Научная статья на тему 'Северосибирская и Южносибирская модели христианизации во второй половине XIX - начале xx вв'

Северосибирская и Южносибирская модели христианизации во второй половине XIX - начале xx вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
80
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРОСИБИРСКАЯ МОДЕЛЬ ХРИСТИАНИЗАЦИИ / NORTH SIBERIAN TYPE OF CHRISTIANIZATION / МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MISSIONARY WORK / ЕНИСЕЙСКИЙ СЕВЕР / YENISEI NORTH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Выдрин Евгений Викторович, Бобрик Илья Евгеньевич

В статье делается попытка выделения новых моделей христианизации на основе анализа миссионерской деятельности в различных регионах Сибири. Дано чёткое обоснование отличия миссионерства на территории Севера и Юга Сибири; этнорегионы сгруппированы по формам, методам и результатам проводимой христианизации коренных народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Выдрин Евгений Викторович, Бобрик Илья Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

North Siberian and South Siberian Types of Christianization in the Second Half of the 19th Century - Beginning of the 20th Century

The article discusses the important problem of Christianization in different regions of Siberia. In this paper the authors show the difference between the missionary work in the north and south of Siberia. Ethnic regions have been classified according to the forms, methods and results of Christianization of the indigenous peoples of Siberia.

Текст научной работы на тему «Северосибирская и Южносибирская модели христианизации во второй половине XIX - начале xx вв»

Таким образом, даже далеко не исчерпывающий анализ рассматриваемой проблемы позволяет утверждать, что советский вариант социализма в силу своего репрессивного характера фатально предопределил ещё до Великой Отечественной войны появление внутри советского общества сопротивления сталинскому режиму, а в трагические годы войны - даже вооружённое противостояние (чего абсолютно не было в Отечественную войну 1812 г.). Данный факт позволяет современной отечественной историографии характеризовать это явление как «второй этап гражданской войны в России».

Библиографический список

1. Толстых, В. Россия эпохи перемен / В. Толстых. - М.: Росполитэнциклопедия, 2012. - 367 с.

2. Сталин, И. Вопросы ленинизма / И. Сталин. - М., 1952. - 651 с.

3. История России. XX век. Том 1. 1894-1939 / под. ред. А. Б. Зубова. - М.: Астрель, 2010. - 1023 с.

4. Орлов, А. Дагестанское восстание 1934-1935 гг. / А. Орлов // Грани. - 1957. - № 35. - 327 с.

5. Вдовин, А. И. История СССР. От Ленина до Горбачёва / А. И. Вдовин. - М.: Вече, 2014. - 571 с.

6. Дробязко, С. И. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: Национальные и добровольческие формирования по разные стороны фронта / С. И. Дробязко, Н. А. Кирсанов // Отечественная история. - 2011. - N° 6. - 180 с.

7. Дробязко, С. И. Вторая мировая война 1939-1945. Восточные добровольцы в вермахте, полиции и СС / С. И. Дробязко. - М.: АСТ, 2000. - 48 с.

8. Росляков, В. Г. Национальное строительство в СССР / В. Г. Росляков. - М.: Дружба народов, 2013. - 327 с.

9. Иосиф Сталин - Лаврентию Берия: «Их надо депортировать....»: документы, факты, комментарии / вступ. ст., сост., послесл. Н. Бугай. -М.: Дружба народов, 1992. - 288 с.

10. Черушев, Н. С. 1937 год: Элита Красной Армии на голгофе / Н. С. Черушев. - М.: Вече, 2003. - 560 с.

11. Ивашев, Л. Г. Нравственные и правовые вопросы плена в отечественной истории / Л. Г. Ивашев, А. С. Емелин // Военно-исторический журнал. - 1992. - № 1. - 46 с.

12. Кривошеев, Г. Ф. Гриф секретности снят. Потери Вооружённых сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах / Г. Ф. Кривошеев. - М.: Воениздат, 1993. - 416 с.

