Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ТЕМАТИКИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А. КРИВОШАПКИНА'

НАЦИОНАЛЬНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ТЕМАТИКИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А. КРИВОШАПКИНА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
87
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. КРИВОШАПКИН / НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕМА / СЕВЕР / РОДНОЙ ЯЗЫК / ОБРАЗЫ / A. KRIVOSHAPKIN / NATIONAL THEME / NORTH / NATIVE LANGUAGE / IMAGES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Окорокова Варвара Борисовна, Семенова Валентина Григорьевна

В статье рассматриваются особенности тематики произведений Андрея Кривошапкина. Цель исследования - определить основную тему творчества эвенского писателя. В произведениях А. Кривошапкина поднимаются проблемы выживания этноса и сохранения родного языка. Основными героями его творчества выступают Олень и Эвен. Устанавливается, что главной темой писателя является жизнь родного народа. Научная новизна состоит в том, что впервые исследуется оригинальная тема творчества эвенского писателя и утверждается, что он, изображая особый мир эвена и его национальный характер, создает полнокровное изображение уклада жизни народов Арктики. В результате доказано, что А. Кривошапкин является транслятором национального духа, выразившим надежды и чаяния всех народов Севера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL DISTINCTIVENESS OF THEMES OF A. KRIVOSHAPKIN’S WORKS

The article considers peculiarities of themes of Andrey Krivoshapkin’s works. The study aims to identify the main theme in creative work of the Even writer. A. Krivoshapkin’s works tackle issues of the ethnic group’s survival and preservation of the native language. The main characters of his writings are the Deer and the Even. It is ascertained that the writer’s dominant theme is life of his people. The research is novel in that it is the first to study the original theme of the Even writer’s creative work and to state that depicting the special world of the Even and his national character, he creates a full-blooded portrayal of the Arctic peoples’ way of life. As a result, it is proved that A. Krivoshapkin is a communicator of the national spirit, who has expressed hopes and expectations of all the peoples of the North.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ТЕМАТИКИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А. КРИВОШАПКИНА»

ффотота Филологические науки. Вопросы теории и практики Philology. Theory & Practice

2021. Том 14. Выпуск 2. С. 322-327 | 2021. Volume 14. Issue 2. P. 322-327

ISSN 1997-2911 (print) Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): philology-journal.ru

RU

Национальное своеобразие тематики произведений А. Кривошапкина

Окорокова В. Б., Семенова В. Г.

Аннотация. В статье рассматриваются особенности тематики произведений Андрея Кривошапкина. Цель исследования - определить основную тему творчества эвенского писателя. В произведениях А. Кривошапкина поднимаются проблемы выживания этноса и сохранения родного языка. Основными героями его творчества выступают Олень и Эвен. Устанавливается, что главной темой писателя является жизнь родного народа. Научная новизна состоит в том, что впервые исследуется оригинальная тема творчества эвенского писателя и утверждается, что он, изображая особый мир эвена и его национальный характер, создает полнокровное изображение уклада жизни народов Арктики. В результате доказано, что А. Кривошапкин является транслятором национального духа, выразившим надежды и чаяния всех народов Севера.

EN

National Distinctiveness of Themes of A. Krivoshapkin's Works

Okorokova V. B., Semenova V. G.

Abstract. The article considers peculiarities of themes of Andrey Krivoshapkin's works. The study aims to identify the main theme in creative work of the Even writer. A. Krivoshapkin's works tackle issues of the ethnic group's survival and preservation of the native language. The main characters of his writings are the Deer and the Even. It is ascertained that the writer's dominant theme is life of his people. The research is novel in that it is the first to study the original theme of the Even writer's creative work and to state that depicting the special world of the Even and his national character, he creates a full-blooded portrayal of the Arctic peoples' way of life. As a result, it is proved that A. Krivoshapkin is a communicator of the national spirit, who has expressed hopes and expectations of all the peoples of the North.

