https://doi.orq/10.30853/filnauki.2019.12.12
Винокурова Антонина Афанасьевна, Окорокова Варвара Борисовна ПОЭТИКА РОМАНА АНДРЕЯ КРИВОШАПКИНА
В статье изучается вклад народного писателя Якутии А. В. Кривошапкина в развитие прозаических жанров эвенской литературы и литературы народов Севера в целом. А. Кривошапкин - крупный прозаик, автор исторических, социально-психологических и философского романов. Писатель ставит своей целью показать жизнь родного северного народа и воссоздать историю его развития. Этнографизм, фольклоризм и историзм его произведений составляют особенность эвенского романа. Установлено, что якутский сочинитель создает национальный характер эвенка, психологически убедительно раскрывает образ современного человека. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2019/12/12.1'|1т1
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 12. C. 61-65. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/2/2019/12/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
SPECIFICITY OF CONCEPTUAL SPHERE OF THE YAKUT "NORTHERN TEXT" (BY THE MATERIAL OF THE YUKAGHIR, EVEN AND EVENK LITERATURE)
Burtseva Zhanna Valer'evna, Ph. D. in Philology Institute for the Humanities Research and Indigenous Studies of the North of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Yakutsk gvburtseva@mail. ru
The article identifies the peculiarities of the conceptual sphere of the Yakut "Northern text". This problem has not been previously investigated from the viewpoint of the local text, i.e. "text related to a certain place". For the first time, the concept FAR NORTH is examined as basic and structure-formative in the aspect of geo-poetical adoption of space. This concept manifests itself through signs - local symbols, landscape and nature images, ethno-mental, emotional and philosophical images. The key concepts of the Northern text (TUNDRA, TAIGA, RIVER, NOMAD ENCAMPMENT, TIME, DEER) are analysed.
Key words and phrases: Northern text; conceptual sphere; concept; Far North; geo-poetics; S. Kurilov; Uluro Ado; A. Krivosh-apkin; G. Keptuke.
УДК 821.512.157 Дата поступления рукописи: 07.10.2019
https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.12.12
В статье изучается вклад народного писателя Якутии А. В. Кривошапкина в развитие прозаических жанров эвенской литературы и литературы народов Севера в целом. А. Кривошапкин - крупный прозаик, автор исторических, социально-психологических и философского романов. Писатель ставит своей целью показать жизнь родного северного народа и воссоздать историю его развития. Этнографизм, фольклоризм и историзм его произведений составляют особенность эвенского романа. Установлено, что якутский сочинитель создает национальный характер эвенка, психологически убедительно раскрывает образ современного человека.
Ключевые слова и фразы: литература народов Севера; жанр; сюжет; образ; поэтика; фольклорные традиции; этнографизм; историзм; А. Кривошапкин.
Винокурова Антонина Афанасьевна, к. филол. н., доцент Окорокова Варвара Борисовна, д. филол. н.
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск [email protected]; [email protected]
ПОЭТИКА РОМАНА АНДРЕЯ КРИВОШАПКИНА
Андрей Васильевич Кривошапкин - крупный государственный и общественный деятель, народный писатель и известный ученый. Он известен как автор более шестидесяти книг, среди которых публицистика, научные труды, учебные пособия. Но большинство из них - художественные тексты, вышедшие на эвенском, якутском, русском, туркменском, белорусском, украинском, английском, немецком языках. Таким образом, имя народного писателя Якутии стало известно широкой читательской аудитории. Актуальность статьи обусловлена тем, что на данном этапе изучены лишь ранние произведения - рассказы и повести А. Кривошапкина, а его романы заслуживают внимания не только как первые крупные эпические произведения в эвенской литературе, но и как оказывающие влияние на развитие всей литературы народов Севера. Научная новизна состоит в том, что романы А. Кривошапкина впервые вводятся в научный оборот, становясь предметом исследования. Целью статьи становится раскрытие художественных особенностей романа А. Кривошапкина. Для достижения цели нами решается задача рассмотреть его романы на жанровом и проблемно-тематическом уровнях. В процессе исследования романного творчества А. Кривошапкина мы опирались на принципы сравнительно-исторического метода, а также целостный метод анализа литературных произведений.
