Б.М. БИРАГОВА кандидат политических наук, научный сотрудник отдела социально-политических исследований Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева -филиала ФГБУН ФНЦ «Владикавказский научный центр Российской академии наук»'
Северокавказские диаспоры Турции как транснациональные акторы
Переселение ряда кавказских народов (черкесы, абхазы, чеченцы, дагестанцы, осетины и др.) в Османскую империю в ходе Кавказской войны (1817-1864), а также частично после Октябрьской революции 1917 года, известное как мухад-жирство (мухаджиры (араб.) - «переселенцы», от слова хиджра - «переселение»), носило массовый и целенаправленный характер, имея под собой целый ряд причин - политических, экономических, социокультурных (религиозных). Это: 1) колониальная политика царской России на Кавказе; 2) авантюризм горских феодалов (алдаров, баде-лят), стремление «спастись» от крестьянской реформы переселением со своими крестьянами в Турцию; 3) двойной гнет царизма и местных феодалов, острая нехватка земли для крестьян; 4) пропагандистская работа Оттоманской Порты, которая агитировала за переселение горцев Кавказа в Турцию; 5) религиозная общность горцев-мусульман Кавказа с Турцией .
Точное количество северокавказских переселенцев до сих пор не установлено. По данным Турецкого института статистики, численность населения Турции в 2015 г. составила 77 695 904 человека, из них черкесы - 1,5 млн., абхазы - 300
* Бирагова Бэла Маирбековна, e-mail: [email protected]
1 См.: Дзидзоев В.Д. История и судьба кавказских переселенцев в Турцию (50-е - 70-е годы XIX в.) // Дарьял, 2008, №1. [Электронный ресурс]. URL: http://www.darial-online.ru/2008_1/dzidzoev.shtml. Дата обращения: 01.07.2016 г.
тыс., чеченцы - 101 тыс., ингуши - 70 тыс., балкарцы - 70 тыс., осетины - 60 тыс., аварцы - 53 тыс., лезгины - 3 тыс.1.
Переселение северокавказских народов оказало и продолжает оказывать влияние на социально-политические и этнокультурные процессы как в стране-доноре (Россия), так и в стране-реципиенте (Турция). Это влияние особенно четко прослеживается в контексте общественной и общественно-политической деятельности, осуществляемой различными северокавказскими диаспорными организациями.
На государственном уровне интерес к северокавказским диаспорам в Турции возник с распадом Советского Союза. В этот период особенно активизировались контакты представителей северокавказских диаспор с субъектами Российской Федерации: Кабардино-Балкарской Республикой, Республикой Адыгея, Республикой Северная Осетия - Алания, Чеченской Республикой, Республикой Ингушетия, Республикой Дагестан. (Контакты переселенцев с исторической родиной были и ранее, однако носили несистемный, немассовый характер.)
По мнению известного турколога Г.В. Чочиева, именно в конце 80-х - начале 90-х-гг. «началось постепенное утверждение в правящих кругах как Турции, так и России восприятия черкесов как достаточно значимого транснационального актора в переднеазиатско-кавказском регионе, что сопровождалось заметной активизацией контактов диаспорных элит с официальными структурами обоих государств»2.
В теории международных отношений понятие «актор» понимается предельно широко - как «любое действующее лицо, которое принимает активное участие в международных процессах»3. Международный актор - это «активный участник (коллективный или индивидуальный) международных отношений и мировой политики, обладающий возможностью благодаря имеющимся в его распоряжении актуальным и
1 См.: Официальный сайт Турецкого института статистики. Раздел «Population and Demography» [Электронный ресурс]. URL:http://www.turk-stat.gov.tr/UstMenu.do?metod=temelist]. Дата обращения: 01.07.2016 г.
2 Чочиев Г.В. Черкесское движение в Турецкой Республике: деятельность северокавказских диаспорных организаций в 1945-2015 гг. // Известия СОИГСИ, 2015, № 17(56), с. 82.
3 Цыганков П.А. Акторы и факторы в международных отношениях и мировой политике. [Электронный ресурс]. URL: http://polit.msu.ru/pub/unn_-mpmo/library/Actori_i_Factori.pdf. Дата обращения: 01.07.2016 г.
