УДК 821.512.157.-312.1.09.
А. Н. Мыреева
ФИЛОСОФСКИЙ РОМАН В ЯКУТСКОЙ ПРОЗЕ 1990-Х ГГ. ХХ ВЕКА
Рассмотрено возникновение жанра философского романа в творчестве И. М. Гоголева-Кындыла. Каждый роман писателя своеобразен и несет черты нового романного мышления. Философский роман утверждает общечеловеческие ценности, романы И. М. Гоголева основаны на национальных мифосинкретических структурах, выраженных в архетипи-чески вечных образах, представляющих собой синтез мифа и истории, реальности и фантастики, земного и космического, что позволяет автору показать многогранность мира, бесконечную правду жизни.
Ключевые слова: жанр, роман, философский, романное мышление, мифосинкретический, миф, история.
A. N. Myreeva
The philosophic novel in the Yakut prose of 1990th years of the XX th century
The origin of the philosophic novel genre in works of I. M. Gogolev-Kyndyl is observed. Each novel of the writer is specific and has new novel thinking features. A philosophic novel affirms human universal values. The novels of I. M. Gogolev are based on the national mythosyncretic structures expressed in archetypically eternal images representing themselves as the synthesis of myth and history, reality and fantasy, earthly and cosmic that allows the author to show the multisided world, the interminable truth of life.
Key words: genre, novel, philosophic, novel thinking, mythosyncretic, myth, history.
В якутской прозе последнего десятилетия ХХ века наблюдаются явления, о своеобразии которых убедительно свидетельствуют романы И. Гоголева, которым более всего присущ «новый тип художественной мотивировки сущности бытия» [1. с. 253]. Якутский автор следует по пути «магического реализма» в мировой литературе ХХ в., характеризуемого именами Ж. Амаду, Г. Маркеса, Ч. Айтматова и др., общими усилиями которых были выработаны типы сознательного интеллектуалистического использования мифа в прозе.
Современный мифологизм тесно связан с философским художественным мышлением, характеризуется слиянием субъективного и объективного, фантастического и реального, рационального и иррационального. Проблематику романов писателя отличает напряженность нравственно-философских исканий. Автора волнует весь спектр мироввозренческих вопросов, стоящих перед современным человеком. Герои И. Гоголева ищут ответ на самые насущные вопросы бытия: смысла человеческого существования, вечного противостояния добра и зла, земли и неба. Существенное место в этих размышлениях занимают проблемы веры, по известным причинам не затрагивавшиеся в литературе предыдущих десятилетий.
МЫРЕЕВА Анастасия Никитична - д. филол. н., доцент, ст. научн. сотрудник сектора литературоведения Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов севера СО РАН.
E-mail: [email protected]
Первый опыт широкого эпического повествования в творчестве писателя представлен в форме романа-трилогии «Черный стерх» (1977-1987) [2]. В
произведении в сложном переплетении реалистического и фантастического, этнографического и социально-бытового начал показана жизнь якутского народа в начале ХХ века. Первый роман писателя отличает тяготение к традиционному реалистическому повествованию.
В основе сюжетно-композиционной структуры романа сложное переплетение судеб разных героев, реальных и легендарных: шамана-ойууна, удаганки, олонхосута-сказителя, народного философа. В воссоздании ментального «портрета» народа саха в начале ХХ века значимы концепты: «олонхо»,
«сэргэ», «балаган» (юрта), «хомус». В концептосфере национального мира в романе они являются опорными символами, несущими важную нагрузку в сюжетно-композиционной организации, в характеристике героев.
В романе расширяется философское содержание метафоры «Черный стерх», это не только нереализованные таланты, но и отсталость, темнота прошлой жизни народа. Главный герой видит цель своей жизни в борьбе против «черного стерха», за просвещение и культурное развитие родного народа.
Авторское начало определяет эмоциональность и лиризм повествования. В речах героев романа звучат мысли, ставшие лейтмотивом всего творчества писателя. Идея определяющего значения в жизни народа родного языка претворена во всей сложности
проблематики, в судьбах основных героев. Они убеждены, что именно в мудрых созданиях народного поэтического творчества выразились нравственноэстетические идеалы народа, тяга к прекрасному.
