ка, отражающих их значимость для достижения целей проекта; результаты статистического анализа риска, анализа чувствительности и глобального анализа риска принятия проекта; рекомендуемые стратегии снижения риска в каждой сфере деятельности, связанной с реализацией проекта; перечень процедур, обеспечивающих мониторинг рисков предпринимательского проекта.
А. С. Матвеевская
Региональные особенности миграционной политики
в Северной Европе
Одним из важнейших факторов экономического и социального развития всех регионов мира во второй половине XX в. стала миграция населения. Растущая и принимающая всё новые формы современная миграция - результат усиливающейся глобализации. Межнациональные конфликты, распад Советского Союза как следствие значительных перемен в социально-политическом устройстве стран Восточной Европы также влекут за собой резкое увеличение миграционных потоков.
Скандинавские страны (Швеция, Дания, Норвегия, Исландия) и Финляндия - высокоразвитый регион с отлаженной системой социальной защиты, привлекают внимание людей, которые ищут новые места проживания в надежде обрести мир, работу и социальный комфорт. За последние десятилетия регион Северной Европы вошёл в число европейских, а в ряде случаев и мировых лидеров по многим показателям: по уровню развития экономики, конкурентоспособности, информационных технологий, науки и образования, демократических институтов, социальной и правовой обеспеченности населения, борьбы против коррупции, отсутствию криминализации общества.
В настоящее время общее количество населения стран данного региона составляет 25,4 млн человек, или 0,4 % населения мира. Основываясь на данных Центрального статистического бюро, в Норвегии сегодня проживает около 4 % человек с иностранными корнями, большая часть которых из неевропейских стран. В Дании лица иностранного происхождения составляют около 8,4 % всего населения, в Швеции их больше 12 %. Самый маленький показатель иммигрантов в Финляндии - 1,9 %, это самый низкий показатель в странах ЕС.
Стремительные перемены в составе населения привели к затруднениям во взаимопонимании местного населения и иммигрантов. Процесс интеграции переселенцев становится все более актуальным вопросом в иммиграционной политике северных стран.
179
Значительное количество иммигрантов, которым государства из практических соображений предоставляют недорогое жилье в определенных городских районах и пригородах, живет своими общинами и практически не общается с местным населением. Неудивительно, что многим из них так и не удается интегрироваться в общества стран с их устойчивыми традициями.
Характер иммиграции изменился: если в середине прошлого столетия превалировала иммиграция рабочей силы, то в последнее время в основном это беженцы, ищущие защиты от катаклизмов, происходящих на их родине. Перемена привычной жизни, низкий уровень образования, трудности с трудоустройством осложняют процесс интеграции переселенцев в новое сообщество. Но самым важным фактором интеграции иммигрантов является нагрузка на систему социального обеспечения, поскольку общества благосостояния рассматриваемых стран основаны на принципах эгалитаризма.
Политика любого государства в области миграции должна максимально учитывать количественные ориентиры. Эти данные дают возможность определить цели и направления по регулированию миграционными потоками, а также оценить результат работы предпринимаемых шагов, обосновать затраты.
Одной из эффективных методик сбора данных о миграции является система Северной Европы. Основа такой системы состоит в так называемых централизованных регистрах населения, которые ведут учет миграции в государстве. Функционирование регистров опирается на разработанную и постоянно обновляемую законодательную базу, сотрудничество между статистическими и административными органами. Формирование данных регистров населения началось относительно давно. Центральные регистры населения в Дании, Норвегии, Финляндии и Швеции были учреждены в период с 1964 по 1969 г., и уже с начала 1970-х гг. данные регистров используются как источник статистики населения. История становления регистров, а также тесные исторически сложившиеся связи внутри региона подтолкнули правительства данных государств к организации уникальной практики совместного использования информационных ресурсов регистров этих стран.
С расширением Европейского Союза 1 мая 2004 г. количество стран данного региона составило 28 государств, что явилось важной вехой в области европейской политики рынка труда. Такое расширение, особенно из стран Центральной и Восточной Европы, гарантировало населению из новых государств-членов свободу передвижения и поиск работы в других государствах ЕС. Скандинавским предприятиям данное решение дало возможность открытия
новых рынков, а также каналов для вербовки рабочей силы.
