СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - ВЕДУЩИЙ ВУЗ НА ЕВРОПЕЙСКОМ СЕВЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К 80-летнему юбилею вуза
С. И. Малявская, и. о. ректора, проректор по НИР ГБОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России
Северный государственный медицинский университет (СГМУ) в Архангельске был образован в 1932 году. За период своего существования он прошел большой и сложный путь становления и развития, подготовив более двадцати пяти тысяч врачей не только для Европейского Севера, но и других регионов России, подарив Родине выдающихся ученых, обогативших отечественную и мировую медицинскую науку и практику многими достижениями.
Некогда небольшой провинциальный институт вырос в крупный медицинский образовательный и научный центр Европейского Севера России, и коллектив вуза по праву гордится своей богатой историей. Первые профессора Архангельского государственного мединститута были уникальными специалистами, личностями, обладавшими замечательными профессиональными и человеческими качествами. Среди них заведующий кафедрой акушерства и гинекологии профессор В. В. Преображенский — экспериментатор, основная тематика исследований которого лежала в области анатомии, гистологии, экспериментальной физиологии, генетики. Легендарна и личность первого заведующего кафедрой инфекционных болезней профессора Д. В. Никитина. Дмитрий Васильевич был домашним врачом семьи Л. Н. Толстого. В 1933 году этот высокообразованный и преданный своему делу человек был сослан по 58-й статье в Архангельск, где работал сначала врачом, а в 1936 году возглавил кафедру инфекционных болезней, которой руководил почти двадцать лет.
Гордостью вуза является и его талантливый выпускник создатель сердечно-сосудистой хирургии в нашей стране Н. М. Амосов. В 1939 году Николай Михайлович с отличием окончил Архангельский государственный медицинский институт. Сегодня в СГМУ учреждена медаль им. Н. М. Амосова. Ею награждаются за особые достижения в научно-исследовательской и образовательной деятельности, разработку и внедрение новых технологий в медицине. Широко известно в нашей стране и далеко за ее пределами имя выдающегося хирурга-офтальмолога С. Н. Федорова, в 1961 — 1967 годах возглавлявшего кафедру глазных болезней. Именно в этот период Святослав Николаевич первым в Советском Союзе начал оригинальное исследование, касавшееся возможности замены патологически измененного хрусталика глаза искусственным, из пластмассы. Большой вклад в развитие отечественной космической медицины внесли выпускники Архангельского мединститута профессора Н. М. Рудный, И. И. Касьян, Н. А. Разсолов.
На всех этапах истории архангельские ученые-медики решали и продолжают решать актуальные задачи в сфере медицинского образования, науки и практики. Даже в сложные военные годы институт по программе сокращенного срока обучения подготовил 912 врачей для нужд фронта. В 1982 году Указом Президиума Верховного совета СССР Архангельский государственный медицинский институт был награжден орденом Трудового Красного Знамени. А в 2007 году за многолетнюю плодотворную научную, педагогическую и врачебную деятельность распоряжением Президента Российской Федерации была объявлена благодарность коллективу Северного государственного медицинского университета.
Особо динамично университет развивается в последние 20 лет. Так, в 1994 году вуз из института был преобразован в академию, а в 2000-м — в университет, что позволило осуществлять деятельность на новом качественном и инновационном уровне.
Сегодня в структуру университета входят 60 кафедр, 10 факультетов, центр довузовского образования и профориентации, 11 институтов, СНЦ СЗО РАМН, ИЦ СЗО РАО, международная школа общественного здоровья, центр доклинической подготовки, консультативно-диагностическая и студенческая поликлиники, спортивно-оздоровительный комплекс, университет здоровья. Работают два докторских и кандидатский диссертационные советы, активно функционирует лабораторный комплекс ЦНИЛ, в который входит сеть современных лабораторий. В вузе работают около 500 преподавателей, среди них один академик РАМН, один
член-корреспондент РАМН, 76 докторов наук и профессоров, 231 кандидат наук и доцент, 62 человека имеют почетные звания Российской Федерации, 29 кавалеров орденов и медалей, 24 отличника здравоохранения.
