Научная статья на тему 'Сетевые сервисы и проблема их использования в учебном процессе в средней общеобразовательной школе'

Сетевые сервисы и проблема их использования в учебном процессе в средней общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2900
356
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева И. В.

Рассматривается проблема использования возможностей глобальной сети Интернет для организации учебной деятельности учащихся. Проведен анализ развития глобальной сети Интернет, а также представлена динамика изменения сетевых инструментов. Раскрыты отличия концепций Web 1.0 и Web 2.0 в конкретных примерах. Описываются теоретические основания педагогики сетевых сообществ. Перечислены основные типы инструментов современного этапа развития глобальной сети, а также выделены три группы их особенностей. Сформулированы направления использования сетевых инструментов учителем в учебном процессе и возможности, которые они предоставляют ученику. Приведены примеры организации учебной деятельности школьников с использованием сетевых сервисов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сетевые сервисы и проблема их использования в учебном процессе в средней общеобразовательной школе»

ИНТЕРНЕТ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ.

МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ИКТ В ОБУЧЕНИИ

И.В. Яковлева

СЕТЕВЫЕ СЕРВИСЫ И ПРОБЛЕМА ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Рассматривается проблема использования возможностей глобальной сети Интернет для организации учебной деятельности учащихся. Проведен анализ развития глобальной сети Интернет, а также представлена динамика изменения сетевых инструментов. Раскрыты отличия концепций ЖеЬ 1.0 и ЖеЬ 2.0 в конкретных примерах. Описываются теоретические основания педагогики сетевых сообществ. Перечислены основные типы инструментов современного этапа развития глобальной сети, а также выделены три группы их особенностей. Сформулированы направления использования сетевых инструментов учителем в учебном процессе и возможности, которые они предоставляют ученику. Приведены примеры организации учебной деятельности школьников с использованием сетевых сервисов.

Сведения об истории, особенностях и ключевых положениях Web 2.0.

Мировое сообщество находится на уровне перехода к информационному этапу своего исторического развития. Информационному обществу свойственен сетевой способ взаимодействия между людьми во всех направлениях их деятельности. Компьютерная сеть (Интернет как техническая основа), сеть документов (Всемирная паутина как ресурсы) и программное обеспечение (социальные сервисы как инструменты) соединяют между собой людей, которые используют эти инструменты и ресурсы. Благодаря сетевым связям формируются новые социальные объединения, так называемые сетевые сообщества.

Влияние Интернета на жизнь общества многогранно. Рассмотрение этого вопроса начинается с истории развития такого явления, как глобальная сеть, в котором можно выделить следующие этапы:

Первый этап (нулевой web) - это этап появления глобальной сети как таковой. "Это тот этап, когда Интернетом пользовались

исключительно НИИ, хайтек-корпорации и прочие компании, для которых эта сеть и создавалась. Стандарты были соответствующие: SGML - прародитель нынешнего (X)HTML, неспособный описывать дизайн, а призванный только обозначать логическую разметку документа" [3]. Сеть содержала только документы (даже без картинок), привязанные друг к другу гиперссылками. Соответственно сетевое общение сводилось к просмотру размещенной кем-то информации. Тем не менее гипертекстовая система позволила людям объединить их знания в глобальную сеть гипертекстовых документов.

Второй этап (Web 1.0) - Интернет стал местом, где преставлены всевозможные формы и виды информации (фотографии, музыка, видео, тексты и т.д.). Расширилась аудитория глобальной сети: доступ в сеть получили почти все обладатели персональных компьютеров. Возник веб-дизайн, который придал Интернету внешний вид. Наступило время сайтов, где знающий HyperText Markup Language пользователь мог создать свой сайт, разместить его у своего

© Яковлева И. В., 2009

провайдера, развивать и наполнять его. Постепенно появились форумы и чаты, где в основном обсуждались чисто технические проблемы, но количество участников было ограничено количеством персональных компьютеров. Центром сети были порталы и сайты.

Третий этап ^еЬ 2.0, настоящее время)

- это не новый стандарт или формат. Web 2.0-это обозначение новых течений или нового этапа эволюции глобальной сети.

Рождение термина Web 2.0 принадлежит

Тиму О'Рейлли, который употребил данный термин для обозначения большого числа сайтов, объединенных некоторыми общими принципами в статье " What Is Web 2.0" (2005), впервые опубликованной на русском языке в журнале "Компьютерра"1 . Каждый из трех этапов в истории стано-вления глобальной сети, по его мнению, отличается своей концепцией. Тим О'Рейлли сравнил основные черты последних двух этапов и указал на отличия в конкретных при-мерах (см. табл. 1):

Таблица 1

Сравнение концепций 'ЭД'еЬ 1.0 и 'ЭД'еЬ 2.0 на основе конкретных примеров

Веб 1.0 Веб 2.0

Doubleclick Google AdSense

Akamai BitTorrent

Ofoto Flickr

mp3.com Napster

Britannica Online Wikipedia

Персональные сайты Блоги

Evite upcoming.org и EVDB

Спекуляция доменными именами Поисковая оптимизация

Оплата рекламы по количеству показов Оплата рекламы по количеству переходов

Извлечение данных из HTML Веб-сервисы

Публикация Соавторство

Системы управления контентом (CMS) Wiki

Каталоги (таксономия) Теги (фолксономия)

Удержание пользователей Синдикация контента

1 Оригинал статьи можно найти по адресу:

http://www.oreillynet.eom/pub/a/oreilly/tim/news/2005/09/30/what-is-web-20.html. Электронная версия: http://www.eomputerra.ru/think/234100/

Прокомментируем содержание отдельных элементов данной таблицы:

Doubleclick u Google. Doubleclick - это компания, расцвет которой пришелся на 8090 годы прошлого века, когда считалось, что Web - это прежде всего публикация контента на сервере; что размер имеет значение и Интернет, по большому счету, будет состоять из “раскрученных” Web-сайтов. В последнее время наибольшее развитие получили сервисы, так "сервис Google - это не сервер, хотя доставка сервиса обеспечивается массивом интернет-серверов, и не браузер, хотя пользователь получает доступ к сервису именно через него. И это не прославленный поисковик, хранящий контент, позволяющий пользователю осуществлять поиск. ... Google - это посредник между пользователем и его/ее онлайновым опытом" [6].

