Научная статья на тему 'АРХЕТИПЫ И ИХ ОБРАЗНЫЕ РЕАЛИЗАЦИИ В ПОЭЗИИ И.М. ГОГОЛЕВА'

АРХЕТИПЫ И ИХ ОБРАЗНЫЕ РЕАЛИЗАЦИИ В ПОЭЗИИ И.М. ГОГОЛЕВА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
поэзия / образ / автор / авторское «я» / лирический субъект / ментальность / мифопоэтика / архетип / национальное самосознание / индивидуальный стиль / poetry / image / author / author's identity / the lyrical subject / mentality / myfopoetics / archetype / national consciousness / individual style

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ефремова Е.М.

В статье намечаются предпосылки углубленного изучения творческого наследия народного поэта Якутии И.М. Гоголева (1930-1998) в аспекте проблем мифопоэтики. Поэтика мифа является характерной отличительной чертой индивидуально-авторского стиля писателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHETYPES AND IMAGINATIVE IMPLEMENATION IN POETRY OF I.M. GOGOLEV

The article outlines the prerequisites of an in-depth study of the artistic heritage of the national poet of Yakutia I.M. Gogolev (1930-1998) in the aspect of myfopoetic. The poetics of myth is a characteristic hallmark of the author’s individual style.

Текст научной работы на тему «АРХЕТИПЫ И ИХ ОБРАЗНЫЕ РЕАЛИЗАЦИИ В ПОЭЗИИ И.М. ГОГОЛЕВА»

The scientific heritage No 16 (16),2017 ется образ оленя. Олень - очень древний священный символ для северных народов, олицетворяющий источник жизни, силу и благородство, отвагу и чистоту. «Олень для эвена и других северных этносов - это основа жизни. Без оленя они никто. Без оленя они исчезнут как этносы. Тысячу раз правы те, кто считал и считает, что олень - пища, одежда и жилище для северянина. Другого такого животного, как олень, по степени жизненной необходимости и пользы не существует» [3, с. 5].

Мифопоэтическая природа произведений сочетает в себе два аспекта: диахронический и синхронический, при этом рассказ о прошлом становится средством объяснения и познания настоящего. В романе «Золотой олень» поднимаются проблемы нравственности, возрождения традиций, судьбы будущих поколений, экологии, бережного отношения к природе. Писатель создает контраст между современным обществом, его ценностями и главным героем Айняри, возвышающимся над трагическими противоречиями времени. Рисуя образ благородного белого оленя Гялтане как полноправного сознательного героя романа, тонко раскрывая его внутренний мир, психологию, красоту, автор задает вопрос своему современнику: «Продолжится ли род Гялтаня и будет ли он согревать жизнь будущих поколений эвенов?!»[1, с.450]

Важнейшей характеристикой северного текста литературы малочисленных народов Севера Якутии является мифопоэтичность художественного пространства, притчеобразность, создание своей оригинальной системы мифологем, интерпретация таких фольклорных и этнических пластов национального сознания, где еще живы элементы мифологического миросозерцания.

Художественная картина мира, заключенная в том или ином региональном литературном сверхтексте, включает в себя совокупность ландшафтных характеристик, пейзажных образов, специфику индивидуально-авторского я, аспектов категории пространства и времени, движения, этноментальных особенностей. Отражая своеобразие менталитета региона текст связан с одной стороны, с индивидуально-авторским, субъективно-личностным образом мира, а с другой с общенациональной картиной мира.

Концептуализация образов северного текста неразрывно связана с географическими и климатическими особенностями арктической цивилизации в историческом, геопоэтическом, антропологическом, философско-эстетическом, культурогенном отношении, и доминирующие черты этих образов имеют символическое осмысление.

Значимость понятия «север» в северной литературе Якутии заключается не только в географических, территориальных границах, но в большей степени в символических смыслах, заложенных еще в историко-культурной памяти народа.

Таким образом, в центре внимания творчества А.Н. Кривошапкина находится сама личность северного человека, его внутренний мир, различные культурно-социальные противоречия, поскольку разрыв человека с природой неминуемо приводит к социальным катаклизмам.

