сейчас ее единственным конкурент — это американский проект «Набукко». Российский и американский проекты борются между собой
за «место под солнцем», и нейтральные страны играют не последнюю роль в определении победителя в этой борьбе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дугин, А.Г. Геополитика постмодерна. Времена новых империй [Текст]: очерки геополитики XXI века / А.Г. Дугин. - СПб.: Амфора, 2007. - 382 с.
2. Нарочницкая, Н.А. Россия и русские в современном мире [Текст] / Н.А. Нарочницкая. — М.: Алгоритм, 2009. — 416 с.
3. Стариков, Н. Кризис. Как это делается [Текст] / Н. Стариков. — СПб.: Питер, 2009. — 302 с.
4. Сообщения российских информационных агентств об основных событиях в стране и за рубежом [Электронный ресурс] // Сайт Совета Безопасности РФ. — 2007. — 28 января. — Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/news/151.html (дата обращения 17.07.2010).
5. Начато строительство газопровода «Северный поток» [Электронный ресурс]: релиз // Офиц. сайт ОАО «Газпром». — 2010. — 9 апреля. — Режим доступа: http://wwwgazprom.ru/press/news/2010/арг11/ агйс1е97229/ (дата обращения 17.07.2010).
6. Донсков, Н. Балтийское море — море смерти [Электронный ресурс] / Н. Донсков // Офиц. сайт газ. «Новая газ.». — 2002. — 18 апреля. — Режим доступа: http://2002.novayagazeta.ru/nomer/2002/28n/ п28п^00^Мт1 (дата обращения 15.07.2010).
7. Челпанова, М. Европа просит «Газпром» сократить поставки газа — ответа пока нет [Электронный ресурс] / М. Челпанова // Сайт холдинга «Финам». — 2009. — 9 октября. — Режим доступа: http://www.finam.ru/ana1ysis/ forecasts00F2D/ (дата обращения 19.07.2010).
УДК 911.3.33
А.С. Матвеевская
СЕВЕРНАЯ ЕВРОПА: ВНУТРИРЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ ИММИГРАНТОВ
Быстро растущая и принимающая все новые формы миграция населения — результат глобализации. Обострение межнациональных конфликтов, распад Советского Союза, разительные перемены в социально-политическом устройстве стран Восточной Европы, стремление граждан слаборазвитых стран найти лучшие условия для жизни также привели к заметной интенсификации миграционных потоков. Процессы, связанные с миграцией, оказывают влияние как на самих мигрантов, так и на население принимающих государств. Это отражается в динамике культурных и демократических устоев, изменениях национальной идентичности, на внутренней и внешней политике стран.
Неоднозначно влияет миграция населения на экономику и, особенно, на социальные изменения. Возрастание иммиграционных потоков за последние пятьдесят лет обусловило появление обществ с большим культурным и этническим разнообразием. В то же время процессы
миграции имеют значение и для государств, утрачивающих часть своего населения. С одной стороны, в них происходит смена социального устройства общества, так как в связи с отъездом молодых, наиболее здоровых, профессионально подготовленных граждан возникают дефицит трудовых ресурсов, деформация половозрастной структуры населения, с другой — доходы, посылаемые эмигрантами на родину, дают средства для развития национальных экономик этих стран.
Некоторые проблемы, связанные с миграцией населения, носят глобальный характер, иные имеют региональные особенности. К первым можно отнести интенсивную глобализацию экономики, различия в режимах демографического воспроизводства населения, усиливающуюся поляризацию жизненного уровня в развитых и развивающихся странах. Миграционные проблемы на региональном уровне характеризуются различиями в социальных,
политических свободах коренного населения и иностранцев, возможными политическими и гражданскими конфликтами, разницей в степени занятости трудоспособного населения и ростом уровня безработицы.
