Научная статья на тему 'Задачи высшей школы по подготовке специалистов в области экологического образования'

Задачи высшей школы по подготовке специалистов в области экологического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Artium Magister
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Задачи высшей школы по подготовке специалистов в области экологического образования»

© Л.И. Сергиенко, 2003

ЗАДАЧИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ПО ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Л.И. Сергиенко

Все чаще в различных периодических изданиях мелькает заявление о том, что высшей школе теперь предстоит не только готовить специалистов в традиционных сферах деятельности, но и формировать контуры цивилизации, способной разрабатывать и реализовывать новую стратегию, а именно — стратегию экологического образования.

Многие аналитики сходятся в том, что в первой половине нового, XXI века человечество вплотную подойдет к поставленным самой природой естественным пределам роста, то есть современная цивилизация будет дальше развиваться в условиях все более жестких ресурсных, экологических и демографических ограничений. Эти ограничения, видимо, будут усиливаться. В своем последнем слове — обращении и одновременно завещании — академик Н.Н. Моисеев писал, в частности, о том, что современный экологический кризис, грозящий перерасти в катастрофу, вызван развитием производительных сил, что происходило благодаря науке и технике. Поэтому и выход из кризиса также немыслим без этих составляющих процесса цивилизационного развития. Для выхода из кризиса необходимо предельное напряжение творческого гения человечества, следует максимально раскрепостить личность, создать возможности для раскрытия творческого потенциала каждого человека. Поэтому образовательная область так важна для решения экологических задач :.

Несмотря на совершенствование технологий, расширение знаний и более строгую природоохранную и ресурсную политику, многие источники ресурсов и потоки загрязнений уже вышли за пределы возможностей природы. «Человечество находится за гранью допустимого» — утверждает устами Донеллы и Дениза Медоуз Римский клуб 2, а ООН и Всемирный экологический форум в Рио-де-Жанейро (1992 г.) призвали мировое сообщество придерживаться принципов устойчивого развития и удовлетворения нужд нынешних поколений людей не в ущерб потомкам.

Однако бедственное положение экономики нашей страны далеко от уровня, необходимого для обеспечения устойчивого воспроизводства окружающей среды — одного из основных условий перехода к модели устойчивого развития. Поэтому часто звучит мнение: «Давайте поднимем экономику — и тогда возьмемся за личность и за устойчивое развитие». Можно услышать и то, что нам сегодня не до экологии, поскольку мы видим, что вся страна движется вспять в своем развитии, теряя по дороге свои научные школы и кадры. И вот, мол, когда выберемся из пучины, тогда уже и возьмемся за экологию. Экология ассоциируется с огромными капитальными вложениями и штрафами за загрязнения, отсюда объяснение своей бездеятельности, безответственности многие политики и представители делового мира строят на утверждении: экология — это удел богатых стран, до которых России и странам ближнего зарубежья еще далеко. Тем не менее по настоянию экологической и научной общественности еще в дореформенной (до 1991 г.) России был отменен проект переброски части стоков сибирских рек в северные районы среднеазиатских республик бывшего СССР, закрыты или перепрофилированы вредные производства, в том числе производства белково-витаминных концентратов, базудина, каустической соды ртутным способом и другие в Волгоградской области. Все больше значимых научных и народно-хозяйственных проектов перед утверждением проходят экологическую экспертизу, в программных документах большинства политических партий и движений формулируются экологические проблемы, в ведущих вузах страны создаются экологические факультеты и кафедры, стандартами высшего образования по многим специальностям предусмотрено изучение интегрированных учебных дисциплин по экологии, многие государственные, общественные и зарубежные фонды, действую-

щие в России, ориентированы на поддержку деятельности экологических общественных организаций, прежде всего в сфере образования и экологического воспитания 3.

В России создана национальная стратегия экологического образования. Все больше утверждается понимание того, что только образованное общество, воспринимающее себя частью биосферы, способно обеспечить будущее. В основу формирования такого общества закладываются утверждающиеся в современном мировом сообществе идеи гуманизма и приоритет общечеловеческих ценностей, о чем своевременно заявлял основатель Римского клуба Аурелио Печчеи: «Гуманизм, созвучный с нашей эпохой, должен заменить и преобразовать принципы и нормы, которые мы до сих пор считали неприкосновенными, но которые стали неприемлемыми и несовместимыми с нашими целями; он должен способствовать становлению новой системы ценностей, необходимой для изменения нашего внутреннего баланса, и новых духовных, этических, философских, социальных, политических, эстетических, художественных устремлений...» В ходе разработки важнейших направлений реформы высшей школы постепенно сформировалась новая образовательная парадигма, отвечающая обозначенным требованиям. С ее помощью возможно воздействие на сознание людей посредством соответствующей организации воспитания, образования, информатизации, рекламы и т. д. Процесс образования населения рассматривается в качестве наиболее подходящей основы для разработки нового образа жизни, влияющего на экологически устойчивое развитие страны. В этом аспекте студенчество, как наиболее образованная часть молодежи, обостренно воспринимающая недостатки и противоречия общественного развития, отличающаяся стремлением к самопожертвованию, переменам, новаторствам, представляет, несомненно, ту социальную силу, которая может воспринять гуманистические концепции, внести позитивные изменения в экологическую безопасность России 4.