13. Дюков, А. Р. За что сражались советские люди / А. Р. Дюков. - М.: Яуза, Эксмо, 2007. - 576 с.

14. Приказ № 270 от 16 августа 1941 г. Скрытая правда войны: 1941 год: Неизвестные документы / П. Н. Кнышевский. - М.: Русская книга, 1992. - 348 с.

15. Попов, Г. Победа. Сталин. Номенклатура. Россия / Г. Попов // Совершенно секретно. - 2010. - № 05252.

16. Дюков, А. Р. Великая Отечественная, которая объединяет / А. Р. Дюков // Аргументы недели. - 2010. - № 17. - 6 мая.

17. Хоффман, Н. Й. История власовской армии / Н. Й. Хоффман. - Париж, 1990. - 379 с.

18. История России. XX век. Том 2. 1939-2007 / под. ред. А. Б. Зубова. - М.: Астрель, 2010. - 847 с.

© Беккер В. Я., 2015

УДК 94(571.1/.5)

СЕВЕРОСИБИРСКАЯ И ЮЖНОСИБИРСКАЯ МОДЕЛИ ХРИСТИАНИЗАЦИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.

Е. В. Выдрин, И. Е. Бобрик

Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева

В статье делается попытка выделения новых моделей христианизации на основе анализа миссионерской деятельности в различных регионах Сибири. Дано чёткое обоснование отличия миссионерства на территории Севера и Юга Сибири; этнорегионы сгруппированы по формам, методам и результатам проводимой христианизации коренных народов.

Ключевые слова: Северосибирская модель христианизации, миссионерская деятельность, Енисейский Север.

Поход Ермака явился началом включения Сибири в Русское государство и привёл к распространению православия за Уралом. В связи с этим интересна интерпретация летописцем XVIII в. этого события как некого миссионерского акта, направленного прежде всего на борьбу с «басурманами» и мусульманской религией, в чём он, несомненно, и видит предназначение похода [1, с. 100]. Именно это и считается началом миссионерской деятельности в Сибири. Историк Ю. Слёзкин пишет о том, что «истинный смысл и неизбежный итог движения России на Восток состоял в том, чтобы «проповедатися чрез Сибирь Евангилие в концы вселенныя» [2, с. 56].

Одним из первых методов, которые использовалась в миссионерской деятельности в Сибири в XVI-XVII вв., было крещение родовой знати. Правители государственных образований на территории Зауралья должны были решить для себя вопрос административного, политического подчинения, а также принятия православной христианской веры. Правительство по отношению к ним проводило достаточно либеральную политику: их устраивали на службу к государю, давали хлебное и денежное жалование [3, с. 8]. Данный метод практически не использовался в работе миссионеров на Енисейском Севере.

На протяжении XVII в. религиозная политика правительства в Сибири отличалась веротерпимостью, что зафиксировано в царской грамоте, направленной в 1685 году Сибирскому митрополиту Павлу: «.для того, что Сибирь Государство дальнее и состоит меж бусурманских и иных вер многих земель, чтоб тем Тобольских Та-

тар и Бухарцов и иных земель приезжих иноземцов не ожесточить, и от Государской милости их не отгонять, и Сибирскому государству какого повреждения не учинить» [4, с. 662-663].

В XVIII в. активизировалась миссионерская деятельность РПЦ в Восточной Сибири. В 1714 году был подписан указ «Об уничтожении кумиров и кумирниц у вогуличей, у остяков, у татар и у якутов, и о крещении сих народов в христианскую веру». В нём предписывалось «...во все их уезды и в татары, и в тунгусы, и в якуты и в волостях их где найдешь их кумиры и кумирницы и нечестивые их чтилицы... пожечь, а их... всех иноземцев... приводить в христианскую веру» [5, с. 17]. Власти стремились идеологическими средствами закрепить то, что было освоено русскими к этому времени.

