Научная статья на тему 'Сетевые проекты: потенциал воздействия на аудиторию (на примере проекта "вДудь")'

Сетевые проекты: потенциал воздействия на аудиторию (на примере проекта "вДудь") Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1590
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО / СЕТЕВЫЕ ПРОЕКТЫ / ЛИЧНОЕ ВЛИЯНИЕ / БЛОГЕР / Ю. ДУДЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зубанова Людмила Борисовна, Зыховская Наталья Львовна

В данной статье рассматривается феномен сетевых проектов (информационные проекты, реализуемые в Интернет-пространстве), представляющих собой плюралистическую модель построения медийного дискурса. Потенциал воздействия сетевых проектов анализируется на примере популярного авторского шоу журналиста и видеоблогера Юрия Дудя на YouTube-канале «вДудь», набирающего миллионные просмотры пользователей. Выводы исследования базируются на методических процедурах текстовой фильтрации интервью выборе суждений, характеризующих отношение героев к ценностно-символическому пространству современной российской жизни. На основе полученной информации делаются выводы о востребованных типах героев времени, репрезентированных в актуальном Интернет-пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сетевые проекты: потенциал воздействия на аудиторию (на примере проекта "вДудь")»

УДК 070

Л. Б. Зубанова

Челябинский государственный институт культуры, Челябинск

Н. Л. Зыховская

Южно-Уральский государственный университет, Челябинск

СЕТЕВЫЕ ПРОЕКТЫ: ПОТЕНЦИАЛ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА АУДИТОРИЮ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА «ВДУДЬ»)

В данной статье рассматривается феномен сетевых проектов (информационные проекты, реализуемые в Интернет-пространстве), представляющих собой плюралистическую модель построения медийного дискурса. Потенциал воздействия сетевых проектов анализируется на примере популярного авторского шоу журналиста и видеоблогера Юрия Дудя на YouTube-канале «вДудь», набирающего миллионные просмотры пользователей. Выводы исследования базируются на методических процедурах текстовой фильтрации интервью - выборе суждений, характеризующих отношение героев к ценностно-символическому пространству современной российской жизни. На основе полученной информации делаются выводы о востребованных типах героев времени, репрезентированных в актуальном Интернет-пространстве.

Ключевые слова: Интернет-пространство, сетевые проекты, личное влияние, блогер, Ю. Дудь.

Введение. «Власть информации», о которой писал М. Кастельс [7] в современном коммуникативном пространстве всё в большей мере персонализируется, превращаясь во власть индивидуального влияния информационных субъектов. Роль последних всё чаще играют неформальные и неформатные (в значении четкого соответствия установленным канонам и принципам информационного взаимодействия) проекты, реализуемые в Интернет-пространстве. Подобные сетевые проекты отражают основное течение актуального культурного потока, обращены к наиболее востребованным идеям и запросам аудитории (то, что может определяться как реакция на «горячие темы» и «информационные поводы»). В данном случае, индивидуальные манифестации, выраженные популярными Интернет-персонами и медиа-спикерами (или, в терминологии американского исследователя П. Лазарсфельда, «лидерами мнений») могут трактоваться как ценностно-смысловые доминанты актуальной культуры.

Обзор работ по теме. В наиболее общем виде, медиадискурс трактуется исследователями как: «совокупность процессов и продуктов речевой деятельности в сфере массовой коммуникации во всем богатстве и сложности их взаимодействия» [3. С. 21]. Внутри единого публичного медиадискурса или, в трактовке Ю. Хабермаса - «публичной сферы» (public sphere) мы сталкиваемся с качественным разнообразием информационных потоков, ориентированных на различные задачи, функции и типы аудитории. Так, в работе «Структурная трансформация публичной сферы» («The Structural Transformation of the Public Sphere») Хабермас обозначает многослойность публичной коммуникации, представленной через следующие области:

- политическая публичная сфера (political public sphere);

- литературная публичная сфера (literary public sphere);

- публичное представительство (representative publicness) [10].

И, хотя в данной классификации, в большей мере, проявлен критерий институциональной специфики (политика, литература), введение «публичного представительства» делает допустимым разграничение именно по качественному принципу: экспертно-специализированный и массовый/ популярный типы дискурсов, адресованных различным аудиториям.

