Научная статья на тему 'Сетевые межмуниципальные кооперации как механизм стратегического управления региональным развитием'

Сетевые межмуниципальные кооперации как механизм стратегического управления региональным развитием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
документы стратегического планирования на муниципальном уровне / социальноэкономическое развитие / муниципальное образование / региональное развитие / стратегическое управление / сетевое взаимодействие / межмуниципальное сотрудничество.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Блинов Г. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сетевые межмуниципальные кооперации как механизм стратегического управления региональным развитием»

Блинов Г.Н.

Заместитель директора по научной работе Центра социально-экономического мониторинга и инвестиционной

деятельности при Министерстве экономического развития и инвестиционной политики Красноярского края

СЕТЕВЫЕ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫЕ КООПЕРАЦИИ КАК МЕХАНИЗМ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ

Ключевые слова: документы стратегического планирования на муниципальном уровне, социально-экономическое развитие, муниципальное образование, региональное развитие, стратегическое управление, сетевое взаимодействие, межмуниципальное сотрудничество.

Вступление в силу Федерального закона № 172-ФЗ от 28 июня 2014 г. «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 172-ФЗ) принципиально изменило практику стратегического планирования как на уровне регионов, так и на уровне муниципальных образований. В данном законе заявлен принцип сбалансированности, под которым подразумевается согласованность всех документов стратегического планирования на региональном и муниципальном уровнях по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям, показателям, финансовым и иным ресурсам и срокам реализации.

В связи с этим, перед органами муниципального управления при разработке стратегических документов стоит задача взаимной увязки системы приоритетных направлений, целей и задач социально-экономического развития муниципального образования с целевыми сценариями, приоритетными направлениями развития субъекта Российской Федерации и Российской Федерации в целом. Для этого необходимо разработать механизм, позволяющий на основе системы определенных показателей обеспечить программирование системных изменений всеми участниками стратегического процесса.

Солидарная рациональность как основа сетевых межмуниципальных коопераций

Системные изменения, которые необходимо осуществить в рамках стратегии социально-экономического развития Красноярского края являются чрезвычайно «содержательно емкими» и проблемными. Полноценное осуществление этих изменений наиболее целесообразно осуществлять с использованием механизма сетевых межмуниципальных коопераций (СМК). Сетевые межмуниципальные кооперации рассматриваются как организационно-управленческие проявления социокультурного подхода, основу которого составляет определенный тип рациональности.

В процессе освоения Сибири, на ее обширных территориях у народов, населяющих эти территории (причем, не только коренных) - исторически сформировался особый тип солидарной рациональности, который из поколения в поколение устойчиво воспроизводится в характере сибиряков. Можно утверждать, что солидарный тип рациональности является проявлением «сибирской пассионарности». Тип рациональности является современным социологическим понятием, применяемым для комплексной характеристики народа, в истории которого присутствует совокупный опыт длительного освоения определенной территории. Тип рациональности представляет собой набор деятельност-ных установок (диспозиций), закрепленных в культурных традициях и устойчиво воспроизводящихся в истории того или иного народа. Солидарный тип рациональности является уникальным и характеризуется, прежде всего, тем, что у его «носителя» сформирован особый «метакультурный код», определяющий нормы отношения к окружающей действительности. Формирование такого типа рациональности у населения Сибири обусловлено целым рядом факторов, особая «комбинаторика воздействия» которых и предопределила то, что можно квалифицировать как «социокультурную суверенность» сибирских территорий. Проявление этой «социокультурной суверенности» проявляется в следующих характеристиках:

• взаимовыгодный «обмен развитием» в процессах межтерриториальной интеграции;

• «мирное сосуществование» в повседневной жизни разнообразных этнокультурных проявлений;

• исторически сформированные, укорененные в семейно-родовых отношениях ценности со-общительности и связности.

Сетевые межмуниципальные кооперации (СМК) складываются в процессе разработки муниципальных стратегий социально-экономического развития. Общая направленность СМК - обеспечение инфраструктурной сбалансированности; замыкание производственных технологических цепочек; достижение устойчивости торгово-посредничес-ких связей; формирование на межведомственной основе парка гуманитарных социальных технологий.

Общая логика работ по формированию сетевых межмуниципальных коопераций (СМК)

Структура СМК содержит в себе следующие разделы.

1. Концептуальное видение образа будущего СМК.

1.1. Ценности и принципы.

1.2. Миссия, стратегические цели.

1.3. Приоритетные направления.

2. Проблемно-ориентированный анализ настоящего состояния СМК.

3. Цели и задачи развития СМК.

4. Мероприятия по формированию СМК.

5. Системные результаты.

6. Модель управления СМК.

6.1. Субъект управления.

6.2. Ресурсное обеспечение.