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью освещения оригинальной национальной темы эвенского писателя А. Кривошапкина как одного из крупных писателей-северян, выражающего интересы и чаяния всех народов Арктики. Изучение тематического своеобразия произведений и художественного мастерства писателя Андрея Кривошапкина, внесшего большой вклад в развитие эвенской литературы, актуально для познания особенностей формирования и современного состояния национальных литератур России. А. Кривошапкин в начале своего творческого пути был известен как детский писатель, затем как поэт и прозаик издал сборники стихов и романы. Роман в эвенской литературе возник два десятилетия спустя после известных произведений Ю. Рытхэу, В. Санги, С. Курилова. На сегодняшний день А. Кривошапкин -автор десяти автобиографических, социально-психологических, исторических и этнографических романов. В данной статье рассматривается творчество А. Кривошапкина в ракурсе исследования тематической особенности творчества эвенского писателя.

Для достижения указанной цели исследования были поставлены следующие задачи: во-первых, рассмотреть идейно-тематическую направленность произведений писателей-северян, в том числе Андрея Кривошапкина; во-вторых, раскрыть тематический диапазон произведений писателя и выделить его главную тему; в-третьих, определить место и значение эвенского писателя как выдающейся личности и духовного лидера всех северных народов России.

Основными методами исследования явились культурно-исторический и герменевтический.

Теоретическая база. Впервые творчество А. Кривошапкина было рассмотрено в монографии Н. Н. Тобуро-кова «Андрей Кривошапкин. Очерк жизни и творчества» (1999), отличающейся серьезным методологическим подходом к проблеме литературного наследия писателя [12]. Значительной исследовательской работой является сборник статей «Эвенская литература» (2005), в который вошли статьи С. Петровой, Н. Тобурокова,

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/phil201022

© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https;//creativecommons.org/licenses/by/4.0/

В. Окороковой, посвященные идейно-тематическим аспектам произведений Андрея Кривошапкина [15]. Основными источниками послужили художественные произведения, статьи писателя, а также труды российских и якутских литературоведов А. Б. Есина, В. Е. Хализева, О. И. Федотова, Н. Н. Тобурокова, В. Г. Белолюб-ской и др. К исследованию привлекались материалы критики, публицистики.

Практическая значимость исследования заключается в том, что отдельные его положения могут быть применены для сохранения культурно-исторического наследия народов Севера, укрепления культурной памяти этноса. Материалы исследования могут быть использованы в вузах гуманитарного направления при изучении спецкурсов и спецсеминаров по практическому и сравнительному литературоведению, истории литератур народов Севера. Полученные данные могут найти применение в процессе учебно-методической деятельности при создании учебников, учебных пособий по истории национальных литератур народов Российской Федерации.

Художественное отражение действительности в литературах народов Севера

Тема в литературе имеет релевантное значение, являясь, по мнению исследователей, ведущей мыслью, основным замыслом, главным содержательным моментом художественного произведения. По определению А. Б. Есина, под темой следует понимать объект художественного отражения, те жизненные характеры и ситуации, которые как бы переходят из реальной действительности в художественное произведение и образуют объективную сторону его содержания [3, с. 34-35]. В. Е. Хализев рассматривает художественную тематику как совокупность трех начал: «Во-первых, онтологические и антропологические универсалии, во-вторых, локальные (порой весьма масштабные) культурно-исторические явления, в-третьих - феномены индивидуальной жизни (прежде всего - авторской) в их самоценности» [14, с. 42]. Художественная тема как историческая категория у писателей-северян тесно связана с окружающей действительностью. Так, юкагирский писатель Г. Н. Курилов-Улуро Адо неоднократно в своих выступлениях заявлял, что критики упрекают его в узости тематики произведений, но он упорно твердил, что где бы он ни находился и ни жил, родная тундра -его единственная тема и вечная любовь.