Сопоставляя судьбы шамана и олонхосута, автор видит высокое предназначение народного сказителя в служении добру, в умении силой волшебного слова утверждать веру в жизнь, в добрые начала. В предании о Дьырылаан удаганке героиня игрой на хомусе, пением, алгысом-благословением облагораживает сердца, спасает, исцеляет страждущих. Старинный музыкальный инструмент хомус символизирует стремление народа к прекрасному, служение идеалам добра и красоты. Струны хомуса связуют времена и поколения, воплощая ментальную память народа.
В системе персонажей в романе особенно значимы рефлектирующие герои: Хабырыыс, старец Никон, Моолой. Народный философ Моолой утверждает, что мысли философа как звезда в ночи освещают путь к знанию, а слово философа, как молния, очищает все вокруг. Политссыльный Староверов признается, что понять душу якутского народа, его философию и нравственные заповеди ему помогли сказки, предания и олонхо. Мысли о роли родного языка дополняются убеждением в спасительной силе веры. Так, старец Никон проповедует, что доброе слово может спасти мир, а сам человек способен приблизиться к богу, если душой и разумом воспримет мудрость веры.
Таким образом, в этом первом романе поставлены проблемы и проявились художественные особенности, получившие развитие в последующих романах писателя.
Новая ступень в развитии романного мышления И. Гоголева представлена в романе «Богиня милосердия» (1993) [3]. Специфика новой художественной мысли определяет особенности композиционной и образной структуры произведения.
Автор закономерно во главу угла выдвинул традиционные нравственно-философские, религиозные представления народа саха, выраженные в вере в Айыы - в верховные божества, в вере в три кута человека, составляющие его суть (буор кут, ийэ кут, салгын кут - земляная душа, материнская душа, воздушная душа).
Раздумья о судьбе родного языка составляют концептуальную основу романа «Богиня милосердия». Главного героя - учителя якутского языка Кулугуна более всего волнует участь родного языка. Он убежден: в судьбе языка - судьба народа, они теснейшим образом связаны.
С центральной проблемой в романе связаны раздумья о нравственных ценностях народа: ведь по верованиям саха, в языке - душа народа, его жизненная сила - «кут-сюр». А материнская душа (ийэ кут) это и есть дух родного языка, без чего не может жить
человек. Если исчезнет язык, гибнет сам народа. В романе горячо выражен призыв о необходимости защиты, спасения родного языка. Вновь в центре концепты «олонхо», «сэргэ», «хомус», освещаемые в тесной связи с основной проблематикой. В этом же русле и предание о СэИэн Сэрбэкэ, имевшем семерых сыновей. Главное богатство, которое он оставил в наследство своим детям - это три клада: три кута -салгын, буор, ийэ кут. Таким образом, в философской проблематике якутского классического романа раздумья о роли родного языка приобретают концептуальное значение.
В произведении, написанном в манере «магического реализма», реальное и фантастическое, историческое и мифологическое соседствуют, получая многозначность и сложный философский подтекст. В центре интеллектуально насыщенного повествования - герои философского склада личности, много размышляющие о сути жизни, о сложных взаимоотношениях человека с окружающим миром в его многомерности и противоречивости.
Философия взаимоотношений человека и времени организует сложную структуру романа, состоящего из глав-новелл. В конкретных судьбах показаны приметы исторической эпохи: кровавые конфликты граж-
данской войны, годы политических репрессий, трагедия народа в период Великой Отечественной войны, противоречия в общественной жизни послевоенных десятилетий. Волны времени проходят через судьбу, душу человека. Скрепляет новеллистическую структуру произведения образ главного героя.
Единство сложного внутреннего мира произведения определяет авторская гуманистическая концепция, выраженная в вере в человека, в разумные начала жизни: какие бы трудные испытания ни выпали на долю человека, он в любых обстоятельствах должен сохранить свою человеческую суть, не потерять веры в жизнь.