А. В. Кривошапкин - известный и крупный прозаик литератур народов Севера. Свои первые рассказы он написал, когда служил в рядах советской армии, так как скучал по своим родным просторам и перед его глазами вставали живые картины из жизни народа, природы, детские годы и милые сердцу образы близких людей. С тех пор в течение всей жизни, где бы он ни служил, огромное внимание уделял творческому труду. Исследователь его творчества Н. Н. Тобуроков считает, что «дела и слова в жизни А. В. Кривошапкина никогда не расходятся, писатель всегда верен своим идеалам» [12, с. 16]. Писатель в своих произведениях изображает жизнь эвенского народа и раскрывает особый мир Севера. Первыми к этой теме в начале ХХ века обратились русские писатели - А. Фадеев («Последний из удегэ»), В. Арсеньев («Дерсу Узала»), Тан Бо-гораз («Воскресшее племя») и др. В современной литературе прозаики Севера изображают жизни своих народов. Такой взгляд «изнутри» не только более достоверен в осмыслении действительности, но и отражает самобытное видение мира писателей-северян. Исследователи отмечают необычность и загадочность Севера: «Вся история развития народов Севера представляет собой тысячелетия, полные борьбы за существование в особых условиях, крайне трудных для человека, что наложило отпечаток на различные формы жизни: социальную среду, материальную и духовную культуру» [8, с. 147].
Первая книга писателя «Опо» увидела свет, когда он был студентом ЛГПИ им. Герцена в 1969 г. После окончания института будущий писатель работал директором школы и учителем родного языка. Молодой педагог столкнулся с рядом проблем, в том числе с трудностями в преподавании эвенского языка. Взрастить людей со знанием родного языка - это было первейшей задачей национальной школы. Поэтому он придает большое значение зарождению и развитию детской литературы. У А. Кривошапкина год за годом выходят книги для детей на эвенском, якутском, русском языках. Рассказы об эвенских детях, проводящих каникулы у своих родителей, т.е. в родной стихии, и познающих особый мир природы, стали известны широкому кругу маленьких читателей. Автор показывает, как у эвенов до сих пор сильны традиции народной педагогики. Эвены очень любят детей, и все делается во имя их блага. Когда слышны заливистый смех детишек, песни -это значит жизнь продолжается. Детей не ругают, не кричат на них, не читают бесконечные наставления. Но расшалившиеся дети, как будущие охотники, чутки и не теряют бдительности, глазами следя за родителями, и, если поймают их укоряющий взгляд, для них это становится серьезным порицанием. В суровых условиях Севера выживание ребенка и его выхаживание - это огромный труд и счастье для родителей. Таких родителей уважают все, и потому есть у эвенов удивительный обычай - имя родителя как бы забывается, его начинают уважительно называть именем ребенка, например, Чиктикана зовут «отцом Апоки», а его жену - «матерью Апоки». Такое возвеличивание ребенка родилось из-за борьбы северян за сохранение жизни и продолжение рода, став извечной национальной традицией.
Народная педагогика такова, что сын учится у отца, дочь - у матери в процессе совместного труда и охоты. Сын, наблюдая за навыками отца, восхищается его умением и мечтает стать таким же, как он. А родители ставят цель, чтоб дети во всем превзошли их и обеспечили им счастливую старость. Отношение человека к труду, оленю, охоте, зверям, природе - вся эта сложная система взаимоотношений также ребенку прививается с раннего детства. «Дети Севера знают многое из того, что необходимо жителю тайги и лесотундры. В этих мальчишках и девчонках, как и в их родителях, отразилось особое ощущение себя в природе. Точнее, природы в себе. В их жизни есть то единство с природой, которого так не хватает городскому жителю» [10, с. 5].
Писатель неустанно повторяет о том, что характер эвена раскрывается в его отношении к оленю. Дети растут вместе с оленятами, ухаживают за ними и любят их. В рассказе «Тосапачан» автор с мягким юмором и с большой любовью изображает олененка, начинающего познавать мир и отличать «что такое - хорошо, и что такое - плохо». Он так же, как и человеческий детеныш, учится любить мир и радоваться жизни. Каждый раз из различных передряг его спасает человек, и он в нем признает друга, защитника и убеждается в том, что его место - навсегда рядом с человеком.