Однако принудительная христианизация могла привести к столкновениям на религиозной почве, поэтому власти вынуждены были скорректировать свою позицию. В 1719 году вышел сенатский указ «О некрещении татар и других иноверцев против их воли» [5, с. 20]. Правительство разработало систему материальных поощрений, способных стимулировать христианизацию. В 1720 году подписан указ «О льготе новокрещеным от всяких сборов и податей на три года» [5, с. 20]. Он давал новокрещёным временное освобождение от сборов и податей, при этом налоговая нагрузка перекладывалась на плечи сородичей, не принявших православие. В 1725 году Синод издал постановление, предписывавшее «принявшим православную веру выдавать деньги на платье и подарки» [6]. Предусматривалась выдача нательных крестов, икон, холста на рубахи, кафтана и др.

Коренное население восприняло подобную практику по-иному. Они принимали православие, получали льготу и пользовались ею три года. После истечения срока они вновь крестились, но уже в другой церкви, надеясь на новые льготы. Таким образом, крещение для них превратилось не в осознанное принятие новой религии, а в способ уклонения от уплаты ясака и налогов.

Серьёзным препятствием для миссионерской деятельности оставался языковой барьер. Для коренного населения службы оказывались недоступными для понимания, поскольку они не знали русского языка. Священникам и миссионерам приходилось подыскивать переводчиков.

Исторически существует три формы христианизации: целенаправленная государственная политика; ведомственная, осуществляемая белым духовенством и миссионерами посредством проповедей или насильственного обращения; через непосредственные контакты с носителями веры в процессе совместной хозяйственной деятельности и повседневной жизни. Миссионерство в Сибири было частью государственной модели христианизации и политики русификации, то есть интеграции коренных народов в общероссийское пространство.

Методы христианизации в рамках всех трёх исторических моделей условно можно разделить на насильственные (уничтожение идолов, штрафы за невыполнение обрядов, массовые крещения, сопровождавшиеся насилием) и ненасильственные (средства религиозного убеждения, материальные поощрения, денежные вознаграждения, освобождение от повинностей, выдача вещей, предметов культа; духовные миссии, школы, перевод религиозных текстов на национальные языки). Методы варьировались в зависимости от ситуации в регионе, в котором проводилась миссионерская деятельность.

В целом, проанализировав состояния миссионерской деятельности в различных регионах Сибири, можно говорить, что во второй половине XIX в. на этой территории сложились две модели государственной христианизации: Северосибирская (северо-запад Сибири, Енисейский Север, Якутская область) и Южносибирская (Алтайский край, Хакасско-Минусинская котловина).

Историк В. Н. Асочакова в своих работах ввела и справедливо обосновала понятие «западносибирская модель христианизации» [7], выявила её особенности, таким образом, отделив её от миссионерской деятельности, которая проводилась на территории Восточной Сибири. Но в то же время миссионерская деятельность на севере Сибири и на территории её южных районов кардинально отличалась друг от друга, поэтому можно рассматривать другие подходы к выделению моделей христианизации в Сибири.

Для начала необходимо отметить, что обе модели христианизации проводились в рамках единой национальной политики Российской империи, в конечном счёте направленной не столько на русификацию, сколько на интеграцию крупнейшего региона Сибири в имперское пространство. Миссионерская деятельность использовалась для решения задачи «унифицировать все части империи в административном, культурном, правовом и социальном смыслах, интегрировать общество по вертикали - через прежние сословные барьеры и по горизонтали - через национально-региональные границы независимо от их местоположения и всеми жителями страны независимо от их сословной и национальной принадлежности» [8, с. 50].

Первым отличием Северосибирской модели христианизации от Южносибирской являются климатические и географические особенности региона. Север Сибири, в отличие от Юга, гораздо больше в территориальном плане и гораздо суровее в климатическом. К тому же на миссионерскую деятельность на Севере Сибири существенно влияли количество и плотность населения. На огромных северных территориях разбросано крайне ма-

лое количество населения, которое являлось объектом христианизации. При этом на территории Севера Сибири было очень малое количество русского населения, что препятствовало включению инородцев в сферу русской культуры. На Севере Сибири в силу именно климатогеографических факторов русское население больше испытывало влияние местных народов и перенимало их образ жизни. В 1917 году А. Я. Тугаринов фиксировал следующий факт на территории Енисейского Севера: «Шаманили всюду, в каждом чуме. Шаманили даже дети, играя в свои игры... Шаманили даже русские, особенно весной, когда просыпалась от тяжёлого зимнего сна и туруханская тайга» [9, с. 277].

