Научная статья на тему 'Методика оценки потенциала региона для создания территорий инновационного развития'

Методика оценки потенциала региона для создания территорий инновационного развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1080
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мальцева А. А.

В статье отмечается, что современные условия развития бизнес-среды не только в России, но и за рубежом, отчетливо демонстрируют тенденции перехода от традиционных индустриальных экономик к постиндустриальным экономическим отношениям и информационному обществу.Практически все аспекты жизнедеятельности в новой общественно-экономической реальности будут базироваться на знаниях, как ключевом условии сохранения и эволюционирования Мир-Системы, а также региональных социально-экономических систем, образующих национальную экономику. В отдельных более развитых странах процесс постиндустриализации был запущен еще в последней четверти XX в. Российская Федерация, экономика которой характеризуется транзитивностью, напротив, только формирует постиндустриальный экономический и общественный базис. При этом национальная экономика и региональные экономики характеризуются наличием массивного промышленно-производственного сектора, но сниженным инвестиционным потенциалом. Однако, как отмечают многие исследователи, и авторы статьи с ними полностью согласны, наличие высокой инвестиционной активности и достаточного инвестиционного потенциала в секторах национальной и региональных экономик необходимо рассматривать как одно из важнейших условий перехода к инновационно ориентированному развитию, поскольку продуцирование и внедрение новаций аксиоматично характеризуется высокой капиталоемкостью. Однако в то же время вложение средств и ресурсов в создание инноваций позволяют инвесторам получать более высокий доход. Представленное исследование свидетельствует о значимойроли промышленности в региональном экономическом развитии и предопределяет необходимость повышения уровня инвестиционной активности в промышленном секторе, в том числе в целях ускорения перехода данного сектора к инновационно ориентированному развитию. Предложено использовать налоговое стимулирование в качестве одного из основных инструментов увеличения инвестиционной активности региональных промышленных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика оценки потенциала региона для создания территорий инновационного развития»

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

УДК 332.012

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА ДЛЯ СОЗДАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ ИННОВАЦИОННОГО

РАЗВИТИЯ*

А.А. МАЛЬЦЕВА, кандидат экономических наук, доцент, директор Научно-методического центра по инновационной деятельности высшей школы им. Е.А. Лурье

E-mail: [email protected] Тверской государственный университет

В статье рассмотрены актуальные вопросы создания территорий инновационного развития с применением социально-гуманитарного проектирования. Предложен авторский взгляд на формирование системы количественных и качественных показателей оценки потенциала региона для создания в его границах территории инновационного развития, которая включает индикаторы социально-экономического и инновационного потенциала, инновационной восприимчивости общества и эффективности органов региональной власти и команды управления проектом. В качестве обоснования необходимости исследования автором был проведен анализ современных подходов к оценке инновационных территорий, а также нормативно закрепленных подходов, которые используются для оценки конкурсных заявок при утверждении их государственного статуса. Особое внимание было уделено качественному и количественному составам показателей рассмотренных методик. Была выявлена необходимость существенного пересмотра подходов к оценке потенциальных возможностей регионов для формирования территорий инновационного развития. Исследование базируется на функциональном подходе к социально-гуманитарному проектированию терри-

* Статья выполнена в рамках государственного задания Ми-нобрнауки России высшим учебным заведениям в части проведения НИР по теме «Индикаторно-рискологический подход в управлении территориями инновационного развития».

торий инновационного развития, в основе которого лежат выявление и последующее конструирование территориальных образований в соответствии с выполняемыми ими функциями, каждая из которых несет особую смысловую и содержательную нагрузку и должна быть идентифицирована системой показателей. Базовым инструментом определения возможностей региона является стандартное ранжирование, что позволяет выявить не абсолютные, а относительные преимущества регионов в рамках государства. Подобный подход существенно упрощает корректировку методики ввиду изменений социально-экономической и инновационной внешней среды, что было бы более затруднительно в случае применения четко установленных критериев и нормативов.

Ключевые слова: территория инновационного развития, система показателей, методика, рейтинг, регион, полюс роста, инновационный потенциал, инновационная восприимчивость, эффективность органов региональной власти, потенциал команды управления проектом, наукоград, технико-внедренческая особая экономическая зона

Введение

Сохранение и усиление позиций Российской Федерации как одной из ведущих мировых держав

на современном этапе исследователями и аналитиками связывается с доминантой инновационного социально-экономического развития. Ведущая роль в системе генерации и трансфера инноваций отводится государству как ключевому экономическому агенту, способному создать эффективную среду для всех стадий инновационного процесса и коммерциализации его результатов [13].

Новые подходы к территориальному планированию и развитию предполагают формирование базовых полюсов роста — территорий инновационного развития, которые в конкретно-формальном аспекте включают особые экономические зоны, наукограды, иннограды1 (последние в чистом виде в настоящее время в Российской Федерации отсутствуют).

Точечное пропульсивное развитие специально выделенных территорий при условии его грамотной реализации способно обеспечить не только значительное увеличение интегральных социально-экономических показателей субъекта Федерации, но и создать предпосылки для полноценного инновационного развития региона в целом, обусловленного эффектом синергии.

Традиционно в целях опережающего развития отдельных территорий на федеральном и региональном уровнях используется инструментарий льгот и преференций, снижения административных барьеров и др., что в том числе реализуется в рамках государственных и региональных программ, присвоения территориям особого статуса, обеспечивающего получение в том числе и прямого финансирования затрат на обустройство территорий — формирования инфраструктуры.

В настоящее время в Российской Федерации созданы и эффективно функционируют 5 технико-внедренческих особых экономических зон и 14 наукоградов. В отдельных регионах получили нормативное закрепление инициативы по созданию зон экономического благоприятствования, особых экономических зон регионального уровня.

При этом отмечается негативная тенденция роста дифференциации инновационного развития между отдельными субъектами Федерации, и имеющийся разрыв постоянно увеличивается. Автор раз-

1 Информационные формы для характеристики объектов инновационной инфраструктуры субъектов Российской Федерации и методические материалы по их заполнению Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/ development/doc20120614_02.

