены перспективы эксклавной российской территории в рамках ЕАЭС. Также проанализированы вопросы функционирования ЕАЭС в условиях санкционной политики ряда стран по отношению к Российской Федерации.
Given the new geopolitical situation, increasingly more attention is paid to the further development of the Special Economic Zone in the Kaliningrad region within the framework of the Eurasian Economic Union (EEU). The author examines the future of the exclave within the EEU. The article contains an assessment of the EEU's activity in the context of the sanction policy imposed by certain countries.
Ключевые слова: ОЭЗ, ЕАЭС, антисанкционная политика в рамках ЕАЭС.
Key words: special economic zone, Eurasian Economic Union, anti-sanction policy, the Eurasian Economic Union.
С 1 января 2015 г. начал функционировать Евразийский экономический союз (ЕАЭС), в состав которого вошли Беларусь, Россия и Казахстан (с 01.01.2015 г.), Армения (с 02.01.2015 г.), Киргизия (с 12.08.2015 г.). Это новый этап интеграции на постсоветском пространстве, который стал логическим продолжением Таможенного союза (действует с 2010 г.) и Единого экономического пространства (действует с 2012 г.). Евразийский экономический союз — это более высокая ступень интеграционного сотрудничества в рамках СНГ; ЕАЭС характеризуется всеми необходимыми признаками экономического объединения: наличие общих таможенных границ и наднациональных институтов, единый таможенный тариф.
© Прохорова О. В., 2017
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 2. С. 69 — 74.
Основными целями ЕАЭС являются создание условий для стабильного развития экономик и повышение качества жизни населения, формирование единого рынка товаров, услуг, трудовых ресурсов и капитала в рамках Союза, а также всесторонняя кооперация, модернизация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобализации [3].
Отличием ЕАЭС от предыдущих интеграционных объединений стала скоординированная экономическая политика, прежде всего в таких отраслях, как сельское хозяйство и промышленность. Особо выделяются энергетический сектор и создание единой транспортной инфраструктуры.
Граждане пяти стран получили возможность пользоваться образовательными и социальными программами любого государства — участника ЕАЭС, а также право на равных условиях устраиваться на работу и проживать на всей территории союза [5].
Бизнес-сообщества входящих в ЕАЭС стран получают возможность доступа и выхода на внешние рынки, содействие при доступе на рынки третьих стран, помощь при выявлении и устранении барьеров и обеспечении недискриминационного подхода со стороны торговых партнеров, а также в защите своих интересов. Предприниматели приобретают стимул для наращивания объемов производства, улучшения качества товаров и в результате — возможность повысить уровень конкурентоспособности как самих производителей, так и всей национальной экономики.
Таким образом, интеграционные процессы положительно влияют на три стороны экономики: на население и качество жизни граждан государств — членов ЕАЭС, на бизнес и конкурентоспособность экономики и на само государство.
Калининградская область — самая западная территория РФ, имеющая особое геополитическое положение, которое, с одной стороны, открывает широкие возможности в связи с географической близостью к крупным центрам промышленности в Европе — потенциальным рынкам сбыта товаров и услуг и источникам инвестиций; а с другой — вызывает проблемы, обусловленные изолированностью регионального рынка от общероссийского и рынка Евразийского экономического союза, дополнительными транспортными издержками, а также некоторой ограниченностью внутренних ресурсов для обеспечения устойчивого развития.
После распада СССР Калининградская область оказалась фактически заграничной территорией РФ, что привело к ряду проблем как экономического, так и социального характера. Поэтому для нейтрализации негативных последствий эксклавности и создания условий экономического роста в основу стратегии регионального развития была положена идея создания особой экономической зоны. В 1991 г. в Калининградской области одной из первых в России была образована свободная экономическая зона «Янтарь», что давало широкие таможенные и налоговые преференции для предприятий, зарегистрированных и работающих в регионе. Стоит отметить, что реальных экономических
Перспективы развития Калининградской области в рамках ЕАЭС
преимуществ регион не получил, пока не был принят специальный указ Президента РФ № 1625 «Об обеспечении внешнеэкономических условий для развития Калининградской области» от 23.12.1992 г. С принятием закона РФ «О таможенном тарифе» от 01.07.1993 г. регион лишился своих льгот, все российские предприятия получили одинаковый налоговый режим, включая калининградских резидентов Особой экономической зоны (ОЭЗ). Позже, 7 декабря 1993 г., льготный таможенный режим для региона был восстановлен сроком на 10 лет (согласно указу Президента РФ от 07.12.1993 № 2117 (ред. от 25.02.2003) «О Калининградской области»). Фактически это заложило основу Концепции федеральной политики в отношении Калининградской области, которая была разработана в октябре 1994 г.
