Научная статья на тему '«ЛИЦО С ЭКРАНА». В ЧЕМ СЕКРЕТ ПОПУЛЯРНОСТИ ТОК-ШОУ «вДудь»?'

«ЛИЦО С ЭКРАНА». В ЧЕМ СЕКРЕТ ПОПУЛЯРНОСТИ ТОК-ШОУ «вДудь»? Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
16747
883
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Юрий Дудь / новые медиа / интервью / YouTube / блогеры / Олег Кашин / Юрий Сапрыкин / видео / ток-шоу / социальные сети / интернет-журналистика / Yuri Dud / new media / interviews / YouTube / bloggers / Oleg Kashin / Yuri Saprykin / video / talk show / social networks / internet-journalism

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Николай Николаевич Подосокорский

В статье анализируется одно из самых успешных ток-шоу российского сегмента YouTube последних двух лет — «вДудь», 31-летнего спортивного журналиста и бывшего главного редактора издания Sports.ru, а ныне заместителя его генерального директора, Юрия Дудя. У этого ток-шоу многомиллионная аудитория, которая продолжает стремительно расти. К середине сентября 2018 г. его канал имел следующие показатели: более 3,7 миллионов подписчиков и более 360 миллионов просмотров. В программах Дудя принимают участие известные российские политики, актеры, музыканты, бизнесмены, продюсеры, режиссеры, «звезды» Youtube, Instagram и др. Достаточно назвать имена только некоторых из них: Ксения Собчак, Владимир Жириновский, Алексей Навальный, Михаил Ходорковский, Александр Роднянский, Евгений Чичваркин, Олег Тиньков, Алексей Венедиктов, Владимир Познер, Сергей Шнуров, Александр Невзоров, Леонид Парфенов, Семен Слепаков и др. Также Дудь является автором нескольких документальных фильмов, посвященных, главным образом, эпохе 1990-х гг. и ее героям — от участников чеченских войн до создателей культовых кинокартин. Как отмечают медиаэксперты, период «лихих девяностых» имеет особое ностальгическое значение во всем его проекте. Рассматриваются возможные причины необычайной популярности этого видеоблога, указываются его особенности, приводятся мнения о нем известных журналистов (Олега Кашина, Юрия Сапрыкина, Сергея Доренко). Примечательно, что ролики Юрия Дудя собирают в разы больше просмотров, чем у других отечественных видеоблогеров, имеющих порой гораздо больше подписчиков. Обосновывается, что успех шоу «вДудь» отнюдь неслучаен и что он основан на уникальном сочетании ряда факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“A FACE FROM THE SCREEN”. WHEREIN LIES THE SECRET OF THE POPULARITY OF THE TALK SHOW “vDud”?

The article analyzes one of the most successful talk shows of the Russian segment of YouTube of the last two years — “vDud,” hosted by the 31-year-old sport journalist and previous editor-in-chief of the website Sports.ru, and presently the assistant of its general director Yuri Dud. This talk show has an audience of many millions of people which continues to grow. Towards mid-September 2018 its channel had the following data: over 3,7 subscribers and over 360 million viewings. Numerous well-known Russian politicians, actors, musicians, businessmen, producers, “stars” of YouTube and Instagram, etc. participate in Dud’s programs. It suffices to mention the names of only some of them: Ksenia Sobchak, Vladimir Zhirinovsky, Alexei Navalny, Mikhail Khodorkovsky, Alexander Rodnyansky, Evgeny Chichvarkin, Oleg Tinkov, Alexei Venediktov, Vladimir Posner, Sergei Shnurov, Alexander Nevzorov, Leonid Parfyonov, Semyon Slepakov and others. Dud is also the creator of several documentary films devoted primarily to the era of the 1990s and its heroes — from the participants of the Chechen wars to the creators of the quintessential motion picture. As media experts note, the period of the “swashbuckling nineties” carries a special nostalgic meaning in his entire project. Various reasons of the extraordinary popularity of this video blog are examined, its peculiarities are indicated, opinions about it of well-known journalists (Oleg Kashin, Yuri Saprykin, Sergei Dorenko) are cited. It is noteworthy that Yuri Dud’s video gather exponentially more viewings than other Russian video bloggers who frequently have much more subscribers. It is substantiated that the success of the show “vDud” is hardly an accidental occurrence and that it is based on a unique combination of factors.

Текст научной работы на тему ««ЛИЦО С ЭКРАНА». В ЧЕМ СЕКРЕТ ПОПУЛЯРНОСТИ ТОК-ШОУ «вДудь»?»

УДК 070 ББК 76.01

DOI: 10.30628/1994-9529-2018-14.3-151-166 recieved 03.05.2018, accepted 20.09.2018 НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ПОДОСОКОРСКИЙ

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого Великий Новгород, Россия ORCID: 0000-0001-6310-1579 e-mail: [email protected]

«ЛИЦО С ЭКРАНА». В ЧЕМ СЕКРЕТ ПОПУЛЯРНОСТИ ТОК-ШОУ «вДудь»?