6.3. Комплексный мониторинг.

6.4. План управленческих действий.

Логика работ по формированию СМК предполагает проведение специально организуемых семинаров. Темы, цели семинаров приведены в Таблице 1.

Таблица 1

Темы и цели семинаров по формированию СМК

Тема Цель

Семинар 1 СМК: необходимость, структура, содержательные основания Согласование содержательных представлений лидеров (представителей) муниципальных образований относительно приоритетных направлений СМК.

Семинар 2 Деятельностью компоненты СМК. Оформление деятельностных представлений о структуре СМК.

Семинар 3 Модель управления СМК. Разработка модели управления СМК

Этапы разработки СМК:

1 этап: разработка общего видения о приоритетных направлениях СМК. На данном этапе могут применяться традиционные методы организационной диагностики, в частности, анализ документов, интервью, наблюдения. Особо следует выделить методы визуализации, позволяющие увидеть в прямом смысле проблемные зоны и приоритетные направления формирования СМК.

Общее видение оформляется через осуществление определенной последовательности шагов.

Шаг 1. Анкетирование участников семинаров с целью выявления степени рассогласования между возможным и реальным состояниями СМК.

Анкета для участников семинара по разработке муниципальной стратегии развития образования

Уважаемые коллеги,

Вам предлагается ряд вопросов, экспертные ответы на которые помогут определить возможные приорите-

ты в развитии СМК.

_Исходя из собственных представлений, оцените по десятибалльной школе различные аспекты СМК.

Реальное состояние 1-...- 10 б Возможное состояние 1-...- 10 б

1) Какова степень удовлетворенности обеспечением инфраструктурной сбалансированности в муниципальном образовании?

2) Какова степень удовлетворенности замыканием производственных технологических цепочек в муниципальном образовании?

3) Какова степень удовлетворенности устойчивостью торгово-посреднических связей в муниципальном образовании?

4) Какова степень удовлетворенности состоянием межведомственного взаимодействия в муниципальном образовании?

5) В какой степени муниципальное образование обладает активами (ресурсами) для вхождения в СМК?

6) В какой степени обеспечивается нормативно-правовое регулирование формирования СМК?

7) В какой степени обеспечивается подготовка кадров для СМК?

8) Какова степень доступности инвестиционных ресурсов для СМК?

9) Какова степень информационной открытости СМК?

10) В какой степени СМК обеспечивает конкурентоспособность своих товаров, услуг?

11) В какой степени эффективно управление СМК?

12) Какова степень влияния отдельных ведомств края на формирование СМК?

13) Какова степень влияния правительства края на формирование СМК?

14) Какова степень влияния Законодательного Собрания края на формирование СМК?

15) Какова степень вовлеченности предпринимательского сообщества в формирование СМК?

16) Какова степень влияния институтов развития края на формирование СМК?

Какой муниципалитет Вы представляете?_

Ваша должность_

Ваш стаж профессиональной деятельности_

Ваш стаж управленческой деятельности_

Шаг 2. Построение диаграммы рассогласований между возможным и реальным состояниями СМК. Подсчиты-вается разность в баллах между возможным и реальным состояниями по каждому из 16 вопросов анкеты. Подсчет проводится на первом семинаре участниками сначала индивидуально, затем высчитывается средний балл по каждому из вопросов в малых группах. Строится диаграмма рассогласований (А) между возможным и реальным состояниями СМК. Пример диаграммы рассогласований, созданной в Восточном округе Красноярского края стратегической группой по формированию СМК приведен на рис. 1.

Стратегическая группа

5 г— 4,5 4 г

3,5

1 2 3 4 5 б 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Рисунок 1.

Диаграмма рассогласований (А) между реальным и возможным состоянием СМК в Восточном округе Красноярского края (средний уровень рассогласований Аср = 3,375 - горизонтальная линия)

На диаграмме по горизонтали обозначены порядковые номера параметров, по которым оценивалось состояние СМК; по вертикали - А (рассогласование между реальным и возможным состоянием) по каждому параметру (см. табл. 2).

Таблица 2

Рассогласования (А) между реальным и возможным состоянием СМК

№ Оцениваемый параметр МСО А (баллы)

1. Какова степень удовлетворенности обеспечением инфраструктурной сбалансированности в муниципальном образовании? 3,7

2. Какова степень удовлетворенности замыканием производственных технологических цепочек в муниципальном образовании? 3,2

3. Какова степень удовлетворенности устойчивостью торгово-посреднических связей в муниципальном образовании? 2,3

4. Какова степень удовлетворенности состоянием межведомственного взаимодействия в муниципальном образовании? 3,1

5. В какой степени муниципальное образование обладает активами (ресурсами) для вхождения в СМК? 1,6