Основные положения современной парадигмы экологического образования изложены в документах Госкомвуза России и меморандуме Международного симпозиума ЮНЕСКО «Фундаментальное (ес-

тественнонаучное и гуманитарное) университетское образование» (1994). В свете этой парадигмы задачами образования являются:

- гармонизировать отношения человека с природой через освоение современной научной картины мира;

- научить человека жить в потоке информации, создать условия и предпосылки для его непрерывного саморазвития;

- создать условия для приобретения широкого базового образования, позволяющего достаточно быстро переключаться на смежные области профессиональной деятельности 5.

Возникновение новой парадигмы означает, что имеет место процесс самоорганизации, приводящей к возникновению новых структур в микроскопических масштабах. Появляется необходимость в новой парадигме для управления процессами обучения. На смену традиционным стабильным и посредническим функциям управления приходят все более динамические обязанности, предполагающие творческий и экспериментальный процесс работы. В Волжском гуманитарном институте в рамках специальности «Природопользование» реализована концепция экологического образования в процессе подготовки специалистов экологов-природопользователей. В основе этой концепции лежит представление о том, что нам необходимо готовить специалистов, деятельность которых будет ориентирована на решение разнообразных проблем, связанных со взаимодействием общества и окружающей среды. В этой связи подготовка специалистов экологов-природопользователей предусматривает органическое сочетание компонентов естественно-научного и гуманитарного образования 6.

Важными элементами реализации этой концепции явились соответствующие лекционные курсы, семинарские и практические занятия, издание программ, учебных пособий по изучению экологии, переподготовка профессорско-преподавательского состава, самоподготовка вузовских работников, в частности, использование сети Интернет, системы межбиблиотечного абонента, реферативных журналов и научных сборников по основным отраслям экологических наук. В качестве обязательного компонента экологических дисциплин введен курс экологической безопасности и устойчивого развития, независимо от специализации

выпускника. Обучение специалистов осуществляется по двум наиболее приоритетным для региона Нижнего Поволжья и Северного Кавказа специализациям: 1) «Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов»; 2) «Экологический мониторинг». Наши студенты получают фундаментальную подготовку по естественнонаучным дисциплинам, а также широкое гуманитарное образование, навыки пользования персональным компьютером, изучают иностранные языки. Обучение ориентировано на то, чтобы экологическое образование позволяло легко адаптироваться к любой другой профессии в случае необходимости.

Важное значение в формировании специалистов экологов-природопользователей имеет расширенная сеть баз практики. Учебная практика по фундаментальным дисциплинам учебного плана: биологии, геологии, ландшафтоведению, почвоведению — проводится в полевых условиях Волго-Ахтубинской поймы, р. Мечетки, на биостанции педуни-верситета, в процессе водных экспедиций «Волжский плавучий университет» по акватории Волгоградского водохранилища. Специальная практика по изучению практических основ современного природопользования — в экологических службах промышленных, сельскохозяйственных, рыбохозяйственных предприятий, в природоохранных органах — Службе охраны окружающей природной среды и экологической безопасности, Рыбинс-пекции и т. д. Производственная и предквали-фикационная практика осуществляется на предприятиях, в учреждениях, государственных организациях Волгограда, Волжского и других городов и поселков области.

