надо будет отработать инструментарий оценки студенческих работ и критерии зачёта освоенной дисциплины (модуля). Однако, на наш взгляд, данные усилия вполне оправданы с позиции обеспечения соответствия качества подготовки студентов установленным требованиям профессионального стандарта.
В свою очередь, с точки зрения развития сетевого взаимодействия, мы имеем дело с новой его функцией — не только распределение или консолидация имеющихся образовательных ресурсов, но и такое объединение ресурсов, которое даёт возможность построения нового содержания образования, возникающего только в условиях особого взаимодействия участников сети, и не может возникнуть у каждого участника сети отдельно при отсутствии такого взаимодействия.
Таким образом, представляется, что в рамках формирования проектных компетенций студентов по направлению «Педагогическое образование» сетевая форма является не просто одной из новых возможностей, опцией по реализации образовательных программ, но и необходимым принципиально новым инструментом эффективного и качественного построения образовательной деятельности.
ЛиТЕРАТУРА
1. Кибардин М. М., Анголенко Е. Н., Богомолова Т. М. Сетевое взаимодействие в образовании. Официальный сайт Удмуртского государственного университета [Электронный ресурс]. — URL: http://udsu. ru/official/networking_education
2. Лобок А. М. Узлы культуры и педагогики. Сеть образовательных взаимодействий, ее реальные возможности и перспективы // Первое сентября. 2002. № 6.
3. Медведев И. Б., Скрипченко В. И. Проблемы формирования сетевого взаимодействия образовательных учреждений // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 13. С. 239-242.
4. Остапенко А. Как скоординировать воспитательные ресурсы // Народное образование. 2009. № 2. C. 187-189
5. Реморенко И. М. Разное управление для разного образования. Агентство образовательного сотрудничества. 2005.
6. Савзиханова С. Э. Горизонтальная интеграция вузов на ресурсном уровне путем сетевого взаимодействия // Креативная экономика. 2011. № 3 (51). C. 92-96.
7. Сетевое взаимодействие — ключевой фактор генерации инновационной среды образования, науки и бизнеса. Официальный сайт Томского государственного университета [Электронный ресурс]. — URL: http://univer.ntf.ru/DswMedia/keystgu.pdf
8. Стратегия развития сетевого взаимодействия образовательных учреждений: новое качество образования: Материалы межрайонной научно-практической конференции: п. Ракитное. 2010.
9. Цирульников А. М. Сетевое образование: контуры новой парадигмы // Первое сентября. 2002. № 2.
С. А. Гончаров
СТРАТЕГИИ И ФОРМЫ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОВРЕМЕННЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ
Конец ХХ и наиболее отчетливо начало XXI века выявили несоответствие радикально изменившейся жизненной среде, разомкнутому в мировое пространство обществу, актуальным проблемам и потребностям современности имеющейся системы образова-
ния, образовательных технологий и программ, стандартов, их классификации и перечня, содержательного наполнения, спектра формируемых ими компетенций, качественного состава участников образования. Изменившуюся за последние 15-20 лет социокультурную и экономическую парадигму в настоящее время все еще обслуживает образовательная система, ориентированная на общество другого типа, в том виде, как она сложилась в прошлом веке. Трансформации общества в период перехода от индустриального к постиндустриальному обществу привели к системному кризису высшего образования, который проявляется, в первую очередь, в разрыве между потребностями рынка труда и получаемыми в высшей школе квалификациями, в падении престижа преподавательского труда, в размывании функций образовательных институтов [1; 2]. Одним из перспективных путей развития высшего образования в новых условиях становится движение к «когнитивному обществу», обеспечение человеческого потенциала инновационной экономики. Такой сценарий развития высшей школы выражается в снижении роли образовательной бюрократии, в формировании сетевых сообществ, выполняющих лидерские функции в системе образования, метауниверситетских профессиональных объединений, которые станут центрами технологического и регионального развития, позволят объединить образование, бизнес-структуры и общество, обеспечат создание инновационных научно-практических решений актуальных проблем современности.
При выстраивании образовательной политики на различных ее уровнях необходимо учитывать основные тренды сферы образования, к которым можно отнести следующие. Во-первых, парадигма эпохи Просвещения, предполагавшая формирование «Человека знающего», оказывается несостоятельной в современном мире. Целевым ориентиром высшего образования сегодня должно стать формирование «Человека креативного», способного порождать новое знание, создавать эффективные технологии решения актуальных профессиональных задач. Это человек, который обладает возможностями построения различных сценариев своего карьерного пути, человек, способный достраивать по принципу «апгрейда» необходимый набор компетенций для освоения новых видов деятельности, профессиональных ролей и статусов.
