УДК 322
Дзантиева Фариза Сергеевна
аспирант кафедры финансов и кредита. Северо-Кавказский горнометаллургический институт (государственный технологический университет) farizal 990@mail .ru Fariza S. Dzantiyeva graduate student of Finance and Credit chair. Severo-Kavkazsky ore mining and smelting institute (state technological university) farizal 990@mail .ru
СЕТЕВЫЕ СТРУКТУРЫ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
NETWORK STRUCTURES IN BUSINESS:
MAIN TRENDS OF DEVELOPMENT AT THE PRESENT STAGE
Аннотация. В статье рассмотрены основные тенденции развития сетевых структур в предпринимательстве на современном этапе. Уточнена сущность сетевых структур в предпринимательстве, исследованы тенденции их развития на рубеже XX-XXI вв. По итогам проведенного исследования отмечено, что особенностью развития предпринимательских сетей стала их интеграция с другими видами сетей - маркетинговыми, торговыми, информационными и т.д.
Ключевые слова: предпринимательство, сетевые структуры, тенденции, развитие, разделение, кооперация, интеграция, формы организации.
Annotation. The article describes the main trends in the development of network structures in entrepreneurship at the present stage. Clarified the nature of network structures in the enterprise researched the market trends at the turn of XX-XXI centuries after the results of the survey indicated that the peculiarity of the development of entrepreneurial networks is their integration with other types of network marketing, trading, information, etc.
Keywords: business, network structures, trends, development, sharing, cooperation, integration, forms of organization.
Развитие предпринимательских сетей на рубеже ХХ-ХХ1 вв. оказывается в эпицентре преобразований в области менеджмента и экономики, проводимых в разных странах мира.
Под предпринимательской сетью в общем смысле понимается «группа компаний, связанных между собой по горизонтали или по вертикали» [1]. В ос-
нове их функционирования лежит партнерство участников, что позволяет им выработать согласованную политику по важнейшим направлениям деятельности, в которых они выступают как единая целая организация. При этом координацию действий участников, которые сохраняют свою независимость и ответственность, выполняет фирма-лидер.
Исторически первые взаимодействующие группы предприятий и корпоративных объединений, обладающие признаками сетевых структур в предпринимательстве, возникли в средние века (ХХ1-ХХ111 вв.) в виде морских товариществ, групп поставщиков сельскохозяйственной продукции, союзов кредиторов, акционерных компаний (Италия, Голландия и т.д.) и т.д. В дальнейшем, тенденция их создания наиболее заметно усилилась в эпоху формирования классического капитализма, который характеризовался такими особенностями, как чертами: 1) крупным производством; 2) продукты труда принимали товарную форму; 3) мотивом и целью деятельности стало присвоение прибавочной стоимости, стремление к максимизации прибыли. Вследствие этого появились крупные группы предприятий и монополистические объединения в виде картелей, синдикатов, трестов, концернов, финансово-промышленных групп и т.д. [2;3;4].
Сущность сетевых структур в предпринимательстве сводится к взаимной заинтересованности предприятий, вовлеченных в хозяйственные процессы. Однако для их развития должны созреть соответствующие конкретно-исторические условия. В этой связи можно привести выражение В.Л. Иноземцева по отношению к корпорациям, подчеркивавшего, что они длительное «время вызревали в недрах доиндустриальных обществ, но лишь в условиях индустриального строя они стали определять наиболее распространенную форму объединения производителей товаров и услуг» [5, с. 73].
Развитие некоторых видов сетевых структур в предпринимательстве в ХХ-ХХ1 вв. представлено в табл.
Таблица 1. Развитие некоторых видов сетевых структур в предпринимательстве в ХХ-ХХ1вв.
Годы, авторы Форма сети Основное содержание
ХХ в. 20-е гг. Синдикаты, тресты, Развитие монополий
ХХ в., 40-50-е гг. Дивизиональная организация Создание продуктовых отделений на различных рынках
50-60-е гг. ХХ в. Дж.К. Гэлбрейт Система крупных корпораций Развитие индустриального общества (новой индустриальной системы)
ХХ в. 60-е г. Государственные объединения предприятий Интегрированные структуры в промышленности СССР
ХХ в. 60-е гг. О. Уильямсон Выделение интегрированных структур в виде совокупности взаимодействующих фирм В рамках рыночного обмена выделен вид хозяйственных связей -административная интеграция, способствующая формированию интегрированных структур.