Akamai u BitTorrent. Компания Akamai Technologies, провайдер распределенных приложений и услуг по доставке контента, несмотря на то, что ее основной задачей является облегчение доступа периферийных пользователей к популярным сайтам, компания ориентирована для работы с центром, с создателями этих сайтов. Ее конкурент BitTorrent сделал настоящий шаг к децентрализации Интернета, т.к. воплощал в жизнь технологию "пользователь-пользователь", формируя тем самым явление под названием пиринговые сети [6]. Хотя с самого начала создатель BitTorrent программист Брэм Коэн (Bram Cohen) заложил в него несколько принципиальных отличий от других пиринговых сетей: нацеленность на распространение крупных файлов и не совсем децентрализованная структура сети. Впервые термин peer-to-peer (P2P) был использован в 1984 году компанией IBM при раз-работке сетевой архитектуры для динамической маршрутизации трафика через компьютерные сети с произвольной топологией (Advanced Peer to Peer Networking). Сегодня на технологии P2P основано огромное число популярных сетевых сервисов - от простого обмена файлами до речевой и видеосвязи.

Ofoto u Flickr. Ofoto - одна из ведущих компаний на рынке онлайновых платных фотоуслуг, в то время как Flickr - сервис, на котором пользователи размещают свои фотографии, формируя коллекции для общего использования.

Britannica Online u Wikipedia. Britannica Online - знаменитая на весь мир энциклопедия, размещенная в доступе для зарегистрированных пользователей, позволяющая читать размещенные материалы. Wikipedia -тоже известная на весь мир энциклопедия (но!), созданная руками обычных пользователей. Каждый может сочинить словарную статью о чем угодно, а главное - исправить, дополнить или изменить чужую.

Блоги. В отличии от персонального сайта блог - это тоже личный сайт пользователя, доступный общественному просмотру и состоящий из регулярно обновляемых записей, изображений и мультимедиа, но который предполагает полемику читателя с автором. Появление и быстрое распространение блогов вписывается в общую концепцию Web 2.0, создавая так называемую "редактируемую Паутину" (writeable web). "Изобретение блогов и было тем самым переломным моментом в эволюции веба. И даже не столько блоги как самостоятельные единицы совершили переворот, сколько образовавшаяся вокруг них блогосфера. Если представить каждый блог в виде отдельного человека, то блогосферой будут наши взаимоотношения. Блогосфера образована множеством блогов и сообществ. То есть, основной идеей всего этого является не то, что каждый может писать, а то, что при этом каждого еще и будут читать" [3].

Таксономия и фолксономия. Таксономия -это иерархическая система классификации информации, при которой каждый следующий уровень или уровни имеют один предыдущий (Web 1.0). Получается так называемое "дерево". Для Web 2.0 характерен совершенно иной принцип классификации, основанный на использовании тегов (они же "метки"). Теги - это ключевые слова, которые прикрепляются к блокам контента (например,

постам, фотографиям, статьям и т.д.), чтобы этот контент как-то идентифицировать и рассортировать. Это своего рода метки, которые присваиваются объекту, чтобы определить его место среди других объектов. С понятием меток тесно связано понятие фолксономии -термина, о котором широко заговорили именно в связи с ростом сервисов Web 2.0, таких как Flickr, del.icio.us и др. Слово "фол-ксономия" (от англ. folk - народный + taxonomy

- таксономия) можно перевести как "народная классификация", которая означает практику совместной категоризации посредством выбора ключевых слов (тегов), спонтанное сотрудничество группы людей с целью организации информации в категории. Фолксономии свойственен коммуникационный характер: пользователи наблюдают, кто и какими тегами отмечает размещаемые материалы, и это служит своеобразным средством коммуникации и обмена знаниями.

Синдикация контента. RSS - Rich Site Summary (в переводе "обзор богатых сайтов" или "хорошее обобщение сайта") - это стандарт публикации на веб-сайтах обновляемой информации, представляет собой одно из первых XML-приложений, быстро завоевавших широкую популярность. RSS позволяет не просто ссылаться на страницу, но подписываться на нее, получая оповещение каждый раз, когда страница изменяется. Динамическими стали не страницы, а ссылки на них. Основой RSS служит так называемый RSS-поток (или RSS-фид): файл, содержащий сведения о новых публикациях на конкретном сайте. Как и любая достаточно популярная веб-технология RSS существует в нескольких вариантах, каждый из которых отстаивает своя группа разработчиков. Успех пришел к RSS тогда, когда Netscape решила использовать ее на своем портале.

Нельзя сказать, что "второй" Web появился в одночасье и сменил собой устаревшие сайты и порталы. Наоборот, это результат постоянно текущего прогресса, основой которого становятся не сайты, а люди, их знания, их взаимодействие. Web 2.0 позволяет пользо-

вателям создавать совместные документы, обмениваться информацией, а также работать с массовыми публикациями и просто общаться. Новые инструменты сети (социальные сервисы) дают возможность пользователю не зависеть от стационарных рабочих мест, сделать пользование информацией максимально комфортным. Концепция данного этапа развития глобальной сети базируется на следующей идее: в сети нет единых центров, сеть представляет собой сообщество самостоятельных мнений всех пользоавтелей. "Социальные сервисы Web 2.0 - это современные средства, сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия. Сервисы Web 2.0 поддерживают самопроизвольный путь развития сообществ, когда они не создаются по указанию сверху, а складываются снизу-вверх из небольших усилий множества формально независимых участников" [8, с. 11, 12].

Концепция Web 2.0 описана в работе Тима О'Рейлли [6]. По его мнению, третий этап развития глобальной сети характеризуется обновленным составом главенствующих идей, основных положений и инструментов (см. рис. 1).

Ключевые отличия текущего этапа развития Интернета представлены в центральной части рис. 1. Эти отличия, как представляется нам, можно рассматривать с трех сторон: со стороны технологии, со стороны пользователя и с точки зрения аналитика.