6. В какой степени обеспечивается нормативно-правовое регулирование формирования СМК? 3,1

7. В какой степени обеспечивается подготовка кадров для СМК? 3,1

8. Какова степень доступности инвестиционных ресурсов для СМК? 4,2

9. Какова степень информационной открытости СМК? 4,1

10. В какой степени СМК обеспечивает конкурентоспособность своих товаров, услуг? 4,2

11. В какой степени эффективно управление СМК? 3,2

12. Какова степень влияния отдельных ведомств края на формирование СМК? 2,8

13. Какова степень влияния правительства края на формирование СМК? 2,3

14. Какова степень влияния Законодательного Собрания края на формирование СМК? 4,7

15. Какова степень вовлеченности предпринимательского сообщества в формирование СМК? 4,2

16. Какова степень влияния институтов развития края на формирование СМК? 4,2

17. Аср 3,375

Шаг 3. Выделение пиковых, то есть превышающих средний уровень рассогласований. Далее осуществляется анализ причин, лежащих в основе полученных пиковых рассогласований. Анализ можно проводить с использованием SWOT-анализ, представив внешние факторы в виде содержания выявленных рассогласований.

Шаг 4. Принятие согласованного решения о приоритетных направлениях формирования СМК.

Шаг 5. Формулирование миссии, стратегической цели, ценностей, руководящих принципов СМК.

Миссия трактуется в контексте данной разработки как основной смысл (предназначение) деятельности СМК, четко выражающая причины ее существования, ее общественно-социальную значимость. Под ценностями понимаются ключевые ориентиры, которые осознанно принимают участники СМК. В качестве руководящих принципов рассматриваются базовые положения, определяющие нормы деятельности СМК в процессе достижения миссии и приоритетных направлений развития СМК.

2 этап: разработка деятельностной карты СМК.

Деятельностная карта СМК разрабатывается участниками стратегической команды округа, где планируется формирование СМК в рамках второго семинара (таблица 1). Карта включает в себя следующие компоненты.

1. Задачи развития СМК.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Виды работ по развитию СМК:

а) краевые проекты;

б) инициативные проекты;

в) ключевые мероприятия и события.

3. Системные результаты.

Для постановки задач развития СМК вводятся представления о четырех типах сценариев развития:

- стабилизационный, связанный с воспроизводством специфических для территории основ деятельности СМК;

- модернизационный, связанный с адресным изменением текущих норм деятельности СМК;

- инновационный, связанный с освоением принципиально новых норм деятельности СМК;

- сценарий, связанный с культурным отказом от устаревших, несовременных норм деятельности СМК.

Задачи появляются на пересечении приоритетных направлений деятельности СМК, оформленных на этапе 1 и

обозначенных типах сценариев развития СМК. Инструментом для формулирования задач служит матрица - таблица 4.

Таблица 4

Задачи развития СМК

Сценарии стратегии развития

Направления развития (1.3) Стабилизационный (без изменений) Модернизационный (адресные изменения, оптимизация) Инновационный (освоение нового) Культурный отказ (отмена)

Направление 1 Задача 1.1 Задача 1.2 Задача 1.3 Задача 1.4

Направление 2 Задача 2.1

Направление п Задача п.1

Для определения проектов, ключевых мероприятий и событий, направленных на развитие СМК, для планирования системных результатов используется матрица, построенная по аналогичному принципу (табл. 5).

Таблица 5

Планируемые системные результаты развития СМК

Проекты и ключевые мероприятия

Задачи развития МСО Краевые проекты Инициативные проекты Ключевые мероприятия и события

Направление

Задача

Задача

Задача

Системные результаты

3 этап: разработка модели управления СМК.

Модель управления создается участниками стратегической команды по формированию СМК в рамках третьего семинара (таблица 1) и включает в себя описание субъекта управления, ресурсного обеспечения, комплексного мониторинга (внешнего и внутреннего), дорожной карты управленческих действий. Конкретное содержательное наполнение перечисленных компонентов модели зависит от территориальных особенностей участников СМК.

Сущностные характеристики управления СМК:

1. наличие локальных узлов в виде интеллектуальных сервисов и координационного центра СМК под решение

конкретных задач на основе сетевых проектов;

2. взаимоувязанная система организации профессионального роста участников СМК;

3. открытый способ организации мониторинга деятельности СМК.

Список литературы

1. Лузина И.А. История экономики и экономических учений. Ч. 3 / И.А. Лузина, О.Е. Малых, Е.С. Стебунова. - Уфа: ДизайнПоли-графСервис, 2000. - 80 с.

2. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Пер. с англ.: А. Н. Нестеренко. - М.: Начала, 1997. - 180 с.

3. Аузан А.А. Институциональная экономика. - М.: Инфра-М, 2005. - 415 с.

