Блинов Г.Н.
заместитель директора по научной работе Центра социально-экономического мониторинга и инвестиционной деятельности при Министерстве экономического развития и инвестиционной политики Красноярского края
ПРОГРАММИРУЮЩИМ МОНИТОРИНГ КЭД (КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, ДОСТУПНОСТЬ) КАК МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА
Ключевые слова: документы стратегического планирования на муниципальном уровне, социально-экономическое развитие, муниципальное образование, стратегия.
Введение
Стратегия социально-экономического развития Красноярского края ориентирована на становление качества жизни, обеспечивающего развитие человеческого потенциала. Проведенные количественные и качественные исследования состояния человеческого потенциала в территориях края, актуализировали необходимость в действенном механизме реального влияния на его изменение. Таким механизмом может быть институт программирующего мониторинга (ПМ), включающего в себя оценку человеческого потенциала в муниципальных образованиях края и сетевую территориальную образовательную программу развития человеческого потенциала (ТОП РЧП), направленную на повышение стартовых возможностей и жизненных шансов людей, проживающих в различных территориях.
Программирующий мониторинг направлен на осуществление системных изменений в соответствии с моделью КЭД (качество, эффективность, доступность):
- качество жизни на уровне современных стандартов в каждой территории Красноярского края;
- эффективность промышленного производства в соответствии с вызовами нового технологического уклада и требованиями современного рынка;
- доступность лучших практик развития человеческого потенциала для жителей края, независимо от места их проживания.
Оценка уровня развития человеческого потенциала в муниципальных образованиях
Красноярского края
Разнообразие форм и способов трактовки понятия «человеческий потенциал» требует разработки модели, раскрывающей содержание человеческого потенциала с позиции его структурных элементов. Такая модель позволяет разработать методику оценки уровня развития человеческого потенциала муниципальных образований Красноярского края и провести их типологизацию с целью выявления существующих дефицитов в его развитии. Методом оценки уровня развития человеческого потенциала может выступать так называемый структурный метод. Уровень развития человеческого потенциала определяется степенью реализации его структурных составляющих, а именно демографического, интеллектуального, экономического и социокультурного потенциалов (рис. 1). Каждый из составляющих человеческого потенциала включает в себя набор параметров и соответствующих им показателей.
Рисунок 1. Модель человеческого потенциала
Определение параметров, необходимых для оценки развития человеческого потенциала на муниципальном уровне, производилось путем анализа существующих статистических показателей, включенных в систему мониторин-
га официальной ведомственной статистики на различных уровнях (Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Автоматизированная информационная система мониторинга муниципальных образований (АИС ММО) Министерства экономического развития и инвестиционной политики Красноярского края) (табл. 1).
Таблица 1
Индексы оценки развития человеческого потенциала муниципальных образований
Индексы Показатели
Демографический потенциал
Индекс долголетия Ожидаемая продолжительность жизни при рождении
Индекс естественного прироста Коэффициент естественного прироста на 1000 человек населения
Индекс постоянного населения Численность населения
Индекс миграционного прироста Коэффициент миграционного прироста (снижения) населения на 10 000 человек населения
Экономический потенциал
Индекс экономической активности Доля работающих пенсионеров от общей численности экономически активного населения,
населения пенсионного возраста %
Индекс уровня жизни Темп роста среднедушевого денежного дохода реальный, %
Индекс трудовых ресурсов Доля трудовых ресурсов, %
Индекс занятости Уровень зарегистрированной безработицы, %
Интеллектуальный потенциал
Индекс образованности Уровень высшего образования населения (на 1000 человек в возрасте 15 лет и более, указавшие уровень образования), промилле
Индекс воспроизводства Доля учащихся в общеобразовательных учреждениях (без сменных и вечерних) 7-19 лет в общей численности, %
Индекс дополнительного образования Охват детей дополнительным образованием
Индекс деловой активности Количество субъектов малого и среднего предпринимательства на 10 000 человек населения, ед.