Аннотация. В статье анализируется одно из самых успешных ток-шоу российского сегмента YouTube последних двух лет — «вДудь», 31-летнего спортивного журналиста и бывшего главного редактора издания Sports.ru, а ныне заместителя его генерального директора, Юрия Дудя. У этого ток-шоу многомиллионная аудитория, которая продолжает стремительно расти. К середине сентября 2018 г. его канал имел следующие показатели: более 3,7 миллионов подписчиков и более 360 миллионов просмотров. В программах Дудя принимают участие известные российские политики, актеры, музыканты, бизнесмены, продюсеры, режиссеры, «звезды» Youtube, Instagram и др. Достаточно назвать имена только некоторых из них: Ксения Собчак, Владимир Жириновский, Алексей Навальный, Михаил Ходорковский, Александр Роднянский, Евгений Чич-варкин, Олег Тиньков, Алексей Венедиктов, Владимир Познер, Сергей Шнуров, Александр Невзоров, Леонид Парфенов, Семен Слепаков и др. Также Дудь является автором нескольких документальных фильмов, посвященных, главным образом, эпохе 1990-х гг. и ее героям — от участников чеченских войн до создателей культовых кинокартин. Как отмечают медиаэксперты, период «лихих девяностых» имеет особое ностальгическое значение во всем его проекте. Рассматриваются возможные причины необычайной популярности этого видеоблога, указываются его

особенности, приводятся мнения о нем известных журналистов (Олега Кашина, Юрия Сапрыкина, Сергея Доренко). Примечательно, что ролики Юрия Дудя собирают в разы больше просмотров, чем у других отечественных видеоблогеров, имеющих порой гораздо больше подписчиков. Обосновывается, что успех шоу «вДудь» отнюдь неслучаен и что он основан на уникальном сочетании ряда факторов. Ключевые слова: Юрий Дудь, новые медиа, интервью, YouTube, бло-геры, Олег Кашин, Юрий Сапрыкин, видео, ток-шоу, социальные сети, и нтернет-журналистика.

NIKOLAY NIKOLAYEVICH PODOSOKORSKY

Novgorod State University named after Yaroslav the Wise

Velikiy Novgorod, Russia ORCID: 0000-0001-6310-1579 e-mail: [email protected]

"A FACE FROM THE SCREEN".

WHEREIN LIES THE SECRET OF THE POPULARITY

OF THE TALK SHOW "vDud"?

Annotation. The article analyzes one of the most successful talk shows of the Russian segment of YouTube of the last two years — "vDud," hosted by the 31-year-old sport journalist and previous editor-in-chief of the website Sports.ru, and presently the assistant of its general director Yuri Dud. This talk show has an audience of many millions of people which continues to grow. Towards mid-September 2018 its channel had the following data: over 3,7 subscribers and over 360 million viewings. Numerous well-known Russian politicians, actors, musicians, businessmen, producers, "stars" of YouTube and Instagram, etc. participate in Dud's programs. It suffices to mention the names of only some of them: Ksenia Sobchak, Vladimir Zhirinovsky, Alexei Navalny, Mikhail Khodorkovsky, Alexander Rodnyansky, Evgeny Chichvarkin, Oleg Tinkov, Alexei Venediktov, Vladimir Posner, Sergei Shnurov, Alexander Nevzorov, Leonid Parfyonov, Semyon Slepakov and others. Dud is also the creator of several documentary films devoted primarily to the era of the 1990s and its heroes — from the participants of the Chechen wars to the

creators of the quintessential motion picture. As media experts note, the period of the "swashbuckling nineties" carries a special nostalgic meaning in his entire project. Various reasons of the extraordinary popularity of this video blog are examined, its peculiarities are indicated, opinions about it of well-known journalists (Oleg Kashin, Yuri Saprykin, Sergei Dorenko) are cited. It is noteworthy that Yuri Dud's video gather exponentially more viewings than other Russian video bloggers who frequently have much more subscribers. It is substantiated that the success of the show "vDud" is hardly an accidental occurrence and that it is based on a unique combination of factors.

Keywords: Yuri Dud, new media, interviews, YouTube, bloggers, Oleg Kashin, Yuri Saprykin, video, talk show, social networks, internet-journalism.

В своем последнем прогнозе развития социальных медиа в 2018-2019 гг. медиаэксперт Игорь Чубенко и другие аналитики агентства Hello Blogger отметили, что топовые Instagram- и YouTube-блогеры уже «приобрели статус селебрити, многие каналы и аккаунты обросли командами, создающими контент на постоянной основе. Руководители других каналов дистрибуции контента, прежде всего ТВ и онлайн-СМИ, признали масштабы явления и его влияние почти на все сферы жизни, от производства и продажи товаров до политики и социальных норм» [1]. По их данным, в 2018 г. затраты на рекламу в блогосфере должны составить порядка 10 млрд рублей. Всего же на рынок более-менее ощутимо влияют около 12 тысяч русскоязычных блогеров.