Во-вторых, сегодня претерпевает существенные изменения сам институт профессий, в том числе и в сфере образования. Появляются новые функционалы, которые структурируются как новые типы занятости, такие, к примеру, как игротехник, модератор, тьютор и т. п. В то же время, образовательные стандарты зачастую не успевают за динамичной, складывающейся в настоящее время системой образовательных и воспитательных функций. В связи с этим становятся все более популярными модульно-компетентностные образовательные технологии.
В-третьих, сегодня усиливается конкуренция между различными университетами, и, более того, создается особый конкурирующий с академическим образованием институт образовательных ресурсов, выступающий не только в роли источника новой информации, но и способа формирования компетенций. Существующие в настоящее время мощные on-line платформы, такие, как coursera. org, universarium. org, по мнению экспертов, будут менять соотношение «универсального» и «неформального» образования, повышать значимость электронных и дистанционных систем обучения. Уже сегодня ведется речь об «образовательном паспорте» студента, представляющим электронное портфолио академических достижений и уровня сформированности различных профессиональных и ме-тапрофессиональных компетенций. Такой паспорт станет интегратором результатов, достигнутых человеком в ходе реализации его уникальных образовательных маршрутов.
Каким в этом контексте представляется возможный путь для развития университетов, в том числе педагогических? Это путь существенного повышения качества основных
образовательных программ, которые должны иметь гибкую основу, подвергаться изменениям в соответствии с образовательными потребностями и требованиями рынка труда, включая самих обучающимися, как в университетском образовании, так и в пространстве электронного обучения. Это путь к реальному совершенствованию подготовки специалистов посредством реализации сетевого сотрудничества. Сегодня ни один университет по отдельности, в «автономном режиме», не сможет адекватно ответить на вызовы времени. Развитие сетевых технологий и форм, с одной стороны, дает возможность широкого доступа к образованию, с другой стороны — позволяет максимально использовать распределенные ресурсы (человеческие, материальные, управленческие и т. п.) для достижения современного уровня образования. Кроме того, образовательная организация, вступающая в сетевые отношения, ориентируясь на высокие стандарты, становится тем самым на путь инновационного развития, задействует мощные механизмы повышения квалификации всех участников образовательного процесса.
То есть преобразования социокультурной реальности на рубеже ХХ-ХХ1 веков становятся основой трансформации подготовки педагогических кадров. Сегодня происходят кардинальные изменения государственной политики в области образования. Базовая цель развития и модернизации российского образования в актуальный период связана, прежде всего, с достижением оптимального сочетания доступности и высокого качества, соответствующего актуальным и перспективным потребностям личности, государства и общества.
Сегодня активно формируется мотивированное и обоснованное видение места и роли «нового образования» в новой социально-экономической парадигме, суть которой определяет стратегия развития России до 2020 года, основанная на «выборе в пользу инновационного пути развития» [3]. Происходящие трансформации направлены, прежде всего, на изменение самой образовательной системы и повышение качества подготовки кадров для отрасли образования. Основные идеи модернизации образования в России включают в себя разработку и внедрение инноваций, обеспечивающих функционирование и развитие системы непрерывного образования нового общества; поддержку педагогических исследований, ориентированных на ее методологическое, методическое, технологическое и кадровое обеспечение; создание условий для системной трансформации всех уровней отечественной системы образования, повышение ее конкурентоспособности на европейском и мировом рынках образовательных услуг, определяющих педагогически целесообразные способы реализации концепции развития человеческого капитала и построения высокоэффективных систем подготовки специалистов, удовлетворяющих потребностям инновационной экономики знаний [4]. Сегодня необходимо достижение мирового лидерства системы российского образования в соответствии с потребностями информационного общества и инновационной экономики; укрепление международного авторитета и конкурентоспособности российской школы, образовательного менеджмента и экономики образования, управления качеством образования [5; 6].
/-\ и и и и
Одной из ключевых задач современной образовательной политики в российском обществе выступает создание системы подготовки педагогов нового поколения, востребованных обществом и способных адекватно отвечать вызовам времени, решать комплексные профессиональные задачи в контексте проблем инновационного развития российского общества. В связи с этим в настоящее время актуализируется потребность в создании сетевых объединений образовательных учреждений, способных соответствовать требованиям нового качества педагогического образования, таких, как открытость, доступность, непрерывность, практикоориентированность, новая конфигурация компе-
тенций, разработка новых образовательных технологий, обеспечивающих высокий уровень подготовки специалистов [7].