деляет мнение, изложенное в работах В.В. Иванова, О.А. Кошкаревой [7], о возможности проектирования территорий инновационного развития и в регионах со средними и низкими исходными научными, инновационными и социально-экономическими показателями, что будет способствовать выравниванию регионального развития. Рассматривая регион как субъект управления, именно исходные позиции региона «вне зоны комфорта» могут стать источником мотивации для стремительного опережающего роста, подъема экономики при правильно спроектированной территориальной организации и выборе точек роста.

Создание комплексных методических основ, позволяющих выявить возможности отдельных регионов по формированию территорий инновационного развития, может стать действенным эффективным инструментом региональной политики, в рамках которой при использовании административного ресурса и с учетом продуцируемого мультипликативного эффекта могут возникнуть новые точки роста федерального уровня.

Аналитический обзор современных подходов к оценке инновационных территорий

В работах российских и зарубежных исследователей достаточно полно представлены методические подходы к оценке уровня инновационного развития, инновационного потенциала регионов, а также близких характеристик [1 — 5; 8 — 10; 14; 16 — 18; 20].

Приведенные методические подходы активно используются для оценки социально-экономического и инновационного развития регионов, их ранжирования, при этом не в полной мере удовлетворяют требованиям для выявления потенциальных территорий инновационного развития. Базируясь на системе статистических показателей, они всесторонне рассматривают регион как субъект инновационной экономики, при этом в общем объеме исследуемых индикаторов не всегда могут быть выделены те, которые демонстрируют значимые достижения отдельных локальных территориальных образований.

Предлагаемые в методиках показатели в большинстве своем являются статическими, а в целях определения потенциала региона для формирования территории инновационного развития в большей мере пригодны именно показатели динамики — они

способствуют выявлению возможностей региона для опережающего инновационного роста. При этом в ряде случаев методические подходы по определению уровня инновационного развития, инновационного потенциала, инновационной активности могут использоваться в рамках предварительного исследования потенциала для создания территорий инновационного развития как вспомогательные. С их помощью можно определить классификационную группу исследуемого региона как основу дальнейшего изучения его потенциала для создания территории инновационного развития (для субъектов Федерации с разным уровнем научно-технического и инновационного потенциалов подходы к его определению должны быть различными).

Подтверждением гипотезы о недостаточно полной связи между рейтингом инновационной активности региона и созданными в его границах территориями инновационного развития является карта территорий с особым статусом (см. рисунок).

Как свидетельствуют данные, представленные на рисунке, практически половина регионов с высокой инновационной активностью не имеет в своих границах территорий с особым статусом, при этом в ряде субъектов Федерации с умеренной и низкой инновационной активностью подобные территории организованы.

В Российской Федерации сформирована нормативная база, четко регламентирующая процесс и критерии отбора территорий инновационного развития федерального уровня2.

Проведенный анализ свидетельствует, что оценка особых экономических зон осуществляется на основе показателей достигнутых результатов и потенциала территории, включающих характеристики научной, производственной, инфраструктурной, образовательной, социальной, финансовой и других сфер.

Оцениваются как количественные, так и качественные характеристики, которые имеют как непосредственное, так и опосредованное влияние на предполагаемые результаты функционирования особой экономической зоны.

Для оценки муниципального образования, претендующего на присвоение (подтверждение) стату-

2 Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ. URL: http://base. garant.ru/12141177; О статусе наукограда: Федеральный закон от 07.04.1999 № 70-ФЗ. URL: http://base.garant.ru/180307.

са наукограда, применяется система показателей, позволяющая структурно проследить зависимость между современным состоянием территории в целом и потенциалом научно-производственного комплекса и отдельных предприятий.

В отличие от системы показателей для оценки особых экономических зон, для анализа соответствия муниципального образования статусу наукограда используются преимущественно количественные статистические показатели, число которых значительно больше, чем в рассмотренной ранее системе. Отмечается, что преимущественно количественный набор показателей не позволяет в полной мере оценить качественный уровень научно-технического потенциала территории, что раскрывается в пояснительной записке и программе комплексного социально-экономического развития муниципального образования.

Анализ существующих научных подходов к оценке потенциальных возможностей региона для формирования территории инновационного развития позволяет утверждать, что система статистических показателей, преимущественно применяемая при нормативной оценке, не в полной мере удовлетворяет необходимым требованиям.

Так, помимо наличия значительного потенциала территории и амбициозных планов по ее инновационному развитию предметом исследования должны являться возможности команды управления проектом (регионом, муниципальным образованием), подтвержденные опытом и квалификацией. Подобный критерий присутствует в работах Е.А. Лурье (административный ресурс) [12], В.В. Иванова (поддержка инновационного развития со стороны органов власти) [6].

В условиях современного «ручного» управления экономикой именно степень интеграции проекта территории инновационного развития в местную социально-экономическую среду посредством административно-властного механизма является ключевым залогом успеха его реализации, исключающим деформации отношений между субъектами экономики и, как следствие, возникновение мнимых структур, не в полной мере выполняющих свои функции и подменяющих реальные цели функционирования задачами, имеющими существенную значимость исключительно для административной элиты рассматриваемой территории.

Таким образом, результаты анализа нормативных и научных подходов к определению потенциала

Московская область

Псковская область

Кировская область 2

Магаданская область

Чеченская Республика

Республика Северная Осетия -Алания

Ставропольский край

£

Ульяновская область

Республика Бурятия

щ Очень высокая

инновационная активность

щ Высокая

инновационная активность

Средняя

инновационная активность Умеренная

инновационная активность Низкая

инновационная активность

особая экономимая зонд орямышленио-производственното

типа (федеральный уровень!