Согласно исследованию компании Cisco, к 2019 г. уже 80% мирового интернет-трафика составит видео [2]. Конкуренция среди видеоблогеров чрезвычайно высока, и выделиться на общем фоне непросто. В исследовании профессора Университета прикладных наук Оффенбурга Матиаса Бартля, опубликованном в конце февраля 2018 г. в Bloomberg, сообщается, что каждый третий современный британский ребенок в возрасте от 6 до 17 лет хочет работать YouTube-блогером. Это число в три раза превышает количество детей, которые хотят стать врачами. Как отмечают

эксперты, цель молодых людей — стать суперзвездами за счет быстрой популярности в Интернете. Схожие тенденции наблюдаются и в США. Однако по данным исследования, более 96% американских пользователей, желающих стать YouTube-блогерами, не получат доход, сопоставимый с прожиточным минимумом [3]. Ассистент профессора по коммуникациям в Университете Северной Каролины Элис Марвик комментирует это следующим образом: «Если вы ведете свое ТВ-шоу, вы будете хорошо зарабатывать. Но у вас могут быть 500 тысяч подписчиков на YouTube, и вы по-прежнему будете работать в Starbucks» [3].

В России ситуация запоздало и с поправкой на языковой масштаб копирует происходящее на Западе. Процент тех, кто может получать от своего блога стабильный доход, позволяющий больше нигде не работать, также составляет лишь несколько процентов, но настоящих «звезд» среди них, конечно, единицы. Даже сейчас работа ведущим авторской программы на федеральном телевидении, как правило, гарантирует гораздо более высокие доходы и узнаваемость, чем ведение личного блога в Интернете. Однако в последние годы, ввиду роста популярности соцсетей, отдельные специалисты и команды производителей видеоконтента для телевидения стали перепрофилироваться для запуска шоу на YouTube и аналогичных сервисах.

В качестве примеров таких шоу можно назвать проекты «вДудь» Юрия Дудя и «Парфенон» Леонида Парфенова. В обоих случаях, разумеется, следует говорить о весьма условном переходе известных журналистов и телеведущих с т.н. традиционного телевидения в формат видеоблогинга, ибо ни тот, ни другой с телевидением окончательно и бесповоротно не порывали. Проект главного редактора (до сентября 2018 г.) издания Sports.ru и выпускника факультета журналистики МГУ Юрия Дудя «вДудь» [4] в этом смысле оказался гораздо более успешным, чем «Парфенон» и остальные, поэтому заслуживает отдельного внимания и разбора.

Первый выпуск ток-шоу «вДудь» появился на видеохостинге YouTube 7 февраля 2017 г., и, по состоянию на 23 сентября 2018

года, на канале Дудя вышли уже 4 сезона его проекта с 66 выпусками. В основном это интервью с разными людьми, но также в рамках шоу было выпущено 6 документальных фильмов. В среднем каждый ролик собирает около 5 миллионов просмотров, есть видео с 12 и даже с 15 миллионами просмотров. К середине сентября 2018 г. канал Юрия Дудя имел следующие показатели: более 3,7 миллионов подписчиков и более 360 млн просмотров.

В свой 31 год Юрий Дудь сполна пожал плоды своей интернет-популярности. Он стал победителем премии журнала «GQ» «Человек года 2017» в номинации «Лицо с экрана» [5], победителем премии в области профессиональной журналистики «Редколлегия» в 2017 г. за документальный фильм «Сергей Бодров — главный русский супергерой» [6], лучшим журналистом 2017 г. по итогам голосования на сайте «Кашин.Гуру» [7] и проч. Также он вошел в топ-20 «молодых и перспективных героев завтрашнего дня», составленном РБК в мае 2017 г. [8], и занял 50-е место среди российских знаменитостей в рейтинге журнала Forbes, опубликованном в июле 2018 г. — эксперты издания оценили его доходы почти в миллион американских долларов [9]. Российское исследовательское агентство блогеров (РИАБ) отвело Дудю первое место в своем рейтинге авторов YouTube-каналов по стоимости одного рекламного размещения в первом квартале 2018 г. [10].

Журналист Олег Кашин так попытался объяснить феномен популярности Дудя: «Дудь — герой того времени, в котором Артем Шейнин бьет Майкла Бома, а Путин приходит в программу «Время» отметить ее 50-летие. Это действительно важный нюанс: потребность в новых ярких лицах и появление этих лиц — черта не новой, а именно застоявшейся, застойной эпохи. Дудь-2017 — человек не из будущего, а именно из нашего застоя, потому что у застоя, помимо прочих его обязательных черт, есть и вот эта — когда потребность в новых лицах и новых интонациях возникает именно как потребность в контрасте с приевшимся фоном и надоевшими лицами. Дудь сорвал банк, но это тот банк, который вот-вот попадет под санацию, и победителю еще придется поста-

раться сделать так, чтобы выигранные деньги не превратились в никому не нужные разноцветные фантики» [11].