Именно сетевые объединения ведущих вузов могут реализовать ключевые функции высшего образования в обществе знаний: подготовка квалифицированных кадров для базовых отраслей знаниевой экономики, проведение фундаментальных научных исследований, создание новых подходов и решений, разработка технологических, социальных и гуманитарных инноваций, новых социальных и инженерных практик, осуществление поиска, «сборки» и трансферта знаний в интересах российских и зарубежных партнеров, формирование ключевых управленческих, коммуникативных, исследовательских проектных компетенций обучающихся, создание многомерной системы коммуникаций, характерной для общества знаний, для обсуждения базовых вопросов развития общества с участием экспертов — представителей науки, власти и бизнеса, создание условий для адаптации и социализации человека в современном мире [8]. Ключевые направления развития сетевых форм взаимодействия в современном образовании отражены в ряде ключевых документов: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 15. Сетевая форма реализации образовательных программ); Профессиональный стандарт педагога; Проект модернизации педагогического образования. Профессиональный стандарт педагога задает новую парадигму требований к деятельности и компетенций специалиста, и на сегодняшний день подготовить такого специалиста в рамках отдельного образовательного учреждения очень сложно. Это обусловливает потребность педагогических вузов в развитии сетевых форм сотрудничества.
Сетевые технологии — это, прежде всего, консолидация усилий в целях достижения нового уровня качества, порождения совместного принципиального нового продукта. Высокое качество обеспечивается тем, что участники несут взаимную ответственность по совместной реализации созданного продукта, который не могут создать отдельные вузы.
Так, развитие сетевых технологий в системе образования имеет два вектора. Первый вектор ориентирован на создание продуктов нового высокого качества, второй — предписывает вузам быть открытыми и прозрачными для обеспечения абитуриентам доступа к образованию, образовательным программам, вариативного получения образования.
В то же время практическая реализация сетевого взаимодействия педагогических вузов связана с целым рядом проблем, требующих разработки эффективных стратегий их решения.
Прежде всего, это недостаточность нормативно-правового и методического обеспечения реализации сетевых форм сотрудничества университетов. Не менее важной проблемой выступает ограниченность и дисбаланс материальных и кадровых ресурсов для решения амбициозных задач развития педагогического образования. Осложняет реализацию сетевых технологий компетентностная неоднородность субъектов образования: профессорско-преподавательского состава, административно-управленческого персонала, учебно-вспомогательного персонала, контингента обучающихся. Неразвитость межвузовского и внутривузовского менеджмента, отсутствие нормативной базы, логистики и технологий сетевого взаимодействия также становится проблемой, серьезно затрудняющей работу сетевых объединений вузов.
Другая группа проблем связана с вопросами эффективности и целесообразности расходования ресурсов на реализацию сетевых программ. Очевидно, что успешно функционирующая сетевая программа предлагает получение результатов, по уровню значимости и ценности превосходящих условную стоимость временных, материально-
технических и энергетических затрат на ее поддержку. В то же время любые формы реализации сетевых образовательных программ требуют больших ресурсов: и материальных, и финансовых, и интеллектуальных.
Однако, несмотря на наличие вышеуказанных проблем, создание сетевых объединений педагогических вузов имеет высокую значимость для дальнейшего развития современной системы российского образования. Они необходимы для осуществления эффективной деятельности по подготовке педагогических кадров высокого уровня на основе взаимовыгодных и взаиморазвивающихся отношений, организации взаимодействия с внешней средой, а также представления и защиты общих интересов в различных кругах.
Перспективность таких объединений показывает опыт сетевого сотрудничества вузов, инициатором которого стал Герценовский университет [9; 10]. С 2010 года в РГПУ им. А. И. Герцена ведется работа по созданию сетевого консорциума педагогических вузов. Первый этап, с 2010 по 2014 годы, включал в себя разработку научно-методических оснований его деятельности. Результатом первого этапа стало решение следующих задач:
• Разработка концепции консорциума.
• Разработка нормативно-правовой базы функционирования Консорциума и регламентов отношений в реализации программ.
• Проведение организационных мероприятий по оформлению статуса сетевого консорциума и организация первого этапа взаимодействия.
• Согласование зон ответственности и менеджмента консорциума.
• Начало реализации совместных образовательных программ.