Социокультурный потенциал
Индекс участия в культурной жизни Уровень фактической обеспеченности учреждениями культуры в городском округе (муниципальном районе) от нормативной потребности, %
Индекс профилактики Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом
Индекс социального обслуживания Доля получателей социальных услуг в учреждениях социального обслуживания всех форм собственности от общей численности населения, %
Доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобус-
Индекс транспортной связи ного и (или) железнодорожного сообщения с административным центром городского округа (муниципального района), в общей численности населения городского округа (муниципального района), %
Интегральный индекс человеческого потенциала (далее - ИИЧП) предлагается рассчитать с использованием среднего арифметического частных индексов по следующей формуле:
ИИЧП = (1)
где:
1дп - интегральный индекс демографического потенциала; 1Ш - интегральный индекс интеллектуального потенциала; 1скп- интегральный индекс социокультурного потенциала; 1эп - интегральный индекс экономического потенциала.
Интегральный индекс по каждой составляющей потенциала определялся по формуле:
_ 1д.-1=-1д-и ■.......... .■.. , (2)
где 11,2,з,4 - частные индексы по каждому элементу потенциала, приведенные в табл. 1. Частные индексы по каждому элементу потенциала определяются по формуле:
4234 = 0,5*^ + 0,5*0^ (3)
где:
Т5 - индекс среднего темпа роста показателя;
- индекс среднего объема показателя. Индекс среднего темпа роста показателя (Т() определяется:
а) в отношении индекса показателя, большее значение которого отражает большую эффективность, - по формуле:
Т\ = (т - тт1пжттах - Тт1п), (4)
где:
Т - значение среднего темпа роста показателя;
Тмин - минимальное значение среднего темпа роста показателя за отчетный год и 3 года, предшествующие отчетному;
Тмакс- максимальное значение среднего темпа роста показателя за отчетный год и 3 года, предшествующие отчетному.
Средний темп роста показателей за отчетный год и 3 года, предшествующие отчетному, определяется по формуле:
" М * П-1 * П-3
х^-х^, (5) П П>2 П^
где:
П— значение показателя за отчетный период;
Пл-1 - значение показателя за год, предшествующий отчетному;
Пл-2 - значение показателя за год, предшествующий на 2 года отчетному;
Пл-3- значение показателя за год, предшествующий на 3 года отчетному.
б) в отношении индекса показателя, большее значение которого отражает меньшую эффективность, - по фор-
муле:
— (Тцмд, — Т)/(Тшая — Тщ!,,), (6)
муле:
Индекс среднего объема показателя (О^ определяется:
а) в отношении индекса показателя, большее значение которого отражает большую эффективность, - по фор-
О, = (0-0^/(0^-0«^), (7)
где:
О - значение среднего объема за отчетный год и 3 года, предшествующие отчетному;
Омин - минимальное значение среднего объема показателя за отчетный год и 3 года, предшествующие отчетному;
Омакс - максимальное значение среднего объема показателя за отчетный год и 3 года, предшествующие отчетному;
б) в отношении индекса показателя, большее значение которого отражает меньшую эффективность, - по фор-
01 = (Она* -ОУСОник - Ото[п), (8)
Значение среднего объема показателя за отчетный год и 3 года, предшествующие отчетному, определяется по формуле:
П. + П+ П .2
О = ^-£1-(9)
3
где:
- значение показателя за отчетный период;
Пл-1 - значение показателя за год, предшествующий отчетному;
Пл-2 - значение показателя за год, предшествующий на 2 года отчетному.
На основании данной методики был произведен расчет ИИЧП в муниципальных образованиях Красноярского края и составлен рейтинг муниципальных образований по уровню развития человеческого потенциала, представленный в табл. 2.
Представленные в таблице данные позволяют оценить влияние каждого структурного элемента, формирующего ИИЧП, на место муниципального образования в итоговом рейтинге.