Этнонациональный состав населения на территориях Севера и Юга Сибири также был настолько разным, что приводило к абсолютно полярным итогам христианизации в этих двух районах. Степень восприимчивости христианства на Юге оказалась гораздо выше, чем на Севере, что полностью совпадало с государственной сверхзадачей русификации и интеграции Сибири как крупного этнорегиона в общеимперское пространство. Это объясняется тем, что на Юге Сибири было более однородное в этническом плане население, на Севере же было несколько языковых групп, с которыми приходилось работать миссионерам. «Туземное общество представляло собой калейдоскоп различных народов и племён, находившихся в постоянной борьбе друг с другом», - отмечают в своей монографии Д. Я. Резун и М. В. Шиловский [10].

Миссионерская деятельность, как в Южносибирской, так и в Северосибирской модели христианизации, характеризуется как колинизационно-цивилизационная. Однако если на Юге эта деятельность священников-миссионеров привела к консолидации местного населения и созданию отдельных этносов шорцев и хакасов, то на Севере цивилизационная роль священников проводилась только в форме изучения коренного населения. Этническая консолидация северных народов в исследуемый период была только начата и продолжилась уже в 1920-1930-е гг.

Ещё одним отличием миссионерской деятельности в северных регионах было то, что местная светская и духовная власть ставила христианизацию на этих территориях в разряд подчинённых по отношению к христианизации Юга. Так, в Томской епархии главное внимание всегда уделялось миссионерству на территории Алтайского региона, что вело к незначительному вниманию губернских и епархиальных властей к христианизации Северо-Запада Сибири и Енисейского Севера (до 1861 г.). Исключением здесь является Якутская область, так как там существовала отдельная Якутская епархия.

РПЦ в осуществлении миссионерской деятельности на Севере Сибири не имела конкурентов в отличие от южных регионов. Активную деятельность на территории Алтая и Хакасско-Минусинской котловины проводили представители других мировых религий - ислама и буддизма. Следствием этого было формирование двоеверия у большинства населения региона, причём это было двоеверие иного рода, отличавшееся от Севера Сибири [11, с. 27-32].

Следует признать, что эффективнее всего миссионерская деятельность проходила на Юге Сибири - в Хакасии и на Алтае, что объясняется не только более мягкими по сравнению с северными территориями климатическими условиями, но и этнонациональным составом населения. Тюркские народы оказались более восприимчивы к христианской религии, хотя и между ними были нередки случаи двоеверия. Миссионерская деятельность РПЦ в северных регионах Сибири также отличалась в зависимости от этнического состава того или иного региона. Якутия, площадь, климат и географические особенности которой нисколько не уступают Енисейскому Северу и которая гораздо больше Обдорского Севера, была на порядок сильнее освоена в миссионерском плане, что подтверждается и цифрами крещёного населения и организацией церковных учреждений в крае в целом. Несмотря на то, что методы работы миссионеров в Сибири и на Дальнем Востоке были практически идентичными, некоторые методы в зависимости от региона могли и не использоваться. Так, в Северосибирской модели христианизации невозможным было использование таких методов, следовавших за обрядом христианизации, как наделение земельными участками или воинская повинность.