Правительства стран, принимая управленческие решения в области миграции, пытаются прежде всего соблюсти интересы государства и его граждан. Принятие Шенгенского соглашения (отмена внутриевропейских виз), введение единой европейской денежной единицы, создание условий свободного перемещения рабочей силы в рамках европейского пространства лишь этапы регулирования процесса миграции в Евросоюзе. Европейские государства осознали необходимость обсуждения, утверждения и практического применения общей иммиграционной политики в Евросоюзе. Один из ее основных принципов — достижение баланса между интересами государства и правами мигранта как личности и экономического индивида.
Северная Европа как регион Старого Света обладает значительным опытом по отправлению и приему мигрантов. В Скандинавских странах (Швеции, Дании, Норвегии, Исландии), а также в Финляндии в настоящее время проявляются как общеевропейские особенности миграционных процессов, так и особенности, свойственные региону и каждой стране в отдельности.
За последние полтора-два десятилетия Северная Европа вошла в число европейских, а в ряде случаев и мировых лидеров по многим показателям: уровню развития экономики, конкурентоспособности, развитию информационных технологий, науки и образования, уровню развития демократических институтов, социальной и правовой обеспеченности населения, борьбы с коррупцией, отсутствию криминализации общества. Северная Европа — регион с отлаженной системой социальной защиты, привлекающий внимание людей, ищущих новое место проживания в надежде обрести мир, работу и социальный комфорт.
С 50-х годов XX века страны Северной Европы превращаются из государств эмигрирующего населения в государства, принимающие иммигрантов и беженцев, и становятся муль-тиэтническими сообществами. Из Норвегии и Швеции в поисках лучшей жизни за океан уехало наибольшее число коренных жителей по сравнению с соседними странами: общая численность переселенцев из каждой из этих двух стран за сто лет (с 1830-х по 1930-е годы) превысила 1 млн граждан. По соотношению доли мигрирующих к общему числу жителей Норвегия и Швеция уступали лишь Британским островам.
Динамика изменения численности населения в странах Северного региона в течение одного года показана в табл. 1.
Таблица 1
Изменение численности населения в Северных странах с 2008 по 2009 год, тыс. чел. [5, с. 152, 187]
Показатель Дания Фарерские о-ва Гренландия Финляндия Аландские о-ва Исландия Норвегия Швеция
Числен- 5 472 48,3 56,6 5 300 27,1 315,4 4 737 9 182
ность на-
селения на
1 января
2008 года
иммигранты 72,7 1,6 2,4 29,1 0,9 10,2 66,9 101,1
эмигранты 43,5 1,5 3,0 13,6 0,7 9,1 23,6 45,3
чистая ми- 29,6 0,1 -0,6 15,5 0,2 1,1 43,3 55,9
грация
Численность населения на 1 января 2009 года 5 511 48,8 56,5 5 326 27,4 319,4 4 799 9 256
В настоящее время общая численность населения Северных стран составляет 25,4 млн человек, или 0,4 % населения мира. По данным Центрального статистического бюро, в Норвегии сегодня проживает около 126 тыс. человек с иностранными корнями, 70 % из них—выходцы из неевропейских стран. В Дании лица иностранного происхождения составляют около 8,4 % населения, в Швеции — 12 % (с учетом детей, рожденных иммигрантами, около 20 %). В Финляндии иммигранты составляют 1,9 % населения, это самый низкий показатель в странах ЕС [5].
В табл. 2 приведены данные о национальности и количестве иммигрантов, въехавших в страны Северного региона в 2009 году.
Такие стремительные перемены в составе населения привели к затруднениям во взаимопонимании коренного населения и иммигрантов. Процесс интеграции переселенцев — актуальная проблема для иммиграционной политики
этих стран. Коренное население Северных государств испытывает естественный страх перед потоком иммигрантов, опасаясь со временем потерять свою национальную идентичность. Значительное количество иммигрантов, которым государства из практических соображений предоставляют недорогое жилье в определенных городских районах и пригородах, живет своими общинами и не стремится к общению с местным населением. Не удивительно, что многим из них так и не удается интегрироваться в общества стран с их устойчивыми традициями.
