ЭКОЛОГИЯ
УДК 504:001.8; 504:1; 504.062
З.В. Лысенкова
РЕКРЕАЦИОННОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
Смоленский гуманитарный университет
Одной из доминант устойчивого развития признано образование, средствами которого без социальных потрясений можно оптимизировать взаимодействие общества с окружающей средой [1]. Концепция устойчивого развития по своему содержанию очень близка к разработанной в нашей стране концепции рационального природопользования. Работами Д.Л. Арманда, В.А. Анучина, Ю.К. Ефремова, А.А. Минца, И.В. Комара, Ю.Г. Саушкина и других выдающихся отечественный географов быша создана теоретическая основа данной концепции, направленной на радикальное улучшение всех сторон взаимодействия общества с окружающей средой. Развитие теоретических положений концепции рационального природопользования и необходимость реализации их на практике способствовали появлению новыгс научных направлений исследования различных аспектов человеческой деятельности в тесной связи с окружающим миром. Одним из таких направлений является рекреационное природопользование, представляющее собой хороший пример экологически неагрессивного источника социально-экономического роста различных регионов.
Подготовка специалистов, способных решать задачи в целях достижения устойчивого развития общества, требует разработки учебных программ соответствующих курсов. По заданию Учебно-Методического Совета университетов России по экологии и устойчивому развитию нами (в соавторстве с д.г.н., проф. В.В. Рудским) была разработана программа дисциплины «Основы рекреационного природопользования» [2], рассчитанная на магистров, специализирующихся в области экологии и природопользования. При построении данной программы мы руководствовались принципами комплексности, историчности, актуальности, практичности [3]. Соблюдение этих принципов позволяет обеспечить системную увязку рассмотрения теоретических основ и методических подходов, разработанных в концепции рационального природопользования применительно к рекреационному природопользованию.
В программе курса «Рекреационное природопользование», направленного на совершенствование образования в области устойчивого развития, особое внимание уделяется использованию, воспроизводству
и охране рекреационных ресурсов в общей стратегии рационального природопользования региона. Региональный аспект в планировании и управлении природопользованием отражен в различных разделах программы. Так, например, магистрантам предлагается рассмотреть изменение роли рекреационных ресурсов в формировании современного природопользования различные регионов, обратить внимание на региональную специфику размещения типов рекреационного природопользования и необходимость определения региональных допустимые рекреационных нагрузок на зоны отдыгса.
Принцип комплексности заставляет обращаться к вопросам, связанным с взаимодействием рекреационного природопользования с другими видами хозяйственной деятельности, а также региональным особенностям этого взаимодействия. Комплексный характер рекреационного природопользования, затрагивающего интересы различные категорий людей, делает необходимым обращение к правовым и экономическим механизмам управления этой сферой деятельности. На наш взгляд, полезным будет и изучение отечественного и зарубежного опыта принятия компромиссных решений, рассматривающих различные аспекты развития рекреационного природопользования.
Принципы историчности и актуальности находят свое воплощение в ходе изучения проблем и перспектив развития рекреационного природопользования, которое связано с укреплением местного самоуправления, повышением роли научных исследований, совершенствованием образования, а также активизацией участия общественности в решении проблем взаимодействия общества и природы.
Ниже приводится структура программы. Введение
Развитие представлений о природопользовании и рекреационных потребностях человека. Понятие о рекреационных ресурсах. Природно-ресурсный и историко-культурный потенциал территории как основа для формирования и развития рекреационного природопользования. Понятие о рекреационном природопользовании и его ресурсоемкости. Место рекреационного природопользования в системе взаимоотношений общества и природы.