потенциальным ресурсам и способности их эффективно использовать самостоятельно, в соответствии с собственным пониманием своих интересов, принимать решения и реализовывать стратегию, оказывающую существенное и длительное влияние на международную систему, признаваемый в качестве такового другими участниками и принимаемый ими во внимание при принятии собственных решений. О международном акторе можно говорить тогда, когда речь идет о структурированной социальной общности (или, в особых случаях, о конкретном индивиде), опирающейся на организацию или представляющей признанные идеалы (интересы), деятельность которой выходит за рамки одного государства и которая, вследствие этого, участвует в отноше-
1
ниях и коммуникациях, пересекающих границы» .
В системе современных международных отношений приоритетными акторами на геополитическом пространстве остаются суверенные государства и межгосударственные объединения. Однако в глобальном информационном обществе, стирающем коммуникационные барьеры между странами и народами, геополитическое пространство выходит за рамки политической географии и рассматривается шире - как многомерное коммуникативное пространство (политическое, экономическое, социально-демографическое, социокультурное, информационное) взаимодействия различных негосударственных акторов. В контексте усиливающихся дезинтеграционных тенденций («столкновение цивилизаций», экономические и экологические проблемы, рост националистических настроений и идеологии «реванша истории», крах политики мультикультурализма, повсеместные геополитические, геоэкономические, геокультурные конфликты) важное значение приобретает мобилизационный потенциал «третьего сектора» - общественных и общественно-политических организаций, которые в ходе целенаправленной деятельности могут оказывать существенное влияние (конструктивное или деструктивное) на имидж и устойчивое развитие государств. В этой связи мобилизационные возможности общественных и общественно-политических организаций, концентрирующих наряду с гражданской и этническую
1 Kaplan M. System and Process in International Politics. N.Y., 1957. Цит. по: Цыганков П.А. Акторы и факторы в международных отношениях и мировой политике. [Электронный ресурс]. URL: http://polit.msu.ru/pub/unn_mpmo/lib-rary/ActoriJ_Facton.pdf Дата обращения: 01.07.2016 г.
компоненту, представляют сегодня особый исследовательский и практико-политический интерес.
На фоне глобализации, демократических преобразований на постсоветском пространстве и активизации межкультурного диалога северокавказские диаспоры Турции осознали свои мобилизационные возможности в качестве акторов этнокультурного взаимодействия, перед ними встала необходимость институционального оформления исходя из их программных целей, финансовых ресурсов, политических и геополитических реалий.
Сегодня на турецком общественно-политическом ландшафте функционируют диаспорные организации трех видов.
1. «Общекавказские» организации - интеграционные структуры, состоящие из различных кавказских диаспорных организаций:
1) Федерация кавказских обществ (Kafkas Dernekleri Federasyonu) с 60 организациями-членами создана в 2003 г. на основе «Кавказского общества Турции» (Türkiye Kafkas Dernegi, 1993). Kaf-Fed нацелена на реализацию культурных, образовательных, благотворительных и исследовательских проектов, способствующих социально-экономическому и культурному развитию диаспор, а также укреплению их связей с Кавказом и Россией. В частности, Kaf-Fed в своей публичной деятельности избегает эксплуатации имеющей антироссийский подтекст темы «черкесского геноцида», воздержалась от критики зимней Олимпиады в Сочи в феврале 2014 г., совпавшей со 150-летней годовщиной окончания Кавказской войны, публично поддержала позицию России во время пятидневной войны в августе 2008 г., а также независимость Южной Осетии и Абхазии. В политической плоскости Kaf-Fed последовательно выдвигает турецкому истеблишменту ряд актуальных для северокавказских диаспор требований, а именно: разработка новой демократической конституции с учетом прав национальных меньшинств; обеспечение права этнической и культурной самоидентификации, включая преподавание на родных языках, возможность называть детей исконно этническими именами, осуществление теле- и радиовещания на национальных языках и т.д.; поддержка национально ориентированных структур гражданского общества; признание права на репатриацию и др. При Kaf-Fed действует Фонд кавказских исследований, культуры и солидарности (Kafkas
Ara§tirma Kültür Dayani§ma Vakfi), занимающийся проведением международных мероприятий, конференций, изданием кавказоведческой литературы;
2) Федерация обществ единого Кавказа (Birle§ik Kafkas Dernekleri Federasyonu) создана в 2004 г. в Анкаре, состоит из 15 северокавказских обществ (8 из них представляют дагестанскую, чеченскую и карачаево-балкарскую диаспоры, 7 - адыгскую и абхазо-абазинскую). Bir-Kaf-Fed выступает за создание «единого независимого Северного Кавказа» от Черного до Каспийского моря, отделение Северного Кавказа от Российской Федерации и массовую репатриацию этнических северокавказцев на родину предков;
3) Кавказский фонд (Kafkas Vakfi) основан в 1995 г. в Стамбуле, организация умеренно-исламистской направленности, отметившаяся в период чеченских военных кампаний организацией помощи для членов чеченских вооруженных формирований и их семей, лоббированием и пропагандой «независимой Ичкерии» с использованием своих каналов в религиозных и правонационалистических турецких кругах. В 2000 г. фондом было создано Агентство Кавказ (Ajans Kafkas), онлайн-ресурс на турецком языке, распространявший в стране информацию о Кавказе и кавказских диаспорах.