Изменился и сам характер иммиграции: если более двух десятилетий назад превалировала иммиграция рабочей силы, то в последнее время это в основном беженцы, ищущие защиты от катаклизмов, происходящих на их родине. Перемена привычной жизни, низкий уровень образования, трудности с трудоустройством осложняют процесс интеграции переселенцев
Таблица 2
Национальный состав и количество иммигрантов, прибывших в Северные страны
в 2009 году, тыс. чел. [5, с. 112]
Страна происхождения Дания Фарерские о-ва Гренландия Финляндия, Аландские о-ва Исландия Норвегия Швеция
Дания - 1 131 2 114 510 1 719 4 519 10 001
Фарерские о-ва. 1 211 - 75 4 85 88 -
Гренландия 2 870 39 - 1 39 46 -
Финляндия 1 034 3 10 - 83 1 407 5 215
Исландия 3 273 107 106 74 - 681 1 018
Норвегия 5 060 64 44 759 285 - 7 372
Швеция 7 312 32 73 4 660 456 13 409 -
Страны Балтийского региона 4 507 12 8 6 784 1 421 8 021 4 130
Польша 17 053 67 70 1 137 7 776 28 593 13 837
Другие страны Европы 44 224 212 251 17 563 3 774 31 224 51 236
Америка 10 364 46 53 2 342 868 6 030 10 527
Африка 3 580 48 2 4 324 193 7 936 18 802
Азия 19 948 37 53 10 211 989 22 017 60 342
Океания 1 844 13 6 406 60 810 1 384
Не известно 521 1 20 396 11 1 001 1 243
ВСЕГО 122 801 1 812 2 885 49 020 17 759 125 782 184 489
в новое сообщество. По мнению некоторых исследователей, растущее число иммигрантов угрожает безработицей. Лица иностранного происхождения представляют серьезную конкуренцию на рынке труда, отбирая у населения рабочие места. Но самым важным фактором интеграции переселенцев является нагрузка на систему социального обеспечения, поскольку общества благосостояния рассматриваемых стран основаны на принципах эгалитаризма. Эти принципы предполагают равные возможности для коренного населения и приезжих в получении социальных благ. В период рабочей миграции 1960-х годов иностранные граждане исправно платили налоги, которые приносили в казну значительные средства. Сегодня ситуация изменилась. Так, например, в 1970 году Швеция получила 6 млн крон от налогов, взимаемых с иммигрантов. В настоящее время сумма выплат пособий иностранным гражданам в связи с безработицей и в виде социальной помощи составляет 20 млн крон ежегодно [4].
Политика любого государства в области миграции должна максимально учитывать количественные ориентиры. Эти данные дают возможность определить цели и направления по регулированию миграционных потоков, оценить результаты предпринимаемых шагов, обосновать материальные затраты государства. В каждой стране Северной Европы существует своя система сбора, анализа и оценки данных по миграции, которая основывается на специфических пространственно-временных критериях и соответствующих законодательных актах. Такие системы обусловлены целым рядом конкретно-исторических причин экономического и политического порядка.
Эффективность функционирования систем сбора данных по миграции населения оценивается по ряду критериев: доступность различных источников, применяемые на практике учетные категории мигрантов, степень отражения проблемы в национальной законодательной базе, объем и структура анализируемой информации и т. д. [1]. Система, применяемая в странах Северной Европы, является одной из эффективных методик сбора данных о миграции. Эта система основана на так называемых централизованных регистрах населения, которые ведут учет миграции в государстве. Регистры в своей
деятельности опираются на разработанную и постоянно обновляемую законодательную базу, сотрудничество между статистическими и административными органами. Центральные регистры населения в Дании, Норвегии, Финляндии и Швеции были учреждены в период с 1964 по 1969 год, и уже с начала 1970-х годов их данные используются для статистики. История становления регистров, а также исторически сложившиеся тесные связи внутри региона подтолкнули правительства данных государств к организации совместного использования информационных ресурсов регистров Северных стран.