Подобное разделение усилено в типологии Р. Бенсона, исследующего элитаристскую, совещательную и плюралистическую модели построения медийного дискурса в зависимости от степени вовлечения аудитории [9. С. 93]. Элитаристская модель в концепции Бенсона - это зона влияния профессионалов, актуализирующих информацию по социально значимым вопросам и проблемам; совещательная и плюралистическая - отражают разнообразие дискурсивных

стилей, репрезентирующих коллективное мнение общественности (аудитория, блогеры). Совмещение аудитории и блогеров в единую плюралистическую модель вполне оправдано в силу взаимозависимости указанных сторон. Именно блогеры во многом формируют новую активность аудитории, при которой: «аудитория выступает уже не пассивным потребителем, а активным участником, регулирующим и влияющим на процессы генерирования контента» [6. С. 184].

Обращение к блогерам, как к новым субъектам информационно-коммуникативного процесса, вызывает интерес современных исследователей. Д. П. Гавра и В. В. Декалов, анализирующие взаимоотношения между институциональными (СМИ, журналисты) и неинституциональными (блогеры, сетевые проекты) игроками медиапространства, приходят к выводу о достигнутом консенсусе в распределении коммуникативного капитала между субъектами информационного рынка: «.. .блогеры и сетевые проекты не заменяют журналистов и СМИ, равно как журналисты не являются блогерами. Это игроки двух относительно автономных друг от друга пространств. Поэтому уместно говорить, скорее, не о блоггинге как замене журнализма или новом журнализме, а о блогинге как внешней практике по отношению к журнализму в условиях, когда аудитория СМИ мигрирует в Интернет и приобретает новые черты и новые модели потребления информации» [2. С.77].

Такая миграция аудитории (особенно ее молодежного сегмента) наделяет особым статусом лидерства агентов информационного влияния в пространстве публичной коммуникации. Е. В. Лазуткина, классифицирует блогеров, в зависимости от специализации и локуса влияния, на три типа:

- блогер, получивший популярность в офлайн-среде;

- блогер, являющийся специалистом определенной области и представляющий информацию узкой тематики;

- блогер, получивший популярность в онлайн-среде - дает определение блогеру как лидеру мнений: «блогер - лидер мнения - авторитетный (вызывающий доверие, способный влиять на мнения сообщества, компетентный) член блогосообщества, выполняющий роль организатора, инициатора взаимодействия пользователей и принимаемый ими, благодаря его способности предоставлять информацию, востребованную аудиторией» [8. С. 54].

В. В. Витвинчук, И. В. Фотиева, Т. А. Семилет и Е. В. Лукашевич детализируя статусы «лидера мнений», «лидера публичного интереса» и «Шп-лидера», приходя к выводу о том, что: «На роль лидеров мнений может претендовать лишь определенный сегмент: социальные блогеры, поднимающие значимые социокультурные, мировоззренческие проблемы и формирующие мнение аудитории относительно данных проблем» [1. С. 99].

Цель, задачи, материал исследования. В данной статье мы обратимся к анализу манифестируемых идей и воззрений в Интернет-пространстве на примере популярного авторского шоу журналиста и видеоблогера Юрия Дудя на YouTube-канале «вДудь»: интервью с известными деятелями современной культуры, бизнеса, Интернета и политики, набирающие миллионные просмотры Интернет-пользователей. На момент исследования (сентябрь, 2018) в сети размещены 66 интервью; фиксируемое количество подписчиков - 3 795 829 человек.

Деятельность Юрия Дудя неизменно вызывает интерес как самой аудитории, так и представителей различных экспертных сообществ (телекритики, медиа-обозреватели, исследователи), придавая неформальному сетевому проекту статус актуально-востребованного информационного продукта: «Несмотря на то, что род деятельности Юрия Дудя считается блогерством, а сам он называет себя исключительно блогером, его медиапрактики имеют множество сходств с профессиональной телевизионной журналистикой (качественная съемка и монтаж; тщательная подготовка к интервью, о чем можно судить по погружению в тему, удачности задаваемых вопросов, успешно выбранный медиа-образ, отличающийся небанальностью, актуальностью формы и содержания» [5. С. 64].