Одной из задач, которая следовала за обрядом перехода в православную веру, местная администрация видела перевод инородческого населения на оседлость, именно это вело к полной интеграции коренных народов в общероссийское пространство. Забайкальский военный губернатор в 1914 году замечал: «Орочены, тунгусы и те из бурят, которые ведут кочевой образ жизни, неизбежно идут к полному вымиранию; в несколько особых условиях находятся оседлые буряты, в среде которых замечается способность к восприятию русской культуры и устроению жизни в соответствии с повышенными требованиями русской государственности; к сожалению, отличие религиозного культа отделяет момент полной ассимиляции с русским населением области» [12]. Д. Я. Резун и М. В. Шиловский справедливо отмечают, что «ускоренный перевод на оседлость, землеустройство, унификация правового статуса отмечались только в южных районах Сибири. В других национальных районах Сибири подобного не наблюдалось» [12].

Ключевой фигурой процесса интеграции Сибири в общеимперское пространство был крестьянин-земледелец, который должен был научить сибирского инородца пахать, косить, строить дома, а также молиться

и говорить по-русски [13, с. 17-19]. Поэтому важной частью интеграционного процесса была переселенческая политика государства. Историк И. И. Юрганова справедливо отмечает, что в Якутии русский крестьянин не стал главным действующим лицом инкорпорации коренных народов, так как земледелие не получило развития в условиях Крайнего Севера. Главным инструментом здесь выступала православная церковь [14, с. 95]. Такая же ситуация была характерна для всей Северосибирской модели христианизации.

Таким образом, миссионерство в Северосибирской модели христианизации было главным элементом освоения и интеграции этнорегионов в общее пространство российской империи в обличие от Южносибирской модели, где экономические элементы выходили на первый план.

Работу миссий объединяло то, что принятие православия инородцами по большей части носило поверхностный характер, а в реальности оставались актуальными прежние религиозные представления или «двоеверие». Исследователи отмечают, что зачастую двоеверие являлось результатом внешнего принятия христианства для включения коренного населения в политико-правовое пространство империи, а в сфере религиозных традиций всё оставалось по-прежнему. «В результате 200-летнего взаимодействия произошло взаимовлияние хакасской и русской национальных традиций, - отмечает С. В. Пенович. - Хакасы встретили ХХ в. двоеверующими. С одной стороны, они не отказались от языческой веры и сохранили своеобразное видение «картины мира», многие обычаи и обряды. С другой стороны, восприняв христианское учение, обогатили свою жизнь европейским ци-вилизационным потенциалом» [15, с. 148].

В организации миссионерской деятельности в Сибири можно выделить следующие этапы:

1-й этап: XVI-XVII вв. - начальный период миссионерской деятельности в Сибири. На данном этапе идёт становление миссионерской деятельности, происходит организация Тобольской епархии (1620-1621 гг.), практикуются добровольные методы крещения, методы крещения родовой знати.

2-й этап: XVIII в. Этот период характеризуется непоследовательной политикой в области миссионерской деятельности в Сибири (от насильного крещения до выдачи подарков за принятие христианства).

3-й этап: Конец XVIII - начало XIX вв. Этот период историк С. В. Бахрушин назвал «застоем миссионерской деятельности» [16, с. 21-22]. На данном этапе происходит спад темпов миссионерской деятельности в Сибири, что явилось результатом указов императрицы Екатерины II.

4-й этап: 1828 г. - середина XIX в. - переход к массовой миссионерской деятельности, активизация на всей территории Сибири и Дальнего Востока, что произошло после включения миссионерской деятельности в сферу государственной политики Российской империи. Нижней датой в этом периоде является указ 1828 года «Об учреждении в Тобольской и Казанской епархиях миссионеров для обращения в православие иноверцев», который стал отправной точкой для последующей миссионерской деятельности.

5-й этап: середина XIX - начало XX вв. - институализация миссионерской деятельности. В Сибири в этот период идёт массовое открытие походных церквей, поиск новых методов крещения местного населения. Православная церковь становится проводником не только политики государства, но и играет цивилизаторскую роль в жизни инородческого населения Сибири и Дальнего Востока.

