Научная статья на тему 'Этноспецифичные концепты как отражение национального характера в индивидуально-авторской картине мире И. М. Гоголева'

Этноспецифичные концепты как отражение национального характера в индивидуально-авторской картине мире И. М. Гоголева Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
32
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
авторское сознание / авторское «я» / лирический герой / архетипы / концепты / национальный характер / индивидуальный стиль. / author's consciousness / author's "I" / lyric hero / archetypes / concepts / national character / indi- vidual style.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ефремова Е. М.

Раскрываются особенности функционирования образов архетипов, концептов в поэзии народного поэта Якутии И.М. Гоголева. Констатируется, что в творчестве автора формируется оригинальная поэтическая система, содержащая определенный ряд художественных концептов, кодов, логических обобщений, самобытной метафорической образности как особых категорий несущих характерную национальную специфику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOSPECIFIC CONCEPTS AS A REFLECTION OF THE NATIONAL CHARACTER IN THE INDIVIDUAL AUTHOR'S PICTURE OF THE WORLD OF I.M. GOGOLEV

Features of functioning of images of archetypes and concepts in the poetry of the national poet of Yakutia I. M. Gogolev are revealed. It is stated that an original poetic system is formed in the author's work, which contains a certain number of artistic concepts, codes, logical generalizations, original metaphorical imagery as special categories bearing characteristic national specifics.

Текст научной работы на тему «Этноспецифичные концепты как отражение национального характера в индивидуально-авторской картине мире И. М. Гоголева»

<<ШУШетиМ~^©У©Ма1>#Щ63)),2©2© / PHILOLOGICAL sciences

УДК: 821.512.157:82.091

Ефремова Е.М. Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11748 ЭТНОСПЕЦИФИЧНЫЕ КОНЦЕПТЫ КАК ОТРАЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКОЙ КАРТИНЕ МИРЕ И.М. ГОГОЛЕВА

Efremova E.M.

The Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences

ETHNOSPECIFIC CONCEPTS AS A REFLECTION OF THE NATIONAL CHARACTER IN THE INDIVIDUAL AUTHOR'S PICTURE OF THE WORLD OF I.M. GOGOLEV

Аннотация.

Раскрываются особенности функционирования образов архетипов, концептов в поэзии народного поэта Якутии И.М. Гоголева. Констатируется, что в творчестве автора формируется оригинальная поэтическая система, содержащая определенный ряд художественных концептов, кодов, логических обобщений, самобытной метафорической образности как особых категорий несущих характерную национальную специфику.

Abstract.

Features offunctioning of images of archetypes and concepts in the poetry of the national poet of Yakutia I. M. Gogolev are revealed. It is stated that an original poetic system is formed in the author's work, which contains a certain number of artistic concepts, codes, logical generalizations, original metaphorical imagery as special categories bearing characteristic national specifics.

Ключевые слова: авторское сознание, авторское «я», лирический герой, архетипы, концепты, национальный характер, индивидуальный стиль.

Keywords: author's consciousness, author's "I", lyric hero, archetypes, concepts, national character, individual style.

Фольклорные образы, сохраняя свое устойчивое содержание, обогащают поэтическое творчество И. Гоголева в плане образности, сюжетов, кон-цептологии. Формируется характерная индивидуально-авторская картина мира, основанная на глубинных фольклорных, мифологических, архаических и этнических предпосылках. Якутская мифология как первый тип образного отражения действительности находит свое преломление в поэзии автора посредством свободных и вольных импровизаций на мифологические сюжеты. Основу образцовых крупных произведений И. Гоголева составляет модифицированный мифологический сюжет («Исповедь Аал Луук мас», «Чочур Мыраан», «Письмена на бивне мамонта», «Песнь о Лене» и др.) [2]. В отличие от традиционных мифологических произведений якутского фольклора, интерпретированные авторские варианты текстов отличаются обилием метафорических организаций, расширением и углублением пространственно-временной структуры, адаптацией субъектно-об-разной сферы. Проблема авторской интерпретации автохтонных мифологических сюжетов в литературный контекст требует углубленного рассмотрения с точки зрения исторического, сравнительно-типологического, текстологического и др. аспектов, что не входит в задачи предложенной статьи. Однако важно подчеркнуть основные парадигмы исследования в данном ракурсе, предполагаемые

перспективы с целью продолжить и расширить дальнейший анализ в намеченном направлении.