Анализ материала в данной статье базировался на процедуре мобилизации смысла сообщений в тематически определенных текстовых отрезках (композиционная завершенность высказывания), отражающих общий тематизм разговора. В данном случае использовалась методика предикативного анализа текста [4], в основе которой лежит представление о тексте как иерархии коммуникативных программ. На материале полной выборки интервью были выделены ключевые идеи и представления медиа-спикеров о востребованных типах героев времени, репрезентированных в актуальном Интернет-пространстве.

Полученные результаты и их интерпретация

В сетевом проекте Юрия Дудя герои времени позиционируются именно как новая культурная волна, отделяемая от прошлого не просто временным промежутком, но и идеологическим и ценностно-мировоззренческим контекстом. Показателен в этом отношении диалог с фронтменом группы «Кровосток» Антоном Черняком (Шило):

Ю. Дудь: Есть теория, что когда придут к власти люди, когда вырастут те, кто ни дня не прожил в Советском Союзе, всё может поменяться. Вы верите в эту гипотезу?

А. Черняк: Да посмотрим, может быть. Вообще, молодежь очень бодрая, мне хочется в нее верить.

Ю. Дудь: На чем это основано?

А. Черняк: Именно потому, что они уже такие - несоветские. У нас одновременно запас прочности больший, но тут люди, современная молодежь уже такая как везде, они не советские, есть шанс, что они что-то сделают и будут жить в более справедливой и счастливой стране!

(Антон Черняк/Шило, фронтмен группы «Кровосток»; выпуск интервью на канале «вДудь», 24.04.18)

Юрий Дудь анонсирует приглашенных им молодых собеседников именно в заданном контексте - как поколение XXI века, отражающее актуальные социокультурные тренды своего времени, подтверждающее уверенные позиции лидерства:

- Баста, главный рэпер земли русской;

- Little Big - главная экспортная группа России;

- Николай Соболев - самый быстрорастующий блогер мира;

- Евгений BadComedian Баженов - самый популярный кинокритик России;

- Александр Паль - звезда нового поколения русских актеров;

- Face - почему от него фанатеет молодежь;

- Feduk - автор главного хита этой осени

- Александр Петров - звезда «Притяжения», «Гоголя» и уймы других русских фильмов;

- Данила Поперечный - главный стендап-комик русского интернета;

- Пошлая Молли - рок-звезда поколения соцсетей.

При этом, используя в представлении спикеров своих программ характеристики «звезда», «главный», «самый» - искомое «героическое» подается Дудем, в большей мере как востребованное сегодняшним днем и популярное, а не в сакрализации образа героя как «подлинного и лучшего». Кумиры современной молодежи нередко вызывают у него вопрос, по сути, отражающий, если не сомнение в праве на лидерство, то попытку содержательной и критической оценки адекватности существующих притязаний и амбиций нового поколения.

Медиа-спикеры в интервью на канале «вДудь», скорее, герои дня, а не времени; выразители «вибрирующего настоящего», открывавшего возможности жизни «здесь и сейчас». Эта жизненная философия, характерная для так называемого «чувственного общества» (П. Сорокин), живущего по законам сегодняшнего дня, ориентированного на девиз в полной мере оправдывающий социальный презентизм - «живи настоящим!», «лови день!». Названное состояние может рождать как прагматическую ориентацию поведения (характерную для «общества потребления»), так и быть связанным с ощущением стабилизации жизненных перспектив, рождающим рационализированные практики поведения. Неслучайно, лейтмотивом всех интервью становится оценка материального успеха приглашенных героев:

- Баста - о Немагии и своей зарплате;

- Ресторатор - об Оксимироне, цензуре и бабле;

- Амиран (Дневник Хача) - сколько он зарабатывает;

- Jah Khalib о деньгах, религии и Оксимироне;

- Роднянский - о Бондарчуке, «Оскарах» и киногонорарах;

- Доренко - о русском народе, Путине и деньгах.

