Научная статья на тему 'Северная специфика при подготовке специалистов экологического профиля в техническом вузе'

Северная специфика при подготовке специалистов экологического профиля в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕР / ЭКОЛОГИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕЧОРА / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федотов Н. С.

Кафедра экологии, землеустройства и природопользования до настоящего времени является единственной в регионе, чья образовательная программа содержит ряд дисциплин, учитывающих сложную специфику Севера. Для большинства дисциплин разработано авторское учебно-методическое сопровождение. В статье рассматриваются особенности образовательной программы подготовки экологовприродопользователей для работы в сложных специфических природных условиях Европейского Севера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Северная специфика при подготовке специалистов экологического профиля в техническом вузе»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

ландшафтно-экологического каркаса, но и планировать в зеленых зонах новые рекреационные ландшафты. Так например, южный склон Уфимского полуострова к р. Белая заросший рудеральной растительностью (преобладание Американского клена), раположенный в густонаселенном районе, отличающийся благоприятными для отдыха и жизнедеятельности климатическими и другими ландшафтными условиями. Мог-бы быть трансформирован в результате ландшафтного планирования в рекреационный ландшафт, образуя единый комплекс рекреации с набережной, парком Салавата Юлаева, домом дружбы народов и гостиницей Хилтон. Таким образом, может получить город хорошо организованные рекреационные культурные ландшафты, где природные компоненты хорошо сочетаются с инженерными сооружениями рекреационного назначения, хорошо спланирована дорожно - тропиночная сеть, пляжи и другие рекреационные объекты.

Особую роль в создании и поддержании единого ландшафтно-экологического каркаса играют городские парки. На южной части Уфимского полуострова можно, например, выделить такие парки как: Парк Салавата Юлаева, парк им.Аксакова, парк Ленина; Софьюшкина аллея, Пушкинская аллея, аллея им.Гафури; и наверное самое посещаемое и любимое место уфимцев и гостей города - это площадь Салавата Юлаева.

Устойчивость городского ландшафта поддерживает ландшафтно-зкологический каркас, который должен расти и развиваться опережающими темпами для сохранения устойчивости городского ландшафта.

Элементы экологического каркаса города - это, зоны города. Ныне уставлено, что в селитебной части городов площадь озелененных пространств должна составлять 40 - 50%, причем 80% из них должно приходиться на крупные зеленые массивы (парки, скверы).

Недостаточная озелененность отмечается на улицах: К.Маркса, Цурюпы, Чернышевского,

Окт.революции, З.Валиди, Гоголя, отчасти это произошло из-за расширения проезжей части улиц, отчасти из-за вырубки старых и перестойных деревьев.

Таким образом, южная часть города Уфы (От проспекта С.Юлаева-Телецентр-р.Белая-ул.Чернышеского) является благоустроенным районом с достаточно хорошо развитым ландшафтноэкологическим каркасом, что в наибольшей степени благоприятно для жителей южной части города. Но южный склон к р. Белая нуждается в вышеописанной реконструкции, что в свою очередь послужит объединению ландшафтно-экологического каркаса, расширению многофункционального рекреационного ландшафта и совпадет с санитарно-защитной и водоохранной зоной р. Белая.

Список использованной литературы:

1. Морозов Ю.А. Исследования Уфимского городища. // УАВ, № 2. 2000.

2. От древности к Новому времени (проблемы истории и археологии). Сборник научных работ. Выпуск X. Уфа, РИЦ Баш ГУ, 2007,

3. http://refdb.ru/look/ 1211570-p19.html

© З.Н. Дорошева, Р.Р. Идрисова, 2015

УДК 502.5

Н.С. Федотов

К.т.н., профессор кафедры «Экологии, землеустройства и природопользования»

Ухтинский государственный технический университет

Г. Ухта, Российская Федерация

СЕВЕРНАЯ СПЕЦИФИКА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

ПРОФИЛЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Аннотация

Кафедра экологии, землеустройства и природопользования до настоящего времени является единственной в регионе, чья образовательная программа содержит ряд дисциплин, учитывающих сложную специфику Севера. Для большинства дисциплин разработано авторское учебно-методическое

182

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

сопровождение. В статье рассматриваются особенности образовательной программы подготовки экологов-природопользователей для работы в сложных специфических природных условиях Европейского Севера.

Ключевые слова

Север, экология, образование, Печора, регион.

В соответствии с особенностями географического положения и природного потенциала Европейский Север, куда входит Республика Коми и Ненецкий автономный округ Архангельской области, является типично сырьевым регионом с преимущественным развитием добывающих и перерабатывающих сырьё отраслей промышленности. На территории региона разведано более 1100 месторождений минерального сырья, в том числе - углей (Печорский угольный бассейн), нефти и газа (Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция, включающая также шельф Баренцева моря), россыпного золота, бокситов, марганцевых и баритовых руд, минеральных подземных вод, стройматериалов и др. Развита также нефте-и газопереработка, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность.

В основу всей деятельности по освоению природных богатств Европейского Севера должно быть положено рациональное природопользование. Осуществить это возможно только при научнообоснованном управлении природными системами, что, в свою очередь, постоянно увеличивает потребность качественной подготовки специалистов, способных решать сложные экологические и геоэкологические проблемы с учётом северной специфики региона [1, с. 79].