Обучающихся в СГМУ около десяти тысяч, в их числе студенты, интерны, ординаторы, аспиранты, докторанты, курсанты. Образовательная деятельность осуществляется по 17 образовательным программам (в том числе 7 медицинским) высшего профессионального образования, 5 образовательным программам среднего профессионального образования, 27 программам интернатуры, 62 — ординатуры и 149 программам дополнительного образования. Вуз активно переходит на обучение по новым ФГОС.
Качество представления университетом научно-образовательных услуг сопряжено с постоянным совершенствованием системы менеджмента качества вуза. В 2007 году СГМУ стал дипломантом, а в 2008-м — лауреатом конкурса «Система качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования». В 2010 году по результатам проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России» к числу лучших посредством интернет-опроса широкого круга представителей академической и профессиональной общественности были отнесены три образовательные программы СГМУ — Лечебное дело, Педиатрия и Стоматология (www.best-edu.ru).
В 2011 году система менеджмента качества СГМУ сертифицирована и признана соответствующей требованиям международного стандарта ИСО 9001:2008, в 2012 году подтверждено действие сертификата.
Гордость СГМУ — научные и научно-педагогические школы, являющиеся лидерами в ключевых направлениях фундаментальной и прикладной науки. Последние 15 лет в университете выполняются следующие приоритетные для Европейского Севера России научные исследования: системный мониторинг ракетнокосмической деятельности, лесной и деревообрабатывающей промышленности, центра атомного судостроения в г. Северодвинске. В 1991 году была обоснована актуальность специальности «безопасность в чрезвычайных ситуациях» и открыт первый докторский совет в России по защите диссертаций по этой специальности. Именно в СГМУ была рождена уникальная специальность «экология человека» и с 1994 года выходит академический журнал «Экология человека», включенный в перечень ВАК.
В структуре университета созданы научно-исследовательские институты морской и полярной медицины, являющиеся базами проблемных комиссий научных советов РАМН по медицине труда и здоровью населения Северо-Запада России.
Важным направлением деятельности университета является развитие международных связей. СГМУ имеет 18 действующих договоров с университетами Швеции, Норвегии, Финляндии, Германии, Польши и США. На базе вуза совместно с учеными Германии организован Центр медико-социальной реабилитации и паллиативной медицины. Совместно с норвежскими и шведскими партнерами создан клинико-лабораторный комплекс репродуктивной биологии. Динамично развивается русско-норвежская программа кардиофизиологии и кардиохирургии. СГМУ является участником международной магистерской программы по здоровью и социальному благополучию населения приполярных территорий. В рамках Баренц-сотрудничества реализуются проекты по проблемам туберкулеза, венерических и наркологических заболеваний, СПИДа, инфекционных болезней. В 2010—2012 годах СГМУ стал участником проекта ТЕМР^-4 по теме «Система обучения в течение жизни для преподавателей медицинских вузов».
С 2006 года в СГМУ работает Архангельская международная школа общественного здоровья, ставшая первым российским членом Европейской ассоциации школ общественного здоровья. Выпускники школы являются высококвалифицированными специалистами с дипломом магистра общественного здоровья европейского образца.
СГМУ не только широко известное в стране образовательное учреждение, но и крупный научноисследовательский центр, в клиниках которого ежегодно получают высококвалифицированную помощь тысячи больных, разрабатываются, апробируются и внедряются современные высокотехнологичные лечебнодиагностические методы и методики, новейшие лекарственные препараты, а также проходят курсы повышения квалификации сотни специалистов.
История вуза, современные пути развития его научной школы напрямую связаны с общемировыми тенденциями. Коллектив университета, имея хорошие традиции, полон стремления идти вперед, поскольку интеграция России в мировое сообщество требует соответствия всех жизнеполагающих отраслей, в том числе медицины и медицинской науки, мировому уровню.