Научная статья на тему 'Экология культуры эвенов: язык, обычаи, обряды (на материале творчества народного писателя якутии Андрея Кривошапкина)'

Экология культуры эвенов: язык, обычаи, обряды (на материале творчества народного писателя якутии Андрея Кривошапкина) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
306
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ECOLOGY / КУЛЬТУРA / CULTURE / ЭВЕНСКИЙ ЯЗЫК / EVEN LANGUAGE / ЛИТЕРАТУРА / LITERATURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Петрова Т.А.

В статье представлен краткий анализ исследования экологии и культуры в контексте эвенской литературы. Выявлена важная роль родного языка и традиций в произведениях Андрея Кривошапкина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ecology Culture Evens: language, customs, ceremonies (on the basis of works of writer of Yakutia Andrew Krivoshapkin)

The paper presents a short survey of research of ecology and culture in the context of even literature. The author shows the important role of native language and traditions in Andrei Krivoshapcins works.

Текст научной работы на тему «Экология культуры эвенов: язык, обычаи, обряды (на материале творчества народного писателя якутии Андрея Кривошапкина)»

УДК 39

Экология культуры эвенов: язык, обычаи, обряды

(на материале творчества народного писателя якутии андрея кривошапкина)

Т.А. ПЕТРОВА,

учитель культурологии и истории Амгинская гимназия им. акад. Л.В. Киренского, Республика Саха (Якутия)

E-mail: petrovalexspb@mail.ru

В статье представлен краткий анализ исследования экологии и культуры в контексте эвенской литературы. Выявлена важная роль родного языка и традиций в произведениях Андрея Кривошапкина.

Ключевые слова: экология, культу-pa, эвенский язык, литература.

The paper presents a short survey of research of ecology and culture in the context of even literature. The author shows the important role of native language and traditions in Andrei Krivo-shapcins works.

Keywords: ecology, culture, even language, literature.

В научный оборот термин «экология культуры» впервые ввел академик Д.С. Лихачев. Он писал, что «...для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды — задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы... Чтобы сохранить памятники культуры, необходимые для «нравственной оседлости» людей, мало только платонической любви к своей стране, любовь должна быть действенной. А для этого нужны знания, и не только краеведческие, но и более глубокие, объединяемые в особую научную дисциплину — экологию культуры» [1, С. 179].

Эти слова известного деятеля отечественной культуры напрямую приложимы к литературному творчеству и общественно-политической деятельности Андрея Васильевича Кривошапкина — эвена, народного писателя Республики Саха (Якутия), ныне депутата Государственного собрания РС (Якутия) «Ил Тумэн».

Вопросы экологии культуры родного эвенского народа пронизывают все творчество народного писателя Якутии Андрея Кривошапкина, начиная с его самых ранних произведений. Забота о сохранении традиционной материальной и духовной культуры малочисленного народа, расселенного на обширных территориях тундры и тайги Якутии, Чукотки, Хабаровского края, Магаданской области и Камчатки, всегда волновала писателя. Куда бы ни забрасывала судьба Андрея Кривошапкина, он всегда был в курсе всех событий в жизни своего родного кочевого народа, в гуще повседневных дел оленеводов и охотников, проблем образования и культуры, что нашло яркое образное, а порой острое непримиримое, отражение в поэзии, прозе и публицистике писателя.

А.В. Кривошапкин — свидетель и, в какой-то мере, строитель произошедших в последние десятилетия событий, когда в нашей стране произошли глобальные политические изменения, поставившие народы Севера, Сибири и Дальнего Востока на грань этнической катастрофы. Будучи работником партийного аппарата еще в советское время, а позже депутатом Верховного Совета ЯАССР и Верховного Совета РСФСР новой демократической России он старался работать во благо народов Севера, в условиях иногда чрезвычайно экстремальных, опасных для жизни (см. его книги «Расправа», «Север, боль моя... », «Живи, мой Север» и др.).

Человек и природа выступают в мировоззрении писателя как одно единое целое. Это отражается даже в любовной лирике эвенского поэта. Его обращение к любимой органично связано с образом родной земли:

Словно тундра, Ты сердцем Открыта для всех. Как тайга, Глубока и красива. Ты нежна, Будто первый Нетронутый снег, И, как первый подснежник,

Стыдлива.

Ты в любви Горячее и звонче Костра, Голос твой Веселее ручья Точно небо, Чиста,

Верна и проста, И щедра, Как родная Земля.

ИСТОРИЯ И ПЕДАГОГИКА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ № 3 • 2013

Эта тема раскрыта и в других произведениях писателя стихотворной формы, таких как «Облака», «Олень и женщина», «Луна и солнце».