Вторая половина XIX - начало XX вв. - это время институального оформления миссионерской деятельности в России в целом и в Сибири в частности. Это проявилось в виде повсеместного открытия походных церквей, православных миссий, организации епархиальных комитетов Православного миссионерского общества. Происходил постоянный поиск наиболее эффективных методов и форм христианизации коренного населения в исследуемом регионе. Причём этот поиск всё активнее происходил на Севере Сибири, что объяснено рядом факторов.

Можно говорить, что в Сибири в исследуемый период чётко оформились две государственные модели христианизации - Северосибирская и Южносибирская. Действительно, содержание миссионерской деятельности, её организация, этнонациональный и этноконфессиональный состав накладывали ощутимый отпечаток на каждую из обозначенных моделей. Естественно, что обе модели в конечном итоге имели целью интеграцию Сибирского региона в единое пространство Русского государства, на своего рода русификацию коренного населения. При этом Северосибирская и Южносибирская государственные модели христианизации имеют несколько кардинальных отличий. Причём в Южносибирской модели встречались факты существования не только государственной модели, осуществляемой миссионерами, а также ведомственной, осуществляемой монастырями и даже через непосредственные контакты с русским населением.

Если говорить о территориальном выделении государственных моделей христианизации, то помимо Северосибирской и Южносибирской моделей, можно говорить и о Дальневосточной модели. Миссионерская деятельность на Дальнем Востоке напрямую зависела не столько от внутренней, национальной политики Российской империи, сколько от внешнеполитических интересов государства. К примеру, Чукотская миссия по своим формам, методам и результатам достаточно сильно похожа на Северосибирскую модель, но при этом христианизация Чукотки напрямую сталкивалась с интересами других государств в данном регионе.

Библиографический список

1. Абрамов, Н. А. Киприан, первый архиепископ Сибирский / Н. А. Абрамов // Город Тюмень. Из истории Тобольской епархии. - Тюмень, 1998.

2. Слезкин, Ю. Арктические зеркала: Россия и малые народы Севера / Ю. Слезкин. - М., 2008.

3. Главацкая, Е. М. Политика русского правительства в отношении коренных народов Севера Западной Сибири в XVII в. (На материалах Верхотурского, Пелымского, Березовского уездов): автореф. дис. ... канд. ист. наук / Е. М. Главацкая. - Екатеринбург, 1992.

4. Полное собрание законов Российской империи. Т. 2. - СПб., 1825.

5. Шишигин, Е. С. Распространение христианства в Якутии / Е. С. Шишигин. - Якутск, 1991.

6. Полное собрание постановлений и распоряжений Синода по ведомству православного вероисповедания Российской империи Т.5. - СПб., 1881. - № 1590.

7. Асочакова, В. Н. Западносибирская модель христианизации: характер, механизм, особенности (на примере Хакасско-Минусинского края в XVII - XIX вв.): дисс. ...докт. ист. наук / В. Н. Асочакова. - Томск, 2011.

8. Миронов, Б. Н. Историческая социология истории / Б. Н. Миронов. - СПб., 2009.

9. Аркадию Яковлевичу Тугаринову посвящается.: сборник научных статей.- Красноярск, 2011.

10. Резун, Д. Я. Сибирь в конце XVI - начале XX века: фронтир в контексте этносоциальных и этнокультурных процессов / Д. Я. Резун, М. В. Шиловский. -URL: http://history.nsc.ru/kapital/project/frontier/index.html (дата обращения 09.12.2015).

11. Шиловский, М. В. Проблема конфессионального выбора аборигенных этносов юга Сибири в XIX - начале ХХ в. / М. В. Шиловский // Сибирь: ХХ век. -Кемерово, 2002. - С. 27-32.

12. Российский государственный исторический архив. Ф. 1284. Оп. 1. Д. 1. Л. 1. Резун Д. Я., Шиловский М. В. Сибирь в конце XVI - начале XX века: фронтир в контексте этносоциальных и этнокультурных процессов. - URL: http://history.nsc.ru/kapital/project/frontier/index.html (дата обращения 09.12.2016).

