Научная статья на тему 'Региональная компонента в программах экологического образовании при разработки ООП по ФГОС во'

Региональная компонента в программах экологического образовании при разработки ООП по ФГОС во Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕР / ЭКОЛОГИЯ / ФГОС ВО / НЕФТЕГАЗ / МНОГОЛЕТНЕМЕРЗЛЫЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федотов Н. С.

Вводимые с 2014 года Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) предусматривают качественное обновление содержания технического образования. В связи, с чем в университете приведены учебные программы и рабочие учебные планы в соответствие с международными стандартами, в рабочие учебные планы всех специальностей университета в базовую часть были введены дисциплины экологического профиля объемом от 2 до 3 ЗЕТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональная компонента в программах экологического образовании при разработки ООП по ФГОС во»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

бурении глубоких скважин, что очень актуально для региона с высокотемпературными, местами засоленными мерзлыми породами; учет мерзлотного фактора позволяет снизить аварийность при бурении.

Студенты и сотрудники кафедры экологии, землеустройства и природопользования принимают активное участие в работах Регионального экологического центра, в выполнении НИР. Последние годы кафедра активно сотрудничает с Экологическим советом города, Ухтинским отделением общества спасения Печоры, городской администрацией. Студенческие исследовательские работы получили высокую оценку на региональных конференциях экологического профиля.

Выпускаемые нами специалисты умеют разрабатывать научные и технологические аспекты природоохранной деятельности, понимают и умеют оценить вред, наносимые природе и обществу в результате соответствующих действий, предприятиями нефтегазодобывающей, лесной и других отраслей. Еще важнее, чтобы у выпускника возникло категорическое неприятие даже мысли о возможности таких действий (в том числе - “в виде исключения”).

Как показывает опыт, специалисты направления «Экология и природопользование» достаточно востребованы. Подавляющее большинство выпускников работают по специальности на предприятиях республики (ООО «Газпром», нефтяных компаниях «Лукойл», «Енисей», «Транснефть» и др.), в экологических центрах и фирмах, оказывающих экологические услуги. Появление первых аспирантов-выпускников кафедры позволяет надеяться на перспективу появления смены высококвалифицированных специалистов-экологов в сфере высшего образования.

Безусловный вклад в решение экологических проблем Республики Коми должна внести система специального образования, если она на всех уровнях образовательного процесса будет учитывать региональные проблемы природопользования. Процветание Севера в будущем в значительной степени зависит от работы образованных, инициативных и квалифицированных специалистов. Подготовка специалистов экологического направления, ориентированных на региональную специфику, вносит свой вклад в обеспечение региона необходимыми кадрами.

Список использованной литературы:

1. Федотов Н.С. Учет северной специфики при подготовке специалистов экологического направления [Текст] / Г.В. Николаева, Г.Г. Осадчая, Н.С. Федотов // Научно-технической конференции 17-20 апреля 2007 г.: материалыконференции.- Ухта: УГТУ, 2008. - С. 79-82.

© Н.С. Федотов, 2015

УДК 502.5

Н.С. Федотов

К.т.н., профессор кафедры «Экологии, землеустройства и природопользования»

Ухтинский государственный технический университет

Г. Ухта, Российская Федерация

РЕГИОНАЛЬНАЯ КОМПОНЕНТА В ПРОГРАММАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИИ

ПРИ РАЗРАБОТКИ ООП ПО ФГОС ВО

Аннотация

Вводимые с 2014 года Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) предусматривают качественное обновление содержания технического образования. В связи, с чем в университете приведены учебные программы и рабочие учебные планы в соответствие с международными стандартами, в рабочие учебные планы всех специальностей университета в базовую часть были введены дисциплины экологического профиля объемом от 2 до 3 ЗЕТ.

Ключевые слова

Север, экология, ФГОС ВО, нефтегаз, многолетнемерзлые.

184

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

Освоение целого ряда регионов России заставило выдвинуть новые цели в подготовке специалистов с высшим образованием для добывающих и перерабатывающих отраслей народного хозяйства и учесть такие условия, которые не характерны для всей системы образования.

Учитывая огромное разнообразие природно-климатических, социально-демографических и других условий в различных регионах Российской Федерации, целесообразно наряду с проведением единой общегосударственной политики в области экологии осуществлять и соответствующие четкие программы, как на региональном, так и на локальном уровне.

Сохранение и рациональное использование природных ресурсов Республики Коми относятся к числу наиболее актуальных вопросов, которые сегодня встают не только перед обществом, но перед каждым человеком.

Примерно половина территории региона принадлежит к области распространения многолетнемерзлых пород (ММП). Проектирование, обустройство, освоение месторождений, а также другие виды нетрадиционного природопользования в районах Севера (особенно в области распространения ММП) относятся к числу наиболее сложных геотехнических задач. В последнее время их решение немыслимо без рассмотрения экологических аспектов, так как природные системы Севера чрезвычайно хрупки и чувствительны к любым, в том числе - антропогенным, воздействиям. Это значительно усиливает экологическую напряжённость при освоении за счёт динамической неустойчивости ландшафтов в криолитозоне и в смежной части зоны талых пород и, соответственно, их уязвимость. Учет северной специфики необходим на всех стадиях освоения: при проектировании, при составлении экологохозяйственного баланса территории и т.п. В состав экологической документации включаются соответствующие разделы, обеспечивающие проекты необходимой информацией и позволяющие сделать грамотный прогноз развития природно-техногенных систем, разработать оптимальную схему экологического мониторинга.