Рассказы и повести для детей А. Кривошапкина отличает увлекательный сюжет с вкраплениями сказочных мотивов и образов, он создает сильные и цельные характеры. Автор в них продолжает традиции первого эвенского писателя Н. Тарабукина и вместе с юкагирским писателем Н. Куриловым вносит огромный вклад в развитие детской литературы Севера и всей отечественной литературы.
В 1985 г. вышли в печати повести автора «Олени моего детства», «Уямканы идут на Север», в которых раскрыты черты т.н. общества «застойного времени» и связанные с ним проблемы современной жизни эвенов.
В повести «Олени моего детства» автор ставит острую проблему современности - угрозу исчезновения оленей. Гена - молодой специалист, вставший на путь борьбы против позиции бригадира и управляющего, которые в погоне за выполнением плана в сдаче мяса государству убивают самых крупных, породистых оленей. А остаются самые хилые, мелкие, больные, от которых не дождаться хорошего потомства. Гена -идеальный герой автора, и со своим молодым героем писатель связывает надежду на будущее. Но пока его борьба тщетна и справедливости ему не добиться, о чем говорит финал повести.
В повести «Уямканы идут на Север» простые люди также безмолвны, безразличны к тому, что творится вокруг них. А руководители, пользуясь своей властью и возможностями, могут даже с вертолета охотиться на зверей. В параллельных линиях сюжета автор противопоставляет жизнь общества и жизнь уямканов. Вожак уямканов Однорогий борется за выживание и прячет свое стадо в ущельях гор, но силы явно неравны, и все они погибают в этой жестокой схватке. Но в этой борьбе проиграли руководители человеческого общества, которые оторвались от интересов народа. В свое время говорили, что автор как коммунист не мог критиковать общественные устои того времени. Но можно и сказать, что автор как истинный коммунист вовремя разглядел назревавшие проблемы общества и первым забил тревогу. В обеих повестях высшей инстанцией разрешения борьбы становится партком, писатель уверен в том, что эти проблемы вполне разрешимы. Примечательны финалы повестей. В первой повести Гена натыкается на пять пар огненных злобных глаз волков и хищные оскалы их зубов, ему остается только смело шагнуть вперед, но раздается лай собаки, его друга. Значит, Гена в своей борьбе найдет поддержку. Во второй повести осиротевший маленький уямкан в последний раз оглядывает горы, которые стали местом трагедии, и навсегда покидает этот край. Он идет на Север. То есть Север имеет очищающую силу, писатель убежден, что возрождение общества начнется именно там. Он верит в свой народ. Вместе с тем писатель ставит общечеловеческую проблему нравственности, потому повесть названа произведением, «выходящим на масштабные общечеловеческие и социальные проблемы» [14, с. 229].
Вершиной развития каждой литературы является роман, в котором по определению Белинского охватываются все стороны действительности. Эвенский роман, можно сказать, выстрадан народом и годами вызревал в недрах его художественного сознания. П. Ламутский в течение двадцати лет работал над книгой и стал автором первого эвенского романа.
Одновременно с его произведением вышел и первый роман А. Кривошапкина «Берег судьбы» (1988). В младописьменных и молодых литературах первые романы - традиционно историко-революционные, в которых писатели ставили целью запечатлеть грандиозные, эпохальные изменения в жизни своих народов, находящихся на уровне родового общества и в плену мифологического сознания. Перед А. Кривошапкиным также стояла задача создания такого типа романа. В первой книге романа «Берег судьбы» писатель показывает жизнь кочевого народа, у которого завершается процесс классового расслоения и накал страстей достиг своего апогея. Богачи вовсю используют дармовый труд бедного люда, их гнет не только эксплуататорский, вместе с тем и духовно, и физически они притесняют свой народ. Но времена настали другие, под влиянием красных - русских и якутов - у эвенов просыпается самосознание, и Чоймо, Нэгэ, Омчэни становятся строителями новой жизни. Вместе с тем писатель изображает особый уклад хозяйства и жизни народа с его вековыми традициями оленеводства, охоты. В романе природа играет особую роль, так как «эвены, ведя кочевой образ жизни, добывали себе блага только охотой и зависели от окружающей природы» [5, с. 72]. Изображение природы писателем не только показывает особый пространственный мир Севера, но становится средством раскрытия характера. «Писатели-северяне стремились многопланово показать жизнь своего маленького народа, глубоко освоить, проникнуть в саму сущность национальной действительности, включая в поле зрения этноландшафты и этнические типы» [14, с. 202].