ХХ в., 60-70-е гг. Матричная организация Сочетание глобальных продуктовых подразделений и ориентиро-
ванные на определенные регионы группы
ХХ в., 80- е гг. Государственные производственные, научно-производственные объединения и комплексы Укрупнение интегрированных структур в рамках социалистической промышленности
ХХ в. 80- е гг. Молодежные научно-технические комплексы Интегрированные структуры по направлениям научно-технической деятельности молодежи в СССР
ХХ в. 80- е гг. М. Портер Кластеры Исследование сосредоточенных в географическом регионе взаимосвязанных организаций и учреждений в границах отдельной области
ХХ в. 80-е гг. М. Грановеттер Совокупности взаимодействующих бизнес-структур Исследование нового типа бизнес-структур, основанных на нерыночных отношениях
ХХ в. 1990 г. У.У. Пауэлл Выделен новый тип хозяйственной связи - сетевое взаимодействие Исследование взаимодействия между собой бизнес-структур
Эволюция и развитие многообразия сетевых форм организации взаимодействия субъектов предпринимательства во многом определяется конкретно-историческими условиями процессов кооперации, разделения труда и интеграции предприятий. Многообразие специфических отношений и связей, которые складываются между субъектами и объектами по поводу осуществления предпринимательской деятельности, соответственно порождает многообразие видов предпринимательских сетей. В силу этого взаимодействие между хозяйствующими субъектами определяет не только содержание многих сторон таких отношений, но и формирует факторы и результаты всей экономики. Характеризуя подобную зависимость, К.Маркс и Ф.Энгельс отмечали, что, новые ступени разделения труда во многом определяют отношения индивидов между собой, соответствующие их отношению к материалам, средствам производства и готовым продуктам труда [6, с. 20].
На основе разделения, кооперации и интеграции (их сочетания в разных вариантах) возникают различные формы организации сетевых структур в предпринимательстве. К ним относятся такие разновидности, как акционерные, кооперативные, партнерские, объединения и другие. В совокупности эти формы организации сетевых структур в предпринимательстве образуют систему интегрированных структур, в которой каждая разновидность занимает соответствующее место в экономике и выполняет соответствующие функции.
Формы организации сетевых структур в предпринимательстве характеризуются рядом существенных моментов. Во-первых, отношениями по поводу наличия и движения действительного, реально функционирующего капитала, который является объектом собственности учредителей (акционеров) данного предприятия как субъекта предпринимательства (как правило, юридического лица).
Во-вторых, отношений по поводу результатов деятельности и распределению (и присвоению) вновь созданного блага (добавленной стоимости), владельцы которого могут распоряжаться им по своему личному усмотрению. В-третьих, правовыми полномочиями и функциями по управлению предприятием, которое осуществляется непосредственно или с привлечением наемных управляющих (менеджеров), которым часть из этих полномочий передается.
В этой связи формы организации сетевых структур в предпринимательстве выполняют три базовых функции: 1) они служат средством аккумуляции и, одновременно, перелива капитала из одного вида экономической деятельности в другие, более привлекательные в данный период времени; 2) они являются потенциальной возможностью, средством приумножения своей собственности -капитала, дохода, прибыли; 3) они выступают способом формирования мотивации и стимулирования (организационной, социальной, экономической) субъекта предпринимательства к ответственности за определение и обоснований целей (направлений) деятельности и принятию управленческих решений.
Реально, природа сетевых структур в предпринимательстве свидетельствует о том, что они представляют собой самостоятельную форму, отличающуюся от индивидуальной формы организации предприятия и корпоративной формы организации, по ряду существенных признаков.
Во-первых, индивидуальный субъект предпринимательства - отдельный предприниматель, выступающий как юридическое лицо. Субъект корпоративной организации представляет собой множество субъектов, группу юридических лиц, представленных на рынке в виде единого юридического лица.
Форма организации сетевых структур в предпринимательстве выступает всегда в виде многосубъектной групповой формы взаимодействия юридических лиц, но не всегда имеющих правовую «оболочку» в виде единого юридического лица.
Во-вторых, индивидуальный субъект предпринимательства, как правило, относится к малым и средним предприятиям, а корпоративный - к крупным и крупнейшим обществам. Форма организации сетевых структур в предпринимательстве может включать как малые, средние, так и крупные предприятия. Сетевые структуры в предпринимательстве - это промежуточные формы взаимодействующих предприятий между рынком и иерархическими структурами. По сравнению с рынком сети в предпринимательстве более структурированы и организованы, их участники имеют более тесные связи и отношения, обеспечивают ряд согласованные действия. Однако в сравнении с иерархическими структурами предпринимательские сети менее организованы и структурированы, не обеспечивают единство принятия и исполнения решения.