В основу всей деятельности по освоению природных богатств Европейского Севера должно быть положено рациональное природопользование. Осуществить это возможно только при научнообоснованном управлении природными системами, что, в свою очередь, постоянно увеличивает потребность качественной подготовки специалистов, способных решать сложные экологические и геоэкологические проблемы с учётом северной специфики региона.

Вводимые с 2014 года Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) предусматривают качественное обновление содержания технического образования. Разработанные стандарты дают широкие полномочия учебным организациям, как по содержанию образования так и требованиям к уровню обязательной подготовки специалиста с квалификацией “бакалавр” в области экологии. Структура программы бакалавриата включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную).

Дисциплины, относящиеся к базовой части программы бакалавриата, являются обязательными для освоения обучающимся вне зависимости от профиля, который он осваивает.

Однако практическое осуществление рекомендаций и требований ФГОС ВО по части экологической подготовки студентов технического вуза еще не вполне отработано.

В связи, с чем в университете приведены учебные программы и рабочие учебные планы в соответствие с международными стандартами, в рабочие учебные планы всех специальностей университета в базовую часть были введены дисциплины экологического профиля объемом от 2 до 3 ЗЕТ. Это повлекло за собой целый ряд психолого-педагогических и концептуально-методологических проблем [1,21].

Во-первых, одной из целей введения учебной дисциплины экологического профиля является формирование экологически мыслящей личности, ориентированной к существованию в быстроменяющихся условиях современной жизни. Это обстоятельство накладывает определенные требования на всех этапах подготовки высокообразованного специалиста.

Во-вторых, в силу комплексного характера проблемы взаимодействия общества и природы, решение проблемы возможно лишь на пути интеграции собственных, технических, гуманитарных знаний. Иначе говоря, встает задача связать воедино научное, технологическое, этическое отношение к миру. Решение

185

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

этой задачи видится нам в разработке междисциплинарной концепции предметов экологического профиля, которая предлагает либо включение отдельных элементов экологического знания в содержании всех фундаментальных дисциплин и программы учебных предметов прикладного характера, либо разработку сквозных, взаимосвязанных тем по дисциплинам подготовки.

Спектр экологических вопросов, особенно характерных нашему северному региону, и с которыми приходится сталкиваться выпускникам нашего университета, рассматриваются на примере специалистов нефтегазового профиля. При проектировании, строительстве и эксплуатации магистральных нефтегазопроводов и всего комплекса относящегося к этой области возможны такие разнородные виды деятельности, как землепользование, предотвращение эрозий почв; контроль за шумом и вибрацией; сохранность животных и растительности; предотвращение загрязнения водотоков и водоёмов, воздушного бассейна, и др.

В учебных программах особенно отражается нарастание техногенного воздействия на природу жидких отходов и аварийных выбросов бурения, нефтегазодобычи, транспорта и хранения, а также переработки углеводородного сырья.

Экологическое образование приобретает большую актуальность не только для профессиональной деятельности инженеров нефтяной и газовой отрасли, но и для формирования современного естественнонаучного мировоззрения, особенно при решении региональных задач Тимано - Печорской нефтегазоносной провинции.

Список использованной литературы:

1. Федотов Н.С. Формирование экологического мировоззрения студентов [Текст]. / Н.С. Федотов, Л.Ф. Федотова // Экология и безопасность жизнедеятельности в XXI веке: материалы научно-практической конференции. ( Ухта, 19-20 марта 2002 г.) - Ухта: УГТУ, 2002.- С. 21-24.

© Н.С. Федотов, 2015

УДК 502.48

Е.В. Хапчаева

Аспирант Институт естественных наук Кафедра географии и картографии Волгоградский государственный университет Г. Волгоград, Российская Федерация

СЕЛИТЕБНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВЕРХОВОЙ ЧАСТИ ВОЛГО-АХТУБИНСКОЙ ПОЙМЫ

Аннотация

Статья посвящена проблемам строительного освоения особо охраняемой природной территории природный парк «Волго-Ахтубинская пойма».

Ключевые слова

Природный парк, Волго-Ахтубинская пойма, населенный пункт, градостроительное освоение, зона

возможного катастрофического затопления.

В 2002 году на территории Волгоградской области в верховой части Волго-Ахтубинской поймы, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и во исполнении закона Волгоградской области от 17.04.1998 № 167-ОД «Об охране окружающей природной среды Волго-Ахтубинской поймы», постановлением Главы администрации Волгоградской области № 404 от 05.06.2002 создан природный парк «Волго-Ахтубинская пойма», с целью сохранения природных и рекреационных ресурсов поймы [5, с. 162].

186

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.