2. «Гомогенные» этнические диаспорные организации Турции:
1) черкесские (наиболее многочисленные): Федерация черкесских ассоциаций (Qerkes Dernekleri Federasyonu); Узуняйлинское кавказское общество культуры и взаимопомощи (Uzunyayla Kafkas Kültür Ve Yardimla§ma Dernegi); Кавказское культурное общество (Kafkas Kültür Dernegi); черкесские культурные общества в Анкаре, Бурсе, Токате, Бандырме, Балыкесире, Рейханлы и др.
2) осетинские: Фонд культуры и взаимопомощи «Алан» (Alan Kültür Ve Dayani§ma Vakfi); Осетинское аланское общество (Oset Alan Dernegi); Всемирное аланское общество (Dünya Alan Dernegi); Фонд помощи и солидарности «Пойразлы» (Poyrazli Köyü Yardimla§ma Dernegi);
3) дагестанские: Фонд образования и культуры имени Шамиля (§amil Egitim Ve Kültür Vakfi); Дагестанское культурное общество г. Бурса (Dagistanlilar Kültür Dernegi); Культурное общество «Дагестан» (Dagistan Kültür Dernegi);
4) чеченские: Чеченское кавказское культурное общество (Qegen-Kafkas Kültür Dernegi) и др;.
5) абхазские: Кавказское абхазское культурное общество (Kafkas Abhazya Kültür Dernegi); Кавказский абхазский комитет взаимопомощи (Kafkas-Abhazya Dayani§ma Komitesi).
3. Организации со смешанным этническим представительством: Инициатива за права черкесов (Qerkes Haklari Inisiatifi); Кавказский форум (Kafkasya Forumu); Общество кавказской культуры и традиций г. Ялова (Kafkas Kültür ve Ya§atma Dernegi) и др.
По данным исследователей мухаджирского движения А. Кушхабиева и А. Магомеддадаева, в Турции зарегистрировано свыше 100 северокавказских общественных организаций (культурные общества, фонды, клубы, комитеты), которые отличаются по количественному составу, финансовым возможностям, идеологическим платформам: «В первые годы представители северокавказских диаспор проводили работу в единых культурных обществах. Со временем наметилась тенденция к сепаратизму в среде меньших в численном отношении диаспор. Стали появляться отдельные абхазские, дагестанские, чеченские, карачаевские и осетинские организации. Этот процесс активизировался в 1990-е гг. и был обусловлен, прежде всего, стремлением указанных диаспор сохранить свою (абхазскую, чеченскую и др.) этническую культуру. Влияние на этот процесс оказали и установившиеся связи указанных диаспор с исторической родиной - с Абхазией, Дагестаном, Чечней и др. Представители
доминирующей черкесской (адыгской) диаспоры, напротив,
1
проявляют стремление к северокавказской интеграции» .
Процесс самоорганизации северокавказских диаспор, который упомянутые выше исследователи называют «этническим сепаратизмом», происходил весьма болезненно по ряду причин. Во-первых, северокавказские переселенцы пережили мощные ассимиляционные процессы: «отуречивание» (в том числе насильственное), запрет на использование родного языка, национальных традиций и т.д. Как следствие любые культурно-просветительские инициативы северокавказских диаспор, нацеленные на этническую самоиденти-
1 Кушхабиев А.В., Магомеддадаев А.М. Деятельность общественных организаций северокавказских диаспор в Турции // Известия Дагестанского государственного педагогического университета, 2012, № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/artide/n/deyatelnost-obschestvennyh-orga-nizatsiy-severokavkazskih-diaspor-v-turtsii. Дата обращения: 01.07.2016 г.
