педагогических кадров [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu. ru. 2014. № 1. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/2/Margolis.phtml
3. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос». 2006. 5 мая. http://www.eidos.ru/journal/ 2006/0505. htm.
4. Зарин А., Ильина С. Ю. Взаимодействие вуза с работодателями как условие качества разработки и реализации программ подготовки учителя [Текст] // Особый ребенок в поликультурном обществе: Материалы XXI Международной конференции «Ребенок в современном мире. Детство и массовая культура». СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. С. 20-23.
Н. О. Верещагина
опыт и проблемы разработки и реализации магистерских образовательных программ
в сетевой форме
Модернизация системы педагогического образования, происходящая сегодня, способствует перестройке деятельности образовательных учреждений, которые ищут новые формы сетевого взаимодействия, механизмы организации системного партнерства и взаимовыгодного сотрудничества, направленные на достижение социального и экономического благосостояния, конкурентоспособности на рынке труда.
Сетевые образовательные программы — одна из форм сетевого взаимодействия. РГПУ им. А. И. Герцена обладает большим опытом в этой сфере.
Так, в 2007-2009 годах в рамках реализации инновационной образовательной программы «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере» в сетевом взаимодействии были разработаны 38 уникальных учебных модулей, встроенных в образовательные программы магистратуры, для сопровождения которых было подготовлено более 150 научно-методических и учебно-методических пособий.
Задача, поставленная Герценовским университетом еще в 2011 году при разработке Программы стратегического развития, оказалась созвучной идеям, заложенным в Федеральном законе № 273 «Об образовании в Российской Федерации»: «Сетевые формы реализации образовательных программ применяются в целях повышения качества образования, расширения доступа обучающихся к современным образовательным технологиям и средствам обучения, предоставления обучающимся возможности выбора различных профилей подготовки и специализаций, углубленного изучения учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, более эффективного использования имеющихся образовательных ресурсов».
Вступление в силу нового закона об образовании совпало с первым годом апробации 8 сетевых магистерских программ, которые были разработаны в 2012 году, и одной программы, процессы разработки и реализации которой являлись параллельными процессами («050100.68 — Педагогическое образование», магистерская программа «Государственно-общественное управление образованием»).
Кроме того, в 2013 году впервые на уровне открытого публичного конкурса КЦП по программам высшего образования 2014 года вузам была предоставлена возможность заявить свои предложения по контрольным цифрам приема граждан по программам магистратуры, в том числе с использованием сетевой формы.
РГПУ им. А. И. Герцена была выбрана правильная стратегия: сегодня вуз находится на втором этапе реализации магистерских образовательных программ в сетевой форме. В 2012 году был осуществлен первый набор на такие программы. В 2014 году 13 образовательных программ реализовались и 6 находились в стадии разработки.
Каждая из этих программ уникальна, поскольку в их разработку включаются не только специалисты вуза-инициатора, но и вуз-партнер, работодатели. Тесный межкафедральный и межфакультетский контакт внутри Герценовского университета, связь с вузом-партнером в процессе разработки магистерских программ несет в себе потенциал нового качества образования и новых форм образовательных программ.
Анализ сложившейся ситуации показал необходимость перестройки взаимоотношений, причем не только с партнером, но и разработчиками; создания условий для сетевого сотрудничества (организация совместной деятельности участников сети в управлении, распределении ресурсов для осуществления деятельности); проявления собственной инициативы; участия в создании общей системы профессиональных ценностей, формировании общих критериев эффективности деятельности; предоставления информации о своей деятельности другим участникам сетевого взаимодействия; создания собственных каналов информации или возможность стать частью других информационных каналов.
Необходимо учитывать важность востребованности сетевых образовательных программ не только потенциальными абитуриентами, но и работодателями, ориентированными на привлечение выпускников. Это свидетельствует, что в содержании каждой из программ должна отражаться профессиональная специфика.
Так, все программы Герценовского университета можно условно классифицировать на две категории. Первая — программы, направленные на решение социальных проблем, которые либо еще не разрешены в обществе, либо в силу различных причин стоят более остро. К ним можно отнести «Безопасность на дорогах и транспорте», «Психологическое сопровождение служебной деятельности» и др. Вторая — программы, соответствующие новым перспективным отраслям и сферам в жизнедеятельности человека. Например, «Методика дистанционного обучения математике», «Региональный культурно-познавательный туризм», «Физика наноструктур и наноэлектроника» и др. В выборе программ учитывалась ситуация не только в Санкт-Петербурге, но и на региональных рынках труда и международном. Здесь в качестве примера укажем программу «Раннее обучение иностранным языкам и межкультурная коммуникация».