• Внутренний аудит ресурсного потенциала членов консорциума для достижения целей деятельности и составление ресурсной матрицы.
• Разработка единой образовательной стратегии участников сетевого консорциума в контексте региональной специфики.
• Разработка общего плана-графика мероприятия/проектов сетевого консорциума в ближайшей и среднесрочной перспективе по направлениям деятельности (образовательная, научная и др.).
• Разработка новых технологий образовательного процесса и научной деятельности в условиях сетевого взаимодействия.
• Технологическая стандартизация образовательного процесса в условиях сетевого взаимодействия (курсов, модулей, программ).
На первом этапе были определены основные принципы организации и направления работы, разработана структурно-функциональная модель деятельности сетевого консорциума, организовано объединение педагогических вузов «Педагогические кадры России», разработан пакет документов, регламентирующих его работу.
Деятельность консорциума базируется на следующих принципах:
— добровольность участия;
— корпоративность и взаимоответственность;
— взаимовыгодность;
— открытость;
— объединяющая цель;
— объединенные элитные ресурсы;
— общие продукты (совместно созданные и реализуемые);
— координирующий центр и современный менеджмент;
— множественность уровней сетевого взаимодействия (образовательная, научная, издательская, экспертная деятельность и др.);
— экономическая целесообразность и эффективность;
— измеримость результатов;
— базовые направления работы консорциума;
— разработка и развитие сетевых технологий и возможностей эффективного взаимодействия между участниками консорциума, органами государственного управления, академическим и бизнес-сообществом, региональными рынками труда (повышение рейтинговых показателей всех участников консорциума и т. д.);
— создание и развитие новых инфраструктурных форм организации научно-образовательной деятельности на базе инновационно-технологического менеджмента (межвузовские центры, лаборатории, базы практик, информационно-библиотечные ресурсы и др.);
— реализация сетевой распределенной системы подготовки бакалавров, магистров, аспирантов, докторантов и развитие академической мобильности на основе интеграции ресурсов сетевого консорциума;
— формирование на базе вузов сетевой распределенной системы повышения квалификации преподавателей и управленческого персонала;
— организация совместного участия членов консорциума в российских и международных конкурсах, программах, проектах, продвижение сетевого консорциума в международное сетевое сотрудничество;
— позиционирование консорциума в системе высшего профессионального образования как организации, работающей по собственному сетевому стандарту;
— формирование взаимосвязанной распределенной совокупности баз данных как основы информационного сетевого взаимодействия вузов.
Иными словами, целевые ориентиры работы консорциума определяются емкой формулой: «Новый контент + новые технологии + новые компетенции кадров».
Структура сетевого консорциума предполагает взаимодействие учреждений, относящихся к различным уровням образования: вузов, педагогических колледжей, других образовательных учреждений, а также организаций-партнеров в сферах бизнеса, производства. Управление сетевым взаимодействием строится по уровневому принципу: общее руководство осуществляет вуз-координатор, который интегрирует деятельность совета консорциума и исполнительной дирекции. Вузы-участники консолидируют работу других образовательных учреждений, взаимодействуют с организациями-партнерами в сфере бизнеса и производства (см. рис. 1).
В течение первого этапа возросло количество сетевых партнеров — участников консорциума. В начале деятельности в сетевое сотрудничество были включены 16 вузов, сегодня в составе объединения — 42 организации-участника. Сетевые формы сотрудничества в Герценовском университете развиваются и в рамках реализации Программы стратегического развития университета. В Программе принимают участие 14 вузов, значительная часть из них — это участники сетевого объединения «Педагогические кадры России». В научно-исследовательских проектах Программы принимают участие 6 вузов-партнеров, в инфраструктурных проектах — 26 вузов-партнеров, 124 образовательные организации, предприятия.