Причем, такая прагматическая тональность позиционируется именно при представлении нового поколения «звезд», манифестирующих запросы и тренды современной действительности.

Подтверждается это и высказываниями прежних «героев времени» - кумиров уходящей эпохи рок-музыки - не вполне созвучных нынешней системе ценностных приоритетов:

- Мы никогда не деньги-то и не велись особо...Нынешнее поколение другое. Почему вы вот так на деньгах.потому что вы уже родились, возмужали и оформились в такие времена, когда был взрыв капитализма. Я вас прекрасно понимаю, н омы другие, мы относились к этому иначе. Мы другое поколение - идеалисты, анархисты.

(Юрий Шевчук, музыкант; выпуск интервью на канале «вДудь», 07.12.17)

Безусловно, новые поколения могут быть и «продолжателями» пути, заложенного предшествующей поколенческой формацией, однако и подобная форма продления прежних ценностных основ не предполагает их механистического воспроизводства, связывается с переосмысленным и обновленным прочтением. В ценностно-значимой перспективе подлинный образ героя времени Юрий Дудь находит то в относительно недавнем прошлом (авторские программы о Сергее Бодрове, Сергее Супоневе и журналистах канала MTV), то в тех обычных людях, к которым не в полной мере применим статус «медиа-звезды» (уцелевший солдат Чеченской войны или проект «Новая Россия»). В авторском подходе журналиста заметна тенденция выдвижения «повседневного героя» - обычного человека, выбирающего необычный жизненный путь:

- В современной России очень сложной, очень противоречивой и очень агрессивной невозможно представить себе супергероя, которого любили бы абсолютно все. А нам очень захотелось напомнить, что такое бывает. Потому что Сергей Бодров именно таким супергероем и был.

(проект «Сергей Бодров - главный русский супергерой»;

выпуск интервью на канале «вДудь», 26.12.17)

- Глобально Россия остается страной нефтяных вышек и доисторической попсы, но локально - плодит очень много достойной крути. Уже сейчас в России есть музыканты, актеры, режиссеры, клипмейкеры, дизайнеры, художники, которые делают классно здесь, которые или уже востребованы за границей, или имеют на это все шансы в будущем. Про многих из них вы даже не знаете, хотя они живут совсем рядом с каждым из нас. Некоторые из них - герои сегодняшнего выпуска вДудя. Они молоды, талантливы и напомнят каждому из вас: в России -невиданное количество проблем, но это не повод грустить и забиваться в угол.

(проект «Новая Россия»; выпуск интервью на канале «вДудь», 17.01.18)

- Мы привыкли, что телевизор - это позор. Главные медиа страны врут, вредят, готовят население к войне и общаются с ним мертвым комсомольским языком. Многие удивятся, но так было не всегда. В истории России есть как минимум один канал, который нес людям новое знание и хороший вкус. Который общался с тобой легко - как будто ты его давний кореш. Который вдохновлял и объяснял: границы на карте, конечно, существуют, но на самом деле никаких границ нет. Этот канал называется MTV.

(проект «MTV - главный канал нашего детства»; выпуск интервью на канале «вДудь», 02.04.18)

- Если вы тоже росли в 90-е, значит, нас с вами воспитывал один и тот же человек. Пока родители пытались хоть что-то заработать, мы оставались один на один с телевизором. К великому счастью, одной из главных звезд этого телевизора был Сергей Супонев... Нам же захотелось показать его работу и его характер, который позволял делать эту работу настолько ярко. Итак, ближайший час с небольшим - про Сергея Супонева. Человека, с которым мы не были знакомы, но с которым бесконечно дружили.

(проект «Сергей Супонек - друг всех детей»; выпуск интервью на канале «вДудь», 07.08.18)

В образующемся дискурсе мнений мы наблюдаем отсутствие единства в оценках современности: полифонический вариант микс-культуры, вмещающей не просто разнообразные, но именно полярные аспекты ценностного восприятия актуальных российских реалий - от фиксации несовершенства государственно-правового и политического устройства:

- Ой, чувак...я каждый день начинаю с того, что открываю телефон и читаю новости. Причем, я не то, чтобы: «ой, всё плохо, всё пропало, Россия не встанет с колен...». Яофигиваю, как у нас совсем не работает судебная система. У нас куча законов, которые противоречат Конституции. Много несправедливости!