Таблица 2
Уровень ИИЧП и его составляющих в муниципальных районах Красноярского края
Демографический Экономический Интеллектуальный Социокультурный
Название района потенциал потенциал потенциал потенциал Место
Интегральный Место в рейтинге Интегральный Место в рейтинге Интегральный Место в рейтинге Интегральный Место в рейтинге ИИЧП в рейтинге
индекс индекс индекс индекс
Емельяновский 0,576 4 0,676 5 0,705 1 0,548 17 0,626 1
Минусинский 0,599 2 0,730 2 0,366 36 0,771 1 0,616 2
Северо-Енисейский 0,796 1 0,713 3 0,534 4 0,398 41 0,610 3
Ачинский 0,572 5 0,654 8 0,475 15 0,610 7 0,578 4
Шушенский 0,463 10 0,594 23 0,602 3 0,616 6 0,569 5
Березовский 0,584 3 0,706 4 0,503 9 0,404 40 0,550 6
Шарыповский 0,485 8 0,570 29 0,501 10 0,529 19 0,521 7
Рыбинский 0,449 11 0,573 28 0,408 30 0,647 4 0,519 8
Казачинский 0,264 42 0,640 11 0,477 13 0,681 2 0,516 9
Кежемский 0,469 9 0,636 13 0,616 2 0,341 44 0,515 10
Курагинский 0,556 7 0,515 40 0,490 11 0,497 30 0,514 11
Большеулуйский 0,406 13 0,524 39 0,511 7 0,592 9 0,508 12
Козульский 0,395 15 0,763 1 0,382 35 0,472 34 0,503 13
Таймырский (Долгано-Ненецкий) 0,565 6 0,591 24 0,471 18 0,384 43 0,503 14
Ермаковский 0,365 20 0,642 10 0,486 12 0,516 22 0,502 15
Боготольский 0,311 33 0,646 9 0,366 37 0,677 3 0,500 16
Новоселовский 0,342 27 0,600 22 0,474 16 0,583 12 0,500 17
Идринский 0,438 12 0,536 36 0,438 25 0,582 13 0,499 18
Манский 0,344 26 0,562 30 0,464 21 0,622 5 0,498 19
Ирбейский 0,326 32 0,613 18 0,461 22 0,591 10 0,498 20
Сухобузимский 0,390 17 0,587 26 0,475 14 0,517 21 0,492 21
Мотыгинский 0,354 24 0,621 16 0,473 17 0,502 28 0,487 22
Ужурский 0,361 21 0,636 12 0,466 20 0,486 31 0,487 23
Каратузский 0,387 18 0,576 27 0,437 26 0,532 18 0,483 24
Нижнеингашский 0,400 14 0,603 21 0,338 40 0,568 14 0,477 25
Большемуртинский 0,334 28 0,625 15 0,335 41 0,606 8 0,475 26
Пировский 0,297 36 0,603 20 0,423 27 0,548 16 0,468 27
Уярский 0,349 25 0,617 17 0,383 34 0,516 23 0,466 28
Саянский 0,271 41 0,525 38 0,468 19 0,584 11 0,462 29
Эвенкийский 0,356 22 0,561 32 0,524 5 0,391 42 0,458 30
Дзержинский 0,287 38 0,550 33 0,442 24 0,550 15 0,457 31
Иланский 0,365 19 0,610 19 0,364 38 0,486 32 0,456 32
Тюхтетский 0,330 31 0,561 31 0,416 28 0,511 25 0,454 33
Енисейский 0,310 35 0,587 25 0,509 8 0,405 39 0,453 34
Балахтинский 0,355 23 0,549 34 0,401 31 0,497 29 0,451 35
Тасеевский 0,333 29 0,532 37 0,393 33 0,510 26 0,442 36
Канский 0,287 40 0,669 7 0,284 43 0,509 27 0,437 37
Краснотуранский 0,248 44 0,485 43 0,519 6 0,461 37 0,428 38
Назаровский 0,287 39 0,672 6 0,277 44 0,469 35 0,426 39
Бирилюсский 0,294 37 0,492 41 0,400 32 0,512 24 0,425 40
Абанский 0,330 30 0,485 42 0,354 39 0,521 20 0,423 41
Туруханский 0,311 34 0,539 35 0,415 29 0,414 38 0,420 42
Партизанский 0,254 43 0,630 14 0,317 42 0,467 36 0,417 43
Богучанский 0,393 16 0,300 44 0,446 23 0,479 33 0,404 44
Уровень развития ИИЧП в городах Красноярского края представлен в табл. 3. По итогам оценки уровня развития человеческого потенциала был составлен рейтинг городов по ИИЧП.