Тем не менее особым вопросом, требующим дальнейшего исследования, является мотивация вступления вузов в консорциум, их представления об ожидаемых результатах деятельности, преимуществах и возможных рисках. Серьезную проблему представляет собой и сам выбор сетевых партнеров. Выбор сетевого партнера не является механической процедурой, это очень ответственный шаг, предполагающий использование опыта и потенциала каждого образовательного учреждения для повышения качества деятельности. И главную роль здесь играет понимание преимуществ подобного сотруд-
Рис. 1. Модель педагогического научно-образовательного консорциума
ничества всеми его участниками, их готовность к активной работе, преодолению возникающих трудностей, заинтересованность в конечном результате. Вопрос мотивации участников является ключевым и для процесса реализации сетевых образовательных программ. Это касается, прежде всего, понимания смысла и цели сетевой образовательной программы с конкретным партнером: какую задачу решает эта программа, в чем нуждается университет сегодня, почему выбран именно данный сетевой партнер, какие именно компоненты программы и почему должны быть реализованы совместно, что отдается на аутсорсинг партнеру, в чем конкретно проявляется выгода и эффективность сетевой образовательной программы? Без внятного ответа на эти вопросы сетевая образовательная программа, требующая серьезных дополнительных трудозатрат, не имеет смысла. Сегодня начальный этап вхождения в пространство сетевых образовательных программ высшей школой пройден. По мониторингу 2013 года, который проводился МИФИ, вузами России объявлено в качестве исполняемых более 2000 таких программ, из которых лишь минимальная часть фактически соответствует признакам сетевой образовательной программы, зафиксированных в статье 15 Федерального закона № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
Если на первом этапе работы важным моментом был сам факт вступления в консорциум, то сегодня это уже не гарантирует вузам получение определенных дивидендов. Участие в сетевых формах взаимодействия становится привычной ситуацией, возрастает количество подобных объединений. В связи с этим наиболее острой является проблема результативности деятельности консорциума, решение которой требует разработки механизмов измерения и оценки качества сетевого взаимодействия вузов. Необходимо не просто объединение и присоединение участников, а интеграция усилий для создания общих продуктов, четкая координация работы на основе современного менеджмента.
Одним из значимых итогов первого этапа сетевого взаимодействия в Герценовском университете стало открытие 13 сетевых образовательных программ. Однако образо-
вательная деятельность — это только часть сетевого сотрудничества, которое имеет многоуровневый характер, должно быть реализовано в различных видах и формах деятельности — образовательной, издательской, научно-исследовательской, экспертной и т. п. В соответствии с этим перспективы работы консорциума связаны с дальнейшей разработкой сетевых технологий и возможностей эффективного взаимодействия вузов-партнеров. Это создание и развитие новых инфраструктурных форм организации деятельности, межвузовских центров, сетевых лабораторий, баз практик, информационно-библиотечных объединенных ресурсов, сетевой издательской деятельности. Дальнейший шаг в развитии сетевого консорциума — это реализация сетевой распределенной системы подготовки бакалавров, магистров, аспирантов, докторантов, сетевых форм повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Безусловно, это требует разработки нового контента, новых технологий и формирования новых компетенций кадров.
На втором этапе работы (2014-2016 гг.) необходимо решение следующих ключевых задач:
— разработка образовательной логистики и порядка взаиморасчетов, схем организации вариативного образовательного процесса, обеспечивающих развитие академической мобильности студентов и преподавателей в консорциуме, а также сетевой технологии дистанционного образования (в том числе для дополнительного образования, переподготовки, повышения квалификации и т. п.);
— сертификация кадрового ресурса и формирование элитных команд тьюторов, сетевых методистов, менеджеров, экспертов, обеспечивающих сетевое взаимодействие в консорциуме;
— организация непрерывной системы повышения квалификации;
— создание информационного портала консорциума и распределенных сетевых образовательных программ (курсы ^ модули ^ программы) для on-line взаимодействия;
— реализация различных сетевых форм деятельности консорциума;
— диссеминация результатов деятельности и формирование стратегического партнерства (с производством и бизнес-сообществом) как обмена услуг;
— определение конкурентных преимуществ консорциума на рынке образовательных услуг и его информационно-имиджевое продвижение;
— мониторинг научно-образовательной деятельности консорциума на основе оценки его социально-экономической эффективности.
Особое внимание нужно уделить логистическому обеспечению сетевой деятельности консорциума. Должны быть разработаны протоколы о намерениях; положения и регламенты; формы приказов и пакеты сопровождающей документации, совместно разработанные и утвержденные образовательные программы, обеспечивающие: аудит ресурсов членов консорциума; стандартизацию сетевой деятельности; внутреннюю сертификацию, аутсорсинг и лизинг элитного персонала; формирование распределенных элитных ресурсов, экспертных сообществ; академическую мобильность (см. рис. 2).
Значимой составляющей второго этапа работы консорциума выступает расширение спектра форм сетевой образовательной деятельности. Сегодня это в основном частичная реализация в другом вузе или в РГПУ сетевой программы через курс, блок, модуль, с выдачей студенту сертификата, который принимается вузом, соответственно, пройденная дисциплина вносится в приложение к диплому.