(Данила Поперечный, видеоблогер; выпуск интервью на канале «вДудь», 13.02.18)

- А. Серебряков: Так или иначе, до сих пор - не знание, не сообразительность, не предприимчивость, не достоинство являются прерогативой национальной идеи. Национальной идеей является сила, наглость и хамство.

Ю. Дудь: Когда вы сталкивались с этим в последний раз?

А. Серебряков: Да, собственно говоря, сегодня! Дал взятку гаишнику.

(Алексей Серебряков, актер; выпуск интервью на канале «вДудь», 20.02.18)

- Здесь всё достаточно просто. Есть такая песня: «Я так люблю свою страну, но ненавижу государство». Если грубо сказать, то, примерно, вот так... У нас сейчас ситуация в стране - вот, как камень в почке: он там сидит, и в нем проблема, он доставляет неудобства. Если его не трогать, он будет увеличиваться и рано или поздно придется резать. Ты можешь, если рано его заметишь, и какими-то медикаментозными средствами растворять. Но в любом случае будет больно! У нас сейчас камень в почке, но рано или поздно он выйдет...

(Нейромонах Феофан, музыкант; выпуск интервью на канале «вДудь», 19.09.17)

- Есть вещи, которые мне в России категорически не нравятся - это то, что произошло с Украиной. В этом виноваты элиты, которые не могут договориться между собой. Выбор -идти ли за тем дискурсом, который спускается сверху - каждый решает сам. Кто-то должен задавать правительству неудобные вопросы, и должна быть платформа, на которой такие вопросы могут прозвучать - для того, чтобы они воспринимались всерьез.

(Noize МС, российский рэп-исполнитель; выпуск интервью на канале «вДудь», 25.04.17)

- до оптимистического диагноза восприятия современной действительности:

- Я, вообще, не разделяю этот вечный пессимизм: всё плохо! Наверное, ничего хорошего, действительно, не происходит, но и деградации нет. Когда я разговариваю со своими друзьями-предпринимателями, они все плачут: «всё плохо, всё плохо»...Яэтого не вижу. Мне кажется, что всё больше магазинов, ресторанов, кинотеатров, хороших дорог. Я позитивный тренд вижу!

(Олег Тиньков, бизнесмен; выпуск интервью на канале «вДудь», 12.06.17)

Образ будущего оказывается неразрывно связанным с ценностными перспективами действительности, позволяет прогнозировать не только приоритетную зону духовной консолидации социума, но и мировоззренческие стратегии и поведенческие сценарии, обеспечивающие, с точки зрения медиа-героев, наиболее оптимальные и необходимые пути преобразования действительности.

В целом, фиксируя выстраиваемые образы героев современной культуры (выразителями которой и предстают медиа-спикеры), наиболее очевидно проявлены следующие типы:

1. прагматический гедонист - человек, концентрирующийся, исключительно, на достижении личностного успеха, капитализации собственной известности и получении, связанных с нею дивидендов. Такой герой, как правило, демонстрирует позитивно-оптимистический взгляд на жизнь, сознательно дистанцируясь от тем и вопросов, требующих политического и гражданского самоопределения:

- Я музыкой занимаюсь, и занимался давно ею. И политикой не интересуюсь, не шарю в ней, вообще. Политика у меня ассоциируется с каким-то холодом, слякотью...

(Feduk - Федор Инсаров, российский хип-хоп-исполнитель;

выпуск интервью на канале «вДудь», 19.12.17)

- Политикой должны заниматься профессионалы, я очень не люблю, когда за дело берутся дилетанты...