В 1996 г. СЭЗ «Янтарь» была преобразована в ОЭЗ в соответствии с федеральным законом от 22.01.1996 г. № 13-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области». Согласно данному закону региону был возвращен режим свободной таможенной зоны, установлен льготный режим для предпринимательской деятельности и инвестиций. Администрация ОЭЗ, функции которой выполняла администрация Калининградской области, при согласовании с Правительством РФ получила право устанавливать дополнительные ограничения таможенного режима и исключения из него с целью защиты региональных производителей. Целями создания ОЭЗ были:
— ускорение социально-экономического развития региона, повышение качества и уровня жизни населения, в том числе и за счет развития научно-технического и торгово-экономического сотрудничества с зарубежными странами;
— создание благоприятных условий для привлечения иностранного капитала, управленческого опыта и технологий;
— развитие экспортно ориентированного производства и возможностей самого экспорта из области.
Закон об ОЭЗ способствовал росту предпринимательской деятельности на территории региона и оказал значительное влияние на реструктуризацию экономики: были созданы и успешно развивались новые конкурентоспособные предприятия в области автомобилестроения, производства бытовой электроники, мебели, пищевой промышленности. Все это позволило достичь темпов экономического роста, в целом превышающих динамику развития многих регионов РФ [4].
Социально-экономические и политические изменения как в самом регионе, так и в стране и на международном уровне, трансформационные процессы в мировой экономике диктовали необходимость корректировки существовавшего режима ОЭЗ в соответствии с реалиями. В результате был принят федеральный закон № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 10 января 2006 г., согласно которому ОЭЗ в регионе — это вся его территория, где устанавливается специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности до 2031 г. [4].
71
72
В настоящий момент региональные власти работают над созданием закона о Калининградской области, где будет, возможно, продлено существование Особой экономической зоны в регионе до 2095 г. [1].
Каковы же условия создания и функционирования ОЭЗ в ЕАЭС?
Подобные экономические зоны организуются в целях содействия социально-экономическому развитию государств, входящих в Союз, создания и развития производств, основанных на новых технологиях, привлечения инвестиций, в том числе и прямых, развития транспортной инфраструктуры, санаторно-курортной сферы и туризма. Условия их создания и функционирования определяются международными договорами в рамках ЕАЭС. Таким образом, Правительство РФ и администрация Калининградской области имеют право сами определять особенности развития ОЭЗ. В связи с этим Правительство РФ разработало для Калининградского региона закон, который предусматривает формирование модели опережающего социально-экономического развития. Функционирующая в области ОЭЗ подразумевает льготы по налогам на прибыль и имущество организаций. Принципы территории опережающего развития (ТОР) также предполагают льготные налоговые ставки и режим свободной таможенной зоны. Однако он отличается от действующего: иностранная продукция и товары, которые изготовлены с использованием импортных комплектующих или товаров, ввезeнных без уплаты пошлин, могут использоваться только внутри ТОР [1].
Кроме того, законодательством государств — членов Таможенного союза (ТС) могут быть установлены различные типы СЭЗ в зависимости от целей их создания. Управление СЭЗ на территории государства — члена ТС также осуществляется в соответствии с законодательством данного государства. Таким образом, перспектива дальнейшего развития ОЭЗ на территории Калининградской области в рамках ЕАЭС достаточно хорошо прописана в договоре в рамках Союза, и успех ее функционирования во многом зависит от Правительства РФ и администрации самой ОЭЗ.
Одним из немаловажных вопросов, влияющих на развитие отношений России с другими странами, в том числе торговых и инвестиционных, стала санкционная политика Запада по отношению к РФ. Какие проблемы функционирования ЕАЭС возникают в условиях санкций?