Эвенский прозаик и поэт Андрей Кривошапкин также был знаком с такими нападками. Он пишет: «Недавно один корреспондент в своей достаточно язвительной публикации о работе очередного пленарного Государственного Собрания РС(Я) упомянул в числе других и обо мне и, в частности, подчеркнул, что какой бы вопрос не обсуждался, "у него всегда одна-единственная тема о коренных малочисленных народах Севера"» [5, с. 99-100]. Тут писатель дает эмоциональную отповедь журналисту, отмечая, что в этих словах нет огульного охаивания его работы, наоборот, выделяется его заслуга: «Ну что ж... Ей-богу, хороший пассаж. Возможно, тот корреспондент хотел меня уколоть, но поневоле озвучил общественное признание моих постоянных усилий по защите интересов и прав многострадальных коренных малочисленных народов Севера. За это, конечно, признателен. Я ведь в начале 1990 года пошел в большую политику с одной-единственной целью - встать на защиту северных народов и повернуть государственную власть лицом к проблемам моих сородичей. С тех пор неуклонно шел и иду по этому трудному пути. Стало быть, раз корреспондент заметил это, иду я правильным путем. Что касается самой "темы", то скажу вот что. Нет, это не "одна-единственная тема". на всех уровнях жизни северян имеются многие трудноразрешимые проблемы коренных малочисленных народов Севера» [Там же, с. 100].

У народного депутата трех созывов Государственного Собрания Республики Саха и народного писателя Якутии А. В. Кривошапкина все виды его деятельности, начиная с государственной, общественной работы и заканчивая художественным творчеством, всегда были тесно взаимосвязаны. Он посвятил всю свою жизнь служению народам Крайнего Севера. Тема жизни народа и его проблемы всегда волновали писателя и стали основным содержанием всех его произведений различного жанра.

«В жизни А. Кривошапкина были облитые солнцем большие города, чужие просторы, лавины радости и грусти, но он всегда возвращался во сне и наяву в родные места, где могучие оленьи рога несут голубые облака», - отмечает В. Г. Белолюбская [1, с. 44]. Такое общее чувство свойственно всем писателям-северянам: жить проблемами родного края и быть там, где их народ.

Север в литературе малочисленных народов Арктики

Действительно, все произведения Андрея Кривошапкина посвящены только Северу. К примеру, исследователь его творчества Н. Н. Тобуроков отмечает, что писатель показывает детей во время школьных каникул, когда они на стойбище находились в кругу своих близких и родной природы [12, с. 18]. Взрослых эвенов он также изображает не в деревнях и городах, а среди стада оленей и на охоте. То есть писатель показывает исконную, настоящую жизнь народа. Самое удивительное то, что он эту жизнь сохранил в своем сердце, как бы далеко от родных мест ни находился. В своих произведениях писатель изображает синие, покрытые ягелем, горы, легко скачущих с камня на камень уямканов - снежных баранов, быстроногих оленей, у которых шуршат ветвистые рога, описывает повадки медведя, рыси, волков как бы с натуры, так живо они предстают перед глазами читателей. А. В. Кривошапкин восхищается трудолюбием, стойким характером пастухов и охотников и сам как будто находится среди своих сородичей, с наслаждением пьющих горячий чай

с оленьим молоком и лакомящихся национальными блюдами эвенов, вечерами неспешно ведущих разговор и рассказывающих красивые народные легенды о предках, о вечной дружбе человека и оленя. Он вместе с ними идет на охоту, угадывая все намерения хищников, становится удачливым охотником, как истинный оленевод чувствует оленей, видит их глубокие темные глаза, сопереживая им, вместе со своими сородичами делит радости и тяготы кочевого образа жизни. Таким образом, перед читателями раскрывается оригинальный взгляд писателя - эвенское видение мира.