Формы организации сетевого взаимодействия студентов и преподавателей могут осуществляться как в непосредственно, так и опосредованно.
Непосредственное взаимодействие предполагает:
— командирование преподавателей в вуз-партнер с целью чтения лекций;
Логистическое обеспечение сстесой деятельности консорциума
w на т ■
fT 122 в .
1 ц*|| JLl
ОММЦЫ ОрГ-нкИЬЯйИАЧИ:
Tip DTCK.a.1 и <1 камерешеях:
Фирну пр li m liiK и пдь/гты
faii р IJI;-L'*,.J. J hj lui'l: Д'^к VT^I'H 7.LJ 11: СОЕ Ч-4 CT H 0 (f-S bOTAH HbJi H J-TBepaiJje ■гейр.л nOE.lTril.UU г прогр пччц,
обеспечивающие;
IT
А^Д11Т РЕСУРСОВ ЧЛЕНОВ КОНСОРЦИУМА
СТАН ДАРТИЗA Uli Ю СЕТ ЕВОЙ ДЕ ЛТ ЕЛ ЬНОСТ И
ВИ JTPE Н Н Ю Ю СЕ РТIIФIIКА1ШЮ А JTCO РСННГН ЛИЗИНГ ЭЛИТНОГО ПЕРС ОН АЛА
+ÖРМПРОИАННЕ РАСП?!ДЕД1Л HЫ.Ч Э1|Щ|Ш РЕСУРСОВ, ЭКСПЕРТНЫХ СООБЩЕСТВ
А КЛ ДЕКИ ЧЕС куго МОЕ ИЛ ьн ОСТЬ
Рис. 2. Логистическое обеспечение сетевой деятельности консорциума
— прохождение практики студентами на базах практик вуза-партнера;
— совместные гранты, конференции (семинары, круглые столы и т. д.). Технически опосредованное взаимодействие (оффлайн и онлайн) включает в себя:
— веб-конференции;
— веб-семинары (вебинары);
— дистанционные консультации (с утвержденным расписанием);
— ведение руководителями ООП рубрики на сайте университета о реализации магистерской программы (рис. 3).
Формы организации (студенты и
Her ос ре дстоеи чое анимодсйспие
* Командирование-п репода сателей
Б НуЗ-ШрГНвр С Ь ЬС чтея LI Л JJ$K111I И
* Прохождение практики студен гамп н а баз ах п рактик вуз а-партнера
* Совместные г ран ты, конференции (семинары, кру глые
СТОЛЫ JI Т.Д.)
сетевого взаимодействия преподаватели)
Теин ич ее ни о п ос ре до со м н м а за и гло действие {оффлайн и онлайн]
* Бёй-конфереыцин
* Вей-нмннары (вебинары]
■ Дистанционные консультации fc ут верькден иын расп j ic ан нем)
■ Ведение руководи тенями ООП рубрики на сайтеуннверснтета о реализации магистерской
.http: J/wwuli h*rz« .: pb. iu-'' mjj n fodll fOJ^ntl
Рис. 3. Формы организации сетевого взаимодействия
Рис. 4. Интеграция элитных ресурсов организаций-сетевых партнеров
Интеграция элитных ресурсов организаций-сетевых партнеров, объединенных в консорциум, предполагает включение всех участников в общее поле сетевого взаимодействия, формирование сетевого образовательного пространства, объединяющего технологии и ресурсы, создание депозитария сетевых образовательных программ, сетевого фонда учебных курсов, модулей (рис. 4).
Сетевые образовательные возможности позволят студентам выстраивать индивидуальные образовательные маршруты с учетом выбора студента в гибких условиях работы вузов — сетевых партнеров. Сетевая образовательная деятельность включает в себя такие компоненты, как:
Авторские учебные дисциплины:
• сетевые модули;
• сетевые образовательные программы.
Инновационное содержание:
• электронные и дистанционные технологии обучения;
• интерактивные сетевые технологии;
• стажировки, включенное обучение.
Диверсификация технологий:
• образовательный портал;
• консолидированный электронный библиотечный фонд;
• единая электронная система документооборота.
Открытая среда.
Независимая аттестация:
• единые стандарты оценки компетенций;
• тестирования в режиме on-line (рис. 5).
Таким образом, сетевые технологии и формы — это технологии конструирования конечного продукта с использованием элитных ресурсов, призванные обеспечить повышение эффективности, доступности и качества образования.
Модель организации образовательной о процесса о консорциуме— сетевые образовательные возможности
В Ы
Б * О Р .