особая экономическая 301а технико-внедренческого типа (федеральный уровень)

особая экономическая зона туристш-рекреацнонйшш (федеральный уровень)

особая экономическая зона яореобоен тина (федеральны! уровень)

особая экономическая зона, зона экономического благоприятствования, инновационно-территориальный кластер (региональный уровень)

^ наукоград

Новосибирская Кемеровская область область

Ннноград

иннобапионннерриториальныи

шш

Карта территорий Российской Федерации с особым статусом

региона для формирования территории инновационного развития свидетельствуют об отсутствии их унификации. В целях социально-гуманитарного проектирования подобных территорий требуется формирование специальных методических подходов, которые с учетом имеющихся нормативно закрепленных методик должны также отвечать следующим требованиям:

• основываться на ключевых функциях территорий инновационного развития и (или) классических стадиях инновационного процесса;

• обеспечивать учет взаимосвязей между показателями системы и исключать дублирование;

• включать помимо статических индикаторов показатели динамики, а также группу относительных показателей эффективности;

• помимо оценки потенциала региона (муниципального образования) ключевыми факторами для определения возможностей создания территории инновационного развития должны служить потенциал команды управления проектом и региональных и местных органов власти, а также инновационная восприимчивость общества;

• должны быть сформированы различные подходы или критерии к определению потенциала формирования территорий инновационного развития для регионов с различными стартовыми условиями: с высоким, средним и низким уровнями инновационного развития и (или) инновационной активности.

Методические подходы к оценке потенциала региона для формирования территории инновационного развития

В целях оценки возможностей региона (муниципального образования) по формированию территории инновационного развития предлагается разработать систему количественных и качественных показателей, которые включают следующие ключевые компоненты:

• социально-экономический и научно-технический потенциал территории;

• потенциалы команды управления проектом и органов власти территории;

• уровень инновационной восприимчивости общества.

В основу оценки социально-экономического и научно-технического потенциала территории предлагается положить ключевые функции территорий инновационного развития и поставить им в соответствие показатели, определяющие возможности территории по их реализации (см. таблицу).

« §

и §

с

о и о X

л

ч «

я о

о я

и V в X

И Е и .£

г >>

о X

в ■

о X

л

ч «

Я О

и «

<и Ч

Щ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

н «

« X

О X

<и н и

и

м

а я

т <и а <и т

я я а о н х а а <и н

со о

ч «

Я X <и н о X

в и о X и <и т х

х

*

н ■

о X

У

&

я

■с

=

х

о =

и В

О

в

. в

:В Н

В В & -

о 2 Н Я

в Л

Л о & -

о о н в В «

И

й и

В н

о =

=

г

£

г -

н а в м = - = Ё

Н

2ВЭ я

В & Я п

г

I

о Ч и

0 Я

1

о о о

я о

Ё

0

5 =

X X

1 I

я ч

я

я .,

^ а

^ ч

о Р

« «

К В

К К

я Р

- ч

о я

ч я

ё &

о я

я

X

X X

I т

I

я I

в

I

а н

0 ю я Л эт я Л

к в

к в

1

я

X

о «

р ч

о о

к

8 о

к -

р

¡а я

Ч о р « Й Р

Я м

я ¡3 о о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

« К р

ч ^

а

к

Й

Е я

к Й

§ ^

§ р

м ц а о

к ы н о

с ю я а

р

3 й ^ §

К я № И

«

о К

Л ~ р

Л К

^ я

х

I

р

о «

*

о ч я

ч о я

н ю

<3 о

о 2

К к

я я

[3 *

£ §

3 «

I 2

я о

я К

р

и г ^ £

(X о Р о К К

о

0 К

1

р

^

р

К

^ ^ р я а о

а £ я

р

« Е

о «

¡^ ч

ч ч

О

к н

я О

К См

Й Й

с X

13 *

О ЕЧ

■ч Р

5 ю

« ^

й ^

я т

г в

ч^к

о ^я

§ ««

^ о

я

я

я К Е-&с яо

ея ^

^ «

§ §

О о

Я я

^ Ер (3

Р о

« Б

ч ч

о о

а Й

« § В

р 5 н л о а н - я

а ~ ч.

0р р

о « &

К ^ р

I I

¡3

I х

о к & х

к в К

р Й ч «

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

е я р к

В

&

| § §

«13 £

^^ %

Э^ §

я к

13 х

о «

« ^

о Р

р р

р о

К Ю

« £

^ К

я о

К р

х I I

я

X

о

ю р

а

н р

о х

в

я я

ч

о р

К

<2 Ч

Р ^ ^^

^ я

►5 с

С1> "П

г м ■в

г» со ев

г м ■в

С1> "П

О ¡Я 5»

Компоненты территорий инновационного развития

Функции территорий инновационного развития

Оценочные показатели

£

в"

X >

!0

и §

Создание по результатам прикладных исследований новых технологических решений для приоритетных видов экономической деятельности страны

Диверсификация прикладных исследований:

— количество направлений, по которым осуществляются НИОКР. Патентная активность:

— количество патентных заявок на полезные модели на 1 исследователя;

— количество полученных патентов на полезные модели на 1 исследователя. Результативность прикладных исследований:

— число созданных передовых производственных технологий на 1 организацию, выполнявшую научные исследования и разработки

Обеспечение качественного роста результатов научных исследований в рамках территории

Степень распространения научных исследований:

— доля организаций, выполнявших научные исследования и разработки. Финансовая обеспеченность научных исследований:

— доля ассигнований на науку из консолидированного бюджета субъекта Федерации в общем объеме расходов;

— доля средств региональных и местных бюджетов в общих затратах на технологические инновации;

— доля затрат на фундаментальные и прикладные исследования в общей сумме внутренних текущих затрат на исследования и разработки.

Степень актуальности и инновационной привлекательности научных исследований и разработок:

— доля наукоемкой продукции, соответствующей приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации в общем объеме производства;

— доля исследований и разработок, выполненных в рамках федеральных, региональных программ, результаты которых соответствуют или превосходят мировой уровень, в их общем объеме.

Обеспеченность оборудованием:

— фондовооруженность работников, занятых исследованиями и разработками;

— стоимость научного оборудования в ЦКП

т О ■о

Трансферно-внед-ренческая компонента

Формирование и сопровождение системы целенаправленного концентрированного притока передовых технологий и научно-технических решений из внешних и внутренних источников

Уровень концентрации притока новшеств из внутренних источников:

— доля научно-технической продукции (выполнения работ, оказания услуг) в общем объеме производства;

— число инновационных проектов инкубационного и постинкубационош периода;

— доля научных исследований и разработок, осуществляемых образовательными учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями.

Уровень концентрации притока новшеств из внешних источников:

— доля импорта технологий и услуг технического характера в его общей величине

Организация внедрения в производственный сектор территории разработанных новых технологий и продуктов

Интенсивность внедрения инноваций:

— внутренние затраты на исследования и разработки в обороте предприятий и организаций;

— число используемых передовых производственных технологий в среднем на 1 организацию;

— удельный вес технологических запросов предприятий и организаций региона, удовлетворенных в полном объеме.