В основе создания ЕАЭС как интеграционного объединения лежат два главных принципа: 1) согласованная торговая политика по отношению к остальным странам; 2) образование и функционирование единой таможенной территории. Россия с августа 2014 г. применяет контрсанкции к производителям продовольственных товаров из ЕС, США, Канады, Норвегии и Австралии, однако со стороны Беларуси и Казахстана, которые являются полноправными членами и участниками ЕАЭС, подобных решений нет. Получается, что в такой ситуации нарушается первый основополагающий принцип Союза, и торговая политика членов ЕАЭС становится менее согласованной. Появляется и ряд вопросов, касающихся поставки в Россию продукции из санкцион-ных стран через территорию Беларуси и Казахстана. Функционирова-
Перспективы развития Калининградской области в рамках ЕАЭС
ние единой таможенной территории осуществляется с некоторыми противоречиями, поскольку ограничивается свобода перемещения товара внутри интеграционного объединения при пересечении им внешней таможенной границы. В рамках Союза белорусские товары ввозятся в Россию без ограничений, однако ввозить продовольствие из санк-ционных стран нельзя. Возникает необходимость определения страны происхождения каждого товара (произведен он в Беларуси или нет?). В СНГ это регулируется правилами происхождения: товар считается произведенным на территории страны СНГ или ТС, если он подвеpгнут дoстаточной переработке или стоимoсть материалов иностранного происхождения — не более 5 % цены конечного товара. По формальному признаку условие достаточной переработки означает, что в коде товарной номенклатуры ТС должен поменяться хотя бы один из первых четырех знаков. Приведем пример: изготовленная на предприятии Казахстана колбаса, в производстве которой была использована немецкая свинина или говядина (а они относятся к запрещенными к ввозу в РФ), будет считаться казахским товаром — и его можно свободно ввозить и продавать в России без ограничений. Однако покупка австралийских лангустов, их oчистка и переработка на территории Казахстана не сделают их казахским товаром (лангусты в любом виде будут относиться к запрещенной группе), и по всем формальным признакам их нельзя ввозить в РФ. При этом даже если на упаковке с подобным товаром написано, что он сделан в Казахстане, товар все равно считается австралийским в соответствии с режимом торговли [2].
В СНГ до 2010 г. предоставление документов о происхождении товара было необходимой процедурой при пересечении таможенной границы, но в 2010 г. между РФ, Беларусью и Казахстаном ликвидировали таможенные границы, поэтому дополнительно проверять страну происхождения товаров стало сложнее. При этом нарушается второй принцип ЕАЭС в условиях российского эмбарго на импорт продовольствия, когда ограничено свободное перемещение товаров, действуют нетарифные барьеры и экспортные пошлины определяются в каждой стране самостоятельно. В настоящее время по объективным причинам возникают риски реэкспорта товаров через территории Беларуси и Казахстана, особенно по тем товарным позициям, аналоги которых производят в этих государствах. Ситуация, когда в рамках ЕАЭС действует российское эмбарго на импорт продовольственный товаров из некоторых стран, в долгосрочном плане и перспективе не может соответствовать принципам общего рынка в рамках ЕАЭС. Поэтому необходимо дальнейшее урегулирование подобных спорных вопросов, и здесь можно предложить такие варианты:
1) присоединение стран — участниц ЕАЭС к российским контрсанкциям, за счет чего торговая политика Союза станет более согласованной;
2) отмена Россией эмбарго на поставку продовольственных товаров из ЕС, Норвегии, США, Канады и Австралии (торговая политика также станет более согласованной).
В случае, если российское эмбарго сохраняется, ЕАЭС как интеграционное объединение будет являться таковым достаточно условно.
73
Список литературы
1. Информационный портал «Калининград. ru». 2016. URL: http://kgd.ru/news/ economy/item/58385-alihanov-osobaya-jekonomicheskaya-zona-budet-prodlena-v-regione-do-2095-goda (дата обращения: 25.11.2016).
2. Кнобель А. Евразийский экомический союз: перспективы развития и возможным препятствия // Вопросы экономики. 2015. № 3. С. 87—108.
3. Официальный сайт Евразийского экономического союза. 2016. URL: http:// www.eaeunion.org (дата обращения: 03.11.2016).
4. Официальный сайт Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области. 2016. URL: http:// minprom.gov39.ru/oez/history.php (дата обращения: 25.11.2016).
5. Увальжанова Л. А. Перспективы совершенствования таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе // Вопросы экономики и управления. 2016. № 4. С. 37—40.
Об авторе
Ольга Владимировна Прохорова — канд. экон. наук, доц., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.
E-mail: [email protected]
About the author
Dr. O. Prokhorova, Associate Professor, Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad.
E-mail: [email protected]
УДК 631
И. В. Никифорова, Л. В. Пурыжова
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Представлено описание современного уровня развития сельского хозяйства Калининградской области. Дана оценка места региона среди субъектов РФ по объемам различных видов произведенной сельскохозяйственной продукции. Отдельно характеризуется животноводческая отрасль Калининградской области; также дан анализ регионального растениеводства.
The article describes the current state of agriculture of the Kaliningrad region. The authors compare the production volume of certain types of agricultural products in the Kaliningrad region with those of other Russian regions. Special attention is paid to the livestock and crop production.
Ключевые слова: сельское хозяйство, растениеводство, животноводство, Калининградская область.
Key words: agriculture, crop production, livestock production, Kaliningrad region.
© Никифорова И. В., Пурыжова Л. В., 2017
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 2. С. 74 — 82.