Таблица 3
Уровень ИИЧП и его составляющих в городских округах Красноярского края
Название городского округа Демографический Экономический Интеллектуальный Социокультурный
потенциал потенциал потенциал потенциал ИИЧП Место в
Интегральный индекс Место в рейтинге Интегральный индекс Место в рейтинге Интегральный индекс Место в рейтинге Интегральный индекс Место в рейтинге рейтинге
Красноярск 0,564 2 0,642 3 0,963 1 0,522 12 0,759 1
Сосново-борск 0,491 4 0,579 5 0,791 4 0,609 7 0,617 2
Норильск 0,364 6 0,555 7 0,933 2 0,572 10 0,606 3
Енисейск 0,380 5 0,680 1 0,726 7 0,602 8 0,597 4
Ачинск 0,313 8 0,544 8 0,734 6 0,765 1 0,589 5
Шарыпово 0,524 3 0,635 4 0,483 14 0,648 4 0,572 6
Канск 0,270 9 0,543 9 0,680 9 0,651 3 0,536 7
Назарово 0,270 11 0,666 2 0,549 13 0,653 2 0,535 8
Лесоси-бирск 0,270 10 0,496 11 0,711 8 0,629 5 0,527 9
Дивногорск 0,347 7 0,479 14 0,754 5 0,526 11 0,526 10
Минусинск 0,144 14 0,538 10 0,817 3 0,492 13 0,498 11
Боготол 0,248 12 0,570 6 0,576 12 0,586 9 0,495 12
Бородино 0,226 13 0,495 12 0,610 10 0,623 6 0,488 13
Кедровый 0,600 1 0,489 13 0,586 11 0,232 14 0,477 14
Территориальные образовательные программы развития человеческого потенциала
Территориальная образовательная программа развития человеческого потенциала - это программа, содержащая комплекс мероприятий, взаимосвязанных по задачам, срокам исполнения, исполнителям и ресурсам, направленная на достижение единого комплекса результирующих показателей развития человеческого потенциала и повышения качества жизни населения.
Как отмечалось выше, в настоящей работе под человеческим потенциалом понимается совокупность личностных способностей индивида, проявляющихся и развивающихся в экономическом, социокультурном и интеллектуальном пространстве. Человеческий капитал - это реализация врожденных и приобретенных личностных способностей, знаний, умений и навыков индивида, позволяющих создавать социальное, культурное и экономическое благосостояние. Доминирующими факторами формирования человеческого потенциала являются образование и профессиональная подготовка. А воспроизведение человеческого капитала осуществляется в целом за счет качества жизни на данной территории.
Опираясь на данный подход, ТОП РЧП предусматривает реализацию работ в нескольких направлениях одновременно. Ключевым направлением является развитие интеллектуального потенциала (включает развитие образовательного, творческого, научного и инновационного потенциалов).
Другим важным направлением является развитие демографического (физического потенциала), экономического (трудового потенциала) и социокультурного (культурного и духовно-нравственного потенциалов) потенциалов. Именно работы в этом направлении создают условия для удержания человеческого потенциала в регионе.
Исходя из сказанного, принимается, что в рамках ТОП РЧП все виды работ группируются в следующие блоки:
- формирование непосредственно самого человеческого потенциала, к которым относится развитие интеллектуального потенциала (разработка механизма непрерывного образования всех уровней - дошкольное, общее среднее, начальное и среднее профессиональное, высшее, повышение квалификации);
- улучшение условий накопления, использования и удержания человеческого потенциала (улучшение качества жизни, направленное на развитие человеческого потенциала).
Рисунок 2.
Структура человеческого потенциала на территории
На основании модельного представления ЧП по результатам исследования, представленных выше, разработана структурная схема человеческого потенциала (рис. 2). На рисунке представлены составляющие человеческого потенциала и их привязка к основным факторам, характеризующим ЧП.
Результаты ранжирования территорий Красноярского края на основе авторской методики, основанной на замерах интегрального индекса ЧП, выявили необходимость структурирования ТОП РЧП. Каждая из территориальных программ состоит из четырех частей: паспорта программы, вводной, основной и вариативной частей. Вводная и основная части ТОП РЧП одинаковы для всех муниципальных образований. Вариативная часть программы формируется с учетом факторов, препятствующих развитию человеческого потенциала на каждой конкретной территории.
Основная часть ТОП РЧП направлена на формирование человеческого потенциала через развитие интеллектуального потенциала.
Понятие «интеллектуальный потенциал» обычно определяется как способность системы (государства, региона, предприятия, организации и т. п.) к нахождению уникальных решений для достижения значимых результатов в области науки, техники, технологии.
