Научная статья на тему 'К вопросу о периодизации миссионерской деятельности Русской православной церкви в Сибири'

К вопросу о периодизации миссионерской деятельности Русской православной церкви в Сибири Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
253
54
Поделиться
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ХАКАСЫ / НОВОКРЕЩЕНЫЕ / ХРИСТИАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Асочакова Валентина Нестеровна

Рассматривается влияние политики веротерпимости на христианизацию коренных народов Сибири в 1764-1799 гг. Показаны противоречия между светской и духовной властью в Тобольской епархии в решении религиозного вопроса. На примере хакасского народа прослежены динамика крещения и пути распространения христианства.

Похожие темы научных работ по истории и историческим наукам , автор научной работы — Асочакова Валентина Нестеровна,

To the Problem of Periodization of Russian Orthodox Church Missionary Work in Siberia

This article considers influence of tolerant policy on converting native Siberian inhabitants to Christianity since 1764 till 1799. The author illustrates contradictions between temporal and sacred powers in Tobolsk eparchy in deciding religious problem. The moving forces and trends of Christianization were retraced on an example of Khakas people.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «К вопросу о периодизации миссионерской деятельности Русской православной церкви в Сибири»

ББК 63.3(2)513-7

В.Н. Асочакова

К вопросу о периодизации миссионерской деятельности Русской православной церкви в Сибири*

Ключевые слова: Русская православная церковь, хакасы, новокрещеные, христианизация.

Key words: the Russian Orthodox Church, the Khakass, newly-baptized Christians, church-parish communities.

Религиозная политика Российского государства и Русской православной церкви (далее РПЦ) среди коренных народов Сибири, сохраняя преемственность, в XVIII-XIX вв. постепенно эволюционизировала от нетерпимости к толерантности. Период с последней трети XVIII в., когда в России был юридически закреплен принцип веротерпимости, характеризуется спадом миссионерской деятельности.

В исторической литературе «веротерпимость» трактуется как религиозная толерантность, но в

XVIII в. она имела иное содержание - по отношению к исламу, язычникам и шаманистам она проявилась в установлении цивилизованных отношений, отказу от массовых крещений. По мнению представителей духовенства, результатом политики веротерпимости явился провал православной миссии в Сибири. Известный церковный деятель Филофей Орнатский отмечал, что «появились у нас своеобразные взгляды на дело миссионерское, как на исключительно дело церкви, стали говорить, что вмешательство государственной власти в дело обращения язычников в христианство несправедливо, ибо влечет к нарушению правил веротерпимости, надо де представить каждой вере, в том числе и языческой, жить народу так, как хочет сам народ. Такие взгляды, будучи осуществлены по отношению к инородцам в Сибири, привели к тому, что успехи христианской проповеди приостановлены на долгое время, затрудняются и в настоящее время» [1, с. 242]. Неоднозначно оценивали итоги миссионерской деятельности и историки. Например, С. В. Бахрушин писал, что в конце XVIII в. начался застой миссионерской деятельности, продолжавшийся до конца 20-х гг. XIX в. [2, с. 21-22]. А красноярский историк Л. П. Шорохов, напротив, полагал, что в этот период упадка в политике христианизации не было [3-4]. Различные оценки христианизации народов Сибири во второй половине XVIII в. встречаются и в современной историографии. А.С. Кузьмина, изучавшая крещение коренных народов Северо-Западной Сибири, отмечает, что уже в 1789 г. действия миссионеров в Сибири были приостановлены и возобновлены только в 1828

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 09-01-63509а / Т

г., в целом для крещения коренных народов в XVIII

в. применялись ненасильственные методы [5, с. 127]. Ф.Г. Ислаев пишет, что с точки зрения количественных показателей и «достижения стратегической цели

- христианизации - следует говорить о ее высокой эффективности», но в социокультурном плане христианизация вызвала «ситуацию глубокого раскола» в Волго-Уральском регионе [6, с. 34].

Таким образом, политика «веротерпимости», отправной точкой которой явилось провозглашение Екатериной II на совместном заседании Сената и Синода в 1763 г. принципа «свободы совести», имела региональные различия реализации и привела к неоднозначным последствиям.

Целью данной статьи является общая характеристика миссионерской деятельности в 1764-1799 гг. в Тобольской епархии, анализ ее результатов на примере коренного населения Хакасско-Минусинского края. Количественные показатели христианизации (число, процентное соотношение) выявлены на основе изучения делопроизводственной документации духовных консисторий: отчеты священнослужителей, исповедные росписи, метрические записи, именные списки новокрещеных.