Данные Центральных регистров населения в Швеции (Registret over totalbefolkningen) и Дании (Det Centrale Person Register, Central Population register), Иммиграционного управления Норвегии (Directorate of Immigration), Управления по иммиграции в Финляндии являются источником для статистического изучения населения. Работа регистров ведется в настоящее время на двух уровнях: общем и муниципальном [6].
Центральный регистр с местными офисами гражданской регистрации включает базовый объединяющий показатель — PIN-код. Данные регистра используются во всех административных целях: выборы, налоги, здравоохранение, образование. В регистре учитываются иммиграция и эмиграция, иностранное население по гражданству и месту рождения. Иммигранты оформляются в регистре, прожив в стране более года.
Современная форма регистров населения онлайн в Скандинавских странах и Финляндии предоставляет новые возможности для исследования процесса миграции. Накапливаемые данные позволяют получать информацию о целых поколениях мигрантов. Помимо регистров, непосредственно собирающих информацию о переселенцах, используются и другие источники информации. Повсеместно практикуется такая распространенная форма получения данных, как анкетирование. В последнее время проводятся исследования по отдельным группам мигрантов (например, уточняется число мигрантов-учащихся и т. д.) [4].
В странах Северной Европы еще раньше, чем в Европейском союзе, возникла необходимость
свободного передвижения трудовых ресурсов в регионе. С 1954 года здесь функционирует общескандинавский рынок труда, охватывающий в настоящее время все пять стран региона. Его жители имеют право работать в любой из Скандинавских стран без получения предварительного разрешения от властей. Центром «притяжения» на этом рынке труда и главным импортером рабочей силы, безусловно, является Швеция.
Королевство Швеция предоставило иностранным работникам право свободного передвижения с 1 мая 2004 года (после расширения ЕС), в то время как другие страны приняли различные правила временного регулирования. Исландия и Финляндия отменили данное регулирование с 1 мая 2006 года. Дания и Норвегия сохраняют свою либеральную направленность, обеспечивая право иностранцев на получение вида на жительство и социальное обеспечение, если они смогли найти здесь работу [2].
Резкое увеличение количества иммигрантов, рост числа беженцев среди них привели к напряженности в области иммиграционной политики. Механизмы, действовавшие в условиях относительно небольших потоков иммиграции, перестали быть эффективными. Начиная с 1970-х годов политика Северных государств по отношению к иммигрантам становится все более ограничительной. В настоящее время страны принимают только беженцев и въезжающих для с воссоединения с семьей.
Несмотря на все усилия правительств, проблемы иммигрантов все более волнуют рядовых избирателей, растут националистические настроения. Партии, провозглашающие националистические лозунги, становятся все более популярными. Подобные партии - Партия прогресса (Норвегия), Датская народная партия - не только представлены в парламенте, но и имеют успех у избирателей. Например, Партия прогресса на выборах 2005 года увеличила число мандатов с 26 до 38. В Швеции националистические партии пока не так сильны и не представлены в парламенте. Партия «Шведские демократы» не преодолела 4%-й барьер на парламентских выборах 2006 года, хотя добилась значительных успехов, набрав 3 % голосов, а на муниципальных выборах в некоторых коммунах - до 20 %, что очень настораживает общественность
и политиков [3]. В Швеции националистические настроения выражены гораздо слабее, чем в других Северных государствах, по крайней мере, они не проявляются столь открыто.