Интеллектуальный потенциал территории выражается в уровне деловых качеств населения, их предприимчиво -сти, инициативы. Он проявляется в соотношении инновационных и традиционных форм мышления, действий и других форм активности, а также в объективных возможностях граждан реализовывать свои социальные и творческие способности. Внешними индикаторами этого потенциала служат масштабы предпринимательской и другой социально-инновационной активности населения.
Следует отметить, что в общей структуре человеческого потенциала территории интеллектуальный потенциал играет особую роль. Испытывая на себе существенное влияние демографического, экономического и социокультурного потенциалов, он служит решающим фактором их реализации, а значит, и укрепления социально-экономического развития территории.
В связи с этим, ключевым направлением в ТОП РЧП является развитие интеллектуального потенциала, включающего в себя синхронное развитие образовательного, творческого, научного и инновационного потенциалов.
Развитие интеллектуального потенциала осуществляется путем реализации следующих программных мероприятий:
- повышение качества образования;
- развитие дополнительного образования;
- разработка и внедрение новых образовательных стандартов;
- привлечение инвестиций в образование, исследования и разработки.
Одной из задач ТОП РЧП является формирование модели и механизма нелинейного (возвратно-поступательного) сетевого образования, обеспечивающего рост человеческого потенциала в соответствии с персональными потребностями человека и во благо инновационного развития конкретной территории. Существующая система образования, по сути, является системой подготовки и обучения к уже невостребованным предметным формам профессиональной деятельности и нормам жизнедеятельности. Отсюда - огромные издержки и неиспользованные возможности в области развития человеческого потенциала.
При разработке модели ТОП РЧП учитывалось, что образование претерпевает существенные изменения в связи с изменяющимися условиями окружающей среды. Изменились принципы функциональной организации человеческой деятельности: человек в XXI веке больше не является узкоспециализированным унифицированным специалистом на производстве, что было характерно для XX века. Человек, независимо от места приложения своих усилий, все больше становится оператором различных сложно устроенных уникальных технологий. Сложность и уникальность этих технологий заключается в массовом влиянии на образ жизни людей, природное окружение и социальное устройство в целом. Устройство современных технологий, как правило, основано на междисциплинарной основе. Жизненный цикл существования технологий становится соразмерным времени жизни человека.
Это означает, что профессиональная деятельность внутри такого рода технологий, жизнедеятельность в целом должны теперь рассматриваться в системной связке с коммуникацией, которая обеспечивает понимание стремительно обновляющихся знаний, и мышлением, обеспечивающим возможность «производства различных типов знаний».
В связи с тем, что цикл жизни технологий становится соразмерен циклу жизни человека, важнейшей является задача не только и не столько включения человека в мир деятельности, но и освобождения человека от ее устаревающих видов. Для решения этой задачи любую деятельность необходимо рассматривать в системной связке с методологической рефлексией как современной формой аналитики. Методологическая рефлексия, представляя деятельность в различных предметных областях, позволяет человеку раскладывать осуществляемую деятельность на структурные блоки и затем заново собирать ее по заранее сконструированным «новым лекалам» [30].
Особенности существования обозначенных системных связок «деятельность - коммуникация», «деятельность - мышление», «деятельность - рефлексия» исследовались в рамках методологического подхода. Суть данного подхода заключается в создании принципиально новой социокультурной практики - организационно-деятельностных игр. Последние представляют собой уникальный инструмент для анализа и развития практически любых систем мыследеятельности (организаций, интеллектуальных направлений, программ и проектов и др.), которые являются «целостностью» процессов мышления, коммуникации, деятельности и рефлексии.
В настоящее время образовательная практика организована таким образом, что получение общего и профессионального образования в основном происходит в «одной точке» - в школе, учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Такое положение делает того, кто пользуется образовательными услугами, «заложником» образовательного учреждения (своего рода «образовательным крепостным») и, в конечном счете, приводит к
низкой образовательной мобильности. Альтернативой сложившемуся положению дел становится представление об институте образования как распределенном в пространстве и времени. Такое представление заложено в основу концепции формирования ТОП РЧП.