13. Петрушин, Ю. А. Опыт теоретико-методологического анализа творчества профессора Л. М. Дамешека / Ю. А. Петрушин // Россия и Сибирь: интеграционные процессы в новом историческом измерении (XVIII - начало XX вв.). - Иркутск, 2008.

14. Юрганова, И. И. Инкорпорация Якутского края в Российскую империю на примере христианизации / И. И. Юрганова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Амосова. - 2012. - № 2. - Т. 9. - С. 95.

15. Пенович, С. В. Взаимодействие хакасской и русской религиозных традиций с начала XVIII в. по 1917 год / С. В. Пенович // Евразия: культурное наследие древних цивилизаций. - Вып. 1.- Новосибирск, 1999. - С. 148.

16. Бахрушин, С. В. Исторический очерк заселения Сибири до половины XIX в. / С. В. Бахрушин // Очерки по истории колонизации Севера и Сибири. -Вып. 2. - Пг., 1922.

© Выдрин Е. В., Бобрик И. Е., 2015

УДК 94(571.51)

СОВЕТСКО-КИТАЙСКИЙ КОНФЛИКТ НА КИТАЙСКО-ВОСТОЧНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ В 1929 ГОДУ И ХАКАССКО-МИНУСИНСКИЙ РЕГИОН

В. Г. Дацышен

Сибирский федеральный университет

Советско-китайский конфликт на Китайско-Восточной железной дороге 1929 года был важным событием в истории Хакасско-Минусинского региона. Военная кампания 1929 года была проведена силами воинских частей Сибирского военного округа. Эти войска были укомплектованы сибиряками, в том числе призывниками из Минусинского и Хакасского округов. Тысячи призывников из Хакасско-Минусинского региона приняли участие в военных действиях на границе с Китаем. Некоторые из них погибли или получили ранения в боях.

Ключевые слова: советско-китайский конфликт 1929 года, Китайско-Восточная железная дорога, Хакасия, Минусинский округ.

В 1929 году произошёл советско-китайский конфликт на Китайско-Восточной железной дороге (далее -КВЖД). Вооружённые силы Советского Союза провели первую в истории СССР военную кампанию против соседнего государства. Военный конфликт 1929 года стал самым крупным военным столкновением между Советским Союзом и Китайской Республикой. Это было важнейшее событие в истории страны, пришедшееся на переломный момент отечественной и мировой истории.

В современной исторической картине Хакасско-Минусинского региона события советско-китайского конфликта 1929 года не занимают никакого сколько-нибудь значительного места. Нам не удалось выявить ни специальных работ по истории конфликта в связи с историей региона, ни упоминаний этих событий в обобщающих исследованиях и справочных изданиях по истории Хакасии и Красноярского края.

Хакасско-Минусинский регион находился далеко от КВЖД, однако он оказался тесно связан с этими военными событиями. В 1929 году на территории региона имелось два округа в составе Сибирского края. Соседние Минусинский и Хакасский округа были тесно связаны. Достаточно сказать, что оба округа имели единый печатный орган окружных партийных и советских органов.

Развитие советско-китайского противостояния в Маньчжурии на фоне общего роста противоречий в двухсторонних отношениях привело летом 1929 года к захвату китайскими властями КВЖД. В подписанной заместителем наркома иностранных дел Л. М. Караханом дипломатической ноте от 13 июля 1929 года говорилось, что 10 июля китайские власти произвели налёт на КВЖД, захватили телеграф и потребовали от советского управляющего передать управление дорогой другому лицу. Нотой от 17 июля 1929 года советское правительство объявило о разрыве дипломатических отношений с Китаем. После этого конфликт стал постепенно принимать формы вооружённого противостояния.

На некоторое время советско-китайский конфликт стал главным общественно-политическим событием для советских людей. В газете «Красноярский рабочий» за 17 июля 1929 года была помещена заметка «Партизаны в любую минуту готовы для защиты СССР». В материале в виде Открытого письма жителя Партизанского района М. Белоусова «Командиру 26-й Златоустовской дивизии Тов. Пашковскому» говорилось: «Я получил от-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.