В целом, северный текст в современной гуманитарной науке исследуется в широком контексте, во всех семиотических системах, творениях материальной и духовной культуры народа, т.е как вся совокупность порожденных Севером или связанных с ним явлений духовной и культурно-исторической жизни. Поэтому предметом анализа может быть изобразительное и сценическое искусство, кинематограф и другие сферы культуры. Одним из перспективных направлений в этом аспекте считается привлечение нового «северного текста», который позволит наметить более широкие возможности сравнительно-исторического и типологического исследования.

Список литературы

1. Кривошапкин А.Н. Золотой олень. Якутск : Кн. изд-во, 1990. 455 с.

2. Кривошапкин А.Н. Кочевье длиною в жизнь. Якутск: Бичик, 2000. 332 с.

3. Кривошапкин А.Н. Оленные люди. Якутск: Бичик, 2013. 341 с.

4. Кривошапкин А.Н. Песни севера: Стихи. Якутск: Бичик, 1995. 79 с.

5. Кривошапкин А.Н. Уямканы идут на Север: Повесть / Пер. с эвен. В. Крупин // Полярная звезда, 1986. № 6. С. 14

АРХЕТИПЫ И ИХ ОБРАЗНЫЕ РЕАЛИЗАЦИИ В ПОЭЗИИ И.М. ГОГОЛЕВА

Ефремова Е.М.

научный сотрудник сектора литературоведения ИГИиПМНС СО РАН,

кандидат филологических наук

ARCHETYPES AND IMAGINATIVE IMPLEMENATION IN POETRY OF I.M. GOGOLEV

Efremova E.M.

researcher, study of literature, Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North Russian Academy of Sciences Siberian Branch

Аннотация

В статье намечаются предпосылки углубленного изучения творческого наследия народного поэта Якутии И.М. Гоголева (1930-1998) в аспекте проблем мифопоэтики. Поэтика мифа является характерной отличительной чертой индивидуально-авторского стиля писателя.

38 The scientific heritage No 16 (16),2017

Abstract

The article outlines the prerequisites of an in-depth study of the artistic heritage of the national poet of Yakutia I.M. Gogolev (1930-1998) in the aspect of myfopoetic. The poetics of myth is a characteristic hallmark of the author's individual style.

Ключевые слова: поэзия, образ, автор, авторское «я», лирический субъект, ментальность, мифопоэ-тика, архетип, национальное самосознание, индивидуальный стиль.

Keywords: poetry, image, author, author's identity, the lyrical subject, mentality, myfopoetics, archetype, national consciousness, individual style.

Художественное творчество народного поэта Якутии И.М. Гоголева - Кындыл представляет собой уникальный исследовательский материал, требующий комплексного литературоведческого анализа, апробации новых методов и подходов в раскрытии особенностей индивидуально-авторского стиля. И. Гоголев внес значительный вклад в развитие трех родов якутской литературы - поэзии, прозы, драматургии. Однако, прежде всего, существенен его вклад в области национального поэтического искусства слова. Начало творческого пути народного писателя относится к 1950 г., а более интенсивное развитие получает в 1960-1970 гг. Как отмечают исследователи, И. Гоголев проложил в якутской поэзии новое стилевое направление [3, с. 133], которое в творчестве поэта проявляется «<...> в аспекте взаимодействия реалистических и романтических стилевых начал с явным преобладанием романтического, проявившегося в экспрессивной, яркой и метафорической образности, склонности к романтическому обобщению и аналитичности, к интеллектуально-философской напряженности стиха, соединении романтической патетики с лирической публицистикой» [2, с. 23]. К изучению творчества И. Гоголева обращались М.Г. Михайлова, Н.З. Копырин, Д.Е. Васильева, А.А. Бурцев. Проза писателя рассматривается в работах Д.Т. Бурцева, Е.В. Федорова, В.Б. Окороковой, А.Н. Мыреевой, С.Е. Ноевой, драматические произведения исследованы М.А. Кириллиной [4]. Наиболее полный литературоведческий

анализ поэтического наследия писателя представлен в работах Н.Н. Тобурокова, П.В. Сивцевой - Максимовой, М.Н. Дьячковской, вопросы циклизации отмечаются в монографии Яковлевой В.Д. В исследованиях убедительно раскрываются тематическое, жанровое, стилевое своеобразие лирики поэта, изучаются тропы, типы поэм, циклы лирических стихотворений. Отсутствие в литературоведческой науке Якутии специального комплексного исследования специфики авторского «я», мифопоэ-тики, образности творчества И. Гоголева с точки зрения современных теоретических тенденций значительно актуализирует выбранную тему.