Разработка сетевых магистерских образовательных программ ведется не только в рамках направления «Педагогическое образование», но в рамках таких направлений подготовки, как «Юриспруденция», «Менеджмент», «Экономика». Пока на них обучается не так много студентов, однако первые результаты покажут, насколько эти программы будут востребованы в дальнейшем.
Доказательством востребованности сетевых программ служит и достаточно высокий конкурс на разработанные сетевые магистерские программы во время приемной кампании 2014 года.
Сегодня круг вузов-партнеров достаточно большой — 14 российских вузов-партнеров. Все вузы являются эффективными и успешно прошли мониторинг, проводимый Министерством образования и науки Российской Федерации.
В 2013 году Герценовский университет осуществил набор 72 человек, 2014 — 93. При этом в 2013 году в вузы-партнеры поступили 36 студентов, а в 2014 — 60, однако это не высокий показатель.
Обязательным условием апробации сетевых магистерских программ является не только обоюдное согласие между вузами, не только разработанные учебные модули, но наличие контингента обучающихся у вуза-партнера. Невозможно реализовывать сетевую программу в одностороннем порядке.
Продвижение на образовательный рынок новых сетевых образовательных программ требует определенного информационного сопровождения. Абитуриент, не имея полной информации о специфики программы, возможности овладеть важными для его дальнейшей профессиональной карьеры компетенциями, не может решить следует ему поступать на сетевую программу, или нет, не может осознанно сделать свой выбор. В связи с этим в Правила приема необходимо включать описание особенностей подготовки, дополнительные вступительные испытания и т. д.
В этом процессе также принимают участие и зарубежные вузы: Университет Восточной Финляндии, Трнавский университет (Словакия), Университет Яна Кохановского (Польша). Высокая заинтересованность в реализации сетевых программ зарубежных партнеров объясняется их привлекательностью у иностранных студентов. Стоит отметить, что это одно из перспективных направлений развития вузов.
Необходимость совершенствования нормативно-правовой базы, регламентирующей реализацию образовательных программ в сетевой форме, подчеркивается как руководителями образовательных учреждений, так и преподавателями, принимающими участие в их реализации. Многие из вопросов сегодня необходимо решить на локальном уровне.
Какими наработками может поделиться Герценовский университет? Это Положение о сетевой образовательной программе; формы договоров о сетевом сотрудничестве, о реализации сетевой образовательной программы и др.; формы приказов и распоряжений; учебные планы; учебно-методические комплексы. Но проблема заключается в том, что в каждом вузе существуют свои нормативные документы и нет единого, консолидированного мнения, касающего их содержания. Возглавить разработку такого рода нормативной документации должен Координационный совет сетевого объединения высших учебных заведений «Педагогические кадры России».
Работа, которая сегодня ведется в РГПУ в пределах это проблемы, позволит продолжить совершенствование локальной нормативной базы, в частности, осуществить разработку Положения о реализации образовательных программ в сетевой форме, формы согласованного документа об освоении части учебных дисциплин, освоенной в рамках сетевой образовательной программы, формы приказов о направлении на практику, форм, которые регламентируют академическую мобильность студентов и преподавателей и др.
Естественно, создание такого банка нормативных локальных актов может быть достигнуто только путем объединения усилий, а их размещение должно быть осуществлено в виртуальном пространстве.
Другое важное направление деятельности вузов — совершенствование содержания и форм технологий сетевого взаимодействия в рамках реализации образовательных программ.
Сегодня Герценовский университет реализует три из четырех уровней взаимодействия (1 уровень — обмен информацией; 2 уровень — обмен учебными модулями, практика, научно-исследовательские проекты; 3 уровень — выбор вариативных модулей; 4 уровень — обязательное обучение течение семестра в вузе-партнере).
На первом уровне (уровне ресурсного обмена) происходит знакомство с вузом-партнером, с его ресурсами (кадровыми, материально-техническими, информационными) с позиции их использования при реализации совместно реализуемой программы.
На втором уровне осуществляется сетевая разработка и использование отдельных элементов образовательной программы (учебные модули, научно-исследовательские проекты в рамках НИРС, практика). Это позволит сформировать в вузах центры превосходства в отдельных областях, даст возможность обеспечить обучение у «лучших» преподавателей; решить проблемы кадрового обеспечения; создать условия для получения обучающимися уникальных исследовательских и профессиональных компетенций.
Третий уровень, характеризующийся использованием вариативных модулей вуза (обучающиеся осуществляют выбор модулей из соответствующих перечней сетевых вариативных модулей), обеспечивает расширение возможностей построения индивидуальных траекторий.
К четвертому уровню можно отнести обучение студентов в течение семестра на базе конкретного вуза.