К основным идеям, отличающим Web 2.0 от предшественника, относятся:

- невозможность определения поведения пользователей;

- право на переделку;

- расширенные возможности для пользователей;

- программы тем лучше, чем больше людей их используют;

- отношения, а не технологии;

- доверие к пользователям;

- "приложения из кирпичиков";

- бесконечная бета;

- "длинный хвост";

Google

AdSense

Крайние обстоятель -ства: поведение пользовате -лей не предопределено

Gmail, Google Maps и AJAX

Технологии и инструменты --------------1------------

Wikipe- dia Бло ги -

і і

Стратегическое позиционирование: 'теЬ как платформа

Пользовательское позиционирование: пользователь конструирует собственные данные

Ключевые отличия:

Сервисы, а не коробочное ПО Архитектур а вз аимодейс тв ия Подгонка под источники данных и трансформация данных Недорогая масштабируемость ПО не привязано к клиенскому терминалу Использование коллективного разума

Право Расши-

на ренные

пере- ВОЗМОЖ

делку: НОСТИ

some для

rights пользо-

reser- ved вателей

Основные идеи

Прило- Беско- «Длин-

жения нечная ный

из бета ХВОСТ»

кирпи-

чиков

Программы тем лучше, чем больше людей их используют

Улучшабель

-ность

(Hackability)

Отношения, а не технологии

Довери е к пользователям

Данные - это «Intel Inside»

«Каждой птичке по зепнышку»

Рис.1.Основные идеи Web 2.0 (авторская редакция - И.В.)

И. В. Яковлева • Сетевые сервисы и проблема их использования в учебном процессе

в средней общеобразовательной школе

- игра;

- "каждой птичке по зернышку"

- “улучшабельность” (Hackability);

- данные - это "Intel Inside".

Прокомментируем некоторые из выше

перечисленных идей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бесконечная бета. Максима открытого программного обеспечения - "выпускай релизы раньше и чаще" - на данном этапе развития сети формулируется следующим образом: "бесконечная бета-версия", что ведет к постоянным (ежемесячным, еженедельным или даже ежедневным) обновлениям, при этом пользователи становятся бесконечными тестерами новых версий.

Данные - это ".Intel Inside”. "Все современные интернет-приложения завязаны на базы данных. Определенная информация может быть ключевой для построения блоков приложений Web 2.0. За определенные классы ключевых данных - местоположение, личную информацию о пользователях, календари общественнозначимых событий, идентификаторы товаров и пространства имен -битва уже началась. Если воссоздать набор информации (удовольствие не из дешевых), то компания, у которой эти данные уже есть, может попытаться воспользоваться своим положением и разыграть карту Intel Inside" [6].

Право на переделку, доверие к пользователям, "приложения из кирпичиков”, “улучшабельность ”. Речь в этих пунктах идет о том, что на данной этапе развития сети предлагается использовать упрощенные модели программирования; проектировать программное обеспечение с учетом возможных дальнейших переделок и улучшений, ведь на сегодняшний день самые успешные Web-сервисы - это, как правило, такие службы, которые могут быть изменены неожиданным для их создателей образом (some rights reserved) при условии, что для этих изменений будут использованы возможности обычных пользователей.

Длинныгй хвост. Маленькие сайты производят большую часть контента, поэтому в Web 2.0 ценится самостоятельность пользователей, а обеспечение алгоритмического

управления данными со стороны сервиса позволит охватить Web целиком, не только центр, но и края, не только голову, но и хвост.Ключевые идеи концепции реализованы в технологических инструментах (см. верхний ряд рис.1). В качестве общих принципов инструментов, относящихся к Web 2.0, Тим О'Рейлли называет следующие: коллективизм, кооперация, открытость, доступность, интерактивность [6].

На рис.1 представлена авторская градация основных идей третьего этапа развития глобальной сети в зависимости от их вклада в становление Web 2.0 (в жирной рамке -главные отличительные особенности сервисов; в средней рамке - те идеи, которые демонстрируют тенденции дальнейшего развития сервисов в сети Интернет; пунктиром отмечены частные отличия).

Проблема использования сетевого

взаимодействия в образовании

Недостаток внимания к такой проблеме, как организация учебной деятельности детей в виртуальной среде (электронные учебные издания, цифровые образовательные ресурсы, сетевые технологии Интернета) приводит к тому, что сами учащиеся пользуются компьютером и глобальной сетью в значительной мере по своему усмотрению и так, как умеют. Применение сетевых технологий в учебном процессе подразумевает использование образовательного потенциала как локальных сетей школы, так и глобальных сетей Интернет. Инструменты глобальной сети представляют большой простор для учебной деятельности по любой школьной дисциплине: новые формы для хранения знаний и управление знаниями и использование этих знаний, а также умений и навыков работы с данными технологиями для дальнейшей образовательной деятельности.

При взаимодействии участников учебного процесса в глобальной сети возникает социальная образовательная сеть, особенности и возможности которой необходимо изучать. Таким образом, в педагогике возникает новое направление - педагогика сетевых сообществ.

Впервые модель педагогики местных сообществ, которая базировалась на местных информационных ресурсах, была сформулирована в работах Ивана Иллича 1 . Вслед за Е.Д.Патаракиным укажем в качестве теоретических оснований данного направления следующие положения когнитивной психологии, педагогики и философских аспектов образования:

1. Учение определяется инструментами и объектами, которыгми пользуется учащийся - инструментализм. Действия над объектами требуют общения. Это общение по поводу действий и объектов имеет первостепенное значение для учения. То, насколько важны средства, которые участники используют в своей деятельности, изучал, прежде всего, Д. Дьюи.

2. Учение происходит в сообществе обмена знаниями - "социальный конструк-ционизм - социологическая теория познания, развитая П. Бергером и Т. Лукманом" [5]. Термин community of practice - "сообщество практики", или "сообщество обмена знаниями" впервые использовали Дж. Лав и

Э. Венгер для того, чтобы обозначить группу людей, вовлеченных в совместную деятельность. Обучение в значительной мере есть процесс социализации, в ходе которого люди учатся говорить, читать, писать, становятся школь-никами, студентами, профессионалами в ка-кой-либо области.

