его в перспективе в более или менее жесткие решения различного типа, связанные с лицензированием, аккредитацией и всеми видами образовательной деятельности.
В заключение имеет смысл привести пример, может быть, неправильного определения сущности программы. Это информация о сетевой магистерской программе на сайте Томского университета, ее сущность представлена на рис. 4.
Рис. 4. Пример сетевой магистерской программы
В данном конкретном случае анонсируются преимущества этой программы, получение двух дипломов и так далее. С точки зрения приведенной классификации — это очень сложная конгломерация, и в этом смысле она не может считаться программой двух дипломов, не является совместной программой и не является программой с использованием ресурсов. Подобного рода терминологическая путаница существует во всей системе. Ничего плохого в этом нет. Почему? Это одна из причин, по которой Министерство образования и науки РФ не стремится жестко нормировать процесс, он должен быть «живым», должна быть реальная деятельность, однако в процессе этой деятельности хотелось бы выстраивать понятийные структуры более четко. И уже потом, на основе сложившейся наиболее успешной практики, развивать соответствующую нормативно-правовую базу.
В. П. Соломин
сетевые формы вузовского взаимодействия как путь реализации задач развития педагогического образования
В современном мире образование становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность и развитие институтов гражданского общества. Именно образование является важнейшим фак-
тором, оказывающим влияние на качество жизни [4]. Уровень образованности населения, развитость образовательной и научной инфраструктуры являются важнейшими условиями становления и развития общества знаний, создает потенциал устойчивого экономического развития страны. В этом контексте правомерно говорить об особой значимости педагогического образования в решении задач развития страны, общества, самого человека. В современных условиях значимость педагогического образования как самостоятельного вида профессионального образования должна только возрастать.
Именно поэтому сегодня проводятся масштабные международные исследования особенностей профессиональной деятельности учителя, разрабатываются требования, которым должен соответствовать учитель-профессионал, анализируются разнообразные варианты национальных систем поддержки престижа профессии, выявляются прогрессивные тенденции и проблемы системы непрерывного педагогического образования [4].
Внимание к проблемам педагогического образования со стороны Президента и Правительства Российской Федерации, Комитета по образованию Государственной думы, Министерства образования и науки РФ вызывает резонанс в профессиональном сообществе и стремление к поиску новых эффективных моделей подготовки педагогических кадров.
Важнейшими шагами в организации эффективных действий вузов по подготовке педагогических кадров стали системные мероприятия Министерства образования и науки в последние несколько лет по проработке концептуальных вопросов развития педагогического образования, поиска инновационных подходов и интегративных технологий сетевого взаимодействия.
Образовательные программы по педагогическому и психолого-педагогическому образованию реализуются сегодня не только педагогическими вузами, но и классическими, федеральными, гуманитарными и техническими университетами. Развитие образования привело к пониманию необходимости интеграции ресурсов различных образовательных организаций для достижения цели повышения качества подготовки педагогов нового поколения. И один из наиболее актуальных и перспективных путей совершенствования программ подготовки педагогов связан с реализацией сетевого взаимодействия. Вопросы развития сетевого взаимодействия и реализации образовательных программ в сетевой форме обсуждаются на всех уровнях законодательной и исполнительной власти. Поэтому представляется важным осмыслить продуктивный опыт сетевого взаимодействия, складывающийся в нашем профессиональном сообществе.
Герценовский университет идет по пути расширения межвузовского сотрудничества на протяжении последних 20 лет. Начав движение в этом направлении с эксперимента по переходу на уровневое образование ещё в начале 90-х годов, затем продолжив взаимодействие в рамках реализации инновационной образовательной программы в 2007-2008 годах и, наконец, придя к созданию в 2010 году сетевого объединения вузов «Педагогические кадры России». Создание сетевой инфраструктуры современного педагогического образования требует не только организационных и технологических изменений, но и смещения масштаба интересов с сугубо корпоративных к отраслевым, и более того, государственным интересам.