Судьба главного героя автобиографична. Безмерное горе отца, потерявшего сына, передано в романе психологически проникновенно, наполняясь высоким трагическим накалом. Для романа характерно обилие монологов и диалогов. Как монологи-исповеди воспринимаются так и не прочитанные письма отца к сыну. В письмах героя переданы сокровенные думы автора: о предназначении человека, о роли природы в формировании нравственных основ личности, об истоках народной культуры, о родном языке. Как стихотворение в прозе звучат слова о любви к родному языку.
Многопланово раскрывается в романе одна из центральных проблем современности - экологическая. Определяющими в мировоззрении северного народа являются взаимоотношения человека с природой. Герой романа делает для себя важное открытие: «В
мгновения, когда душой сливаешься с природой, кажется, что это и есть настоящее земное счастье» [3, 71]. Он воспринимает жизнь как бесценный дар и в то же время как неразгаданную тайну бытия.
Уроки нравственного отношения к природе КулуИун получил от деда - народного мастера, который ставил сэргэ как знак преклонения перед родной матерью-природой. Благодаря близости к природе слепой КуйуЬутар стал великим олонхосутом, «прозрел» сердцем и увидел красоту окружающего мира. Мудрость сердца, учат старые люди, в том, чтобы поклоняться родной природе, беречь ее, как свою душу.
По сравнению с романом «Хара Кыталык» в этом произведении меняется характер пейзажных описаний, в них больше динамизма. Природа на страницах романа всегда одушевлена: живет, дышит, чувствует, сопереживает человеку. Таковы картины первого снега, зимы и пр.
В выявлении гуманистической концепции романа важное значение приобретают диалоги персонажей, ведущих напряженный разговор о смысле жизни, о вере, о судьбе земной цивилизации. Одним из первых в современной якутской литературе И. Гоголев вводит в проблематику своих романов мысли о роли христианства. Герой романа - писатель - убежден: «Настоящий поэт должен быть для своего народа подобен Христосу», ведь он любил людей не только в своем учении, а всей душой, пожертвовал собой ради них.
Узловое значение в размышлениях героев приобретает диалог - диспут о роли веры. Учителя человечества - Будда и Христос - наставляли, что главной силой, способной утвердить на земле мир и добро, является вера. Здесь появляется мотив веры в единого бога: каждый человек должен иметь в душе своего бога.
В романе «Богиня милосердия» в выражении философской концепции определяющее значение приобретают предания и мифы. В целом фольклорная поэтика как стилеобразующее начало в прозе И. Гоголева приобретает новые глубинные качества, органичность. Символическим смыслом наполнено предание об удивительном человеке Ураты, который до всего стремился доходить своим умом и в поисках правды, настоящей веры на земле добрался до самого Папы Римского. В ответ на свой вопрос, где находится бог, он услышал: «Ты совершил беспримерный
мужественный поступок. Бог есть в душе твоей» [3, с. 140].
О загадках бытия герой романа беседует с пришельцем из космоса - Эгосом, который замечает: «Ваша самая большая мудрость в том, что все в окружающем мире воспринимаете как живое, имеющее душу» [3, с. 24]
В их диалоге возникает мотив хрупкости,
беззащитности жизни на земле: Эгос сравнивает
землю с высоты космической дали со слезинкой. Он предупреждает: если на земле не восторжествует доброе начало, человечество ждет вечная тьма -апокалипсис.
Произведение И. Гоголева трагично, трагическая нота определяется состраданием к людям, которые сами изгнали бога из своей души и тем самым привели к гибели родную природу, что показано в судьбе реки Вилюй.
Роман завершается преданием о людях, изгнавших богиню милосердия, явившуюся им в образе прекрасной девушки. Исходя из интереса сиюминутной выгоды, из корысти, персонажи легенды погубили свою приемную дочь. Глубоко современна тревога писателя о том, что дух наживы, торгашества может привести человека к предательству лучших идеалов, к потере нравственности. Итоговая мысль романа: только после тяжелых испытаний, ценой больших усилий человек сможет вновь обрести веру и к нему вернется богиня милосердия.