Таким образом, хотя страны Северной Европы имеют множество общих проблем в сфере иммиграционной политики, в каждой из них существуют свои собственные. Это связано не только с малочисленностью населения таких стран, как Норвегия, Дания, Финляндия, Исландия, по сравнению со Швецией, но и с различием политических культур, исторических традиций в государствах, расстановкой там политических сил. Стремление к компромиссу, сохранение нейтралитета у шведов, являющиеся отражением длительного периода неучастия в войнах и благосостояния, наложили отпечаток и на иммиграционную политику. Различные программы, широко обсуждаемые и принимаемые властями, доказывают, что шведы хотят найти правильное решение сложной проблемы и избежать открытой конфронтации. Стремление к воспитанию терпимости, уважения по отношению к приезжающим прослеживалось уже в ранних программах по иммиграционной политике. События, связанные с опубликованием карикатур на пророка Мухаммеда, свидетельствуют о различии взглядов простых людей и политиков в Северных государствах. Лишь в Швеции эти карикатуры не были перепечатаны центральными газетами. Только небольшая газета националистической партии «Шведские демократы» осмелилась на это, да и то не на первых страницах своего издания. Это пример гражданской толерантности, поведения людей, не желающих конфликта в стране, где проживает большое число выходцев из мусульманских стран.
Все Северные страны приняли программы, нацеленные на интеграцию иностранцев в свои общества. В отличие от большинства стран Западной Европы иммигранты, прожившие в странах Северной Европы от трех до пяти лет, имеют право голоса на коммунальных выборах, а в Норвегии, Швеции - и на региональных выборах. Эти законы были приняты уже в конце 70-х - начале 80-х годов XX века. Однако отметим, что своими политическими правами иммигранты пользуются недостаточно активно. Их гораздо реже можно увидеть
у избирательных урн, чем коренных жителей, да и число тех, кто приходит на выборы, год от года уменьшается. В Норвегии, например, в выборах участвуют 59,3 % норвежцев и только 41 % иностранных граждан. В Швеции иммигранты получили право на участие в выборах в 1976 году; тогда на выборы пришли 60 %, а через 20 лет лишь 40 % переселенцев. В выборах 2002 года участвовало 79 % местного населения и всего лишь 35 % иностранного [4]. Это, по-видимому, объясняется изменением контингента переселенцев. Они испытывают определенное разочарование в возможностях действенного использования своих политических прав. Ухудшение экономического положения, безработица, зависимость иммигрантов от социальных пособий и степень их политического участия оказывают важнейшее влияние на интеграцию переселенцев в общество принявших их стран.
Швецию можно отнести к европейским странам, лидирующим по показателям эффективности осуществления социальной политики в отношении мигрантов. Если в 1950-х годах страна не имела никакой официальной политики в отношении переселенцев, считалось, что иммигранты из Скандинавских стран с подобной культурой ассимилируются автоматически, то в 1975 году шведский парламент одобрил политику интеграции. Главной причиной стала необходимость решения проблем, связанных с трудовыми мигрантами из стран Южной Европы. Это была радикальная перестройка, определившая переход от политики невмешательства к новой политике, сконцентрированной на трех основных направлениях: равенстве, свободе выбора и сотрудничестве. Иммигранты, постоянно проживающие в стране, должны были пользоваться теми же правами, что и граждане Швеции, включая доступ к системе социального обеспечения. Они получили право решать, что для них важнее - ассимилироваться или сохранить свою самобытную культуру. Подразумевалась целенаправленная поддержка родного языка переселившихся детей. Но все это не должно было противоречить основным шведским ценностям и нормам сотрудничества. Иммигранты получили право на участие в голосовании на местных и окружных выборах.
Концепция разнообразия была введена в 1990-х годах, поскольку интеграция рассматривалась уже не как односторонний процесс включения иммигрантов в жизнь общества, а как процесс взаимного приспособления и адаптации переселенческих меньшинств и господствующих этнических шведов [3].
В настоящее время вопросы иммиграции являются одними из самых актуальных и обсуждаемых в Швеции. Тема иммиграции включает широкий спектр проблем: иммиграционная политика и законодательство, интеграция иммигрантов в общество, положение иммигрантов в современной Швеции, экономические последствия иммиграции.