Можно с гордостью сказать, что созданный университетом сетевой консорциум «Педагогические кадры России» стал в нашей стране одним из крупных инновационных проектов, в который мы вложили продуктивную опережающую идею. И то, что несколько лет назад казалось перспективными задачами, сегодня стало реальной практикой. Поэтому в Герценовский университет обращаются с предложениями о сотрудничестве вузы, находящиеся на лидирующих позициях. За истекшие 4 года в сетевое
объединение вступили 47 вузов России. Только в 2014 году присоединились 17 вузов. Сотрудничество в рамках объединения позволило разработать и «запустить» новый формат программ подготовки педагогов — сетевые образовательные программы.
Исходя из международного опыта и для решения задачи повышения конкурентоспособности российского высшего образования, Министерством образования и науки Российской Федерации рассматривается вопрос о государственной поддержке развития сетевой формы реализации образовательных программ как программ, призванных укрепить сотрудничество между вузами, научными организациями и предприятиями наукоемких отраслей. Такие программы позволяют решить ряд важнейших задач повышения качества образования, в частности расширить доступ обучающихся к современным образовательным технологиям и средствам обучения, расширить возможности образовательного выбора, объединить интеллектуальные и технологические ресурсы.
Первые сетевые образовательные программы мы запустили в 2012 году. В настоящее время на базе Герценовского университета реализуются 13 сетевых образовательных программ, включая одну международную, осуществляемую совместно с Университетом Восточной Финляндии. Разрабатываются 6 новых программ, в том числе еще 2 международные, намеченные к реализации на основе сетевого взаимодействия с университетами из Польши и Словакии. Отметим, что на сегодняшний день самым западным нашим партнером является Университет Восточной Финляндии, а самым восточным — Сахалинский государственный университет. Эти программы позволяют решать ряд важнейших задач повышения качества образования. В частности, расширить доступ обучающихся к современным образовательным технологиям и средствам обучения, возможности образовательного выбора, объединить интеллектуальные и технологические ресурсы.
Все программы Герценовского университета можно условно классифицировать по двум категориям. Первая — программы, направленные на решение социальных проблем, которые либо еще не разрешены в обществе, либо стали в силу различных причин более острыми. К ним можно отнести «Безопасность на дорогах и транспорте», «Психологическое сопровождение служебной деятельности» и др. Вторая — программы, соответствующие новым перспективным отраслям и сферам в жизнедеятельности человека. Например, «Методика дистанционного обучения математике», «Региональный культурно-познавательный туризм», «Физика наноструктур и наноэлектроника» и др. В выборе программ учитывалась ситуация не только в Санкт-Петербурге, но и на региональных рынках труда и международном. Таким примером выступает образовательная программ «Раннее обучение иностранным языкам и межкультурная коммуникация», реализуемая Герценовским университетом совместно с Университетом Восточной Финляндии.
Хотелось бы отметить, что партнерами Герценовского университета в разработке и реализации сетевых образовательных программ являются эффективные по данным мониторинга Министерства образования и науки вузы, расположенные в разных уголках России:
— федеральные университеты — Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова и Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммо-сова;
— классические университеты — Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, Вологодский государственный университет, Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, Иркутский государствен-
ный университет, Курский государственный университет, Петрозаводский государственный университет, Сахалинский государственный университет;
— педагогические университеты — Новосибирский государственный педагогический университет, Омский государственный педагогический университет;
— исследовательские институты — Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, Всероссийский нефтяной научно-исследовательский геологоразведочный институт.
А также международные партнеры — Университет Восточной Финляндии (Финляндия, Йоэнсуу), Трнавский университет (Словакия, Трнава), Университет Яна Кохановского (Польша, Кельц).
Территориальное расположение вузов-сетевых партнеров, реализующих сетевые образовательные программы совместно с РГПУ им. А. И. Герцена
Сегодня уже можно говорить о первых позитивных эффектах реализации сетевых образовательных программ. Это, в первую очередь, востребованность вузами в регионах программ инновационных направлений подготовки педагогических кадров. Сетевые программы становятся все более востребованными студентами.
К примеру, в рамках приемной кампании 2014 года на сетевую программу «Государственно-общественное управление образованием» конкурс составил 3 человека на место. Всего по сетевым программам в нашем университете обучаются 165 человек, а в вузах-партнерах 96 человек.