Таким образом, усиление общечеловеческого гуманистического начала привело в творчестве И. Гоголева к сочетанию экологической и нравственнофилософской проблематики, к слиянию реального и мифологического, фантастического и реалистического начал. В итоге появился первый в современной якутской литературе философский роман.
Новое нравственно-философское мышление, в основе которого мысль о единстве человека и природы, человека и космоса, о единстве всего рода человеческого, представлено в романе И. Гоголева «Третий глаз» (1999) [4].
Мифологическая основа пронизывает всю сложную структуру романа. Традиционные религиозные представления саха определяют философию народной жизни. Реальные герои действуют наравне с легендарными, мифологическими божествами Айыы: Урун Аар Тойон, Иэйэхсит Хотун (богиня милосердия), АйыыЬыт Хотун (богиня деторождения).
Особую стереоскопичность, глубинный философский смысл придают роману предания, легенды, мифы, свидетельствующие об углублении народнопоэтической основы творчества писателя и обогащении его концепции мира и человека. Историческое прошлое народа предстает в преданиях о Мунньан Дархане, Элляе и др. Опорными символами-концептами вновь выступают сквозные во всем творчестве писателя понятия: «сурэх харада» (зрение сердцем), «кун санаа» (солнечная мысль), «алгыс» (благословение), «уИус харах» (третий глаз), «айыы ытык маЬа» (священное дерево айыы), хомус и др.
Роман «Третий глаз» отличает лирико-философское начало, выраженное в самом авторском определении жанра произведения - «роман-поэма».
Мифологизированное повествование организовано по законам метафорической ассоциативности. Дискретность романного времени определила и своеобразие композиции романа, состоящего из трех частей. Если в первой части дано жизнеописание КыраИа -главной героини, то вторая часть уводит читателя в фантастическую страну солнца, а в третьей части действие происходит спустя несколько столетий. Сюжет основан на предании о шаманке-удаганке КыраИа с необыкновенной судьбой, в которой переплетаются реальное и фантастическое.
Главный философский вопрос о предназначении человека скрыт и в символике названия произведения: «Третий глаз» - это зрение сердцем, сверхчуткость ко всему. Народное идиоматическое выражение «УИус харах» - «третий глаз» синонимично понятию «зрение сердцем», сквозному в творчестве И. Гоголева, особенно в его размышлениях о взаимоотношениях человека с природой. В повести «Не руби сук, на котором сидишь» (1986) писатель выражает уверенность в том, что человек, «прозревший сердцем», не позволит гибнуть родной природе, спасет ее. Философское содержание понятия углубляется в романе: «Чем больше раскрывается зрение сердцем, тем яснее разум человека. Из всех чудес мира самое дивное -все видеть сердцем, крепче и надежнее всего -понимать сердцем».
Концепт «зрение сердцем» углубляется понятием «третий глаз». Отец, белый шаман, служитель светлых божеств - айыы, перед своей кончиной оставил дочери бесценный дар - умение видеть «третьим глазом». Кырага обрела возможность проникать в потаенную жизнь природы, умение слышать и понимать голоса птиц и деревьев, воспринимать связь времен как единый поток жизни в космическом пространстве. Став шаманкой, Кырага входит в особенные взаимоотношения с миром природы, благословляя все светлое и доброе в ней. Как предрекает хозяйка - дух горы, «по мере того, как будет раскрываться зрение сердцем, земля, природа все больше раскроются перед тобой».
Геокультурную картину края характеризуют сакральные места Якутии: Сайсары, Туймаада, Чучур Мыраан, река Лена и т.п. Своеобразие натурфилософии И. Гоголева проявляется в том, что природа показана в романе в постоянном движении, всегда одушевлена присутствием живого существа. Слитность человеческой жизни с окружающим миром природы показана в многочисленных пейзажных описаниях. Так, полно жизни описание летней ночи на реке: «Плыть ночью гораздо легче. От воды веет свежестью. Где-то гогочет гагара, без конца снуют утки, гуси, лебеди. Изредка по стремнине реки проплывает лось или олень. А на берегу неуклюже ворочаются медведи, или, сидя как человек, пристально смотрят на Кырага»
[4, с. 50].
