Научная статья на тему 'СЕВЕР КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ В ТВОРЧЕСТВЕ А.Н. КРИВОШАПКИНА'

СЕВЕР КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ В ТВОРЧЕСТВЕ А.Н. КРИВОШАПКИНА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
север / северный текст / литература малочисленных народов Севера / природа и цивилизация / North / the Northern text / the literature of small peoples of the North / nature and civilization

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бурцева Ж.В.

Данная статья посвящена исследованию севера как географического и художественного образа, обусловленного ментальной спецификой носителей культуры, как национальной картины мира, на материале творчества известного эвенского писателя А.Н. Кривошапкина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NORTH AS A WAY OF LIFE IN THE WORKS OF A.N. KRIVOSHAPKIN

This article is devoted to the study of the North as a geographical and artistic image, due to the mental specificity of the culture media, as a national picture of the world, of art even well-known writer A.N. Krivoshapkin.

Текст научной работы на тему «СЕВЕР КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ В ТВОРЧЕСТВЕ А.Н. КРИВОШАПКИНА»

36

The scientific heritage No 16 (16),2017

PHILOLOGICAL SCIENCES

СЕВЕР КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ В ТВОРЧЕСТВЕ А.Н. КРИВОШАПКИНА

Бурцева Ж.В.

Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской Академии наук, сектор литературоведения, старший научный сотрудник,

кандидат филологических наук

NORTH AS A WAY OF LIFE IN THE WORKS OF A.N. KRIVOSHAPKIN

Burtseva Zh.V.

The Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North

Russian Academy of Sciences Siberian Branch, PhD in Philology, Research Fellow.

Аннотация

Данная статья посвящена исследованию севера как географического и художественного образа, обусловленного ментальной спецификой носителей культуры, как национальной картины мира, на материале творчества известного эвенского писателя А.Н. Кривошапкина. Abstract

This article is devoted to the study of the North as a geographical and artistic image, due to the mental specificity of the culture media, as a national picture of the world, of art even well-known writer A. N. Krivoshapkin.

Ключевые слова: север, северный текст, литература малочисленных народов Севера, природа и цивилизация.

Keywords: North, the Northern text, the literature of small peoples of the North, nature and civilization.

Литература малочисленных народов Севера Якутии сама по себе является уникальным явлением мировой культуры, поскольку создается на исчезающих языках, так и в аспекте культурного и цивилизационного пограничья на русском языке. Под литературой малочисленных народов Севера понимается множество своеобразных художественных систем, имеющих в своей основе как различные культурно-мировоззренческие, историко-соци-альные, историко-генетические корни, так и территориальное, контактно-типологическое, этноментальное единство. Доминантной моделью универсального характера в этом смысле может выступать исследование северного текста как культурного пространства в целом, обладающего как сложной многосоставной структурой, так и целостностью, общим смысловым ядром.

В рамках данной статьи мы хотим раскрыть некоторые особенности творчества А.Н. Кривошап-кина, известного эвенского писателя, художественный мир которого строится на поиске гармоничной модели бытия человека и севера. В основе его произведений, как неоднократно подчеркивали критики, лежит национальный образ мира. Именно он является организующим и сюжетообразующим стержнем как одного конкретного произведения, так и всего творчества в целом.

Для осмысления болевых точек, автор обращается к таким культурологическим дихотомиям, как природа и цивилизация, природа и человек, естественность традиционной культуры и пагубность современного общества. Основной конфликт автор видит в утрате былой связи человека с природой, в том, что племена северных этносов постепенно забывают свою органичность с естественной средой

обитания. «Родимые пятна цивилизации - пьянство, алкоголизм, социальные болезни, безработица, угроза полного исчезновения родного языка и самобытной традиционной культуры» [3, с. 6]. Изображение разрушительного влияния цивилизации как на саму природу, так и на культуру северных народов является важным аспектом творчества А.Н. Кривошапкина.

При этом автор подчеркивает иерархию этих отношений, что человек подчинен силам природы, и от него требуется невероятная сила духа и осознание своих корней, чтобы выжить в северных условиях.

Как ты жил, мой народ? Как ты выжил - здесь, В белой мгле, в голубом аду? Всем смертям вопреки, Всем врагам назло. Как в столетьях выстоять мог? («Мой народ») [4, с. 53] Сам писатель родился в тундре, поэтому органическая связь с природой впитана им с детства, с традициями далеких предков. Север - это не просто среда обитания, а суровое место для испытания и выживания избранных людей, имеющее свои правила и законы. Природа здесь требует от человека почитание к ее первозданной чистоте и признание своей власти, что является базисным для осмысления сущности северной литературы.