По мнению преподавателей-разработчиков программ, их преимущества для студентов состоят в возможности получить образование в индивидуальном режиме, независимо от места проживания. Для развития образовательной системы эти преимущества заключаются в расширении пространства использования информационных и коммуникативных технологий. Для преподавательского корпуса преимущества проявляются в сотрудничестве, в обмене и обогащении практическим опытом, что, в конечном итоге, создает принципиально новое образовательное пространство. Также несомненный положительный результат — это развитие академической мобильности студентов и преподавателей в рамках академических дисциплин и научно-исследовательской практики.
Нельзя не сказать еще об одном важнейшем эффекте — обеспечении требований стандарта в отношении кадрового состава преподавателей в сетевых образовательных программах, когда за счет объединения интеллектуальных ресурсов вузов повышается доля докторов наук, работающих в этих программах, что чрезвычайно значимо для части региональных вузов. Отметим, что большинство руководителей сетевых программ доктора наук.
Таким образом, можно обозначить условия, необходимые для успешной реализации сетевых образовательных программ. На наш взгляд, к таким условиям можно отнести:
— высокий уровень профессиональной компетентности преподавателя высшей школы, ориентированного на различные форматы и контексты взаимодействия со студентами;
— содействие построению каждым студентом индивидуального образовательного маршрута, в котором большое место занимает практика взаимодействия с сетевыми партнерами, что позволяет ему включиться в решения актуальных проблем образования;
— наличие разработанной системы мониторинга образовательного процесса, ориентированного на фиксацию изменений в индивидуальном становлении профессионала;
— научное и научно-методическое сопровождение образовательного процесса (в том числе, посредством создания научно-методической и информационной базы данных);
— активизацию использования разнообразных ресурсов профессионально-образовательного сетевого консорциума.
Эти первые результаты свидетельствуют о продуктивности избранного пути, о необходимости развития складывающегося опыта и расширения географии сетевых образовательных программ.
Следует отметить, что начиная с 2001 года в России были спланированы серьезные проекты развития педагогического образования. Так, в 2001 году была принята Программа развития системы непрерывного педагогического образования в России на 20012010 годы, в 2003 году утвердили Программу модернизации педагогического образования. За время реформирования педагогического образования в нем произошли серьезные системные изменения, которые можно охарактеризовать следующим образом:
— изменился состав системы: расширился и обновился круг образовательных учреждений; появились ФГОСы; разработаны образовательные программы разных уровней и направленности; постоянно обновлялось управление;
— расширились внутренние связи, реализуемые через учреждения среднего и высшего педагогического образования; учреждения основного и дополнительного образования; науку и образование; науку, образование и УМО; образование и управление;
— обновились внешние связи: с высшей школой; с общим образованием; с социокультурной средой; с общественностью, властью.
Итак, эти программы выполнили свою историческую роль, проблемы и трудности их реализации сегодня стали препятствиями на пути развития качественного и эффективного образования в стране. В значительной степени они исходили из контекста требований начального этапа постсоветского развития и затрагивали локальную систему подготовки специалистов в педагогических вузах. Широкий процесс модернизации в стране поставил систему педагогического образования в качественно новые условия: изменились ожидания общества от системы образования, потребности рынка труда и инновационной экономики, сформировались новые требования к качеству образования и эффективности деятельности вузов. Меняется на наших глазах понятие педагогического образования. Оно становится существенно более широким, емким и сложным, охватывая сферу коммуникации «человек — человек». Требуют переосмысления место и роль педагога (например, соотношение его «предметных» и социализи-
рующих функций) и всех участников образовательного процесса (обучающихся, родителей и пр.) [3].