По словам Кашина, «от Дудя веет перестройкой», и его предшественниками можно считать популярных в конце 1980-х гг. ведущих культовой программы «Взгляд», а также ведущего передачи «Телевизионное знакомство», эстонского тележурналиста Урмаса Отта, с непривычной для того времени легкостью задававшего своим гостям вопросы вроде того, «сколько стоит ваша дача?» В целом относительно дальнейших карьерных перспектив Дудя Кашин одновременно оптимистичен и сдержан: «Сейчас уже понятно, что стандартная телевизионная звезда двадцатых годов XXI века будет похожа на Дудя, но будет ли это сам Дудь — до сих пор вопрос» [11]. В том, что вся обрушившаяся на него слава может улетучиться в любой момент, Юрий Дудь честно признался на подведении итогов 2017 г. телеканалом «Дождь» — вместе с ним в программе Натальи Синдеевой приняли участие и известные тележурналисты более старших поколений: Владимир Познер и Леонид Парфенов [12].

Особенность образа Дудя-влогера состоит в том, что он умело сочетает цинизм с сентиментальностью, шоу-бизнес с политикой, конформизм с легкой фрондой по отношению к набившему оскомину официозу. Он вполне может пригласить в свое шоу оппозиционера Алексея Навального, записать беседу с политэмигрантом Михаилом Ходорковским или опальным мэром Евгением Ройзма-ном, но все они для него — не более чем экзотические медийные фигуры, точно такие же, как рэперы, комики или киноактеры. Ему, по большому счету, все равно с кем разговаривать — с Тиньковым или Жириновским, Цекало или Доренко, Шевчуком или Guf.

Дудь не является политическим актором, а его шоу, прежде всего, бизнес-проект, главная цель которого — монетизация через рекламу разнообразных брендов от авиакомпаний и банков до бытовой техники и одежды. В этом смысле «либеральная» риторика Дудя, время от времени иронизирующего над перекосами государ-

ственной пропаганды, отнюдь не признак оппозиционности режиму, но столь же системное явление, как и «диссидентство» Владимира Познера. В интервью порталу РБК Дудь однажды признался: «Я хочу жить в как можно более капиталистической России, в которой предпринимательство важнее государственных страпонов, на которые мечтают присесть до фига молодых и старых людей» [13]. В связи с этим, неудивительно, что его охотно приглашают в эфир Первого канала, в юмористическую программу Ивана Урганта как узнаваемое лицо Рунета, обладающее, прежде всего, талантом развлекать и разогревать пресыщенную публику [14].

На еще один характерный элемент шоу «вДудь» обратил внимание журналист Юрий Сапрыкин. По его наблюдению, Дудь в своих документальных фильмах ориентируется на поколение, которое было детьми в 1990-е гг. и сейчас так или иначе ностальгирует по той эпохе: «Все эти фильмы, как нетрудно заметить, про 90-е годы. Они все создают какой-то образ даже не времени, а образ страны, национальной идентичности, которая состоит из фильмов Балабанова, Сергея Бодрова-младшего как культурного героя, из того, что делал Шевчук в 90-е годы, из чеченских войн, из русского MTV, из передачи Сергея Супонева «Звездный час». Это во многом поколенческая вещь. Сейчас на арену выходит поколение, для которого 90-е — это детство, это время, к которому уже можно обратиться с ностальгическими воспоминаниями. И канонизировать его как объект ностальгии», — замечает бывший главный редактор журнала «Афиша» [15]. «В каком-то смысле все эти передачи про фильмы "Брат" и про то, как начиналось русское MTV, — добавляет Сапрыкин, — это такие «Старые песни о главном» для нового поколения. Если раньше приятные уколы узнавания возникали от того, что ты видел Наташу Королеву, переодетую в костюм из «Кубанских казаков», то сейчас они возникают от того, что ты видишь молодого Бодрова-младшего или молодого Василия Стрельникова, которые 20 лет назад тебя развлекали по телеку» [15].

За «излишнее» внимание к 1990-м Дудя в эксцентричной манере раскритиковал и один из гостей его программы, журналист и главный редактор радио «Говорит Москва» Сергей Доренко [16], увидевший в этом своего рода бегство от современности в архаику.

Пользователи сервиса ^еЦь^юп, отвечая на вопрос «В чем феномен шоу Юрия Дудя?», указывают на профессиональное искусство монтажа видеороликов, которое, впрочем, является базовым навыком каждого популярного блогера, и сильную эмоциональную заряженность сродни «пацанским задушевным разговорам на кухне» [17]. Дудь при этом не пытается выглядеть интеллектуалом и эрудитом, в нем нет и намека на интеллигентность, об-сценная лексика для него не средство усиления речи, а обыденность, его часто ловили на фактических ошибках и неточностях, незнании элементарных вещей, но все это лишь способствует его популярности как «своего парня», простого, душевного и понятного. Многие их тех, кто внимательно отслеживает медиатренды, пытаются увидеть в Дуде «голос поколения» и через него лучше понять то, чем «на самом деле» живет современная российская молодежь. Однако Дудь не столько исследует поколение Ъ, сколько конструирует собственный продукт на продажу, облекая его в яркую и удобную упаковку с кричащими надписями и вызывающими наклейками.