Как уже отмечалось выше, ТОП РЧП состоит из двух частей. Идея ОСНОВНОЙ ЧАСТИ ТОП РЧП основана на концепции обучения в течение всей жизни - «непрерывного образования». Задача программы состоит в создании на территории особой образовательной модульной инфраструктуры, обеспечивающей для каждого жителя возможность осуществлять инициативные ответственные образовательные действия, направленные на усиление собственных возможностей в рамках выбранного профессионального направления и осуществляемые в индивидуально выстроенном темпе.
Данная часть программы направлена на участников разного возраста (дошкольники, школьники, студенты, население трудоспособного возраста, пенсионеры), осваивающих определенные образовательные программы.
Модульная инфраструктура Программы - это совокупность образовательных организаций общего, начального, среднего, высшего, корпоративного образования, общественных организаций, экспертов, работодателей, органов регионального и муниципального управления, которые в режиме открытой кооперации друг с другом создают локальные профильно-образовательные сети.
Модульно-сетевые формы организации образовательной деятельности
Образовательная деятельность в рамках ТОП РЧП осуществляется на основе модульно-сетевых форм организации.
Модуль - это локальное открытое образовательное пространство, созданное в сетевом режиме взаимодействия и имеющее следующие характеристики:
- сетевое сообщество преподавателей;
- сетевое сообщество обучающихся;
- сетевое учебно-методическое обеспечение;
- сетевая материально-техническая база;
- сетевая структура управления.
Содержание модуля включает в себя содержание отдельно взятых предметных областей; содержание межпредметного уровня; содержание метапредметного уровня. Модуль обеспечивает включение обучающихся в структуру совместной образовательной программы в любой отрезок времени и обеспечивает ему качественное освоение необходимых компетентностей и квалификаций. Образовательный процесс осуществляется в виде индивидуальной образовательной траектории (маршрута), обеспечивающей освоение материала модулей в собственном темпе и последовательности.
Ведущей формой образовательного процесса является имитационно-деятельностный тренажер (ИДТ), включающий в себя:
- организационно-деятельностную игру (ОДИ);
- разработку собственного проектного замысла;
- модельные пробные действия (экспериментирование) с проектным замыслом;
- стажировки на современных предприятиях и организациях.
Образовательный процесс осуществляется методом проектов. Оценка качества образования учащихся осуществляется на основе системы кредитов. Организация образовательного процесса осуществляется посредством гибкого учебного плана, обеспечивающего возможность свободного «входа» и «выхода» из модуля в любой временной отрезок в рамках сетевой организации.
Перед оформлением и внедрением ТОП РПЧ в муниципальных образованиях предварительно необходимо провести подготовительную работу, основные этапы которой представлены в табл. 4.
Таблица 4
Макет подготовки ТОП РЧП муниципальных образований
№ Мероприятие Результат
1 Расчет интегрального индекса развития человеческого потенциала (ИИЧП) в муниципальных образованиях
2 Типологизация МО по уровню развития ИИЧП Выбор пилотных площадок по результатам типологизации
3 Проведение фокусированных групповых интервью на территории выбранных пилотных площадок Выявление факторов, препятствующих развитию человеческого потенциала на территории МО
4 Проведение экспертных сессий с представителями органов местного самоуправления, предпринимателями, общественными организациями, представителями социальной сферы (медицина, образование, культура и т. д.) Подготовка соглашений о сотрудничестве между органами региональной власти и муниципалитетами; Формирование рабочих групп в МО; Презентация результатов проведенных исследований
5 Проведение проектных сессий с представителями органов местного самоуправления, предпринимателями, общественными организациями, представителями социальной сферы (медицина, образование, культура и т. д.) Формирование пакета проектов, направленных на развитие человеческого потенциала в МО
Заключение
Развитие человеческого потенциала должно стать основным направлением стратегии Красноярского края, в рамках которого необходимы системные изменения ключевых отраслей капитализации человеческого потенциала территорий (образование, культура, здравоохранение, экономика).
В мировой практике человеческий потенциал рассматривается как комплексное понятие, включающее в себя различные параметры, позволяющие оценить уровень развития качества жизни через развитие человеческого потенциала.