Современное состояние педагогического образования можно определить как «ищущее». Это обусловлено масштабными изменениями подготовки будущих педагогов, стиля работы преподавателей, поиском новых форматов взаимодействия вуза и школы, влиянием вузов на развитие системы образования регионов и т. п. Совершенно очевидна тенденция гуманизации педагогического образования, ориентация на подготовку специалистов, обладающих междисциплинарным научным знанием о развитии человека средствами образования, не боящегося инновационных преобразований, владеющего современными технологиями обучения и, что особенно важно, имеющего неподдельный интерес к педагогической профессии. Эта тенденция складывалась в последние десятилетия на основе осмысления мирового опыта, традиций российского учительства, активизации диалога ученых и практиков. Для любых преобразований, в которых ведущую роль играет человек, необходимо время. И это «время» система педагогического образования использует интенсивно для поиска новых, адекватных требованиям времени моделей подготовки педагогов. Объективная оценка положительных сдвигов не означает отрицание проблем.
Новые ориентиры расширения пространства и вариативности реализации образовательных программ подготовки педагогов нового поколения задает Концепция поддержки развития педагогического образования [1].
Решение поставленных задач может быть более успешным при условии объединения усилий вузов, реализующих программы подготовки педагогических кадров. Выделенные в Концепции три группы проблем определяют направления поиска новых форм сетевого сотрудничества вузов, создают пространство для расширения взаимодействия, определяют точки роста и развития.
Для решения проблем обеспечения входа в педагогическую профессию педагогов нового поколения необходима разработка и дальнейшее предложение Министерству образования и науки макетов нормативных документов для реализации сетевых образовательных программ для разных категорий обучающихся. Определённые шаги в этом направлении уже сделаны в рамках взаимодействия с партнерами по сетевому консорциуму «Педагогические кадры России». Но мы надеемся на дальнейшее сотрудничество с вузами-партнерами в данной области.
Вторая важная мера в этом блоке задач — разработка и реализация модели профессионального отбора абитуриентов применительно к педагогическим программам. Университет всегда уделял особое внимание работе с талантливой молодежью. Эта деятельность сегодня как никогда созвучна государственным приоритетам и тенденциям развития российского образования. Для нас — это вопрос первостепенной важности, он напрямую связан с качеством приема. Важным инструментом выявления талантливой молодежи и обеспечения качества приема на основные образовательные программы выступают интеллектуальные соревнования школьников. Здесь неоценим опыт университетских образовательных округов, опыт выпусков педагогических классов в общеобразовательных школах и гимназиях, который есть практически во всех регионах нашей страны. Это системная и кропотливая работа. Но ведь мы хотим видеть среди своих студентов талантливых и пытливых молодых людей, стремящихся к инновациям. Выявить таких ребят может помочь сетевая профессиональная педагогическая олимпиада старшеклассников. Опыт проведения такой олимпиады в партнёрстве с разными регионами складывается в Герценовском университете уже в течение трех лет.
Для решения проблем, связанных с необходимостью повышения качества подготовки, может быть предложен ряд мер, которые дадут эффект именно в условиях консолидации усилий, интеграции ресурсов вузов.
Так, в современных условиях усиления внимания к учебно-методическому обеспечению образовательного процесса необходимо расширение пространства экспертизы. Наряду с грифованием учебников и учебных пособий целесообразна экспертиза содержания разрабатываемых сетевых образовательных программ. Решать такие задачи может только экспертное сообщество, так называемый пул экспертов, создаваемый в рамках нашего сетевого объединения.
Важнейшей задачей становится расширение форматов взаимодействия студентов путем интеграции исследовательских ресурсов, что может позволить привлечь в сферу образования и науки наиболее талантливую молодежь. Для сферы образования это чрезвычайно актуально.
Как известно, качество образовательных результатов студентов зависит от качества преподавательских кадров. Поэтому сегодня актуально проведение повышения квалификации профессорско-преподавательского состава в дистанционном формате. Это, с одной стороны, поможет расширить сферу сотрудничества между вузами, так как программы повышения квалификации могут быть предложены всеми партнерами, а с другой — позволит самим преподавателям освоить технологии дистанционного обучения и затем с большим успехом применять их при реализации сетевых образовательных программ.