Интернет-проект Дудя нарочито антипросветительский и по поднимаемым им темам (в основном они весьма приземленны и низменны), и по отбору гостей для участия в программе: среди нескольких десятков собеседников блогера нет ни одного ученого, сотрудника музея, вуза или библиотеки, благотворителя, правозащитника и т.п., поскольку все перечисленные, как правило, слишком сложны и неудобны для шоу такого формата. Каждый выпуск проекта «вДудь» должен прежде всего создавать хайп и работать на количество просмотров, которое, в свою очередь, необходимо для рекламодателей.

Удивительно, но ни одно из многочисленных интервью Дудя не набрало менее 2 миллионов просмотров, при этом каждый выпуск в считанные часы попадал в тренды YouTube. Можно только гадать, чем объясняется такое феноменальное отсутствие «провалов», ведь даже у блогеров с гораздо большей аудиторией порой бывают неудачи, когда тот или иной ролик набирает всего несколько сот тысяч просмотров. В качестве примера можно привести видеоблоги не менее медийных Алексея Навального [18] или Ильи Варламова [19] — у обоих показатели количества просмотров гораздо ниже, чем у Дудя. Ниже они и у Кати Клэп, имеющей на YouTube в два раза больше подписчиков, чем Дудь [20].

Рискну предположить, что для начальной раскрутки роликов шоу «вДудь», скорее всего, используются и чисто технические инструменты. Издание «Медуза» в июне 2017 г. писало о том, как устроена экономика российского YouTube и как специализированные агентства помогают блогерам с раскруткой [21]. Очевидно, что такого рода услуги оказывают и другие посреднические фирмы, присутствующие на рынке новых медиа. К тому же вокруг основного видеоканала Дудя его команда создала ряд дополнительных представительств в популярных соцсетях. Только в одном ВКонтакте на паблик «вДудь» подписано уже более 460 тысяч человек [22]. Впрочем, подобная сеть представительств есть у многих блогеров, и она не объясняет столь выдающегося успеха на УоиТиЬе.

Ввиду всего изложенного выше, можно попытаться выделить основные составляющие популярности бизнес-модели «вДудь».

Во-первых, — это высокий профессионализм блогера и его команды. Юрий Дудь — не дилетант, а человек, который едва ли не с детства занимается журналистикой, получил диплом журналиста в одном из лучших российских вузов, поработал на разных должностях в ряде федеральных изданий и т.д. Его команда также состоит из мастеров своего дела, умеющих качественно организовать видеосъемку, монтаж отснятого материала, продумать

дизайн помещения и внешний вид ведущего, обеспечить SMM-продвижение и поддержку СМИ и т.д.

Во-вторых, в свое шоу Дудь приглашает только широко известных людей, которых знают миллионы: актеров, певцов, звезд Instagram, федеральных политиков и проч. Их фанаты и сторонники также невольно работают на продвижение его продукта.

В-третьих, у Дудя есть мощный медиаресурс в виде издания Sports.ru, главным редактором которого он являлся с 2011 по 2018 г., а с сентября 2018 г. стал заместителем его генерального директора. Согласно авторитетному счетчику посещений мировых сайтов Alexa.com, портал Sports.ru, по состоянию на 17 сентября 2018 г., занимал 83 место по посещаемости среди всех сайтов Рунета — это выше, чем у сайтов Первого канала, НТВ или «Медузы».

В-четвертых, Дудь ориентируется на самую массовую и активную аудиторию Рунета — молодежь до 25-30 лет и говорит на темы, которые интересны большинству обычных молодых людей, где бы они ни жили и чем бы ни занимались, — о том, как можно заработать много денег, добиться общественного признания, выстроить отношения с другими людьми и проч., причем обсуждает это на языке толпы, с русским матом и речевыми штампами.

В-пятых, каждый выпуск шоу «вДудь» имеет мощное пиар-сопровождение, и его публикация не является проходным событием. Дудь не позволяет себе снять и разместить какое-то видео просто так, ради шутки, познавательного интереса или в дополнение к предыдущим, как это делают многие другие журналисты и блогеры, поскольку это разрушило бы стройную концепцию его эксклюзивной суперпопулярности. Также он не публикует видеоролики подряд один за другим, как, скажем, популярный в Украине интервьюер Дмитрий Гордон, но всегда делает между ними перерывы, как минимум, в несколько дней, а то и недель.

В-шестых, Юрий Дудь виртуозно овладел инструментарием т.н. «журналистики эмоций», чрезвычайно популярной среди аудитории соцсетей. Ее задача не столько объяснить явление или

раскрыть человека, сколько изощренно играть на эмоциональных раздражителях, приковывающих внимание зрителей за счет обсуждения «горячих» тем, описания табуированных ситуаций и употребления «запретных» слов.

В-седьмых, на этапе запуска такого шоу, несомненно, требовались внушительные денежные ресурсы на съемку и продвижение видеороликов, а также серьезные личные связи для приглашения известных людей в новый проект с неясной судьбой.