В Норвегии интеграционная политика строится на принципе развития мультикультурного общества, где деятельность иммигрантов в жизни страны основана на общепринятых условиях и обязательствах для всех граждан государства. Главными направлениями политики интеграции переселенцев являются создание условий для получения иммигрантами образования (изучение норвежского языка, повышение профессиональной квалификации) и предотвращение расовой дискриминации, борьба с расизмом.
Ежегодно Статистическое бюро Норвегии проводит исследование, направленное на выявление отношения местного населения к приезжим и иммиграционной политике. По данным 2008 года, 78 % опрошенных утверждают, что иммигрантам должны быть предоставлены такие же условия для трудоустройства, как и остальным гражданам; 54 % считают, что переселенцы насыщают культурную жизнь страны (процент согласных с данным утверждением в Финляндии и Швеции выше). Шестеро из десяти опрошенных согласились с тем, что многие иммигранты злоупотребляют системой социальных пособий. 38 % участвующих в опросе признают переселенцев источником угрозы в обществе. Около половины опрошенных среди коренного населения считают, что необходимо провести ряд мер по ограничению потоков иммиграции [4].
В Дании стратегию интеграции определяет тенденция сохранения культурной однородности общества, основанной на процессе ассимиляции переселенцев. Такая политика
включения мигрантов в общество определяется их отказом от своих отличительных лингвистических, культурных и социальных характеристик, стремлением стать неотличимыми от большинства населения. Правительство Дании стремится к созданию благоприятных условий для индивидуальной адаптации, преобразования культуры, ценностей через настойчивость в использовании доминирующего языка и обучение в школах детей мигрантов.
Интеграция переселенцев, особенно беженцев и мигрантов по линии воссоединения семей, является одной из основных политических задач в отношении иммигрантов. Ее решение осуществляется путем различных мероприятий и программ, которые направлены на повышение уровня образования и профессиональной квалификации переселенцев, а также на изучение ими датского языка. Программа ассимиляции иммигрантов в Дании до 1999 года была предназначена только для беженцев и рассчитана на срок до 18 месяцев. Позже ее продолжительность увеличилась до трех лет, а число участников пополнили также члены семей беженцев, прибывших в страну. Кроме того, для вновь прибывших по линии воссоединения семей были организованы бесплатные курсы датского языка. Для повышения приоритетности программ интеграции правительство Дании вменило в обязанность муниципалитетам реализацию данных мероприятий на местном уровне. В 2001 году государство выделило на эти цели около 2500 млн датских крон [3].
В марте 2002 года правительством Дании была принята новая программа «По направлению к новой политике интеграции». Основные цели программы [4]:
♦ экономическая занятость и независимость иммигрантов и беженцев;
♦ повышение уровня образования и профессиональной квалификации и обучение датскому языку новых граждан Дании;
♦ увеличение активности иностранцев в демократической и политической жизни государства;
♦ развитие взаимодействия и взаимопонимания между этническими меньшинствами и датчанами.
Программа ассимиляции также предполагает формирование общей социальной политики
в отношении иммигрантов. Иностранцы, получившие разрешение на постоянное пребывание в стране, приобретают гражданские и социальные права, но в отличие от датчан они ограничены в политических правах. Например, переселенец не имеет права участвовать в национальных выборах и всенародных референдумах.
В Финляндии в соответствии с законодательством политика интеграции основана на праве участия иностранцев, которые пребывают в стране законно и постоянно, в экономической, политической и социальной жизни общества. Правительственная программа 1997 года является трехуровневой моделью формирования политики интеграции, включающей в себя национальную, муниципальную и индивидуальную политику интеграции. Национальная программа интеграции - решение вопросов иммиграционной и интеграционной политики; муниципальная - формулирование целей, мер, изыскание ресурсов, оказание помощи в области интеграции иностранцев; индивидуальная — курсы финского языка, повышение профессиональной квалификации, помощь в трудоустройстве (в ее основе лежит тенденция к экономической независимости иммигрантов).