В якутской поэзии 60-70-х гг. замечается отчетливое стремление к философскому осмыслению окружающей действительности, находящее своеобразное художественно-эстетическое отражение в содержании и форме произведений, в таких качествах поэзии, как аналитичность и медитативность. Это стремление выражается, с одной стороны, в единении лирической публицистики с философскими обобщениями, романтической приподнято-

сти, экспрессивности с конкретным ощущением реальности; а с другой - в обращении к новым стилевым возможностям стиха, как условная метафоричность или сложная ассоциативность, к новым жанрам миниатюр философского содержания или трансформации и модификации жанров, имеющихся в арсенале якутской поэзии [2, с. 24].

В поэзии Ивана Гоголева раскрывается особая мифопоэтическая картина мира, основанная на обращении к характерным мифологическим мотивам, стереотипам, универсалиям, образам. При этом в качестве основного системообразующего фактора определяется раскрытие специфических архетипи-ческих образов с их глубинной и ментальной связью с особенностями национального фольклора.

Во многих произведениях писателя основой философской мысли выступает именно метафорический образ. В поэзии автора формируется своеобразная система архетипических образов: Гора (Куннээх хайа, Чочур мыраан), Великая река (Лена, БYЛYY), Солнце (Кун), Матушка земля (Ийэ сир), Священное дерево (Аал Луук мас), Родная речь (Ийэ тыл), Сердце (СYрэх), Олонхо, Хомус, Коновязь (Сэргэ) и др. Образы архетипы формируют особенности мировоззрения, основные парадигмы индивидуального творческого стиля народного поэта. Посредством художественного воплощения ар-хетипических образов реализуются особые понятия ментального, сакрального значения. К примеру, характерной эстетикой, определенным национальным колоритом отличается динамично развивающийся образ коновязи (сэргэ). Образ занимает особое место в раскрытии и развитии фабулы художественных произведений писателя («Саха балагана» («Юрта»), «Сэргэ» («Коновязь»), «Ыалдь-ытымсах Саха сирэ сэргэттэн са§аланар» («Гостеприимная земля Якутии начинается с коновязи») и др.). Художественный образ сэргэ символично приравнивается к обобщенному понятию народ и получает значение сверхобраза: 'Атаас, тохтоон ааЫгах эрэ / Эргэ сэргэ аттыгар, / Уhулуох бэргэhэбитин, / Былыр манна баайылланнар / Уос-куйаллар этэ жин / Тыал CYYPYкmэр уу дьоруолар. /Аар сэргэ§эуоскуйбаттара/Айан эрэ микэлэрэ, / Уоскуйарга дылылара / Дьон аймаммыт CYрэ-хтэрэ' 'Друг, давай остановимся рядом / Со старинной коновязью, / Снимем свои головные уборы, / Здесь в древние времена / Останавливались, отдыхали / Быстрые, как ветер скакуны / Рядом со священной коновязью не отдыхали / Только путники, которые спешили / Рядом со старинной коновязью успокаивались / Тревожные сердца людей' (дословный перевод с якутского на русский наш - Е.Е.) [1]. Образ сэргэ как центральный символ в этногенезе

The scientific heritage No 16 (16),2017

саха раскрывается в качестве основного архетипа моделирующего национальную картину мира в лирике поэта.

Особым значением наделяются образы Олонхо, Аал Луук Мас («Баай rnhu6uH» («Я богатый человек»), «Хотугу дьон» («Северные люди»), «Саппыйалаах ийэ буор», «Терут буор» («Родная земля»), «Быраhаай ийэ дойдуом» («Прощай, родимая земля»), «О§о caahbrn балагана» («Юрта моего детства») и др.). Реализация мотивов в отмеченных произведениях связана с глубинными особенностями мировосприятия, сознания человека, которые соотносятся с такими понятиями как история, культура, память народа. Раскрытие переживаний лирического героя в контексте истории, фольклора народа актуализирует категорию национального в произведениях И. Гоголева. При этом фольклорный и мифологический контекст используются автором для создания наиболее этнически значимых образов.