Мною описаны далеко не все составляющие успеха Дудя как блогера, но и их достаточно, чтобы понять, что этот успех далеко не случаен. Разумеется, осуществление подобной бизнес-идеи требует большой личной целеустремленности и вовлеченности в процесс. Дудю, действительно, нравится то, что он делает, и это, быть может, один из главных секретов его популярности.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Чубенко И. Что ждет блогосферу в 2018-2019 годах: Как устроен рынок Инстаграма, Ютьюба, текстовых блогов и как работа на этих платформах изменится в будущем? [Электронный ресурс] // Hello Blogger: сайт агентства. URL: http://helloblogger.ru/journal/chto-zhdet-blogosferu-v-2018-2019-godah/ (Дата обращения: 18.09.2018).

2. Исследование: к 2019 году видео составит 80% мирового интернет-трафика [Электронный ресурс] // Forum Daily: Голос русскоязычной Америки. URL: http://www.forumdaily.com/issledovanie-k-2019-godu-video-sostavit-80-mirovogo-internet-trafika/ (Дата обращения: 19.09.2018).

3. Stokel-Walker C. 'Success' on YouTube Still Means a Life of Poverty: You can have a million views a month and still not be able to make rent [Электронный ресурс] // Bloomberg.com: сайт. URL: https://www.bloomberg.com/news/ articles/2018-02-27/-success-on-youtube-still-means-a-life-of-poverty (Дата обращения: 19.09.2018).

4. Видеоканал Юрия Дудя на YouTube [Электронный ресурс] // Youtube.com: видеохостинг. URL: https://www.youtube.com/channel/ UCMCgOm8GZkHp8zJ6l7_hIuA/featured (Дата обращения: 18.09.2018).

5. Человек года 2017 [Электронный ресурс] // GQ: мужской журнал. URL: https://www.gq.ru/awards/moty/2017/screen-man-2017 (Дата обращения: 18.09.2018).

6. Дудь Ю., Аксенов А. Сергей Бодров — главный русский супергерой [Электронный ресурс] // Redkollegia.org: сайт. URL: http://redkollegia. org/archives/text/sergej-bodrov-glavnyj-russkij-supergeroj (Дата обращения: 18.09.2018).

7. Юрий Дудь стал журналистом года по итогам голосования «Кашин. Гуру» [Электронный ресурс] // Афиша Daily: сайт. URL: https://daily.afisha. ru/news/13718-yuriy-dud-stal-zhurnalistom-goda-po-itogam-golosovaniya-kashinguru/ (Дата обращения: 18.09.2018).

8. 20 молодых и перспективных: герои завтрашнего дня [Электронный ресурс] // РБК: сайт. URL: https://www.rbc.ru/magazine/2017/06/59244df59a 79473f95994195 (Дата обращения: 18.09.2018).

9. Журналисты Forbes впервые включили Ю. Дудя в свой рейтинг [Электронный ресурс] // UVAO: бизнес новости Москвы. URL: http://uvao.ru/ finances/8374-zhurnalisty-forbes-vpervye-vklyuchili-yu-dudya-v-svoy-reyting. html (Дата обращения: 18.09.2018).

10. Новиков И. Десять видеоблогеров России, которые зарабатывают на рекламе больше всех [Электронный ресурс] // Hello Blogger: сайт агентства. URL: http://helloblogger.ru/journal/10-videoblogerov-rossii-kotorye-zarabatyvayut-na-reklame-bolshe-vseh/ (Дата обращения: 18.09.2018).

11. Кашин О. Дудь-2017— человек не из будущего, а из нашего застоя [Электронный ресурс] // Дождь: сайт телеканала. URL: https://tvrain.ru/ teleshow/kashin_guru/oleg_kashin_o_zhurnaliste_goda-454355/. (Дата обращения: 18.09.2018).

12. «Это накроется медным тазом»: Парфенов, Дудь и Познер об итогах года — новом сроке Путина, «школоте», Собчак, мате в Youtube и секретах «вДудя». Новогодний выпуск программы «Синдеева» [Электронный ресурс] // Дождь: сайт телеканала. URL: https://tvrain.ru/lite/teleshow/ sindeeva/sindeeva-454211/ (Дата обращения: 18.09.2018).

13. Березина Н. Как Юрий Дудь создал один из самых сильных персональных брендов в медиа [Электронный ресурс] // РБК: сайт. URL: https:// www.rbc.ru/magazine/2017/06/592555cc9a7947d4c8585415 (Дата обращения: 18.09.2018).

14. Спортивный журналист и блогер Юрий Дудь. Вечерний Ургант: фрагмент выпуска от 29.09.2017 [Электронный ресурс] // Первый канал: сайт. URL: https://www.1tv.ru/shows/vecherniy-urgant/gosti/yuriy-dud-vecherniy-urgant-fragment-vypuska-ot-29-09-2017 (Дата обращения: 18.09.2018).

15. История с пенсионной реформой выбила какую-то психологическую табуретку из-под ног: Журналист Юрий Сапрыкин — о росте насилия, кухонных протестах и кульбитах пропаганды [Электронный ресурс] // Znak. ru: интернет-газета. URL: https://www.znak.com/2018-09-07/zhurnalist_ yuriy_saprykin_o_roste_nasiliya_kuhonnyh_protestah_i_kulbitah_propagandy (Дата обращения: 18.09.2018).