Законодательное оформление религиозной политики, ее регламентация вместе с детализацией фискальной политики происходили в условиях Нового времени, когда в Россию проникли секулярные социокультурные ценности. По мнению Ю.Ю. Синелиной, в XVIII в. начался первый цикл «секуляризации религиозного сознания» образованных слоев российского общества [7, с. 121-145]. Объективные причины реформы религиозной политики связаны процессом интеграции Сибири в единую систему хозяйственных, политических, культурных связей Российской империи. Правительство Екатерины II продолжило практику списания недоимок ясака, разработало ряд указов о применении норм обычного права в суде для «инородцев», о передаче ясака в ведомство Кабинета ее императорского величества. Для этнической и конфессиональной дезинтеграции коренных народов Сибири стала активно проводиться политика русификации. В этом плане православие с точки зрения самодержавия и православных миссионеров должно было стать идейным инструментом, способным объединить все население империи, русифицировать его. Екатерина II писала: «Я теперь в Азии и вижу все своими глазами. Здесь 20 различных народов,

история

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

один на другого, непохожих. Однако же, необходимо сшить каждому приличное платье. Легко положить общие, но частности? Ведь это целый особый мир: надобно его создать, сплотить, охранять» [8, с. 359]. Следующей причиной проведения церковной реформы было сопротивление нерусских народов массовой принудительной христианизации. Рост социального протеста заставил правительство в 1764 г. закрыть Новокрещенскую контору, провозгласить свободу вероисповедания, а в конце века отказаться от института миссионеров. Вместе с тем отход от активного миссионерского давления на новокрещеных активизировал вероотступническое движение.

После упразднения конторы Новокрещенских дел вопросами крещения нерусских народов стали заниматься епархиальные власти [9, с. 281-282]. В епархиях с большим число новокрещеных и язычников (Казанская, Иркутская, Тобольская, Нижегородская, Вятская, Рязанская, Астраханская) вводились должности штатных миссионеров с жалованием 150 рублей для покупки «бумаг, чернил и крестов» [10, т. XVI. №2116]. Материальное содержание миссионерской деятельности (подводы, переводчики и пр.) возлагалось на местные казенные учреждения.

Переход к систематической миссионерской деятельности вызвал недовольство как новокрещеных, так и приверженцев традиционных верований, поскольку российские неправославные народы восприняли новый принцип как возможность исповедания своей веры без ограничений, в то время как РПЦ интерпретировала веротерпимость как возможность беспрепятственного принятия «иноверцами» православия [6, с. 9].

В выступлениях депутатов от ясачных в Уложенной комиссии (1767 г.) прозвучали следующие требования: обеспечение надежной защиты от обид как со стороны русских, так и некрещеных, облегчения податного бремени, соблюдение льготного статуса для новокрещеных и т.д. От «Кыргызской землицы», как называли тогда Хакасско-Минусинский край, депутатом был кызыльский родовой князь Ульчугачев, на средства которого возводилась Ужурская церковь (1760-1771 гг.). Депутаты, в свою очередь, должны были донести до своих избирателей мнение императрицы по религиозному вопросу, отраженному в примерном Наказе: «В столь великом государстве, распространяющем свое владение над столь многими разными народами, весьма вредным для спокойствия и безопасности своих граждан был порок, запрещение или недозволение их различных вер... Гонение человеческие умы раздражает, а дозволение верить по своему закону умягчает и самый жестокий иных сердца и отводит их от упорства, утушая споры их, противные тишине государства и соединению граждан» [8, с. 175]. Манифест «О дозволении в империи Всероссийской свободного различных вер исповедания» гласил: «Мы

не только дозволяем во обширной империи нашей свободное различных вер исповедание, но милость и покровительство наше распространили» [11, л. 1].