В данной работе предложена структурная модель человеческого потенциала, включающая в себя интеллектуальный, демографический, экономический и социокультурный потенциалы, а также разработан метод оценки уровня развития человеческого потенциала с помощью Интегрального индекса человеческого потенциала (ИИЧП), на основании расчетных значений которого авторами проведена типологизация муниципальных образований Красноярского края. Согласно представленной в работе типологизации большинство муниципалитетов Красноярского края отнесены к территориям с низким уровнем развития человеческого потенциала, что говорит о необходимости направленного воздействия на параметры человеческого потенциала с целью повышения его уровня развития. Поскольку человеческий потенциал является ключевым ресурсом социально-экономического развития территории, данное направленное воздействие на его структурные элементы будет являться способом повышения качества жизни как отдельных муниципальных образований, так и региона в целом.
В качестве механизма системных изменений, способствующих развитию человеческого потенциала, автором предложена программа, содержащая мероприятия, направленные на достижение единого комплекса результирующих показателей развития человеческого потенциала и повышения качества жизни населения (ТОП РЧП).
Выявлению существующих на территориях края проблем, на решение которых должна быть направлена ТОП РЧП, способствовали проведенные в ряде муниципальных образований (г. Красноярск, ЗАТО г. Железногорск, г. Ачинск, г. Канск, г. Минусинск, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район) фокусированные групповые интервью.
Проведенное исследование позволило сформировать модель ТОП РЧП, предусматривающую реализацию двух ключевых направлений: общее для всех территорий - развитие интеллектуального потенциала (основная часть), индивидуальное - улучшение условий накопления, использования и удержания человеческого потенциала (вариативная часть).
ТОП РЧП состоит из четырех частей: паспорта программы, вводной, основной и вариативной частей. Вводная и основная части ТОП РЧП одинаковы для всех муниципальных образований. Вариативная часть программы формируется с учетом факторов, препятствующих развитию человеческого потенциала на каждой конкретной территории. Основная часть ТОП РЧП направлена на развитие интеллектуального потенциала посредством внедрения модульно-сетевых форм организации образовательной деятельности, которая представляет собой локальное открытое образовательное пространство, созданное в сетевом режиме взаимодействия.
Вариативная часть программы направлена на улучшение условий накопления, использования и удержания человеческого потенциала через улучшение качества жизни на территории, в том числе посредством внедрения практик социального предпринимательства.
Поскольку программные мероприятия ТОП РЧП должны быть включены в документы стратегического планирования муниципальных образований и Красноярского края в целом, разработка ТОП РЧП должна проводиться совместно с представителями органов местного самоуправления.
Поэтому следующим этапом работы по формированию ТОП РЧП должно стать создание рабочих групп в выбранных муниципальных образованиях. Для этого между Министерством экономического развития, инвестиционной политики и внешних связей Красноярского края и рядом муниципальных образований заключены Соглашения о сотрудничестве, предусматривающие формирование рабочих групп по развитию человеческого потенциала и созданию необходимых для этого площадок. Основные направлениями деятельности рабочих групп - формирование проблемных карт муниципальных образований (на основе полученных в ходе исследования данных), отбор проектов, направленных на устранение выявленных проблем, разработка рекомендаций по формированию модели территориальной образовательной программы, а также формирование технического задания для проведения конкурса на разработку и реализацию территориальной образовательной программы развития человеческого потенциала.
Реализация ТОП РЧП позволит направленно устранить существующие дефициты в развитии человеческого потенциала и, как следствие, повысить качество жизни населения Красноярского края.
Список литературы
1. Лузина И.А. История экономики и экономических учений. Ч. 3 / И. А. Лузина, О.Е. Малых, Е.С. Стебунова. - Уфа: ДизайнПоли-
графСервис, 2000. - 80 с.
2. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Пер. с англ.: А.Н. Нестеренко. - М.: Нача-
ла, 1997. - 180 с.
3. Аузан А. А. Институциональная экономика. - М.: Инфра-М, 2005. - 415 с.
4. Человеческий потенциал как критический ресурс России / Рос. акад. наук, Ин-т философии; отв. ред. Б.Г. Юдин. - М.: ИФРАН,
2007. - 175 с.
5. Шамарова Г.М. Проблемы управления человеческим потенциалом // Управление капиталом. 2008. - № 8. - http://www.top-
personal.ru/issue.html71559
6. Becker G.S. Human capital: a theoretical and empirical analysis with special reference to education. - Chicago: University of Chicago
Press, 1993. - 420 p.