3. Учение - активныт процесс, и ученик сам строит здание собственного интеллекта -конструктивизм, конструкционизм. Люди активно конструируют знания на основе собственного опыта. Эта идея получила развитие в работах Ж. Пиаже. Конструктивизм - теория деятельности, согласно которой деятельность и действия самого ребенка являются основой его психического развития (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов и др.). Более того, переход от

предметного действия к действию с моделями осваиваемых объектов и ситуаций составляет неотъемлемое условие формирования полноценных умственных способностей ребенка. Конструкционизм - философия обучения, развитая С. Пейпертом на основании конструктивизма. К активной позиции конструктивизма конструкционизм добавляет идею того, что люди создают новое знание особенно эффективно, когда они вовлечены в создание продуктов, наделенных личностным смыслом. Главное то, что люди в процессе конструктивной деятельности создают что-то важное для них самих или их окружающих.

4. Учение происходит через построение сети. Дж. Сименс на основе идей В. Флус-сера обозначил это направление как кон-нективизм, базой которого является теория сети, сложноорганизованных и самоорганизующихся систем. Учебное сообщество состоит из людей, каждый из которых является отдельной сетью. Обучение - это процесс создания сети. Каждый участник учебного процесса обладает определенной автономией и своим поведением, на которое сеть оказывает воздействие. Коннективизм - это теория о том, как происходит обучение в эпоху цифровых технологий.

Если обратиться к истории образования, то можно проследить изменение технологической основы обучения: если сначала преобладали словесные (устные) технологии обучения, то затем появились дистантные средства обучения (телефон, телеграф, почта). В настоящее время мы наблюдаем принципиальное изменение средств связи, в связи с чем возникают новые объекты и субъекты, инструменты и ресурсы, а также варианты взаимоотношений.

В условиях развивающихся сетевых технологий встает вопрос о включении сетевого образовательного взаимодействия в действующие модели обучения. Необходимо

1 http://www.preservenet.com/theorv/Illich.html -сайт, посвященный Ивану Илличу.

http://www.uic.nnov.ru/pustvn/lib/illich/leamweb.ru.html - русский перевод главы «Учебная паутина» из книги Deschooling society» (Общество без школ, Избавление от школярства), в переводе Т.Шанина «Освобождение от школ».

разработать такой подход, который позволит объединить мел и сетевые технологии (как инструменты), учебника и ЦОРы (как ресурсы), школьный кабинет и глобальную сеть (как материальную базу). Таким образом, новая технологическая база изменяет модели обучения в современной школе.

Сетевые технологии в предметных областях

Глобальная сеть предлагает большое количество инструментов (сетевых сервисов), которые способны содержательно и инструментально обогатить учебную деятельность. Назовем основные типы этих технологий:

- сервисы обмена знаниями: сервисы на технологии Wiki-Wiki; сервисы совместных документов - например, для создания презентаций он-лайн http://www.spresent.com.

- сервисы для хранения документов: для хранения текстовых файлов на любом языке

- http://www.scribd.com; для хранения презентаций - http://www.slideshare.net; документы Google - http://www.google.com.

- сервисы интернет-общения: Живой журнал - http://livejournal.ru; Живой Интернет -http://liveinternet.ru; блоги на Мейл.ру - http:// blogs.mail.ru; блоги Google - http:// www.google.com.

- сервисы для хранения фотоматериалов: http://flickr.com; http://flamber.ru; http:// pisacaweb.google.com; http://www.fotodia.ru; http:/ /kalyamalya.ru; http://foto.mail.ru; http:// www.panoramio.com.

- сервисы для хранения аудиоматериалов;

http://audacity.sourceforge.net;_______http://

www.podomatic.com;http://rpod.ru; http:// studio.odeo.com; http://Last.fm; http:// Pandora.com, http://LAUNCHcast.com.

- сервисы для хранения видеоматериалов: http://youtube.com; http://www.rutube.ru; http:// www.teachtube.ru;http://video.mail.ru; http:// vision.rambler.ru; http://socialsaga.com.

- геоинформационные сервисы: http:// maps.google.com; http://wikimapia.org; http:// earth.google.com; http://city.ask.com/city; http:// www.onegeology.org/;

- сервисы хранения закладок: http:// www.bobrdobr.ru;http://Del.icio.us; http://

rumarkz.ru ; http://utx.ambience.ru; http:// moemesto.ru/; http://news2.ru/.

Интернет и сетевые сервисы дают возможность работать с огромным количеством информации, но этот "поток информации "замусорен", и человек должен уметь фильтровать его, и этому его должен научить учитель!" [4]. Кроме этого перед учителем постоянно стоит проблема: включить в урок всю необходимую информацию с максимальной пользой для учащихся. Для решения данной проблемы педагог обязан представлять себе педагогические возможности сетевых сервисов, даже несмотря на то, что изначально данные инструменты не имели образовательной направленности.

Анализ работ различных авторов (Тим О'Рейлли Е.Д.Патаракин, А.Е.Войскунский и др.) позволяет сделать вывод о том, что сетевые сервисы отличаются от сайтов, порталов и серверов глобальной сети. Данные отличия заключаются в особенности инструментов глобальной сети, среди которых можно выделить организационные, психологические и педагогические. Содержание данных особенностей приведено в табл. 2.

Прокомментируем некоторые особенности социальных сервисов.

Экологические стратегии. Данный термин ввел в употребление М.Резник (2003) [11]. Эти стратегии широко распространены в биологическом мире и используются различными растениями и животными. Экологические стратегии должны формироваться с учетом следующих требований:

- учет местных условий деятельности субъекта;

- учет возможных изменений местных условий.

Несмотря на растущий интерес в научном сообществе, экологические стратегии не находят отражения в курсе школьного образования.

Децентрализация. Указанная особенность сетевых сервисов связана с реализацией технологии пиринговых сетей, которые основаны на взаимодействии "пользователь-пользователь" (они же P2P - peer-to-peer), создающем такие условия, что надобность в

сервере отпадает и участники сети обладают одним рангом. Основа децентрализации состоит в праве совместного использования контента.