Эффективность внедрения инноваций:

— рост объема производства новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции за счет применения созданных передовых технологий

N Ю

(А) (Л №

§

г

х

>

¡о

и §

НС

5» Ы о

г ¡я

и о

о о о»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

м

С1>

ас

С1>

Компоненты территорий инновационного развития

Функции территорий инновационного развития

Оценочные показатели

т О ■о

2 5

5

Ы Ю

Комплексное сопровождение процесса коммерциализации результатов прикладных исследований в рамках созданных инновационных компаний

Развитие инновационной инфраструктуры:

— количество организаций инновационной инфраструктуры;

— доля организаций инновационной инфраструктуры в общем числе инновационно активных организаций. Результативность инновационной инфраструктуры:

— объем инновационной продукции, созданный и реализованный при содействии объектов инновационной инфраструктуры, по отношению к общему объему реализованной инновационной продукции

Создание и обеспечение функционирования системы технологического обмена внутри территории и с внешней стейкхолдер-средой с приоритетом экспорта технологий над импортом

Результативность системы технологического обмена:

— отношение созданных передовых производственных технологий к используемым;

— соотношение экспорта и импорта технологий и услуг технического характера. Уровень развития кооперации:

— число совместных НИОКР компаний и организаций академической, вузовской, отраслевой науки, направленных на формирование прорывных направлений научно-технического развития;

— доля организаций, ведущих совместные проекты по выполнению исследований и разработок, в общем числе инновационно активных организаций

Формирование условий для ускорения освоения новых видов продукции и услуг

Уровень финансового обеспечения инновационной деятельности:

— затраты на исследования и разработки на 1 занятого;

— отношение внутренних затрат на исследования и разработки к инвестициям в основной капитал. Интенсивность освоения новшеств:

— средний срок внедрения новшеств.

Уровень развития региональной инновационной системы:

— наличие развитой нормативно-правовой базы в сфере инновационной деятельности;

— наличие специализированной программы или комплекса мер государственной поддержки развития инноваций, инновационной деятельности;

— наличие специализированного регионального координационного органа по инновационной политике;

— наличие специализированных региональных институтов развития с функционалом по поддержке инновационной деятельности.

Влияние созданных условий на возможности развития инновационной деятельности:

— индекс предпринимательской уверенности инновационно активных организаций

Обеспечение притока инвестиций в развитие инновационной деятельности субъектов экономики территории

Уровень развития инвестиционной деятельности:

— инвестиции в основной капитал на душу населения;

— индекс физического объема инвестиций в основной капитал;

— средняя норма окупаемости инвестиций для экономики региона. Уровень развития инвестиций в исследования и разработки:

— доля внебюджетных средств в затратах на исследования и разработки;

— отношение внутренних затрат на исследования и разработки к инвестициям в основной капитал;

— отношение затрат на технологические инновации к инвестициям в основной капитал. Уровень привлекательности для зарубежных инвесторов:

— доля иностранных инвестиций в их общей величине;

— объем средств из иностранных источников в процентах к общему объему внутренних затрат на исследования и разработки

N Ю

(а) (Л №

НС

5» Ы о

г ¡я

ы о

о о о»

о

м

С1> ¡Я

г

С1>

Компоненты территорий инновационного развития

Функции территорий инновационного развития

Оценочные показатели

£

в"

X >

!0

и §

Производственная компонента

Содействие развитию материально-технической базы производственных компаний, притоку новой техники, высокотехнологичного оборудования

Организация и развитие эффективных производств, основанных на передовых технологических решениях

Уровень затрат на развитие материально-технической базы:

— средняя величина затрат на технологические инновации на 1 организацию;

— затраты на информационные и коммуникационные технологии в среднем на 1 организацию. Уровень развития ИКТ:

— доля организаций, использовавших информационные и коммуникационные технологии;

— доля организаций, имевших веб-сайт;

— число персональных компьютеров на 100 работников. Степень обновления материально-технической базы:

— коэффициент обновления основных средств. Эффективность использования материально-технической базы:

— фондоотдача;

уровень использования среднегодовой производственной мощности инновационно активных организаций

Количественная характеристика предприятий и организаций:

— рост числа предприятий и организаций;

— доля инновационно активных организаций в их общем числе. Результативность инновационно активных компаний:

— объем инновационных товаров, работ, услуг в среднем на душу населения;

— соотношение объемов инновационной продукции и импорта;

— рентабельность продаж инновационной продукции

Обеспечение роста конкурентоспособности компаний в границах территории

Уровень эффективности компаний:

— доля прибыльных организаций;

— производительность труда.

Уровень конкурентоспособности инновационной продукции:

— доля реализованной инновационной продукции и услуг за пределами региона в ее общем объеме;

— удельный вес экспортируемой инновационной продукции и услуг в общей величине экспорта. Влияние инноваций на эффективность компаний:

— доля компаний, у которых инновации привели к значительному снижению затрат на оплату труда;

— доля компаний, у которых инновации значительно снизили материало- и энергоемкость

т О ■о

Инфраструктурная компонента

Создание передовой инфраструктуры для обеспечения эффективного бесперебойного функционирования экономических субъектов территории

Уровень развития энергетической инфраструктуры:

— производство и распределение электроэнергии, газа и воды на 1 чел. Уровень развития транспортной инфраструктуры:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— плотность железнодорожных путей общего пользования;

— плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием;

— доля автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования.

Уровень развития информационной инфраструктуры:

— протяженность волоконно-оптических сетей передачи данных.