Мужчина - кормилец семьи, женщина - хранительница очага. Мужчин оценивают по его качествам охотника, а женщина должна быть искусной портнихой, без иголки нет жизни на суровом Севере. Роман становится историко-этнографическим произведением. Автор скрупулезно изображает обычаи и обряды эвенского народа. Вторая книга романа «Снежные утесы» вышла в 2008 году. Ее задержка на двадцать лет связана с изменениями в современной жизни. Но писатель не изменяет своему жизненному кредо, он говорит: «Взгляды могут меняться, а мировоззрение - никогда». И это отражается в концепции романа. Роман приобретает черты историко-документального произведения. И не только потому, что в романе использовано очень много документов, декретов молодой советской власти и выписаны образы реальных исторических личностей времени, а потому, что писатель показывает, как советская власть шаг за шагом реализовывала мероприятия, спасшие его народ от голода и физического вымирания. Произведение А. Кривошапкина стало гимном подвигу руководителей республики М. К. Аммосова, П. А. Ойунского, И. Барахова и др. Романы писателей-северян отличает научный историзм, когда «тесными узами сочетались талант и ученость автора» [7, с. 153]. Вместе с тем, в отличие от С. Курилова, в своем романе выступающего суровым реалистом и без прикрас показывающего неприглядный и жестокий мир сородичей, А. Кривошапкин несколько идеализирует своих сородичей, все прекрасное в мире и свою веру в будущее связывая с эвенским народом. «Мир, древний, как сказка, существующий в условиях "чуть ли не каменного века", но старающийся жить по принципам высокой человечности, честности, уважения достоинства людей и правды, вступал в конфликт с миром наживы. В этом столкновении нравственные победы одерживали силы добра и правды» [11, с. 78]. Спрессованный историзм романов писателей-северян связан с развитием сознания самого народа, они, по выражению Ю. Рытхэу, каждое утро «перешагивали тысячелетия» [9, с. 5]. Как и в романе С. Курилова, в произведениях А. Кривошапкина отображается «история общества от каменного века до современного общества, насчитывающая тысячелетия, в сжатом, спрессованном виде в течение нескольких десятилетий, что обусловило сложный хронотоп, когда наблюдается многослойность, напластованность черт различных эпох и времен, а время романа уплотняется» [6, с. 45].
Известно, что тема современности писателям Севера долго не давалась. Причин тому должно быть много. А. Кривошапкин за тему современности взялся одним из первых, написав рассказы и повести. А в 1990 году вышел его социально-психологический роман «Золотой олень». Роман состоит из двух частей. Первая называется «Айняри» - это руководитель совхоза, вторая - «Золотой олень». Они - главные герои романа. На этот раз человек и олень в параллельных сюжетных линиях не противопоставлены, а наоборот, дополняют друг друга. Как белый олень Гялтання возвышается над своим стадом, так и Айняри возвеличивается своими делами. Перед ним множество проблем - трудности в оленеводческом хозяйстве, сохранение культуры и родного языка, отношение молодых к труду, алкоголизм и т.д. Народ любит Айняри и верит в него. Он живет заботами сородичей, он среди них в доску свой, может стать и охотником, и оленеводом. И даже то, что он наполовину якут, наполовину эвен, говорит о многом. Его отец, пришлый якут, настолько полюбился эвенам, что его признали своим и дали эвенское имя - Айняри, «добрый молодец», или «лучший из лучших». И он, по якутскому обычаю, гордо носит имя отца, продолжая его дела. Если в повестях автор был уверен в будущем, то изменившиеся сложные времена также дают о себе знать. У романа открытый финал, он заканчивается риторическим вопросом автора: «Продолжится ли род Гялтання и будет ли он согревать жизнь будущих поколений эвенов?!» [2, с. 454].