Саморазвитие сети, преобладание горизонтальных связей, автономность включенных в сеть узлов. Современные сети коммуникации характеризуются откры-

Особенности

тостью, децентрализованностью, саморазвитием, преобладанием горизонтальных связей, автономностью включенных в них узлов. Именно эти свойства делают возможным эффективную работу с информацией. По мнению М.Кастельса, "сети - это достаточно старая форма материализации человеческой деятельности", но специфика современной

Таблица 2

'ВЫХ сервисов

Организационные Психологические Педагогические

1 2 3

■ динамичность ■ визуализация информации ■ интерактивность ■ доступность ■ открытость ■ виды взаимодействия (онлайн, оф-лайн) ■ децентрализация (Е.Д.Патаракин) ■ экологические стратегии (Е.Д.Патаракин) ■ саморазвитие сети (М.Кастельс) ■ горизонтальные связи ■ автономность узлов сети (М.Кастельс) ■ теговая система ■ относительность пространства и времени (Ю.Д.Бабаева, А.Е.Войскунский, О.В.Смыслова) ■ простота использования сетевых технологий физическая область ■ восприятие ■ совместное мышление (Е.Д.Патаракин) ■ критичность мышления (Е.Д.Патаракин) ■ эмоциональная окрашенность -затрудненность эмоционального компонента коммуникации ■ письменный характер коммуникации (А.Е.Жичкина) ■ мотивационная составляющая когнитивная область ■ интеллектуальность ■ творческий потенциал ■ самостоятельность пользователей как интернет-активность (А.Е. Воскунский, Н.Н.Гомулина, В.А.Тищенко и др., самоопределение и самоконструирование -Е.П.Белинская) ■ быстрый просмотр и селекция информации (А.Е.Войскунский) социальная область ■ толерантность (Е.Д.Патаракин) ■ самовыражение ■ виртуальность (нереальность -А.Е.Войскунский) анонимность (Ю.Д.Бабаева, А.Е.Войскунский) -психологическая безопасность (И.С.Шевченко) ■ социальное неравенство (Ю.Д.Бабаева, А.Е.Войскунский) ■ добровольность и желательность контактов (И.С.Шевченко) ■ физическая непредставленность (А.Е.Жичкина) ■ мультимедийность (интерактивность) как реализация принципа наглядности ■ коммуникативность ■ продуктивность ■ индивидуальность ■ активизация познавательной, рефлексивной и самостоятельной деятельности ■ вариативность учебных заданий ■ внеаудиторная работа ■ воспитательный эффект (аккуратность, развитие внимания, гибкость мышления, умение планировать деятельность, стимулирование творческой деятельности) ■ виды взаимодействия (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик -сервис)

эпохи приводит к их широкому распространению и организации на их основе большинства видов деятельности, прежде всего деятельности по созданию, получению, передачи информации [2, с.13].

Анализ данных табл. 2 позволяет утверждать, что сетевые сервисы, по сути организованные не для решения образовательных задач, тем не менее создают определенные педагогические возможности для организации учебной деятельности. В результате изучения научно-методической литературы, опыта педагогов-практиков можно выделить следующие направления использования данных инструментов Интернета в школьной практике учителем:

- активизация познавательной деятельности учащихся и усиление мотивации обучения;

- реализация компетентностного подхода;

- организация тренировки в процессе усвоения учащимися учебного материала;

- диагностика и контроль деятельности учащихся;

- реализация проектной деятельности учащихся;

- осуществление обратной связи по результатам деятельности и оказание своевременной помощи ученикам;

- возможность размещения или создания учебно-методического ресурса;

- высвобождение рабочего времени за счет выполнения на компьютере трудоемких работ.

Возможности, которые сетевые сервисы предоставляют ученику, также достаточно разнообразны (см. табл. 3). Когнитивные действия, организованные учителем и реализуемые школьником в сети Интернет, можно представить в порядке возрастания познавательной сложности. Основой такой иерархии может быть, в частности, таксономия учебных целей Б. Блума. В 1956 году Бенджамин Блум издал книгу "Таксономия образовательных целей: сфера познания". Представленный список когнитивных процессов мышления иерархически организован, начиная с самого простого, припо-

минания знания, до наиболее комплексного, состоящего в выработке суждений о ценности и значимости той или иной идеи. Oсновным преимуществом данной таксономии является то, что мышление представлено в структурированной и доступной для практиков форме. Б.Блум выделяет 6 категорий целей обучения: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.

Oбзор действующих сервисов показал следующую картину относительно такого учебного предмета как физика. Существует большое количество сайтов с материалами по школьной физике, которые можно разделить на такие категории:

Сервисы

1. Электронный учебник физики: http:// www.physbook.ru.

2. Всероссийский Интернет-педсовет Пед-совет.ORG: http://pedsovet.org/ -.

3. Сообщество учителей физики в сети творческих учителей: http://www.it-n.ru/.

Сайтыг организаций-разработчиков

4. Сайт "интернет-место Физика", создан в интернет-центре Ивановского государственного университета при финансовой поддержке "Прожект Хармони Инк" (грант SA-5): http://ivanovo.ac.ru/phys/school.htm.

5. Сайт "Oткрытый Колледж Физика", интегрирует содержание учебных компьютерных курсов по физике компании ФИЗИШН: http://college.ru/physics/.

6. Сайт "Физика.ру", сайт для учащихся и преподавателей физики, а также заинтересованных родителей: http://www.fizika.ru/ index.htm.

7. Федеральные тесты по механике (по кинематике, динамике и статике): http:// rostest.runnet.ru/cgi-bin/topic.cgi?topic=Physics.

S. Сайт кабинета физики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (Университета педагогического мастерства): http://www.edu.delfa.net/

9. Сайт для учащихся и преподавателей физики, созданный творческой группой под руководством И.В. Кривченко: http://fizika.hiz/.