Необычайным воспитательным смыслом и содержанием в области охраны природы и экологического воспитания в целом обладают прозаические произведения А. Кривошапкина. Ставшие уже хрестоматийными и прочно вошедшие в практику школьного преподавания отрывки из повести «Сын Чикти-кана» — «Драка» и «Выстрел Чиктикана», формируют бережное отношение к фауне ранимой северной природы, как и все произведение писателя в целом. Оленевод и охотник Чиктикан собственным примером дает жизненный урок соблюдения заветов предков эвенов беречь животных своему подрастающему сыну — будущему оленеводу. Ребенок понимает, что жизнь и свобода уямкана — снежного барана — дороже чем, его красивые рога, имеющие спрос на торговом рынке. Меткий выстрел отца в основание рогов лося, не только освобождает лесного исполина, попавшего в стальную петлю браконьера, но и наглядно показывает насколько важно оленеводу и охотнику виртуозно и метко владеть мастерством стрелка, чтобы сохранить жизнь не только животному, но порой и самому человеку. Эти традиции рационального природопользования и бережного отношения к матери-природе эвены прививают детям с малых лет.

А. Кривошапкин во многом творчески продолжает традиции своих предшественников — писателей Севера. В частности, жанр автобиографического повествования в эвенской литературе заложил Николай Саввич Тарабукин («Мин бинив», «Кунарапу»), распространен он и у других писателей-северян: юкагира Н.И. Спиридонова-Тэки Одулока («Жизнь Имтеургина-старшего»), удэгейца Джанси Кимонко («Там, где бежит Сукпай»), эвенкийки Галины Кэп-тукэ («Имеющая свое имя, Джелтула-река») и др. И практически у всех писателей Севера тема единства природы и человека направлена на формирование экологического сознания (тундра, тайга, родник, река, озеро, скала и т.д.) и трансляции новым поколениям традиций рационального природопользования (оленеводство, охота, рыболовство, морской промысел, собирательство) [2].

Привитию этих ценностей экологии культуры способствовали обряды и обычаи эвенского народа, сопровождавшие человека с момента его рождения и до последних дней жизни (обряды жизненного цикла: рождение и воспитание ребенка, свадьба, похороны; промысловые обряды: охотничьи запреты и табу, медвежий праздник, кормление духов-покровителей, дэлбургэ — священные жертвенные места и др.). Все это наглядно представленно в замечательном произведении писателя «Мир эвена», обозначенного им самим как «этнографическая поэма». Сами главы передают замысел автора показать читателю своеобразную энциклопедию материальной и духовной культуры эвенов, о стремлении обозначить базовые нравственные ориентиры этноса: «О скитаниях от Ламу до Ламу»,

«О родительской любви», «О гостеприимстве», «О стойбище», «Об огне», «О медведе», «Об удаче», «О жилищах», «О женитьбе», «О сватовстве», «О предсвадебных испытаниях», «Об игрищах и веселье», «О воспитании», «О женщинах», «О дележке», «Об олене», «О смерти», «О заветах предков». По мнению переводчика, Лауреата Государственной премии СССР Анатолия Преловского «...Андрею Кривошап-кину, более чем какому-либо другому национальному поэту Сибири, удалось в поэме «Мир эвена» нравственную, духовную суть северного человека, а через авторское восприятие — и всего аборигенного этноса Сибири» [3, С. 48-49].

Как справедиво отмечает литературовед В.Б. Око-рокова, в прозе Андрея Кривошапкина интересна концепция и эволюция героя: «...первоначальным героем писателя является ребёнок и отсюда, как следствие, восхищенный взгляд автора на мир. Затем главным героем его повестей становится молодой человек, вступающий в конфликт с этим несовершенным миром, и вместе с тем осложняется и углубляется взгляд писателя на общество... И далее в романах, естественно, главным героем становится зрелый человек, но главное внимание писателя акцентировано на показе жизни народа — это рассказ о судьбе северного народа» [4, С. 55].

Большое внимание в своем творчестве писатель уделяет экологии родного этнического языка эвенов. Известны его произведения, а также статьи, доклады, выступлениях на конференциях и форумах разного уровне в защиту родного языка и культуры [5]. Каково отношение автора к своему родному языку ярко и образно демонстрируют строки его стихотворения «Я — эвен»:

Я — эвен, и тем горжусь, Языком своим горжусь, Все заветные слова В нем с волнением нахожу.

Он сумел в себя впитать Глубину и широту,

Веру в будущность свою, В возрождение свое... Пусть не все я допою, Сердце вдруг замрет мое, Но останутся всем вам — В мыслях, чувствах и строке —

Все, что мне пропела мать, Мной рожденные слова Ее душу и мечту. На эвенском языке.

Исследование произведений Андрея Кривошапкина с точки зрения экологии культуры и языка имеет большие перспективы как со стороны познавательной, так и научно-исследовательской и практической значимости. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лихачев Д.С. Экология культуры // Москва. — 1979. — № 7. — С. 173-179.

2. Архипова Г.Г. Экологический императив в традиционных культурах коренных народов Севера // 70-летие экспедиции АН СССР в Якутской АССР и малочисленные народы Севера (материалы научно-практической конференции). — Якутск, 1995. — С. 70-71.

3.КривошапкинА.В.Мирэвена.Этнографическаяпоэма.— М.: Палея-Мишин, 2000. — 54 с.

4. Окорокова В.Б. Тропы эвенского писателя. Северное созвездие. — Якутск: Бичик, 2002. — 78 с.

5. Народный писатель Республики Саха (Якутия) Андрей Васильевич Кривошапкин. Библиографический указатель. — Якутск: Бичик, 2910. — 160 сс.

ИСТОРИЯ И ПЕДАГОГИКА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ № 3 • 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.