7. Schultz T. Investment in human capital // The American economic review. 1961. - Vol. 51, N 1. - P. 1-17.
8. Мухамеджанова А.Г. Человек - исходная категория экономической теории // Поиск. - М., 2002. - № 10. - С. 186-197.
9. Переверзева А.В. Человеческий потенциал и человеческий капитал: взаимосвязь и взаимовлияние // Креативная экономика. 2014.
- № 3 (87). - С. 11-22.
10.Кайзер О.В. Формирование человеческого потенциала как фактора инновационного роста // Молодежь и наука: сб. материалов IX Всерос. науч.-техн. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых с междунар. участием, посвященной 385-летию со дня основания г. Красноярска. Сибирский федеральный университет, 2013. - http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2013/section013.html
11.Докторович А.Б. О сохранении и развитии человеческого потенциала // Пространство и время. 2011. - № 4. - С. 125-130.
12.Петров В.М. Человеческие потенциалы и их распределения: проблема измерений // Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода. - М.: Права человека, 1999. - С. 124-150.
13.Юдин Б.Г. Человеческий потенциал России: интеллектуальное, социальное, культурное измерение. - М.: Институт человека РАН, 2002. - 265 с.
14. Луков В. А. Человеческий потенциал России / В. А. Луков, Б.Г. Юдин // Знание. Понимание. Умение. 2009. - № 4. - С. 251-256.
15. Лапшин В.А. Структурные компоненты человеческого потенциала // Знание. Понимание. Умение. 2013. - № 1. - С. 259-263.
16.Быченко Д.Ю. Саморазвитие деятельностного человеческого потенциала в условиях модернизации России: дис. ... канд. соц. наук: 22.00.03: защищена: 19.11.2012 : утв. 27.05.2013. - Саратов, 2012. - 158 с.
17.Григорьев С.И. Патриотизм в России неотделим от русской идеи // Витязь. 2002. - № 1-2. - С 28-39.
18.Евдокимова Л.О. Человеческий потенциал в методологии развития сферы услуг // Общество. Среда. Развитие. 2012. - № 1. -С. 34-38.
19.Жураховский С.Н. Эволюция развития человеческого потенциала и концепция потребностей человека // Вестник МГОУ. - 2013.
- № 4. - С. 28-35.
20.Заславская Т.И. Человеческий потенциал в современном трансформационном процессе // Общественные науки и современность.
- М., 2005. - № 3. - С. 13-25.
21.Катайцева Е.А. Сущность понятия «Человеческий потенциал» // Вестник Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. - М., 2010. - № 2. - С. 21-31.
22.Романова Е.Б. Структура личностного потенциала человека экономического - http://www.rusnauka.com/PRNIT_2006/Economics/ 17324.doc.htm
23.Хамнаева Э.В. Формирование социально-экономической политики развития человеческого потенциала региона: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - Улан-Удэ, 2011. - 24 с.
24.Белоусова С.В. Социальное государство как инструмент обеспечения качества жизни: монография. - Иркутск: ИрГУПС, 2012. -204 с.
25.Овсянникова Т.Ю. Индексный подход к оценке качества жизни населения и уровня развития урбанизированных территорий / Т.Ю. Овсянникова, М.Н. Преображенская // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2014. - № 1(25). -С. 30-46.
26.Зубаревич Н.В. Региональное развитие и региональная политика в России // ЭКО. 2014. - № 4. - С. 7-27.
27.Григорьев Л.М. Российские регионы: экономический кризис и проблемы модернизации / Под ред. Л.М. Григорьева, Н.В. Зуба-ревич, Г.Р. Хасаева. - М.: Теис, 2011. - 357 с.
28.Голяшев А.В. Типы российских регионов: устойчивость и сдвиги в 2003-2013 годах / А.В. Голяшев, Л.М. Григорьев. - М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2014. - 47 с.
29.Григорьев Л.М. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2014 год / Под ред. Л.М. Григорьева, С.Н. Бобылева. - М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2014. - 204 с.
30.Щедровицкий Г.П. Знак и деятельность. В 3 т. Т. 1. Структура знака: смыслы, значения, знания. 14 лекций 1971 г. - М.: Восточная литература РАН, 2005. - 463 с.
31. Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2009 г. № 1088 «О государственной автоматизированной информационной системе «Управление».