Таблица 3

Возможности сетевых сервисов в разрезе таксономии Б. Блума

Таксономия образовательных целей Б.Блума Для ученика

Знание Самостоятельное освоение нового материала

Понимание Формирование умений работы с различными источниками информации Формирование умений самостоятельно осмысливать новый материал Осуществление тренировки и отработки в процессе усвоения учебного материала

Применение Овладение технологиями общения на основе невербальных форм коммуникации Осуществление обратной связи по результатам деятельности Высвобождение учебного времени за счет выполнения на компьютере трудоемких поисковых и других работ

Анализ Осуществление обратной связи в ходе взаимооценки Осуществление самоконтроля и самокоррекции Развитие критического типа мышления Формирование умений классификации

Синтез Формирование культуры учебной деятельности Принятие информационной культуры общества Развитие критического типа мышления Формирование умений классификации

Оценка Развитие критического типа мышления Формирование умений классификации

10. Сайт виртуального фонда естественно-научных и научно-технических эффектов "Эффективная физика": http://www.eifects.ru/

11. Сайт "Гиперфизика" (США): http:// hyperphysics.phy-astr.gsu.edu/hbase/hframe.html.

12. Сайт "Все о высшем образовании" www.examen.ni - проект компании Begin Group.

13. Сайт сетевого объединения методистов (СОМ) по физике (последние события - октябрь 2008 года)/http://center.fio.ru/method/ razdel.asp?id=10000006 -

Сайтыг практикующих учителей в виде личныгх кабинетов

14. Сайт А.Ю. Карачи: http://umnik.rikt.ru/ fizika/index/index.html.

15. Сайт Е.А. Балдиной, учителя физики гимназии № 42 г. Санкт-Петербурга: http://class-fizika.narod.ru/.

16. "Физика в школе", сайт М.Б.Львовского, г. Москва: http://gannalv.narod.ru/fiz/, http:// marklv.narod.ru/edu/.

17. Сайт С.А. Ловягина, учителя физики общеобразовательной школы №1060 г.Москвы: http://www.physica-vsem.narod.ru/.

18. Сайт Н.Н.Гомулиной "Астрономия. Виртуальный методический кабинет учителя физики и астрономии": http://www.gomu-lina.orc.ru

Подводя итог, стоит сказать, что, несмотря на широкие психологические и педагогические возможности таких инструментов глобальной сети, как сетевые социальные сервисы, они не достаточно используются в педагогической практике. С учетом всевозрастающего интереса молодого поколения к Интернету следует разработать модели организации учебной деятельности учащихся в сети Интернет.

Компьютерные технологии обучения могут дать не только существенное углубление знаний по учебным предметам. С помощью современных компьютерных технологий

учащиеся легче и быстрее приобретают навыки проектной работы, в том числе и специальные исследовательские навыки. Использование сетевых инструментов в учебном процессе только развивается, так в ходе нашего исследования по данной проблеме проводится эксперимент по организации применения сервисов Интернета при изучении физики учащимися старшего звена средней школы.

Одним из вариантов использования сетевых сервисов для организации проектной деятельности по физике является написание статей в гипертекстовой энциклопедии "Википедия" в качестве результата выполнения проектов, а также участие в развитии специализированного сервиса по физике -Phybook, созданного при помощи технологии Wiki-Wiki. Последний вид работы активно развивается в МОУ СОШ № 49 г. Перми. Учащиеся под руководством учителя физики и информатики создают сборник дополни-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тельных материалов по темам, входящих в учебный план для 10 класса. Такая работа осуществляется на уроках "Информационные технологии", а также дома при условии общения между участниками при помощи сервисов Phybook.ru, Документы Google, Календарь Google (см. рис. 2, 3), блога учителя в “Живом журнале” и электронной почты. Тем самым вовлекаются в работу учащиеся, по разным причинам не посещающие школу.

Материалы размещаются на сервисах Scribd (текст) и Фотодия (иллюстрации). На рис. 4 можно увидеть содержимое аккаунта ученицы 11 "А" класса МОУ СОШ № 49 К. Колеговой, которая в первом полугодии собирала подборку материалов по теме "Силы в механике". Данная работа была оформлена в виде html-страниц (см. рис.5). Учащиеся могут оформить свою страницу на данных сервисах. Например, на рис.6 представлен аккаунт ученицы 11 "А" класса МОУ СОШ № 49 М.Катаевой.

Рис.2. Календарь проекта учителя (показаны мероприятия проекта, проходившие с 8.02 по 14.02.09 г.)

Mail C^lpndar Dotumems Phaios Reader moie *

y<4koupi>k@y;wdeft.rii I Syi

Search My i" dlertdai-i

СУД

Quit* Add

« February 2009 »

£ И T W T F S

<h^chlo№iiit<!F Jdrt Cancel Mel* j More Aclifln?

1$ 19 za 21 22 2t 24

25 26 27 20 29 30 31

1 г 3 4 5 6 7

8 <? 10 11 12 15 14

Ш is L7 13 19 20 21

22 21 24 25 26 27 2C

l Z Э 4 5 i, 7

ЗД* calendar's

[ jakOYPpkSvandev.i'y ]

▼ Oltter c^leixJati

Add a friend's calendar Add

W I I Hit

Wheti

Работа го проекту, встреча с Кйлеговой Катей. тепа работы ‘

|2Ж009 О Ail day

о 00 ат

to 11 ЗОат 2/9/2QQ9

Reprjls:

Does rot repeat

Where

Calendar

Description

Школа Мг 49, t Пернь

y.-Skovp|)l@yandeii fu

Проеер-ть тенст, разбивку по разделам, загрузить из Scnbd

v Discuss this event

a

Рис. 3. Описание мероприятия проекта

Дальнейшее развитие данного вида результата проектной деятельности состоит в использовании материалов при организации учебного процесса по физике в качестве источника качественных дополнительных и учебных материалов в условиях организации профильного обучения.

Использование сетевых сервисов при организации учебной деятельности осуществляется автором и в Пермском педагогическом колледже № 1. Студенты под руководством преподавателя разрабатывают сетевые проекты по различным учебным дисциплинам (история, естествознание, социальная работа). Так, студенты группы 31 ИС специальности "История" создают проекты и размещают Визитки своих работ на сервисе Ше'шкь На рис. 7 представлена визитка студента М.Фукалова, на рис. 8 - визитка разрабатываемого данным студентом проекта

"История России. Революционные движения".

Сетевые проекты, создаваемые студентами Пермского педагогического колледжа №1, находятся в стадии разработки. В данный момент происходит размещение материалов проектов на сервисах БспЪё, БШезИаге и Шскг.