фикацию, пресекались в разные периоды с разной интенсивностью, в зависимости от политической конъюнктуры. Во-вторых, в соответствии со ст. 66 действующей с 1982 г. конституции Турецкой Республики национальная принадлежность определяется гражданством: турками считаются все, «кто связан узами гражданства с турецким государством». Кроме того северокавказские переселенцы независимо от этнической принадлежности получили надэтническое название (экзоэтноним) «черкесы» ввиду большей численности черкесов (адыгов) по сравнению с другими этносами, за счет чего в течение долгого времени этническая принадлежность других переселенцев «нивелировалась» даже внутри северокавказского сообщества.
В российском политическом дискурсе долгое время бытовало ошибочное мнение, что «диаспоры северокавказских народов в Турции проявляют интерес гуманитарного свойства к исторической родине, но в настоящее время не оказывают серьезного влияния на ситуацию в регионе»1. Однако известные события на исторической родине в начале 90-х гг.: чеченские войны, осетино-ингушский конфликт, грузино-юго-осетинский и грузино-абхазский конфликты показали, что «разношерстная» диаспорная общественность может мобилизоваться в трагические моменты общей истории и проявлять общественно-политическую активность, хотя и разного свойства. С одной стороны, красноречивы примеры консолидированной проабхазской и проосетинской позиции северокавказских диаспор Турции в период грузино-абхазского (1992-1993, 2008) и грузино-югоосетинского конфликтов (1991-1992, 2008), в данном случае - в виде сбора гуманитарной помощи, проведения массовых митингов поддержки и т.д. Показательна и консолидированная позиция Федерации кавказских обществ по вопросу признания независимости Южной Осетии и Абхазии. С другой стороны, дезинтегра-ционные мобилизационные тенденции выражаются в случае с чеченскими войнами (1994-1996; 1999-2001), примером чему может служить деятельность вышеупомянутого Кавказского фонда (Kafkas Vakfi) либо деятельность Федерации
1 Бахревский Е: Политика «нового османизма» Турции и постсоветское пространство. [Электронный ресурс]. URL: https://regnum.ru/news/po-lit/1467970.html. Дата обращения: 01.07.2016 г.
обществ единого Кавказа, публично требующей отделения Северного Кавказа от России.
Линией разлома для северокавказских организаций Турции является так называемый черкесский вопрос. Периодическое его «раскачивание» как в самой Турции, так и внешними акторами в антироссийских целях (к примеру, международные конференции, организованные Фондом Джеймстауна (Jamestown Foundation, США): «Неизвестные нации. Непрекращающееся преступление: Черкесы и кавказские народы между прошлым и будущим» (Тбилиси, 2010) и «Сочи в 2014 году: Можно ли проводить Олимпийские игры в месте изгнания черкесов 150 лет тому назад?» (Вашингтон, 2010); признание парламентом Грузии в мае 2011 г. (в ответ на признание Россией в 2008 г. независимости Южной Осетии и Абхазии) «геноцида черкесского народа» как преступления против человечества, совершенного Россией в ходе Кавказской войны XIX в., и т.д.) стимулирует различных политизированных и националистически настроенных черкесских активистов. Последние выдвигают турецкому государству и международному сообществу политические требования, а именно: признание на государственном уровне статуса национального меньшинства, обеспечение культурных прав, поддержка структур гражданского общества, признание «геноцида черкесов» со стороны Российской империи в ходе Кавказской войны, введение «черкесских паспортов» и т.д.
Очевидно, что «черкесская проблема» одинаково остро стоит как для Турции, так и для России. Признание Турцией черкесов как самостоятельного этноса актуализирует аналогичную проблему курдского населения страны, требующего автономии, а также тему «армянского геноцида» 1915 г. С другой стороны, признание «черкесского геноцида» станет «дополнительным международным инструментом давления на РФ (как геноцид армян используется для давления на Турцию)»1.