На фоне многочисленных воплощений архети-пически значимых образов выделяется образ Солнца (Кун) («Олонхо дойдутун уолунабын» («Я сын земли Олонхо»), «Мин бэйэм айыл§абын» («Я сама природа»), «Лена§а олоробун» («Живу на Лене»), «Лена очуостара» («Утесы Лены»), «Кы-расыабай буола уерэн...» («Научись быть красивым»), «Санаа§ын тYhэримэ» («Не отчаивайся»), «Кун» («Солнце»), «Улэ» («Работа»), «Куба елYYтэ» («Смерть лебедя»), «Олонхо уолунабын» («Я сын Олонхо»), «Ытыс дьэдьэн» («Горсть земляники»), «Мин эйиигин таптыыбын» («Я тебя люблю»), «Олоробун» («Живу») и др.). Архетип

_39

Солнца является одним из основных понятий художественного мировоззрения писателя. Олицетворение образа солнца наблюдается с ранней лирики и динамично развивается на протяжении всего поэтического творчества. Аспекты раскрытия образа многогранны, начиная с элементарного символического перевоплощения до глубокого философского, ментального содержания, значения.

В статье намечены лишь некоторые предпосылки дальнейшего углубленного изучения творчества народного писателя в данном направлении. И. Гоголев мастерски сохраняет связь между архети-пическими, фольклорными, мифологическими и лирическими образами. Архетипические значения актуализируются в поэзии автора в сюжете, образе и мотиве произведений. Идейно-образная взаимосвязь художественного мира И. Гоголева с поэтикой мифа является основной отличительной чертой индивидуально-авторского стиля.

Список литературы

1. Гоголев И.М. вксекулээх сэргэ. Хо^он-нор. Якутск: Кн. изд-во, 1979. 430 с.

2. Дьячковская М.Н. К постановке проблемы художественного стиля и метода в поэтическом творчестве Ивана Гоголева // Проблемы творчества И.М. Гоголева - Кындыл: поэзия, проза, драматургия. Якутск: Изд-во ИГИ АН РС (Я), 2004. С. 22-34

3. Максимова П.В. Жанровая типология якутской поэзии. Вопросы эволюции и классификации форм. Новосибирск: Наука, 2002. 252 с.

4. Кириллина М.А. Якутская комедия: типология и жанровая динамика. Новосибирск: Наука, 2014. 116 с.

КОМЕДИЯ-ТРИЛОГИЯ И.М. ГОГОЛЕВА «НААРА СУОХ» В КОНТЕКСТЕ НАРОДНОЙ

СМЕХОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Кириллина М.А.

Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН,

научный сотрудник, канд.филол.н.

THE COMEDY-TRILOGY "NAARA SUOKH" OF I.M. GOGOLEV AND THE POPULAR HUMOR

AND FOLK CULTURE

Kirillina M.A.

Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North of the Siberian Branch of the

Russian Academy of Sciences, Ph.D.in Philology.

Аннотация

Статья посвящена исследованию элементов народной смеховой культуры в комедиях И.М. Гоголева-Кындыл. Определяются особенности проблемно-тематического содержания, драматургического конфликта комедии-трилогии «Наара Суох». В ходе анализа выявляются доминирующие признаки народной комедии: амбивалентность смеха, использование приема маски, переодевания, розыгрыша.

Abstract

The article is examines the elements of popular humor and folk culture in the comedies of I.M. Gogolev. The features of problem-thematic maintenance, dramaturgic conflict of comedy-trilogy of "Naara Suokh" are determined. The dominant signs of folk comedy come to light: ambivalence of laugh, use of reception of mask, "changing clothes", drawing.

Ключевые слова: якутская комедия, народная смеховая культура, амбивалентность смеха, прием маски, «переодевания».

Keywords: Yakut comedy, popular humor and folk culture, ambivalence of laugh, reception of mask, "changing clothes", drawing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.