Можно писать о жизни города, и о нем пишут все, а писатели-северяне не могут жить без своего Севера, так как он не только их любовь, но и боль. К тому же тема народной жизни по своей сути не может быть локальной. Именно такие писатели, которые полнокровно показывали жизнь народа, становились крупными, известными творцами. О жизни своих народов поведали посредством художественного слова представители литератур Крайнего Севера и Дальнего Востока, ставшие впоследствии широко известными отечественными писателями - Г. Ходжер, В. Санги, Ю. Рытхэу, С. Курилов, П. Ламутский и др. Их произведения не только восхитили читателей, но также получили высокую оценку критиков и литературоведов. Нужно отметить, что Север издавна притягивал внимание писателей. О народах Севера впервые в художественной литературе писали представители других литератур - В. Тан-Богораз («Воскресшее племя»), А. Фадеев («Последний из удэгэ»), В. Арсеньев («Дерсу Узала»), Н. Шундик («Белый шаман»), В. Соловьев-Болот Боотур («Весенние заморозки») и др., раскрывшие перед читателем особый мир северян. В эвенской литературе предшественниками Андрея Кривошапкина в изображении жизни эвенского народа были основоположник национальной литературы Н. Тарабукин (1910-1950), прозаик П. Ламутский (1920-1987), поэт В. Лебедев (1934-1982), перед творчеством которых А. Кривошапкин преклоняется и продолжает их традиции в своих произведениях.

Так и Андрей Кривошапкин заслужил звание народного писателя Якутии благодаря прекрасным произведениям, которые показывали народную жизнь. Писатель неустанно повторяет на всех творческих встречах: «Я - эвен и все вижу глазами эвена». С высоких трибун он как народный депутат и духовный лидер своего народа озвучивает проблемы Севера. Север - его вечная любовь и боль, а сам он - его преданный сын и борец за счастье родного народа. Он во всех своих произведениях с любовью рассказывает об удивительном народе - эвенах. Они в течение многих столетий обжили Крайний Север и утвердили жизнь в этих краях. Это были его предки, живущие в уникальном и красивом крае среди бескрайней тайги и высоких гор. Они -знатные оленеводы и охотники Севера.

Жизнь эвенского народа в произведениях Андрея Кривошапкина представлена во всем своем многообразии - это жизнь природы и зверей, человека и его оленя, это хозяйство народа - оленеводство, охота, рыболовство, это культура, обряды, традиции и др. Видно, что писателю здесь все по душе: он восхищается богатой природой, жизнелюбивым, трудолюбивым, смелым народом и красивыми оленями - всем Севером. Читатель поражается тому, насколько детально писатель знает не только жизнь северян, но и всех живых обитателей тайги и гор. Писатель с нежностью в душе описывает природные явления Севера, которые радуют сердце каждого северянина. В. Г. Белолюбская отмечает: «Внимая голосу предков, глубоко осмысливая их историческую судьбу, поэт с детства впитал любовь к неповторимой красоте родной земли. А особенность мировосприятия эвенов заключается в том, что богатая цветовая палитра природы меняется на каждом шагу, обогащая новыми впечатлениями кочевой жизни» [1, с. 43].

Тематический диапазон произведений Андрея Кривошапкина

Владимир Санги, характеризуя общественную деятельность и творчество Андрея Кривошапкина, выразился очень емко и образно: «Поиск тропы выживания». Поиск троп выживания начинается в раннем возрасте северного человека, постоянно борющегося с суровыми условиями природы и испытывающего невероятные трудности бытия. Писатель эти пути ищет со своими сородичами и начинает постановку проблем с произведений, посвященных детям.

Как известно, вопросы, темы для своих произведений писатель обычно черпает из своего жизненного опыта, окружения, природно-климатических условий, в которых родился и вырос. Андрей Кривошапкин также привержен этой традиции. И первые впечатления от суровой жизни на Севере, в кругу родных и близких людей, занимавшихся в основном оленеводством и охотой, остались у него на всю жизнь. Так возникла у писателя тема формирования характера, личности северного человека. Ее он начинает с изображения образа ребенка Севера. По мнению исследователей, годы детства и юности - тот период, когда происходит активное изучение и познание окружающего мира, социум, когда человек «впитывает» очень много информации, которая в последующем, порой многие годы спустя, находит отражение в его жизни, его произведениях и поступках [10, с. 365].