На базе Пермского педагогического колледжа № 1 автором была разработана программа курсов повышения квалификации "Методика преподавания информатики в начальной школе при использовании сетевых сервисов" для учителей начальной школы и учителей информатики. В ходе данных курсов использовались материалы сетевого проекта "Информатика. Методика. Сетевые сервисы" [10] (см. рис. 9, 10, 11, 12).

Рис.4. Аккаунт ученицы 11 "А" класса МОУ СОШ № 49 Кати Колеговой, содержащий размещенные на 8спЪё материалы проекта

Рис. 5. Оформление материалов, выполненное К. Колеговой

Рис.6. Аккаунт ученицы 11 "А" класса МОУ СОШ № 49 М. Катаевой

Рис. 7. Визитка М. Фукалова, студента Пермского педагогического колледжа № 1,

специальность "История"

Рис. 8. Визитка проекта "История России. Революционные движения" студента Пермского педагогического колледжа № 1, специальность "История" М Фукалова

азнгэциз

і-

сіагіья обсвдданий просілаїр история

XV

ігиеууікї

!•*»«(*<*. ч-. Л,

Заиії*кая

станица

СррбЩЕ [ТВО Тввзди* срытия правки Слї^їйн-ія сіЗтья Сі№ьв П<и«киюванил

о» (К

Ссьпки сюда

Сеязаимые ПрЛИИ Эафузитъ фзнп Спецетраницы егр(и*длр| печ81И

ПШОЯНнаЯКыПка

Сетевой проект Информатика.Методика,Сетевые сервисы

СцДЇ ржанп& [і Сг}отв|

1 На; ганив проекта

2 А5ТОРЫ пл □ С 1 тз

ЭМдвя пвйїЕга

* адаптация проекте

3 итоговый п|: одої т гам і тл

6 Кто иоисет стать частникан провиті')

1 Как статымастиког." проекта?

Я Этапы ирфитй

9 Кїпечіарь проект*

10 ОВШе-НИе Р ПРСЄІ.ТЄ

11 Маг&риапы проекта

11 К55-овгюнч проекта

1Э «*Т5 ? 0 проста

Н Рв^ьтаты прпЕ*та

Название проекта

Ииф0|кмлтикл. МсТйДНКД. Сетевые С ОЦЕНКИ

Авторы проекта

Яковлев» Пркня ВиК?0р№па

М А рНЫН&М Т51Ь чна Сер№е-Ё ха

Рис. 9. Визитка сетевого проекта

Кто может стать участником проекта?

Про*кТИ(и ДЛЯ )й>11<Г£|1(ема|1ЫЬ4Х (Ч^МЩЦИ кПгу йбраэдваний в Сфначального о6уЧ»ЧиЯ (ю в£.Гь ДЛЯ

граподярнтМА ЭУЭй». ССУЗов, учпгвлай нй илыЮА шк&ПЫ, СтуДМШ пвдВУ1оЕ и счдвдлгаджвй), в Иск» дли 5?6отл**»НН IIэдтлряей, чьи дот»уч?тся а начальнойщноло

’Г

Ст^цсятм Уцкгсля яичильныл классов Родители.

Как стать участником проекта?________________________________________________________________________________________

Правила р“ги*грчц|!^

)Ц|ПМИП{»*КП

Рис. 10. Часть визитки сетевого проекта (участники проекта)

Результаты проекта

После псщседемм игрлоэ здесь будет размещен^ информации о результатах проекта, лучших з-вЗот^к-. (Аюсет быи размещена ссылки на фзтзстче:

“ Г^меитац^ 'Три с:&т&чмия информации* ф

II Р^ввИ1(Ц^й 'С 0СТГ, п об^кт?" $> п 1^рментЭ(Ц™ 'Ветз/енке' й1

■ Г^с-Эйнгацшй "МцДИрМЙМЙб иш£:6рпнйции"й?

■ Прввннция'Дчива'Ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

" РАметэц™ ЧАгюкесгм'Й " [Б-у/лат ' Клмпьюче р ная эавне имййь"]

НавЬр Икйчч С: КйлГьЛ.]

27 ЭОСЯ года произошел второй запуск проекта здесь. 5и шип птнвкдыиплн с результатами работы над илчриаламн

ПрА55ПЗ учителей НЯЧ ЭЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Жигалова ЛйдмйЛ* Ан*?сльейнв,МОУ СОПИ г.Саяииамека[9Льяи№*8 Качальа Гачма^ьаша, МОУ СОШ'1 Сылаагё1 Кйнспй^т урС н:л инфарматкк,: зЗл_'1ас;ё "Чспсэвк н инф п ри^ ^н.к’ &>

Пре-эечг^цич к уро>:у имфорич’ичч е 3 кгчссе “Человек и мнфорцацир' ф Зду^ина Ольг» Александровна, !йОУ Саам некая СОШё1,

Кичсгея урока 'Группаобъектов. 0®иц;г ннвачке."(Эклэс.г:, аэтор Гв^лчее В А.)гё\

Презентация ч урС1>:у 'Группа обьеетйь Общее1 название. "(3 класс, автср Горячев ВА)^

АетафЦбОй ■ \ А учиТМА МОУ Ссснаасгая ООШ[Р,

ШврдиншйС. А учитс/я ш»»гы«“114 г. Перми е?

НОИСгПёЛ урона "0|рицани£"(1 кГ:аес.ЭЁТбр А.Э Горячей):?