N Ю

(А) (Л №

§

г

х

>

¡о

и §

ЕС

ы о

г ¡я

и о

о о о»

о

м

С1>

ас

С1>

Компоненты территорий инновационного развития

Функции территорий инновационного развития

Оценочные показатели

т О ■о

2 5

5

Компонента

человеческого

капитала

Преодоление депопуляции, сохранение демографических и трудовых ресурсов

Наличие демографических ресурсов:

— естественный прирост (убыль) населения. Наличие трудовых ресурсов:

— коэффициент демографической нагрузки;

— доля экономически активного населения в общей численности населения. Уровень занятости:

— отношение среднегодовой численности занятых в экономике к экономически активному населению

Формирование условий для общего качественного роста человеческого капитала

Уровень затрат на развитие человеческого капитала:

— затраты на образование на 1 чел.;

— доля расходов на образование в консолидированном бюджете. Уровень развития системы подготовки квалифицированных кадров:

— выпуск специалистов с высшим профессиональным образованием на 10 ООО населения;

— доля организаций, ведущих подготовку аспирантов;

— соотношение выпускников вузов и аспирантуры. Уровень обеспеченности квалифицированными кадрами:

— доля населения с высшим образованием в экономически активном населении.

Обеспечение целенаправленного притока квалифицированных специалистов

Характеристики притока квалифицированных специалистов:

— миграционный прирост;

— доля исследователей в числе прибывших в регион;

— доля кандидатов и докторов наук в числе прибывших в регион. Степень привлечения молодежи в науку:

— удельный вес лиц в возрасте до 39 лет в численности исследователей;

— средний возраст исследователей.

Характеристика созданных условий для притока исследователей:

— отношение среднемесячной зарплаты исследователей к среднемесячной зарплате в экономике.

Развитие межрегиональных и международных связей в целях качественного развития человеческого капитала территории, повышения квалификации в рамках концепции «Образование в течение всей жизни»

Уровень развития системы «Образование в течение всей жизни»:

— степень охвата системами постоянного обучения на 100 чел. населения в возрасте 25— 64 лет;

— средняя продолжительность обучения.

Уровень развития системы повышения квалификации:

— доля работающих, прошедших профессиональную подготовку или повысивших квалификацию, в их общей численности;

— число организаций, обеспечивающих повышение квалификации и переподготовку для собственного персонала. Уровень межрегиональной и международной мобильности:

— доля специалистов, повысивших квалификацию за пределами региона, в их общем числе;

— количество зарубежных стажировок в среднем на 1 инновационно активную организацию._

N Ю

(а) (Л №

5

В"

X >

Я

и §

т О ■о

Окончание таблицы

Компоненты территорий инновационного развития Функции территорий инновационного развития Оценочные показатели

Маркетинговая компонента Формирование и развитие эффективного рынка технологий и интеллектуального капитала в рамках территории Уровень развития рынка инновационной продукции: — доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции. Уровень развития рынка технологий: — количество заключенных лицензионных договоров; — количество реализованных технологических инноваций. Уровень развития рынка венчурного капитала: — количество сделок венчурного капитала; — объем венчурных инвестиций в их общей величине;

Комплексное содействие развитию каналов реализации инновационной продукции и услуг производственного сектора территории — доля организаций, осуществляющих нетехнологические инновации, в общем числе организаций; — количество региональных инновационных форумов, выставок, ярмарок

Обеспечение роста инвестиционной привлекательности территории, ее имиджа и бренда в глобальной экономике Уровень инвестиционной привлекательности территории: — значение национального рейтинга состояния инвестиционного климата в регионах. Уровень имиджа территории: — уровень политической и социальной напряженности; — уровень доверия региональным органам власти.

Социальная компонента Повышение занятости населения и среднего размера оплаты труда Уровень доходов населения: — среднедушевые денежные доходы населения; — коэффициент Джини. Уровень занятости населения: — уровень безработицы; — доля созданных новых рабочих мест в их общем числе.

Обеспечение роста качества жизни населения территории Уровень здровьесбережения: — ожидаемая продолжительность жизни при рождении; — уровень материнской смертности; — уровень обеспеченности учреждениями здравоохранения. Уровень жизни населения: — объем валового регионального продукта на душу населения; — индекс потребительских цен; — отношение среднедушевого дохода к прожиточному минимуму. Уровень безопасности: — число зарегистрированных преступлений; — инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов

¡=с

ы о

г ¡я

ы о

о о о»

о

м

С1> ¡Я

г

С1>

N Ю

(А)

Ш №

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приведенная в таблице система показателей получена на основании систематизации существующих отечественных и зарубежных подходов к оценке социально-экономического и научно-технического потенциалов и может применяться в рамках углубленного исследования [1 — 5; 8 — 10; 14; 16 — 18; 20]. Для осуществления целей экспресс-анализа показатели, не отражаемые в официальной статистике, могут быть исключены из системы, что обеспечит большую достоверность исследования, однако при этом отдельные ключевые функции территорий инновационного развития не будут охарактеризованы.

С позиций теории полюсов роста в качестве площадок для территорий инновационного развития должны быть выбраны те регионы, которые имеют существенные преимущества по значению показателей или демонстрирующие их высокий прирост.

В целях исследования предлагается осуществлять расчет значений показателей по отдельным компонентам территорий инновационного развития, а также темпов их прироста. Значения интегральных показателей должны стать основой для формирования рейтингов регионов.

Далее приведен авторский взгляд на методику ранжирования и критерии отбора регионов как потенциальных площадок для создания территорий инновационного развития.

1-й этап. Расчет значений показателей и их нормирование. При оценке качественных показателей предлагается использовать 1 при наличии признака, 0 — при его отсутствии. Индикаторы, оказывающие отрицательное влияние на интегральный показатель, предварительно должны быть инвертированы.

2-й этап. Определение интегрального показателя по каждой компоненте как произведение нормированных показателей.

3-й этап. Определение рейтинга регионов и выделение Топ-10 по каждой компоненте.

4-й этап. Определение интегрального показателя социально-экономического и инновационного потенциалов регионов и выделение Топ-10 по каждому показателю.

Аналогично проводится ранжирование территорий по темпам роста показателей, и выделяются Топ-10 по каждой компоненте и по интегральному показателю прироста социально-экономического и инновационного потенциалов. Расчет темпов при-

роста относительных показателей осуществляется как разность между значением в текущем и предшествующем периодах.