З.В. Лысенкова. Рекреационное природопользование: от теории к практике
Рекреационные ресурсы
Развитие представлений о рекреационных ресурсах. Природная и социальная составляющие рекреационные ресурсов. Динамичность как свойство рекреационных ресурсов. Многообразие рекреационных ресурсов и проблемы их классификации. Подходы к классификации рекреационные ресурсов по происхождению, направлениям использования, исчерпае-мости / неисчерпаемости и др. Климатические, водные (в том числе гидроминеральные), бальнеологические, биологические (в том числе лесные), исто-рико-кульгурные и другие виды рекреационных ресурсов. Красота ландшафта и пейзажное разнообразие местности, экзотичность природы, материальная и духовная культура страны1/региона, природные и культурные ландшафты в целом как ресурсы развития рекреационного природопользования. Связь рекреационных ресурсов с экологическими ресурсами территории и состоянием ландшафтов как целостных образований. Территориальные сочетания рекреационных ресурсов.
Факторы пространственно-временной изменчивости рекреационных ресурсов. Использование, воспроизводство и охрана рекреационных ресурсов в общей стратегии рационального природопользования региона. Возрастание роли рекреационных ресурсов в формировании современного природопользования различные регионов.
Рекреационное природопользование, его виды и типы
Рекреационное природопользование как многогранная интегрированная сфера человеческой деятельности. Современное представление о рекреационном природопользовании как одной из систем жизнеобеспечения общества, ответственной за воспроизводство психического и физического здоровья человека. Функции рекреационного природопользования: восстановительно-оздоровительная, познавательная, воспитательная, эстетическая и др. Природные, историко-культурные и социально-экономические факторы развития рекреационного природопользования. Роль научных исследований для развития рекреационного природопользования и управления им.
Отраслевая и территориальная структура рекреационного природопользования. Подразделение рекреационного природопользования на виды: 1) по продолжительности отдыеа - кратковременный и долговременный; 2) по степени организованности - организованный и неорганизованный; 3) по видам используемых ресурсов - рекреационное водопользование, лесопользование и т.д. Комплексный характер рекреационного природопользования. Виды рекреационного природопользования, использующие сочетание ресурсов: 1) санаторно-курортный (климато-, баль-нео-, грязелечение); 2) оздоровительный купальнопляжное, прогулочное природопользование); 3) приключенческий (спортивный туризм, альпинизм, ры-
боловство, охота); 5) научно-познавательный; 6) экологический туризм; 6) агрорекреация (дачная рекреация). Усложнение структуры рекреационного природопользования под влиянием потребительского фактора. Увеличение потребностей в количестве и размерах зон отдыеа, развитии соответствующей инфраструктуры.
Понятие о рекреационные землях как производственно-территориальные комплексах с присущей им структурой земельные угодий, на которые размещаются или могут размещаться рекреационные объекты. Понятие о территориальные рекреационные системах.
Виды рекреационного природопользования как субъекты рекреационной оценки территории. Рекреационные ресурсы и рекреационные земли (ландшафты) как объекты рекреационной оценки. Понятия о рекреационной нагрузке и рекреационной устойчивости ландшафтов и их компонентов. Ландшафтный (комплексный) подход к рекреационной оценке территории: возможности и проблемы применения. Оценка рекреационные ресурсов как необходимое условие их рационального использования. Объективные и субъективные факторы в оценке рекреационные ресурсов территории. Требования к рекреационным ресурсам и критерии (санитарно-гигиенические, покомпонентные и комплексные экологические, эстетические и др.) их оценки. Медико-географические аспекты оценки климатических рекреационные ресурсов: представление о комфортные, субкомфортные и дискомфортные типах погоды, необходимость уточнения этих представлений с учетом условий конкретные регионов и направлений рекреационной деятельности. Подходы к оценке пейзажного разнообразия территории как специфическому рекреационному ресурсу (по В.А. Николаеву, Дж. Голду и др.).
Типы рекреационного природопользования: подходы к их выделению, основные направления деятельности: 1) тип рекреационного использования природные (условно неизмененных) ландшафтов; 2) тип рекреационного использования антропогенно измененных ландшафтов; 3) тип рекреационного использования специально созданных ландшафтов. Региональная специфика размещения типов рекреационного природопользования.