Рис. 11. Часть визитки сетевого проекта (результаты)

Средняя школ з N41 (г. Соликамск)

нядом и Lfiip.ii йи—мммймиЬ

Г«К№|М«Л**1<|Ч*И » ММ 5*-]

Рис. 12. Результат работы Л.А. Жигаловой на курсах повышения квалификации (страница школы №1, размещенная на сайте проекта Летописи)

МрСС Й1ЙИ', ГИфШ£КПЇ ?^Й, Г бммгіиск, у» Г4|.лЛ'0іСЙК£ЯМіу4ьІ 23 №Ь^ ЛЗ/КС 5СГіЮІІ|£2ЧВ-НП ш

НсгФрнл

1'СЛ!й р А1Г-4СГ » йіліІВй^цлСзіїСи лй ЬСЖН Г+іі'рЬ^гл- (.■ ЛЧк^п-: лГфЦДОпСпЫ ШиОЙ р: »Ш*Я_ CUK.pt-a.litiЛ^іі л

у-:'!си.г.ііг (йі^ліі.*. ліііи.іп >

■ІЙОЗчш ц і**-ії («млгетпщв іГініфіс ччрііям» иіміинічаїїмрї чшицчи? упидетіонси ртдавдп

1М1о:У/й;5сг(Ьйхот/йос£/1щ71гп74 Ігіе5і !)9Ыйу/7к. ош>^ Місго&о^ Іпіегпбі Ехпіогег !

. , итгг * Л, р-иі J•J■L 1 1 ІІШСгІ II .1 ^[гиь 1

Оййп Ре-дйіСгнроебть Пі^*х&д Иібріпмсе С^рі&й

0.^Д • ф - 0 Л) $) ^ИіСрімисв ^ }Ж

Адрес: ^ ЬКр:/(й.зсттаі.і:оії№с5Ґ 1дз71т7 іИдЕрвіЬЗїгїк.рсІЇ

Сгсфыштъ полич ^ 0: Й гкз‘'4'1 ^ 1^' £ій: * і *. * *! Є1 [ і» - © ■ и*- і ;к

КаИСЛИЛ1 уроь^а И-Нфср.ЧЭТЫКЫ 6 3 ИТ ЦСТС (УМК Д.1Я Нгчи[ЬЕ£[Ш Школы Ц.В, Мтенв(й)

Теинурони Чс.тоиж 3 Шш:

1}йос£п1«и1£-кипса14с]>ос11 V шшл^йисыш^сетст! пагхтиЕ!» ВЕЛхтисэдас I: ст’Бл. пС?исл:* □

ЕРЛалкифарийини фоарпгная яоспрщвукя иафоршщля иея4£?.кймХ ркгикр^шк пре 'дган^еакя швадьншвва о мвоггйбразяи вЕдсг иЕфйрбйпдн:

2) раьпнтыс тасиня нсд-аяыои*ты1й1*1лл1 и-ниоь ииформации пои оянслиын прсд^с-тоаи явленны реальной лейсгектр.тьносга;

5} форьгаронинс эгамагкж ыиф^р&шпкыгзой ттш.г>рь£.

0$ссттр?стгйурфхл: учебник,. рдОси;и: имрлдь, демогс-ттрзднйгшыэ!, П3£а ирс^^^^ся ^ЧСЯСБГК ЗЕ Тшфср№МЕ1«п,

Пивурока

I. Оргааязапкснный момент.

П. ОбобтЕСЕНС егта^ян (э^нететктая се-сиа о патак Ек-фгрмащн).

Ш. Решение нриал;нонвых ниач.

Рис 12. Фрагмент конспекта урока информатики, выполненный Л.А. Жигаловой и размещенный на сервисе 8спЪё (в адресной строке указан адрес данного конспект)

В качестве результата изучения материалов курсов повышения квалификации следует считать повышение профессиональной компетентности учителей в предметной области "Информатика", а также формирование специальной предметной компетентности в ис-

пользовании сетевых социальных сервисов (СПКИССС). Уровень формирования СПКИССС определялся созданием и размещением материалов по информатике на сетевых сервисах. Некоторые работы представлены на рис. 12 - 15.

Рис. 14. Презентация к уроку информатики, созданная О.А. Здулиной на курсах повышения квалификации и размещенная на сервисе ВКёеБЬаге

Рис. 15. Первый слайд презентации, созданной О.А. Здулиной (в адресной строке указан адрес данной презентации на сервисе ВНёеБЬаге)

Включение учебных проектов с использованием сетевых сервисов социальной направленности привносит в структуру учебного предмета новые методы работы с использованием новых информационных технологий, создает оперативную поддержку учителей на рабочем месте, условия для исследовательской работы учителей и самостоятельной работы учащихся, новые средства исследовательской деятельности как элемента содержания обучения.

Библиографический список

1. Быховский Я.С. Учим и учимся с Веб 2.0. Быстрый старт. Руководство к действию / Я.С. Быховский, А.В. Коровко, Е.Д. Патаракин. - М., 2007. -75 с.

2. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / М. Кастельс. -Екатеринбург: У-Фактория, 2004.

3. Ликбез по Web 2.0 - [Электронный ресурс] // http:/ /www.i2r.ru/static/512/out_23422.shtml.

4. Наумов А. Образование 2.0 стучится в дверь... откроем? / А. Наумов // Компьютерра. - 2008. - N 44; [Электронный ресурс] // Компьютерра Online: электрон. журн. - http://offline.computerra.ru/2008/760/ 388331 (датаобращения: 08.01.2009).

5. Общенациональным образовательный проект с международным участием Letopisi.ru - [Электронный ресурс] // http://letopisi.ru.

6. О'Рейлли Т. Что такое Веб 2.0. / Т. О'Рейлли; пер.

Н.Казаковой //Компьютера, №№ 37 (609), 38(610).

7. Патаракин Е.Д. Реализация творческих и воспитательных возможностей информатики в сетевых сообществах / Е.Д. Патаракин // Педагогическая информатика, 2006. - №1.-С.3-11.

8. Патаракин Е. Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю / Е. Д. Патаракин - 2-е изд., испр. - М: Интуит.ру, 2007. - 64 с. : ил. - (Учебно-методическое пособие).

9. Сазанов В.М. Социальные сети: Анализ - Технологии - Перспективы / В.М. Сазанов // www.ntl-cbm.narod.ru/CBM-NET/net_rew.doc.

10. Яковлева И.В. Сетевой проект "Информатика. Методика. Сетевые сервисы" / И.В. Яковлева, Т.С. Мартынова // http://intewiki.iteach.ru.

11. Resnick M. Thinking Like a Tree (and Other Forms ofEcological Thinking). International Journal ofComputers forMathematical Learning/М.Resnick. - 2003. - Vol. 8. No.

1.P.43-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.