На основе древних мифологических сюжетов, обычаев, культуры и истории родного народа И. Гоголев создает яркие образцы поэтических произведений, где фольклорные и исторические реалии гармонично сочетаются с раскрытием глубокой философской мысли. В результате формируется оригинальная система метафор, архетипов, концептов и поэтических универсалий, которые на общем фоне лирических образов выделяются особым национальным колоритом. Лирика И. Гоголева отличается обилием этноспецифичных концептов, основанных на самобытных проявлениях народного мировидения и национального характера (великая гора 'Чочур Мыраан', священное дерево 'Аал Луук Мас', священная гора 'ЫтыкХайа', священное место 'Ытык Сир', великая река 'QлYвнэ', 'БYЛYY', Солнце 'Кун', Родная земля 'Ийэ буор', Родное слово 'Ийэ тыл', коновязь 'Сэргэ', 'Кумыс', Хо-мус' и др.). Воссозданные образы с архетипическим значением обладают с одной стороны уникальным индивидуально-авторским смыслом, заложенным творческой ментальностью И. Гоголева как автора образцов глубинной философской лирики, и с другой воспринимаются как базовые культурные концепты и коды, наделенные природным свойством универсальности при восприятии и осмыслении мироздания в целом.

РН1ШШ01САЬ 8С1Е1ЧСЕ8 / <<€(ОУШ(Ш1иМ=^ШШа1>#ЩбадШЭ

При создании концептуальной мифологической картины мира архетипические образы в поэзии автора имеют характерную сюжетообразую-щую, композиционную, смыслопорождающую функцию. Например, в поэме «Чочур Мыран» (1978) посредством образа священной горы формируется особый пространственно-временной срез -лирический герой наделяется способностью перехода в ирреальное пространство. Он может «сжимать» и «растягивать» время внутри текста, а также останавливать его. Благодаря поэтизации архетипи-ческого образа с особым сакральным значением 'Чочур Мыраан' категория мифологического времени получает наиболее выраженное отражение. Поэту удается легко и свободно реализовывать пространственные перемещения внутри текста, переходить от одного времени к другому, что дает сравнительно большие возможности углубления идеи произведения.

Особый национальный колорит в наиболее ранней лирике писателя придают стихотворения («Ысыах», «Коновязь», «Родная земля», «Сын земли Олонхо», «Якутский балаган» и др.) [2]. Для наиболее адекватного понимания и восприятия идейно-содержательного аспекта анализа текстов целесообразно условное разграничение понятий «первичного и вторичного концептов» [1, с. 3]. В якутской поэзии образы Олонхо, Чороон, Сэргэ, Хо-мус соотносятся к образам архетипам с архаичным глубинным контекстом (как первичный концепт

культуры). И. Гоголев, основываясь на базовых образах национальной архаичной культуры, раскрывает в произведениях индивидуально-авторскую картину мира, где фольклорные и мифологические образы, сохраняя свое исконное значение, творчески интерпретируются в авторском варианте, в результате которого в поэтической системе автора формируются ключевые этноспецифичные лирические концепты вторичного типа ('хомус ырыата', 'квMYЛYвк уота', 'саха око5о' и др.).

Таким образом, И. Гоголев как писатель с неординарным поэтическим почерком и высокой поэтической культурой вбирает коллективный опыт своего народа и изображает самобытную поэтическую модель авторского мира с присущими только ей особенностями. Идейно-тематический аспект произведений сосредотачивается на раскрытии особенностей национальной, ментальной культуры народа. При этом автор специально выделяет и подчеркивает характерные этноспецифичные концепты, обладающие культурно значимым содержанием и особой ментальной культурой.

Список литературы

1. Башкеева В.В. Введение // Концепты в литературе Бурятии транзитивного периода. Коллективная монография. Улан-Удэ: Изд. БГУ, 2011. С. 3-9

2. Гоголев И.М. Талыллыбыт аймньылар хо-муурунньуктара. Якутск: Бичик, 2005. Т.1. 304 с.; Т.2. 400 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.