Тема детства не нова в литературе малочисленных народов Якутии. Более того, когда с высоких трибун говорят о том, что в крупных литературах развитие детской литературы испытывает тяжелейший кризис, именно в литературах народов Севера она получает наибольшее развитие. На то имеются свои причины. С одной стороны, с творчества первых писателей сложилась традиция показа жизни детей на Севере. С другой стороны, когда литературы народов Севера только становились и сами они были объявлены младописьменными народами, через детскую литературу отображался весь их мир, т.е. причислить их первые произведения только к детской литературе невозможно, так как на заре возникновения их словесного искусства преобладал «наивный» реализм - наивно-реалистическое восприятие действительности. Поэтому первые

произведения северян могут считаться не только детскими, они предназначались и для взрослого читателя. Таковой оказалась и первая повесть на эвенском языке - автобиографическое произведение Николая Тара-букина «Мое детство» (1938) [11].

Андрей Кривошапкин в своих произведениях изобразил помощь, активное участие детворы в работе взрослых во время летних каникул и во внеучебное время. Такой прием позволил автору полнее показать приобщение детей к секретам охоты и оленеводства, умение жить в экстремальных условиях Севера и, самое главное, в обычной среде родного народа на лоне северной природы. Писатель показывает отношения взрослых и детей, в которых нет пресловутого в других литературах конфликта поколений. Дети к старшим относятся уважительно, а взрослые стремятся им передать свой жизненный опыт выживания в суровых условиях, чтобы продолжился их род.

При этом по мере того, как развивается творчество писателя, растут и его герои. В произведениях для детей главным героем становится ребенок Севера, и писатель знакомит своих читателей с миром и природой Севера. В повестях им становится молодой человек, который встает на борьбу с признаками застойного общества рубежа 1970-1980-х гг. - косностью, равнодушием людей и засильем коррумпированной власти, в романах - зрелый человек и старцы, которые гарантируют преемственность традиций и их продолжение в жизни северян. Так выстраивается целая авторская концепция о жизни народа на Севере. Писатель не раз отмечал, что «огромное духовное богатство коренных малочисленных народов Севера - это их вековые традиции, обычаи и обряды» [8, с. 154].

Национальное мировидение писателя

Север - главная тема писателя, о которой он может говорить до бесконечности. Вступлением к большому разговору о жизни эвенов Якутии является известное стихотворение А. Кривошапкина «Мой народ». С глубокой болью создает поэт картины страшного прошлого своего народа, который пережил холод, голод, болезни, но:

Не сбился с пути,

Не погиб, не исчез.

Автор поражается мужеству, стойкости своего народа:

Как ты жил, мой народ?

Как ты выжил - здесь,

В белой мгле, в голубом аду?

Всем смертям вопреки,

Всем врагам назло -

Как в столетьях выстоять мог [6, с. 33]?

Ответы на эти вопросы поэт находит в мудрых, добрых традициях и обычаях эвенов, по которым жили предки. Согласно поэту, люди выжили в суровых условиях потому, что «в душе цвело добро».

Поэт благодарен предкам, сохранившим свой родной язык, он безмерно гордится его красотой, певучестью, нежностью. Андрей Кривошапкин о родном языке говорит с большим трепетом, и мы верим красоте его родного языка: «У кочевых ламутов неиссякаемый мир напевной эвенской речи. И младенцы, и дети-карапузы, и молодежь, и старшие чувствовали себя людьми благодаря родному языку - этому непреходящему святому духовному богатству. Они жили в замкнутом мире и были счастливы. И главное, что объединяло их, - родной всесильный ламутский язык» [9, с. 50]. Как же можно отказаться от такого богатства?! Но новое время беспощадно и неумолимо. «Наш родной эвенский язык ускоренными темпами теряет свои позиции, носителей языка становится все меньше и меньше. Без языка - нет народа. Как нам решить эту самую жгучую, судьбоносную проблему?» [4, с. 139].