16. Сообщение в Твиттере Сергея Доренко [Электронный ресурс] // Twitter.com. URL: https://twitter.com/rasstriga/status/1026905672909316097 (Дата обращения: 18.09.2018).

17. Тимофеев Д. В чем феномен шоу Юрия Дудя? [Электронный ресурс] // The Question: сайт. URL: https://thequestion.ru/questions/298904/v-chem-fenomen-shou-yuriya-dudya (Дата обращения: 18.09.2018).

18. Видеоканал Алексея Навального на YouTube [Электронный ресурс] // Youtube.com: видеохостинг. URL: https://www.youtube.com/user/ NavalnyRu/videos (Дата обращения: 18.09.2018).

19. Видеоканал Ильи Варламова на YouTube [Электронный ресурс] // Youtube.com: видеохостинг. URL: https://www.youtube.com/user/ ilyavarlamov/videos (Дата обращения: 18.09.2018).

20. Видеоканал Кати Клэп на YouTube [Электронный ресурс] // Youtube. com: видеохостинг. URL: https://www.youtube.com/user/TheKateClapp/ videos (Дата обращения: 18.09.2018).

21. Туровский Д. Эльф, торговец блогерами. Как устроена экономика российского ютьюба: репортаж [Электронный ресурс] // Медуза: интернет-издание. URL: https://meduza.io/feature/2017/06/07/elf-torgovets-blogerami (Дата обращения: 18.09.2018).

22. Паблик «вДудь» в социальной сети ВКонтакте [Электронный ресурс] // ВКонтакте: социальная сеть. URL: https://vk.com/vdud (Дата обращения: 18.09.2018).

REFERENCES:

1. Chubenko I. Chto zhdyot blogosferu v 2018-2019 godah: Kak ustroen rynok Instagrama, YUt'yuba, tekstovyh blogov i kak rabota na ehtih platformah izmenitsya v budushchem? Hello Blogger: sait agentstva. [What awaits the blogosphere in 2018-2019: How is the market of Instagram, Youtube and text blogs constructed, and what will change in the future in these platforms?] URL: http://helloblogger.ru/journal/chto-zhdet-blogosferu-v-2018-2019-godah/ (18.09.2018).

2. Issledovanie: k 2019 godu video sostavit 80% mirovogo internet-trafika. Forum Daily: Golos russkoyazychnoj Ameriki. [Research: Toward 2019 Video shall Comprise 80% of the World Internet Traffic. Forum Daily: The Voice of Russian-Speaking America] URL: http://www.forumdaily.com/issledovanie-k-2019-godu-video-sostavit-80-mirovogo-internet-trafika/ (19.09.2018).

3. Stokel-Walker C. 'Success' on YouTube Still Means a Life of Poverty: You can have a million views a month and still not be able to make rent. Bloomberg. com: website. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2018-02-27/-success-on-youtube-still-means-a-life-of-poverty (19.09.2018).

4. Videokanal Yuriya Dudya na YouTube. Youtube.com: videohosting. [The Video Channel of Yuri Dud on YouTube] URL: https://www.youtube.com/ channel/UCMCgOm8GZkHp8zJ6l7_hIuA/featured (18.09.2018).

5. Chelovek goda 2017. GQ: muzhskoj zhurnal. [Man of the Year in 2017. GQ: A Men's Magazine] URL: https://www.gq.ru/awards/moty/2017/screen-man-2017 (18.09.2018).

6. Dud' Y., Aksyonov A. Sergej Bodrov—glavnyj russkij supergeroj. Red-kollegia.org: sait. {Sergei Bodrov—the Main Russian Superhero. Redkollegia. org: website] URL: http://redkollegia.org/archives/text/sergej-bodrov-glavnyj-russkij-supergeroj (18.09.2018).

7. Yurij Dud' stal zhurnalistom goda po itogam golosovaniya «Kashin.Guru». Afisha Daily: sait. [Yuri Dud became the Journalist of the Year by the Outcomes of Voting "Kashin.Guru". Afisha.Daily: website] URL: https://daily.afisha.ru/ news/13718-yuriy-dud-stal-zhurnalistom-goda-po-itogam-golosovaniya-kashinguru/ (18.09.2018).

8. 20 molodyh i perspektivnyh: geroi zavtrashnego dnya. RBK: sait. [20 Young and Perspective Ones: The Heroes of Tomorrow's Day. RBK: website] URL: https:// www.rbc.ru/magazine/2017/06/59244df59a79473f9599419 (18.09.2018).

9. Zhurnalisty Forbes vpervye vklyuchili Y. Dudya v svoj rejting. UVAO: biznes novosti Moskvy. [Journalists of Forbes received Yuri Dud for the First time in their Rating: UVAO: Business News of Moscow] URL: http://uvao.ru/ finances/8374-zhurnalisty-forbes-vpervye-vklyuchili-yu-dudya-v-svoy-reyting. html (18.09.2018).