Специфика последствий различные видов рекреационного природопользования. Трансформация растительного и почвенного покрова в результате рекреационной дигрессии лесные зон отдыеа. Экологические проблемы использования рекреационные зон, меры по их охране и оздоровлению. Необходимость определения региональные допустимые рекреационные нагрузок на зоны отдыеа. Примеры определения допустимые рекреационные нагрузок (по отдельным видам РП, типам ландшафтов и др.).
Взаимодействие рекреационного природопользования с другими видами хозяйственной деятельности
и его региональные особенности. География конфликтные ситуаций, возникающих в результате взаимодействия рекреационного природопользования с другими видами хозяйственной деятельности в пределах одной территории.
Правовые и экономические механизмы управления рекреационным природопользованием
Краткий обзор истории формирования правовые экологических норм. Нормы экологического права в Конституции (на примере России и других стран). Система нормативные актов в сфере природопользования и охраны среды в России. Природоохранное законодательство за рубежом и его влияние на развитие рекреационного природопользования. Примеры разработки целевых программ в сфере природопользования (в России и за рубежом), основанные на природоохранном законодательстве. Правовые проблемы реализации целевых программ в сфере природопользования и охраны окружающей среды (согласование интересов государства и регионов, различные собственников природные ресурсов и др.).
Экономические механизмы управления природопользованием. Адекватная экономическая оценка природные ресурсов и условий (природные услуг) как важнейшее условие экономического управления в сфере природопользования. Рыночные и нерыночные методы оценки ресурсов и объектов окружающей среды. Экономические меры регулирования природопользования (экологические налоги и платежи за лесопользование, объекты животного мира, за загрязнение среды и др.). Примеры и проблемы применения экономических методов управления в сфере природопользования.
Роль правовых и экономических инструментов в урегулировании конфликтные ситуаций в сфере взаимодействия рекреационного природопользования и других видов хозяйственной деятельности, развиваемых в пределах одного региона. Примеры компромиссные решений, затрагивающих интересы рекреационного природопользования.
Роль рекреационного природопользования в устойчивом развитии территории
Устойчивое развитие как многоуровневый управляемый процесс коэволюционного развития природы и общества. Социальные, экономические, политические, технологические и природные составляющие устойчивого развития. Понятие об экономическом, демографическом, социальном и экологическом качестве устойчивого развития региона (по П.Я. Бакланову).
Особо охраняемые природные территории (ООПТ) как один из целевые параметров устойчивого развития и как объект рекреационного природопользования. Практика использования национальные и природные парков в интересах различные видов рекреационного природопользования (на примере России и других стран). Объективная заинтересо-
ванность рекреационного природопользования в сохранении биологического и ландшафтного разнообразия. Закон географического разнообразия («чем больше разнообразия в природе региона, тем много-вариантнее, лучше условия развития общества») и его действие в сфере рекреационного природопользования. Правило меры преобразования природные систем (по Н.Ф. Реймерсу) и его проявление в рекреационном природопользовании. Действие правила «экологичное - экономично» («сохранение ресурсов в конечном итоге выгодно в социальном и экономическом отношениях») в рекреационном природопользовании. Экономическая эффективность рекреационного природопользования и экологические ограничения.
Роль и возможности рекреационного природопользования в поддержании экологического качества устойчивого регионального развития. Значение рекреационного природопользования в обеспечении экономического, демографического и социального качества устойчивого развития территории.
Необходимость эколого-хозяйственного регулирования и территориальной оптимизации рекреационного природопользования в интересах устойчивого развития региона. Природоохранный (экологический) каркас как основа эколого-хозяйственного регулирования и территориальной оптимизации рекреационного природопользования. Концепция поляризованного ландшафта - методологическая основа территориальной организации природопользования в целом и рекреационного природопользования в частности. Использование поляризации ландшафта (пространства) для формирования экологически целесообразной территориальной организации жизни общества. Функциональное зонирование поляризованного ландшафта как способ нахождения компромиссных решений между различными субъектами хозяйственной деятельности.