В 2000 году вышел следующий роман писателя «Кочевье длиною в жизнь», одно из самых пронзительных произведений А. Кривошапкина, не только потому, что в нем раскрывается внутренний мир автора и показывается становление характера современного северянина, но и потому, что в нем изображены исконная повседневная жизнь эвенов, их кочевье и труд, взаимоотношения ребенка и матери, раскрыт характер северного человека и его мироощущение. Это роман-эссе на автобиографической основе. Мать для ребенка -кормилица и защитница, вместе с тем она для него мудрая советчица, учитель жизни, которая ставит своей целью воспитать из него настоящего человека, эвена. «Дерево сильно корнями, а человек силен добротой»; «Добрый человек никогда не споткнется. Доброта делает его сильным, уверенным в себе»; «Лентяя все презирают» - такие уроки матери он запомнил на всю жизнь, и, следуя им, он ощущает себя счастливым человеком [3, с. 88-90]. Автор преклоняется перед стариками, прожившими долгую, трудную жизнь, которые
защищают родовые традиции и стараются передать их молодежи: «Я без конца удивляюсь их житейской мудрости и крепости духа. Как красиво говорят они на своем родном языке! Сердце мое замирает, когда слышу их серебристо певучую, по-весеннему нежную эвенскую речь» [Там же, с. 133]. Характер героя романа лиричен, эмоционален, искренен, потому и интерес читателя к нему неустанно пристален.
Герой любуется горами, они тревожат его чувства загадочностью и манят его величавостью: «Моя жизнь -это каждодневное восхождение на гору», - говорит он, потому что жизнь трудна и увлекательна одновременно. Его жизнь - это длинное кочевье по жизни, по ее дорогам. Когда мать напутствовала его на жизненный путь, она его благословила: «Себя не принижай. Знай, что люди все равны, ты ничем не ниже и не хуже их» [Там же, с. 55]. Мать верила в счастливую звезду сына, и сын это оправдал, где бы он ни был, гордо нес свое имя представителя Севера и эвенского народа. Автобиографический жанр в литературах народов Севера считается традиционным. Первую повесть «Мое детство» написал Н. Тарабукин, и каждый современный писатель Севера отдает дань этому жанру. Отличие романа А. Кривошапкина в том, что он показывает весь путь человека, развитие его характера.
Роман А. Кривошапкина «Момский хребет» вышел в 2010 году. Автор повествует о нелегкой судьбе основоположника эвенской литературы - Н. С. Тарабукина. Роман состоит из трех частей. В первой рассказывается о самой счастливой поре его жизни, когда он учился в Ленинграде и развивался его характер, он становился писателем. Вторая часть - его возвращение на родину и трудная жизнь, когда его чуть не отправили в концлагерь за потерявшихся оленей. Третья часть называется «Второе рождение», в ней восстанавливается истина, торжествует справедливость. Сорокалетний писатель убежден в своем счастливом будущем и в том, что его имя зазвучит с новой силой. Это действительно произойдет, но уже в другой жизни. Сердце его не выдержало. В том, что судьба первого писателя и высокообразованного человека из эвенов была столь трагичной, виновато время репрессий, войны, голода и холода. Он в Ленинграде находился в гуще событий культурной жизни, дружил с начинающими писателями Севера, был знаком с известными русскими писателями, учеными. Но они один за другим стали исчезать, а когда был осужден и расстрелян его друг, основоположник юкагирской литературы Тэки Одулок, в его душе навсегда поселились сомнения, терзания и страх. Он до конца своих дней грезил Ленинградом, всегда стремился туда, чтобы снова ощутить себя писателем, ученым. Такие душевные муки творческого человека не оставили равнодушным А. Кривошапкина, и он посчитал своим долгом раскрыть о нем всю правду. Но автор так и не стал писать о его смерти, потому что Н. Тарабукин всегда жив в сердцах эвенских читателей. Недаром в конце романа Н. Тарабукин вспоминает своего ученика, начинающего писателя П. Ламутского, словно передавая ему традиции начатой им эвенской литературы. Это философский роман о судьбе творческого человека.