ФГБОУ ВПО «Ухтинский государственный технический университет»- органичное звено системы образования Республики Коми.

Образовательная политика университета направлена на решение главной задачи - подготовку нового поколения специалистов, отвечающих по уровню своего личностного развития и профессионализму, новым социально-экономическим, политическим и культурным условиям России.

В процессе обучения в университете одной из основных задач считается подготовка специалистов, хорошо разбирающихся в проблемах нашего территориально-производственного комплекса и способных оказать активное влияние на решение экологических проблем региона.

Подготовка специалистов экологического профиля ведётся в университете по направлению 05.03.06 «Экология и природопользование».

Кафедра экологии, землеустройства и природопользования стала первой кафедрой в регионе, осуществляющей подготовку специалистов нового поколения в сфере природопользования и до настоящего времени единственной, чья образовательная программа помимо учебных предметов федерального компонента (усиленных, соответственно, региональными разделами), содержит ряд дисциплин, учитывающих сложную специфику Севера. К таким дисциплинам относятся:

• основы геокриологии;

• инженерная геология и гидрогеология;

• экологические проблемы природовосстановления на Севере;

• историческая экология Севера;

• региональное природопользование;

• геоэкология;

• человек и экстремальные ситуации;

• природные опасности России и др.

Для большинства дисциплин разработано авторское учебно-методическое сопровождение. Так, для курса «Основы геокриологии» опубликовано учебное пособие с грифом УМО по классическому университетскому образованию в области экологии. В пособии, написанном с позиций классического учения о ММП, большое внимание уделено геоэкологии криолитозоны, подробно рассматриваются подходы к определению устойчивости территории при антропогенных воздействиях. В пособии приводится специальная информация, касающаяся геокриологических особенностей Большеземельской тундры (схематическая карта, таблицы, примеры, методики расчетов различных мерзлотных параметров, адаптированные к региону). Присутствуют разделы, нехарактерные для классических учебников (пособий) по геокриологии, но отвечающих региональной специфике и особенностям промышленного освоения зоны ММП на Европейском Севере; рассматриваются условия изменения физического состояния пород при

183

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

бурении глубоких скважин, что очень актуально для региона с высокотемпературными, местами засоленными мерзлыми породами; учет мерзлотного фактора позволяет снизить аварийность при бурении.

Студенты и сотрудники кафедры экологии, землеустройства и природопользования принимают активное участие в работах Регионального экологического центра, в выполнении НИР. Последние годы кафедра активно сотрудничает с Экологическим советом города, Ухтинским отделением общества спасения Печоры, городской администрацией. Студенческие исследовательские работы получили высокую оценку на региональных конференциях экологического профиля.

Выпускаемые нами специалисты умеют разрабатывать научные и технологические аспекты природоохранной деятельности, понимают и умеют оценить вред, наносимые природе и обществу в результате соответствующих действий, предприятиями нефтегазодобывающей, лесной и других отраслей. Еще важнее, чтобы у выпускника возникло категорическое неприятие даже мысли о возможности таких действий (в том числе - “в виде исключения”).

Как показывает опыт, специалисты направления «Экология и природопользование» достаточно востребованы. Подавляющее большинство выпускников работают по специальности на предприятиях республики (ООО «Газпром», нефтяных компаниях «Лукойл», «Енисей», «Транснефть» и др.), в экологических центрах и фирмах, оказывающих экологические услуги. Появление первых аспирантов-выпускников кафедры позволяет надеяться на перспективу появления смены высококвалифицированных специалистов-экологов в сфере высшего образования.

Безусловный вклад в решение экологических проблем Республики Коми должна внести система специального образования, если она на всех уровнях образовательного процесса будет учитывать региональные проблемы природопользования. Процветание Севера в будущем в значительной степени зависит от работы образованных, инициативных и квалифицированных специалистов. Подготовка специалистов экологического направления, ориентированных на региональную специфику, вносит свой вклад в обеспечение региона необходимыми кадрами.

Список использованной литературы:

1. Федотов Н.С. Учет северной специфики при подготовке специалистов экологического направления [Текст] / Г.В. Николаева, Г.Г. Осадчая, Н.С. Федотов // Научно-технической конференции 17-20 апреля 2007 г.: материалыконференции.- Ухта: УГТУ, 2008. - С. 79-82.

© Н.С. Федотов, 2015

УДК 502.5

Н.С. Федотов

К.т.н., профессор кафедры «Экологии, землеустройства и природопользования»

Ухтинский государственный технический университет

Г. Ухта, Российская Федерация

РЕГИОНАЛЬНАЯ КОМПОНЕНТА В ПРОГРАММАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИИ

ПРИ РАЗРАБОТКИ ООП ПО ФГОС ВО

Аннотация

Вводимые с 2014 года Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) предусматривают качественное обновление содержания технического образования. В связи, с чем в университете приведены учебные программы и рабочие учебные планы в соответствие с международными стандартами, в рабочие учебные планы всех специальностей университета в базовую часть были введены дисциплины экологического профиля объемом от 2 до 3 ЗЕТ.

Ключевые слова

Север, экология, ФГОС ВО, нефтегаз, многолетнемерзлые.

184

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.