Предлагается использовать следующие критерии для выявления возможностей региона по формированию территорий инновационного развития:

• регионы, входящее в Топ-10 по уровню социально-экономического и инновационного потенциалов (территории с высоким инновационным потенциалом);

• регионы, входящие в Топ-10 по приросту социально-экономического и инновационного потенциалов (территории с высокой инновационной активностью);

• регионы, входящие в Топ-10 по крайней мере в трех рейтингах компонент социально-экономического и инновационного потенциалов (территории с высокими перспективами развития инновационного потенциала);

• регионы, входящие в Топ-10 по крайней мере в трех рейтингах прироста компонент социально-экономического и инновационного потенциалов (территории с высокими перспективами развития инновационной активности).

В качестве отчетного периода в рамках методики целесообразно принять один календарный год, для получения более точных результатов расчеты могут содержать средние величины показателей (темпов их роста) за 3— 5 лет, что при этом значительно увеличит трудоемкость исследования.

Дополнительными критериями наличия возможностей формирования в регионе территорий инновационного развития являются потенциал команды управления проектом и органов власти территории, а также уровень инновационной восприимчивости общества. Их уровень может рассматриваться как рекомендательный для территорий с высоким инновационным потенциалом и высокой инновационной активностью и как определяющий для регионов с высокими перспективами развития инновационного потенциала и инновационной активности.

В основу оценки инновационной восприимчивости общества, предлагаемой автором, положены исследования О.Н. Владимировой [1], Ю.К. Перского и А.Ю. Завьялова [15], при этом отмечается приоритет качественной оценки над количественной.

Далее приведены факторы инновационной восприимчивости общества, которые могут быть

оценены в рамках социологических опросов или экспертных панелей:

• уровень мотивации граждан к инновационной деятельности;

• уровень образования и квалификации, позволяющий осваивать новые технологии в профессиональной деятельности и в быту;

• уровень информированности граждан в вопросах инновационной деятельности;

• способность и готовность к непрерывному образованию, переобучению и самообучению;

• уровень межрегиональной и международной мобильности в сфере инноваций;

• креативность и предприимчивость, готовность к работе в высококонкурентной среде;

• уровень включенности граждан и компаний в федеральные и региональные проекты, способствующие развитию инновационной деятельности;

• уровень вовлеченности в региональные проекты, способствующие развитию инновационной деятельности, граждан и компаний из других регионов;

• уровень развития межрегиональных проектов, способствующих продвижению инноваций;

• уровень инициативности компаний и отдельных граждан по развитию инновационной среды;

• уровень включенности во взаимодействие с институтами развития, содействующими инновационной деятельности компаний и отдельных граждан;

• уровень развития и результативность системы поиска и продвижения перспективных инновационных идей;

• уровень развития экспертного сообщества в сфере инновационной деятельности;

• уровень развития информационных ресурсов, содействующих продвижению и популяризации инноваций, баз данных перспективных инновационных проектов и компаний;

• уровень простоты процедур организации инновационного бизнеса.

По результатам балльной оценки (целесообразной является шкала от 0 до 5) в рамках методики предлагается осуществлять ранжирование регионов по уровню инновационной восприимчивости общества:

• НК-регионы (первая треть рейтинга) — доноры инноваций, синтезирующие инновационные

импульсы и распространяющие их на другие территории;

• МК-регионы (вторая треть рейтинга) — в ряде случаев являются как донорами, так и реципиентами инноваций при относительно невысокой гибкости в управлении инновационными процессами;

• LIS-регионы (третья треть рейтинга) — реципиенты инноваций с относительно невысоким уровнем стимулирования инновационной деятельности.

В целях формирования территорий инновационного развития наиболее эффективной площадкой могут стать НК-регионы. При этом не исключается возможность существенного роста инновационной восприимчивости М^-регионов, что определяет их позиции в рейтинге темпов роста социально-экономического и инновационного потенциалов.

Оценка органов регионального управления осуществляется на текущий период в соответствии с достигнутыми территорией результатами и показателями социально-экономического развития, которые в большинстве своем входят в систему оценки потенциала для формирования территории инновационного развития.

Предлагается осуществлять количественную оценку эффективности регионального управления на основе групп показателей методики И.В. Тере-хина и В.И. Дукановой [19]:

• показатели исполнительской и функциональной дисциплины органов;

• операционная (функциональная) результативность управления;

• показатели результативности управления развитием;

• показатели качества управления. Дополнительно предлагается осуществлять

оценку эффективности органов регионального управления по следующим критериям: 1) количественные показатели:

• рентабельность персонала в сфере государственного и муниципального управления — отношение ВРП к средней численности работников в сфере государственного и муниципального управления за период;

• коэффициент эффективности персонала — отношение прироста бюджетной эффективности к приросту среднегодовой численности работников в сфере государственного и муниципального управления за период;

• уровень квалификации персонала — доля работников с высшим образованием в сфере государственного и муниципального управления за период, доля работников, повысивших квалификацию, в сфере государственного и муниципального управления за период;

2) качественные показатели:

• уровень внедрения ИКТ в деятельность органов регионального управления, включая освоение специализированных программных средств;

• степень применения передовых научных методов управления;

• уровень исследовательской работы, проводимой при участии органов регионального управления и направленной на совершенствование и повышение эффективности их деятельности;

• степень внедрения результатов научных исследований в сфере государственного и регионального управления в практику;

• оценка качества и своевременности оказания региональных и муниципальных услуг;

• уровень и своевременность удовлетворения запросов населения, направленных через общественные приемные.

Оценивать качественные критерии предлагается с использованием экспертных панелей по шкале от 0 до 5.

Для определения эффективности органов регионального управления предлагается осуществить нормирование рассчитанных показателей и осуществить ранжирование регионов по интегральному показателю, который должен определяться как произведение нормированных индикаторов. Значения рейтинга будут являться весомыми или рекомендуемыми критериями при определении возможностей региона по созданию территории инновационного развития.

Дополнительным ключевым фактором при оценке возможностей для создания территории инновационного развития будет служить потенциал команды управления проектом, что осуществляется исключительно экспертным методом. Источником информации должны стать резюме команды в целом и отдельных ее участников, отражающих образование, квалификацию, основные этапы деловой карьеры, опыт успешной реализации проектов в сфере инновационной деятельности и (или) регионального (муниципального) управления. Резюме команды должно позволить осуществить оценку ее слаженности, отсутствия личностных противоречий и результативность.