РПЦ после упразднения конторы Новокрещенских дел в миссионерской деятельности стала ориентироваться на принципы веротерпимости. С этой целью комиссия из членов Синода под председательством новгородского митрополита Димитрия (Сеченова) разработала проект, состоящий из инструкции архиереям-проповедникам и присяги. Правила инструкции предписывали миссионерам, отправляющимся для проповеди, прежде получить наставления архиерея; проповедовать разрешалось только в ближайшей к архиерейской резиденции местности; обязательно информировать о миссионерской деятельности гражданские власти, «дабы они смогли справедливо защищать» от угроз и иной опасности. Церковную службу проповедники должны были вести на русском языке, но «Символ веры, десятословие и молитву Господню» обязаны были объяснять на родном языке новокреще-нов. Для этого предлагалось в дальнейшем привлекать в семинарии способных людей из новокрещеных [12, л. 76]. Приходским священникам запрещалось без разрешения епархиальных властей ездить с целью крещения. Проект получил одобрение императрицы, и с 1769 г. новые правила стали применять в епархиях. Впоследствии они были дополнены с учетом опыта миссионерской практики, например, 3 апреля 1788 г. было сделано дополнение о том, чтобы «новокрещенские» мальчики обучались в семинарии [12, л. 78].

В 1773-1775 гг. в условиях обострения социальных и конфессиональных противоречий, вылившихся в «пугачевщину», Екатерина II издала указ о веротерпимости. Правда, «первенствующей и господствующей» оставалась РПЦ, т.е. она пользовалась исключительным правом вести миссионерскую деятельность [10, т. XIX, №14164]. В новых условиях требовались иные формы и методы крещения многочисленных народностей восточных окраин Российской империи. Упорное сопротивление нерусских народов политике насильственной христианизации, рост социальной напряженности и очевидная формальность крещения стали причинами отказа от активного миссионерства. В 1789 г. Синод ограничил деятельность миссионеров в Казанской и Иркутской епархиях, в Тобольской она проводилась до 1799 г., когда и здесь ликвидировали должности штатных миссионеров. В 1800 г. миссионерские поездки были запрещены по Красноярскому заказу, а затем во всей Восточной Сибири начался отказ от активной христианизации. Причин слабости миссионерства было несколько, в том числе отсутствие средств - подводы, питание должны были давать обыватели или инородцы. Кроме того, как отмечали сами миссионеры, крещеные не стали верующими, а священников в епархии так мало, что они годами не бывают среди неофитов [13, л. 1-2].

Церковная организация Хакасско-Минусинского края до 1823 г. входила в Красноярский заказ Тобольской епархии. Здесь в феврале 1764 г. были назначены миссионеры Никита Арамельский для крещения нерусских народов на территории Ачинского заказа и Алексей Михайловский** - Красноярского. Их деятельность продолжалась до 1799 г. Уже в 1766 г. Михайловский сообщал митрополиту Тобольскому о результатах миссионерской деятельности среди качинцев: «...воспринявшие святым крещением с некрещеными татарами единокупное улусами жительство имеют, и никакой отмены против прежней своей замерзелости к содержанию благочестия не имеют, и как прежние свои ядения и пития употребляли, тако и ныне с теми в обществе будучи, всегда с некрещеными татарами оскверняются. В тех улусах у татар, как в юртах, так и около юрт и вблизи их жительств на дорогах, речках и озерах поставляются по вере их нечестивые шайтаны, которые жертву по своему богомерзкому обычаю приносят и веруют в них, а крещеные малолетние отроки, живучи в единых улусах и, видя, что делают их купнородные, тем же и они охотно навыкают идолослужениям. Шаманщики, те есть диавольские служители, которые веруют в беса и ему, отдавши себя вечно, служат, пребывают в обществе с восприявшими святое крещение, и к шаманству своему, как несведущих бога, так и просвятившихся святым крещением лестно привлекают, и тем своим бесовским шаманством величие божье отдаляют от милосердия его.» [14, с. 129].

Другой взгляд на крещение коренных народов Тобольской епархии содержится во всеподданнейшем докладе Святейшего Синода (2 октября 1767 г.) Екатерине Великой: «проповедуют тем людям, которые и не слыхивали, как по-русски говорят». Далее описаны методы привлечения в православие: «Обольстя награждением, напоя пьяных или устрашая разными случаями всех христиан, стараются умножить единственно для их интересу» [15, л. 7]. Кроме привлечения материальными выгодами, «устрашают отступников от веры христианской штрафами и через то грабят их бесчеловечно. Ежели кто требуемого не даст, тогда берут и на их же подводах и коште возют за собой по протчим жилищам в забитых колодах». Подчеркивалась формальность крещения: «Молодых благословляют медными крестами, а что до христианского знания о том неважно ведать, и в помышлении

** Алексей Михайловский - выдающийся местный церковный деятель, третий заказчик Красноярского духовного правления, родился в городе Нежин Черниговской губернии. В течение 40 лет, с 28 февраля 1750 г. служил протоиереем Красноярского Преображенского собора. По инициативе Михайловского в Красноярске была открыта латинская школа для детей духовенства. В преклонном возрасте овдовевший Михайловский подал прошение, в котором просил уволить «по старости лет и разрешении отбыть на родину в Киев». Вскоре разрешение было получено, но Михайловский к этому времени заболел и 1 марта 1790 г. умер.