Природа на страницах романа как бы дышит, обладает даром сопереживания. КыраИа кажется, что в теплый погожий день река поет, «кцн уотугар сылам-ныы Эбэ Хотун бэйэтэ ыллыыр курдук». Река то радуется под теплыми лучами солнца, то вздыхает тяжело, думая о своем потаенно-печальном, а гора -Эбэ Хайа стоит в ожидании разгадки вечной тайны жизни.
Система сравнений в пейзажных описаниях также основана на уподоблении явлений природы живым существам: северное солнце катится по небу как рыжая лисица, разветвления великой реки подобны оленьим рогам, а долина, окаймленная лесами, похожа на отдыхающую прекрасную женщину в дорогой собольей шубе. Сравнения, метафоры обусловлены особенностями миропонимания северного человека, национально определены. На страницах романа природа чаще предстает в зените цветения, в радостных светлых красках, выражая оптимистический пафос жизнеутверждения и гуманизм. Философское толкование в конечном итоге подводит к выводу, что многое во взаимоотношениях с природой зависит от самого человека. Перед юной девушкой встает вопрос о смысле жизни: на чем держится Срединный мир, в чем разгадка тайны бытия? «Почему эта земля названа подсолнечным миром? Наверное, она создана не для проклятия, а для благословения. А что рождает благословение? Только добро и любовь» [4, с. 50].
Опора на национальные эпические традиции определяет своеобразие стиля повествования, то, что называется прозопоэзией, - свободный переход от прозаического слога к поэтическому, порой грань между ними трудно различима. В прозе поэта существенную роль играет аллитерация, появляется внутренний ритм, слог отличают особая экспрессивность и насыщенность образными выражениями, что позволяет говорить о традициях эпического повествования, олонхо.
В структуре романа значимы песни, появляющиеся в самые патетические моменты. В мифологизированном повествовании поет не только человек, но и река, и птицы, и лес. Вот торжествующая песнь лиственницы:
Аан дойду иччитинии Подобно хозяину вселенной
АйхаллаИа турарбыттан Благословляя все,
Алыс да астынабын, Орто дойдум оИуорун Одуулуу турарбыттан Олус да уерэбин! (перевод наш - А.М.).
Любуясь всеми красками, Красоту срединного мира Радостно приветствую я!
Это поэтическое признание в любви к родной земле, восхищение ее красотой. Время-пространство
[5] в романе характерно для произведения, основанного на предании, мифологично, в нем мало конкретноисторических реалий. Как теплые лучи солнца неразделимо соединяют небо и землю, так в судьбе героини неразрывно переплелись прошлое, настоящее и будущее.
В современном мифологизирующем повествовании автор, опираясь на глубинные мифо-синкретические структуры мышления, порой сознательно идет на нарушение причинно-следственных связей, причудливо совмещая разные времена и пространства, основываясь на изначальных архетипических константах человеческого бытия и природы, таких, как огонь, солнце, гора, вода, детство, старость, смерть и т.п. Во второй части романа «Страна солнца» в описании фантастической страны прошлого все явления природы символизированы, архетипичны: страна солнца, храм радуги, часовня звезды. Подобно олонхо, время-пространство в романе воистину космично.
В мифологизирующем повествовании уместен мотив двойничества, «оборотничества» персонажей. Во второй части романа Кырага предстает как внук правителя страны солнца. Ее учитель - философ развивает мысли о предназначении человека: у каждого человека своя путеводная звезда, но он не должен быть слепым последователем идеи, учения, веры, а быть подлинно свободным: «Только у свободного человека развивается разум, что дает ему беззаветную отвагу. И тогда он становится настоящим богом на земле. Человек только тогда сможет полностью реализовать себя, когда его разум - душа заиграют всеми цветами радуги». С другой стороны, подлинная свобода не в том, чтобы освободить себя от всякой ответственности и замкнуться только на себе самом, что и стало причиной трагической гибели народа, как показано в этом фантастическом сюжете.