180
В странах Северной Европы ещё раньше, чем в Европейском Союзе, ощутили необходимость свободного передвижения трудовых ресурсов в регионе. С 1954 г. здесь функционирует «Общескандинавский рынок труда», охватывающий в настоящее время все пять стран региона. Его жители имеют право работать в любой скандинавской стране без получения предварительного разрешения от властей. Центром «притяжения» на этом рынке труда и главным импортером рабочей силы, безусловно, является Швеция.
Межпарламентский Северный совет, а также Совет Министров северных стран обеспечивают сотрудничество и продвижение интеграционного процесса между Северными странами, благодаря чему граждане северных государств могут беспрепятственно путешествовать по всему этому региону и наниматься на работу без специального на это разрешения, причем им предоставляются такие же социальные льготы, которыми обладают граждане той или иной страны. Хотя при данном сотрудничестве каждая из северных стран сохраняет в полной мере своей суверенитет.
Резкое увеличение числа иммигрантов, рост среди них удельного веса беженцев привел к напряженности в области иммиграционной политики. Механизмы, действовавшие в условиях относительно небольших потоков иммиграции, перестают быть эффективными. Начиная с 70-х гг. прошлого века политика Северных государств по отношению к иммигрантам становится все более ограниченной. В настоящее время въезд в страну разрешен только для беженцев и для въезжающих в связи с воссоединением семей.
Несмотря на все усилия правительств, проблемы иммигрантов все более волнуют рядовых избирателей, растут националистические настроения, партии, провозглашающие националистические лозунги, становятся все более популярными. Особенно это касается Дании и Норвегии, где подобные партии (партия прогресса Норвегии и народная партия Дании) не только представлены в парламенте, но имеют успех у избирателей. Принцип невмешательства по отношению к межэтнической интеграции - отличительная особенность программ политических партий Швеции. Тем не менее на выборах в Риксдаг 19 сентября 2010 г. впервые за всю историю государства, преодолев 5-процентный порог, прошла партия Шведские демократы («Sveriges demokraterna»). Политическая программа партии пропагандирует резко отрицательное отношение к иммигрантам, а ее главный лозунг гласит сокращение мусульманской иммиграции на 90 %.
Все северные страны приняли программы, нацеленные на интеграцию иностранцев в свои общества. В отличие от большинства стран Западной Европы иммигранты, прожившие в Северной Европе от трех до пяти лет в стране, имеют право голоса на коммуналь-
181
ных выборах, а в Норвегии и Швеции и на региональных выборах. Эти законы были приняты уже в конце 70-х - начале 80-х гг. XX в. Однако отметим, что возможность политического участия иммигранты используют недостаточно. Они гораздо реже приходят к избирательным урнам, чем местные жители, да и число тех, кто приходит на выборы, год от года уменьшается. Так, например, в Норвегии, 59,3 % норвежцев участвуют в выборах, и только 41 % иностранных граждан. В Швеции право участия иммигрантов в выборах существовало уже в 1976 г., тогда на выборы пришли 60 %, а через 30 лет лишь 40 %. Выборы 2002 г. зафиксировали 79 % местного населения и всего лишь 35 % - иностранного. Это, по-видимому, объясняется изменением контингента переселенцев, испытывающих определенное разочарование в возможностях действенного использования своих политических прав для изменения положения дел и судеб. Ухудшение экономического положения, безработица, зависимость иммигрантов от социальных пособий и степень их политического участия оказывают важнейшее влияние на интеграцию переселенцев в общество принявших их стран.
Вопрос о создании равноправного мультикультурного общества на сегодняшний день является едва ли не самым труднорешаемым в странах Запада. Общества с единой национальной культурой -явление прошлого, проблемы интеграции иммигрантов - актуальнейшая задача политической жизни.
М. Н. Наливкина
Источники правового регулирования туристской деятельности
В юридической литературе справедливо отмечается, что процесс формирования российского национального законодательства в сфере туризма, по существу, только начинается. И это действительно так, поскольку Россия лишь сравнительно недавно стала вообще активно приводить свое законодательство в соответствие с общепринятыми международно-правовыми нормами, основываясь на положениях ч.4 ст. 15 Конституции Российской Федерации.
Рассмотрим и проанализируем источники правового регулирования туристской деятельности.
1. Правовая база в сфере туристической деятельности в Российской Федерации основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации. Среди них выделим те, которые достаточно тесно связаны со сферой туризма. В ст. 7 Конституции РФ говорится: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие челове-
182