Главными особенностями сетевых структур в предпринимательстве являются: гибкость поведения участников в зависимости от рыночной ситуации; развитие горизонтальных связей - развитие и поддержка отношений между участниками в целях получения выгоды и дополнительных ресурсов; заинтересованность участников в общих конечных результатах деятельности; возможность снижения затрат на единицу продукции, осуществления маркетинга и НИОКР, что способствует процессам по созданию и реализации инноваций.
В-третьих, существенно различаются отношения по поводу результатов деятельности и распределению (и присвоению) вновь созданного блага (добавленной стоимости), владельцы которого могут распоряжаться им по своему личному усмотрению, которые:
- для индивидуального субъекта предпринимательства носят простой характер, например, в виде индивидуального присвоения;
- для корпоративного общества - сложное, многоступенчатое, обусловленное многими условиями (в связи с большим числом акционеров), что предполагает, например, коллективно-индивидуальный характер присвоения;
- для сетевых структур в предпринимательстве - определяется особенностями ее организации.
В-четвертых, для индивидуального субъекта предпринимательства цели его развития зачастую ограничиваются ближним горизонтом планирования (тактический характер). Для корпоративного общества - цели развития являются преимущественно стратегическими, общенациональными или глобальными. Для сетевых структур в предпринимательстве цели многозначные и носят одновременно тактическую и стратегическую направленность.
В-пятых, индивидуальный субъект предпринимательства несет полную ответственность за результаты своей деятельности, в том числе и личным имуществом. Корпоративное общество - несет такую ответственность в виде неполного, ограниченного вида, который касается личного вклада участников в приобретение акций. Для сетевых структур в предпринимательстве ответственность за результаты своей деятельности сложная. Она установлена непосредственно для отдельного участника сети (индивидуального субъекта или корпоративного общества), а также в соответствии с договором по результатам деятельности всей сети.
В-шестых, степень риска для индивидуального субъекта предпринимательства максимальная, для корпоративного общества - минимальна. Для сетевых структур в предпринимательстве степень риска носит промежуточный характер, приближаясь, зачастую, к минимальной величине.
В-седьмых, если индивидуальный субъект предпринимательства имеет очень небольшую степень влияния на рынок, то корпоративное общество - нередко доминирует над рынком, в том числе и в глобальном масштабе. Для сетевых структур в предпринимательстве степень влияния на рынок значительно выше, чем у отдельного субъекта предпринимательства.
В-восьмых, мелким субъектам предпринимательства весьма сложно получить выгодный кредит, особенно в банках России. Корпоративные общества и ее участники имеют благоприятные возможности кредитования, в том числе доступ к долгосрочным кредитам. Для участников сетевых структур в предпринимательстве возможности привлечения кредитов существенно повышаются по сравнению с малыми предприятиями.
В-девятых, небольшие фирмы ограничены в возможностях перспективного развития. Корпоративные общества обладают весьма существенным потенциалом внедрения НИОКР, обеспечения роста производительности, расширения масштаба деятельности, повышения конкурентоспособности, устойчивости, эф-
фективности и т.д. Для участников сетевых структур в предпринимательстве возможности перспективного развития существенно повышаются по сравнению с малыми предприятиями.
Основными мировыми тенденциями развития сетевых структур в предпринимательстве на современном этапе являются следующие:
- коренные преобразования одновременно во многих отраслях экономики, что создает внешние условия в виде нестабильности внешних параметров, усложнения взаимоотношений хозяйствующих субъектов, воздействия макроэкономических регуляторов и несбалансированность пропорций для формирования сетевых структур в предпринимательстве, приводит к росту их количества и многообразию видов;
- повышение степени роли и влияния сетевых структур в предпринимательстве как новаторской, создающей новые комбинации факторов производства в экономике, более эффективные по сравнению с другими организационными решениями;
- усиление плановых основ и программно-целевых методов создания и функционирования сетевых структур в предпринимательстве;
- переориентация от централизованных многоуровневых структур иерархического типа (пирамид) на создание более гибких структур с горизонтальными отношениями;
- создание «внутрисетевых локальных рынков»;
- усиливающаяся интеграция предпринимательских сетей с другими видами сетей - маркетинговыми, торговыми, информационными и т.д.