Механизмы эколого-территориального регулирования рекреационного природопользования на региональном и локальном уровнях. Ландшафтное планирование как комплексный экологически ориентированный вид территориального планирования, его цели, задачи и принципы. Европейский опыт ландшафтного планирования. Концепция развития ландшафтного планирования в России.
Природное и культурное наследие в рекреационном природопользовании
Понятие природного наследия как совокупности объектов и явлений природной среды, имеющих особую репродуктивную, санирующую, рекреационную и эстетическую ценность, а также обладающих другими полезными качествами, прямо не связанными с природно-ресурсным потенциалом (по Ю.Л. Мазурову). Природное наследие - фактор устойчивого развития территории. Проблема сохранения природного наследия. Российские объекты категории «природное наследие» в Списке Всемирного наследия
Н.В. Ульянова. Экологическое сознание и экологическая культура, проблемы и перспективы
ЮНЕСКО («Девственные леса Коми», «Озеро Байкал», «Вулканы Камчатки», «Золотые горы Алтая», «Западный Кавказ», «Центральный Сихотэ-Алинь» и «Убсунурская котловина») и особенности развития рекреационного природопользования в них. Мировой опыт развития рекреационного природопользования в объектах природного наследия.
Культурные ландшафты как категория наследия. Культурные ландшафты и Всемирное наследие. Объекты историко-культурной ценности в мире как объекты рекреационной деятельности. Объекты историко-культурной ценности России (усадьбы, садовопарковые ландшафты, монастырские ландшафты и др.) и рекреационное природопользование. Мировой опыт управления рекреационным природопользованием в объектах природного и культурного наследия. Проблемы и перспективы развития рекреационного природопользования в России
Особенности современного этапа развития экономики в России. Поиск путей преодоления социальноэкономического кризиса. Рекреационное природопользование как внутрирегиональный экологически неагрессивный источник социально-экономического роста. Развитие рекреационного природопользования как стимул развития смежные отраслей и сфер
занятости. Мультипликационный эффект развития рекреационного природопользования в социально-экономическом развитии регионов.
Факторы, лимитирующие развитие рекреационного природопользования: ограниченная рекреационная и природная емкость территории, низкий уровень развития инфраструктуры, недостатки в системе управления земельными ресурсами и природопользованием в целом и т.д. Проблемы отчуждения и деградации рекреационных земель.
Организационные и правовые пути решения проблем в развитии рекреационного природопользования. Укрепление местного самоуправления как условие рационализации природопользования в целом и рекреационного в частности. Роль научные исследований в совершенствовании рекреационного природопользования. Участие общественности в решении проблем в сфере рекреационного природопользования как формы взаимодействия общества и природы. Возможности экологического воспитания и образования в совершенствовании рекреационного природопользования в интересах устойчивого развития территории.
Литература
1. Касимов Н.С. Мазуров Ю.Л., Тикунов B.C. Вектор инновации: от экологического образования к образованию в области устойчивого развития // Образование для устойчивого развития: Материалы Всерос. совещ. Смоленск, 2003. С. 15-31.
2. Лысенкова З.В., Рудский В.В. Основы рекреационного природопользования: Программа дисциплины // Магистерские образовательные программы по направлению 020800 «Экология и природопользование»: Для государственных университетов. М., 2006. С. 247- 259.
3. Мазуров Ю.Л., Тикунов В.С. Преподавание курса «Устойчивое развитие» в рамках направления «Экология и природопользование» // Образование для устойчивого развития: Материалы Всерос. совещ. Смоленск, 2003. С. 72-80.
Поступила в редакцию 08. 10. 2006
УДК 130.2: 504.75
Н.В. Ульянова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Томский государственный педагогический университет
Проблема взаимосвязи человек с природой не нова, она имела место всегда. Но в настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершенная на основе глубокого понимания законов природы, учета многочисленные взаимодействий в природные сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблем сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательный вли-
яний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она выфастет в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня эко-лого-нравственной культуры, экологического и нравственного сознания, формирование которые начинается с детства и продолжатся всю жизнь [1].
В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретет экологическое образование и воспитание человека всех возрастов и профессий.