Данные уровни сетевого взаимодействия поддерживаются моделями и формами взаимодействия, а также определенными условиями.
Особое внимание стоит обратить на две модели. Это модель 1, в рамках которой обучение по базовым модулям осуществляется вузом самостоятельно, а формирование индивидуальной траектории обучения реализуется путем выбора вариативных модулей вузов-участников сети. Для этого согласование сетевых учебных планов необходимо проводить в рамках базовой части, трудоемкости и компетенций сетевых вариативных модулей.
Модель 2, для реализации которой необходима 100% согласованность учебных планов, предполагает, что обучение по базовым модулям осуществляется вузом самостоятельно, а согласованные сетевые вариативные модули в вузах-партнерах.
Каждое действие вузов определяется дополнительными соглашениями, договорами о направлении на практику или другими документами, которые подтверждают прохождение того или иного этапа реализации сетевой образовательной программы.
Так, наиболее подготовленной для реализации на 4 уровне (модель 2) является магистерская программа «Раннее обучение иностранным языкам и межкультурная коммуникация» (руководитель В. А. Погосян).
Одним из условий реализации сетевых магистерских программ выступает развитие современных дистанционных технологий, которые обогащают образовательный процесс возможностью удаленного взаимодействия с коллегами и студентами, обеспечивая высокий уровень коммуникации всех участников процесса без учета географических границ. И одновременно с этим определяет специфику построения сетевой магистерской программы.
Так, подготовке к реализации совместной программы с Финляндией «Раннее обучение иностранным языкам и межкультурная коммуникация» способствовала экспериментальная апробация с 2010 года одного из модулей будущей программы магистерской подготовки — «Раннее обучение иностранным языкам» на основе использования платформы дистанционного обучения МооШе. В рамках этой апробации преподаватели и студенты осваивали новые способы учебного взаимодействия, проводилось изучение особенностей этого взаимодействия, отрабатывались его модели и механизмы, которые легли в основу реализации основной образовательной программы. Примечательно, что обсуждение апробации форм образовательного взаимодействия всегда велось с участием студентов обеих стран.
Другим условием является организация методического сопровождения профессорско-преподавательского состава. В 2014 году в Герценовском университете для реализации программ было привлечено 35% докторов наук и 60% кандидатов наук. Показатели
достаточно высокие. И несмотря на это, только в текущем году проведены 4 обучающих семинара для преподавателей, две программы повышения квалификации, которые раскрыли новое содержание, технологии обучения, методики оценки сформированных компетенций.
На что необходимо обратить внимание при проектировании сетевых образовательных программ? Во-первых, разработать программу развития академической мобильности студентов, так как сегодня существуют ее разрозненные элементы. Во-вторых, описать процедуры включения профессорско-преподавательского состава в реализацию сетевых образовательных программ.
Особое внимание следует обратить на необходимость разработки критериев оценки таких программ и проведения их экспертизы. Сегодня существует государственная аккредитация, в ближайшее время будет вводиться профессионально-общественная аккредитация. Но какие требования выдвигают к этим программам члены сетевого объединения «Педагогические кадры России»? Необходимо сформулировать свои критерии к сетевым образовательным программам, которые бы не пересекались с требованиями, которые сегодня предъявляют при госаккредитации или профессионально-общественной экспертизе.
Решение обозначенных задач возможно при условии преодоления автономности и закрытости образовательных учреждений, установления сетевого взаимодействия не на словах, а на деле. Организация и проведение на базах вузов-партнеров рабочих встреч позволит осуществить обмен лучшими образовательными практиками. Сегодня необходимо продемонстрировать наиболее эффективные, востребованные сетевые образовательные программы, поделиться не только опытом разработки, но и результатами их реализации.
Литература
1. Верещагина Н. О. Сетевое взаимодействие Герценовского университета: от разработки к реализации / Н. О. Верещагина, О. В. Харитонова // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. № 4. С. 13-22.
2. Соломин В. Векторы модернизации педагогического образования: в преддверии институциональных изменений / В. Соломин // Образование: цели и перспективы. 2014. № 35. С. 5-15.
А. В. Долматов
итоги всероссийского совещания «реализация образовательных программ высшего образования в сетевой форме: интегративные технологии», проблемы и перспективы сетевого взаимодействия
21 ноября 2014 года в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена состоялось Всероссийское совещание «Реализация образовательных программ высшего образования в сетевой форме: интегративные технологии» [1; 2].
В работе совещания приняли участие руководители и представители 55 вузов, реализующих подготовку педагогов, вузов-участников проектов по разработке и апробации модулей практикоориентированных образовательных программ, в том числе 22 вуза,