В сюжет произведений А. Кривошапкина часто переплетаются древние мотивы сказок и преданий эвенского народа. Было отмечено, что северяне в своих произведениях используют «много этнографического материала, сведений о магических обрядах и мистериях» [5, с. 78]. В романе автор изображает семейные обряды, камлания шаманов, народные игрища и др. Писатель показывает, что прошлое не только близко эвенам, но и то, что мифологическое сознание представляет собой своеобразие характера северного человека. Недаром появление романов в литературах народов Севера называли «возвращением в эпос». Но это, конечно, не возвращение, а черта современного синкретического жанра писателей-северян. В отличие от «мифо-логизма» современных развитых литератур, фольклоризм произведений северян становится результатом органического слияния сознания двух миров. При этом надо учесть и то, что писатель является выходцем из своего народа и его мышление имеет глубоко народные корни.
Проблемы современной жизни эвенов проходят лейтмотивом через все произведения писателя. Он переживает за судьбу и будущее своего народа:
«Не алмазным блеском ослепленный,
А от горя потерявший след,
Бродит мой сородич потрясенный,
Как изгой, по собственной земле» [4, с. 32].
Для предотвращения трагедии А. В. Кривошапкин, соединив слово и дело, работает, не покладая рук, чтоб помочь родному народу и всем северянам.
Писатель неустанно повторяет: «Я - эвен, и все вижу глазами эвена». С высоких трибун он говорит о проблемах Севера. Север - это его любовь и его боль. Потому в его произведениях властвует только Север. Н. Н. Тобуроков заметил, что писатель показывает детей именно во время каникул. Взрослых эвенов он также изображает не в деревнях и городах, а среди стада оленей и на охоте, показывая исконную, настоящую жизнь народа: синие, покрытые ягелем горы, легко скачущих с камня на камень уямканов, быстроногих оленей, у которых шуршат ветвистые рога. Автор как человек природы повадки оленей, медведя, рыси, волков и т.д. рисует как бы с натуры, так живо они предстают перед глазами читателей. Главный герой писателя - северянин, человек труда. Прозаик восхищается трудолюбием, стойким характером пастухов и охотников и сам как будто находится среди своих сородичей, с наслаждением пьющих горячий чай с оленьим молоком и лакомящимся кээбэлем, национальными блюдами эвенов, вечерами неспешно ведущих разговор и рассказывающих красивые народные легенды о предках, о вечной дружбе человека и оленя. Он вместе с ними идет на охоту, угадывая все намерения хищников, становится удачливым охотником, как оленевод чувствует оленей, видит их глубокие темные глаза, сопереживает вместе с ними и сородичами. А. В. Кри-вошапкин раскрывает перед читателями огромной страны эвенское видение мира. Он отмечает, что «он -
эвен, и все видит глазами эвена» [Там же, с. 15]. Прозаик создает свой необычный мир: «Писатель национальное, эвенское видение мира воссоздает этнографически точным воспроизведением образа жизни своего народа, но и склада мыслей, поведения, иерархии взаимоотношений в семье, в роде» [13, с. 202]. Этот мир привлекателен не только знанием о незнакомом Севере, а прежде всего особым мышлением автора. Поэтому Г. Гачев справедливо указывал: «Мы имеем счастливую возможность: постигая наш профессиональный предмет - художественную литературу со стороны образности, характеров, конструкций (произведения и фразы) и т.д. - достигать знания о народном миросозерцании в целом. Художественное произведение -это как бы национальное устройство мира в удвоении» [1, с. 52-53]. Нивхский писатель В. Санги пишет, что А. Кривошапкин сумел проторить свою тропу в литературе [10, с. 5].
Таким образом, А. Кривошапкин создал свой художественный мир. Главными героями произведений писателя неизменно становятся эвен и его олень. В детских произведениях - это ребенок и олененок, смотрящие с широко открытыми глазами на мир, в повестях - это молодой человек и олень, борющиеся за справедливость, в романах - руководитель и вожак стада, борющиеся за выживание. Прозаик показывает гармоничность сосуществования человека и природы, через его отношение к окружающему миру ставит нравственные проблемы общества. Писатель глубоко проникает в сознание народа, через мифологизм, этнографизм произведения создает современный синкретический жанр, тем самым раскрывая национальное своеобразие уклада жизни и характера северного человека.