Миф как форма художественного сознания пронизывает все творчество писателя. Так, в повести «Уямканы идут на север» [5], романах «Золотой олень»[1], «Кочевье длиною в жизнь»[2], «Оленные люди»[3] и других центральной мифологемой явля-

The scientific heritage No 16 (16),2017 ется образ оленя. Олень - очень древний священный символ для северных народов, олицетворяющий источник жизни, силу и благородство, отвагу и чистоту. «Олень для эвена и других северных этносов - это основа жизни. Без оленя они никто. Без оленя они исчезнут как этносы. Тысячу раз правы те, кто считал и считает, что олень - пища, одежда и жилище для северянина. Другого такого животного, как олень, по степени жизненной необходимости и пользы не существует» [3, с. 5].

Мифопоэтическая природа произведений сочетает в себе два аспекта: диахронический и синхронический, при этом рассказ о прошлом становится средством объяснения и познания настоящего. В романе «Золотой олень» поднимаются проблемы нравственности, возрождения традиций, судьбы будущих поколений, экологии, бережного отношения к природе. Писатель создает контраст между современным обществом, его ценностями и главным героем Айняри, возвышающимся над трагическими противоречиями времени. Рисуя образ благородного белого оленя Гялтане как полноправного сознательного героя романа, тонко раскрывая его внутренний мир, психологию, красоту, автор задает вопрос своему современнику: «Продолжится ли род Гялтаня и будет ли он согревать жизнь будущих поколений эвенов?!»[1, с.450]

Важнейшей характеристикой северного текста литературы малочисленных народов Севера Якутии является мифопоэтичность художественного пространства, притчеобразность, создание своей оригинальной системы мифологем, интерпретация таких фольклорных и этнических пластов национального сознания, где еще живы элементы мифологического миросозерцания.

Художественная картина мира, заключенная в том или ином региональном литературном сверхтексте, включает в себя совокупность ландшафтных характеристик, пейзажных образов, специфику индивидуально-авторского я, аспектов категории пространства и времени, движения, этноментальных особенностей. Отражая своеобразие менталитета региона текст связан с одной стороны, с индивидуально-авторским, субъективно-личностным образом мира, а с другой с общенациональной картиной мира.

Концептуализация образов северного текста неразрывно связана с географическими и климатическими особенностями арктической цивилизации в историческом, геопоэтическом, антропологическом, философско-эстетическом, культурогенном отношении, и доминирующие черты этих образов имеют символическое осмысление.

Значимость понятия «север» в северной литературе Якутии заключается не только в географических, территориальных границах, но в большей степени в символических смыслах, заложенных еще в историко-культурной памяти народа.

Таким образом, в центре внимания творчества А.Н. Кривошапкина находится сама личность северного человека, его внутренний мир, различные культурно-социальные противоречия, поскольку разрыв человека с природой неминуемо приводит к социальным катаклизмам.

В целом, северный текст в современной гуманитарной науке исследуется в широком контексте, во всех семиотических системах, творениях материальной и духовной культуры народа, т.е как вся совокупность порожденных Севером или связанных с ним явлений духовной и культурно-исторической жизни. Поэтому предметом анализа может быть изобразительное и сценическое искусство, кинематограф и другие сферы культуры. Одним из перспективных направлений в этом аспекте считается привлечение нового «северного текста», который позволит наметить более широкие возможности сравнительно-исторического и типологического исследования.

Список литературы

1. Кривошапкин А.Н. Золотой олень. Якутск : Кн. изд-во, 1990. 455 с.

2. Кривошапкин А.Н. Кочевье длиною в жизнь. Якутск: Бичик, 2000. 332 с.

3. Кривошапкин А.Н. Оленные люди. Якутск: Бичик, 2013. 341 с.

4. Кривошапкин А.Н. Песни севера: Стихи. Якутск: Бичик, 1995. 79 с.

5. Кривошапкин А.Н. Уямканы идут на Север: Повесть / Пер. с эвен. В. Крупин // Полярная звезда, 1986. № 6. С. 14

АРХЕТИПЫ И ИХ ОБРАЗНЫЕ РЕАЛИЗАЦИИ В ПОЭЗИИ И.М. ГОГОЛЕВА

Ефремова Е.М.

научный сотрудник сектора литературоведения ИГИиПМНС СО РАН,

кандидат филологических наук

ARCHETYPES AND IMAGINATIVE IMPLEMENATION IN POETRY OF I.M. GOGOLEV

Efremova E.M.

researcher, study of literature, Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North Russian Academy of Sciences Siberian Branch

Аннотация

В статье намечаются предпосылки углубленного изучения творческого наследия народного поэта Якутии И.М. Гоголева (1930-1998) в аспекте проблем мифопоэтики. Поэтика мифа является характерной отличительной чертой индивидуально-авторского стиля писателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.