10. Novikov I. Desyat' videoblogerov Rossii, kotorye zarabatyvayut na reklame bol'she vsekh. Hello Blogger: sait agentstva. [Ten Video Bloggers of Russia who Earn on Advertising More than Everybody Else] URL: http:// helloblogger.ru/journal/10-videoblogerov-rossii-kotorye-zarabatyvayut-na-reklame-bolshe-vseh/ (18.09.2018).

11. Kashin O. Dud'-2017—chelovek ne iz budushchego, a iz nashego zastoya. Dozhd': sait telekanala. [Dud-2017—A Person not from our Future but from our Stagnation. Rain: Website of Television Channel] URL: https://tvrain.ru/ teleshow/kashin_guru/oleg_kashin_o_zhurnaliste_goda-454355/ (18.09.2018).

12. «Ehto nakroetsya mednym tazom»: Parfenov, Dud' i Pozner ob itogah goda — novom sroke Putina, «shkolote», Sobchak, mate v Youtube i sekretah «vDudya». Novogodnij vypusk programmy «Sindeeva». Dozhd': sait telekanala. ["This will be Covered by a Bronze Basin": Parfenov, Dud and Posner about the Outcomes of the Year—the New Term of Putin, URL: https://tvrain.ru/lite/ teleshow/sindeeva/sindeeva-454211/ (18.09.2018).

13. Berezina N. Kak Yurij Dud' sozdal odin iz samyh sil'nyh personal'nyh brendov v media. RBK: sait. [How Yuri Dud created one of the strongest personal brands in the media. RBK: website] URL: https://www.rbc.ru/magazine/2017/06 /592555cc9a7947d4c8585415 (18.09.2018).

14. Sportivnyi zhurnalist i bloger Yurij Dud'. Vecherniy Urgant: fragment vypuska ot 29.09.2017. Pervyi kanal: sait. [The sports journalist and blogger Yuri Dud. Evening Urgant: a fragment of the edition from September 29, 2017. First Channel: Website] URL: https://www.1tv.ru/shows/vecherniy-urgant/gosti/ yuriy-dud-vecherniy-urgant-fragment-vypuska-ot-29-09-2017 (18.09.2018).

15. Istoriya s pensionnoy reformoy vybila kakuyu-to psihologicheskuyu taburetku iz-pod nog: Zhurnalist Yuriy Saprykin—o roste nasiliya, kuhonnyh protestah i kul'bitah propagandy. Znak.ru: internet-gazeta. [The story with the pension reform knocked out a certain psychological stool from under the legs: journalist Yuri Saprykin about the rise in violence, kitchen protests and volte-faces of propaganda) URL: https://www.znak.com/2018-09-07/zhurnalist_ yuriy_saprykin_o_roste_nasiliya_kuhonnyh_protestah_i_kulbitah_propagandy (18.09.2018).

16. Soobshchenie v Tvittere Sergeya Dorenko. Twitter.com. [Message in Twitter from Sergei Dorenko. Twitter.com] URL: https://twitter.com/rasstriga/ status/1026905672909316097 (18.09.2018).

17. Timofeev D. V chem fenomen shou Yuriya Dudya? The Question: sait. [Wherein lies the phenomenon of the show of Yuri Dud? The Question: website] URL: https://thequestion.ru/questions/298904/v-chem-fenomen-shou-yuriya-dudya (18.09.2018).

18. Videokanal Alekseya Naval'nogo na YouTube. Youtube.com: videohosting. [The Video Channel of Alexei Navalny on YouTube. Youtubecom: videohosting] URL: https://www.youtube.com/user/NavalnyRu/videos (18.09.2018).

19. Videokanal Il'i Varlamova na YouTube. Youtube.com: videohosting. [The Video Channel of Ilya Varlamov on YouTube. Youtube.com: videohosting] URL: https://www.youtube.com/user/ilyavarlamov/videos (18.09.2018).

20. Videokanal Kati Klep na YouTube. Youtube.com: videohosting. [The Video Channel of Katya Klep on YouTube. Youtube.com: videohosting] URL: https://www.youtube.com/user/TheKateClapp/videos (18.09.2018).

21. Turovskiy D. El'f, torgovets blogerami. Kak ustroena ekonomika rossiyskogo yut'yuba: reportazh. Meduza: internet-izdanie. [An Elf, a seller of blogs. How the economy of the Russian YouTube is organized: a report. Meduza: internet edition] URL: https://meduza.io/feature/2017/06/07/elf-torgovets-blogerami (18.09.2018).

22. Pablik «vDud'» v sotsial'noj seti VKontakte. VKontakte: sotsial'naya set'. [Public "vDud" in the social media VKontakte. VKontakte: social media] URL: https://vk.com/vdud (18.09.2018).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ПОДОСОКОРСКИЙ, советник при ректорате

Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого,

г. Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, д. 41 кандидат филологических наук, ORCID: 0000-0001-6310-1579 e-mail: [email protected]

ABOUT THE AUTHOR:

NIKOLAI N. PODOSKORSKY, Councilor in the Rectorate of the

Novgorod State University named after Yaroslav the Wise, Velikiy Novgorod, ulitsa Bol'shaya Sankt-Peterburgskaya, 41 PhD in Philology, ORCID: 0000-0001-6310-1579 e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.