Многофункционален в романе центральный образ солнца, раскрывающийся и в символическом, и в реалистическом планах: «Кун дойдута» (страна солнца), «кун санаата» (солнечная мысль). В лирико-философской прозе И. Гоголева много света, доминирует идущий от народного миропонимания оптимизм, основанный на вере в человека. Высоким слогом воспевается в романе человек - «украшение земли»:
^мустээдэр кунду, Кунду таастаадар кэрэ ¥рун' кун анныгар єруу Yiye сана эрэ.
(перевод наш - А.М.).
Дороже золота,
Прекраснее дорогого камня В подсолнечном мире Лишь доброта человека.
что только у счастливого народа могут быть эпические сказания, передающиеся, как звонкое эхо, от поколения к поколению.
В чем же настоящее призвание свободного человека: «Главное - сказано в романе, - сеять в умах и сердцах людей свет мира - добра, учения -просвещения». Вера в разум и в добрую волю человека звучит в песне отца:
0рyhyйдэgинэ биМгини вршн єй6ут eрyhyйye, Абыраатадына биhигини Айыы санаабыт абырыа.
Если, что спасет нас, Только высокий разум И добрая воля айыы.
Основная идея романа выражена в словах Учителя: «Самое дорогое для человека - это родина, материнский язык, свобода». В произведении поэтически выражена непоколебимая убежденность автора в том,
Проблематика романа необычайно расширяется, в ней находят отклик многие сложные вопросы нашего времени. В новом свете представлена «философия» соотношения богатства и бедности, отличная от того понимания, которое еще недавно культивировалось в нашем обществе: «Прекрасное творение бога должно прожить достойно».
Одна из самых сложных проблем, поднятых в романе - это вопрос о взаимоотношениях различных верований, религий. Как главное в гуманистической концепции романа утверждается идея толерантности, терпимости, взаимопонимания. Мы являемся свидетелями того, как возрастает интерес к вероисповеданию разных народов. Судьба сблизила КыраИа с русским монахом Фомой-Богомолом. Человек глубоко верующий, Фома наставляет: «Бог есть доброта... Бог есть на земле. В моем сердце, в твоем сердце, в сердцах всех добрых людей».
Атаман утверждает, что у дикарей нет веры, что великая вера может быть только у великого народа. Фома-Богомол утверждает обратное: «На земле нет плохих народов. Все народы - дети бога, у всех народов есть искра божья, только надо суметь разглядеть ее».
Над сложными философскими, мировоззренческими вопросами размышляют в романе герои философского склада характера, такие, как Фома и Павел-Богомол, Учитель. Чаще всего это передается посредством приема внутреннего монолога. Правнук Фомы - Павел-Богомол много думает о противостоянии христианства и шаманизма и приходит к выводу: «На деле у них общие корни. Все религии и вероисповедания напоминают ветви одного священного дерева. Настоящий шаман уважаем в своем народе подобно сыну божьему» [4, с. 224].
Герой романа, а вместе с ними и автор, выражают уверенность в том, что наступит время, когда все народы на земле породнятся, только надо работать, приближать это будущее светом учения и доброты. Слова якутского писателя перекликаются с бессмертными строками великого Пушкина о времени,
когда «народы, распри позабыв, в великую семью соединятся».
Павел не может поверить в то, что вражда племен определена природой: «Нет плохих народов на
земле, у всех есть добрые качества, особенности, все тянутся к доброму, к светлому. Все они - дети солнца... Земля всем народам - добрая мать, а мать одинаково любит всех своих детей» [4, с. 224].
Он убежден, что не может быть диким народ, у которого бог — Мать-природа. Царя Михаила Федоровича Романова поражает мудрость якутской девушки. На вопрос, как выживают якуты в суровом краю, Кыраhа отвечает: живы водой и снегом, всем, что водится в воде и бегает по снегу, - и сыты, и одеты. Как показывает писатель, жестокие климатические условия определяют и находчивость, и выносливость народа.