у них не было. Обобрав и через пять лет то жилище не навестит, а благоразумно дает время, чтобы новый христианин пограбленное им промыслами своими пополнил.». Другой способ крещения «к грабительству сего несмышленого народа. найдут давно умершего или вновь рожденного и некрещеного, привязываются для чего некрещен, и для чего умерший без священника погребен, и приписывают к поруганию веры христианской» [16, л. 7об.-8].

К докладу прилагалось «всеподданнейшее мнение каким образом учредить проповедь слова божьего»: заменить митрополита***, чтобы он «благоразумно» разрешал жалобы новокрещеных на злоупотребления священников; крещение проводить в тех местах, где поблизости есть церковь; производить в священники из представителей тех народов, которых освящают крещением, для чего завести школы среди нерусских народов; привлекать к службе священников, которые знают языки народов Сибири [15, л. 9-9об.].

Результаты показатели миссионерской деятельности в Хакасско-Минусинском крае приведены в таблице.

Динамика численности новокрещеных в Хакасско-Минусинском крае XVIII - первой четверти XIX в.

Население 1760-е гг. 1795 г. 1823 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Душ об. пола 6112 16376 21182

Новокрещеные 2400 5364 6241

Доля новокрещеных в % от общего числа населения 39,2 32,7 29,46

Источники:

Архивное агентство администрации Красноярского края. Ф. 592. Оп. 1. Д. 28. Л. 1-32; Д. 63. Л. 266; Д. 189. Л. 373-536; Д. 215. Л. 98; Д. 136. Л. 126-144; Д. 40. Л.1-38; Д. 44. Л. 36-44; Д. 131 (I, II).; Д. 85, 53, 75; Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российского государства. Ч.

3, половина первая. 1772-1773 / пер. В. Зуева / СПб., 1788. С. 624; Степанов А.П. Енисейская губерния. СПб., 1835.

4. 1. С. 21-35; Пестов И. Записки об Енисейской губернии Восточной Сибири 1831 г. М., 1833. С. 82-125; Быконя Г.Ф. Заселение русскими Приенисейского края в XVIII в. Новосибирск, 1981. С. 102, 106.

В течение 60-70-х гг. XVIII в. сохранялся потенциал религиозной политики елизаветинского времени, когда христианизация носила массовый и комплексный характер, в силу инерции она была продолжена и на епархиальном этапе миссионерства. За время

*** Необходимо отметить, что Тобольский митрополит Павел Конюскевич вместе с Арсением Мацеевичем, митрополитом Ростовским, выступил против церковных реформ Екатерины II, поэтому оценка Синодом явно тенденциозна. Доклад назывался «О жалобах на Тобольского митрополита Павла». Вопрос о его замене был уже предрешен, в 1768

г. митрополит Павел был лишен сана и сослан в КиевоПечерскую лавру, а Тобольская митрополия понижена до епархии.

история

деятельности Новокрещенской конторы (1740-1764 гг.) значительная часть нерусского населения Российской империи была крещена. В Хакасско-Минусинском крае доля новокрещеных в это время составляла 39,2% коренного населения, после официального ограничения миссионерской деятельности - 32,7% (табл.). Отрицательная динамика обращения в православие распространилась и на XIX в. Несмотря на попытки массовых крещений, предпринятые Михайловским, постепенно центр тяжести перемещался в приходские общины. В Хакасско-Минусинском крае образовались две церковных общины новокрещеных: Ужурская (1760-1775 гг.) - на севере и Аскизская (1771 г.) - на юге [16-19]. К первой было приписано более 1700 крещеных хакасов [16, л. 2об.], ко второй - около тысячи из 15 улусов [21, с. 624-631]. Почти во всех приходах ХакасскоМинусинского края (Бараитский, Новоселовский, Анашенский, Абаканский, Луказский, Курагинский, Минусинский, Назаровский, Караульно-Острожский, Балахтинский, Курбатовский, Подсосенский и др. -всего 16) проживали новокрещеные хакасы.