А. Кривошапкин часто сокрушается и огорчается тем, что современная молодежь не знает родного языка. Писатель во многих своих выступлениях и статьях говорит о проблемах не только эвенского, но и всех языков малочисленных народов Севера: «Язык является важнейшим признаком принадлежности к этносу. Язык -сердце и душа народа», - говорит А. В. Кривошапкин [5, с. 54]. В стихотворении «Родной язык» автор просит свой язык быть вечным, сильным и отважным, чтобы противостоять всем невзгодам и угрозе исчезновения.

Художественное произведение подчиняется закону тематической целостности, согласно которому вся совокупность тем должна взаимодействовать внутри системы: доминирующая тема сквозит во всех образах, эпизодах и сценах, а побочные второстепенные темы, которым заказано суверенное независимое развитие, дополняют и усиливают ее, - утверждают литературоведы [13, с. 45].

Вместе с человеком в произведениях А. Кривошапкина постоянно выступает еще один главный герой -Олень, истинное дитя природы и друг человека. «Где бы ни был, всегда чувствую себя в неоплатном долгу перед оленем. Хочется искренне, от души в стихах и прозе воспеть об этом чуде северного края - олене. С полной уверенностью могу сказать, что неслучайно в моем творчестве основное место отводится теме оленеводства. На эту тему можно писать и писать без устали, я же пока написал только самую малость» [7, с. 116]. Об олене А. Кривошапкин может писать бесконечно, писатель с образом оленя входит в мир художественной литературы и раскрывает жизнь народа и его душу. «Детство мое прошло в общении с оленями. Я на всю жизнь сохранил теплоту и нежность своего сердца к этому доброму другу - оленю» [Там же]. Олень присутствует

во всех произведениях писателя, что видно и из их названий - «Тоосапачан», «Олени моего детства», «Золотой олень», «Священный олень» и др. Два главных героя автора - Человек и его Олень - идут всегда рядом, вместе, они друг без друга не могут существовать. Рассказам о маленьком Апоке сопутствуют рассказы об олененке Тоосапачане, затем в повестях переплетаются судьбы эвенского народа и его оленей. В романах бесстрашные борцы, мудрецы-старцы и вожаки стада оленей стоят на защите исконных традиций и на страже своих соплеменников. Такие герои - Человек и Олень, каждый из которых ведет поиск путей выживания для своих соплеменников, выступают в произведении в параллельных сюжетах. Все произведения и особенно стихи, поэмы А. Кривошапкина несут в себе восхищение и любовь к Оленю. Трудно найти такого другого писателя, который так неотступно и столь подробно писал бы о нем. А. Кривошапкин воспел гимн Оленю и создал эпос об Олене потому, что «без оленя - нет эвена».

А. Кривошапкин, изображая особый мир эвена и его национальный характер, создает полнокровное изображение всего уклада жизни родного народа. Поистине, он народный писатель, изображающий жизнь народов Крайнего Севера и привлекающий внимание и любовь всех читателей. Он своим Словом писателя и делом государственного деятеля становится для них примером для подражания: «Жизненная позиция и творческая работа эвенского писателя Андрея Кривошапкина для многих поколений коренных малочисленных народов Севера является примером для подражания. Мои сородичи чукчи воспринимают его как Человека с большим сердцем» [2, с. 132].

Заключение

Рассмотрев в исследовании проблему тематического диапазона в творчестве А. Кривошапкина, приходим к следующим выводам.

Идейно-тематическая направленность произведений Андрея Кривошапкина тесно связана с окружающей действительностью. В них остро поднимаются такие жизненно важные для северян вопросы, как проблемы выживания этноса и сохранения родного языка.