Герои И. Гоголева считают самым большим грехом ненависть одного народа к другому. Когда после многих испытаний у КыраИа открывается «третий глаз», она убеждается, что непреложный закон природы — жить в мире, в согласии с другими народами: «Итинник улуу омугу кытта иллээхтик-
эйэлээхтик дьукаах олорор одун оноИуубут буоллада! Итинник омугу кытта эн-мин дэсиИэн сатаан ылыстахпытына-бэристэхпитинэ олохпут уйгулаах буолар, кулгаахпыт-харахпыт кэнииЬи!» («наше предназначение — жить в согласии с таким великим народом»).
В поэзии И. Гоголева особенное место принадлежит воспеванию самого светлого человеческого чувства - чувства любви. В романе «Третий глаз» вновь многопланово утверждается «философия» любви как закона жизни: «Все люди могут приблизиться к богу. Когда? Если они научатся любить, как бог, все живое и неживое. Только любовь делает человека богом. Только любовь наделяет человека чистым, высоким разумом, доброй душой. Только любовь делает человека по-настоящему свободным» [4, с. 166]. В народном предании Ньыка Харахсын, лишенная возможности любить, погибает.
Устами своих героев автор выражает убеждение в том, что никакая высокая цель, никакая великая идея не могут служить оправданием призыва к кровопролитию, вновь и вновь утверждая спасительную силу слова, благословения: «Айыы сирэ амарах алгыска турар» - «Земля айыы стоит на благословении». Нравственно-философская, гуманистическая концепция современного якутского автора близка идеям великих гуманистов прошлого, призывавших к всеединству, к братскому единению народов.
Как во всяком философском произведении, язык романа афористичен, в нем много пословиц, поговорок: «Таптыыр харах учугэйи эрэ таба керер» («любящие глаза видят только доброе»), «кылыс кыайбатадын ей кыайар» («что непосильно мечу, подвластно уму»), «норуот эрэллээх кэриэппэИэ — кини ыраады керуутэ» («надежная крепость народа — его умение предвидеть будущее»).
Так, в лирико-философском романе «Третий глаз» на основе органического синтеза мифа и истории, реального и фантастического планов выражена гуманистическая концепция веры в человека, в будущее народа. Нарастание интереса к общечеловеческим ценностям способствует формированию нового нравственно-философского планетарного мышления.
При своем своеобразии каждого из романов писателя, им всем присущи черты нового романного мышления, более всего проявившиеся в жанре философского романа, утверждающего общечеловеческие универсальные ценности бытия на грани двух веков.
Опора на мифопоэтические структуры расширяет жанрово-стилевые возможности современной реалистической прозы. Произведения якутского автора свидетельствуют, что современный мифологизм тесно связан с философским художественным мышлением.
Таким образом, есть все основания утверждать, что И. М. Гоголев-Кындыл является первооткрывателем жанра философского романа в якутской литературе. Писатель совершил в якутской романистике своеобразный творческий прорыв, создав целый ряд необычных, основанных на органичном усвоении народно-поэтических традиций и завоевании реализма в литературе ХХ века, лирико-философских романов, отличающихся высоким гуманистическим пафосом.
Л и т е р а т у р а
1. Волков И. Ф. Теория литературы: Учебное пособие для студентов и преподавателей. - М.: Просвещение, 1995. - 253 с.
2. Гоголев И. М. Хара кыталык: Роман. - Якутск: Кн. изд-во, 1977. - кн. 1. - 358 с.
3. Гоголев И. М. Иэйэхсити кэлэтии. Богиня милосердия. - Якутск: Кн. изд-во, 1993. - 272 с. (на якутском языке).
4. Гоголева И. М. Ггцс харах. Третий глаз. Роман-поэма. - Якутск: Бичик, 1999. - 240 с. (на якутском языке).
5. Проблеме хронотопа в романах И. Гоголева посвящена монография С. Е. Ноевой «Поэтика времени и пространства в романах И. М. Гоголева». - Новосибирск: Наука, 2009. - 119 с.