У д
е
■N
т
а
Канстри!р|)Е1Н11(1!1цнв1Ц1Х1ьяого обрлзовягельиаго
мар ш рута
г « ИННОВАЦИОННОЕ содержание • »горек!te ytiОные дисциплины » «TtElIf НСД)'ЛII * «»вы*■ ötfpas омт* л ьные программы
Г 1 Д иверсиф нкацня технологий >}.11>лрн1нк:1 н :ип1кднннмтвкм«1111 047Ч1НИЧ * ккчрMtHtBtkii WM1Ü* ТЫНÜL-ftTMli •■ Стилр ÜEKH- (OftНИ И et^MXHt
Открытая среда - Oi-pliO» iTtli Н i3fTl1 ■ .шдкрзвмнчк леки; згнкьгй * ЁДК Н1Я MtKTpOKJj И CKfTfMl ля и;-': :ент эо£ гр гуз.
Независимая аттестация и. • единые CTH«ip™ оценки компетенций * теетир ова г режим? en -sint
Г
X» б
к
о
е
г
ъ
У а
Сертификаты _v-5CTPispf>lii5. ДНП-1М1Ы
Рис. 5. Модель организации образовательного процесса в сетевом консорциуме
Опыт реализации сетевых образовательных программ в Герценовском университете показал, что можно выделить три смысловых вектора преимуществ в их реализации: элитная подготовка кадров для определенного сегмента экономики; подготовка кадров, требующая интеграции материально-технических ресурсов; общедоступность определенных сетевых программ.
Первый смысловой вектор «элитарность» подразумевает подготовку уникальных специалистов, которые будут востребованы в узкоспециализированных сферах экономики. Такие образовательные программы не предполагают массовой подготовки. Так, примечателен опыт Санкт-Петербургской высшей школы перевода, которая с 2008 года реализует сетевые образовательные программы по подготовке высококвалифицированных переводчиков для обеспечения нужд правительства, международных организаций и потребностей бизнес-сообщества. Сетевыми партнерами школы стали Министерство иностранных дел РФ, переводческие службы Европейской комиссии и Организации Объединенных Наций, Европарламент, ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН), МВФ, ИКАО (Международная организация гражданской авиации), Женевский университет, ESIT — Сорбонна, Шанхайский университет и др. К образовательному процессу привлекаются переводчики высочайшего уровня, обучающие проходят практики и стажировки в рамках международных мероприятий, выпускники работают в системе МИД России, в штате лингвистических служб ООН. Это чрезвычайно дорогостоящая образовательная программа, но ее результаты многократно превосходят затраты на ее реализацию. Очевидна внутренняя мотивация всех субъектов реализации такой программы: университета, обучающихся, работодателей, активно участвующих в процессе ее реализации.
Другой смысловой вектор потребности в сетевой форме реализации образовательных программ связан с консолидацией уникальных материально-технических ресурсов сетевых партнеров. Такие программы чаще реализуются для подготовки специалистов естественнонаучного и инженерного профилей. Основной экономический эффект достигается за счет более рационального и интенсивного использования уникальных
научных приборов, технологических установок и т. п. Так, РГПУ им. А. И. Герцена совместно с Елецким государственным университетом им. И. А. Бунина реализует программу «Физика наноструктур и наноэлектроника». В Елецком университете действует уникальная специализированная лаборатория для изучения и развития нанотехнологий, что расширяет возможности знакомства обучающихся с приборным высокотехнологическим парком двух университетов. Помимо этого, у обучающихся появляется возможность участвовать в совместных исследованиях, используя указанные материально-технические ресурсы. Потребность в сетевом сотрудничестве обусловлена и созданием в городе Елец первого в России центра по производству и дистрибуции диагностических радиофармацевтических препаратов ОАО «Роснано», что предполагает возрастание потребности региона в высококвалифицированных специалистах в сфере нанотехнологий.