4. Человеческий потенциал как критический ресурс России / Рос. акад. наук, Ин-т философии; отв. ред. Б.Г. Юдин. - М.: ИФ РАН, 2007. - 175 с.

5. Шамарова Г.М. Проблемы управления человеческим потенциалом // Управление капиталом. 2008. - № 8. - http://www.top-personal.ru/issue.html71559

6. Becker G.S. Human capital: a theoretical and empirical analysis, with special reference to education. - Chicago: University of Chicago Press, 1993. - 420 p.

7. Schultz T. Investment in human capital // The American economic review. 1961. - Vol. 51, N 1. - P. 1-17.

8. Мухамеджанова А.Г. Человек - исходная категория экономической теории // Поиск. - М., 2002. - № 10. - С. 186-197.

9. Переверзева А.В. Человеческий потенциал и человеческий капитал: взаимосвязь и взаимовлияние // Креативная экономика. 2014. - № 3 (87). - С. 11-22.

10. Кайзер О.В. Формирование человеческого потенциала как фактора инновационного роста // Молодежь и наука: сб. материалов IX Всерос. науч.-техн. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых с междунар. участием, посвященной 385-летию со дня основания г. Красноярска. Сибирский федеральный университет, 2013. - http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2013/section013.html

11. Докторович А.Б. О сохранении и развитии человеческого потенциала // Пространство и время. 2011. - № 4. - С. 125-130.

12. Петров В.М. Человеческие потенциалы и их распределения: проблема измерений // Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода. - М.: Права человека, 1999. - С. 124-150.

13. Юдин Б.Г. Человеческий потенциал России: интеллектуальное, социальное, культурное измерение. - М.: Институт человека РАН, 2002. - 265 с.

14. Луков В.А. Человеческий потенциал России / В.А. Луков, Б.Г. Юдин // Знание. Понимание. Умение. 2009. - № 4. - С. 251-256.

15. Лапшин В.А. Структурные компоненты человеческого потенциала // Знание. Понимание. Умение. 2013. - № 1. - С. 259-263.

16. Быченко Д.Ю. Саморазвитие деятельностного человеческого потенциала в условиях модернизации России: дис. ... канд. соц. наук: 22.00.03: защищена: 19.11.2012: утв. 27.05.2013. - Саратов, 2012. - 158 с.

17. Григорьев С.И. Патриотизм в России неотделим от русской идеи // Витязь. - 2002. № 1-2. - С. 28-39.

18. Евдокимова Л.О. Человеческий потенциал в методологии развития сферы услуг // Общество. Среда. Развитие. 2012. - № 1. -С. 34-38.

19. Жураховский С.Н. Эволюция развития человеческого потенциала и концепция потребностей человека // Вестник МГОУ. 2013. -№ 4. - С. 28-35.

20. Заславская Т.И. Человеческий потенциал в современном трансформационном процессе // Общественные науки и современность. - М., 2005. - № 3. - С. 13-25.

21. Катайцева Е.А. Сущность понятия «Человеческий потенциал» // Вестник Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. - М., 2010. - № 2. - С. 21-31.

22. Романова Е.Б. Структура личностного потенциала человека экономического / Санкт-Петербургский институт управления и права. - http://www.rusnauka.com/PRNIT_2006/Economics/17324.doc.htm

23. Хамнаева Э.В. Формирование социально-экономической политики развития человеческого потенциала региона: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - Улан-Удэ, 2011. - 24 с.

24. Белоусова С.В. Социальное государство как инструмент обеспечения качества жизни: монография. - Иркутск: ИрГУПС, 2012. -204 с.

25. Овсянникова Т.Ю. Индексный подход к оценке качества жизни населения и уровня развития урбанизированных территорий / Т.Ю. Овсянникова, М.Н. Преображенская // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2014. - № 1(25). -С. 30-46.

26. Зубаревич Н.В. Региональное развитие и региональная политика в России // ЭКО. 2014. - № 4. - С. 7-27.

27. Григорьев Л.М. Российские регионы: экономический кризис и проблемы модернизации / Под ред. Л.М. Григорьева, Н.В. Зубаревич, Г.Р. Хасаева. - М.: Теис, 2011. - 357 с.

28. Голяшев А.В. Типы российских регионов: устойчивость и сдвиги в 2003-2013 годах / А.В. Голяшев, Л.М. Григорьев. - М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2014. - 47 с.

29. Григорьев Л.М. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2014 год / Под ред. Л.М. Григорьева, С.Н. Бобылева. - М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2014. - 204 с.

30. Щедровицкий Г.П. Знак и деятельность. В 3 т. Т. 1. Структура знака: смыслы, значения, знания. 14 лекций 1971 г. - М.: Восточная литература РАН, 2005. - 463 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.