Современная эпоха отличается глубокими коренными преобразованиями одновременно во многих отраслях экономики, что стало устойчивой тенденцией мирового хозяйства. Воздействие результатов научно-технической революции приводит к качественному развитию производительных сил и изменениям в производственных отношениях. На этой базе формируются новые социально-экономические системы смешанного характера с вектором постиндустриальной направленности и находящиеся в постоянном преобразовании, которые связаны с: развитием многообразия форм собственности (частной, общественной, государственной, коллективной, корпоративной); демократизацией управления, проявляемой в «расщеплении» пучка полномочий собственников и снижении бюрократии на различных уровнях иерархии управления; появлением новых субъектов предпринимательства в образовании, науке, инноватике, медицине и т.п., усложнением взаимодействия участников рынка, формировании большого разнообразия организаций взаимодействующих и интеграционных структур. Подобные преобразования поощряют процессы взаимной диффузии структур с разной формой собственности, малых и крупных, разных отраслей и т.д., обеспечивая большую гибкость, мобильность, приспособляемость новых образований к непрерывно усложняющимся условиям их функционирования. Постиндустриальный этап общества отражает обобществление мирохозяйственных связей, глобализацию хозяйственных отношений, устранение барьеров на границах государств для движения товаров и услуг. Это приводит к тому, что внутригосударственные экономические отношения, хозяйства и организационные структуры отходят на второй план, уступая
первенство мирохозяйственным отношениям, и глобальным сетевым структурам, например в виде ТНК. В настоящее время успехи экономики и субъектов предпринимательства даже на региональном уровне все в большей степени определяются возможностями их включения в мировые хозяйственные процессы.
Следующей тенденцией развития сетевых структур в предпринимательстве на современном этапе стало повышение степени их роли в экономике. Дж. Гэлбрейт отмечал, что, если в начале ХХ в. крупные хозяйствующие структуры ориентировались на отдельные отрасли и масштабное производство, то к середине ХХ в. они включали в свой состав небольшие предприятия в виде бакалейной лавки, мукомольного производства и т.п. [7, с. 45], что фактически означало формирование сетевых организаций. В настоящее время сетевые структуры в предпринимательстве занимают господствующие позиции в экономике многих государств.
Еще одной тенденцией развития сетевых структур в предпринимательстве стала переориентация от централизованных многоуровневых структур иерархического типа (пирамид) на создание более гибких структур с горизонтальными отношениями (плоские), большого разнообразия их видов в зависимости от круга решаемых задач.
Особенностью развития предпринимательских сетей стала их интеграция с другими видами сетей - маркетинговыми, торговыми, информационными и т.д. Так, например, в настоящее время отмечается бум сетевого маркетинга и его использование огромным числом товаропроизводителей для продвижения своих товаров на рынки. Сетевой маркетинг охватывает 125 стран всех континентов, насчитывает более 4000 крупных компаний с общим оборотом более 300 млрд. долларов. Показатели оборота сетевых компаний растут на 20-30% в год, число дистрибьюторов составляет 30 млн. человек [8]. Сетевой маркетинг стал привлекателен для малых и средних предприятий, не имеющих средств на рекламу. Однако, и крупнейшие компании (Ford, Lipton, Colgate, Coca-Cola Canon и др.), сами возглавляющие обширные сети, широко применяют сетевой маркетинг, которые применяют огромное количество типовых и уникальных технологий и инструментов.
Литература:
1. Экономический словарь. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:http://www.franchise-kooperation.com/html/idaaideieiaoaeuneea_naoe.php.
2. Голубев М.П. Методология создания эффективных вертикально интегрированных холдингов: Монография /Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова. М.: ИНФРА-М, 2012. 521 с.
3. Кузьмин С.С. Корпоративный рост: модели и методы: Монография. -М.: НИЦ ИНФРА-М, 2012. 184 с.
4. Уткин Э.А., Эскиндаров М. А. Финансово - промышленные группы. -М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», Издательство ЭКМОС. 1998. 348 с.
5. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М., 2000. 304 с.
Literature:
1. Economic Dictionary. [Electronic resource]. Mode of access: URL: http: //www.franchise-kooperation.com/html/idaaideieiaoaeuneea_naoe.php. 2. Golubev M.P. The methodology of creating effective vertically integrated holdings: Monograph / Russian Academy of Economics. G. V. Plekhanov. M.: INFRA-M, 2012. 521 p.
3. Kuzmin S.S. Corporate growth: models and methods: Monograph. M.: SIC INFRA-M, 2012. 184 p.
4. Utkin E.A., M.A. Eskindarov financial - industrial groups. M.: Association of Authors and Publishers « Tandem », Publisher EKMOS. 1998. -348 p.
5. Foreigners V.L. Modern post-industrial society: nature, contradictions and prospects. M., 2000. 304 p.