Жизнь эвенского народа в творческом наследии Андрея Кривошапкина представлена во всем своем многообразии. Писатель не только раскрыл особый мир эвена и создал его национальный характер, но и, изображая жизнь родного народа, представил перед читателем весь Север и проблемы народов Арктики, став выразителем их чаяний и надежд на будущее.

Комплексный анализ проблемы позволяет утверждать, что Андрей Кривошапкин на сегодняшний день является транслятором национального духа и духовным лидером народов Севера и предстает как выдающийся деятель российской культуры.

Художественное наследие писателя представляет собой богатый материал, широкое поле для исследователей литератур народов Севера. Перспективы дальнейшего изучения творчества А. В. Кривошапкина мы видим в более детальном и расширенном изучении поэтики его произведений: жанрового арсенала, художественно-стилевых особенностей и изобразительных средств.

Список источников

1. Белолюбская В. Г. Золотые олени высекают искры // Андрей Васильевич Кривошапкин. Государственные деятели Якутии / ред. Ф. Г. Охлопков. Якутск: Бичик, 2006. С. 43-44.

2. Губарев В. Н. Человек планетарного масштаба // Андрей Васильевич Кривошапкин. Государственные деятели Якутии / ред. Ф. Г. Охлопков. Якутск: Бичик, 2006. С. 129-135.

3. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учеб. пособие. М.: Флинта; Наука, 2000. 248 с.

4. Кривошапкин А. В. Без родного языка нет будущего нашей литературы // Андрей Васильевич Кривошапкин / сост. Д. И. Пухов. Якутск: Бичик, 2012. С. 137-142.

5. Кривошапкин А. В. Долг народов Севера - идти в ногу со временем. Якутск: Бичик, 2014. 625 с.

6. Кривошапкин А. В. Земля предков. Якутск: Бичик, 2006. 87 с.

7. Кривошапкин А. В. Олени в моей жизни // Андрей Васильевич Кривошапкин / сост. Д. И. Пухов. Якутск: Бичик, 2012. С. 115-121.

8. Кривошапкин А. В. Сила народов Севера - в их высокой духовности // Андрей Васильевич Кривошапкин / сост. Д. И. Пухов. Якутск: Бичик, 2012. С. 153-155.

9. Кривошапкин А. В. Эвены. СПб.: Просвещение, 1997. 80 с.

10. Скороходов М. В. Летопись жизни и творчества - научная биография: опыт сопоставительного анализа // Биография в истории культуры: сборник статей / сост. и отв. ред. Е. В. Иванова. М.: Рутения, 2018. С. 339-373.

11. Тарабукин Н. С. Мое детство. Якутск: Якутское книжное изд-во, 1980. 60 с.

12. Тобуроков Н. Н. Андрей Кривошапкин. Очерк жизни и творчества. Якутск: Северовед, 1999. 70 с.

13. Федотов О. И. Основы теории литературы: учеб. пособие: в 2-х ч. М.: Владос, 2003. Ч. 1. 272 с.

14. Хализев В. Е. Теория литературы: учеб. для вузов. М.: Высшая школа, 1999. 398 с.

15. Эвенская литература: сборник статей / сост. В. В. Огрызко. М.: Литературная Россия, 2005. 382 с.

Информация об авторах | Author information

RU

Окорокова Варвара Борисовна1, д. филол. н. Семенова Валентина Григорьевна2, д. филол. н., доц.

1 2 Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск

EN

Okorokova Varvara Borisovna1, Dr Semenova Valentina Grigorievna2, Dr

1 2 North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov, Yakutsk

1 semenova_ykt@mail.ru, 2 semenova_ykt@mail.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 27.11.2020; опубликовано (published): 26.02.2021.

Ключевые слова (keywords): А. Кривошапкин; национальная тема; Север; родной язык; образы; A. Krivoshapkin; national theme; North; native language; images.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.