Сетевое объединение позволяет также решить задачу создания сети образовательных организаций дошкольного, школьного и среднего профессионального образования — партнеров, принимающих участие в реализации образовательных программ. Необходим системный подход к идее интеграции, нужны новые решения и более эффективные и тесные отношения. Не только студент, но и каждый вузовский преподаватель должен бывать в школе и иметь о ней и учениках свое представление, а школьный учитель и учащиеся должны включаться в университетское пространство не только в дни открытых дверей. Как показала разработка крупномасштабного проекта по созданию образовательных программ прикладного бакалавриата и прикладной магистратуры, запущенного Министерством образования и науки в начале 2014 года, именно сетевое взаимодействие является необходимым условием обеспечения практикоориентирован-ности этих программ.
Кроме того, сетевое объединение может выступить мощной силой, обеспечивающей профессиональное сопровождение программ воспитательной работы со студентами путем разработки и реализации сетевых крупномасштабных проектов, ориентированных на развитие ценностного отношения студентов к педагогической профессии. Например, в этом учебном году таким проектом может быть изучение опыта работы учителей и преподавателей вузов разных регионов в годы Великой Отечественной войны.
И наконец, третья группа проблем, касающихся сохранения педагогов в профессии, может быть решена путем создания условий для проявления молодыми педагогами своих творческих профессиональных способностей. Молодые педагоги должны быть уверены, что учитель — это самая творческая и перспективная профессия. Мы уже начали в содружестве с рядом региональных вузов проведение Герценовской педагогической олимпиады для молодых учителей в сетевом формате. Эта практика может и должна быть расширена. Ведь востребованность такого взаимодействия у молодых педагогов чрезвычайно велика. Более 600 человек приняли участие в заочном туре олимпиады в этом году. Единственным препятствием стало большое расстояние до
Санкт-Петербурга, но многие смогли приехать на заключительные региональные площадки олимпиады и принять в ней участие.
И еще одно направление в этой группе задач заслуживает своего внимания — разработка и апробация модели педагогической интернатуры. Именно согласованные позиций вузов разных регионов могут стать реальной силой для продвижения лучших практик в этой области на федеральный уровень с последующим их распространением.
В условиях всё новых «вызовов времени», появления непредсказуемых и нестандартных ситуаций нам как никогда ранее необходимо понимание контекста нашей деятельности, требований времени и нашего места в процессах изменений, понимания и нового обоснования профессионального педагогического образования в современном мире. Подлинная модернизация педагогического образования состоит в том, чтобы освоить эффективные инновационные механизмы развития образовательных систем различных уровней, развития человека и общества средствами образования в условиях постоянно меняющейся среды, социальных ожиданий и сфер занятости. Мы должны быстро и точно реагировать на зарождающиеся тенденции, реалистически прогнозировать наше развитие в перспективе мощных процессов изменений. Очевидно, что это уже другая степень ответственности университета и каждого из нас за результаты нашей деятельности, и это уже новый уровень компетенций всех участников.
Сегодня в университете складывается целостная инновационная система педагогического образования, которая связана с разработкой сетевых технологий и развитием сетевого взаимодействия в сфере педагогического образования. Основными элементами этой системы являются: модель построения нового содержания; модель новой организации образовательного процесса; модель инновационного включения работодателей в процесс подготовки учителя; модель интеграции науки и образования; модель интернационализации образования; модель повышения квалификации [2].
Именно сетевое объединение позволяет педагогическим вузам гибко реагировать на вызовы времени и решать задачи реализации государственной образовательной политики в Российской Федерации, что в конечном итоге позволяет повышать конкурентоспособность вузов, реализующих программы качественной подготовки педагогических кадров.
Развитие кадрового потенциала системы образования — это сфера общей ответственности и заботы всех заинтересованных сторон. Только в консолидации наших усилий заложен успех в решении этой проблемы.
Литература
1. Концепция поддержки развития педагогического образования. Проект // Портал сопровождения проектов модернизации педагогического образования. Доступ: http://xn--80aaacgdafieaexjhz1dhebdg0bs2m. xn--p1ai/news/show/9
2. Соломин В. П. Модели инновационных преобразований системы педагогического университетского образования // Человек и образование. 2012. № 1. С. 19-22.
3. Соломин В. П., Гончаров С. А. Педагогические кадры: новый образ, новое образование // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. № 1. С. 3-11.
4. Тряпицына А. П. Современные тенденции развития качества педагогического образования // Человек и образование. 2012. № 3. С. 116-126.