По мнению автора, отрицательная оценка команды управления созданием территории инновационного развития не может служить основанием для отказа от реализации проекта, при этом обязательно требуются пересмотр ключевых участников и переформирование команды, в том чисел с использованием технологии сборки субъектов [11].

Таким образом, для оценки возможности региона по созданию в его границах территории инновационного развития необходимо осуществить оценку социально-экономического и инновационного потенциалов территории, а в случае необходимости — дополнить ее оценкой инновационной восприимчивости общества и эффективности органов регионального управления.

В рамках исследования предлагается осуществлять оценку региона в целом, при этом наиболее точные данные будут получены в случае расчета показателей для каждого муниципального образования, что более трудоемко, но способно обеспечить возможное определение места непосредственного размещения территории инновационного развития.

В зависимости от результатов оценки социально-экономического и инновационного потенциалов региона необходимо сформировать (скорректировать) программу и план формирования территории инновационного развития в целях опережающего развития тех компонент, которые характеризуются недостаточно высоким рейтингом. Особенностью социально-гуманитарного проектирования территорий инновационного развития является ее формирование с опорой на точки — компоненты с высоким рейтингом и «достраивание» недостаточно развитых компонент.

Существенной предпосылкой для формирования саморазвивающейся системы в пределах территории является обеспечение формирования эффективных связей между отдельными компонентами ввиду того, что в ряде случаев именно соединительные процессы наиболее сильно влияют на ее устойчивость и в случае возникновения точек разрыва являются ключевыми факторами нежизнеспособности спроектированных структур.

Список литературы

1. Владимирова О.Н. Методические подходы к формированию рейтинга инновационной восприимчивости региона. URL: http://www.ini21.ru/upload/ page_id_1110/INI_XXI-n4_opt1.pdf. С. 68— 72.

2. Глобальный индекс инноваций. URL: http:// gtmarket.ru/ratings/global-innovation-index/info.

3. Гусев А.Б. Формирование рейтингов инновационного развития регионов России и выработка рекомендаций по стимулированию инновационной активности субъектов Российской Федерации. URL: http://www.urban-planet.org/article_13.html.

4. Дубинин А.С. Сущность и методы оценки инновационной активности региона // Вестник Новгородского государственного университета. 2011. № 61. URL: http://www.novsu.ru/vestnik/vestnik/ i.78099/?article=958336.

5. Европейское инновационное обследование. URL: http://www.i-regions.org/upload/iblock/422/ 422f695ad91f790d811f3a03b609fe0d.pdf.

6. Иванов В.В. Территории инновационного развития и наукограды // Инновации в регионе. 2002. № 10.

7. Иванов В.В., Кошкарева О.А. Инновационное развитие территорий с низким научно-техническим потенциалом // Инновации. 2008. № 9. С. 56— 60.

8. Индекс глобальной конкурентоспособности. URL: http://gtmarket.ru/ratings/global-competitiveness-index/info.

9. Индикаторы инновационного развития регионов США. URL: http://www.statsamerica.org/ innovation/innovation_index/weights.html.

10. Концепция формирования индекса инновационного развития регионов России / Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. URL: http://www.fa.ru/institutes/efo/science/ Pages/index.aspx.

11. Лепский В.Е. Рефлексивно-активные среды инновационного развития. М.: Когито-Центр. 2010. 255 с.

12. Лурье Е.А. Территории инновационного развития: опыт регионов // Инновации. 2009. № 2. C. 31— 43.

13. Мальцева А.А., Чевычелов В.А. Мировые тенденции развития технопарковых структур: выборочный анализ // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2012. № 2. Т. 5. С. 29— 42.

14. Мамий Е.А., Тавадьян А.С. Практические аспекты анализа инновационной активности регионов ЮФО и СКФО // Научный журнал КубГАУ. 2012. № 82 (08). URL: http://ej.kubagro.ru/2012/08/ pdf/34.pdf.

15. Перский Ю.К., Завьялов А.Ю. О роли инновационной восприимчивости в управлении инновационной адаптацией региональной социально-экономической системы (на примере субъектов РФ) // Искусство управления. 2014. № 1.

16. Региональное инновационное обследование. URL: http://www.i-regions.org/upload/iblock/422/ 422f695ad91f790d811f3a03b609fe0d.pdf.

17. Российский инновационный индекс / под ред. Л.М. Гохберга / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». URL: http://www.hse.ru/news/hse_pubs/29271012.html.

18. Сорокина А.В. Построение индекса инновационного развития регионов России. М.: Дело; РАНХ и ГС. 2013. 230 с.

19. Терехин В.И., ДукановаИ.В. Оценка результативности управления муниципальными образованиями на основе постбюрократической модели государственного управления // Образование. Наука. Научные кадры. 2011. № 2. С. 90— 100.

20. The Innovation for Development Report 2010— 2011. URL: http://www.innovationfordevelop mentreport.org/ici.html.

Regional economics: theory and practice Region development strategy

ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)

METHODS OF EVALUATING THE CAPACITY OF THE REGION TO CREATE INNOVATION DEVELOPMENT TERRITORIES

Anna A. MAL'TSEVA

Abstract

The article deals with topical issues of innovation development territories with the use of social and hu-

manitarian design. The author offers a unique look at the formation of the system of quantitative and qualitative indicators to measure the capacity of the region to create

the borders of the territory of innovation development, which includes indicators of socio-economic and innovative potential of innovation receptivity of society and the effectiveness of the regional authorities and the project management team. As justification for the study, the author has conducted an analysis of modern approaches to the assessment of innovation areas, as well as the regulatory framework set out approaches that are used to assess bids when approving their public status. The author paid particular attention to the qualitative and quantitative composition of the techniques. The author identified the need for a substantial revision of the approaches to assessment of the potential of the regions to form innovation development territories. The study is based on a functional approach to social and humanitarian design of innovation development territories, based on the identification and subsequent construction of the territorial entities in accordance with the functions, each of which has a particular meaning and meaningful workload and must be identified by a system of indicators. A basic tool for identifying opportunities in the region is the standard ranking that reveals not absolute, but the comparative advantages of regions within the State. This approach greatly simplifies the adjustment methodology in view of changes in socioeconomic and innovation environment, what would be more difficult to do in the case of clearly established criteria and standards.