(Гарик Мартиросян, телевизионный ведущий; выпуск интервью на канале «вДудь», 12.09.17)

2. нерефлексирующий конформист - избирает стратегию принципиальной лояльности существующему властному строю (не столько в единстве взглядов, сколько в признании права на власть, уважении к силе правящего режима), подчеркивающий ценностное единство, совпадение интересов и установок с большинством, позиция, отраженная одним из героев интервью - Александром Тимарцевым (Ресторатор) - ведущим и организатором «Версус Баттла» (Versus Battle): «Мы не хотим играть на грани». Отличительной особенностью такого типа героя становится отрицание ценности любых форм сопротивления, негативное отношение к образу бунтаря, как нарушителя стабильных основ существования, потребность выражать собственные взгляды как общезначимые и разделяемые большинством:

А. Сардаров: Ты можешь делать что-то и не идти на рожон, а можешь идти на рожон и ничего не делать.

Ю. Дудь: Не кажется ли тебе, что это пораженческая психология, которая на многих в нашей стране распространяется, в том числе на успешных парней вроде тебя, которые, наоборот, должны быть тягачами свободных мыслей, свободных действий, конкуренции

А. Сардаров: Ну, это же всё красивые слова. У тебя у самого сейчас будет так, что ты возьмешь много интервью с разными людьми и станешь заложником этой истории...На сегодняшний день общество хочет, чтобы всё было именно так. Если захочет, чтобы было по-другому, всё начнет меняться.

(Амиран Сардаров/Дневник Хача, видеоблогер; выпуск интервью на канале «вДудь», 03.03.17)

Ю. Дудь: Со стороны это выглядит очень просто: власть пытается приласкать вас, почесать загривок и просто сказать: «Ребятки, к ноге!»

Н. Соболев: Власть она на то и власть, что она может легко других подчинить. И не нужны никакие встречи, они могли действовать другими способами, подчинить нас. Я до сих пор подумываю о том, насколько это адекватно...

Ю. Дудь: Ты на той встрече был просто окрылен, разве что не мироточил...

Н. Соболев: Я был окрылен самой идеей, что видеоблог может быть полезен!

(Николай Соболев, видеоблогер; выпуск интервью на канале «вДудь», 04.04.17)

3. дистанцировавшийся скептик - герой, демонстрирующий понимание природы человеческих недостатков, фиксирующий несовершенство окружающей действительности сквозь призму отстранённого наблюдения и иронично-критического восприятия поступающей информации. Для представителей данного типа характерно противопоставление собственной позиции -мнению большинства через указание на пассивность и безответственность окружающих:

- У нас социальное государство, которое до сих пор не стало государством людей ответственных, у нас люди безответственные - заявляют претензии миру. И по большинству чего-то ждут...

(Сергей Шнуров, музыкант, лидер группировки «Ленинград»;

выпуск интервью на канале «вДудь», 21.02.17)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Главная проблема, которая есть в России, связана с тем, что люди боятся, чтобы им было хорошо и боятся показывать, что им хорошо. Ты, как бы, забираешь повод, чтобы переживать. Если ты скажешь, что у тебя в жизни всё хорошо, ты автоматически выбываешь из очереди получателей какой-нибудь скидки, льготы, люди не могут себе позволить этого, они всегда должны жаловаться!

(Артемий Лебедев, дизайнер; выпуск интервью на канале «вДудь», 04.12.17)

- В этой стране никакая демократия никогда не приживется, я в этом убежден, меня можно резать на части, но знаю этот народ.Это народ, которому нужен царь!

(Олег Тиньков, бизнесмен; выпуск интервью на канале «вДудь», 12.06.17)

4. гражданский активист - герой, стремящийся к настойчивому утверждению собственной позиции по актуально-значимым темам, проблемам и вопросам современной действительности; призывающий к практическому осуществлению преобразований (прежде всего, в идеологическом и политическом контекстах):

- Самое главное, что мой позитив заключается в том, что я реально верю в то, что всё это можно изменить. В отличие от многих, которые хотят от меня позитива, но при этом мне рассказывают: «да, блин, с этим народом ничего нельзя изменить, ментальность у нас не та.».

(Алексей Навальный, политик, руководитель ФБК; выпуск интервью на канале «вДудь», 18.04.17)

- Если нам связывают руки и ноги, мы, все равно, должны стараться что-то делать! Сейчас снова происходит генетическая чистка - лучшие из лучших уезжают из страны... И мы опять остаемся без самых лучших. И нельзя этого снова допустить.