Закон об интеграции иммигрантов, вступивший в силу в 1999 году, - это главный документ, содержащий основные направления интеграционной политики Финляндии. Следует отметить, что эта политика государства в известной мере противоречива. В Законе об интеграции главенствует принцип мультикультурализма, но на практике основной тенденцией является приобщение иностранцев к финской культуре, т. е. процесс ассимиляции [2].
Создание равноправного мультикультур-ного общества сегодня едва ли не самая большая проблема в странах Запада. Интеграция иммигрантов - актуальнейшая задача политической жизни. Важные направления миграционной политики стран Северной Европы: предоставление помощи нуждающимся в защите; внедрение в общество идей, связанных с доброжелательным и положительным отношением к иностранцам; устранение всевозможных предрассудков. Все это должно способствовать улучшению не только социально-политической
обстановки (снижению преступности, росту числа трудоспособного населения, повышению уровня образования иммигрантов), но и экономической: поможет привлечь больше иностранных инвестиций, предотвратить утечку из стран капитала и крупных производств,
что часто связано с высокими налогами в этих государствах. Таким образом, приток иммигрантов способствует росту производства и повышению занятости населения, что делает «страх перед иностранцами» необоснованным.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Билсборроу, Р.Е. Статистика международной миграции: рекомендации по совершенствованию системы сбора данных [Текст] / Р.Е. Билсборроу, Г. Хьюго, А.С. Обераи, Х. Злотник. - М., 1999. - 157 с.
2. Денисенко, М.Б. Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада [Текст] / М.Б. Денисенко, О.А. Хараева, О.С. Чудиновских. — М., 2003. - 543 с.
3. Северная Европа. Регион нового развития [Текст] / под ред. Ю.С. Дерябина, Н.М. Антюши-ной. - М., 2008. - 325 с.
4. Ederlund, L. From immigration policy to integration policy [Text] / L. Ederlund. — Stockholm, 2007. - 53 p.
5. Nordic Statistical Yearbook [Text]. - 2009. -250 p.
6. Register-based Statistics in the Nordic Countries — Documentation of Best Practices [Text]. Paper prepared by Harald Utne, Meeting on Population and Housing Censuses Organized in Cooperation with UNFPA. — Geneva, 12-16 December 2005. 45-83 p.
УДК 17.033.+316.344.42+316.422
И.Н. Протасенко
СОВРЕМЕННЫЙ БОНАПАРТИЗМ В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМНОЙ ЭКОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ТРАНСФОРМАЦИЙ
Никакая социальная структура сама себя не меняет и не сохраняет. И то, и другое делает политика.
А.М. Пятигорский
Целью статьи является анализ проблем системной экологии общественно-политических трансформаций, связанных с ролью властной элиты. Системная экология общественно-политических изменений - это знание, связанное, как нам представляется, с корректировкой, реабилитацией или даже реанимацией социальной ткани. Как и всякое знание, этот инструмент амбивалентен в отношении Добра и Зла. Важными вопросами являются: кто, почему и во имя чего использует данный ресурс в ходе социальных трансформаций? Ответ на них требует социально-философского анализа сущего и должного в
процессах социально-политических изменений.
Сложность заключается в том, что роль элиты в любых социальных преобразованиях трудно переоценить, особенно когда осуществляются радикальные социально-политические изменения, тем более изменения, инициированные сверху. Как точно подметил C. Lord, «никакие режимы, ни их социальная практика не могут быть поняты без обращения должного внимания на элиты, на то, что в значительной степени их контролирует и определяет» [11, с. 50].
Специалисты, анализируя положение в России, ситуацию во власти, обращают внимание