Keywords: territory, innovative development, system, indicators, technique, rating, region, growth pole, innovation potential, susceptibility, efficiency, regional authority, team, project, management, Science City, technology, development, special economic zone

References

1. Vladimirova O.N. Metodicheskie podkhody k formirovaniyu reitinga innovatsionnoi vospriim-chivosti regiona [Methodological approaches to formation of a rating of the innovation susceptibility of the region]. Available at: http://www.ini21. ru/upload/page_id_1110/INI_XXI-n4_opt1 .pdf. PP. 68— 72. (In Russ.)

2. Global'nyi indeks innovatsii [Global index of innovation]. Available at: http://gtmarket.ru/ratings/ global-innovation-index/info/. (In Russ.)

3. Gusev A.B. Formirovanie reitingov inno-vatsionnogo razvitiya regionov Rossii i vyrabotka rekomendatsii po stimulirovaniyu innovatsionnoi aktivnosti sub "ektov Rossiiskoi Federatsii [Formation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

of ratings of innovative development of the regions of Russia and the development of recommendations about stimulation of innovation activity of the subjects of the Russian Federation]. Available at: http://www. urban-planet.org/article_13.html. (In Russ.)

4. Dubinin A.S. Sushchnost' i metody otsenki innovatsionnoi aktivnosti regiona [The nature and methods of the assessment of innovation activity of the region]. Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta — Bulletin of Novgorod State University, 2011, no. 61. Available at: http://www.novsu.ru/vest-nik/vestnik/i.78099/?article=958336. (In Russ.)

5. Evropeiskoe innovatsionnoe obsle-dovanie [European innovation inspection]. Available at: http://www.i-regions.org/upload/iblock/422/ 422f695ad91f790d811f3a03b609fe0d.pdf. (In Russ.)

6. Ivanov V.V. Territorii innovatsionnogo razvitiya i naukogrady [The territories of innovative development and Science Cities]. Innovatsii v regione — Innovation in regions, 2002, no. 10.

7. Ivanov V.V., Koshkareva O.A. Innovatsionnoe razvitie territorii s nizkim nauchno-tekhnicheskim potentsialom [Innovative development of territories with low scientific and technical potential]. Innovatsii — Innovation, 2008, no. 9, pp. 56— 60.

8. Indeks global'noi konkurentosposobnosti [Index of global competitiveness]. Available at: http://gt-market.ru/ratings/global-competitiveness-index/info. (In Russ.)

9. Indikatory innovatsionnogo razvitiya regionov SShA [Indicators of the innovative development of the regions of the USA]. Available at: http://www.stat-samerica.org/innovation/innovation_index/weights. html. (In Russ.)

10. Kontseptsiya formirovaniya indeksa innovatsionnogo razvitiya regionov Rossii [The concept of formation of an innovative development index of the regions of Russia]. Available at: http://www.fa.ru/insti-tutes/efo/science/Pages/index.aspx. (In Russ.)

11. Lepskii V.E. Refleksivno-aktivnye sredy innovatsionnogo razvitiya [Reflexive and active environments of innovative development]. Moscow, Kogito-Tsentr Publ., 2010, 255 p.

12. Lur'e E.A. Territorii innovatsionnogo razvitiya: opyt regionov [The territories of innovative development: the experience of regions]. Innovatsii — Innovation, 2009, no. 2, pp. 31— 43.

13. Mal'tseva A.A., Chevychelov V.A. Mirovye tendentsii razvitiya tekhnoparkovykh struktur: vy-borochnyi analiz [World tendencies of the develop-

ment of techno-park structures: a selective analysis]. Problemnyi analiz i gosudarstvenno-upravlencheskoe proektirovanie—Problem analysis and State-administrative design, 2012, vol. 5, no. 2, pp. 29— 42.

14. Mamii E.A., Tavad'yan A.S. Prakticheskie as-pekty analiza innovatsionnoi aktivnosti regionov YuFO i SKFO [Practical aspects of the analysis of innovation activity of the regions of the Southern Federal District and North Caucasus Federal District]. Nauchnyi zhur-nal KubGAU — Scientific journal of KUBSAU, 2012, no 82. Available at: http://ej.kubagro.ru/2012/08/pdf/34. pdf. (In Russ.)

15. Perskii Yu.K., Zav'yalov A.Yu. O roli innovat-sionnoi vospriimchivosti v upravlenii innovatsionnoi adaptatsiei regional'noi sotsial'no-ekonomicheskoi sistemy (na primere sub"ektov RF) [The role of an innovation susceptibility in management of innovation adaptation of the regional social and economic system (the case study of the territorial subjects of the Russian Federation)]. Iskusstvo upravleniya — Management Art, 2014, no. 1.

16. Regional'noe innovatsionnoe obsle-dovanie [Regional innovation inspection]. Available at: http://www.i-regions.org/upload/iblock/ 422/422f695ad91f790d811f3a03b609fe0d.pdf. (In Russ.)

17. Rossiiskii innovatsionnyi indeks [The Russian innovation index]. Available at: http://www.hse. ru/news/hse_pubs/29271012.html. (In Russ.)

18. Sorokina A.V. Postroenie indeksa innovatsion-nogo razvitiya regionov Rossii [The creation of an innovative development index of the regions of Russia]. Moscow, Delo Publ., 2013, 230 p.

19. Terekhin V.I., Dukanova I.V. Otsenka rezul'tativnosti upravleniya munitsipal'nymi obra-zovaniyami na osnove postbyurokraticheskoi modeli gosudarstvennogo upravleniya [Evaluation of the productivity of management of municipalities on the basis of a post-bureaucratic model of public administration]. Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry — Education. Science. Scientific personnel, 2011, no. 2, pp. 90— 100.

20. The Innovation for Development Report 2010 — 2011. Available at: http://www.innovation-fordevelopmentreport.org/ici.html.

Anna A. MAL'TSEVA

Scientific and Methodical Center for Innovation Activity of Lurye Higher School, Tver State University, Tver, Russian Federation. [email protected]

Acknowledgements

The article is made in the framework of the Russian Ministry of Higher Education's State job to the Universities in the part of the research on the subject of "The indicating and risk-studying approach to the management of innovation development areas".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.