В этой связи показательно интервью председателя Федерации черкесских ассоциаций Нусрета Баша крупнейшему информационному агентству Турции «Анадолу» в преддверии знаковой для черкесов даты - Дня памяти и скорби
1 Маркедонов С. Северокавказская карта Грузии [Электронный ресурс]. URL: http://www.ekhokavkaza.eom/a/2234019.html. Дата обращения: 01.07.2016 г.
21 мая (официальная дата окончания Кавказской войны): «Черкесы на Кавказе рассматриваются в качестве политической угрозы для России. Они находятся под непрерывным наблюдением. Путин использует ту же политику против Кавказа, что и против Крыма, Украины и Сирии. ... Поэтому мы обращаемся к парламенту Турецкой Республики с просьбой расследовать и признать геноцид черкесов»1. Далее черкесский лидер обвиняет мировое сообщество в недостаточном внимании к «черкесскому вопросу», используя запрещенные приемы вплоть до разжигания религиозной розни и вражды: «Этому есть несколько причин: во-первых, виновником является Россия. Во-вторых, у черкесов нет покровителя. В-третьих, черкесы - мусульмане»2.
Между тем подобные позиции не способствуют конструктивному межцивилизационному диалогу и, что немаловажно, не находят безусловной поддержки в и без того гетерогенной северокавказской диаспорной среде: «одни поддерживают требования черкесов, другие считают, что должны заниматься проблемами своих диаспор»3. У российской северокавказской общественности также нет единства в данном вопросе. Предпринятые Россией попытки сгладить «историческую обиду» на законодательном уровне, прежде всего Федеральный закон от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» и Указ Президента РФ от 22 июня 2006 г. N 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», не были востребованы черкесским сообществом Турции, так как репатриация не отвечает предъявляемым им условиям. Имеется в виду реституция, подразумевающая в том числе интеграцию Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики и Республики Адыгея в одно терри-
1 Федерация черкесских ассоциаций призвала Турцию признать геноцид черкесов. [Электронный ресурс]. URL: 1пПр://аа.сот.1г/гиЛурция/федерация-черкесских-ассоциаций-призвала-турцию-признать-геноцид-черкесов/575487. Дата обращения: 01.07.2016 г.
Там же.
3 Кушхабиев А.В., Магомеддадаев А.М. Деятельность общественных организаций северокавказских диаспор в Турции // Известия Дагестанского государственного педагогического университета, 2012, № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnost-obschestvennyh-orga-nizatsiy-severokavkazskih-diaspor-v-turtsii. Дата обращения: 01.07.2016 г.
ториальное образование, материальную поддержку репатриантов, налоговые льготы для черкесских бизнесменов, упрощенную процедуру предоставления вида на жительство, предоставление безусловного права на получение российского гражданства с одновременным сохранением гражданства страны проживания и т.д. Камнем преткновения является также обязательное знание русского языка.
Таким образом, этнокультурное взаимодействие1 с общественными организациями северокавказских диаспор Турции для России является относительно новым проблемным полем, содержащим в себе и определенные перспективы.
Турция отмечена в Концепции внешней политики Российской Федерации как одно из приоритетных региональных направлений внешней политики. Однако внезапный кризис в отношениях двух стран, спровоцированный уничтожением турецкими ВВС 24 ноября 2015 г. российского бомбардировщика Су-24 в районе сирийско-турецкой границы и гибелью пилота от рук террористов, привел хоть и к недолговременному, но ощутимому коллапсу во взаимодействии с северокавказскими диаспорами и их общественными организациями, которые на некоторое время были вынуждены приостановить свои гуманитарные проекты с исторической родиной.
Для Российской Федерации одним из приоритетов внешней политики должно стать системное взаимодействие с общественными организациями северокавказских диаспор Турции как стратегическими проводниками своей «мягкой силы», т.е. способности страны оказывать влияние на геополитические процессы на основе привлекательности своего имиджа. Это особенно актуально с учетом того, что северокавказские диаспорные организации Турции, изначально созданные по идентичным лекалам в русле правовой базы Турецкой Республики как выполняющие культурно-просветительские и благотворительные функции, сегодня расширяют свой мобилизационный потенциал влияния на этнокультурные и социально-политические процессы, используя инструментарий публичной дипломатии, массовых акций (подобно масштабным мероприятиям 21 мая 2016 г. в
1В данном случае «этнокультурное взаимодействие» понимается как «совокупность различных политических, экономических, социальных и других контактов и взаимоотношений между этносами и культурами». См.: Садохин А.П., Гоушевицкая Т.Г. Этнология., М., 2000, с. 244.