Таким образом, с последней трети XVIII в. в политике христианизации коренных народов Сибири начинается новый период, связанный с изменением ее форм и методов. Провозглашенные светской властью принципы веротерпимости и ненасильственности крещения не были восприняты частью православных иерархов, типичными представителями которых были Тобольский митрополит Павел Конюскевич и красноярский заказчик Алексей Михайловский, их

объединяла принадлежность к южнорусской школе российского духовенства. Столь же не подготовлено оказалось и приходское духовенство, на плечи которого была возложена православная миссия в этот период миссионерской деятельности. Несмотря на довольно стабильные в течение длительного времени количественные показатели - около трети автохтонов, принятие православия не привело к смене этнического самосознания и этнической идентичности, о чем свидетельствуют и отчеты священнослужителей и подсчеты исповедных росписей.

Христианизация коренных народов Сибири исторически осуществлялась двумя путями: первый -централизованная, целенаправленная миссионерская деятельность, крещение приходскими священниками. Второй путь распространения христианства - пассивный, нецентрализованный, неорганизованный, через контакты с русским православным населением. Специфика этнодемографического и социальноэкономического развития Хакасско-Минусинского края создавала условия для реализации преимущественно второго пути христианизации. Переселенческая политика привела к изменениям этнодемо-графической ситуации в Хакасско-Минусинском крае к концу XVIII в.: численное преобладание русского населения способствовало установлению межкультурных и межцивилизационных контактов и взаимодействия. Эволюция религиозной политики от нетерпимости к толерантности создавала для этого относительно благоприятную почву.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Орнатский, Ф. Слово пастыря / Ф. Орнатский // Енисейские епархиальные ведомости. - 1890. - №15.

2. Бахрушин, С.В. Исторический очерк заселения Сибири до половины XIX в. / С.В. Бахрушин // Очерки по истории колонизации Севера и Сибири. - Вып. 2. - Пг., 1922.

3. Шорохов, Л.П. Церковь в Сибири в конце XV[I-XV[II вв. : автореф. дис. ... канд. ист. наук / Л.П. Шорохов. - Новосибирск, 1971.

4. Шорохов, Л.П. Корпоративно-вотчинное землевладение и монастырские крестьяне в Сибири в XVП-XVIII вв. (развитие феодальных отношений и их особенности) / Л.П. Шорохов. - Красноярск, 1983.

5. Кузьмина, А.С. Христианизация коренных народов Обского Севера: культурологический анализ / А.С. Кузьмина. - Нижневартовск, 2004.

6. Ислаев Ф.Г. Религиозная политика российского государства и ее реализация в Волго-Уральском регионе (XVIII век) : автореф. дис. ... д-ра ист. наук / Ф.Г. Ислаев.

- Казань, 2005.

7. Синелина, Ю.Ю. Секуляризация в социальной истории России / Ю.Ю. Синелина. - М., 2004.

8. Каменский, А.Б. От Петра I до Павла I: реформы в

России XVIII века (опыт целостного анализа) / А.Б. Каменский. - М., 2001.

9. Русское православие: вехи истории / научн. ред. А.И. Клибанов. - М., 1989.

10. Полное собрание законов Российской империи: Собрание первое (ПСЗ-[) (1649-1825). - СПб., 1830.

11. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). - Ф. 18. - Оп. 1. - Д. 332.

12. Тобольский филиал архива Тюменской области (ТФ ГАТО). - Ф. 156. - Оп. 1. - Т. 1. - 1770. - Д. 44.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. ТФ ГАТО. - Ф. 156. - Оп. 1. - 1751. - Д. 151.

14. Бутанаев, В.Я. Этническая история хакасов XVII-

XIX вв. / В.Я. Бутанаев // Материалы к серии «Народы Советского Союза». - М., 1990. - Вып. 3.

15. РГАДА. - Ф. 18. - Оп. 1. - Д. 237.

16. ТФ ГАТО. - Ф. 156. - Оп. 1. - 1760. - Д. 111.

17. ТФ ГАТО. - Ф. 156. - Оп. 1. - 1757. - Д. 11.

18. ТФ ГАТО. - Ф. 156. - Оп. 1. - 1760. - Д. 2.

19. ТФ ГАТО. - Ф. 156. - Оп. 1. - 1779. - Д. 63.

20. Паллас, П.С. Путешествие по разным провинциям Российского государства. Ч. 3, половина первая. 1772-1773 / П.С. Паллас : пер. В. Зуева. - СПб., 1788.