(Ксения Собчак, кандидат в Президенты РФ; выпуск интервью на канале «вДудь», 24.10.18)

5. самозамкнутый мастер - герой, подчеркивающий ценность и необходимость творчества и персональной творческой самореализации в избранном деле, признающий наличие проблемных зон в развитии окружающей действительности, но видящий необходимость в их искоренении на локальном уровне: «делать свое дело», «выразить себя», «быть ответственным перед самим собой», «что-то оставить людям» и иные нарративные конструкции отличают специфику манифестации его взглядов на жизнь.

Заключение. Безусловно, тематическое разнообразие текстов интервью (индивидуальные особенности героев, атмосфера течения разговора, журналистские приемы раскрытия темы, стилевые и содержательные характеристики беседы) затрудняют приведение эмпирических данных к общим основаниям, делают любую типологизацию текстового массива условной, недостаточно тонко фиксирующей нюансы отдельного информационного материала. Вместе с тем без намеренного «огрубления» этой материи, процедура выявления локального тематизма (как мобилизация смысла беседы) представляется невозможной. Содержание дискурсивных медиа-посланий, транслируемых лидерами мнений и медиа-спикерами в различных типах дискурса, отражает актуальные социокультурные тренды, создает поле ценностей и смыслов, которым воспринимающая аудитория затем следует как некому социальному закону.

Благодарности. Результаты исследования реализованы в рамках программы грантов Президента РФ для государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации

(Конкурс НШ-2018), проект «Культура как основа ценностно-духовной консолидации: потенциал культурного наследия и образы будущего».

Список литературы

1. Витвинчук, В. В. Проблема лидеров мнений в публичной коммуникации [Текст] / В. В. Витвинчук, И. В. Фотиева, Т. А. Семилет, Е. В. Лукашевич // Сибирский философский журнал. - 2017. - Т. 15. - № 4. - С. 91-101.

2. Гавра,Д.П.Заменятлиблогерыжурналистов?Институциональныеинеинституциональные игроки на пересечении медиа и сетевого пространств [Текст] / Д. П. Гавра, В. В. Декалов // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2018. - Т. 10. - № 3-2. - С. 75-82.

3. Добросклонская, Т. Г. Медиадискурс как объект лингвистики и межкультурной коммуникации [Текст] / Т. Г. Добросклонская // Вестник МГУ. - Сер.10 «Журналистика».- 2006.-№ 2.- С. 20-33.

4. Дридзе, Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации [Текст] /Т. М. Дридзе.- М.: Наука.- 1984. - 269 с.

5. Ефанов, А. А. «Хайпы» в современном поле медиа [Текст] / А. А. Ефанов // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2018. - № 1 (27). - С. 63-69.

6. Ечевская, О. Г. Фэшн-блогеры: новые агенты влияния в индустрии моды [Текст] / О. Г. Ечевская, Е. Д. Янке // Вестник Новосибирского государственного университета. - 2014. - Т. 14. - Вып. 2. - С. 183-195.

7. Кастельс, М. Власть коммуникации [Текст] / М. Кастельс. - М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2016. - 564 с.

8. Лазуткина, Е. В. Лидеры мнений в информационном пространстве блогосферы Рунета [Текст] / Е. В. Лазуткина // Вестник Новосибирского государственного университета. - 2016. - Т. 15. - Вып. 6. - С. 51-59.

9. Публичная сфера: теория, методология, кейс стади: коллективная монография [Текст] / Под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой и П. В. Романова (Библиотека «Журнала исследований социальной политики»). - М.: ООО «Вариант»: УСПГИ, 2013. - 360 с.

10. Хабермас, Ю. Структурная трансформация публичной сферы [Текст] / Ю. Хабермас; Реферативный перевод Т. Тягуновой // Публичная сфера: теория, методология, кейс стади (Библиотека «Журнала исследований социальной политики»). М.: ООО «Вариант»: УСПГИ, 2013.- С. 226-265.