Стамбуле и других крупных городах Турции), международного научного и культурного сотрудничества, средств массовой коммуникации и, прежде всего, социальных сетей.
В этой связи показательно сотрудничество Республики Северная Осетия - Алания с осетинской турецкой диаспорой в лице Фонда культуры и взаимопомощи «Алан» (Alan Kültür Ve Dayani§ma Vakfi), созданного в 1989 г. в целях популяризации осетинской культуры, обучения осетинскому языку, танцам, музыке и кулинарному искусству представителей молодого поколения. По линии Министерства культуры и Министерства по вопросам национальных отношений республики регулярно проводятся тематические видеомосты Владикавказ - Стамбул с участием видных политических и общественных деятелей; осуществляются академические обмены студентов и преподавателей, выездные концерты национальных творческих коллективов; на базе «Алан Вакф» в Стамбуле организованы курсы осетинского языка и культуры; в рамках ежегодного летнего культурно-образовательного «Этнолагеря»1 для соотечественников, проживающих за рубежом, около тысячи турецких осетин уже побывали на исторической родине.
По линии научных контактов важным этапом стали научные экспедиции в Турцию с целью комплексного изучения анатолийских осетин (2013, 2015) Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева - филиала Владикавказского научного центра Российской академии наук в рамках грантов Российского гуманитарного научного фонда. По результатам экспедиций были изданы десятки научных статей и монографий по истории, этнографии, фольклору, музыкальной культуре, социально-экономическому и социально-политическому укладу осетинской турецкой диаспоры2. В 2016 г. в СОИГСИ на постоянной основе начал функционировать кабинет «Алан Вакф». Руководители фонда не раз удостаивались памятных медалей и
1 Участники этнолагеря в Северной Осетии изучают наследие алан. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/287000/. Дата обращения: 05.08.2016 г.
Экспедиция в Турцию с целью комплексного изучения анатолийских осетин (этнография, язык, фольклор) состоялась! // Официальный сайт СОИГСИ. [Электронный ресурс]. URL: http://soigsi.com/index.php/339-20-06-2015-ekspeditsiya-v-turtsiyu-s-tselyu-kompleksnogo-izucheniya-anatolijskikh-osetin-etnografiya-yazyk-folklor-sostoyalas. Дата обращения: 05.08.2016 г.
благодарственных писем от Посольства Российской Федерации в Турции за вклад в укрепление российско-турецкого сотрудничества. Осетины в Турции не только хорошо разбираются в турецкой внутренней и внешней политике, но и внимательно отслеживают информационную картину в России и в Осетии. В период грузино-югоосетинского конфликта в августе 2008 г. турецкие осетины, мобилизовав представителей и других кавказских диаспор, провели массовые митинги с осетинским триколором и транспарантами в поддержку Южной Осетии и России. Ежегодно в сентябре филиалы фонда в различных уголках Турции проводят мероприятия в память о Бесланской трагедии 2004 г. с участием представителей всех северокавказских диаспор.
Таким образом, взаимодействие России с общественными организациями северокавказских диаспор Турции нуждается в более системном и одновременно дифференцированном подходе.
Бирагова Б.М. Северокавказские диаспоры Турции как транснациональные акторы. В статье рассматривается современное состояние общественных организаций северокавказских диаспор Турции, на основе акторного подхода анализируется их мобилизационный потенциал в решении задач национальной политики Российской Федерации на Северном Кавказе, международного культурного и гуманитарного сотрудничества и формирования положительного имиджа России за рубежом.
Ключевые слова: общественная организация, северокавказская диаспора, Турция, мухаджирство, «мягкая сила», актор, этнокультурное взаимодействие, «черкесский вопрос».
Biragova B.M. North Caucasian Diasporas of Turkey as transnational actors. The article discusses the current status of social organizations of North Caucasian diasporas of Turkey. Based on the actor approach the paper analyzes their mobilization potential in the decision of tasks of national policy of the Russian Federation in the North Caucasus, international cultural and humanitarian cooperation and the creation of positive image of Russia abroad.
Key words: social organization, North Caucasian diaspora, Turkey, muhajirun, «soft power», actor, ethnic and cultural interaction, «Circassian issue».