В произведениях А. Кривошапкина изображена жизнь народа на разных этапах его развития в ХХ веке и отражены проблемы современного общества, вопросы выживания этноса и культуры на современном этапе. Писатель создал образ самого народа, борющегося за сохранение жизни, культуры и своей самобытности, причем подобная проблематика приобретает в его наследии философский и нравственный смысл, общечеловеческое звучание. И если в творчестве Амма Аччыгыйа, Эрилик Эристина якутская литература в 20-40-х гг. ХХ века прошла ускоренный путь развития от рассказа к роману, то аналогичное движение эвенской литературы осуществилось именно в творчестве А. Кривошапкина. Он начал свой путь с поэзии, от рассказов перешел к среднему жанру - повести, затем стал автором романов. Писатель обогатил жанровую разновидность романа, «опробовав» различные его жанровые разновидности - от исторического и социально-психологического до философского.
Как отмечает председатель Союза писателей Якутии, народный поэт Н. И. Харлампьева, А. В. Кривошапкин - лидер народов Севера Якутии, гордость и надежда всех северян. Он - крупный писатель, оказывающий влияние на творчество писателей-северян [15, с. 4]. Произведения писателя ценны тем, что он создает, по выражению Г. Гачева, национальный мир жизни Севера и тем самым дополняет картины в художественном отображении действительности всей нашей страны [1, с. 47].
Список источников
1. Гачев Г. Д. Национальные образы мира. М.: Советский писатель, 1988. 447 с.
2. Кривошапкин А. В. Золотой олень. Якутск: Бичик, 1990. 455 с.
3. Кривошапкин А. В. Кочевье длиною в жизнь. Якутск: Бичик, 2000. 334 с.
4. Кривошапкин А. В. О песни мои, вы с эвенской душой... (на якутском языке). Якутск: Сахаполиграфиздат, 1994. 54 с.
5. Литература народов Севера Якутии: сб. науч. трудов. Якутск: ЯНЦ, 1990. 116 с.
6. Окорокова В. Б. Поэтика юкагирского романа. Saarbrucken: LAP, 2011. 194 с.
7. Пархоменко М. Н. Роман семидесятых. М.: Художественная литература, 1987. 334 с.
8. Пошатаева А. В. Литературы народов Севера. М.: Наука, 1988. 170 с.
9. Рытхэу Ю. Перешагнув через века // Вопросы литературы. 1977. № 6. С. 4-8.
10. Санги В. Писатель из тайги // Кривошапкин А. В. Сын Чиктикана. М.: Детская литература, 1988. С. 3-5.
11. Смольников И. Современные легенды. М.: Наука, 1975. 104 с.
12. Тобуроков Н. Н. Андрей Кривошапкин: очерк жизни и творчества. Якутск: Северовед, 1995. 76 с.
13. Тобуроков Н. Н. Эвенское видение мира // Эвенская литература: сб. трудов / сост. В. Огрызко. М.: Литературная Россия, 2005. С. 197-214.
14. Хазанкович Ю. Г. Время-пространство в культурософском осмыслении (на материале литератур народов Севера). М.: МаксПресс, 2002. 230 с.
15. Харлампьева Н. И. Предисловие // Литература Якутии: сб. статей. Якутск: Бичик, 2005. С. 3-5.
POETICS OF A. KRIVOSHAPKIN'S PROSE
Vinokurova Antonina Afanas'evna, Ph. D. in Philology, Associate Professor Okorokova Varvara Borisovna, Doctor in Philology M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk antonina-vinokurova@bk. ru; bokorsaisar@mail. ru
The article examines the contribution of the national writer of Yakutia A. V. Krivoshapkin to the development of the Even prose and the Northern peoples' literatures on the whole. A. Krivoshapkin is a prominent prose writer, author of historical, social-psychological and philosophical novels. The writer aims to describe the life of his compatriots and to reconstruct their history. Ethnographism, folklorism and historicism of his works constitute the originality of the Even novel. It is shown that the novelist reconstructs the Even national character, psychologically convincingly reveals the image of a modern human.
Key words and phrases: literatures of the Northern peoples; genre; plot; image; poetics; folkloric traditions; ethnographism; historicism; A. Krivoshapkin.