NETWORK PROJECTS: POTENTIAL OF IMPACT ON AUDIENCE (ON THE EXAMPLE OF THE PROJECT OF YURY DUD "VDUD")

Zubanova L. B., Chelyabinsk State Institute of Culture, Chelyabinsk, milazubanova@gmail.com Zyihovskaya N. L., South Ural State University, Chelyabinsk, ladoga122@gmail.com

In this article the phenomenon of the network projects (the information projects realized in Internet space) representing pluralistic model of creation of a media discourse is considered. Network projects have the considerable potential of impact on audience, form special space of informal communication between media speakers (the interviewer and the interviewee) and audience. This potential of influence is analyzed on the example of a popular author's show of the journalist and the video blogger Yury Dud on YouTube channel "vDud" (an interview with the famous figures of modern culture, business, policy, Internet space), gathering million viewings of users. Conclusions of a research are based on methodical procedures of text filtration of an interview - the choice of the judgments characterizing the relation of heroes to valuable symbolically space of modern Russian life. On the basis of the obtained information conclusions about demanded types of the heroes of time represented in relevant Internet space are drawn.

Keywords: Internet space, network projects, personal influence, blogger, Yu. Dud.

References

1. Vitvinchuk, V. V., Fotieva, I. V., Semilet, T. A. and Lukashevich, E. V. (2017) Problema liderov mnenij v publichnoj kommunikacii [=The problem of opinion leaders in public], in: Sibirskij filosofskij zhurnal [=Siberian Philosophical Journal], pp. 91-101. (In Russ.).

2. Gavra, D. P. and Dekalov, V. V. (2018) Zamenjat li blogery zhurnalistov? Institucional'nye i neinstitucional'nye igroki na peresechenii media i setevogo prostranstv [=Will bloggers replace journalists? Institutional and non-institutional players at the intersection of media and network spaces], in: Istoricheskaja i social'no-obrazovatel'naja mysl' [=Historical and social-educational thought], pp. 75-82. (In Russ.).

3. Dobrosklonskaja, T. G. (2006) Mediadiskurs kak obekt lingvistiki i mezhkul'turnoj kommunikacii [=Media Discourse as an Object of Linguistics and Intercultural Communication], in: Vestnik MGU [=Bulletin of Moscow State University], pp. 20-33. (In Russ.).

4. Dridze, T. M. (1984) Tekstovaja dejatel'nost'v strukture social'noj kommunikacii [=Text activities in the structure of social communication], Moscow, 269 p. (In Russ.).

5. Efanov, A. A. (2018) "Hajpy" v sovremennom pole media [="Hypes" in the Present Media Field], in: Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija [=Sign: the Problem Field of the Media Education], pp. 63-69. (In Russ.).

6. Echevskaja, O. G. and Janke, E. D. (2014) Fjeshn-blogery: novye agenty vlijanija v industrii mody [=Fashion bloggers new agents of influence in the fashion industry], in: Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta [=Bulletin of Novosibirsk State University], pp. 183-195. (In Russ.).

7. Kastel's, M. (2016) Vlast'kommunikacii [=Power of Communication], Moscow, 564 p. (In Russ.).

8. Lazutkina, E. V. (2016) Lidery mnenij v informacionnom prostranstve blogosfery Runeta [=Leaders of opinions in the information space of the blogosphere Runet], in: Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta [=Bulletin of Novosibirsk State University], pp. 51-59. (In Russ.).

9. Jarskaja-Smirnova, E. R. and Romanova, P. V. (2013) Publichnaja sfera: teorija, metodologija, kejs stadi [=Public sphere theory, methodology, case study], Moscow, 360 p. (In Russ.).

10. Habermas, Ju. (2013) Strukturnaja transformacija publichnoj sfery [=Structural transformation of the public sphere], in: Publichnaja sfera: teorija, metodologija, kejs stadi [=Public sphere theory, methodology, case study], Moscow, pp. 226-265. (In Russ.).

Зубанова Людмила Борисовна - кандидат социологических наук, доктор культурологии, профессор кафедры культурологии и социологии, директор Уральского института культурной политики и проектного менеджмента, Челябинский государственный институт культуры, Челябинск.

milazubanova@gmail.com

Зыховская Наталья Львовна - доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и литературы, Южно-Уральский государственный университет, Челябинск.

ladoga122@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.