Третий смысловой вектор «общедоступность» качественного образования в большей степени связан с социальной миссией университетов. Ключевой задачей реализации подобных сетевых программ является преодоление компетентностной неоднородности вузов России. В этом случае более «сильный» университет поддерживает партнеров интеллектуальными ресурсами, обеспечивает их необходимой методической и технологической поддержкой, является в некотором плане «донором». Такое сотрудничество в наименьшей степени связано с взаимовыгодным обменом информации и ресурсами. Остро встает вопрос о мотивации сетевых партнеров, которая зачастую определена стремлением соответствовать провозглашенным Минобрнауки РФ приоритетам, а не внутренними потребностями в изменении технологий и способов реализации образовательных программ. Однако такое сотрудничество вряд ли способствует развитию потенциала сетевых партнеров, поскольку каждый из них остается «при своих», а иногда даже теряет возможности роста. Например, новый проект по созданию ассоциации «Национальная платформа открытого образования» (НПОО), учредителями которой стали 8 ведущих вузов России, предполагает, что другие вузы будут использовать реализуемые на этой платформе учебные курсы в своей образовательной практике. Развитие подобных технологий позволит существенно оптимизировать сетевую реализацию образовательных программ, увеличить число обучающихся в ведущих вузах России, но в то же время и оптимизировать численность научно-педагогических работников российских вузов.
Безусловно, деятельность сетевого консорциума имеет свои риски и преимущества. Как показал опыт работы на первом этапе, риски связаны в первую очередь с необходимостью введения системы инновационных изменений во всех вузах-партнерах. Это требует введения различных форм вузовского менеджмента, реструктуризации деятельности учреждения, изменения мышления всех участников сетевого взаимодействия, развития новых компетенций вузовских преподавателей. В то же время системным эффектом сетевого взаимодействия выступает развитие каждого участника и повышение капитализации кадрового потенциала, открытость и гибкость образовательных систем, возрастание конкурентоспособности, что, в конечном счете, приводит к повышению качества педагогической деятельности во всей отрасли образования.
Деятельность Герценовского университета по организации и координации сетевого консорциума педагогических вузов — это исполнение требований времени и ответ на сегодняшние обстоятельства. Разработка и реализация проектов консорциума потребует значительных усилий, но в нем есть мощная перспектива.
Литература
1. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
2. Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1990.
3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: Ьи:р://минобрнауки.рф/документы/3409 (дата обращения: 25.09.2013).
4. Рубин Ю. Теория конкуренции и задачи повышения конкурентоспособности российского образования // Высшее образование в России. 2007. № 1. С. 26-43.
5. Гончаров С. А. Университетские рейтинги и обеспечение качества деятельности профессорско-преподавательского состава и структурных подразделений [Текст] / С. А. Гончаров // Вестник Герценовского университета / РГПУ. СПб., 2007. № 6(44). С. 3-11.
6. Дрантусова Н. В., Князев Е. А. Институциональный ландшафт высшего образования в России: ключевые векторы развития [Текст] / Н. В. Дрантусова, Е. А. Князев // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2013. № 1. С. 264-273. С. 268.
7. Глубокова Е. Н., Кондракова И. Э. Сетевое взаимодействие в сфере образования как развивающийся процесс в теории и практике [Текст] / Глубкова Е. Н., Кондракова И. Э. URL: http://pedagogika.3nx.ru/index.php./свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 22.04.2013 г.).
8. Маковеева В. В. Сетевое взаимодействие — ключевой фактор развития интеграции образования, науки и бизнеса // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 354. С. 163-166.
9. Соломин В. П. Модели инновационных преобразований системы педагогического университетского образования // ЧиО. 2012. № 1. С. 19-22.
10. Соломин В. П. Герценовский университет в условиях институциональных изменений [Текст] / В. П. Соломин // Universum: Вестник Герценовского университета [Текст] / РГПУ. СПб., 2013. № 1. С. 3-11.
Т. И. Сидненко
ИНФРАСТРУКТУРА СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ
Современные требования, предъявляемые к конкурентоспособности вузов в контексте исследования общей конкурентоспособности российского образования, затрагивают такие системные проблемы, как качество образовательных услуг, ресурсный потенциал вузов, реальные требования рынка труда и перспективные требования всех отраслей экономики России. Закрепленная Федеральным законом модель профессионального образования позволяет в большей степени, чем прежде, сориентировать систему профессионального образования на нужды конкретных отраслей социальной сферы, экономики и производства, потребности заказчика соответствующих образовательных услуг. Данная модель в значительной степени адаптирована к реализации образовательных программ с использованием сетевой формы обучения. Именно сетевое взаимодействие нескольких образовательных структур позволяет в полной мере обеспечить комплексное освоение обучающимися знаний и выработку компетенций.
Наметившаяся сегодня тенденция «диалогового окна» между государственными структурами, вузами и научно-исследовательскими организациями в вопросе выработки единой стратегии и методик реализации сетевого взаимодействия позитивна [2]. Одним из подтверждений тому стало Всероссийское совещание «Реализация образовательных программ высшего образования в сетевой форме: интегративные технологии», прове-