Мы уделяем большое внимание формированию у наших студентов и аспирантов навыков научно-исследовательской работы, что достигается участием в работе научно-практических студенческих и молодежных конференций, в конкурсах по социально значимым для г. Волжского проблемам, работой над курсовыми и дипломными проектами, учебой в аспирантуре и защитой диссертаций, участием в организации экологических выставок, круглых столов, горячих линий и других научных мероприятий. Особо остановимся на спецсеминарах научного руководителя, которые проводятся в Волжском гуманитарном институте, так как, на наш взгляд, здесь накоплен определенный положительный опыт, который приносит нам ощутимые ре-

зультаты. В рамках специальности «Природопользование» действуют два спецсеминара: по экономике природопользования (ведет кандидат экономических наук, доцент А.С. Акишин) и по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов (руководитель — доктор сельскохозяйственных наук, профессор Л.И. Сергиенко). У нас проводятся совместные семинары со студентами 2—5 курсов. Отличие наших занятий от традиционных — в целях, приемах и технологиях. Все предметные знания являются ресурсами для поиска ответов на самые разнообразные вопросы по тем или иным темам курсовых и дипломных работ. Если обсуждается какая-нибудь научная тема, то руководитель дает небольшую обзорную лекцию по данной проблеме, предлагает литературу для группы и индивидуальные доклады и содоклады. На каждый доклад, по теме курсовой или дипломной работы назначается рецензент. Студенческое рецензирование повышает заинтересованность в изучении научных проблем, и особенно горячие споры и дискуссии возникают во время защиты отчетов по производственной практике (4—5 курсы). Здесь студенты представляют собственное видение региональных экологических проблем и свои варианты их решения. Все начиналось с биоэкологии, затем была востребована технологическая составляющая, позднее — психологическая и культурологическая часть целостного экологического образовательного процесса. В результате формируется экологическое мышление широкого, скорее гуманитарного, чем биологического или технологического, профиля.

Наши усилия не остались бесплодными. За последние 3—4 года эрудиция наших студентов настолько возросла, что ежегодно на студенческих конференциях мы занимаем 6—7 призовых мест. Достаточно сказать, что только в ноябре 2002 г. наши студенты на VII региональной конференции молодых исследователей Волгоградской области в секции «Экология и охрана природы, строительство» заняли два призовых места, а на конкурсе студенческих работ по социально значимым для г. Волжского проблемам наш студент 5 курса Сухоносенко Денис занял призовое место в секции «Экология» и награжден крупной денежной премией за работу «Обеспечение радиационной безопасности населения г. Волжского».

34

Л.И. Сергиенко. Задачи высшей школы по подготовке специалистов

В 2001 г. при активном содействии преподавателей нашей кафедры в аспирантуре ВолГУ открыта специальность 03.00.16. «Экология». И у нас уже есть один соискатель, который в этой аспирантуре защитил кандидатскую диссертацию и получил утверждение степени кандидата географических наук из ВАКа (это старший преподаватель кафедры экологии и природопользования С.Н. Канищев). Еще двое аспирантов учатся, успешно проходят аспирантскую подготовку (это преподаватель О.В. Филиппов и выпускница 2002 г. Л.В. Юлина).

Выпускники нашего вуза успешно продолжают свою деятельность, в частности, три человека учатся в аспирантуре: два — в ВолГУ, один — в г. Пущино Московской области, в Институте фотосинтеза, агрохимии и почвоведения РАН. Два человека являются ведущими специалистами в Природном парке «Волго-Ахтубинская пойма». Две наши выпускницы работают в «Службе охраны природы и экологической безопасности г. Волжского», еще двое — в экологической службе предприятия ОАО «Волжский трубный завод». Этот перечень можно продолжать.

В заключение хотелось бы выразить надежду, что и последующие наши выпуски специалистов будут востребованы обществом, так как мы готовим гармонически

развитых людей, грамотных в профессиональном плане, с граждански осознанной позицией относительно сохранения природной среды, с ноосферным типом мышления, приоритетным в XXI веке.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Экология и образование: Материалы «круглого стола» журналов «Вопросы философии» и «Экология и жизнь» // Вопросы философии. 2001. № 10. С. 3-26.

2 Медоуз Д., Медоуз Д. Пределы роста // Доклады Римского клуба. М., 1986.

3 Степанов С.А. Экологическая парадигма и современное образование // Вестник экологического образования в России. 2001. № 3 (21). С. 6-7.

4 Цитцер О.Ю. Использование опыта древних цивилизаций в поиске пути выхода из экологического кризиса для регионов России // Проблемы региональной экологии. 1999. № 1. С. 119-121.

5 Моисеев Н.Н. Цивилизация XXI века — роль университетов // Alma mater. 1994. № 5—6.

6 Сергиенко Л.И. Концепция экологического образования и ее реализация в Волжском гуманитарном институте ВолГУ на специальности «Природопользование» // Экономика, экология, право: от научных исследований до применения активных методов обучения: Материалы международного научно-методического семинара, г. Волгоград, 26—27 сентября 2002 г. Волгоград, 2002. С. 81—83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.